бесплатные рефераты

Влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности

В настоящее время все более актуальным становится совершенствование и разработка более точных методов измерения совладающего со стрессом поведения, а также использование разнообразных подходов в его измерении, включая качественные методы. В нашей стране на сегодняшний день наиболее известными и апробированными методиками для измерения копинг-поведения являются: опросник Э. Хайма [35] и «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана [4].

1.3 Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты

Термин «защита» впервые появился в работах З. Фрейда [74] для обозначения всех приемов, которые Я использует в конфликте, и которые могут привести к неврозу. По первоначальным представлениям, психологические защиты являются врожденными и выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Цель защиты, по словам З. Фрейда, в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия [74].

Неспособность личности разрешить «внутренний конфликт» вызывает рост внутреннего напряжения. В такие моменты активизируются специальные психологические механизмы защиты, которые ограждают сознание индивидуума от неприятных, травмирующих переживаний.

Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться как функции Я - при угрозе целостности личности именно защитные механизмы отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятельствам.

По мнению А. Фрейд [71], в отдельные периоды жизни и в соответствии со своей собственной конкретной структурой индивидуальное Я выбирает то один, то другой способ защиты и может использовать его как в своем конфликте с инстинктами, так и в защите от высвобождения аффекта [71].

А. Фрейд расширила представления о защите, более того, она сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты. А. Фрейд указывала, что защитные механизмы предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают психический гомеостаз личности. По ее мнению, набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности [71].

В современном представлении защитные механизмы представляют собой продукты развития и научения. Действующие в подсознании, они запускаются в ситуации конфликта, фрустрации и стресса [60].

Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям.

Д. Вайллент [15] предложил типологию защитных механизмов по уровню их зрелости в континууме «примитивность - зрелость», эта классификация получила широкое признание и до сих пор пользуется большой популярностью [15]:

Уровень I - психотические механизмы (отвержение реальности, искажение, иллюзорная проекция);

Уровень II - незрелые механизмы (фантазия, проекция, уход в болезнь, компульсивность и др.);

Уровень III - невротические механизмы (интеллектуализация, формирование реакции, смещение, диссоциация);

Уровень IV - зрелые защиты - (сублимация, альтруизм, супрессия, антиципация, юмор).

Н. Мак.-Вильямс [46] отмечала, что к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые и примитивные, как правило относятся те, которые имеют дело с границей между собственным Я и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, «работают» с внутренними границами, например, между ЭГО, СУПЕР-ЭГО и ИД. Также указывалось на представление о том, что примитивные защиты действуют общим, недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве индивида, составляя между собой когнитивные аффективные и поведенческие параметры, в то время как более развитые защиты осуществляют определенные трансформации чего-то одного - мыслей, чувств, ощущений, поведения или некоторой их комбинации. Для того чтобы быть классифицированной как примитивная, защита должна обнаруживать в себе наличие двух качеств, связанных с довербальной стадией развития. Она должна иметь недостаточную связь с принципом реальности и недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного Я [46].

Большой вклад в изучение психологической защиты и разработку методов ее измерения внес Р. Плутчик [54]. В рамках своей психоэволюционной теории эмоций он связывает механизмы психологической защиты с базовыми эмоциями, утверждая, что защитные механизмы являются производными эмоций и направлены на их регулирование и контроль. Он выделяет 8 защитных механизмов, выстроив их по шкале примитивности - зрелости, а также в зависимости от периодов их формирования в онтогенезе, и также связывает их с когнитивными процессами [54]: отрицание; вытеснение; регрессия; компенсация; проекция; замещение; интеллектуализация; реактивные образования.

Среди отечественных исследователей наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты внес Ф. Бассин [9]. Он подчеркивал, что главное в защите сознания от дезорганизующих его влияний психической травмы - это понижение субъективной значимости травмирующего фактора. По мнению автора, основным в психологической защите является перестройка системы установок, направленная на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращающая дезорганизацию поведения [9]. Это перекликается с предположениями других авторов о связи восприятия стрессора, его когнитивной оценки с перцептивной защитой [29, 16, 31, 54]. В ходе исследований, проведенных сотрудниками группы Э. Костандова [31], была полностью подтверждена гипотеза о нервных механизмах изменения осознания внешних явлений под влиянием отрицательных реакций. Регистрация биоэлектрических и вегетативных реакций на эмоционально значимые стимулы, еще не осознаваемые субъектом, позволила предположить существование сверхчувствительного механизма, который на основании информации, не достигающей уровня сознания, способен оценить эмоциогенное значение раздражителя, повысить порог восприятия и вызвать соответствующую когнитивную переоценку [31].

