бесплатные рефераты

Влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности

Анализ с учетом гендерных различий показал, у мужчин преобладает (показатель выше нормы) такой МПЗ как «интеллектуализация», у женщин «отрицание». Практически в равной степени и мужчины, и женщины используют «компенсацию», причем, в пределах нормы, что свидетельствует об эффективности применяемого механизма.

Однако, МПЗ являются бессознательными проявлениями защиты личности в стрессовой ситуации, в то время, как выбор копинг-стратегии поведения - это вполне осознанный выбор индивида.

Методика Э. Хаймэ [35] позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы.

К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 их вариантов:

1. Игнорирование и переключение мыслей на другие, «более важные».

2. Принятие ситуации как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма.

3. Диссимуляция проблемы, игнорирование и снижение ее серьезности, даже подшучивание над ситуацией.

4. Сохранение самообладания - равновесия, самоконтроля, стремление не показывать своего состояния другим.

5. Проблемный анализ ситуации и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос, обдумывание, взвешенный подход к решениям.

6. Относительность в оценке ситуации, сравнение с другими, находящимися в худшем положении.

7. Религиозность, стойкость в вере («со мною Бог»).

8. Состояние растерянности и переживание безысходности создавшегося положения.

9. Придание трудностям значения и смысла, например отношение к проблеме как вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.

10. Самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.

8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий:

1. Переживание протеста, возмущения, противостояния трудностям и их последствиям.

2. Эмоциональная разрядка - отреагирование чувств, вызванных стрессовой ситуацией, например, плачем.

3. Изоляция - подавление, недопущение чувств, адекватных ситуации.

4. Оптимизм с уверенностью в благоприятный исход трудной ситуации.

5. Пассивное сотрудничество - доверие с передачей ответственности другому лицу.

6. Покорность, фатализм, капитуляция.

7. Самообвинение, возложение вины на себя.

8. Переживание злости, раздражение, связанные с ограничением жизни возникшими проблемами.

К поведенческим копинг-стратегиям относятся 8 вариантов:

1. Отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу.

2. Альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план.

3. Активное избегание - стремление избегать «погружения» в процесс выхода из стрессовой ситуации.

4. Компенсация - отвлекающее исполнение каких-либо собственных желаний, например покупки чего-то для себя.

5. Конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие.

6.Уединение - пребывание в покое, размышление о себе.

7. Активное сотрудничество - ответственное участие в процессе преодоления возникших трудностей.

8. Поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Виды копинг-поведения распределяются на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

Адаптивные варианты копинг-поведения (А).

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

«проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

«протест», «оптимизм» - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

«сотрудничество», «обращение», «альтруизм» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения (НА).

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

«смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

«подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

«активное избегание», «отступление» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные (ОА) варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

«относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

«эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

«компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Результаты исследования копинг-механизмов испытуемых представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Исследование копинг-механизмов испытуемых

