Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи
Средний уровень мотивации;
Умеренно высокий уровень мотивации;
Слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:
Низкая мотивация к защите;
Средний уровень мотивации;
Высокий уровень мотивации;
Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень - оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до -2.
Выделяется пять уровней готовности к риску:
Излишняя осторожность;
Склонность к осторожности;
средний уровень готовности к риску;
склонность к риску;
излишняя склонность к риску.
Методика определения мотивации к успеху и боязни неудачи А. Реана - опросник, состоящий из 20-ти вопросов, позволяющий выделить несколько уровней преобладающей мотивации:
мотивация на неудачу (боязнь неудачи);
мотивация на успех (надежда на успех);
невыраженный мотивационный полюс;
ближе к избеганию неудачи;
ближе к стремлению к успеху.
Для изучения и определения уровня тревожности использовались три методики:
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера;
Шкала личностной тревожности учащихся 10-16 лет О. Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан;
Шкала тревожности Д. Тейлора, адаптированная В.Г. Норакидзе.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера предполагает оценку того, на сколько предлагаемая ситуация, состояние обычно для испытуемого. Для оценки предоставляется шкала с 4-мя вариантами ответов. Данная методика состоит из 2-ух частей, по 20 суждений в каждой, и позволяет оценить уровень ситуационной и личностной тревожности. Выделяется пять групп развития тревожности:
Очень высокая тревожность;
высокая тревожность;
средняя тревожность;
низкая тревожность;
очень низкая тревожность.
Шкала личностной тревожности учащихся 10-16 лет О. Кондаша и адаптированная А.М. Прихожан разработана в двух формах: “А” (для школьников 10-12 лет); и “Б” (для школьников 13-16 лет). Для исследования использовалась форма “Б”, состоящая из 40-ка ситуаций. Задача испытуемого - определить насколько каждая ситуация (по 5-ти бальной шкале) неприятна, некомфортна для него. Выделяется пять уровней тревожности:
состояние тревожности испытуемому не свойственно;
нормальный уровень тревожности;
несколько повышенная тревожность;
явно повышенная тревожность;
очень высокая тревожность.
Шкала тревожности Д. Тейлора, адаптированная В.Г. Норакидзе, состоящая из 60-ти вопросов, позволяет выделить пять уровней тревожности испытуемого:
очень высокий уровень тревожности;
высокий уровень;
средний уровень (с тенденцией к высокому);
средний уровень (с тенденцией к низкому);
низкий уровень тревожности.
Особенности возрастной динамики мотивации достижения успеха, избегания неудачи и тревожности, а также степень взаимозависимости ведущей мотивационной тенденции и уровня тревожности были определены в ходе в ходе проведения исследования.
Исследование проводилось в рамках двух возрастных периодов: подростковом и юношеском (по классификации Эльконина). Было выбрано четыре разновозрастных группы:
1 - ранний подростковый возраст;
2 - поздний подростковый возраст;
3 - ранний юношеский возраст;
4 - поздний юношеский возраст.
Исследование было проведено в два этапа:
1 - выявление ведущей мотивационной тенденции;
2 - определение уровня тревожности.
Далее результаты обрабатывались и анализировались, выявлялись основные закономерности.
Исследование проводилось на базе 6 «А» (7 «А») класса, в составе 26-ти человек и 10 «Б» (11 «Б») класса, в составе 24-х человек, школа №15 г. Орска, также факультета «Педагогика и психология» ОГТИ, филиал ОГУ I (II) курса, в составе 30-ти человек и IV (V) курса, в составе 25 человек.
Мы предполагаем, что мотивация достижения успеха, избегания неудачи и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи.
Данное предположение и будет основной гипотезой нашего исследования.
§ 2. Анализ результатов исследования.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Группа
испытуемых
|
Уровень мотивации к успеху
|
|
|
низкий
|
средний
|
умеренно высокий
|
слишком
высокий
|
|
6 класс
|
16%
|
34%
|
38%
|
12%
|
|
10 класс
|
21%
|
30%
|
34%
|
15%
|
|
I курс
|
20%
|
31%
|
31%
|
18%
|
|
IV курс
|
16%
|
34%
|
29%
|
21%
|
|
|
Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха меняются с возрастом незначительно. Основные изменения происходят на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха: умеренно высокий уровень снижается, тогда как слишком высокий - возрастает.
