бесплатные рефераты
4) «Тест удовлетворенности профессией»

Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

52

Государственный Университет Высшая Школа Экономики

Санкт-Петербургский филиал

Факультет менеджмента

Отделение психологии

Курсовая работа на тему:

Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

Выполнила:

Тимофеева Евгения Юрьевна

группа № 542

Санкт-Петербург

2010г.

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности личности родителей-педагогов и влияние их на воспитание ребенка

1.1 Влияние личностных особенностей родителей на их отношения с ребенком

1.2 Специфика профессии учителя

1.3 «Родительская» и «педагогическая» установки

Глава 2. Анализ влияния профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

2.1 Описание испытуемых

2.2 Описание методик исследования

2.3 Результаты, полученные в ходе исследования

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Актуальность работы. В современной семье в большинстве случаев преобладает целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Это является, по мнению Носковой О.Г, отражением общих принципов современного традиционного образования: субординации, педагогического монолога, контроля и других, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства, что не всегда способствует формированию здоровой самооценки ребенка, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности [19].

Основой положительной, адекватной, здоровой самооценки является проявление любви к детям, которая раскрывается в общении родителей и детей по принципу соразвития, сосуществования, содружества, свободы и безусловного принятия ребенка.

В современной педагогической психологии не изучены полностью проблемы, связанные с влиянием профессиональной деятельности родителя на стиль воспитания ребенка и на создаваемый им психологический климат семейного общения (совокупность таких компонентов, как авторитарный стиль общения, преобладающие духовно-нравственные ценности, содержание взаимодействия членов семьи).

Данная работа посвящена теоретическо-практическому решению вопроса о влиянии профессиональной принадлежности родителей на стиль взаимоотношений в семье, а также на формирование личности ребенка, что обусловлено актуальностью проблемы воспитания и развития ребенка в целом, формирования совокупности его взглядов на собственную личность, отличающуюся адекватной, развитой способностью принимать себя, отсутствием чувства вины.

Цель работы - определить влияние профессиональной принадлежности родителей на внутрисемейные отношения и стиль воспитания ребенка, а также, непосредственно, на его личностные особенности (на примере родителя-педагога).

Цель исследования определила следующие задачи:

1) осветить проблему влияния профессиональной принадлежности родителей на взаимодействие с детьми;

2) выявить специфику профессии учителя;

3) раскрыть характеристику взаимоотношений родителей и ребенка;

4) провести исследование, выявляющее зависимость особенностей личности ребенка от типа профессиональной деятельности родителей;

5) дать рекомендации родителям-педагогам.

Объект исследования - учительская семья (имея в виду одного или двух родителей, работающих учителями).

Предмет исследования - влияние профессиональной деятельности родителей-педагогов на особенности личности ребенка.

Методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогических исследований;

2) эмпирические методы:

· опросы родителей и детей;

· анкетирование, тестирование родителей и детей (методики PARI, «опросник родительского отношения» Варга А.Я. и Столина В.В, «опросник удовлетворенности браком» Столина В.В., Романовой Т.Л. и Бутенко Г.П., «удовлетворенность профессией» Ронгинской Т.И. для родителя и «Рисунок семьи», методика Жиля Р. для ребенка);

· количественный и качественный анализ результатов исследования.

В ходе исследования предлагается проверить следующую гипотезу - профессиональная принадлежность родителей непосредственно влияет на внутрисемейные отношения и на стиль воспитания, тем самым формируя определенные особенности личности ребенка (на примере родителей-учителей).

