Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности
Упражнения 5-9 другой ногой.
Встать лицом к бортику. Махи прямой правой ногой назад, не опуская ногу до дна.
Выпрямить правую ногу назад, затем согнуть ногу в колене и пружинящими движениями покачать пятку, стараясь прижать ее к ягодице.
Оставаясь в этом же положении, взяться правой рукой за правый носок и потянуть согнутую ногу наверх.
Упражнения 11-13 другой ногой.
3. Группа упражнений - растяжки, вися на бортике лицом к нему:
Повиснуть на бортике или поручне на руках. Обе ноги согнуть в коленях, носки выпрямить и прижать колени к стенке, разведя их максимально в стороны. Носки соединить. Пружинящими движениями стараться прижать таз к носкам ног.
И.п. как в первом. Таз неподвижен. Выпрямлять руки в локтях и сгибать их.
Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно выше. Выпрямлять ноги в коленях, делая «поплавок». Спину скруглить. Затем согнуть ноги в коленях, прижимая ягодицы к стенке и к пяткам
Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно шире. Делать выпады влево и вправо по стенке, сгибая ноги поочередно.
4. Группа упражнений - упражнения, вися на бортике спиной к нему.
Согнуть ноги в коленях. Вращать согнутые ноги влево - вправо.
«Велосипед».
«Велосипед», скрутив нижнюю часть корпуса влево, затем вправо.
«Книжка». Согнуть ноги в коленях и слегка поднять колени над поверхностью воды. Ступни соединить, колени широко развести. С силой сдвигать колени, стараясь вытолкнуть воду, как бы захлопывая книжку.
«Лягушка». Имитировать движения брассом ногами, находясь в том же положении спиной к бортику.
Выпрямить ноги перед собой на поверхности воды и развести их как можно шире. Свести ноги вместе, положив одну на другую и попробовать слегка поднять их над поверхностью воды. Снова развести как можно шире.
5. Группа упражнений - для груди.
Встать в круг. Согнув руки в локтях, соединить ладони перед собой. Сильно прижимать ладони одну к другой, напрягая грудные мышцы.
То же, сдвигая соединенные ладони влево, вправо.
Соединить ладони над головой и слегка спереди. С силой стараться соединить локти на уровне носа.
Имитировать руками движения кролем вперед, назад.
Поднять руки над головой, сжать в кулаки, подержать 5 секунд. Расслабить руки поочередно во всех суставах, опустив затем руки в воду с длинным выдохом.
Встать спиной к стенке на расстоянии одного шага от нее. Не отрывая ног от пола повернуться к стенке, опереться ладонями в нее и отжиматься от стенки, поддерживая корпус в скрученном положении. Вернуться в исходную позицию и сделать то же в другую сторону.
6. Группа занятий - с доской:
Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. На выдохе стараться отодвинуться от стены не отпуская рук. На вдохе руки согнуть в локтях и «подъехать» к стенке.
Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. Крутить коленями доску, т.е. скручивать нижнюю часть корпуса относительно фиксированной верхней части.
7. Группа занятий - на задержку дыхания:
«Поплавок». Обхватить руками колени и висеть в воде, медленно выдыхая под воду.
«Поплавок» в паре - один зависает в воде, другой начинает его покачивать, затем переворачивает в разные стороны. Таким образом, имитируются движения ребенка в матке, и женщина может «присоединиться» к плоду. Также в этом упражнении женщина входит в некое трансовое состояние, которое помогает ощутить переживания женщины в I матрице: если она чувствует дискомфорт, то тогда необходимо оказание ей пихокоррекционной помощи, например, используя методы арт-терапии или беседы, которая проводится после занятий.
Разбиться на пары. Взяться за руки. Лечь на воду лицом вниз, выпрямиться и слегка прогнуться в пояснице, чтобы ноги не тонули. Долгий выдох, стараясь «перележать» партнершу.
«Звездочка». Все участницы встают в круг. Удобно делать, когда участников 5-9 человек. Один человек ложится на воду лицом вниз, раздвинув руки и ноги в стороны. Остальные крутят лежащую в кругу, держа ее поочередно за руки, ноги.
8. Упражнения в группе.
«Хоровод». Все участники берутся за руки и перекидывают одну ногу через соединенные руки снаружи внутрь, чтобы все пятки смотрели внутрь. Все прыгают на одной ноге, двигаясь по кругу. Спина прямая.
9. Упражнения на расслабление.
Все разбиваются на пары. Одна из пары ложится на спину, раскинув руки, а другая поддерживает ее своей правой рукой за правое плечо. Голова лежащей лежит на сгибе локтя ведущей. Левая рука лежащей проходит под мышкой ведущей.
