бесплатные рефераты

Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи

Средний уровень мотивации;

Умеренно высокий уровень мотивации;

Слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:

Низкая мотивация к защите;

Средний уровень мотивации;

Высокий уровень мотивации;

Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень - оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до -2.

Выделяется пять уровней готовности к риску:

Излишняя осторожность;

Склонность к осторожности;

средний уровень готовности к риску;

склонность к риску;

излишняя склонность к риску.

Методика определения мотивации к успеху и боязни неудачи А. Реана - опросник, состоящий из 20-ти вопросов, позволяющий выделить несколько уровней преобладающей мотивации:

мотивация на неудачу (боязнь неудачи);

мотивация на успех (надежда на успех);

невыраженный мотивационный полюс;

ближе к избеганию неудачи;

ближе к стремлению к успеху.

Для изучения и определения уровня тревожности использовались три методики:

Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера;

Шкала личностной тревожности учащихся 10-16 лет О. Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан;

Шкала тревожности Д. Тейлора, адаптированная В.Г. Норакидзе.

Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера предполагает оценку того, на сколько предлагаемая ситуация, состояние обычно для испытуемого. Для оценки предоставляется шкала с 4-мя вариантами ответов. Данная методика состоит из 2-ух частей, по 20 суждений в каждой, и позволяет оценить уровень ситуационной и личностной тревожности. Выделяется пять групп развития тревожности:

Очень высокая тревожность;

высокая тревожность;

средняя тревожность;

низкая тревожность;

очень низкая тревожность.

Шкала личностной тревожности учащихся 10-16 лет О. Кондаша и адаптированная А.М. Прихожан разработана в двух формах: “А” (для школьников 10-12 лет); и “Б” (для школьников 13-16 лет). Для исследования использовалась форма “Б”, состоящая из 40-ка ситуаций. Задача испытуемого - определить насколько каждая ситуация (по 5-ти бальной шкале) неприятна, некомфортна для него. Выделяется пять уровней тревожности:

состояние тревожности испытуемому не свойственно;

нормальный уровень тревожности;

несколько повышенная тревожность;

явно повышенная тревожность;

очень высокая тревожность.

Шкала тревожности Д. Тейлора, адаптированная В.Г. Норакидзе, состоящая из 60-ти вопросов, позволяет выделить пять уровней тревожности испытуемого:

очень высокий уровень тревожности;

высокий уровень;

средний уровень (с тенденцией к высокому);

средний уровень (с тенденцией к низкому);

низкий уровень тревожности.

Особенности возрастной динамики мотивации достижения успеха, избегания неудачи и тревожности, а также степень взаимозависимости ведущей мотивационной тенденции и уровня тревожности были определены в ходе в ходе проведения исследования.

Исследование проводилось в рамках двух возрастных периодов: подростковом и юношеском (по классификации Эльконина). Было выбрано четыре разновозрастных группы:

1 - ранний подростковый возраст;

2 - поздний подростковый возраст;

3 - ранний юношеский возраст;

4 - поздний юношеский возраст.

Исследование было проведено в два этапа:

1 - выявление ведущей мотивационной тенденции;

2 - определение уровня тревожности.

Далее результаты обрабатывались и анализировались, выявлялись основные закономерности.

Исследование проводилось на базе 6 «А» (7 «А») класса, в составе 26-ти человек и 10 «Б» (11 «Б») класса, в составе 24-х человек, школа №15 г. Орска, также факультета «Педагогика и психология» ОГТИ, филиал ОГУ I (II) курса, в составе 30-ти человек и IV (V) курса, в составе 25 человек.

Мы предполагаем, что мотивация достижения успеха, избегания неудачи и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи.

Данное предположение и будет основной гипотезой нашего исследования.

§ 2. Анализ результатов исследования.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к успеху

низкий

средний

умеренно высокий

слишком

высокий

6 класс

16%

34%

38%

12%

10 класс

21%

30%

34%

15%

I курс

20%

31%

31%

18%

IV курс

16%

34%

29%

21%

Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха меняются с возрастом незначительно. Основные изменения происходят на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха: умеренно высокий уровень снижается, тогда как слишком высокий - возрастает.

Методика диагностики личности на мотивацию

к избеганию неудач Т. Элерса.

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к избеганию неудач

низкий

средний

умеренно высокий

слишком

высокий

6 класс

16%

44%

19%

21%

10 класс

22%

39%

22%

17%

I курс

17%

40%

23%

20%

IV курс

21%

26%

30%

21%

Как видно низкий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудачи изменяются незначительно. Показатели среднего уровня имеют тенденцию к снижению (кроме I курса, который совпадает с уровнем 10 класса). Умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудачи - повышается.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к избеганию неудачи

Излишняя осторожность

Склонность к осторожности

Средний

Склонность к риску

Излишняя склонность к риску

6 класс

4%

16%

50%

16%

14%

10 класс

0%

8%

46%

31%

15%

I курс

3%

3%

48%

33%

13%

IV курс

4%

0%

68%

21%

5%

Результаты исследования показали, что испытуемым как подросткового так и юношеского возраста не свойственен низкий уровень готовности к риску. Более того склонность к осторожности снижается. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, который особенно резко возрастает в позднем юношеском возрасте. Уровень склонности к риску и излишней осторожности к риску гораздо выше, чем низкий уровень и сравним со средним уровнем (10 кл., I к, но в 6 кл. и на IV к - ниже, чем средний уровень). Кроме того, излишняя склонность к риску снижается и имеет особенность «усредняться», особенно на IV курсе.