Глава 1. Особенности личности родителей-педагогов и влияние их на воспитание ребенка

1.1 Влияние личностных особенностей родителей на их отношения с ребенком

Несмотря на то, что по проблеме воспитания накоплен, пожалуй, самый огромный научный опыт, процесс семейного воспитания остается одним из самых непредсказуемых и самых вариативных. Достаточно большое значение исследователи придают личностным особенностям родителей, влиянию их на отношения с детьми. К примеру, можно рассмотреть ригидность в качестве одного из признаков. Хорни К. под ригидностью в семейных взаимоотношениях понимает отсутствие необходимой гибкости, позволяющей семье различным образом реагировать на сложные жизненные ситуации. Чрезмерная строгость, придирчивость хотя бы одного из родителей считается причиной невротичной заторможенности. Многие психологи считают, что у строгих родителей дети становятся невротичными, т.к. родители предписывают своим детям множество запретов, ригидно соблюдая их, устанавливают определенные нормы, которым дети обязаны следовать. Так, Хорни К. утверждает, что именно родители создают невротические черты характера собственных детей. Родители напрямую влияют на ребенка через то, чему учат, что он слышит от них. Сознание ребенка формируется сознанием его родителей, в том числе и мысли, и оценочные суждения, и эмоции его родителей.

В настоящее время большое количество философских и педагогических систем, концепций и программ не позволяют сделать воспитательную деятельность родителей универсальной. Каждый родитель при выборе воспитательных воздействий руководствуется то интуицией, то любовью к ребенку, то обыденным опытом, реже - научным знанием. Довольно часто звучат от специалистов в адрес родителей упреки по поводу их психолого-педагогической некомпетентности. Однако существуют родители, которые, в силу своего образования и профессии, владеют научным психолого-педагогическим знанием и имеют педагогический опыт. Профессиональные знания и опыт учителей не может не влиять на их родительскую практику.

1.2 Специфика профессии учителя

«Влияние профессии распространяется на всю нашу духовную жизнь, избавиться от него мы не можем, и тем сильнее сказывается оно, чем дольше человек остается в пределах своей профессии. В последнем случае однобокость мировоззрения, профессиональная нетерпимость к членам других профессий - неизбежное следствие влияния профессии» [21].

Сорокин П.А.

Многие профессии накладывают на человека своеобразный отпечаток. Это может проявляться в определенном профессиональном жаргоне, определенных взглядах на жизнь; у некоторых (например, у учителей) появляется привычка говорить громко и внятно. М.Я.Басов полагал, что «Как ни велико значение индивидуальных моментов, все же, когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый из них имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» [5].

Климов Е.А. в своей классификации профессий относит педагога к типу «человек - человек» в соответствии с традиционно различаемыми разновидностями объектных систем. Кроме того, по признакам изучаемого предмета он выделил такие типы, как «человек - техника», «человек - живая природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Представители профессии типа «человек - человек» умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей, придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям; учить и воспитывать людей различного возраста, осуществлять полезные действия по обслуживанию материальных, духовных, социальных потребностей [17]. Самое главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий - гуманистическая направленность, способность представить внутренний мир другого человека, не приписать иной. Важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Стереотипы, наклеивание «ярлыков» неуместны.

Нестандартные ситуации как естественная стихия социума также требуют от представителей профессий данного типа творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать возможные варианты конфликтов. Однако многие психологи (такие как Борисова М.В., Самоукина Н.В. и другие) считают, что педагоги зачастую не способны успешно находить выход из проблемных педагогических ситуаций. Случается, что преподаватели, имеющие хорошую профессиональную подготовку, испытывают трудности в коммуникативной сфере педагогического процесса. Бодалев А.А. поясняет: «При длительном занятии тем или иным видом деятельности тенденция отражать других людей с определенной точки зрения может стать у человека устойчивой, превратиться в профессиональную привычку», данная установка восприятия человека человеком наиболее «ярко проявляется у врачей, педагогов, следственных работников, у тех, в чьей повседневной работе другой человек оказывается главной фигурой» [8]. Именно поэтому данная область заслуживает особенного внимания и нуждается в поддержке и психологическом сопровождении.

Несмотря на то, что к личности будущего педагога предъявляется ряд серьезных требований, можно говорить о снижении рейтинга учителя в обществе. Нередки случаи, когда педагогами становятся случайно. Люди, не нашедшие себя в других профессиях, студенты, не поступившие в другие институты, не имеют ничего общего с талантливыми мастерами своего дела. Учитель - это призвание. Там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, страдают и дети, и взрослые.