респондент

возраст

Гендерная принадлежность

когнитивные

эмоциональные

поведенческие

А

ОА

НА

А

ОА

НА

А

ОА

НА

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

40

м

ПА

ОП

АС

2

45

м

УСЦ

ПЭ

АС

3

33

м

С

ПП

АИ

4

32

м

ПС

ОП

ОТ

5

26

м

ПС

ОП

ОТ

6

44

м

ПС

ОП

КА

7

35

м

ОО

ЭР

ПЭП

8

30

м

СС

ПП

ПЭП

9

40

м

УСЦ

ОП

ПЭП

10

39

м

СС

ОП

АС

11

31

м

ПС

ОП

ОТС

12

40

м

ПС

ОП

АС

13

28

м

УСЦ

ОП

ПЭП

14

38

м

СС

ОП

АИ

15

27

м

ПА

ОП

ОТ

16

41

м

С

ПФК

ПЭП

17

28

ж

УСЦ

ОП

АС

18

29

ж

СС

ОП

ПЭП

19

45

ж

ПА

ОП

КА

20

25

ж

Д

ОП

АТ

21

39

ж

ПА

ОП

КА

22

33

ж

ПА

ОП

АС

23

45

ж

ПА

ПП

ПЭП

24

27

ж

СС

ОП

ПЭП

25

35

ж

СС

ОП

АТ

26

35

ж

ПА

ОП

ПЭП

27

38

ж

ПА

ОП

ПЭП

28

32

ж

ПС

ОП

ПЭП

29

38

ж

УСЦ

ПК

ПЭП

30

38

ж

РВ

ОП

ОТ

31

28

ж

РП

ПЭ

АИ

32

34

ж

ПА

ПЭ

КА

Итого:

20

8

4

26

2

4

20

8

4

Таким образом, можно предположить, что в большинстве своем и мужчины и женщины предпочитают использовать адаптивные копинг-стратегии поведения.

В процентном соотношении результаты исследования копинг-механизмов испытуемых приведены в таблице 9.

Таблица 9 - Результаты исследования копинг-механизмов испытуемых (%)

Копинг-механизм

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Адаптивный

63

81

63

Отностительно-адаптивный

25

7

25

Неадаптивный

12

12

12

Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Сравнительной диаграммы использования копинг-механизмов испытуемыми

Сокращения, используемые в таблице 8:

ПА - проблемный анализ

УСЦ - установка собственной ценности

СС - сохранение самообладания

ОП - оптимизм

АС - активное сотрудничество

ПЭП - поиск эмоциональной поддержки

АТ - альтруизм

ПС - придание смысла

ОО - относительность в оценке проблемы

РВ - религиозность

ЭР - эмоциональная разрядка

ПК - пассивная кооперация

ОТ - отвлечение

КА - конструктивная активность

С - смирение

Д - диссимуляция

РП - растерянность

АИ - активное избегание

ОТС - отступление

ПЭ - подавление эмоций

ПФК - покорность, фатализм

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что у подавляющего числа испытуемых копинг-механизмы адаптивные (эмоциональные - 81%, когнитивные и поведенческие по 63%). Это свидетельствует о том, что осознанный выбор стратегии поведения испытуемых склоняется в сторону конструктивных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемые, у которых сформировались фазы эмоционального выгорания, или сложились симптомы, доминирующие в синдроме, используют в свое жизни чаще неадаптивные или относительно-адаптивные копинг-механизмы. Особенно это касается эмоциональных копинг-механизмов.

2.2 Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике его возникновения

Проведенное исследование позволило разработать рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике возникновения, которые представлены в виде тренинга, проведенного с сотрудниками ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ».

Целью тренинга является повышение уровня стрессоустойчивости, и создание положительной «Я-концепции».

Задачи тренинга:

1. Развитие способности принимать себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами.

2. Развитие способности понимать внутренний мир другого человека.

3. Развитие умения управлять своим поведением, «подавать себя» в общении с окружающими людьми, изменять свое поведение в соответствии с ситуацией.

Ожидаемый результат:

1. Повышение значимости профессиональных ценностей.

2. Переоценка качества жизни (повышение активности, расширение интересов).

3. Повышение уровня ответственности за свои действия и поступки в различных сферах и областях жизнедеятельности: в области преодоления жизненных трудностей, неудач, межличностного общения; в области здоровья.

Тренинг рассчитан на 18 часов и включает в себя 3 встречи по 6 часов.

Группа должна иметь закрытый характер, т.е. новые участники не принимаются. Состав участников от 10 до 14 человек.

В тренинге используются ролевые игры, игры и упражнения, способствующие самораскрытию участников группы, подвижные игры для эмоциональной разрядки, а также упражнения на релаксацию и снятие нервного напряжения.

Основные правила тренинга:

1. Единая форма обращения - «ты», что психологически уравнивает всех членов группы.

2. Принцип «здесь и теперь» - говорим о том, что волнует в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.

