бесплатные рефераты

Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности

Тест «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова)

Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений.

Текст опросника:

1. Я могу долго работать не уставая.

2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

4. У меня редко болит голова.

5. Я уверен в своих силах.

6. Ожидание меня нервирует.

7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.

10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей.

14. Я не слишком застенчив.

15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17. Я краснею не чаще, чем другие.

18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22. Обычно я спокоен и меня не легко расстроить.

23. Меня часто мучают ночные кошмары.

24. Я склонен все принимать слишком серьезно.

25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28. Я более чувствителен, чем большинство людей.

29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие

31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

35. Я легко прихожу в замешательство.

36. Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.

37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39. Я никогда не опаздывал на свидание или работу.

40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41. Иногда мне хочется выругаться

42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо

43. Меня беспокоят возможные неудачи.

44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45. Меня нередко охватывает отчаяние.

46. Я - человек нервный и легко возбудимый.

47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

49. Мне не хватает уверенности в себе.

50. Я легко потею, даже в прохладные дни.

51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

52. У меня очень редко болит живот.

53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

54. У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

56. Я легко расстраиваюсь.

57. Практически я никогда не краснею.

58. У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.

59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

60. Обычно я работаю с большим напряжением.

Ключ:

Шкала

Ответ

Номер вопроса

Шкала тревоги

«Да»

6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60

«Нет»

1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58

Шкала лжи

«Да»

2, 10, 55

«Нет»

16, 20, 27, 29, 41, 51, 59

Совпадения оцениваются в 1 балл.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40 - 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25 - 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 - 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 - 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 - 5 баллов - о низком уровне тревоги.

Тест «Склонность к немотивированной тревожности»

Инструкция: Ответьте на предложенные ситуации «да» или «нет».

1. В детстве вы были пугливым, робким ребенком.

2. Ребенком вы боялись оставаться один в доме (возможно, боитесь и сейчас).

3. Вас иногда преследует мысль, что с вами может случиться что-то страшное.

4. Вы пугаетесь во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (пугались в детстве).

5. У вас часто бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущения возможной беды, неприятности.

6. Вам страшно спускаться в темный подвал.

7. Вам часто сняться страшные сны.

8. В вашем воображении обычно возникают неприятные мысли, когда близкие без предупреждения задерживаются.

9. Чаще всего беспокоитесь: как бы чего не случилось.

10. Вам страшно, когда в темноте раздаются различные звуки.

11. Очень переживаете, когда близкие уезжают на отдых, в командировку, за границу.

12. Вам страшно летать самолетом (или ездить поездом).

Обработка результатов:

Чем больше утвердительных ответов, тем отчетливее выражена дисфункциональность стереотипа эмоционального поведения:

10-12 баллов - необоснованная тревожность проявляется очень ярко, и стала неотъемлемой чертой поведения;

5-9 баллов - есть некоторая склонность к тревожности;

4 балла и меньше - склонности к тревожности нет.

Приложение 4

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты исследования тревожности контрольной группы

№ беременной

Опросник Спилбергера

Шкала Тейлора

Немотивированная тревожность

СТ

ЛТ

ШЛ

ШТ

1

42

54

5

24

9

2

46

60

3

38

8

3

34

42

4

21

6

4

60

71

2

42

10

5

28

39

3

13

4

6

59

70

3

44

11

7

48

61

4

38

7

8

66

53

1

41

7

9

50

64

5

36

6

10

71

51

1

36

9

11

52

48

1

27

5

12

41

49

3

34

8

13

49

56

4

19

5

14

64

56

2

29

6

15

37

48

3

17

3

Результаты исследования тревожности экспериментальной группы

№ беременной

Опросник Спилбергера

Шкала Тейлора

Немотивированная тревожность

СТ

ЛТ

ШЛ

ШТ

1

59

71

4

44

8

2

48

39

4

38

6

3

66

70

1

41

11

4

50

61

3

36

7

5

46

66

5

34

10

6

46

50

1

39

6

7

34

61

3

36

8

8

60

52

6

24

5

9

71

70

1

46

10

10

52

61

5

31

6

11

41

48

2

34

7

12

49

49

3

38

9

13

46

42

3

26

8

14

34

39

3

21

3

15

60

71

4

34

6

Приложение 5

Математическая обработка результатов констатирующего эксперимента

Спилберг СТ

Ранжирование баллов

СТ

СТ

42

8

59

21,5

46

10,5

48

13,5

34

3

66

27,5

60

24

50

17,5

28

1

46

10,5

59

21,5

46

10,5

48

13,5

34

3

66

27,5

60

24

50

17,5

71

29,5

71

29,5

52

19,5

52

19,5

41

6,5

41

6,5

49

15,5

49

15,5

46

10,5

64

26

34

3

37

5

60

24

сумма рангов

228,5

236,5

Общая сумма рангов: 228,5 + 236,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2,

где С - общее количество ранжируемых наблюдений;

А - общая сумма рангов.

? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,

где n - количество испытуемых в каждой выборке;

T - большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 236,5 = 108,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)

U эмп. = 108,5, то есть U эмп. > U кр. (р?0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.