Педагоги как представители группы социономических профессий характеризуются высоким уровнем невротизации (Маркова А.К., Митина Л.М., Реан А.А.). Значимыми детерминантами эмоционального выгорания являются рассогласования в ценностно-мотивационной сфере, несформированность умений и навыков саморегуляции, неудовлетворительный социально-психологический климат коллектива и недостатки организации педагогической деятельности.

Самая крайняя форма изменений, которые накладывает профессия, называется профессиональной деструкцией. Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся структуры психологической личности в процессе длительного профессионального труда. Крайняя форма профессиональных деструкций личности выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Степень выраженности деструкций у педагогов определяется стажем работы, содержанием деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деструкция оказывает на личностные особенности представителей профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, учителя, военнослужащие, медицинские работники).

К проявлениям профессиональных деструкций педагогов относят (по мнению Сыманюка Э.Э.):

1) авторитарность как централизация всего учебно-воспитательного процесса, использование авторитарного стиля педагогического общения;

2) демонстративность, стремление педагога быть все время на виду, даже в ущерб взаимодействию с учениками;

3) педагогический консерватизм и догматизм, развивающийся вследствие частого повтора одних и тех же типовых профессионально-педагогических задач;

4) педагогическая индифферентность, которая характеризуется эмоциональной сухостью и равнодушием к учащимся;

5) ролевой экспансионизм, проявляющийся в преувеличении роли и значения преподаваемого предмета;

6) поведенческий трансфер, который реализуется в проявлении черт ролевого поведения, присущего воспитанникам [24].

Выготский Л.С. в своих трудах так описывал психологию учителя: «Величайшая опасность, связанная с учительской психологией, заключается в том, что в личности начинает преобладать вторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли граммофона, не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка». Учительская профессия накладывает неизгладимые, типические черты на своего носителя.

Возможности такой профессиональной деструкции достаточно высоки в педагогической сфере, где педагог не только выполняет сложную работу, но и находится в постоянном напряжении по отношению к воспитуемым, их родителям и администрации. Профессиональное развитие сопровождается личностными приобретениями и потерями, развитию сопутствует и совершенствование, и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкции объективно обусловлены. Профилактика и коррекция профессиональных деструкций предполагает повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, регулярное прохождение педагогами развивающей психодиагностики, самомониторинг своих профессионально важных качеств.

1.3 «Родительская» и «педагогическая» установки

Понятие установки достаточно многозначно по своему содержанию. В качестве рабочего определения можно предположить, что установка - готовность к определенному восприятию ситуации и реагированию на нее. Установка, как комплексное психологическое образование, пронизывает вce сферы жизнедеятельности личности: семейную, учебную, профессиональную и другие.

«Родительская» и «педагогическая» установки определяются как устойчивые способы реагирования на ребенка, стереотипы восприятия ребенка и эмоционального отношения к нему со стороны родителей и учителей. На формирование «родительских» и «педагогических» установок влияют некритично усвоенные стереотипы воспитания, семейные и социокультурные традиции, опыт общения с детьми и т.п. Существенные различия «родительских» и «педагогических» установок заключаются в том, что в первой преобладает эмоциональный компонент, а во второй -- когнитивный.

«Родительская» установка является более ранним психологическим образованием, чем «педагогическая» установка. С начала освоения педагогической профессии «родительская» и «педагогическая» установки обусловливают друг друга. Опираясь на данные рассуждения, представляется, что у учителей можно обнаружить особое содержание «родительских» установок в силу влияния на них «педагогических» установок. В свою очередь, у учителей, имеющих опыт родительства, «педагогические» установки отличаются от тех учителей, которые не имеют подобного опыта.

Глава 2. Анализ влияния профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

2.1 Описание испытуемых

Задачи исследования решались на базе семей, состоящих из учащихся 1-5 классов и родителей, работающих учителями (один или оба) в школе №84 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. В исследовательской работе в целом приняли участие 18 семей, 9 семей учителей и 9 семей непедагогической профессии (технический персонал).