Данные исследования перекликаются с точкой зрения А. Асмолова [8], который утверждал, что неосознаваемые мотивы, неосознаваемые ожидания и притязания определяют направленность и характер действий, более того, существуют неосознаваемые резервы органов чувств, которые нередко называют «шестым чувством». Благодаря этим слабым неосознаваемым раздражителям, лежащим за порогом осознавания, индивид часто избегает опасности, точнее оценивает действительность [8].

По мнению Ф. Березина [11], механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное напряжение. Он выделяет четыре типа механизмов психологической защиты [11]:

1. Препятствующие осознаванию факторов, вызывающих тревогу, - вызывающие тревогу факторы не воспринимаются и не осознаются (вытеснение и отрицание).

2. Позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах (фиксация тревоги) - тревога связывается с каким-то определенным объектом, не связанным с причиной, вызвавшей тревогу (перенесение, некоторые формы изоляции).

3. Снижающие уровень побуждений (обесценивание исходных потребностей) - уменьшение тревоги может быть достигнуто за счет снижения уровня побуждений и обесценивания исходной потребности (регрессия, гиперкомпенсация).

4. Модификация тревоги за счет формирования устойчивых концепций (концептуализация) - идеаторная переработка тревоги, результатом которой становятся частные или общие представления, направляющие поведение индивидуума (проекция, рационализация).

Многие авторы указывают на тесную взаимосвязь копинга и механизмов психологической защиты. Одни авторы считают психологическую защиту своеобразным «интрапсихическим копингом», или «механизмом совладания с внутренней тревогой»; другие - относят копинг к внешним, поведенческим проявлениям механизмов психологической защиты [1, 40, 54, 67].

Таким образом, механизмы психологической защиты обеспечивают регулятивную систему стабилизации личности, направленную, прежде всего, на уменьшение тревоги, неизбежно возникающей при осознании конфликта или препятствии к самореализации. В широком психологическом контексте психологическая защита включается при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняя психический дискомфорт и тревожное напряжение. По своим проявлениям она является формой бессознательной психической активности, формирующейся в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с индивидуальным, конкретно-историческим опытом развития личности в определенной социальной среде и культуре. С помощью механизмов психологической защиты Я человека стремится удерживать систему отношений в устойчивом положении. Происходит ослабление эмоционального конфликта и стабилизация позитивной Я-концепции [48, 60, 67].

Психологическая защита задает направление копингу, формирующемуся в более поздние сроки онтогенетического развития и закрепляющемуся в процессе накопления жизненного опыта. Диапазон используемых человеком в процессе жизни стратегий по разрешению ситуаций и преодолению требований среды зависит от сложившихся в раннем детстве структуры ведущих типов психологической защиты. При этом ведущая в структуре личности психологическая защита будет влиять как на когнитивную оценку стрессового события, так и на выработку соответствующих ей стратегий поведения по преодолению данного события. Она как бы «задает коридор» для формирования последующего копинг-поведения [29, 30].

Совладание со стрессом зависит от типа переживаемого эмоционального состояния. На сегодняшний день очень мало известно о том, как совладание формируется эмоциональным состоянием, но по всей вероятности, каждая из эмоций и каждая ситуация, провоцирующая эмоциональное состояние, обусловливает определенный специфический паттерн совладания со стрессом [24].

В рамках теорий, рассматривающих эмоцию как ответ или как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами, одной из наиболее разработанных теорий эмоций и личности является теория М. Арнолд [6]. Согласно этой теории, эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки. До того, как эмоция возникает, объект должен быть воспринят и оценен. В ответ на оценку объекта возникает эмоция как принятие или отвержение. Существует определенная последовательность «восприятие - оценка - эмоция», несмотря на то, что оценка сама по себе характеризуется как прямая и интуитивная, и едва ли не столь же непосредственная, как и восприятие. Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию [27].

Механизмы психологической защиты организуются как важнейшие новообразования на определенных этапах онтогенеза. Накладываясь на динамические особенности психики индивида, механизмы психологической защиты определяют основные черты его характера и, в большей мере, становление всей системы его отношений с окружающим миром. В ситуациях конфликта, столкновения, актуализируются механизмы защиты как ментальные процессы, и происходит научение способами защитного поведения на интрапсихическом и интерпсихических уровнях. Именно на фоне действия «защитной системы» психики происходит дальнейший процесс адаптации индивида к внешним условиям среды [54].

Психоаналитически ориентированные исследователи утверждают, что в процессе онтогенеза развиваются определенные механизмы защиты, которые формируют определенный склад личности, характер, стиль поведения [9].

