бесплатные рефераты

Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля

Стандартные значения критерия t:

2.100 (Р=0.05); 2.880 (Р=0.01); 3.920 (Р=0.001)

Сравнительный анализ результатов обнаружил значимые отличия по шкалам спонтанности и агрессивности, к концу учебного года показатели приходят в норму. Сочетание умеренно выраженной спонтанности и агрессивности (как продолжение высокой активности) формирует лидерство как свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не ведомым, данное качество является крайне важным при выборе профессии, связанной с охраной правопорядка. В начале учебного года в классе определялся внутри групповой статус, т.к. школьники оказались в новом коллективе, к кону учебного года каждый из школьников опредилися в статусе и спонтанность и агрессивность стали ниже

Вывод:

Профильное обучение в милицейском классе повлияло на личностные качества, агрессивность и спонтанность в проявлении чувств и поступков. По данным шкалам прослеживается значимые отличия в милицейском классе по результатам диагностики в апреле 2005 г. и январе 2006 г. Сочетание умеренно выраженной спонтанности и агрессивности (как продолжения высокой активности) формирует лидерство как свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не ведомым, данное качество является крайне важным при выборе профессии, связанной с охраной правопорядка.

Физико-математический класс

Как мы видим в физико-математическом классе в апреле 2005 г. все показатели имеют среднюю выраженность. В таблице №8 можно наглядно увидеть выраженность той или иной тенденции испытуемых.

Таблица №8

Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для связанных выборок.

пок-ля

Название шкал

Физико-математический класс апрель 2005

Физико-математический класс январь 2006

t 1-2

1

Экстраверсия

4.80

5.50

-1.66

2

Спонтанность

4.50

4.10

1.18

3

Агрессивность

5.50

4.80

1.66

4

Ригидность

4.50

4.90

-1.81

5

Интроверсия

4.90

4.40

1.25

6

Сензитивность

5.80

5.30

1.25

7

Тревожность

4.50

4.10

1.18

8

Эмотивность

5.10

5.60

-1.25

Стандартные значения критерия t:

2.100 (Р=0.05); 2.880 (Р=0.01); 3.920 (Р=0.001)

Сравнительный анализ результатов не обнаружил значимые отличия ни по одной из шкал

Вывод:

Профильное обучение в физико-математическом классе не повлияло на качества личности школьников. По всем шкалам не прослеживаются значимые отличия по результатам диагностики в апреле 2005 г. и январе 2006 г.

Таблица №8

Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для связанных выборок.( физико-математический и милицейский классы)

пок-ля

Название шкал

Хср.

Милицейский класс

Хср.

Физико-математический класс

t 1-2

1

Экстраверсия

4.80

5.50

-1.66

2

Спонтанность

5.40

4.70

2.33*

3

Агрессивность

5.60

4.50

2.70*

4

Ригидность

4.50

4.90

-1.81

5

Интроверсия

4.90

4.40

1.25

6

Сензитивность

5.80

5.30

1.25

7

Тревожность

4.50

4.10

1.18

8

Эмотивность

5.10

5.60

-1.25

Стандартные значения критерия t:

2.100 (Р=0.05); 2.880 (Р=0.01); 3.920 (Р=0.001)

Сравнительный анализ результатов обнаружил значимые отличия по шкалам спонтанности и агрессивности. Сочетание умеренно выраженной спонтанности и агрессивности (как продолжение высокой активности) формирует лидерство как свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не ведомым.

Вывод:

С помощью некоторых коррекционных методов удалось повлиять на такие качества, препятствующие готовности подростков к самоактуализации, как агрессивность и спонтанность в проявлении чувств и поступков. По данным шкалам прослеживается значимые отличия в экспериментальной группе до и после тренинга. Сочетание умеренно выраженной спонтанности и агрессивности (как продолжения высокой активности) формирует лидерство как свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не ведомым.