Семейная ситуация испытуемых: семьям экспериментальной группы присвоены номера 1-9, семьям контрольной группы 10-18; дети обозначены номерами 01, 02, 03 и т.д., а их родители 1, 2, 3 соответственно.

Испытуемые №1-01. Мальчик 7-ми лет (испытуемый №01) воспитывается в семье учительницы истории 28-ми лет (испытуемая №1) и автослесаря, отчима («папа чинит автомобили»), в Санкт-Петербурге живут втроем. Мальчик ходит в первый класс, в секцию «дзюдо»; очень общительный (предпочитает общество девочек), подвижный и неусидчивый, но всегда слушается маму. На вопрос о том, кем хочет стать, отвечает: «буду машинистом поезда, стану людей развозить». По словам матери, новый отец (мальчик не догадывается, что он неродной) хорошо относится к ребенку, однако при тестировании выяснилось, что мальчик боится отчима (в случае непослушания может поднять на него руку). Мама старается воспитать сына в строгости, хочет отдать его в военное училище.

Испытуемые №2-02. Мальчик 8-ми лет (испытуемый №02) заканчивает первый класс, в школе имеются друзья, прилежно учится, за особые достижения был удостоен грамоте («хорошо» по русскому языку и чтению, «отлично» по математике), секции не посещает, хотя любит борьбу и игры с мячом, умеет показывать фокусы. На выходных чаще всего смотрит мультфильмы и играет за компьютером, потому что «мама за неделю устала и спит до четырех». Скучает по деду и крестному. Своего отца мальчик не любит, он «обижал маму, бил», «нашел себе другую». Родители развелись. Мальчик живет с мамой и ее т.н. гражданским мужем. Он не обижает мальчика, иногда они даже вместе играют, но раньше их отношения были теплее (когда мужчина был в качестве друга семьи). Мать мальчика, молодая женщина 29-ти лет (испытуемая №2) работает учителем. Одно из желаний сына в настоящий момент «чтобы мама уволилась, потому что у нее голова от детей болит».

Испытуемые №3-03. Мальчик (испытуемый №03) тяжело находит общий язык со сверстниками. В случае конфликта предпочитает пойти на компромисс, будучи серьезнее детей своего возраста, не может «дать сдачи». Потому предпочитает играть с младшими. При общении с взрослыми балуется, не слушается, капризничает, но подчиняется авторитетам. Своевольный по натуре, признает нормы поведения. Любит компьютерные игры (стратегии). Мама мальчика 37-ти лет (испытуемая №3), доцент, специальность «историк-преподаватель со знанием иностранного языка», преподаватель на кафедре истории. Живут вчетвером с бабушкой.

Испытуемые №4-04. Мальчик 7-ми лет (испытуемый №04) подражает старшему брату-подростку, чей пример не всегда положительный. Мать мальчиков, женщина 36-ти лет (испытуемая №4); работает завучем, учителем русского языка и литературы; стаж 17 лет. Отец программист. Старший брат ревнует к младшему. Живут вшестером, с бабушкой и дедушкой.

Испытуемые №5-05. Мальчик 11 лет (испытуемый №05) от первого брака, очень самостоятельный и непослушный (уходит без спроса на улицу и гуляет допоздна). Вместе с тем активно помогает по хозяйству (убирается, укладывает спать младшего брата 3-х лет, приносит маме утренний кофе в постель), любящий и заботливый брат. Ревность отсутствует либо незаметна. Был пионервожатым в школе. Мать мальчиков (испытуемая №5), женщина 34-х лет, учитель. Живет т.н. гражданским браком с отцом второго ребенка; муж воспитывает, любит обоих сыновей (старший называет отчима папой).