Нормативное функционирование механизмов защиты обеспечивает стабильность и упорядоченность индивидуальной картины мира. На фоне действующих механизмов защиты, поддерживающих целостность психический гомеостаз, личность более или менее адекватно оценивает события и осуществляет осознанное, последовательное и целенаправленное приспособительное поведение, позволяющее сохранять баланс между требованиями внешней среды и внутренними потребностями. Напротив, повышенные (выше нормативного уровня) психологические защиты приводят к тому, что человек все время прибегает к защитному поведению, не в состоянии адекватно воспринимать (отражать) объективную реальность, что способствует потере адаптации, нарастанию внутреннего эмоционального напряжения.

Ф. Березин [11] указывал, что в ситуациях неопределенности происходит интенсификация поиска наиболее адекватных форм поведения, т.е. усиление поисковой активности. В результате включения психологических защит эффективность поисковой активности (адаптивность поведения) будет зависеть от характера и выраженности защит. Если психологические защиты, обеспечивающие реориентацию личности по отношению к среде, способствуют адекватной ориентации поиска, то возрастает роль поисковой активности. Если же внутрипсихическая реорганизация оказывается неадекватной, она может способствовать нарушению психической адаптации. Характер поисковой активности зависит от преобладающего механизма интрапсихической адаптации [11, с.124-128].

В целом в отечественной литературе механизмы психологической защиты и механизмы совладания (копинг-поведения) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов индивида [1, 59, 65, 68].

По мнению Б. Карвасарского [59], процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, в то время как процессы компенсации и особенно защиты, направлены на смягчение психического дискомфорта. Е. Чехлатый [75] считает, что отличие механизмов совладания от механизмов психологической защиты в том, что первые используются индивидом сознательно, а вторые - неосознаваемы и пассивны. На сегодняшний день при постановке психотерапевтических задач принято объединять защитные механизмы и копинг-механизмы в целостную систему адаптивных реакций личности [59].

Исходя из сказанного выше, объединение защитных механизмов и копинг-механизмов в целостную систему психологической адаптации личности представляется вполне естественным и целесообразным, так как механизмы приспособления личности к стрессовым и другим жизненным ситуациям чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных копинг-стратегий, до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты [56, 76].

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ВЫБОРА КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ»

2.1 Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования

Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует формированию у медицинских работников состояний дезадаптации и эмоционального выгорания. Проведенные исследования показывают, что СЭВ может развиваться у 30-50% медицинских работников [41,43, 44].

Экспериментальное исследование влияния копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности проводилось с 19 октября по 28 декабря 2009г. В исследовании приняли участие 32 работника ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» в возрасте от 25 до 45 лет, имеющих высшее образование.

Для проверки выдвинутого предположения и поставленных задач была разработана соответствующая программа и применена адекватная батарея методик. Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе исследования изучались механизмы психологических защит, копинг-поведение и степень эмоционального выгорания сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ».

На втором этапе исследования проводилась математическая обработка данных, выявлялось взаимодействие между полученными результатами.

На третьем этапе исследования после оценки данных и выявления взаимосвязи между ними были сделаны соответствующие выводы.

Исследование степени эмоционального выгорания сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» было проведено с помощью методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко [13, с. 19-24].

Данная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания как процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового.

Опросник состоит из 84 утверждений и включает 12 шкал, которые группируются в соответствии с тремя фазами [13]:

фаза «тревожное напряжение» (предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания);

фаза «резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу);

фаза «истощение», которая характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

К фазе «тревожное напряжение» относятся такие симптомы, как:

ППО - переживание психотравмирующих обстоятельств, которое проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

НС - неудовлетворенность собой, которая проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.

ЗК - ощущение «загнанности в клетку», которое проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно; развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств.

Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

ТД - тревога и депрессия, которые обнаруживаются в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.

К фазе «резистенция» (сопротивление) относятся:

НИЭР - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, которое наблюдается в случаях, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу-не-хочу» - неадекватным или избирательным образом.

ЭНД - эмоционально-нравственная дезориентация, которая проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, больному и т.п.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину.

РСЭЭ - расширение сферы экономии эмоций, которое проявляется вне профессиональной деятельности - дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.

РПО - редукция профессиональных обязанностей, которая обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

К фазе «истощение» относятся:

ЭД - эмоциональный дефицит, который заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности.

ЭО - эмоциональная отстраненность, при которой работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни негативные обстоятельства.

ЛО/Д - личностная отстраненность, или деперсонализация, которая проявляется в сфере общения. Прежде всего, отмечается частичная или полная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности.

ПСВН - психосоматические и психовегетативные нарушения, которые обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия.

Данные, полученные в процессе опроса респондентов были статистически обработаны, результаты представлены в таблицах 2,3,4.

