бесплатные рефераты

Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

2. Тревожно-боязливый тип

Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний.

Человек с этим типом акцентуации характера, нередко располагает привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служит "козлом отпущения", мишенью для шуток.

3. Дистимический тип

Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни.

Люди с такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Черты личности, привлекательные для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты -- пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

4. Педантичный тип

В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе -- бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера свойственно изводить домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.

Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты -- формализм, занудливость, брюзжание.

5. Возбудимый тип

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

В эмоционально спокойном состоянии эти люди с этим типом акцентуации характера, часто добросовестны, аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

6. Эмотивный тип

Имея выраженную акцентуацию характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, "не выплескивают" наружу.

Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

7. "Застревающий" тип

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе.

Особо чувствителен этот тип акцентуации характера к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

8. Демонстративный тип

Этому типу акцентуации характера присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.

Привлекательные черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отрицательные черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

9. Циклотимический тип

Склонен к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, люди циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми.

В периоды депрессии, поведение человека с циклометрическим типом акцентуации характера, сходно с дистимной акцентуацией характера, которая сменяется активностью, свойственной гипертимическому типу.

10. Аффективно-экзальтированный тип

Человека данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким.

Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

1.2 Модели стресса

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Это состояние сложное по своей природе, имеет психофизиологический, личностный и социальный аспекты- Исследования, направленные на поиск эффективных стратегий предупреждения и/или противоборства стрессу -крайне актуальны. Умение успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния является важным навыком для каждого человека.

Исследуя понятие стресс, ряд авторов отмечает отсутствие общей теории стресса и, а связи с этим, общепринятого определения данного понятия (В.Л. Бодров, 1995). В свою очередь, они выделяют несколько подходов в понимании стресса. Стресс можно рассматривать как стимул, как ответную реакцию и как трансакцию (взаимодействие). В соответствии с этими подходами существующие модели стресса разделяют на стимульные модели, модели ответной реакции и трансактные модели (модели взаимодействия) (K.B. Matheny, D.W. Aycock, at al. 19S6; Т. Кокс, К. Маккей 3995) [8,9].

1. Стимульные модели. К стимульным относится те модели, которые рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному напряжению. Стресс в них рассматривается как независимая переменная, как некоторое объективное свойство окружающей среды., развивая стимульный подход в понимании механизмов образования стресса, писал: «стресс это то, что происходит с человеком, а не внутри него, это набор причин, а не набор симптомов» [32]. Стресс возникает каждый раз, когда возникает отклонение от оптимальных условий и человек не в состоянии или с трудом может справиться с этим отклонением [20].

Стимульный подход к анализу стресса характерен для эргономических исследований (Т. Кокс, К. Маккей 1995). Используя психофизиологическое понятие возбуждения, данный подход применяется для анализа влияний внешней среды на уровень выполнения деятельности. В их работах с помощью психофизиологических и социально-психологических методик исследовалось влияние на человека факторов перегрузки и недогрузки, как основных источников стресса в современном индустриальном обществе [25]. В рамках рассматриваемого подхода, выделено 8 типов ситуаций, классифицируемых им как «стрессогенные»: высокая скорость переработки информации, вредные внешние воздействия, переживаемая угроза, нарушение физиологического функционирования, изоляция, препятствия, групповое давление, фрустрация [25].

Стимульные модели стресса особо подчеркивают роль таких факторов окружающей среды как жизненные события. Считается, что любое событие есть стресс, а телесный ответ на него выражается напряжением или усилием. Война, голод, несчастные случаи, оказываемое давление и другие негативные события являются стрессом. Стимульные модели утверждают, что стресс в виде группы жизненных событий приводит к симптомам стресса» таким как болезнь. Основываясь на этой теории, исследователи стремились оценивать роль жизненных событий в формировании стресса. Примером может служить тест «Шкала жизненных изменений (SRE)), разработанный Холмс и Раге (1967), часто используемый для того, чтобы измерить число основных жизненных событий, воздействию которых личность подвергается за определенный период времени [24]. В исследованиях, проведенных с помощью SRE, была установлена зависимость между жизненными событиями и последующими заболеваниями (г=0,20, г=0,30) (Sckroeder D., Costa P., 1984). Недостатком данной теории и «Шкалы жизненных событий» является недифференцированность позитивных, негативных и неопределенных пунктов изменений, что не позволяет прояснить отношения между стрессовыми событиями и последствиями стресса.

