бесплатные рефераты

Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

Некоторые исследователи утверждают, что потеря ресурса может привести к жизненным изменениям и ухудшению в психологическом функционировании. В исследованиях на выборке ветеранов вьетнамской войны было обнаружено, что стрессовые жизненные события и посттравматическое стрессовое расстройство было частично опосредовано снижением как общей выносливости, так и социальной поддержки [24].

М. Зейндер и А. Хаммер (1990) предложили собственную классификацию психологических источников -- ресурсов совладания со сложными жизненными ситуациями, которые включают пять областей жизнедеятельности человека: 1) сфера познания и представлений; 2) сфера чувств; 3) сфера отношений с людьми; 4) сфера духовности; 5) сфера физического бытия. Обращение к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации [24].

С. Голаган и Р. Мосс с соавторами (1997) указывают на многочисленные данные, демонстрирующие связь между социальной поддержкой и психологическим совладанием личности с трудными жизненными и профессиональными ситуациями [24].

С. Голаган и Р. Мосс (1990, 1991) показали, что личностные и социальные ресурсы связаны с психологическим совладанием опосредованно, через адаптивные совладеющие стратегии. Находясь под действием тяжелых стрессоров, адаптивные личностные характеристики и семейная поддержка действуют, в перспективе, как ресурсы совладания. В свою очередь, совладание является опосредующим звеном (moderator) между первоначальными ресурсами и последующим статусом здоровья [24].

Обращает на себя внимание факт, что в реакциях индивида на экстремальные воздействия важную роль играют стойкие типологические особенности личности. Эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности проявляют выраженное ухудшение своего психического статуса. У экстравертов в ответ на стрессовые стимулы тормозные процессы развиваются быстрее и нормализуются медленнее, чем у интровертов [11]- Т. Роттер(1990) отмечал различный характер реагирования на стресс людей с внешним или внутренним локусом контроля.

В превентивном совладании, уже рассматривавшемся нами в рамках интегративной модели стресса выделяют четыре класса совладающих стратегий. Один из них - это стратегия развития ресурсов индивидуального совладания. Ресурсы могут принимать множества форм. К ним авторы относят: физиологические свойства, которые включают хорошие гены и благоприятные факторы такие, как отсутствие заболеваний, физических недостатков и рискованного поведения; психологические качества такие, как уверенность, чувство контроля и самооценка; когнитивные качества такие, как функциональные (конструктивные) убеждения, навыки управления временем, академическая компетентность или способность к обучению; социальная поддержка; и финансовое благополутие [163]- Было отмечено, что увеличение ресурсов должно позитивно влиять на отношение между воспринимаемой угрозой и ресурсами на стадии их оценки. Для того чтобы помогать людям в совладении со стрессорами» важно, по мнению авторов, уделять внимание построению ресурсов и помогать в осознании уже имеющихся ресурсов.

Психологи, к сожалению, больше уделяют внимание идентификации проблемы, чем вопросу идентификации ресурсов. К.В. Мани соавторами (1986) показывают, что усилия, направленные на развитие таких ресурсов личности как улучшение социальной поддержки и отношения человека к себе, повышение его самооценки, уверенности и контроля помогает прекратить действие отрицательных эффектов негативного самоотношения и полнее сфокусироваться на задаче по совладанню со стрессорами. Кроме того, такой ресурс как физиологические данные личности, так же являются видом превентивной поддержки, который способен снижать соматическую уязвимость к заболеваниям, вызываемым стрессом, к утомлению и телесному дискомфорту. Важным авторы считают психотерапевтическую превентивную помощь человеку в осознании выборов, касающихся вопросов брака, карьеры и других важных решений, так как подобное осознание способно предупреждать хронический стресс. Подобная помощь может касаться также обучения личности умению регулировать уровень предъявляемых требований и свой оптимальный предел стимуляции. Такой навык будет способствовать укорачиванию времени действия стресса в любых, в том числе производственных, ситуациях [24]. Все эти стратегии совладания, рассматриваемые данными исследователями в рамках превентивного совладания, на наш взгляд можно отнести к навыкам обращения или управления имеющимися ресурсами. Наличие данного навыка само по себе является ресурсом совладания. Таким образом, исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие. В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом, наличие которых способно минимизировать вредные стрессовые влияния. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь тс, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса» а именно уверенность в себе, принятие себя и других» физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения и т.п.