3. Персонификация высказываний - заменяем высказывания типа: «большинство моих друзей считают, что…» или «некоторые думают, что…» суждениями «я считаю, что…» или «я думаю, что…».

4. Искренность в общении - говорим только то, что чувствуем, только правду, или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфиденциальность - все, что происходит во время занятий, не выносится за ее пределы. Это способствует самораскрытию участников.

6. Определение сильных сторон личности - во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

7. Недопустимость непосредственных оценок.

Перед началом тренинга и после него рекомендуется провести тестирование методиками, представленными в теоретической части. Возможна замена некоторых методик другими, требующимися для данной конкретной ситуации. В ходе рассмотрения сложившейся на момент проведения тренинга ситуации также возможны замены упражнений.

Состав тренинга носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Для контроля изменений состояния участников тренинга предусматривается дополнительное тестирование через 3,6,9,12 месяцев, а при необходимости проведение повторного тренинга через год.

Вероятность того, что данный тренинг даст положительный результат, велика, так как исследования в этой области проводятся не одно десятилетие, и все действия, которые были направлены на преодоление СЭВ, имели положительные отзывы [17, 32, 45, 57].

Программа тренинга

Занятие №1.

Цель занятия - создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы, развивать чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе, снять эмоциональную напряженность.

1. «Знакомство»

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть имя. В дальнейшем, на всем протяжении занятий, участники прикрепляют карточку с именем к груди.

Затем участники садятся в круг и, поочередно представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.д.)

2. «Принятие правил группы»

Обсуждаются перечисленные выше правила, что не исключает введение и принятие новых.

Все участники высказывают свое мнение о правилах и говорят, принимают они их или нет. Занятия не рекомендуется начинать до тех пор, пока все члены группы не придут к единому мнению.

Здесь же требуется определить время работы и отдыха.

Во время тренинговых занятий никто не покидает группу.

3. Упражнение «Мои добрые дела»

Каждый участник должен вспомнить, какое конкретное доброе дело он сделал за вчерашний день? Кому он помог? Что при этом чувствовал? Какими, по мнению членов группы, должны быть формы благодарности?

Обсуждение того, насколько было трудно вспомнить добрый поступок?

4. Упражнение «Рисунок музыки»

Ведущий: «садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной темой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее».

Время звучания музыки примерно 3-5 минут, затем ведущий собирает рисунки и устраивает импровизированную выставку, во время которой участники стремятся узнать авторов рисунков. Члены группы собираются в большой круг и делятся своими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки.

Обсуждение того, что помогло участникам группы узнать по выставленным рисункам автора. Кого совсем не узнали? Почему? Насколько необычен рисунок? Смог ли каждый автор выразить свои чувства? Насколько хорошо знают каждого члена группы?

5. Упражнение «Страховка»

Члены группы делятся по парам. В каждой паре один человек встает за спиной другого. Стоящий впереди, не сходя с места и не сгибаясь, начинает падать назад. Это требует преодоления определенной естественной робости. Стоящий за ним напарник подхватывает его. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение того, насколько страшно было падать. Было ли чувство, что его не поймают.

6. Упражнение «Счет»

Один из участников называет любую цифру от единицы до числа членов группы, присутствующих на данном занятии, включая ведущего. В группе каждый раз должны быстро встать без всякой предварительной договоренности ровно столько человек, какое число было названо. Так повторяется несколько раз, пока названная цифра и число встающих не совпадут.

7. Упражнение «Контраргументы»

Ведущий: «Давайте попробуем хотя бы немного разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми вы недовольны. Для этого разделите лист бумаги пополам. Слева в колонку «Недовольство собой», предельно откровенно запишите все то, чем вы недовольны в себе именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту аналитическую работу отводится примерно 5-8 минут, желательно заполнить всю левую часть таблицы. Затем на каждое «недовольство собой» приведите контраргументы, т.е. то, что можно этому противопоставить, что принимают в вас окружающие и вы сами, и запишите в колонке «Принятие себя» На второй этап работы также отводится 5-8 минут».