Таким образом, в стимульных моделях основное внимание уделяется исследованию стресс-факторов или стрессоров. В отличие от моделей ответной реакции в них не учитываются физиологические аспекты мобилизации организма для управления стрессовыми ситуациями. Кроме того, из анализа исключаются индивидуальные особенности личности, специфика протекания психологических процессов, индивидуальные психологические ресурсы совладания со стрессом, что является характерным для трансактных моделей стресса,

2. Модели ответной реакции рассматривают стресс как физиологическую ответную реакцию на требование окружающей среды .Этот подход получил свое развитие благодаря работам Г. Селье [38]. Г.Селье определял стресс как «состояние, проявляющееся в характерном синдроме неспецифических изменений в биологической системе» и подчеркивал неселективный и неспецифический характер физиологических: ответных реакций- Требование окружающей среды, нарушающее гомеостаз организма, вызывает со стороны последнего трехфазную структуру ответа, которую Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом» (ОАС). Первая фаза ОАС «реакция тревоги», вторая - фаза сопротивления, третья -- фаза истощения. Таким образом, Г, Селье показал, что «способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна». Он также предложил различать стресс и дистресс. Первый, соответствен но, как положительный фактор, источник повышения активности, радости. Дистресс--это чрезмерный стресс, когда преобладает чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности требуемых усилий [38].

Модели Д. Механик (1962) и Х. Вольф (1953) также описывают стресс как ответную реакцию [30], Х.Вольф определяет стресс как динамическое состояние организма, который развивается в ответ на требование адаптации. Х. Вольф считает стресс центральным в жизни человека, потому что жизнь влечет за собой постоянную адаптацию.

А. Каган (1971) предложили модель стресса, описывающую возникновение заболеваний, главным образом телесных, под влиянием социальных и психологических факторов [18]. В основном эта модель базируется на идеях Г. Селье. Важным в модели А. Каган, L. Levi является тип взаимосвязи между уровнем психосоциальной стимуляции и степенью стресса, которая выступает в качестве причины возникновения заболевания. Другой важной стороной этой модели является наличие «психобиологичесхой программы», которая определяется «склонностью к реагированию по определенному типу», что обусловлено, с одной стороны, наследственностью, а с другой стороны -- отражает результаты прошлого опыта и обучения [38]. В работе А. Маклин (1974) решается вопрос о том, какие виды стресса можно выделить на основании данных об ухудшении выполнения деятельности. Значительная часть из выдвигаемых им положений основано на рассмотрении стресса как ответной реакции [18].

Модели ответной реакции подчеркивают важность физиологической мобилизации организма для управления стрессовыми ситуациями. В них стресс рассматривается как зависимая переменная.

По мнению Т. Кокса (1995), оба описанных выше подхода имеют ряд недостатков. Они механистичны, поскольку рассматривают человека как пассивный объект воздействия стресса. Также они чаще всего ire учитывают индивидуальных особенностей и специфики протекания психологических процессов [25]. Кроме того, в этих моделях не исследуются индивидуальные психологические ресурсы совладания со стрессом,

3. Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят стресс как взаимодействие между личностью и окружающей средой (Кокс Т., 1978; Ф.Б. Березин (1988), анализируя характеристики стресса с точки зрения различия между стрессом системным (физиологическим) и психическим, приходит к выводу, что «основной чертой, различающей эти состояния, является необходимое для возникновения психического стресса восприятие угрозы. Введение этого звена обусловливает участие когнитивных процессов оценки стимула как угрожающего, возможность предвидения будущей угрозы и зависимость ощущения угрозы в определенной ситуации от особенностей личности и предшествующего опыта» [25,7]. Создатели трансактных моделей подчеркивают кардинальную роль когнитивной способности человека в определении его активности. Они утверждают, что стресс заключен ни в ситуации, ни в личности, но во взаимодействии между окружающей средой и личностью. Согласно когнитивной теории стресса Р. Лазаруса, стресс возникает тогда, когда требования окружающей среды находятся на пределе или за пределами человеческих возможностей [7]. Здесь главным становится анализ взаимодействий между требованиями внешней среды, индивидуальными особенностями человека и адекватностью привлекаемых защитных механизмов. Когнитивная модель стресса Р. Лазаруса «основана на положениях о ведущей роли в его развитии; (а) психического отражения явлений действительности и их объективной оценке, (б) познавательных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности, неопределенности событий, (в) индивидуальных различий в реализации этих процессов и в оценке субъективной опасности, вредности (степени угрозы) стимулов» [Цит. по: В.А. Бодров, (1995), с.27]. Р. Лазарус полагает, что событие, вызывающее адаптацию личности, приводит к двум формам оценки: первичная оценка серьезности требования и вторичная оценка адекватности имеющихся ресурсов и выбора способа взаимодействия с требованием [8]. Также он предлагал когнитивную модель, описываемую четырьмя утверждениями; (1) когнитивные оценки событий определяют их стрессогенность; (2) успешный предшествующий опыт ослабляет, а неудачный усиливает негативные эффекты стресса при последующих столкновениях со стрессором; (3) интенсивность стимуляции окружающей среды имеет криволинейную зависимость с испытываемым стрессом; (4) социальная поддержка способна смягчать стрессовые события. Данный автор подчеркивает, что главным при обсуждении стресса должен стать характер взаимодействия между человеком и окружающей средой. Он считает, что стресс возникает каждый раз, когда нарушается баланс между воздействием окружающей среды и возможностями человека компенсировать его [8]. Р. Лазарус полагает, что подобный дисбаланс возникает между субъективным восприятием внешних воздействий и осознанием собственных возможностей справиться с ними. Здесь запускаются процессы вторичной оценки, в ходе которой человек сознательно или неосознанно оценивает свои действия и их перспективы. Д. Макграфф отмечал также, что стресс возможен в условиях, когда внешняя ситуация воспринимается как воздействие, угрожающее превысить ресурсы человека и возможности позитивной реакции на него, особенно, если при этом ожидается существенная разница в поощрении и затрачиваемых силах на сопротивление этому воздействию по сравнению с отказом от активного противодействия [8].

С. Хобфоль (1988) утверждает, что когнитивная модель стресса тавтологична, очень сложна и не предусматривает возможных вариантов, отклонений. Чрезмерным, по его мнению» является внимание к процессам восприятия и осознания ситуаций, что ограничивает понимание роли потребностей в их избегании и построение стратегий предупреждения стресса, и не отражает значение ресурсов человека в этом процессе [18].

Модель стресса Т. Кокса (Сох Т., 1978) относится к категории трансактных моделей стресса [25]. Данная модель описывает динамический процесс, возникающий при наличии у человека затруднений, и его попытках отреагировать их. По мнению автора этой модели, стресс -- это индивидуальный феномен, являющийся результатом взаимодействия между человеком и ситуацией, в которой он находится. Природа этого процесса взаимодействия носит активный характер. В основе модели лежит взаимосвязь четырех основных аспектов действующей личности и окружающей среды: поддержка от внешней среды, требования внешней среды, а также личностные ресурсы человека и его внутренние потребности и оценки.