Корреляционный анализ

В ходе статистической обработки результатов эмпирического исследования было исследовано 32 показателя, которые отражают индивидуально-психологические особенности личности школьников, и была исследована взаимосвязь между этими показателями

Пок-ля

Исследуемые показатели

1.

Гипертимность

2.

Возбудимость

3.

Эмотивность

4.

Педантичность

5.

Тревожность

6.

Циклотимность

7.

Демонстративность

8.

Застревание

9.

Дистимность

10.

Экзальтированность

11.

Экстраверсия

12.

Спонтанность

13.

Агрессивность

14.

Ригидность

15.

Интроверсия

16.

Сензитивность

17.

Тревожность

18.

Эмотивность

19.

Компетентность во времени

20.

Поддержка

21.

Ценностные ориентации

22.

Гибкость поведения

23.

Сензитивность

24.

Спонтанность

25.

Самоуважения

26.

Самопринятие

27.

Представления о природе человека

28.

Синергия

29.

Принятие агрессии

30.

Контактность

31.

Познавательные потребности

32.

Креативность

Далее были составлены корреляционные плеяды и проведен их анализ. Используя критерий, хи-квадрат с помощью корреляционного анализа удалось выявить какие индивидуально-психологические качества личности наиболее характерны для школьников милицейского класса, а какие для школьников физико-математического класса. Прослеживаются незначительные отличия по ряду показателей. Рассмотрим, по каким именно:

Показатели методики Г. Шмишека Р=0.05

Показатели методики ИТО Р=0.01

Показатели методики САТ

Р=0.001

Рисунок №1. Корреляционная плеяда милицейского класса апрель 2005.

Анализируя данную корреляционную плеяду видно, что большинство взаимосвязей имеет показатель поддержки. В этой корреляционной структуре сцеплено много признаков. Ярко выражена взаимосвязь поддержки и ценностных ориентаций, в свою очередь они взаимодействуют с показателем креативности. Это говорит о том, что старшеклассникам свойственна относительная независимость ценностей и поведения от воздействий извне. Взаимодействие с показателем креативности подтверждает, что все гипертимные личности любознательны, но их любознательность не очень глубокая. Тем не менее, такое качество как креативность очень хорошо выражено и способствует профессиональному и личностному самоопределению. Таким образом, диагностика подтверждает, что гипертимная личность обладает неглубоко выраженными чертами, такими как креативность, контактность, самопринятие и нуждаются в поддержке окружающих.

Рассматривая взаимосвязь между показателями эмотивности и принятия агрессии, необходимо отметить, что для испытуемых эти признаки могут отражаться в выраженной изменчивости настроения, мотивационной неустойчивости, повышенной лабильности и чертах демонстративности (личность, ищущая признания), эти качества могут с одной стороны способствовать профессиональному самоопределению ( «какой солдат не хочет стать генералом»), но с другой стороны данные качества могут стать помехой для работника правоохранительных органов. Для школьников данного класса также характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость. Наиболее сильно выраженная их черта - гуманность, сопереживание другим людям. Они способны принимать раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, как у себя, так и у других людей, что не противоречит литературным данным. Взаимосвязь таких показателей как эмотивность, синергия и принятие агрессии, позволяет отметить, что у эмотивной личности синергия и принятие агрессии происходит гораздо легче, чем у других. Это подтверждает характеристика эмотивной личности по К.Леонгарду.

Анализируя следующую корреляционную структуру, мы видим тесную связь демонстративного и тревожного признака. Описывая эту связь можно отметить, что демонстративность является главным признаком, за счет которого появляется тревожность. Это объясняется тем, что демонстративная личность ориентирована на мнение окружающих и поэтому она обладает постоянным внутренним беспокойством за то, как его воспримут окружающие. Для демонстративной личности характерен высокий уровень тревожности.