Методика диагностики личности на мотивацию
к избеганию неудач Т. Элерса.
Группа
испытуемых
|
Уровень мотивации к избеганию неудач
|
|
|
низкий
|
средний
|
умеренно высокий
|
слишком
высокий
|
|
6 класс
|
16%
|
44%
|
19%
|
21%
|
|
10 класс
|
22%
|
39%
|
22%
|
17%
|
|
I курс
|
17%
|
40%
|
23%
|
20%
|
|
IV курс
|
21%
|
26%
|
30%
|
21%
|
|
|
Как видно низкий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудачи изменяются незначительно. Показатели среднего уровня имеют тенденцию к снижению (кроме I курса, который совпадает с уровнем 10 класса). Умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудачи - повышается.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Группа
испытуемых
|
Уровень мотивации к избеганию неудачи
|
|
|
Излишняя осторожность
|
Склонность к осторожности
|
Средний
|
Склонность к риску
|
Излишняя склонность к риску
|
|
6 класс
|
4%
|
16%
|
50%
|
16%
|
14%
|
|
10 класс
|
0%
|
8%
|
46%
|
31%
|
15%
|
|
I курс
|
3%
|
3%
|
48%
|
33%
|
13%
|
|
IV курс
|
4%
|
0%
|
68%
|
21%
|
5%
|
|
|
Результаты исследования показали, что испытуемым как подросткового так и юношеского возраста не свойственен низкий уровень готовности к риску. Более того склонность к осторожности снижается. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, который особенно резко возрастает в позднем юношеском возрасте. Уровень склонности к риску и излишней осторожности к риску гораздо выше, чем низкий уровень и сравним со средним уровнем (10 кл., I к, но в 6 кл. и на IV к - ниже, чем средний уровень). Кроме того, излишняя склонность к риску снижается и имеет особенность «усредняться», особенно на IV курсе.
Группа
испытуемых
|
Преобладающая мотивация
|
|
|
Мотивация на неудачу
|
Невыраженный мотивационный полюс
|
Мотивация на успех
|
|
|
|
Ближе к
неудаче
|
Ближе к
успеху
|
|
|
6 класс
|
12%
|
19%
|
31%
|
38%
|
|
10 класс
|
4%
|
13%
|
38%
|
45%
|
|
I курс
|
13%
|
17%
|
33%
|
37%
|
|
IV курс
|
8%
|
12%
|
36%
|
44%
|
|
|
“Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).
Как показали результаты исследования преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% во всех возрастах). Очевидно и то, что в раннем подростковом и раннем юношеском возрастах мотивация избегания неудачи проявляет себя более заметно, нежели в другие возрастные периоды. Тенденция на возрастание мотивации достижения успеха более очевидна в позднем подростковом и позднем юношеском возрастах.
Суммируя все приведенные выше данные испытуемых можно разделить на три основные группы:
1. Яркая выраженность мотивации достижения успеха.
2. Яркая выраженность мотивации избегания неудачи.
3. Невыраженный мотивационный полюс.
Об особенностях третьей группы необходимо сказать отдельно. В эту группу были включены испытуемые со следующими показателями:
А - высокие и сверхвысокие показатели мотивации достижения успеха при высоких и сверхвысоких показателях мотивации избегания неудачи;
Б - средние показатели мотивации достижения успеха при средних показателях мотивации избегания неудачи;
В - низкие показатели мотивации достижения успеха при низких показателях мотивации избегания неудачи.
В группу 1 и 2 соответственно были включены испытуемые, у которых между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи наблюдалась значительная корреляция в сторону преобладания мотивации достижения успеха у 1-ой группы и доминирования мотивации избегания неудачи у 2-ой группы.
