бесплатные рефераты

Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов

Рассмотрим отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с низким, средним и высоким социальным статусом.

57 : 54 1,06; 43 : 38 1,13;0 : 8 0

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.

Заключение

Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, что личностные особенности оказывают влияние на профессиональные интересы учащихся 9-х классов.

Так, в результате проведенного исследования были установлены следующие факты.

Характерологические особенности личности оказывают влияние на ее профессиональные интересы. Так, учащиеся, делавшие выбор в пользу профессий типа «человек - человек» отличались эмоциональной неустойчивостью. Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек - знак», была характерна дипломатичность. Учащимся, выбравшим тип «человек - художественный образ» свойственны эмоциональная устойчивость, чувствительность, прямолинейность. Если учащиеся выбирали тип «человек - техника», то они отличались дипломатичностью, жесткостью, подверженностью чувствам.

Характерологические особенности личности оказывают влияние на профессиональный тип личности. Так, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жесткостью; учащиеся исследовательского типа - радикализмом; учащиеся артистического типа - радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа - доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа - склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенциального типа - развитым воображением.

На профессиональные интересы оказывают влияние и уровень притязаний, и самооценка учащихся. Так, если учащиеся делали выбор в пользу профессий типа «человек -человек», то им была свойственна большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки. У учащихся предприимчивого типа личности чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки, а также большая степень расхождений между уровнями.

Уровень притязаний и самооценка учащихся оказывают влияние и на престижность профессионального выбора.

Так, было установлено, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.

Социальный статус учащихся не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.

Подтверждение гипотезы свидетельствует о том, что цель работы достигнута.

Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в результате выполненного исследования можно использовать при проведении профконсультаций.

К новизне работы можно отнести составленный список престижных и не престижных профессий для девятиклассников на данном временном этапе.

Библиография

Климов А.Е. «Жизненное самоопределение». - Москва 1996 г.

Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». - Москва, 1996 г.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». - Москва, 1998 г.

«Рабочая книга практического психолога», под редакцией Шиманской Э.О. и др. - Москва, 1996 г.

Рубинштейн «Основы общей психологии». - Москва, 2002 г., стр. 283.

Сейтешев А.П. «Профессиональная направленность личности». - Алма-Ата, 2003 г.

Титма Х.М. «Выбор профессии как социальная проблема». - Москва, 2005 г.

Федоров В.Д. «Структура интересов в профессиональном самоопределении личности» в брошюре «Психолого-педагогические проблемы профориентационной работы». - Сыктывкар, 2004 г.

Шавир П.А. «Психология профессионального самоопределения в ранней юности». - Тюмень, 1999 г.

Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике». - Москва, 2003 г., стр. 218.

Щукина Г.И. «К вопросу о месте познавательного интереса в направленности школьника - подростка». - Санкт-Петербург, 1998 г., стр. 186.

Приложения

Характеристики обследованных старшеклассников

Кэттел

Таблица 1

№ п/п

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

МД

1.

7

4

9

3

7

10

8

8

8

6

5

3

5

7

8

8

2

2.

9

2

8

6

10

6

11

3

6

8

10

12

3

7

6

4

6

3.

8

3

9

5

6

6

5

0

6

5

9

7

5

6

6

8

7

4.

11

6

10

0

5

12

8

3

4

6

6

11

6

10

6

2

10

5.

4

3

8

7

3

6

8

6

8

4

6

6

6

8

5

5

6

6.

10

5

10

2

6

10

6

2

3

5

5

10

6

10

6

2

6

7.

7

1

8

4

4

8

7

5

4

5

11

9

10

4

8

4

8

8.

7

4

9

5

7

5

8

0

5

8

10

11

4

7

5

4

7

9.

6

4

8

5

6

5

4

2

4

8

10

10

3

6

4

4

6

10.

7

2

7

7

3

4

3

7

6

6

9

5

5

6

6

2

7

11.