Затем участники объединяются в группы по 3-4 человека и приступают к обсуждению своих записей в таблице.

8. Упражнение «Учимся говорить «НЕТ»

Члены группы делятся на пары. Один человек из пары должен убедительно сыграть для партнера роль настойчивого (или жалобного) «приставалы» и разыграть сцену. Поскольку это всего лишь игра, участникам будет легче отказать ему. Повторяя эти упражнения с разными партнерами и различными ситуациями, можно довести умение говорить НЕТ до определенного автоматизма и переносить это на реальные жизненные ситуации. Участники меняют пары 2-3 раза.

9. Упражнение «Лучшее качество - соседу слева»

Участникам предлагается подумать и назвать самое лучшее, на их взгляд, качество характера своего соседа слева. Игроки по очереди высказывают свое мнение, обосновывая его. Затем участники анализируют высказывания и выделяют группу качеств, оказавшихся наиболее значимыми для всех.

Упражнение направлено на создание теплой атмосферы в группе, настраивает участников на позитивное отношение к себе и окружающим.

10. Упражнение «Мудрец»

Ведущий: «Не секрет, что большинство людей не могут сразу достаточно точно сформулировать, чего они хотят в жизни вообще и в данный момент в частности. Их желания неточны и противоречивы, что мешает выявлению и решению личных проблем.

Это упражнение помогает лучше осознать собственные проблемы и их иерархию.

Закройте глаза и представьте зеленый луг, дерево и сидящего под ним мудреца. У вас есть редкий шанс получить от этого мудреца ответ на любой вопрос. Следует тщательно подумать, как можно использовать свой шанс, какие вопросы задать ему. При этом после каждого вопроса не спешить задавать следующий, а постараться услышать и запомнить ответ мудреца».

После окончания упражнения каждый рассказывает всей группе о том, какие вопросы он задал, и какие ответы услышал (каждый участник уточняет свои первоначальные проблемы и возможности их решения).

11. Домашнее задание «Свободный микрофон»

Каждый должен сформулировать по одному вопросу всем остальным, чтобы лучше понять каждого члена группы.

Занятие № 2

Цель занятия - закрепить тренинговый стиль общения, способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, снять эмоциональную напряженность.

1. Приветствие

Участники делают друг другу комплименты.

2. Обсуждение прошлого занятия

Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии

3. Упражнение «Свободный микрофон»

Участники по очереди задают подготовленные дома вопросы тому, кто первым захочет воспользоваться возможностью быть «в центре внимания». Основное правило - отвечать как можно полнее и откровеннее.

Участник, который первым будет отвечать на вопросы, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы.

Время на вопросы одного участника не должно превышать 5 минут. При этом каждый вправе не отвечать, если, на его взгляд, вопрос не относится непосредственно к нему или он не совсем готов к откровенному ответу на данный вопрос.

4. Упражнение «Продолжи рисунок»

Каждый участник на листе в левом верхнем углу пишет свое имя и рисует свой символ. После этого передает листок соседу. Тот рисует символ, который подходит, по его мнению, этому человеку. Лист передается дальше, пока не вернется к хозяину.

Обсуждение возможных трудностей в выборе символа для человека.

5. Упражнение «Карусель»

Ведущий: «Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним».

Все члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно один шаг вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники в течение одной минуты должны закончить беседу, попрощаться и перейти к новому партнеру.

6. Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»

Каждый участник в течение 3-4 минут набрасывает «психологический портрет» кого-либо из членов группы без указания признаков, особенно внешних, по которым сразу можно узнать конкретного человека.

В портрете должно быть отражено 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Время для описания 5 минут. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет.

7. Подвижная игра «Прорвись в круг»

Члены группы берутся за руки, образуя круг. Поочередно один из участников старается прорваться в центр круга, а другие не пускают его.