Результаты исследования 6 «А» класса (26 человек):
1 группа - 32%
2 группа - 23%
3 группа - 45%
А - 25%
Б - 16%
В - 4%
Результаты исследования 10 «Б» класса (24 человек):
1 группа - 38%
2 группа - 21%
3 группа - 41%
А - 21%
Б - 16%
В - 4%
Результаты исследования I курса (30 человек):
1 группа - 43%
2 группа - 21%
3 группа - 36%
А - 9,5%
Б - 9,5%
В - 7%
Результаты исследования IV курса (25 человек):
1 группа - 48%
2 группа - 20%
3 группа - 32%
А - 10%
Б - 22%
В - 0%
Возрастная динамика готовности к риску:
6 класс
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
30%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
46%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
50%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
46%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
20%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
8%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I курс
|
|
|
|
IV курс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
46%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
26%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
46%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
68%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
6%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
4%
|
|
|
Возрастная динамика готовности к риску при выраженной мотивации достижения успеха.
6 класс
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
37%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
67%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
63%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
33%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I курс
|
|
|
|
IV курс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
38%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
50%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
62%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
50%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
|
Возрастная динамика готовности к риску при выраженной мотивации избегания неудачи.
6 класс
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
0%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
60%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
67%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
40%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
33%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I курс
|
|
|
|
IV курс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
50%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
20%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
50%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
60%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
20%
|
|
|
Возрастная динамика готовности к риску при невыраженном мотивационном полюсе.
6 класс
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
42%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
20%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
33%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
60%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
25%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
20%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I курс
|
|
|
|
IV курс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
55%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
12%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
27%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
88%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
18%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
|
Очевидно, испытуемым с выраженной мотивацией достижения успеха более свойственен средний уровень готовности к риску. Данный показатель довольно стабилен (кроме 10 класса). Присутствует почти в равной степени и высокая степень готовности к риску, но проявляет она себя скачкообразно. Низкий уровень готовности к риску у испытуемых с выраженной мотивацией достижения успеха не выявлен.
У испытуемых с выраженной мотивацией избегания неудачи кроме среднего и высокого уровня готовности к риску присутствует и низкий. Показатели по всем 3-м уровням скачкообразны, нестабильны. Как и в предыдущем случае, особую картину представляет собой поздний подростковый возраст, который проявляет явную склонность к высокому уровню готовности к риску.
При невыраженном мотивационном полюсе показатели крайне неустойчивы. Присутствуют все три уровня готовности к риску. Однако только низкий уровень стремится к относительной стабильности (исключая данные IV курса). Определенная схожесть показателей наблюдается у испытуемых 6 класса и I курса (преобладание высокого уровня готовности к риску), 10 класса и IV курса (выраженное преобладание среднего уровня готовности к риску).
Проведение второго этапа исследования было осуществлено с теми же группами через 5 месяцев. Как уже отмечалось, цель данного этапа - определение уровня тревожности испытуемых в различные возрастные периоды. На этом же этапе аналитическим образом определилась степень корреляции между уровнем тревожности и ведущей мотивационной тенденцией.
Опросник «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера.
Возрастная
группа
|
Шкала
тревожности
|
Уровень тревожности
|
|
|
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
|
7 класс
|
Общая тревожность
|
4%
|
88%
|
8%
|
|
|
Ситуативная тревожность
|
7,5%
|
61,5%
|
31%
|
|
|
Личностная тревожность
|
3,5%
|
85%
|
11,5%
|
|
11 класс
|
Общая тревожность
|
4%
|
84,5%
|
11,5%
|
|
|
Ситуативная тревожность
|
0%
|
79%
|
21%
|
|
|
Личностная тревожность
|
0%
|
83,5%
|
16,5%
|
|
II курс
|
Общая тревожность
|
3%
|
77%
|
20%
|
|
|
Ситуативная тревожность
|
3%
|
80%
|
17%
|
|
|
Личностная тревожность
|
0%
|
73%
|
27%
|
|
V курс
|
Общая тревожность
|
8%
|
72%
|
20%
|
|
|
Ситуативная тревожность
|
0%
|
84%
|
16%
|
|
|
Личностная тревожность
|
4%
|
68%
|
28%
|
|
|
Полученные данные указывают на то, что у подростков и юношей преобладает средний уровень тревожности. Низкий уровень имеет определенную тенденцию к повышению. Высокий уровень тревожности обладает общей направленностью на снижение (за исключением позднего юношеского возраста).