Выводы по I главе:

Акцентуации характера -- это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим

В качестве основополагающей нами была принята классификация типов акцентуаций характера по К. Леонгарду. Тест К. Леонгарда исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, а именно: Гипертимический тип; Тревожно-боязливый тип; Дистимический тип, Педантичный тип, Возбудимый тип, Возбудимый тип, Эмотивный тип, "Застревающий" тип, Демонстративный тип, Циклотимический тип, Аффективно-экзальтированный тип.

На основе анализа теоретической литературы, нами было выделено 5 моделей стресса. К ним относятся:

Стимульные модели. К стимульным относится те модели, которые рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному напряжению;

Модели ответной реакции рассматривают стресс как физиологическую ответную реакцию на требование окружающей среды;

Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят стресс как взаимодействие между личностью и окружающей средой;

Модели несоответствия. Подобные модели стресса, рассматривающие его как динамический процесс, приводящий психологические ресурсы в соответствие с предъявляемым требованием получили названии;

Интегративная модель стресса. В нее входят; внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и стрессовая реакция.

Важным понятием в модели стресса является «совладание», которое означает поддержание баланса за счет психологических ресурсов человека - Первая стадия процесса совладания связана с выбором и формированием соответствующих реакций, а вторая -- с их исполнением.

Исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие. В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом, наличие которых способно минимизировать вредные стрессовые влияния. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь тс, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса» а именно уверенность в себе, принятие себя и других» физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения.

Глава II. Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

2.1 Организация и методы исследования

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типу имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу.

Объектом исследования явились пациенты Красноярской центральной районной больницы, неврологического отделения, в количестве 30 человек, из которых 18 женщин и 12 мужчин.

Наше исследование, направленное на решение поставленных задач и сформулированной гипотезы, проходило в 2 этапа: 1. диагностический этап, на котором был использован следующий комплекс методик:

4. Акцентуации характера (тест К. Леонгарда);

5. Стандартизированный и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF (версия А);

6. Опросник уровня субъективного контроля (УСЮ Е.Ф. Бажин, Е.А. Толынкина, А.М. Эткинд, 1993).

4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

1. Тип акцентуации характера можно определить с помощью опросника К. Леонгарда.

Понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) Акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций характера, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на “слабое звено” характера, могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатических развитии (“краевых психопатий”). Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако, и свойства характера психически здорового человека. На основании различных классификаций (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин и др.) выделяются следующие основные типы акцентуаций характера:

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью. Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.[]

2. Стандартизированный и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF (версия А) состоит из 187 вопросов. Предназначен для обследования взрослых лиц с образованием не ниже, чем 8-9 классов. Адаптированный па русскоязычной выборке вариант опросника разработан В.И. Похилько, А.С. Соловейчиком, А.Г. Шмелевым, 1987. Используется для измерения 16 факторов личности, таких как:

Фактор А - Аффектотимия (сердечность, доброта)/Сизотимия (обособленность, отчужденность);

Фактор В -Высокий интеллект (умный)/Низкий интеллект (глупый);

Фактор С - Сила «Я» (эмоциональная устойчивость)/ Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость);

Фактор Е - Доминантность (настойчивость, напористость)/ Конформность (покорность, зависимость);

Фактор F - Сургенсия (беспечность)/ Десургенсия (озабоченность);

Фактор G - Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость)/ Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность);

Фактор Н - Пармия (смелость)/ Тректая (робость);

Фактор \ - Премсия (мягкосердечность, нежность)/ Харрня (суровость, жестокость);

Фактор L - Протенсия (подозрительность)/ Алаксия (доверчивость);

Фактор М - Аутия (мечтательность)/ Праксерния (практичность);

Фактор N - Исскуственность (проницательность, расчетливость)/ Безыскусственность (наивность, простота);

Фактор О - Гипотимия (склонность к чувству вины)/ Гипертимия (самоуверенность);

Фактор Q1 - Радикализм (гибкость)/ Консерватизм (ригидность);

Фактор Q2 - Самодостаточность (самостоятельность)/ Социабельность (зависимость от группы);

Фактор Q3 - Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения)/ Импульсивность (низкий самоконтроль поведения);

Фактор Q4 - Фрустрированность (напряженность)/ Нефрустрированность (расслабленность).