8. Упражнение «Без маски»

Ведущий: «Перед вами в центре круга стоит стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, безо всякой предварительной подготовки, продолжить фразу, начало которой написано на карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным.

Члены группы будут внимательно слушать вас. И если они почувствуют, что вы неискренни, неоткровенны, вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить».

9. Упражнение «Изофантазия»

Всем участникам дается задание в течение 5-7 минут нарисовать несуществующее доброжелательное и очень общительное животное.

Затем организуем вернисаж и обмен впечатлениями.

10. Домашнее задание «Каким меня видят окружающие»

Участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные ее члены».

Занятие № 3

Цель занятия - отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепить стиль доверительного общения, развить умение постоянного самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.

1. Приветствие

2. Подвижная игра «Атомы»

3. Обсуждение прошлого занятия

Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии

4. Упражнение «Каким меня видят окружающие»

Участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные ее члены».

После каждого выступления группа, внимательно выслушав участника, может сказать ему о том, в чем он оказался прав, а в чем ошибся.

5. Подвижная игра «ДА»

Смысл игры - безоговорочно принимать друг друга.

Участники движутся по комнате во всех направлениях одну минуту. Ведущий предлагает осуществить некое действие. В ответ каждый должен громко и с энтузиазмом крикнуть «Да!!!». Сразу же после этого всеми вместе выполняется предложенное действие.

6. Упражнение «Кто родился в мае…»

Одним из участников называется личностное качество или описывается ситуация, остальные участники, по отношению к которым справедливо это высказывание, должны выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся.

7. Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются на пары и становятся лицами друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Один человек играет роль зеркала. Ему нужно копировать как можно точнее все движения партнера. Затем партнеры меняются местами.

8. Упражнение «Отказ»

Участникам предлагается разыграть сценки, в которых один из них что-то просит, чего-то добивается от партнера. А партнер должен ему в этом отказать, но сделать это настолько убедительно и понятно, чтобы человек, которому отказывают, проникся уважением к мнению партнера и понял его. Для этого участники разбиваются на тройки. В каждой тройке один будет активно и требовательно просящим, другой умело отказывающим, а третий - наблюдателем. Тему сценки придумывают сами участники. Допустим, один просит пропустить его без очереди. Другой ему отказывает, объясняя свой отказ убедительной причиной. Наблюдатель оценивает, насколько успешно просящему удается настоять на своем.

В ходе выполнения упражнения участники меняются ролями, чтобы каждый учился «правильно» отказывать.

9. Упражнение «Я глазами других»

Каждому члену группы присваивается номер. Затем они на небольших листочках в соответствии с номером каждого пишут о его хороших качествах и добавляют свои пожелания.

Ведущий собирает все листочки, раскладывает их по номерам, затем раздает участникам.

Обсуждение высказанных впечатлений.

10. Завершение тренинга.

Членам группы предлагается сделать то, что они не успели сделать на предыдущих занятиях: что-то сказать друг другу, поделиться своими переживаниями, узнать чье-то мнение о себе.

11. Подведение итогов.

Данный тренинг разработан в реальных условиях и рекомендуется к проведению, как в целях преодоления, так и в целях профилактики СЭВ [17, 32, 45, 57].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что сотрудники ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ», которые являются медицинскими работниками, представляют собой профессиональную группу риска формирования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует развитию у них состояний дезадаптации и СЭВ.

Достаточно часто СЭВ проявляется как феномен профессиональной адаптации, но он не является обязательным атрибутом медицинской деятельности. СЭВ способствует низкая организация труда, плохие профессиональные отношения в коллективе, чрезмерно завышенные требования к себе и к результатам своей деятельности при неумении отдыхать и несформированности здоровье-сберегающего поведения, неудовлетворенность работником уровнем реализации основных потребностей и низкая оценка качества жизни.

Совокупность индивидуально-психологических качеств, стресс-преодолевающего поведения, факторов среды и профессии могут способствовать инициации и формированию СЭВ. Поэтому, очень важно научить человека справляться с проявлениями СЭВ.