Действующий человек постоянно оценивает различные внешние стимулы в текущей ситуации и свои возможности справиться с ними. Ситуация может способствовать или препятствовать удовлетворению существующих потребностей человека. Это приводит к возникновению новых внутренних потребностей. Термин «потребность» используется Т.Коксом для обозначения требований, предъявляемых человеком к объективной реальности или психическим процессам и состояниям с учетом действия временного характера. Кроме того, перцептивное представление о характере внешнего воздействия формируется на основе дистанционных характеристик (близость-удаленность), частоты появления, скорости происходящих изменений, его неоднозначности и новизны в сочетании с другими стимулами или при их отсутствии [25]. Под индивидуальными ресурсами Т.Кокс понимает как специфические и приобретенные навыки, связанные с осуществлением деятельности в данной ситуации, так и более общие характеристики человека: личностные качества или устоявшиеся формы поведения [25].

Ограничения, которые накладываются особенностями ситуации и собственной системой оценок человека, и поддержка, получаемая со стороны также являются ключевыми аспектами в оценке происходящего. Давление ситуации ограничивает человека в выборе действий. Если внутренние потребности удовлетворяются, то дисбаланс, возникающий между воздействующим стимулом и возможностью отреагировать на него, может оказаться терпимым для человека. В противном случае, дисбаланс порождает чрезмерный стресс. Причиной возникновения дисбаланса может стать высокий уровень притязаний, связанный со стремлением некоторых людей к успеху, достижениям, высокому социальному статусу. Часто в состоянии подобного дисбаланса оказываются люди с так называемым поведением по типу А [25]. Модель стресса Т. Кокса предполагает наличие взаимосвязей внутри и между ее различными компонентами. Каждое из взаимодействий реализуется по принципу обратной связи и направлено на сохранение или восстановление баланса между стимулами текущей ситуации и возможностями человека адекватно отреагировать на них.

Здесь необходимо отметить, что в тесной связи с термином «стресс» существует термин «совладание» (coping (англ.) - преодолевать) со стрессом. В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, психологическое преодоление или совладание. С.К. Нартова-Бочавер (1997), анализируя понятие поведение, направленное на психологическое совладание ("coping behavior"), отмечает, что совладание есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Процесс психологического совладания «запускается» самой ситуацией. По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, когда ситуация для субъекта утрачивает свою значимость как раздражитель и тем самым высвобождает его энергию для решения других задач процесс психологического совладания считается завершенным. Критерии эффективности совладания главным образом связаны с психическим благополучием субъекта и определяются понижением уровня его невротизации. Еще одним критерием эффективного совладения считается ослабление чувства уязвимости к стрессам [37].

Важным понятием в модели стресса Т. Кокса является «совладание», которое означает поддержание баланса за счет психологических ресурсов человека - Первая стадия процесса совладания связана с выбором и формированием соответствующих реакций, а вторая -- с их исполнением [25].

Таким образом, данная модель Т. Кокса, с одной стороны, напрямую связана с когнитивными моделями, так как включает в себя когнитивную оценку индивидом требований ситуации и своих возможностей справиться с нею. С другой стороны, в этой модели уже учитываются индивидуальные особенности человека, привычные для него поведенческие паттерны, а так же личностные психологические ресурсы, стратегии реагирования и возможность получения поддержки от внешней среды.

4. Модели несоответствия. Подобные модели стресса, рассматривающие его как динамический процесс, приводящий психологические ресурсы в соответствие с предъявляемым требованием получили название моделей несоответствия. По нашему мнению, данные модели также можно отнести к категории трансактных моделей, так как в основе этих моделей лежит предположение о том, что причиной возникающих трудностей и переживаний состояния стресса является дисбаланс между требованиями и условиями внешней среды и возможностями человека. Это определение близко к определению проблемности, которого придерживаются Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. (1996): «Психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объективной действительности и ее психического отражения и представляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции» [15]. Термин «преодоление», используемый этими авторами в определении мы полагаем возможным считать синонимичным термину «совладание», поскольку он тоже отражает процесс приведения в соответствие воспринимаемого субъектом дисбаланса между требованиями и условиями внешней среды и своими возможностями, В дальнейшем мы будем использовать термин «совладение». В свою очередь, процессы возникновения проблемностей определяют направленность активности субъекта, Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. считают, что процессы возникновения проблемностей раскрывают содержание побудительной регуляции, а процессы совладания с проблемностями -- содержание исполнительской регуляции. Сложность проблемности определяется степенью несоответствия между объективной действительностью и ее психическим отражением. Кроме того, чем сильнее будет выражена степень несоответствия и, чем существеннее будут значимые для субъекта происходящие изменения, тем сложнее для него станут процессы оценки и понимания этих изменений, приведения в соответствие с ними своей активности, поведения, деятельности, и тем больше времени необходимо будет затратить на совладание с этим несоответствием [15], Поскольку Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. рассматривают проблемности и процесс совладания с ними, учитывая когнитивные механизмы оценки воспринимаемого несоответствия и последующею активность субъекта, направленную на снижение или устранение этого несоответствия, мы относим разработанную ими модель совладания с проблемностями к трансактным моделям стресса [15].