Спилберг ЛТ

Ранжирование баллов

ЛТ

ЛТ

54

15

71

29

60

18

39

2

42

4,5

70

26

71

29

61

20,5

39

2

66

24

70

26

50

11

61

20,5

61

20,5

53

14

52

13

64

23

70

26

51

12

61

20,5

48

7

48

7

49

9,5

49

9,5

56

16,5

42

4,5

56

16,5

39

2

48

7

71

29

сумма рангов

220,5

244,5

Общая сумма рангов: 220,5 + 244,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2,

где С - общее количество ранжируемых наблюдений;

А - общая сумма рангов.

? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,

где n - количество испытуемых в каждой выборке;

T - большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 244,5 = 100,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)

U эмп. = 100,5, то есть U эмп. > U кр. (р?0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.

Шкала Тейлора ШЛ

Ранжирование баллов

ШЛ

ШЛ

5

27,5

4

22,5

3

14,5

4

22,5

4

22,5

1

3,5

2

8

3

14,5

3

14,5

5

27,5

3

14,5

1

3,5

4

22,5

3

14,5

1

3,5

6

30

5

27,5

1

3,5

1

3,5

5

27,5

1

3,5

2

8

3

14,5

3

14,5

4

22,5

3

14,5

2

8

3

14,5

3

14,5

4

22,5

сумма рангов

221,5

243,5

Общая сумма рангов: 221,5 + 243,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле:

? (А) = С _ (С + 1) / 2,

где С - общее количество ранжируемых наблюдений;

А - общая сумма рангов.

? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,

где n - количество испытуемых в каждой выборке;

T - большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 243,5 = 101,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)

U эмп. = 101,5, то есть U эмп. > U кр. (р?0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.

Шкала Тейлора ШТ

Ранжирование баллов

ШТ

ШТ

24

6,5

44

28,5

38

21,5

38

21,5

21

4,5

41

25,5

42

27

36

17,5

13

1

34

13,5

44

28,5

39

24

38

21,5

36

17,5

41

25,5

24

6,5

36

17,5

46

30

36

17,5

31

11

27

9

34

13,5

34

13,5

38

21,5

19

3

26

8

29

10

21

4,5

17

2

34

13,5

сумма рангов

208,5

256,5

Общая сумма рангов: 208,5 + 256,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2,

где С - общее количество ранжируемых наблюдений;

А - общая сумма рангов.

? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,

где n - количество испытуемых в каждой выборке;

T - большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 256,5 = 88,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)

U эмп. = 88,5, то есть U эмп. > U кр. (р?0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.

Тревожность

Ранжирование баллов

Тревожность

Тревожность

9

24

8

20

8

20

6

10

6

10

11

29,5

10

27

7

15,5

4

3

10

27

11

29,5

6

10

7

15,5

8

20

7

15,5

5

5

6

10

10

27

9

24

6

10

5

5

7

15,5

8

20

9

24

5

5

8

20

6

10

3

1,5

3

1,5

6

10

сумма рангов

220

245

Общая сумма рангов: 220 + 245 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2,

где С - общее количество ранжируемых наблюдений;

А - общая сумма рангов.

? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,

где n - количество испытуемых в каждой выборке;

T - большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 245 = 100

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)

U эмп. = 100, то есть U эмп. > U кр. (р?0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.

Приложение 6

Техника выполнения упражнений в бассейне

1. Группа упражнений - дыхательные:

Активные шумные вдохи над водой с резким выдохом в воду.

Вдох над водой и очень длинный выдох в воду. Чем больше срок беременности, тем обычно дольше человек может выдыхать.

Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на вдохе. Плавный вдох-выдох.

Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на выдохе.

Имитация задержки дыхания на потуге. Это упражнение делается обязательно после теоретической подготовки. Шумный вдох, задержка дыхания до 15 счета, медленный выдох в воду, снова вдох и т.д. 3 раза. Имитация 3 потуг на схватке.

Варианты предыдущего упражнения, но задержка дыхания на полувыдохе, на полном выдохе и замкнутой голосовой щели.

Собачье (поверхностное) дыхание.

2. Группа упражнений - активные у бортика:

Стоя спиной к бортику. Махи ногой перед собой у поверхности воды.

Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Носок ноги на себя, от себя.

Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Скручиваем ногу в тазобедренном суставе внутрь, наружу.

Упражнения 1-3 другой ногой.

Стоя левым боком к бортику. Выпрямить правую ногу в сторону. Круги прямой ногой вперед, назад.

Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Поворачивать рукой колено вперед - вниз и возвращать обратно. «Куриное крылышко».

Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Вращать рукой колено, чтобы работал правый тазобедренный сустав. Вперед, назад.

Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Повернуться к бортику налево всем корпусом стоя на неподвижной ноге, затем развернуться обратно. Не отпуская колено, согнуться вправо корпусом, стараясь положить правое ухо на правое колено.

Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Постоять несколько секунд, стараясь держать прямой корпус и «раскрывая» себя рукой за колено на длинном выдохе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