Рассмотренные выше факторы -- первого порядка. Вторичные факторы:

Фактор Г1 - Высокая тревожность / Низкая тревожность;

Факгор Б2 - Экстраверт / Интраверт;

Фактор F3 - Реактивная уравновешенность / Сензитивность;

Фактор F4 - Независимость / Конформность.

Обследуемому предлагается занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или на», «в», «с»); при этом его предупреждают, чтобы ответов мне знаю» было как можно меньше. Полученные результаты переводятся в стэны с минимальным значением в О баллов, максимальным -- 10 баллов.

Л.Ф. Бурлачук (2002), измеряя внутреннюю согласованность факторов опросника 16PF Р. Кэттелла, пришел к выводу, что только два фактора F (сургенция -- десургенция) и Н (смелость - робость) надежно измеряют то, что должны измерять. Кроме того, на основе проведенного факторного анализа Л.Ф. Бурлачуком было оставлено семь факторов, причем три из них (G, Q3, Q2) соответствовали тем, которые выделял Кэттелл [17t 18]. В нашем исследовании мы объясняли и интерпретировали полученные нами данные с учетом замечаний, приводимых в выше указанных работах.

3. Опросник уровня субъективного контроля (УСЮ (Е.Ф. Бажин, Е.А. Толынкина, А.М. Эткинд, 1993 и предназначен для диагностики интернальности - экстернальности личности. Нами использовался Вариант А опросника УСК» предназначенный для исследовательских целей. Вариант А данного опросника требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» -- «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Данный опросник состоит из 44 пунктов.

Показатели опросника УСК включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей. С помощью данного опросника осуществляется измерение етнтернальности - экстернальности по следующим шкалам:

Шкала общей интернальности (Ио).

Шкала интернальности в области достижений (Ид).

Шкала интернальности в области неудач (Ин),

Шкала интериальности в семейных отношениях (Ис),

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).

Полученные результаты выражаются в стэнах и могут быть представлены в виде <агрофиля субъективного контролю».

Опросник УСК обладает достаточным психометрическим обоснованием по критериям надежности и валидности.

4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Инструкция: Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.

Таблица 2.1.

Оценка жизненных событий

Жизненные события

Баллы

1.

Смерть супруга (супруги).

100

2.

Развод.

73

3.

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

65

4 .

Тюремное заключение.

63

5 .

Смерть близкого члена семьи»

63

6.

Травма или болезнь.

53

7.

Женитьба, свадьба.

50

8.

Увольнение с работы.

47

9.

Примирение супругов.

45

10.

Уход на пенсию.

45

11.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

44

12.

Беременность партнерши.

40

13.

Сексуальные проблемы.

39

14.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

39

15.

Реорганизация на работе.

39

16.

Изменение финансового положения.

38

17.

Смерть близкого друга.

37

18.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

19.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

35

20.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

31

21.

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

30

22.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

29

23.

Сын или дочь покидают дом.

29

24.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

29

25.

Выдающееся личное достижение, успех.

28

26.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27.

Начало или окончание обучения в учебном заведении.

26

28.

Изменение условий жизни.

25

29.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

30.

Проблемы с начальством, конфликты.

23

31.

Изменение условий или часов работы.

20

32.

Перемена места жительства.

20

33.

Смена места обучения.

20

34.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

19

36.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

36.

Изменение социальной активности.

18

37.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

38.

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

39.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

15'

40.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

15

41.

Отпуск.

13

42.

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

43.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

11

 

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте -- среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов -- это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение -- она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.

Таблица 2.2.

Сравнительная таблица стрессовых характеристик

Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости стрессу

150-199

Высокая

200-299

Пороговая

300 и более

Низкая (ранимость)

Если, к примеру, сумма баллов - свыше 300, это означает реальную опасность, т.е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.

Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.