Ресурсные модели психологического стресса, в которых последний рассматривается как неравенство, несоответствие между воспринимаемыми требованиями и воспринимаемыми ресурсами, и, следовательно, так же могут рассматриваться в рамках трансактных моделей стресса, вопрос о механизмах регуляции реакций на стресс является крайне важным. Как известно, механизмы регуляции психологического стресса включают в себя процессы различного рода: физиологические, психологические» когнитивные, поведенческие, а также ресурсы личности, в которые входят, по мнению разных исследователей, способности субъекта, его личностные особенности, предшествующий опыт, знания, ценности, потребности, мотивы и многое другое.

По мнению ряда авторов [8,15,24 и др.], психическая регуляция имеет уровневую структуру - Выделяют следующие уровни: непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций. Уровневая специфика регуляции определяется особенностями процессов возникновения и совладания с проблемностями. Поэтому назначение регуляции должно стать главным основанием при выборе ее уровней. Возникновение проблемностей различной сложности и совладание с ними будут обеспечиваться процессами регуляции, формирующимися на разных уровнях, а также включать в себя обращение к психологическим ресурсам человека, вилять на их использование.

Но при возрастании несоответствия будут увеличиваться не только временные интервалы возникновения проблемностей и совладания с ними, но и количество, а также расход задействованных разнообразных психологических ресурсов, в том числе энергетических. В таких случаях от человека может потребоваться абстрагирование от ситуации, пересмотр жизненно важных ориентиров, поиск принципиально новых знаний и информации, уверенность в себе и своих силах, навыки принятия решений, физическая выносливость, получение социальной поддержки и т.п.

Таким образом, модели несоответствия можно рассматривать в рамках трансактных моделей стресса, так как они аналогичным образом включают в себя когнитивную оценку индивидом и требований ситуации, и своих возможностей справиться с нею, В этих моделях также учитываются индивидуальные особенности человека, его поведенческие паттерны, личностные психологические ресурсы, стратегии реагирования и возможность получения поддержки от внешней среды. Однако, на наш взгляд, психическую регуляцию нельзя отождествлять с понятием психологических ресурсов, хотя она непосредственно с ними связана. Психическую регуляцию скорее можно отнести к стратегии совладания с проблемностями, имеющей многоуровневую структуру.

Важно отметить, что, в целом, в отечественных работах, посвященных механизмам возникновения, регуляции и саморегуляции стресса (Л.Г. Дикая, 1999, 2003, Конопкин О.А., 1995, Моросанова В.И., Прохоров А.О., 2002, Сагиев P.P., 1992, Рождественский В.И., 1980, Осницкий А.К., 1995, 1998 и др.) выделяются следующие уровни исследований: психофизиологический, когнитивно-деятельностный, поведенческий, эмоцпонально-мотивационный. В рамках системно-деятельностной концепции саморегуляции психических состояний выделены стили саморегуляции, в частности, предопределяющие и регулирующие поведение человека в стрессогенных ситуациях (Л,Г. Дикая, В.И. Щедров. 1999, Л.Г.Дикая, 2003, В .И. Моросанова, 2001 и др.). В этих работах не исследуются способности субъекта, его личностные особенности, предшествующий опыт совладания со стрессом, знания, ценности, социальные навыки и т.п. Однако, на важность учета опыта преодоления жизненных трудностей указывает А.К. Осницкий (1998). «Помимо изменений в личностных ценностях и последствий стрессогенных переживаний [механизмы преодоления кризисной ситуации] определяются во многом опытом саморегулирования активности, опытом преодоления жизненных трудностей при решении разнообразных задач. Целесообразно обратиться к анализу опыта субъектной активности человека, анализу его личностной и деягелыюстной осознанной саморегуляции» [33].