Взаимосвязь циклотимности и самоуважения говорит о том, что циклотимическая личность склонна к резким перепадам настроения и для неё очень важен такой показатель как самоуважение. Так как изменение настроения может быть связанно с различными факторами и одним из этих факторов является самоуважение. Циклотимическая личность очень уязвима по показателю самоуважения, это качество является для него очень значимым.

Рассматривая связь между показателями интроверсии и познавательными потребностями подтверждается характеристика интравертированной личности по К.Юнгу: интравертированная личность всегда стремится к познанию окружающего мира. Такая личность постоянно глубоко анализирует свой собственный внутренний мир, постоянно занимается самовоспитанием и самообразованием, поэтому креативность является одним из важных качеств личности.

Показатели методики Г. Шмишека P=0.05

Показатели методики ИТО P=0.01

Показатели методики САТ P=0.001

Рисунок №2. Корреляционная плеяда милицейского класса январь 2006.

Рассматривая первую корреляционную структуру, мы можем увидеть, что большинство взаимосвязей имеет показатель самоуважения. В этой корреляционной структуре сцеплено много признаков. Ярко выражена взаимосвязь показателя самоуважения и представлений о природе человека. Наблюдается рост циклотимичной личности.

Рассматривая взаимосвязь показателей застревания и тревожности необходимо отметить, что застревающая личность после тренинга личностного роста ещё больше задумалась. Следующая корреляционная структура содержит такие показатели, как эмотивность, экстраверсия, агрессивность. Это можно объяснить тем, что эмотивная и демонстративная личности ориентированы на познавательной потребности, и та и другая достаточно агрессивны. При этом демонстративная личность может быть экстравертирована. У демонстративной личности интроверсия меньше выражена. Анализируя взаимосвязь интроверсии и креативности, делаем вывод, что познавательные потребности вылились в творчество, то есть стали развиваться не только познавательные потребности, но и креативность.

В милицейском классе после полугодового обучения в профильном классе такие качества как , познавательные потребности поднялись на более высокий уровень, стала развиваться креативность. Такое качество как сензитивность явилось предпосылкой к адекватной оценке агрессивности со стороны окружающих.

Вывод:

Корреляционный анализ показал, что психологическим барьером для готовности старшеклассников к выбору профессии в сфере охраны правопорядка такие акцентуации как демонстративность и тревожность (гипертимность в подростковом возрасте характерна), так как они сопровождаются следующими характеристиками: высокий уровень тревожности, боязливость, мотивационная неустойчивость.

После полугодового обучения в профильном классе по результатам корреляционного анализа видно, что произошли значимые изменения.

Профильное обучение дало толчок к развитию значимых для профессионального и личностного самоопределения личностных качеств:

- наблюдается рост циклотимной личности: расширение кругозора, представлений о природе человека, появляется особое отношение к ценностным ориентациям. Со временем циклатимная личность может сама по себе скорректироваться. Циклотимность достаточно часто трансформируется либо в лабильную, либо в гипертимную акцентуации в силу конституциональных механизмов;

- познавательные потребности поднялись на более высокий уровень, стала развиваться креативность;

- сензитивность явилась предпосылкой к адекватной оценке агрессивности со стороны окружающих.

Трансформация ряда типов акцентуаций характера всегда идёт по определённым законам и смещается в сторону совместимых типов. Главную роль здесь играет воспитательная и образовательная среда, постоянные трудности социальной адаптации, возраст и эндогенные механизмы.

Рисунок №3. Корреляционная плеяда физико-математического класса апрель 2005

Рисунок №4. Корреляционная плеяда физико-математического класса январь 2006.

Показатели методики Г. Шмишека

Р=0.05

Показатели методики ИТО

Р=0.01

Показатели методики САТ

Р=0.001

Рассматривая корреляционную структуру физико-математического класса в апреле 2005, мы видим классическую взаимосвязь для тревожной личности. Для неё характерна интровертированность, ригидность, тревожность, агрессивность, нужда в поддержке, спонтанность в проявлении чувств и поступков, эмоциональность.