Большое значение для предупреждения СЭВ является оценка его начальных проявлений с помощью различных методик, направленных на выявление этой проблемы.

Для этого необходимо определять копинг-стратегии поведения личности, сопоставлять их с уровнем эмоционального выгорания, и, если это необходимо, корректировать их в сторону адаптивных и конструктивных.

Наряду с этим, нужно проводить специальные тренинги преодоления СЭВ, снимающие эмоциональное напряжение и обучающие человека поведению, помогающему сохранить здоровье в условиях хронического стресса.

Анализ данных эмпирического исследования позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что выбор адекватных копинг-стратегий может предотвратить или остановить эмоциональное выгорание личности.

Так, у 40% испытуемых полностью сформирована фаза резистенции, у 38% она находится в стадии формирования, и не сформирована только у 22%. Фаза напряжения не сформирована у 60% испытуемых, находится в стадии формирования у 15% и сформировалась у 25%. Фаза истощения не сформирована у 53% испытуемых, находится в стадии формирования у 28% и сформирована у 19%.

У подавляющего числа испытуемых копинг-механизмы адаптивные (эмоциональные - 81%, когнитивные и поведенческие по 63%). Это свидетельствует о том, что осознанный выбор стратегии поведения испытуемых склоняется в сторону конструктивных.

Можно сделать вывод о том, что испытуемые, у которых сформировались фазы эмоционального выгорания, или сложились симптомы, доминирующие в синдроме, используют в свое жизни чаще неадаптивные или относительно-адаптивные копинг-механизмы.

На основании полученных данных был разработан и проведен тренинг по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике возникновения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи были решены, цель исследования достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений. - СПб.: Речь, 2004. - 158 с.

2. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

4. Амирхан Д. Фактор аналитического измерения копингов: показатель копинг-стратегий. - М.: Медицина, 1990. - 98 с.

5. Анисимов О.С. Основы методологии. - М.: Наука, 1994. - 392 с.

6. Арнолд М.Б. Стресс и эмоции. - Л.: Наука, 1967. - 45 с.

7. Асеев В.Г. Мотивация поведения личности. - М.: Мысль, 1976. - 162 с.

8. Асмолов А.Г. Неосознаваемые механизмы регуляции поведения личности: лекции. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 38 с.

9. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. - М.: Медицина, 1968. - 468 с.

10. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 271 с.

11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

12. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. - М.: Просвещение, 1973. - 153 с.

13. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Сударыня, 1999. - 28с.

14. Бойко В.В. Психоэнергетика. - СПб.: Питер, 2008. - 409 с.

15. Вайллент Д. Теоретическая иерархия адаптивных эго-механизмов. - М.: Медицина, 1971. - 48 с.

16. Вайллент Д. Адаптированность к жизни. - М.: Медицина, 1977. - 396 с.

17. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2007. - 174 с.

18. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - М.: Питер, 2008. - 336 с.

19. Волков В.Б. Тренинг социальной активности. - СПб., 2005. - 184 с.

20. Глауберман Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом. - М.: Добрая книга, 2004. - 364 с.

21. Грановская Р.М. Психологическая защиты. - СПб.: Речь, 2007. - 476 с.

22. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.

23. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 1999. - 1023 с.

24. Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 352 с.

25. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: Просвещение, 1999. - 392 с.

26. Евдокимов Е.В. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях деятельности и их коррекция // Вестн. психотерапии. - 2008. - № 26 (31). - С. 56-66.

27. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2006. - 460 с.

28. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 136 с.

29. Исаева Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1999. - 147 с.

30. Исаева Е.Р. «Симптомокомплекс дезадаптации»: маркеры психологи-ческого неблагополучия на модели студентов-менеджеров. - СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 28 с.

31. Кастандов Э.А. Восприятие и эмоции. - М.: Медицина, 1977. - 248 с.

32. Козлова О.В. Тренинг «Преодоления синдрома профессионального выгорания». - М.: Медицина, 2003. - 36 с.