Испытуемые №6-06. Мальчик 11-ти лет (испытуемый №06), любознательный и подвижный, любящий компьютерные игры. Мать двоих детей (испытуемая №6), женщина 32 лет с неоконченным высшим образованием и стажем работы 9 лет (учитель начальных классов). В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком 2,5 лет. Отец работал учителем, потом методистом в АППО (Академия постдипломного педагогического образования). Живут вшестером, с бабушкой и дедушкой.

Испытуемые №7-07. Девочка 11 лет (испытуемая №07), скромная и серьезная, хорошо учится, в отличие от своего брата, 21 год. Мать двоих детей (испытуемая №7), женщина 42-х лет работает учителем начальных классов, образование среднее специальное, стаж работы 21 год. Отец военный запаса.

Испытуемые №8-08. Мальчик 11-ти лет (испытуемый №08), собранный, аккуратный, педантичный. Мать двоих детей (испытуемая №8), женщина 41 год, высшее педагогическое образование, учитель и заместитель директора по УВР. Двое детей, старшему сыну 21 год. Живут с бабушкой и дедушкой, вшестером.

Испытуемые №9-09. Девочка 9-ти лет (испытуемая №09) - круглая сирота, воспитывается в приемной семье матерью и бабушкой. Очень активная, непоседливая и потому невнимательная. Приемная мама (испытуемая №9), женщина 46 лет, высшее образование, педагогический стаж 28 лет, учитель. Живут втроем, с бабушкой. Гражданский муж появляется в семье изредка.

Испытуемые №10-010. Девочка 7-ми лет (испытуемая №010) застенчивая и обаятельная, очень ревнует родителей к брату 3-х лет. Мама (испытуемая №10) работала няней подготовительной группы д/с, «потом случайно стала воспитательницей, когда другая уволилась». Папа педиатр.

Испытуемые №11-011. Девочка 7-ми лет (испытуемая №011) жизнерадостная и общительная, не ревнует, а, скорее, не замечает свою сестру 6-ти лет, которая часто нуждается в ее поддержке. Молодая женщина 25-ти лет (испытуемая №11), работает кастеляншей (материально ответственна за хозяйственные принадлежности), по образованию швея (неполное среднее). Супруги не разводятся только из-за детей.

Испытуемые №12-012. Мальчик 8-ми лет (испытуемый №012) капризный, плохо учится (хотя способный), часто повторяет: «Мама! Ты больше доверяешь учительнице, а не мне». На что мать отвечает: «Ты слишком часто лжешь мне». Больше любит гонять в мяч с приятелями. Молодая женщина 32-х лет (испытуемая №12), образование среднее специальное, работает секретарем, имеет двоих детей - девочка 13 лет (от первого брака) и мальчик. Отец строгий, при нем мальчик ведет себя послушно. Развлечения с родителями носят более спокойный характер. Старшая сестра живет с бабушкой и дедушкой, ревности между ними нет.

Испытуемые №13-013. Мальчик 7-ми лет (испытуемый №013) спокойный, уравновешенный, чувствительный. Любит сестру, привязанность взаимная. Мать двоих детей (испытуемая №13), женщина 33-х лет, высшее образование, учитель. Папа работает инженером. Есть младшая сестра 2,5 года. По словам матери, в семье преобладает авторитет отца. У мужа есть сын от первого брака 25 лет, отношения с которым семья не поддерживает.

Испытуемые №14-014. Мальчик (испытуемый №014) общительный, склонный к доминированию, предпочитает мнение сверстников взрослому человеку. Мама мальчика (испытуемая №14) - воспитатель ГПД (группа продленного дня), образование высшее. Мальчик - единственный ребенок в семье, отношения в ней ровные и спокойные.

Испытуемые №15-015. У девочки 7-ти лет (испытуемая №015), много подруг, знает их родителей; дружат семьями. Любимая фраза ребенка: «я так и знала!». Мать двоих детей (испытуемая №15), женщина 29 лет, высшее образование. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.

Испытуемые №16-016. Мальчик 7-ми лет (испытуемый №016), очень общительный и подвижный, но при желании умеет концентрироваться; дружит с испытуемой №015. Мать двоих детей (испытуемая №16), женщина 29 лет, образование высшее. В настоящее время не работает, сидит с детьми (младшему сыну 4,5 года). Живут вместе с бабушкой.