Прежде чем проанализировать и сравнить корреляционную плеяду физико-математического класса в январе 2006 , необходимо отметить, что для данного возрастного отрезка тревожность характерная черта личности. Для тревожной личности такие качества как спонтанность, эмотивность, нужда в поддержке и агрессивность являются содержательными характеристиками самой тревожной акцентуации. Как видно основные взаимосвязи остаются достаточно крепкими.

Вывод:

Существует убеждение, что акцентуации характера исчезают сами по себе, тем не менее, корреляционный анализ данной группы показал, что часто динамика акцентуаций имеет негативный характер. Это препятствует способности подростков к профессиональному и личностному самоопределению.

В данном случае, для тревожной личности способность к самоактуализации затрудняют такие качества, как агрессивность, спонтанное проявление чувств и поступков, эмоциональность.

Сравнение корреляционных плеяд милицейского и физико-математического классов показало, что акцентуации характера имеет место у всех старшеклассников без исключения. Профильное обучение необходимо для профессионального и личностного самоопределения. В этом случае личность будет подготовлена и самоактуализация пройдёт как естественный жизненный этап.

2.3. Практические рекомендации по оптимизации учебной деятельности в классах разного профиля.

На основании проведённого анализа литературы и анализа полученных результатов, мы разработали следующие рекомендации, которые помогут создать старшекласснику благоприятные условия для развития, самоактуализации, личностного роста, а, следовательно, помогут сделать учебную деятельность более успешно:

Процесс обучения в профильных классах должен состоять из постановки перед учащимися каких-то проблем, задач, из свободного обсуждения, анализа этих проблем, из коллективной разработки плана решения проблемы, преодоления трудностей, возникающих при этом, и осуществления намеченного плана, из обсуждения полученных результатов и перехода к следующей проблеме, вытекающей из разрешённой. Обучение должно вестись так, чтобы перед учащимися всё время стояли какие-то трудности, а их учение было нацелено на преодоление этих трудностей. Лёгкое, бездумное учение не только не полезно, не только не способствует развитию учащихся, но и вредно, так как притупляет мышление, разрушает волю. Наоборот, в процессе преодоления трудностей учащиеся будут по-настоящему овладевать знаниями, умениями, у них будут развиваться умственные способности, они лучше смогут адаптироваться в сложных реалиях жизни, научатся регулировать своё поведение, общение станет более продуктивным и насыщенным, а, следовательно, и уровень тревожности будет находиться на оптимальном уровне.

Для благоприятного развития старшеклассника важно, чтобы он учился не только у педагогов, но и у сверстников в процессе общения, в совместной деятельности. Многие качества личности, такие, как адекватная самооценка, самосознание своих индивидуальных особенностей, умение общаться, адекватно относиться к сложившейся ситуации, правильно учиться, формируются главным образом в межличностном взаимодействии сверстников. Задача взрослых, учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности личности каждого подростка, создать благоприятные условия для общения и обучения, помочь подросткам советом, поддержать в трудной ситуации.

Родителям и педагогам важно учитывать и то, что старшеклассники обладают актуальной потребностью в познании и оценке свойств своей личности. Именно поэтому они особенно чувствительны к оценке окружающих. Отсюда их ранимость, обидчивость, беспричинные, с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки взрослых и одноклассников. Поэтому очень важно оценивать подростка адекватно, соразмерно его способностям и ни при каких условиях не критиковать его резко при сверстниках, так как в этом возрасте очень важно для старшеклассника его положение в группе. И малейший намек на то, что он не такой как все вызывает бурю эмоций.

Рекомендации для школьных психологов и педагогов:

Устранить для каждой из акцентуаций психотравмирующий фактор: гипертимную личность не оставлять без контроля, педантичную - не торопить, экзальтированную не критиковать и не ставить «двоек», циклотимную - вовлекать в общение и не давать впадать в депрессивные состояния;

Не создавать условия для закрепления патохарактерологических качеств;

При формировании детских коллективов учитывать совместимость акцентуаций.