12

6

9

4

6

9

12

7

2

9

6

8

4

6

8

6

9

12.

6

3

6

4

7

10

8

2

5

6

10

6

4

6

7

6

7

13.

8

5

6

4

8

11

9

4

5

6

12

8

6

8

8

6

8

14.

9

5

9

4

8

6

6

7

5

6

6

5

10

5

4

3

5

15.

7

4

8

6

3

10

6

3

6

7

7

4

4

6

6

7

9

16.

11

4

6

5

3

9

4

7

6

8

9

5

5

9

6

2

5

17.

7

3

7

4

8

11

9

3

6

6

12

8

6

8

9

8

8

18.

7

4

9

5

7

3

8

2

6

5

9

5

4

6

4

6

7

19.

10

4

9

5

6

10

7

7

2

8

4

4

4

5

11

2

8

20.

8

3

9

4

9

6

11

4

6

8

2

5

8

5

3

7

6

21.

11

2

8

8

4

6

8

8

6

8

8

8

5

4

5

2

8

22.

9

4

12

6

8

10

7

10

4

6

4

4

4

4

8

6

10

23.

5

5

10

2

3

10

8

1

5

10

10

5

3

10

8

1

8

24.

8

1

7

5

7

8

6

8

5

8

4

5

5

8

7

8

8

25.

2

3

8

7

3

7

9

7

7

5

7

7

7

10

6

6

8

26.

10

5

9

6

5

9

7

3

4

7

3

6

10

7

7

5

6

27.

3

3

5

4

4

9

9

4

6

4

11

9

7

7

10

6

7

28.

10

4

10

5

6

7

10

6

6

8

2

2

6

6

3

4

6

29.

9

4

9

8

5

8

6

7

6

7

8

7

4

7

3

4

6

30.

3

5

10

4

10

10

7

4

6

12

6

4

8

8

4

6

4

31.

7

5

2

9

6

7

7

4

8

4

7

4

5

8

4

6

2

32.

8

5

8

4

5

8

7

6

6

10

8

10

7

4

8

4

4

33.

7

4

7

7

2

10

7

9

4

9

6

6

11

6

6

3

4

34.

6

3

8

5

8

8

10

7

2

7

4

6

8

8

4

4

4

35.

12

5

9

2

6

7

7

7

7

4

1

6

7

8

6

1

6

36.

10

3

11

6

4

6

11

3

5

9

3

2

6

6

1

6

6

37.

6

6

2

10

8

6

10

4

4

3

10

9

7

10

0

6

2

38.

11

6

7

6

10

8

7

6

5

6

4

4

4

4

5

2

4

39.

11

6

10

8

6

11

8

4

5

6

8

4

8

6

5

0

6

40.

10

7

8

10

0

4

2

7

2

8

10

2

5

10

6

0

8

41.

4

4

8

5

8

10

5

2

8

8

8

7

4

6

6

6

4

42.

8

6

8

7

6

7

8

9

6

7

5

12

7

9

10

6

8

43.

6

3

6

4

10

9

2

4

6

6

9

4

7

8

7

2

8

44.

8

6

12

6

10

9

10

10

4

7

1

2

10

8

4

4

8

45.

10

5

9

4

8

12

10

8

4

6

2

6

10

8

8

6

2

46.

9

3

7

7

6

8

5

1

8

6

10

6

5

8

10

7

7

47.

10

4

12

4

10

6

8

8

4

9

5

7

6

8

4

6

4

48.

7

3

10

6

2

8

8

5

4

9

8

12

3

8

6

6

2

49.

6

2

8

6

3

10

8

5

5

8

4

8

5

8

7

8

10

50.

8

5

8

6

4

12

6

10

4

8

4

6

9

8

8

5

10

51.

7

4

8

6

4

12

8

7

2

9

2

10

8

6

6

6

6

52.

11

4

9

8

6

12

9

9

8

10

6

9

7

6

6

2

6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