Испытуемые №17-017. Девочка 7-ми лет (испытуемая №017) любознательная, живая и немного капризная, единственный ребенок в семье. Мать девочки, молодая женщина (испытуемая №17), высшее образование, «переводчик» по специальности. Отец очень часто бывает в командировках. Его появление для семьи - праздник.

Испытуемые №18-018. Мальчик 10-ти лет (испытуемый №018) добродушный, эрудированный, общительный, учится на «отлично», имеет способности к гуманитарным дисциплинам. Непоседливость и невнимательность часто приводят к замечаниям в школе. Занимается дзюдо и английским языком. Младший брат 3-х лет ходит в д/с. Братья дружат, ссорятся редко. Мать двоих детей, (испытуемая №18), женщина 33 лет, высшее образование, заместитель директора по УВР. Отец военный-офицер. Семья неконфликтная и дружелюбная, не хватает лишь свободного времени на общение друг с другом.

2.2 Описание методик исследования См. Приложение 1-6.

1) Методика PARI, Parental Attitude Research Instrument (вербальный тест).

Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы: американские психологи Е.С.Шефери Р.К.Белл, методика адаптирована Т.В.Нещерет. Шкалы: отношение родителей к семейной роли, отношение родителей к ребенку - оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке.

2) «Тест родительского отношения А.Я. Варга - В.В. Столина» (вербальный).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

3) «Тест-опросник удовлетворенности браком».

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

4) «Тест удовлетворенности профессией».

«Тест удовлетворенности профессией», разработанный Ронгинской Т.И, позволяет определить степень удовлетворенности настоящей профессией и выявить типы поведения в профессиональной среде.

5) Тест «Рисунок семьи».

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

6) Тест Р.Жиля.

Детская проективная методика Р.Жиля предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

2.3 Результаты, полученные в ходе исследования

Методика PARI.

Представлены показатели таких шкал, как конфликты в семье, сверхавторитет родителей, доминирование матери, уравнительные отношения. Результаты для удобства даны в диаграммах.

Рис. 1 Показатели конфликтности в экспериментальной и контрольной группах.

Согласно диаграмме, слабо- и сильновыраженных показателей по конфликтности не отмечается в обеих группах. Однако у большего числа респондентов наблюдаются умеренно выраженные конфликты в семье (5 родителей в экспериментальной и 6 - в контрольной группах). У меньшего количества данный признак достаточно, но не ярко выражен (4 человека в экспериментальной и 3 - в контрольной группах).

Рис. 2 Показатели по шкале «Сверхавторитет родителей» в экспериментальной и контрольной группах

В данной диаграмме сравниваются результаты по шкале «сверхавторитет родителей». Ярко выражен показатель только в одной семье из экспериментальной группы и в двух - из контрольной. Средние значения преобладают в экспериментальной группе (8 родителей). Отсутствуют семьи, в которых данный показатель совсем не проявляется.

Рис. 3 Показатели по шкале «Доминирование матери» в экспериментальной и контрольной группах

При рассмотрении этой диаграммы можно отметить, что преобладает средняя выраженность признака «доминирование матери» (в экспериментальной группе 7 человек, в контрольной чуть меньше - 6). Данный признак слабо выражен у 3 родителей в экспериментальной, и у одного родителя в контрольной группе. Высокие показатели имеются только в одной семье контрольной группы.

Рис. 4 Показатели по шкале «Уравнительные отношения» в экспериментальной и контрольной группах

Признак «уравнительные отношения» на данной диаграмме приблизительно одинаково выражен как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Это прослеживается и в высоких показателях, и в средних. Можно предположить, что действительно во всех исследованных семьях преобладают уравненные, «демократические» отношения с ребенком.

Тест Варга-Столина.