Общая тревожность в подростковом и юношеском возрасте снижается (если не учитывать результаты V курса). Ситуативная тревожность заметно усредняется и, более того, имеет направленность на снижение показателей. Личностная тревожность отчетливо снижается.
В силу возрастных особенностей, для дальнейшего исследования использовались две различные методики: «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (форма Б) - для подростков и «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе) - для юношей.
Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (форма Б).
Шкала тревожности
|
Уровень тревожности
|
|
|
Низкий
|
Ниже
среднего
|
Средний
|
Выше
среднего
|
Высокий
|
|
|
7
класс
|
11
класс
|
7
класс
|
11
класс
|
7
класс
|
11
класс
|
7
класс
|
11
класс
|
7
класс
|
11
класс
|
|
Общая тревожность
|
15%
|
4%
|
4%
|
16%
|
37,5%
|
68%
|
28,5%
|
8%
|
15%
|
4%
|
|
Школьная тревожность
|
4%
|
4%
|
7,5%
|
12,5%
|
29%
|
37%
|
22%
|
12,5%
|
37,5%
|
34%
|
|
Самооценочная тревожность
|
15%
|
29%
|
4%
|
29%
|
50%
|
34%
|
31%
|
8%
|
0%
|
0%
|
|
Межличностная тревожность
|
4%
|
4%
|
11,5%
|
12,5%
|
50%
|
67%
|
23%
|
16,5%
|
11,5%
|
0%
|
|
Магическая тревожность
|
35,5%
|
42%
|
15%
|
16%
|
23%
|
42%
|
19%
|
0%
|
7,5%
|
0%
|
|
Среднее арифметическое
|
8,3%
|
17,4%
|
8,4%
|
17,2%
|
38%
|
50%
|
24,7%
|
9%
|
14,3%
|
7,6%
|
|
|
Суммируя приведенные данные о преобладающем уровне тревожности, всех испытуемых можно «разбить» на три группы:
1 - низкий уровень тревожности;
2 - средний уровень тревожности;
3 - высокий уровень тревожности.
Результаты распределения испытуемых по данным группам в различные возрастные периоды следующие:
7 класс
|
|
|
|
11 класс
|
|
|
|
1 группа
|
-
|
14%
|
|
1 группа
|
-
|
22%
|
|
2 группа
|
-
|
57%
|
|
2 группа
|
-
|
67%
|
|
3 группа
|
-
|
29%
|
|
3 группа
|
-
|
12%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II курс
|
|
|
|
V курс
|
|
|
|
1 группа
|
-
|
18%
|
|
1 группа
|
-
|
20%
|
|
2 группа
|
-
|
79%
|
|
2 группа
|
-
|
76%
|
|
3 группа
|
-
|
3%
|
|
3 группа
|
-
|
4%
|
|
|
Исследование показало, что существует определенная возрастная тенденция изменения уровня тревожности. Очевидно, что юным подросткам более свойственна тревожность среднего, выше среднего и высокого уровня, при доминировании среднего. Показатели низких уровней - малы. Для более взрослых подростков остается характерным средний уровень тревожности, более того - он возрастает. Высокие показатели тревожности значительно снижаются, тогда как низкие - заметно повышаются.
Наиболее развитой у подростков обеих групп является школьная тревожность. Однако с возрастом ее показатели уменьшаются, но сохраняется довольно высокий уровень. Уровень общей тревожности значительно усредняется и проявляет тенденцию к снижению. Самооценочная тревожность уменьшается значительно. Межличностная тревожность стремится к среднему значению. Уровень магической тревожности также снижается.
«Шкала тревожности» Д. Тейлора
(адаптированная В.Г. Норакидзе)
Группа
испытуемых
|
Уровень тревожности
|
|
|
Очень
высокий
|
Высокий
|
Средний
(с тенденцией
к высокому)
|
Средний
(с тенденцией
к низкому)
|
Низкий
|
|
II курс
|
3%
|
13%
|
27%
|
54%
|
3%
|
|
V курс
|
0%
|
20%
|
28%
|
52%
|
0%
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|