Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений
Следовательно, имеет место быть внутренняя предрасположенность к «синдрому эмоционального выгорания», у всего коллектива ССМП. Этот аспект следует учитывать при возможной дальнейшей разработки психокоррекционных программ направленных на коррекцию и профилактику нежелательных психических состояний в экстремальных условиях деятельности.
Для получения более объективного вывода воспользуемся статистическими методами проверки гипотезы.
Проверка гипотезы осуществлялась несколькими математическими методами.
Для нахождения зависимости преобладающей стратегии поведения в конфликте от индивидуально типологических особенностей нами был выбран метод ранговой корреляции Спирмена (коэффициент ранговой корреляции) как метод, отражающий статистическую связь между двумя различными параметрами, выраженными по степени предпочтительности.
Находится коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:
rs = 1- 6?d2 / n(n2-1),
где d-разность рангов двух переменных, n- количество членов группы.
Полученный результат интерпретируется следующим образом:
- положительная корреляция - диапазон показателя от 0 до 1,0 (указывает на наличие прямой связи);
- нулевая корреляция - 0,0 (указывает на полное отсутствие связи);
- отрицательная корреляция - диапазон показателя от 0 до -1,0 (указывает на наличие обратной связи).
Значимость коэффициентов корреляции Спирмена оценивается по специальным таблицам [26,213], где в зависимости от числа сопоставляемых пар вопросов, испытуемых и т.д. определяется 1%-ный и 5%-ный уровни значимости. В нашем случае для 31 и 30 человек испытуемых соответственно 5%-ный уровень значимости равен 0,36, 1%-ный уровень значимости равен 0,46.
Нами были найдены все возможные (100) коэффициенты ранговой корреляции Спирмена зависимости типа поведения в конфликте от индивидуально типологических особенностей личности персонала ССМП г.Калуги (Приложения 4, 5).
Гипотеза расчетов была следующей: существуют закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на тип поведения в конфликте.
Анализ результатов ЭГ. Из всех рассчитанных ста коэффициентов ранговой корреляции Спирмена шесть являются значимыми, два из них имеют 1%-ный уровень значимости, остальные 4 имеют 5%-ный уровень значимости:
- Эмотивный тип акцентуации - Сотрудничество в конфликте (прямая корреляция, 1%-ная значимость),
- Эмотивный тип акцентуации - Приспособление в конфликте (прямая корреляция, 5%-ная значимость),
- Демонстративный тип акцентуации - Соперничество в конфликте (прямая корреляция, 1%-ная значимость),
- Демонстративный тип акцентуации - Приспособление в конфликте (обратная корреляция, 5%-значимость),
- Возбудимый тип акцентуации - Соперничество в конфликте (прямая корреляция, 5%-значимость),
- Экзальтированный тип акцентуации - Приспособление в конфликте (обратная корреляция, 5%-значимость).
Анализ результатов ранжирования КГ. Из всех рассчитанных ста коэффициентов ранговой корреляции Спирмена пять являются значимыми, все имеют 5%-ный уровень значимости:
- Эмотивный тип акцентуации - Избегание в конфликте (прямая корреляция, 1%-ная значимость),
- Демонстративный тип акцентуации - Соперничество в конфликте (прямая корреляция, 1%-ная значимость),
- Застревающий тип акцентуации - Избегание в конфликте (обратная корреляция, 1%-значимость),
- Демонстративный тип акцентуации - Приспособление в конфликте (обратная корреляция, 1%-значимость).
На основании сопоставления полученных результатов можно сделать следующие выводы: статистически достоверные данные, свидетельствующие о различиях ЭГ и КГ касаются пар:
ЭГ - Эмотивность - Соперничество; Эмотивность - Приспособление; Экзальтированность - Приспособление;
КГ - Застреваемость - Избегание, Возбудимость - Соперничество; Эмотивность - Избегание.