5. Интегративная модель стресса. Отмечают, что каждая из выше рассмотренных моделей, признавая наличие таких компонентов, как событие-стрессор, восприятие и физиологическая реакция, придает особое значение роли лишь одной из этих составляющих тогда как для полного понимания феномена стресса важны все. В свою очередь, данные авторы предлагают интегративную_модель стресса. В нее входят; (А) внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); (В) оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и (С) стрессовая реакция.

(A)Процесс переживания стресса начинается с требований, предъявляемых к человеку. Источники требований могут находиться вне нас и проистекать из жизненных изменений. Например, замужество, смерть супруга, поступление в школу и т.п. Требования могут возникать из множества ролей, которые мы играем, как мать, отец, служащий, друг и т.п. Источник требований может заключаться в нас самих, когда мы побуждаем себя к каким-либо достижениям в различных областях жизни, хотим быть ответственными или контролировать свои эмоциональные реакции на события и т.п. Кроме того, определенные требования содержат в себе крайне угрожающий стимул, который сразу же ощущается человеком. Такого рода требования являются условными стимулами и автоматически запускают стрессовую реакцию. Данный условный стимул действует в обход сознательного оценивания и рефлевекторно приводит к стрессовой мобилизации организма.

Индивидуальные различия в реагировании на требования обусловлены не только отличиями в способах оценивания требований и ресурсов, но так же и индивидуально привычным стилем отношения к событиям и структурирования жизни. Примерами таких стилей, предполагающих некоторую склонность к стрессу, являются личности с поведенческим паттерном типа «А» и тревожно реагирующие личности.

(B)При адаптации к требованиям, человек обращается к своим ресурсам. Они выражаются в: (1) когнитивных навыках; (2) социальной поддержке для удовлетворения эмоциональных нужд; (3) здоровье, как гарантии высоких уровней энергии и выносливости; (4) предыдущем успехе в совладании со стрессорами; (5) оптимизме или ожидании, что все будет хорошо; (6) чувстве контроля над требованиями; (7) настойчивости, упорстве, состоящими из трех частей - обязательство, контроль, вызов; (8) самооценки; (9) жизненных навыках, таких как самоуверенность, настойчивость и родительские навыках. Относительная важность ресурсов зависит от природы требования. Например, при столкновении с финансовыми требованиями, финансовые ресурсы являются особенно важными. А потеря работы будет менее травматичной, если человек сможет получить поддержку от социального окружения -- друзей, родственников [8].

Говоря о роли опенки требований и ресурсов, авторы подразумевают выделенные Р. Лазарусом процессы первичной и вторичной опенки [30]. Данные процессы необходимы в определении того, станет или нет предъявленное требование стрессором. Считается, что актуальные требования и ресурсы менее важны в запускании стрессовой реакции, чем восприятие требований и ресурсов [24].

(С) Реакция на стресс состоит из психологических, поведенческих и физиологических симптомов. Психологические симптомы включают: увеличение раздражительности, сужение восприятия, концентрации, дефицит внимания и тревожность. Поведенческие симптомы включают: избегающее поведение, тремор, нарушение плавности речи, нарушение сна. Множество физиологических симптомов готовят организм человека к критическим обстоятельствам. Этот этап мобилизации организма соответствует первой фазе Общего Адаптационного Синдрома по Г. Селье.