Таблица 2 - Результаты диагностики эмоционального выгорания испытуемых в баллах

респондент

возраст

Гендерная принадлежность

Фаза «напряжения»

итого

Фаза «резистенции»

итого

Фаза «истощения»

итого

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

40

м

9

7

0

6

22

25

12

27

10

74

18

3

10

10

41

137

2

45

м

15

3

13

23

54

19

23

25

30

97

22

3

7

8

40

191

3

33

м

14

18

23

8

63

8

18

15

15

56

2

7

10

7

26

145

4

32

м

8

18

8

8

42

28

15

10

25

78

20

14

10

8

52

172

5

26

м

2

20

1

2

25

20

22

4

12

58

20

10

5

11

46

129

6

44

м

5

3

10

0

18

15

28

5

22

70

0

18

10

8

36

124

7

35

м

22

17

10

18

67

18

25

15

25

83

10

21

17

20

68

218

8

30

м

2

0

6

5

13

15

7

5

23

50

13

8

0

8

28

92

9

40

м

0

0

11

5

16

12

13

7

17

49

0

5

0

5

10

75

10

39

м

10

0

0

5

15

7

0

0

10

17

0

3

0

6

9

41

11

31

м

19

0

0

0

19

20

8

8

15

51

10

13

0

2

25

95

12

40

м

8

3

0

0

11

5

18

0

7

30

0

5

0

2

7

48

13

28

м

17

3

6

21

47

17

7

6

5

35

5

7

5

8

25

107

14

38

м

22

28

11

20

81

30

27

23

25

105

25

27

27

15

94

280

15

27

м

5

3

1

0

9

17

10

2

19

48

10

20

7

3

40

97

16

41

м

22

2

15

28

67

15

20

20

22

67

13

26

10

7

56

190

17

28

ж

22

13

12

18

65

30

10

19

5

64

12

0

15

6

33

162

18

29

ж

2

3

0

3

8

15

5

3

4

27

0

3

7

2

12

47

19

45

ж

0

3

2

2

7

13

10

0

15

38

5

6

3

8

22

67

20

25

ж

12

15

21

5

53

20

10

7

23

60

20

23

10

5

58

171

21

39

ж

4

13

0

5

22

17

22

28

19

86

20

3

10

10

43

151

22

33

ж

0

2

0

0

2

10

10

0

20

40

15

10

5

3

33

75

23

45

ж

12

2

5

8

27

20

12

24

22

78

13

10

28

13

64

169

24

27

ж

5

0

6

8

19

3

15

5

8

31

10

2

2

3

17

67

25

35

ж

9

3

0

6

18

10

5

8

12

35

0

3

0

0

3

56

26

35

ж

10

3

0

3

16

17

0

10

12

39

0

3

0

10

13

68

27

38

ж

14

6

2

15

37

12

0

7

9

28

5

3

5

18

31

96

28

32

ж

0

0

16

8

24

15

17

3

20

55

0

15

0

2

17

96

29

38

ж

12

10

13

28

63

17

7

0

22

46

13

20

22

8

63

172

30

38

ж

17

23

16

8

64

18

19

5

20

62

20

30

13

5

68

194

31

28

ж

17

3

0

10

30

20

15

7

18

60

13

10

5

18

46

136

32

34

ж

22

13

29

27

91

19

17

17

20

73

28

20

26

10

84

248

В целом по группе

Сред

нее

10,56

7,40

9,53

9,46

34,84

16,47

13,34

9,84

16,60

55,94

10,68

10,69

8,40

7,78

37,81

128,63

Дисперсия

7,45

7,85

8,73

8,75

24,55

6,41

7,65

8,68

6,86

21,41

8,52

8,54

8,19

4,95

22,98

61,04

Стандартное

откл.

1,31

1,38

1,54

1,54

4,34

1,13

1,35

1,53

1,21

3,78

1,50

1,51

1,44

0,88

1,063

10,79

По группе муж

чин

Сред

нее

11,25

7,81

9,43

9,31

35,56

16,94

15,81

10,75

17,62

60,50

10,5

11,87

7,37

8,01

37,68

133,81

Дис-пер-сия

7,59

9,10

9,38

9,42

24,23

7,01

8,15

8,95

7,39

23,70

8,70

8,23

7,28

4,60

22,81

63,96

Стандартное

откл

1,89

2,27

2,34

2,35

6,05

1,75

2,03

2,23

1,84

5,92

2,17

2,05

1,82

1,15

5,71

15,99

По группе жен-

щин

Сред

нее

9,87

7,01

9,62

9,62

34,12

16,01

10,87

8,94

15,56

51,37

10,87

10,06

9,43

7,56

37,93

123,44

Дисперсия

7,48

6,66

8,34

8,34

25,64

5,93

6,44

8,61

6,35

18,48

8,63

9,01

9,12

5,43

23,91

59,60

Стандартное

откл

1,87

1,66

2,08

2,08

6,41

1,48

1,61

2,15

1,59

4,62

2,15

2,25

2,28

1,35

5,97

14,89

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