По остальным критериям достоверных различий обнаружено не было.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам, выявляющим закономерности влияния индивидуально типологических особенностей личности на тип поведения в конфликтной ситуации:
1. Наличие Эмотивного типа акцентуации личности способствует Сотрудничеству в конфликте, либо стратегии Приспособления в конфликте;
2. Наличие Демонстративного типа акцентуации личности способствует Соперничеству в конфликте, чем менее выражен Демонстративный тип акцентуации, тем больше вероятность Приспособления в конфликте;
3. Наличие Возбудимого типа акцентуации личности способствует Соперничеству в конфликте;
4. Наличие Экзальтированного типа акцентуации уменьшает вероятность проявления Приспособления в конфликте, соответственно, чем менее выражен Экзальтированный тип акцентуации, тем больше вероятность Приспособления в конфликте.
3.) 16-факторный опросник Кэттелла.
Многофакторный опросник Р.Б. Кэттелла успешно применяется для экспресс - диагностики личности. В данной методике комплексно оцениваются творческий и психофизический потенциал реципиента, черты характера и профессиональная пригодность для различных видов деятельности. Опросник диагностирует черты личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами.
Мы предположили, что конституционными факторами, влияющими на эффективность межличностного взаимодействия в коллективе в ситуациях требующих четких незамедлительных действий, будут следующие: C, E, F, N, Q2.. На наш взгляд, именно эти факторы способны более полно охарактеризовать эмоциональные внутренние стороны личности и особенности взаимодействия в коллективе.
При интерпретации результатов в первую очередь следует учитывать конкретный диапазон, содержащий значение показателя по данной шкале.
1) Фактор С - «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость». При низких оценках выражены подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения. При высоких оценках человек выдержанный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов, у него отсутствует нервное утомление.
2) Фактор Е - «подчиненность - доминантность». При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности.
3) Фактор F - «сдержанность - экспрессивность». При низких оценках человек характеризуется осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. При высоких оценках человек импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен.
4) Фактор N - «прямолинейность - дипломатичность». При низких оценках человеку свойственна наивность, естественность, непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
5) Фактор Q2 - «конформизм - нонконформизм». При низких оценках зависит от группы, следует за общественным мнением, предпочитает, и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако, он не всегда доминантен, т.е. имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим.
В результате проведенного исследования по пяти шкалам опросника Кэттелла средние результаты распределились следующим образом:
Таблица 2.4.
Средние значения по опроснику Кэттела в ЭГ и КГ
Фактор
|
ЭГ
|
КГ
|
|
С - «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость»
|
8, 13
|
4,43
|
|
Е - «подчиненность - доминантность».
|
5,52
|
2,56
|
|
F - «сдержанность - экспрессивность»
|
5,23
|
5,12
|
|
N - «прямолинейность - дипломатичность».
|
5,45
|
4,78
|
|
Q2 - «конформизм - нонконформизм».
|
5,32
|
6,34
|
|
|
В коллективе работников ССМП (ЭГ) преобладает выраженная эмоциональная устойчивость по шкале С. Высокое значение по этой шкале показателя (8,13) говорит об эмоциональной устойчивости, зрелости, способности отсрочить свои потребности, подчинить свои желания интеллектуальному контролю, интегрированность, личность с высоким порогом фрустрации. В КГ низкие значения по шкале Е свидетельствуют о зависимости, подчинённости, неуверенности в себе.
Остальные показатели по обеим группам имеют средний уровень значимости. Значение по шкале Е показателя свидетельствует об адекватности и гибкости в ситуациях подчинения группе или управления групповыми процессами. Значение по шкале N показателя указывает на интеллектуальный подход к оценке ситуации, гибкость в построении своего поведения по отношению к другим. Значение по шкале Q2 показателя свидетельствует об эффективной одинаковой работе и в группе и одному в зависимости от сложившихся обстоятельств. Значение по шкале указывают на гибкую подвижную эмоциональную выразительность.