Сравнительные таблицы показателей экспериментальной и контрольной группы по шкалам «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «контроль» и «отношение к неудачам ребенка». Буквами В, С, Н обозначены высокий, средний и низкий уровень развития того или иного признака.

Таблица 1. Показатели испытуемых экспериментальной группы.

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам

1

В

В

С

С

С

2

В

В

С

С

Н

3

В

В

С

С

Н

4

С

С

Н

Н

Н

5

С

С

С

Н

Н

6

В

В

С

С

Н

7

В

В

С

С

Н

8

В

В

С

С

Н

9

В

В

С

В

Н

Уровни

По шкале «принятие-отвержение» у большинства - высокие показатели, т.е. эмоциональное принятие ребенка родителями-педагогами. Также по шкале «кооперация» средние значения - высокие. Средний показатели по шкале «симбиоз» говорит об оптимальной эмоциональной дистанции. Также у большинства средние показатели по шкале «контроль». Низкие показатели большинства по шкале «отношение к неудачам» говорят о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

Таблица 2. Показатели испытуемых контрольной группы.

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам

10

В

В

С

С

Н

11

С

В

В

С

С

12

В

С

Н

В

Н

13

В

С

С

С

С

14

В

В

В

С

Н

15

В

В

С

Н

С

16

В

В

Н

С

С

17

В

В

В

Н

Н

18

В

С

С

Н

Н

Уровни

По шкале «принятие-отвержение» у большинства - высокие показатели, т.е. эмоциональное принятие ребенка родителями. Также по шкале «кооперация» средние значения - высокие (стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком). По шкале «симбиоз» значения отличаются: 2 случая с низким уровнем, 4 со средним, 3 с высоким. Таким образом, эмоциональная дистанция в контрольной группе сильно дифференцирована. Также в шкале «контроль»: 5 случаев со средним показателем, 3 с низким и 1 с высоким. В шкале «отношение к неудачам» 5 человек с низким уровнем и 4 со средним. Можно сделать вывод о том, что родители и контрольной, и экспериментальной группы эмоционально принимают своих детей, одинаково стремятся к сотрудничеству с ребенком, но по-разному проявляется уровень эмоциональной дистанции, контроля и отношения к неудачам ребенка.

Опросник удовлетворенности браком.

Рис. 5 Сравнительные показатели удовлетворенности браком экспериментальной и контрольной группы испытуемых.

В исследованных семьях педагогов преобладают благополучные семьи (5 родителей), три человека считают свою семью относительно благополучной, одна неблагополучная семья. В семьях контрольной группы преобладают благополучные семьи (но уже 4 родителя), также три человека из относительно благополучных семей и две неблагополучных семьи.

«Тест удовлетворенности профессией» Ронгинской Т.И

Рис. 6 Типы поведения в профессиональной среде.

Где тип S - экономный тип поведения, тип G - оптимальный тип, тип A - тип риска.

Тестовая методика «Рисунок семьи»[8].

Табл.3 Данные, полученные в экспериментальной группе

Размер рисунка

Кол-во членов семьи

Расстояние между ними

Наличие животных

Вид изображения

Положительные эмоции

Аккуратность исполнения

1

Средний

Все (3)

Большое

Нет

Реалистичное

5 баллов

4 балла

2

Маленький

Не все (4)

Большое

Есть

Метафоричное

5 баллов

4 балла

3

Средний

Все (4)

Маленькое

Нет

Схематичное

3 балла

4 балла

4

Средний

Не все (3)

Большое

Нет

Метафоричное

5 баллов

4 балла

5

Средний

Все (4)

Маленькое

Нет

Реалистичное

4 балла

3 балла

6

Средний

Все (4)

Маленькое

Нет

Реалистичное

5 баллов

5 баллов

7

Маленький

Все (4)

Большое

Нет

Реалистичное

5 баллов

5 баллов

8

Средний

Все (4)

Маленькое

Нет

Реалистичное

5 баллов

5 баллов

9

Средний

Не все (3)

Большое

Есть

Метафоричное

4 балла

3 балла

Отметки о наличии признаков

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