Кроме того, в рамках ингегративной модели стресса, (1986) говорят также о стратегиях совладания со стрессом. Они обычно запускаются, когда имеет место стрессовая реакция. «Эти стратегии обращаются к нашей модели совладания, в данном случае «боевое (непосредственное) совладение» (combative coping), когда мы уже столкнулись со стрессором и должны с ним взаимодействовать. Другая же стратегия совладания обращается к нашей модели превентивного совладания» (preventive coping)» [24]. Целью нашей работы является исследование индивидуальных ресурсов совладания со стрессом. Хотя эти ресурсы напрямую обеспечивают возможность реализации стратегии превентивного совладания со стрессом, детальное исследование данной стратегии лежит за пределами нашего исследования.

Таким образом, нами были рассмотрены три модели формирования стресса: стимульные, ответной реакции и трансактные. Главный акцент в стимульных моделях стресса приходится на изучение стресс-факторов. Модели ответной реакции подчеркивают важность физиологической мобилизации организма при столкновении со стрессорами. В трансактных моделях стресс рассматривается как взаимодействие между личностью и средой. Эта категория позволяет объединить не только модели, где на первый план выводится процесс когнитивной оценки требований текущей ситуации и возможности справиться с ними, но и динамические и ресурсные модели психологического стресса, в которых учитываются так же личностные особенности индивида и его психологические ресурсы.

Особо нами была выделена интегративная модель стресса, в которой обобщены: действующие стресс-факторы (внешние и внутренние), процессы когнитивной оценки требований ситуации и возможности совладания с ней, широкий спектр индивидуальных психологических ресурсов, поведенческая, психологическая и физиологическая составляющая стрессовой реакции, стратегии совладания. Кроме того, в данной модели стресса важная роль отводится несоответствию между требованиями, предъявляемыми человеку, и его неумением воспользоваться его ресурсами для совладания со стрессом. Авторы вводят понятие «превентивного совладания», которое состоит из способов предупреждения восприятия требований как стрессирующих и способов увеличения сопротивляемости воздействиям стресса.

Эта модель, по нашему мнению, является наиболее полной и имеет важное теоретическое и практическое значение в изучении стресса, который испытывает не организм, а личность. Это особенно важно для работы психолога в практике (психотерапевта, школьного психолога и т.д.). В отличие от стимульных, трансактных моделей стресса, а также моделей ответной реакции, интегративная модель стресса позволяет учитывать достаточно большое число внешних и внутренних факторов, запускающих и оказывающих влияние на протекание и конечный результат стрессового процесса. Кроме того, интегративная модель стресса дает возможность выявлять и развивать психологические ресурсы человека, обучать его способам обращения с этими ресурсами и конкретным способам совладания со стрессом. В нашем исследовании мы будем придерживаться интегративной модели стресса, которая позволяет объяснить взаимодействие ресурсов совладания со стрессом, профессиональные требования к комплексам ресурсов, ситуационную обусловленность комплексов ресурсов.

1.3 Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом

Некоторые авторы отмечают, что большинство инструментариев, предназначенных для исследования совладания со стрессом, оценивают совладающис реакции, а не ресурсы совладания. В то время как совладающие реакции представляют собой то или иное поведение, возникающее уже после того как стрессоры вступят в действие, ресурсы совладания являются тем, что имеет личность до того, когда начинают действовать стрессоры [24]. Именно ресурсы могут способствовать уменьшению негативных последствий от взаимодействия со стрессорами [33].

Поскольку акцент на исследование ресурсов совладания со стрессом делается в основном в трансаюных моделях стресса, то существует необходимость рассмотрения этих моделей с целью определения подходов к изучению индивидуальных ресурсов личности для совладания со стрессом. На один и тот же стрессор разные индивиды реагируют по-разному. Тип реагирования и направленность поведения в этих условиях существенно зависит от индивидуальных особенностей личности и, в частности, от ее индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом.