Для определения возможных статистических различий по показателям методики Кэттела в расчет брались средние показатели фактора С - «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» и фактора Е - «подчиненность - доминантность». В качестве основного метода сравнения применялся метод t - критерий Стьюдента. Данные факторы различаются количественно; качественный анализ подтверждает различия: фактор С - t-крит. = 2, 46 при p ? 0,05; фактор Е - t-крит. = 3, 61 при p ? 0,05.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что испытуемым экспериментальной группы свойственен высокий уровень эмоциональной устойчивости, характеризуемый интеллектуальным контролем эмоций, высоким порогом фрустрации. С одной стороны, это должные качества, по смыслу присущие людям, работающим в экстремальных условиях, с другой стороны - этот сверхвысокий уровень эмоциональной устойчивости можно расценивать как «синдром эмоционального выгорания». Весьма полезно будет учитывать это при дальнейших исследованиях в этой области.
4). Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР - 25)
Представим анализ полученных данных. Максимальный показатель для фактора «готовность к риску» - 13 баллов, «Рациональность» - 12 баллов. Однако высокие показатели не всегда являются предпочтительными.
Склонность к риску часто порождается и сопровождается неадекватной самооценкой и не всегда приветствуется в профессиональной деятельности. Но работа, включающая принятие ответственных решений, тоже во многом регулируется «отношением к риску». В экспериментальных исследованиях [38], [42] показана связь отношения к риску с успешностью профессиональной деятельности. Во всех случаях неблагоприятными являются крайние значения выраженности этого свойства. Высокие оценки приводят к тому, что деятельность профессионала детерминируется потребностями аффективного плана; типична недооценка требований ситуации и переоценка собственных возможностей. Низкие оценки связаны с боязнью принятия решений, медлительностью и пассивностью. В обоих случаях нарушено вероятное прогнозирование в деятельности. Результат - существенное снижение общей эффективности.
Эмоциональная устойчивость и рациональность как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов также во многом зависит от личностных особенностей.
Таблица 2.5.
Результаты диагностики по методике ЛФР - 25, выраженные в «сырых» баллах и усреднённом процентном соотношении
Факторы принятия решений
|
Уровни
|
ЭГ
|
КГ
|
|
|
|
Средний балл
|
%
|
Средний балл
|
%
|
|
Рациональность
|
Завышенный
|
9,1
|
18
|
7,5
|
12
|
|
|
Типичный
|
6,3
|
61
|
5,4
|
33
|
|
|
Заниженные
|
-2
|
21
|
-4,1
|
55
|
|
Готовность к риску
|
Завышенный
|
8,7
|
30
|
4,9
|
9
|
|
|
Типичный
|
2,4
|
55
|
1,7
|
12
|
|
|
Заниженный
|
-6,4
|
15
|
-10,2
|
77
|
|
|
Как видим, в ЭГ и КГ показатели по обоим факторам существенно отличаются. В ЭГ наблюдается большой процент завышенной оценки готовности к риску. Наблюдаются типичные оценки готовности к риску и рациональности. В КГ типичными являются заниженные оценки по обоим факторам. Кроме того, количественный анализ средних сырых баллов и их сопоставление позволяют сделать вывод о том, что в ЭГ показатели завышенных и типичных факторов выше.
Таким образом, мы установили, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп имеют следующие индивидуально типологические личностные особенности как внутренние составляющие психических особенностей испытуемых:
- Для испытуемых экспериментальной группы характерны стратегии поведения в конфликте «Компромисс» и «Сотрудничество» как внешней составляющей проявления психических особенностей испытуемых; для испытуемых контрольной группы - «Избегание»;
- В экспериментальной группе преобладают «Эмотивный» и «Гипертимный» типы акцентуации, остальные типы: «Возбудимый», «Циклотимный», «Экзальтированный», «Застревающий», «Педантичный», «Демонстративный», «Дистимичный» имеют меньшую степень выраженности; в контрольной группе преобладают «Эмотивный», «Застревающий», «Педантичный» и «Демонстративный» типы.
- В экспериментальной группе преобладает выраженная эмоциональная устойчивость по шкале С (интеллектуальный контроль эмоций, высокий порог фрустрации); в контрольной группе низкие значения по шкале Е свидетельствуют о зависимости, подчинённости, неуверенности в себе. Остальные показатели по обеим группам имеют средний уровень значимости.
Статистический анализ позволяет сделать вывод о том, что по выделенным нами личностным качествам экспериментальная и контрольная группа отличаются на допустимом уровне достоверности.