2.2 Анализ результатов исследования

Статистическая обработка результатов проводилась с применением пакета программ SPSS 10*0,5 для Windows, Достоверность различий в групповых показателях рассчитывалось по U-тесту Матта-Уитни, применялся фаюорный и корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмана.

В нашем исследовании принимали участие пациенты Красноярской центральной районной больницы, находящиеся на лечении в неврологическом отделении, всего 30 человек, из них 18 женщин и 12 мужчин в возрасте от 40 до 70 лет. Первую группу составили пациенты от 40 до 50 лет, вторую группу от 50 до 60 лет и третью группу от 60 до 70 лет.

Для более корректной количественной и качественной обработки полученных данных мы уравновесили эмпирические комплексы путем случайного выбора так, чтобы было равное количество наблюдений - 10 человек с каждой возрастной группы.

Для диагностики определения стрессоустойчивости мы использовали «методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Результаты исследования приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Результаты исследования по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Степень сопротивляемости

Пациенты от 40 до 50 лет

Пациенты от 50 до 60 лет

Пациенты от 60 до 70 лет

высокая

2

3

2

пороговая

4

5

4

Низкая (ранимая)

4

2

4

всего

10

10

10

Гистограмма 1

Проанализируем полученные результаты, применяя критерий H Кракселла-Уоллиса. Сформулируем статистические гипотезы:

Н0: Пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу.

Н1: Пациенты разных возрастов различаются по степени сопротивляемости стрессу.

Подсчитываем эмпирическое значение Hэмп с помощью статистического пакета анализа Microsoft Excel, Hэмп = 1.5. Это значение меньше критических значений H, соответствующих принятым в психологии уровням статистической значимости (5,40 (p0,05); 6,30 (p0,01)).

Полученное эмпирическое значение H находится в зоне незначимости. Принимается статистическая гипотеза Н0: Пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу.

Таким образом мы можем объеденить три выборки и анализировать как единый массив эмпрических данных.

На следующем этапе нашего исследования мы использовали опросник Шмишека (взрослый). Тест акцентуаций характера у взрослых, результаты представлены в таблице 2.4..

Таблица 2.4.

Типы акцентуаций характера по Г. Шмишеку

Кол-во испытуемых

Гипертимический тип

3

Тревожно-боязливый тип

4

Дистимический тип

3

Педантичный тип

5

Возбудимый тип

4

Эмотивный тип

4

"Застревающий" тип

2

Демонстративный тип

2

Циклотимический тип

2

Аффективно-экзальтированный тип

1

Выбирая тест 16 F Р.Кэттела, мы полагали, что в основе гипертимного типа лежат конструкты, психологически подобные конструктам, измеряемым с помощью факторов 0-, С+ опросника 16PF Р.Кэттелла. Поэтому ожидалось, что гипертимический тип по ряду своих качеств будет коррелировать с фактором О- (Самоуверенность) с фактором Q3+ опросника 16 F, оценивающего самоконтроль поведения и эмоций, способность действовать согласно плану, целенаправленность, способность доводить дело до конца, что является на наш взгляд важными характеристиками стрессоустойчивости. Также эмотивный, демонстративный типы в силу набора определенных качеств могут обладать теми же свойствами, а также их показатели будут положительно связаны с показателями по шкале показателя степени сопротивляемости стрессу.

Выбирая тест УСК, мы предполагали, что показатели по типам педантичный, застревающий, тревожно боязливый будут положительно связаны с показателем шкалы «Ио» (общей интернальности), поскольку интерналы более склонны считать, что контроль, управление большинством событий в их жизни принадлежит им самим и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В некоторых исследованиях отмечается, что интерналы более уверены в себе, проявляют большую терпимость. А также мы предполагали, что те же показатели будут положительно связаны с показателями по шкале высокая сопротивляемость стрессу (по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).

Показатель шкалы «Гипертимический тип», (характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке) значимо отрицательно коррелирует с фактором О- (Самоуверенность) опросника 16PF Р.Кэттелла (г=-0,59; при р=<0,001), положительно с фактором С+ (Сила «Я») (г=0,49; при р=<0,001), а также с фактором Q4- (Нефрустрированность) (г=0,49; при р=<0,001).