Группа

испытуемых

Преобладающая мотивация

Мотивация на неудачу

Невыраженный мотивационный полюс

Мотивация на успех

Ближе к

неудаче

Ближе к

успеху

6 класс

12%

19%

31%

38%

10 класс

4%

13%

38%

45%

I курс

13%

17%

33%

37%

IV курс

8%

12%

36%

44%

“Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).

Как показали результаты исследования преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% во всех возрастах). Очевидно и то, что в раннем подростковом и раннем юношеском возрастах мотивация избегания неудачи проявляет себя более заметно, нежели в другие возрастные периоды. Тенденция на возрастание мотивации достижения успеха более очевидна в позднем подростковом и позднем юношеском возрастах.

Суммируя все приведенные выше данные испытуемых можно разделить на три основные группы:

1. Яркая выраженность мотивации достижения успеха.

2. Яркая выраженность мотивации избегания неудачи.

3. Невыраженный мотивационный полюс.

Об особенностях третьей группы необходимо сказать отдельно. В эту группу были включены испытуемые со следующими показателями:

А - высокие и сверхвысокие показатели мотивации достижения успеха при высоких и сверхвысоких показателях мотивации избегания неудачи;

Б - средние показатели мотивации достижения успеха при средних показателях мотивации избегания неудачи;

В - низкие показатели мотивации достижения успеха при низких показателях мотивации избегания неудачи.

В группу 1 и 2 соответственно были включены испытуемые, у которых между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи наблюдалась значительная корреляция в сторону преобладания мотивации достижения успеха у 1-ой группы и доминирования мотивации избегания неудачи у 2-ой группы.

Результаты исследования 6 «А» класса (26 человек):

1 группа - 32%

2 группа - 23%

3 группа - 45%

А - 25%

Б - 16%

В - 4%

Результаты исследования 10 «Б» класса (24 человек):

1 группа - 38%

2 группа - 21%

3 группа - 41%

А - 21%

Б - 16%

В - 4%

Результаты исследования I курса (30 человек):

1 группа - 43%

2 группа - 21%

3 группа - 36%

А - 9,5%

Б - 9,5%

В - 7%

Результаты исследования IV курса (25 человек):

1 группа - 48%

2 группа - 20%

3 группа - 32%

А - 10%

Б - 22%

В - 0%

Возрастная динамика готовности к риску:

6 класс

10 класс

Высокая готовность

-

30%

Высокая готовность

-

46%

Средняя готовность

-

50%

Средняя готовность

-

46%

Низкая готовность

-

20%

Низкая готовность

-

8%

I курс

IV курс

Высокая готовность

-

46%

Высокая готовность

-

26%

Средняя готовность

-

46%

Средняя готовность

-

68%

Низкая готовность

-

6%

Низкая готовность

-

4%

Возрастная динамика готовности к риску при выраженной мотивации достижения успеха.

6 класс

10 класс

Высокая готовность

-

37%

Высокая готовность

-

67%

Средняя готовность

-

63%

Средняя готовность

-

33%

Низкая готовность

-

0%

Низкая готовность

-

0%

I курс

IV курс

Высокая готовность

-

38%

Высокая готовность

-

50%

Средняя готовность

-

62%

Средняя готовность

-

50%

Низкая готовность

-

0%

Низкая готовность

-

0%

Возрастная динамика готовности к риску при выраженной мотивации избегания неудачи.

6 класс

10 класс

Высокая готовность

-

0%

Высокая готовность

-

60%

Средняя готовность

-

67%

Средняя готовность

-

40%

Низкая готовность

-

33%

Низкая готовность

-

0%

I курс

IV курс

Высокая готовность

-

50%

Высокая готовность

-

20%

Средняя готовность

-

50%

Средняя готовность

-

60%

Низкая готовность

-

0%

Низкая готовность

-

20%

Возрастная динамика готовности к риску при невыраженном мотивационном полюсе.

6 класс

10 класс

Высокая готовность

-

42%

Высокая готовность

-

20%

Средняя готовность

-

33%

Средняя готовность

-

60%

Низкая готовность

-

25%

Низкая готовность

-

20%

I курс

IV курс

Высокая готовность

-

55%

Высокая готовность

-

12%

Средняя готовность

-

27%

Средняя готовность

-

88%

Низкая готовность

-

18%

Низкая готовность

-

0%

Очевидно, испытуемым с выраженной мотивацией достижения успеха более свойственен средний уровень готовности к риску. Данный показатель довольно стабилен (кроме 10 класса). Присутствует почти в равной степени и высокая степень готовности к риску, но проявляет она себя скачкообразно. Низкий уровень готовности к риску у испытуемых с выраженной мотивацией достижения успеха не выявлен.