Для доказательства гипотезы о закономерностях влияния индивидуально - типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия ими решений в экстренных ситуациях были сделаны предварительные выводы на основе описательной статистики и количественного и качественного анализа. Предположительно, можно утверждать, что гипотеза подтверждена, ЭГ и КГ существенно различаются по личностным особенностям.
Для получения более объективного вывода воспользуемся статистическими методами проверки гипотезы. Мы применили метод вычисления ч2 для независимой выборки. В расчёт брались процентные соотношения по методике ФЛО-25. В итоге мы получили значение ч2эмп. = 63,4, что свидетельствует о достоверности выдвинутого предположения о значимой разнице в распределении уровней распределения признаков по КГ и ЭГ при допустимой ошибке p ? 0,01 (ч2крит. = 16,27).
Безусловно, мы отдавали себе отчёт в том, что не все личностные характеристики медицинских работников ССМП и профессиональные качества нами исследованы; в рамках нашего исследования анализ различий в показателях экспериментальной и контрольной групп свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Примененный нами комплекс стандартизированных психодиагностических методик, включающий в себя: тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса - Р. Килменна (модификация Гришиной Н. В.), опросник Г. Шмишека - К. Леонгарда, 16-факторный опросник Кэттелла (версия С, шкалы C, E, F, N, Q2), ЛФО-25 соответствовал поставленным задачам исследования и позволяет выявлять внешние составляющие проявления психических особенностей испытуемых (тип поведения в конфликтных ситуациях), а также позволяет выявлять внутренние составляющие психических особенностей испытуемых (индивидуально типологические особенности личности).
В нашей работе мы исследовали: типы поведения в конфликтных ситуациях, типы акцентуаций личности, конституционные факторы - все это индивидуально типологические особенности личности, которые являются неотъемлемой частью структуры личности, выражают индивидуально-неповторимые свойства психики, в полной мере характеризуют индивидуальность каждого испытуемого и обуславливают особенности его поведения в профессиональной деятельности и взаимоотношение с окружающими. Подвергая исследованию индивидуально типологические особенности личности, представляется важным при анализе результатов учитывать динамическую модель структуры личности, ибо личность - функциональное образование и напрямую зависит от конкретных условий. Каждый человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида и носит ситуативный характер.
С помощью данного комплекса методик нами было установлено:
1. Как внешняя составляющая проявления психических особенностей среднего медперсонала ССМП г. Калуги установлены сразу два типа преобладающей стратегии поведения в конфликте: Компромисс и Сотрудничество.
2. Как внутренние составляющие психических особенностей среднего медперсонала ССМП г. Калуги преобладают Эмотивный и Гипертимный типы акцентуации, остальные типы: Возбудимый, Циклотимный, Экзальтированный, Застревающий, Педантичный, Демонстративный, Дистимичный имеют меньшую степень выраженности. Кроме того преобладает выраженная эмоциональная устойчивость по шкале С (интеллектуальный контроль эмоций, высокий порог фрустрации), остальные показатели имеют средний уровень значимости.
Из приведенных результатов мы сделали вывод, что данная группа испытуемых имеет в средних значениях преобладающие Эмотивный тип акцентуации характера и высокий уровень эмоциональной устойчивости, характеризуемый интеллектуальным контролем эмоций, высоким порогом фрустрации. Эти данные можно расценивать как некую предрасположенность к воздействиям экстремальности условий профессиональной деятельности, а именно к «синдрому эмоционального выгорания». Этот вывод можно эффективно использовать для дальнейших исследований в этой области, исследований профессиональной деятельности людей в экстремальных условиях.
В результате корреляционного анализа по Спирмену результатов использованных методик нами были выявлены закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на тип поведения в конфликте:
- Наличие Эмотивного типа акцентуации личности способствует Сотрудничеству в конфликте, либо стратегии Приспособления в конфликте;
- Наличие Демонстративного типа акцентуации личности способствует Соперничеству в конфликте, чем менее выражен Демонстративный тип акцентуации, тем больше вероятность Приспособления в конфликте;
- Наличие Возбудимого типа акцентуации личности способствует Соперничеству в конфликте;
- Наличие Экзальтированного типа акцентуации уменьшает вероятность проявления Приспособления в конфликте, соответственно, чем менее выражен Экзальтированный тип акцентуации, тем больше вероятность Приспособления в конфликте.