Показатель шкалы «эмотивный тип» значимо отрицательно коррелирует с фактором Q4- (Нефрустрированность) теста 16PF (г<0,50; при р=<0,001), что свидетельствует о схожести конструктов, лежащих в основе этих шкал. Кроме того, содержательный анализ данных шкал также подтвердил схожесть конструктов, положенных в их основу: способность смириться со своими и чужими поступками и несовершенством, а также принятие факта фрустрации, как нормальной части жизни.

Показатель шкалы «Педантичный тип» значимо коррелирует (г=0,48; р=<0,001) с показателем шкалы Q3+ опросника Кэттелла, измеряющим самоконтроль поведения и эмоций, способность действовать согласно плану, целенаправленность, способность доводить дело до конца. На содержательном уровне конструкты, лежащие в основе данных шкал, также оказались сопоставимы. Высокий самоконтроль поведения включает четкое понимание своих целей, умение планомерно и упорядоченно действовать, то есть, другими словами, предполагает навыки структурирования, к которым относятся навыки планирования, расстановки приоритетов, выполнение действий в соответствии с планами, организация и управление своими ресурсами, как во времени, так и по силе. Содержательный анализ и значимые корреляционные связи между показателями этих шкал подтвердили схожесть конструктов, лежащих в их основе.

Были получены значимые корреляционные связи показателей шкал «Педантичный тип» и «Дистимический тип» с показателем шкалы «Ио» УСК (общая интернальность): г=0,33; 1=0,33; при р=<0,001, соответственно. Как известно, ощущение возможности контроля над происходящими событиями является важным фактором при совладании со стрессом. Интернальность характеризует субъективное ощущение контроля над любыми значимыми событиями и ситуациями, происходящими в жизни человека. Таким образом, содержательный анализ данных шкал, а также значимые корреляционные связи между ними, служат подтверждением схожести измеряемых этими шкалами конструктов.

Кроме того, мы обнаружили, что показатели шкал «Педантичный тип» и «Дистимический тип» имеюг более значимые и устойчивые корреляционные связи с показателями шкал общей интернальности «Ио»; г=0,33( при р=<0,001 и интернальности в отношении здоровья от болезни

«Ио»: г=0,05, при р=<0,05, чем с показателем шкалы экстраверсии «F2+»: r=Q,3G; г=0,18> при р=<0,01. Нами не было найдено исследований, посвященных этой теме, но, в свою очередь, мы полагаем, что этот факт свидетельствует о лучшей способности интерналов осознавать свой стресс и возрастающее напряжение и использовать определенные формы деятельности, направленные на редуцирование уровня стресса. Одной из таких форм деятельности может быть любой вид физической активности: занятия спортом, использование техник релаксации и т.п.

Мы обнаружили также значимую корреляцию показателей шкалы «высокая степень сопротивляемости стрессу» с показателями шкалы «Гипертимический тип» (г=0,51; г=0,27; при p=<0,001, соответственно), с показателями шкалы «Дистимический тип» г=0,30; г=0,23; при р~<0,001 и с показателями шкалы «Педантичный тип» (г=0,18; при р=<0,05).

2.3 Практические рекомендации по преодолению тревожности и эмоционального стресса

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) -- это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)» [43]. Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.

В исследованиях Селье [38, с. 18] и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором [38, с.11].

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Например, студенту можно дать следующие советы [25, с. 28]:

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.

2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашими преподавателями.

4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.

5. Сообщите своему преподавателю, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.

6. Найдите день, время для отключения и отдыха. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения “дневника стрессов”. Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Рассмотрим методы первой помощи при остром стрессе.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе: 1. Противострессовое дыхание; 2. Релаксация; 3. Рациональное восприятие окружающей обстановки; 4. Смена обстановки; 5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль “громоотвода”, помогая отвлечься от внутреннего напряжения. 6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).

Выводы по II главе:

Пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу.

Также на основе нашего исследования можно сделать вывод, что ощущение возможности контроля над происходящими событиями является важным фактором при совладании со стрессом.

Интернальность характеризует субъективное ощущение контроля над любыми значимыми событиями и ситуациями, происходящими в жизни человека.