33. Конечный Р. Психология в медицине. - 2-е изд. - Прага: Авиценум: Мед. изд-во, 1983. - 405 с.

34. Кононович К.Ю. Притчи тренера, или искусство слов попадать прямо в сердце. - СПб.: Речь, 2010. - 160 с.

35. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. - СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. - 28 с.

36. Куваева, И.О. История изучения «синдрома выгорания» в американской психологии // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А.Подсадного; Курск, гос. ун-т; СПб гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. - Курск: Изд-во Куск. гос. ун-та, 2007. - С. 85-88.

37. Кузьмина Ю.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика: монография. - Казань: КГТУ, 2007. - 154 с.

38. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 1966. - 466 с.

39. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. - М.: Медицина, 1984. - 218 с.

40. Лазарус Р. Транзактная теория и научное исследование эмоции и копинга. - М.: Медицина, 1987. - 67 с.

41. Ларенцова Л.И. Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 140 с.

42. Лозинская Е.И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров: автореф. дис. канд. мед. наук. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. - 25 с.

43. Лукьянов В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов и их коррекция и влияние на эффективность лечения больных. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007. - 153 с.

44. Любимова Д.В. Клинико-психологический и профилактический аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей стоматологов с учетом их специализации.- СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007. - 125 с.

45. Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. - СПб.: Речь, 2007. - 307 с.

46. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 1998. - 474 с.

47. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с.

48. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессом и проблемными для личности ситуациями. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. - 40 с.

49. Никишина В.Б. Состояние «выгорания»: детерминация, феноменология, генезис, измерение. - Курск, 2007. - 381 с.

50. Орлов Д.Н. К вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «burnout» // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А.Подсадного; Курск, гос. ун-т; СПб гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. - Курск: Изд-во Куск. гос. ун-та, 2007. - С. 123-125.

51. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: метод. рекомендации. - СПб.: Политехника-сервис, 2009. - 82 с.

52. Перре М. Стресс, копинг и здоровье: ситуативные поведенческий подход: теория, методы и применение. - М.: Медицина, 1992. - 233 с.

53. Пирлинг Л. Структура копинга. - М.: Медицина, 1978. - 42 с.

54. Плутчик Р. Общая психоэволюционная теория эмоций. - М.: Медицина, 1980. - 114 с.

55. Подсадный С.А. Развитие научных представлений о синдроме выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: [монография] / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла [и др.]; Курск. гос. ун-т. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - С. 13-34.

56. Психиатрия чрезвычайных ситуаций: руководство. В 2 т. / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. - Т.1. - М.: Академия, 2004. - 361 с.

57. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Речь, Интститут тренинга, 2006. - 256 с.

58. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов. - СПб., 2007. - 45 с.

59. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 743 с.

60. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи: Изд-во «Талант», 1990. - 144 с.

61. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960. - 254 с.

62. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Медицина, 1962. - 54 с.

63. Селье Г. Стресс в жизни. - М.: Медгиз, 1956. - 216 с.

64. Сидоров П.И. Синдром профессионального выгорания. - Архангельск: Изд.центр СГМУ, 2007. - 176 с.

65. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 283 с.

66. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. - М.: Ин-т современной политики, 2000. - 511 с.

67. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 215 с.

68. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. - Томск: Изд-во ТГУ, 1990. - 36 с.

69. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера.- СПб., 2008. - 240 с.

70. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 1984. - 54 с.

71. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Смысл, 1993. - 142 с.

72. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2005. - 480 с.

73. Фрейд З. Толкование сновидений. - СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006. - 512 с.

74. Фрейд З. «Я» и «Оно»: Сборник. - СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. - 288 с.

75. Чехлатый Е. И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1994. - 254 с.

76. Шизофрения: уязвимость - диатез - стресс - заболевание / А.П. Коцюбинский [и др.]. - СПб.: Гипократ+, 2004. - 336 с.

77. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