В.А. Бодров (2000) придерживается ресурсного подхода, как одного из современных направлений развития теории психологического стресса, посвященного разработке роли ресурсов личности в возникновении и развитии этого психического состояния [8]- Ресурсный подход направлен на изучение особенностей психической активности человека и наиболее интенсивно разрабатывается применительно к изучению процессов приема и преобразования информации» особенно при совмещенной деятельности человека, когда предъявляются максимальные требования к процессам преобразования информации. В ресурсном подходе к регуляции стресса утверждается, что система обработки информации в каждый момент времени располагает изменяющимися, но ограниченными ресурсами. В.А. Бодров (2000) подчеркивает, что «любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной, то есть, источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) или предполагаемом, вероятном воздействии неблагоприятных событий, их угрозе илн «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемы к из памяти сведений о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствий» [8, с.88].

Выдвигая идею множественности ресурсов личности на основании изучения процессов регуляции совмещенной деятельности, то есть при предъявлении максимальных требований к процессам преобразования информации, Д. Навон (1979) сформулировал ряд постулатов концепции человеческих ресурсов:

«человеческая система» в любой момент обладает определенным количеством возможностей по преобразованию информации которые называются ресурсами;

деятельность характеризуется количеством использованных ресурсов и эффективностью их применения;

для конкретного человека в определенный момент трудовая задача определяется рядом параметров информации (качество и количество стимулов, размещение и т.п.) и человека (профессиональные способности, значимость, сложность и т.п.), соотношение которых обусловливает ресурсообеспеченность деятельности;

- функция деятельности характеризуется соотношением качества рабочей информации и величиной ресурсов [20].

С. Хобфолль (1988) утверждает, что фокус моделей стресса должен быть направлен в сторону психологических ресурсов. Он полагает также, что человеческие ресурсы включают предметную сферу (поведенческая активность), ресурсы состояния, личностные характеристики и энергетические показатели [8]. Согласно теории сохранения ресурсов, разработанной С. Хобфолль (1989), сохранение ресурсов является основным процессом в период стресса и в процессе совладения с ним. Кроме того, потеря ресурса имеет негативные последствия в ходе адаптации. Автор также отмечает, что люди постоянно стараются сохранять, оберегать и пополнять ресурсы совладения. Психологический стресс развивается при реальной, или воображаемой потере части ресурса (поведенческой активности, соматических и психических возможностей, личностных характеристик, вегетативных и обменных процессов) или задержке с восстановлением потраченного ресурса. В этой теории расход ресурса играет центральную роль. С. Хобфолль доказывает, что измерение ресурсов совладания играет роль предиктора применительно к стрессовым реакциям [8]. Исследования людей, оказавшихся жертвами природных катастроф, показали, что потеря ресурса связана с увеличением тяжести психологического дистресса. Теория сохранения ресурсов исследует главным образом потерю индивидуальных ресурсов личности.

С. Голаган с соавторами (1999) видит ограничение почти всех распространенных моделей, касающихся стресса я процесса совладания, в том, что психологические ресурсы рассматриваются как статичные. В свою очередь ими был предложен более динамичный подход к пониманию роли психологических ресурсов, на основе многолетнего исследования 326 взрослых. Было обнаружено, что потеря ресурсов значимо связана с увеличением депрессивной симптоматики, в то время как увеличение (пополнение) ресурсов в течение исследуемого периода значимо связана с уменьшением депрессивной симптоматики. Кроме того, было выявлено, что изменение в перевесе негативных событий над позитивными в течение 10-летнего периода обратно пропорционально связано с изменением в ресурсах за этот же период. Было показано, что увеличение психологических ресурсов может иметь позитивные последствия в процессе адаптации личности к негативным событиям. Развитие ресурсов, их поддержание и совладение с потерей ресурсов приводит к нормативными адаптивными изменениями у молодых людей, людей среднего возраста и пожилых людей, соответственно. Авторы утверждают, что изменение в количестве ресурсов, которыми обладает личность, является общим. Отмечавшиеся более чем у половины испытуемых изменения (в лучшую или в худшую сторону) в психологических ресурсах за 10-летний период, говорят не о том, что личностные и социальные ресурсы являются неустойчивыми, но что их устойчивость умеренна [24].

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