Исследуемые показатели по шкалам «Педантичный тип» и «Дистимический тип» имеют более значимые и устойчивые корреляционные связи с показателями шкал общей интернальности «Ио»; и интернальности в отношении здоровья от болезни, чем с показателем шкалы экстраверсии «F2+». Мы полагаем, что этот факт свидетельствует о лучшей способности интерналов осознавать свой стресс и возрастающее напряжение и использовать определенные формы деятельности, направленные на редуцирование уровня стресса. Одной из таких форм деятельности может быть любой вид физической активности: занятия спортом, использование техник релаксации и т.п.

Мы обнаружили также значимую корреляцию показателей шкалы «высокая степень сопротивляемости стрессу» с показателями шкалы «Гипертимический тип», с показателями шкалы «Дистимический тип» и с показателями шкалы «Педантичный тип». В результате чего мы доказали, что пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типам имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу, тем самым доказав правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Заключение

В заключении нашей дипломной работы мы обобщили результаты исследования и сформулировали выводы.

Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

На теоретическом уровне дан сравнительный анализ литературы по проблемесовладания со стрессом. В процессе исследования были решены следующие задачи: рассмотрена проблему изучения акцентуаций характера в психологической науке; изучены модели стресса и роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом; на эмпирическом уровне исследованы акцентуации характера пациентов неврологического отделения Красноярской центральной больницы; выявлена взаимосвязь акцентуаций характера пациентов и поведения в состоянии стресса: разработаны рекомендации по развитию стрессоустойчивости болеющей личности.

Акцентуации характера -- это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим

В качестве основополагающей нами была принята классификация типов акцентуаций характера по К. Леонгарду. Тест К. Леонгарда исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, а именно: Гипертимический тип; Тревожно-боязливый тип; Дистимический тип, Педантичный тип, Возбудимый тип, Возбудимый тип, Эмотивный тип, "Застревающий" тип, Демонстративный тип, Циклотимический тип, Аффективно-экзальтированный тип.

На основе анализа теоретической литературы, нами было выделено 5 моделей стресса. К ним относятся:

Стимульные модели. К стимульным относится те модели, которые рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному напряжению;

Модели ответной реакции рассматривают стресс как физиологическую ответную реакцию на требование окружающей среды;

Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят стресс как взаимодействие между личностью и окружающей средой;

Модели несоответствия. Подобные модели стресса, рассматривающие его как динамический процесс, приводящий психологические ресурсы в соответствие с предъявляемым требованием получили названии;

Интегративная модель стресса. В нее входят; внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и стрессовая реакция.

Важным понятием в модели стресса является «совладание», которое означает поддержание баланса за счет психологических ресурсов человека - Первая стадия процесса совладания связана с выбором и формированием соответствующих реакций, а вторая -- с их исполнением исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие. В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом, наличие которых способно минимизировать вредные стрессовые влияния. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь тс, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса» а именно уверенность в себе, принятие себя и других» физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения.

На основе эмпирического исследования влияния акцентуаций характера на поведение человека в ситуации стресса были выявлены следующие моменты: пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу. Также на основе нашего исследования можно сделать вывод, что ощущение возможности контроля над происходящими событиями является важным фактором при совладании со стрессом. Интернальность характеризует субъективное ощущение контроля над любыми значимыми событиями и ситуациями, происходящими в жизни человека.

Исследуемые показатели по шкалам «Педантичный тип» и «Дистимический тип» имеют более значимые и устойчивые корреляционные связи с показателями шкал общей интернальности «Ио»; и интернальности в отношении здоровья от болезни, чем с показателем шкалы экстраверсии «F2+». Мы полагаем, что этот факт свидетельствует о лучшей способности интерналов осознавать свой стресс и возрастающее напряжение и использовать определенные формы деятельности, направленные на редуцирование уровня стресса. Одной из таких форм деятельности может быть любой вид физической активности: занятия спортом, использование техник релаксации и т.п.

Мы обнаружили также значимую корреляцию показателей шкалы «высокая степень сопротивляемости стрессу» с показателями шкалы «Гипертимический тип», с показателями шкалы «Дистимический тип» и с показателями шкалы «Педантичный тип». В результате чего мы доказали, что пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типам имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу, тем самым доказав правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях дали возможность подтвердить правильно сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута.