Необходимо целенаправленно информировать родителей и педагогов по вопросам воспитания, чтобы по возможности исключить гиперопеку и безнадзорность. Для классного руководителя - ввести коррекцию во взаимоотношения с школьниками.

Учитывая, что исследование проводилось в массовой школе, то полученный негативный результат можно объяснить не вполне благоприятной социальной средой г. Зеленодольска (низкий уровень средней заработной платы по городу в целом, безработица, криминальная среда). При неблагоприятном стечении обстоятельств ряд акцентуаций переходит в соответствующие психопатии. Эта проблема состоит в том, что может повлечь за собой рост числа психических заболеваний в обществе, а также девиаций. Формирование комплексной психотравмирующей среды может привести к обострению акцентуаций и формированию патологии характера (неврозы, реактивные депрессии). Или же может привести к делинквентному поведению, то есть к правовым нарушениям. Например, к бродяжничеству, токсикомании, транзиторным сексуальным девиациям (ранняя половая жизнь, гомосексуализм, промискуитет). Особенно обостряет акцентуации продолжительное действие какого-либо травмирующего фактора (болезнь и т.д.), социальное неблагополучие в критическом возрасте. Условно можно определить, что для демонстративной личности это детство, для тревожной - первые классы школы, для застревающей - 11-13 лет, для экзальтированной - 11-13 до 16-17 лет.

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, акцентуированные черты нужно корректировать в детстве. Большинство акцентуаций характера наиболее ярко проявляются к подростковому возрасту, поэтому необходимо организовывать тренинги по регуляции психоэмоционального состояния. На основе полученных результатов исследования определились некоторые области коррекционной работы.

В основном было обращено внимание на осуществление коррекции гипертимного, экзальтированного, педантичного и циклотимного типов акцентуаций.

Коррекция должна происходить еще в 7 классе, когда акцентуированные черты характера только начинали формироваться. Данная коррекция происходила следующим образом:

Гипертимность: Коррекция эмоционально-волевой сферы и критики к себе. Необходим контроль со стороны старших, развитие волевых качеств (например, занятия спортом-борьбой и т.д.). Нужно проводить тренинг личностных качеств.

Педантичность: Коррекция застревания на неудачах, формирование позитивного отношения к себе и положительной самооценки.

Циклотимность: Надо компенсировать склонность к перепадам настроения. Необходимо проводить тренинг оптимистического настроения, арттеропию.

Экзальтированность: Компенсировать неадекватно-эмоциональное восприятие окружающих. Необходима коррекционная арттерапия в разных формах, сказка-терапия, тренинг общения и занятия искусством.

Заключение

В работе были проанализированы научные труды известных педагогов и психологов, посвященные проблеме изучения индивидуальных и социально - психологических особенностей личности. Была рассмотрена взаимосвязь некоторых социально - психологических особенностей личности старшеклассников с выбором профиля обучения. Сравнение индивидуально-психологических особенностей школьников милицейского и физико-математического класса выявило не значительные индивидуально-психологические различия по таким показателям как спонтанность и агрессия, возбудимость, креативность, синергия, самопринятие и ценностные ориентации. Выдвинутая в исследовании гипотеза: подтвердилась.

Было выявлено, что спонтанность, агрессия более выражены старшеклассников милицейского класса, а возбудимость, креативность, синергия, самопринятие более выражены у старшеклассников физико-математического класса. Результаты проведенного исследования дают основание для утверждения, что:

1.Индивидуально-психологические особенности влияют на выбор будущей профессии;

2. Обучение в профильном классе приводит к изменению некоторых индивидуально-психологических качеств учащихся. В частности у учеников милицейского класса. Средний уровень спонтанности и агрессивности через шесть месяцев снизился и стал на уровне нормы, что может свидетельствовать о влиянии специфики деятельности на индивидуально-психологические особенности. Это свидетельствует о сложной взаимосвязи между предпочтением личностью определенного вида деятельности и влияния деятельности на личность.