На основании этого можно заключить, что работник, имеющий Эмотивный тип акцентуации способен к конструктивному решению конфликтов, учитывает интересы оппонентов и делает все направленное на предупреждение возникновения конфликтной ситуации. Что в свою очередь может благотворно сказываться на успешности процесса принятия решений. Если работник, имеет Возбудимый или Демонстративный тип акцентуации личности, то высока вероятность не конструктивного ведения конфликтов, борьбы за свои интересы без учетов оппонента - в таком случае об успешности процесса принятия решений работниками служб экстренного вызова говорить нельзя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс принятия решений работниками служб экстренного вызова рассматривается как рациональный процесс, как серия стадий и этапов (сбор информации, выявление причин возникновения проблемы, формулирование целей решения проблемы, обоснование стратегий решения проблемы, разработка вариантов решения, выбор лучшего варианта, корректировка и реализация решения), через которые специалист должен пройти от начала и до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения возникшей проблемы. Процесс принятия решений работниками служб экстренного вызова можно рассматривать как основу их профессиональной деятельности. Решение можно рассматривать как продукт труда служб экстренного вызова, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Малейший сбой в работе механизма этого процесса может повлечь за непредвиденные последствия, способные препятствовать оказанию помощи пострадавшим.
На личность работника службы экстренного вызова во время профессиональной деятельности действуют факторы те же что и в экстремальных условиях. Следовательно, условия профессиональной деятельности работников экстренных служб являются экстремальными. На текущее состояние человека может влиять множество самых разнообразных факторов внешнего и внутреннего порядка. Человеческому организму свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенных уровней и продолжительности. В противном случае происходят повреждения организма и его психики, которые при достижении определенной степени квалифицируются как стресс, психопатологические психогенные расстройства и т.д. Проблема возникает в оценке влияния этих факторов на состояние человека, поскольку один фактор, в зависимости от индивидуальных качеств, воспринимается по-разному, поэтому у разных людей он может порождать различные состояния: психическое утомление, профессиональный стресс и эмоциональное выгорание как способы адаптации к внешним условиям.
Важнейшая из стадий процесса принятия решений является по сути внутриличностным конфликтом лица принимающего решение, - стадия выработки решения: оценка и выбор альтернатив действия, борьба мотивов. Таким образом, работники служб экстренного вызова, испытывающие внутриличностный конфликт, феномен эмоционального выгорания и профессиональный стресс, несомненно, будет проецировать свое внутреннее состояние на взаимоотношения с окружающими. Одним из важнейших проявлений особого этого внутреннего состояния личности будет конфликтное поведение. Работники служб экстренного вызова могут становиться субъектами конфликта. Как следствие конфликта среди персонала служб экстренного вызова возникает рассогласованность действий, уходит время на преодоление конфликта - результатом будет сбой в механизме процесса принятия решений бригадой или экипажем, влекущий за собой непредвиденные последствия, способные препятствовать оказанию полного объема медицинской помощи в экстренной ситуации, и нередко наносящие ущерб здоровью пострадавших. Работники служб экстренного вызова в силу своих индивидуальных особенностей по-разному будут реагировать на воздействие экстремальных факторов специфичной профессиональной деятельности. Подверженность к конфликтному поведению и стратегии поведения в уже произошедшем конфликте будут разными, и напрямую будут зависеть от индивидуальных особенностей каждого работника.
Примененный нами комплекс стандартизированных психодиагностических методик, включающий в себя: тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса - Р. Килменна (модификация Гришиной Н. В.), опросник Г. Шмишека - К. Леонгарда, 16-факторный опросник Кэттелла (версия С, шкалы C, E, F, N, Q2), соответствовал поставленным задачам исследования и позволяет выявлять внешние составляющие проявления психических особенностей испытуемых (тип поведения в конфликтных ситуациях), а также позволяет выявлять внутренние составляющие психических особенностей испытуемых (индивидуально типологические особенности личности).