Библиографический список

1. Абульханова-Славскаяя К.А. Социальное мышление личности. // Психологический журнал--- 1994.№4. -С.39 --55.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни, -- М: Изд-во: «Мысль»,1991,-299с.

3. Анастази, С.Урбина Психологическое тестирование, -- СПб.: Питер,2002. - 688с.

4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал- -- 1993. №2.-С.З- 16.

5. Анцыферова Л.И, Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. - 1994. №1. --С.З -- 18.

6. Балсин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). -- М.: Смысл, 1993. -- 16с.

7. Березин Ф.Б Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270с, Ю. Бодолев А.А., Столин И.Б. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь,2000. - 440с.

8. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. -- М.: ПЕР СЭ, 2000. -352с.

9. Бодров В.А, Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы, - М.; ИП РАН, 1995, - 128с.

10. Брушлинский A.З. Проблема субъекта в психологической науке //Психологический журнал. - 1992. Т.13. - СЗ - 12.

11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-- СПб.: Питер Ком» 1999. -- 528c.

12. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. -СПб.: Питер, 2002. - 352с,

13. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности.-М.:ИП РАН, 1989.-С217-224.

14. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов в вузе в процессе обучения // Психологический журнал. -- 1994. №3. -- С.131 - 134.

15. Голиков Ю.Я., Костин A.Л. Психология автоматизации управления техникой. - М.: ИП РАН. - 1996.

16. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы.-СПб.: Знание, 1999. --352с.

17. Гремпинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом- -- СПб.: Питер, 2002.-240с.

18. Гринберг Д. Управление стрессом, - СПб.: Питер, 2002.-- 496с,

19. Гришина Н.В. Психология конфликта,-СПб,:Питер,2000. -- 464с,

20. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. -М: ИП РАН. - 2003. -318с.

21. Дмитриева М.А. Психологический анализ системы «человек -профессиональная среда» // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6,1990. - Вып. 6).

22. Домрачева Е.Н. Исследование влияния акцентуаций характера» М.: 2005, 254 с.

23. Журавлев А.Л., Поздняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. -- М.: ИПРАН, 1995.-- 58с.

24. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса. -- М.;Наука, 1983. -- 368с.

25. Кокс Т., Маккей К. Транзактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. - М.: Радикс. -- 1995.

26. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики, -- Л.: Медицина, 1984.-216с.

27. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. -- 2004. - №2. -- С,75 -- 85.

28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.

29. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях.-М.: Наука, 1990. - СЛ0- 18.

30. Магнуссон Д. Ситуационное восприятие -- область исследований / Психология социальных ситуаций. Под ред. Н.В. Гришиной. -- СПб.: Питер, 2001.-416с.

31. Макаревич Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися // Психология учителя: Тезисы докладов к VII Всесоюзному съезду общества психологов СССР. -М., 1989.

32. Мизриев H.C., Прохоров А.О. Особенности регуляции психических состояний в трудных жизненных ситуациях / Психология психических состояний; Сб-к статей. Вып.4. Под ред, А.О. Прохорова, - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. -- С.275 -- 283.

33. Осницкий А.Н. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопросы психологии. -- 1996- №1. - С.5-19.

34. Прохоров А.О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний / Психология психических состояний: Сб-к статей, Вып.4. Под ред. А.О. Прохорова. - Казаны Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002, - С,6 -- 24,

35. Прохоров А.О. Феноменология регуляции психических состояний / Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып.4. Под ред. А.О. Прохорова. -- Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. -С.263- 274.

36. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности //Психологический журнал. -- 1998. №4, -- С.З -- 12.

37. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. -- 1997. -C.45 -54.

38. Селье Г. Стресс без дистресса. -- М: Прогресс» 1982.-- 125с.

39. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. -М., 1996.

40. Слободчиков Е.Я., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. - 1996. - №4. -С/72-80.

41. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. -- М.: Педагогика-Пресс, 1995.-352с,

42. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации- // Психологический журнал, -- 1996. - №1, -- С. 19-34.

43. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