У испытуемых с выраженной мотивацией избегания неудачи кроме среднего и высокого уровня готовности к риску присутствует и низкий. Показатели по всем 3-м уровням скачкообразны, нестабильны. Как и в предыдущем случае, особую картину представляет собой поздний подростковый возраст, который проявляет явную склонность к высокому уровню готовности к риску.

При невыраженном мотивационном полюсе показатели крайне неустойчивы. Присутствуют все три уровня готовности к риску. Однако только низкий уровень стремится к относительной стабильности (исключая данные IV курса). Определенная схожесть показателей наблюдается у испытуемых 6 класса и I курса (преобладание высокого уровня готовности к риску), 10 класса и IV курса (выраженное преобладание среднего уровня готовности к риску).

Проведение второго этапа исследования было осуществлено с теми же группами через 5 месяцев. Как уже отмечалось, цель данного этапа - определение уровня тревожности испытуемых в различные возрастные периоды. На этом же этапе аналитическим образом определилась степень корреляции между уровнем тревожности и ведущей мотивационной тенденцией.

Опросник «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера.

Возрастная

группа

Шкала

тревожности

Уровень тревожности

Высокий

Средний

Низкий

7 класс

Общая тревожность

4%

88%

8%

Ситуативная тревожность

7,5%

61,5%

31%

Личностная тревожность

3,5%

85%

11,5%

11 класс

Общая тревожность

4%

84,5%

11,5%

Ситуативная тревожность

0%

79%

21%

Личностная тревожность

0%

83,5%

16,5%

II курс

Общая тревожность

3%

77%

20%

Ситуативная тревожность

3%

80%

17%

Личностная тревожность

0%

73%

27%

V курс

Общая тревожность

8%

72%

20%

Ситуативная тревожность

0%

84%

16%

Личностная тревожность

4%

68%

28%

Полученные данные указывают на то, что у подростков и юношей преобладает средний уровень тревожности. Низкий уровень имеет определенную тенденцию к повышению. Высокий уровень тревожности обладает общей направленностью на снижение (за исключением позднего юношеского возраста).

Общая тревожность в подростковом и юношеском возрасте снижается (если не учитывать результаты V курса). Ситуативная тревожность заметно усредняется и, более того, имеет направленность на снижение показателей. Личностная тревожность отчетливо снижается.

В силу возрастных особенностей, для дальнейшего исследования использовались две различные методики: «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (форма Б) - для подростков и «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе) - для юношей.

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (форма Б).

Шкала тревожности

Уровень тревожности

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

7

класс

11

класс

7

класс

11

класс

7

класс

11

класс

7

класс

11

класс

7

класс

11

класс

Общая тревожность

15%

4%

4%

16%

37,5%

68%

28,5%

8%

15%

4%

Школьная тревожность

4%

4%

7,5%

12,5%

29%

37%

22%

12,5%

37,5%

34%

Самооценочная тревожность

15%

29%

4%

29%

50%

34%

31%

8%

0%

0%

Межличностная тревожность

4%

4%

11,5%

12,5%

50%

67%

23%

16,5%

11,5%

0%

Магическая тревожность

35,5%

42%

15%

16%

23%

42%

19%

0%

7,5%

0%

Среднее арифметическое

8,3%

17,4%

8,4%

17,2%

38%

50%

24,7%

9%

14,3%

7,6%

Суммируя приведенные данные о преобладающем уровне тревожности, всех испытуемых можно «разбить» на три группы:

1 - низкий уровень тревожности;

2 - средний уровень тревожности;

3 - высокий уровень тревожности.

Результаты распределения испытуемых по данным группам в различные возрастные периоды следующие:

7 класс

11 класс

1 группа

-

14%

1 группа

-

22%

2 группа

-

57%

2 группа

-

67%

3 группа

-

29%

3 группа

-

12%

II курс

V курс

1 группа

-

18%

1 группа

-

20%

2 группа

-

79%

2 группа

-

76%

3 группа

-

3%

3 группа

-

4%

Исследование показало, что существует определенная возрастная тенденция изменения уровня тревожности. Очевидно, что юным подросткам более свойственна тревожность среднего, выше среднего и высокого уровня, при доминировании среднего. Показатели низких уровней - малы. Для более взрослых подростков остается характерным средний уровень тревожности, более того - он возрастает. Высокие показатели тревожности значительно снижаются, тогда как низкие - заметно повышаются.

Наиболее развитой у подростков обеих групп является школьная тревожность. Однако с возрастом ее показатели уменьшаются, но сохраняется довольно высокий уровень. Уровень общей тревожности значительно усредняется и проявляет тенденцию к снижению. Самооценочная тревожность уменьшается значительно. Межличностная тревожность стремится к среднему значению. Уровень магической тревожности также снижается.

«Шкала тревожности» Д. Тейлора

(адаптированная В.Г. Норакидзе)

Группа

испытуемых

Уровень тревожности

Очень

высокий

Высокий

Средний

(с тенденцией

к высокому)

Средний

(с тенденцией

к низкому)

Низкий

II курс

3%

13%

27%

54%

3%

V курс

0%

20%

28%

52%

0%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