С помощью данного комплекса методик нами было установлено:
1. Как внешняя составляющая проявления психических особенностей среднего медперсонала ССМП г. Калуги установлены сразу два типа преобладающей стратегии поведения в конфликте: Сотрудничество и Компромисс.
2. Как внутренние составляющие психических особенностей среднего медперсонала ССМП г. Калуги преобладают Эмотивный и Гипертимный типы акцентуации, остальные типы: Возбудимый, Циклотимный, Экзальтированный, Застревающий, Педантичный, Демонстративный, Дистимичный имеют меньшую степень выраженности; преобладает выраженная эмоциональная устойчивость по шкале С (интеллектуальный контроль эмоций, высокий порог фрустрации), остальные показатели имеют средний уровень значимости.
Из приведенных результатов мы сделали вывод, что данная группа испытуемых имеет в средних значениях преобладающие Эмотивный тип акцентуации характера и высокий уровень эмоциональной устойчивости, характеризуемый интеллектуальным контролем эмоций, высоким порогом фрустрации. Эти данные можно расценивать как некую предрасположенность к воздействиям экстремальности условий профессиональной деятельности, а именно к «синдрому эмоционального выгорания». Этот вывод можно эффективно использовать для дальнейших исследований в этой области, исследований профессиональной деятельности людей в экстремальных условиях.
В результате корреляционного анализа по Спирмену результатов использованных методик нами были выявлены закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на тип поведения в конфликте:
- Наличие Эмотивного типа акцентуации личности способствует Сотрудничеству в конфликте, либо стратегии Приспособления в конфликте;
- Наличие Демонстративного типа акцентуации личности способствует Соперничеству в конфликте, чем менее выражен Демонстративный тип акцентуации, тем больше вероятность Приспособления в конфликте;
- Наличие Возбудимого типа акцентуации личности способствует Соперничеству в конфликте;
- Наличие Экзальтированного типа акцентуации уменьшает вероятность проявления Приспособления в конфликте, соответственно, чем менее выражен Экзальтированный тип акцентуации, тем больше вероятность Приспособления в конфликте.
На основании этого можно заключить, что работник, имеющий Эмотивный тип акцентуации способен к конструктивному решению конфликтов, учитывает интересы оппонентов и делает все направленное на предупреждение возникновения конфликтной ситуации. Что в свою очередь может благотворно сказываться на успешности процесса принятия решений. Если работник, имеет Возбудимый или Демонстративный тип акцентуации личности, то высока вероятность не конструктивного ведения конфликтов, борьба за свои интересы без учетов оппонента при этом конфликт еще более обострится и процесс принятия решений бригадой, экипажем будет «сорван». В таком случае нельзя говорить об успешности процесса принятия решений работниками служб экстренного вызова.
Из вышеизложенного следует, что цель нашей работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась - выявлены закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова процесс принятия решений.
Материалы нашей работы могут служить источником информации в качестве базового материала для дальнейших исследований в этой области и использоваться психологами, работающими в сфере консультирования и социальной работы, а также психологами, работающими на предприятиях с потенциально опасными технологиями и в службах экстренного вызова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.
2. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И. и др. Психогении в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1991.-С. 56-64.
3. Андреев В.И. Конфликтология. - М., 1995.-С.12-14.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998.-С.67-78.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.-С.43-47.
6. Бодров В.А. Психологический стресс. - М., 1995.-С.123-129.
7. Бодров В.А. Методы оценки и прогноза психической напряженности у операторов-подводников // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М.: ИП РАН, 1991.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: ИП РАН, 1995.
9. Бодров В.А., Турзин П.С., Евдокимов А.В. Комплексная методика моделирования психической напряженности. // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М.: ИП РАН, 1994.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. -С.10-16.
11. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М., 1983.-С.23-48.
12. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-С.48-55.
13. Вилле Г.Г. В плену белого магнита. - Л., 1965.-С.33-37.
14. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. - М.,1998.-С.14-18.
15. Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психоневрологические проблемы труда операторов. - М., 1975.-С.15-25.
16. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М., 1982.-С.45-53.
17. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1987.-С8-15.
18. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СП б: Питер, 2000.-С.17-43.
19. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., 1976.-С.14-26.
20. Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. //Психол. журн. -1996. -№ 1
21. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Ломов Б.Ф., Забродин К.М.. - М.: Наука. 1985. -С. 63-90.
22. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-н\ Д: "Феникс", 1998.-С.44-57.
23. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. - М., 1992.-С.18-31.
24. Карандашов В.Н. Как жить в условиях стресса. - Вологда: Русь, 1993.
25. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология; современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. - М., 1995.-С.23-49.
26. Кенуй М.Г. Быстрые статистические вычисления. Справочник. - М.: Статистика, 1979.-С.10-37.
27. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука. 1983.-С.45-60.
28. Климов А.Е. Введение в психологию труда. - М.: Просвещение, 1988.-С.71-85.
29. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 2000.-С.34-50.
30. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1981.-С.22-32.
31. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия /Под ред. Леоновой А.Б., Чернышевой О.Н. - М., 1995.-С.18-34.
32. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.-С.12-23.
33. Конфликты: сущность и преодоление / Сост. Потанин Г.М. Сахаров А.И. - М., 1990.
34. Котик М.А. Психология и безопасность. - М.: Волгус,1981.-С.68-85.
35. Котик М.Л., Емельянов A.Е. Природа ошибок человека-оператора. - М.: Транспорт, 1993.-С21-30.
36. Краткий психологический словарь. /под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. 1985.-С.22-38.
37. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М.,1995.-С.45-52
38. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989.-С.23-54.
39. Леонова А.Б., Кузнецов А.С. Психопрофилактика стрессов. - М., 1993.-С.31-34.
40. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981.-С.22-28.
41. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /отв. редактор: А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск: Петроком, 1992.
42. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. - М.: Наука. 1979.
43. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М, 1992.-С.34-36.
44. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 1997.-С.32-44.
45. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: МГУ, 1976.-С.38-51.
46. Психология и педагогика./ Под ред. В.М Николаенко. - М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.-С.45-53.
47. Петрушин В.И. Психология менеджмента. - М.: Институт практической психологии, 1996.-С.33-40.
48. Психологические проблемы профессиональной деятельности. /сост.: Дикая Л.Г. и др. - М.: Наука. 1991.-С.25-37.
49. Психологический словарь/ под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс,1996.-С.32-38.
50. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.-С.37-41.
51. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара.: Бахрах, 1999.-С.76-80.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1975.-С.37-53.
53. Сапов И.А., Новиков В.С. Неспецифические механизмы адаптации человека. - Л.: Наука. 1984.-С.45-60.
54. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.-С.27-54.
55. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979 .
56. Социальная физиология: оценка состояния человека: Труды научного комитета по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. К.В. Судакова. - М., 1994.-С.56-70.
57. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2002.-С.21-37.
58. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М., 1981.-С.56-59.
59. Уикенс К. Переработка информации, принятие решения и познавательные процессы // Человеческий фактор. /Под ред. Г. Салвенди. - М.: Мир, 1991. Т. 1. С. 206-267.
60. Федоров Е.К. Полярные дневники. - Л.,1982. -С.60-68.
61. Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». - М., 1972.-С.10-61.
62. Черепанова Е.Ю. Психология стресса. - М.: Академия, 1997.-С.24-59.
63. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Мн.: Амалфея, 1997.-С.12-30.
64. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М., 1999.-С.48-51.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» (адаптация А.П. Васильковой).
Текст опросника
«Что побудило Вас выбрать медицинскую специальность?»
1. Желание лечить людей.
2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков, детей.
3. Возможность заботиться о здоровье своих близких.
4. Престиж профессии и семейные традиции.
5. Желание решать научные медицинские проблемы.
6. Возможность заботиться о своём здоровье.
7. Возможность оказывать влияние на других людей.
8. Доступность медикаментов.
9. Материальная заинтересованность.
Приложение 2
Методика 1. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса - Р. Килменна (модификация Гришиной Н. В.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|