Проведенное исследование нельзя назвать окончательным. Можно наметить следующие возможности для развития этой темы:

Более глубокое изучение взаимосвязи между влиянием деятельности на личностные особенности и выбора профессии;

Проведение коррекционной работы в соответствии с полученными результатами;

Отслеживание произошедших изменений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.2т. - М.:Педагогика, 1980. - 290с.,287с.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Изд-во КГУ,1996. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1993.

Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

Ассаджиоли Р. Психосинтез. - М.: ЭКСМОПРЕСС, 2002.

Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 2000.

Бассиюни К. Воспитание народоубийц.(Власть или зрелость.О принуждении к послушанию и стремлении к автономии) / Перевод с нем. А.Д.Пономарева - СПб.: Академический проект,1999.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.,2000.

Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988, -190 с.

Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./ Под. Ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: МПА, 1995.

Большаков В.Ю. Психотренинг.Социодинамика.Игры.Упражнения. - СПб., 1994.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бэрон Р., Ричардсрн Д. Агрессия. - СПб., 2000.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.

Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - Минск,

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М., 1999.

Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - Москва-Рига, 2000.

Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

Гуревич К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики // научнометодические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. - М., 1988.

Дако П. Новое искусство жить./ Пер. с франц. - М.: Институт практической психологии, 1995.

Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: РАГС, 1999.

Егидес А.П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

Егидес А.П., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в людях. - Алма-Ата: Казахстан: АО «Караван», 1991.

Елисеев О.П. Конструктивноя типология и психодиагностика личности. - Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2003.

Зинченко А.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. - Самара: Изд-во «АВС», 1997.

Клиническая психология. / Сост. и общая ред. Н.В.Тарабриной. - СПб.: Питер,2000.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1995.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвящение, 1997.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков : Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск: Беларусь, 1988.

Кречмер Э. Строение тела и характер / Пер. с нем. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Лазурский А.Ф. Самовоспитание школьников. - М.: Педагогика, 1976, - 160 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В.Лещинской. - М.: Изд-во Эксмо, 2002.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медецина, 1983.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.,2001.

Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. - М.: 1982. - 108-117 с.

Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 2001.

Миславский Ю.М. Наркомания и неврозы. // Патохарактерологические исслдования у подростков. / под. Ред. Личко А.Е., Иванова И.П. - М.: МГУ, 1993.

Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. - М., 1995, - 360 с.

Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1995.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение,.

Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетенстности). М.: Академический Проект, 2002.

Простомолов В.Ф. Гигиена и тайны души. - Простомолов В.Ф., 1992.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996.

Психологические тесты / Под. Ред. А.А.Карелина. В 2 т. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.

Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология в школе / Хрестоматия по социальной психологии (сост. Т.В.Кусатова). - М.: Междунар. педагогич. академия,1993.

Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злоткин. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Л.П.Петровской. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М., 1995.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.

Сержантов В.Ф. Характер как деструктивное поведение. - СПб.: Ривьера, 1993.

Словарь-справочник по психологической диагностике / Сост. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев: Наукова думка, 1989.

Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1, 2, 2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В.Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов н / Д.: «Феникс», 1999.

Сугробова Н.Ш. Как разбираться в людях. - Алма-Ата, 1991.

Фельдштейн Д.И.Проблемы возрастной и педагогической психологии (избранные психологические труды). - М.:МПА, 1995.

Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика - М.,1998.

Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.

Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. - СПб.: Речь, 2003.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек - манипулятор. - Минск, - 1992.

Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/Пер. с англ. В.Абабкова, В.Гаврилова. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 624 с.

Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Педагогика и логика. - М.: «Касталь», 1992.

Энциклопедия психологических тестов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М., 1994, 17 с.

Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного поведения//Вопросы психологии, 1995 №2 - 34-37с.

Приложение

Приложение 1

Опросник Шмишека

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