Один из пары ложится на спину, другой берет его одной рукой за затылок, другой за подбородок и катает по воде, расслабляя шею поворотами головы то вправо, то влево. Задача первого - максимально расслабиться. Это упражнение способствует снятию напряжения с позвоночника.
Приложение 7
Беседы с беременными женщинами после занятий в бассейне
1. Формирование личности ребенка.
- Перинатальная жизнь младенца: внутриутробное существование, формирование характера ребенка в процессе родов, механизм импринтинга (первое впечатление ребенка об окружающем мире). Воссоединение с миром через мать. Последствия разлучения матери и ребенка сразу после родов.
- Недоношенные дети.
- Восьмимесячные младенцы.
- Особенности «кесарят».
2. Признаки начала родов, течение родов, варианты позиций матери во время схваток и потуг.
- Признаки начала родов. Эмоциональные состояния, возникающие у матери и ребенка в последний месяц беременности и в родах. «Синдром гнезда». Важная подготовительная работа организма. Предвестники, опускание живота, отхождение слизистой пробки.
- Течение родов. Схватки, потуги (интервалы, длительность). Приемы самообезболивания. Рождение плаценты, обрезание пуповины.
3. Роды в роддоме.
- Чего следует избегать и к чему следует стремиться, чтобы достичь благополучного исхода родов.
- Освещение отдельных моментов родовспоможения в конкретном роддоме (в каких случаях применяют стимуляцию, анестезию, кесарево сечение).
- Необходимые действия, производимые с ребенком после рождения (когда перерезают пуповину, кладут ли на живот маме, что делают с плацентой и т.д.).
4. Ведение родов. Обзор роддомов.
- Роды с предлежанием малыша, отличным от головного, действия акушера в таких родах.
- Особенности протекания и ведения родов с ранним излитием вод.
- Физиологическая и патологическая боль в родах.
- Безопасные методы стимуляции затянувшихся родов.
- Стремительные роды.
- Профилактика возникновения патологий: гипотрофии (недоразвития) ребенка, угрозы выкидыша и преждевременных родов.
5. Определение состояния ребенка в первые минуты жизни по шкале Апгар.
- Пограничные состояния ребенка первых дней жизни, особенности врачебного наблюдения.
6. Первые месяцы жизни младенца. Патронаж.
- Аптечка и приданное для ребенка.
- Комната малыша.
- Уход за ребенком первых дней жизни.
- Проблемы, с которыми сталкиваются родители на первом году жизни малыша.
7. Типичные проблемы беременных - как с ними справляться.
- Конкретные рекомендации по следующим проблемам: токсикоз, боли в спине, растяжки, боли внизу живота, отеки, изжога, температура, насморк, разрыхление связок и др. Прибавка в весе.
- Использование витаминов и других медицинских препаратов (плюсы и минусы).
8. Различные способы вскармливания младенца.
- Особенности грудного и искусственного вскармливания.
- Основы питания матери при кормлении грудью.
- Способы увеличения лактации.
- Показания к использованию различных видов детского питания при частичной или полной замене грудного кормления.
- Введение прикорма.
9. Особенности первых дней жизни ребенка.
- Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка.
- Врачебный взгляд на уход за новорожденным.
- Типичные проблемы первых месяцев жизни.
- Иммунопрофилактика: польза и вред вакцинации.
10. Послеродовый патронаж матери и новорожденного.
- Медицинское наблюдение.
- Развивающие занятия для младенца с первых дней жизни (массаж, динамическая гимнастика, акватренинг).
-
Приложение 8
Результаты контрольного эксперимента
Результаты исследования тревожности контрольной группы
№ беременной
Опросник Спилбергера
Шкала Тейлора
Немотивированная тревожность
СТ
ЛТ
ШЛ
ШТ
1
44
44
4
24
9
2
46
54
1
36
11
3
48
52
5
21
6
4
60
74
2
42
12
5
38
44
3
20
4
6
59
62
3
44
11
7
50
56
4
38
7
8
62
48
1
41
10
9
56
37
5
36
6
10
76
56
1
36
11
11
52
52
1
27
9
12
48
51
3
34
8
13
29
36
4
12
3
14
62
56
1
29
7
15
35
48
5
14
3
Результаты исследования тревожности экспериментальной группы
№ беременной
Опросник Спилбергера
Шкала Тейлора
Немотивированная тревожность
СТ
ЛТ
ШЛ
ШТ
1
42
41
4
24
8
2
46
39
4
20
6
3
42
52
1
24
6
4
39
41
3
19
7
5
42
60
3
28
8
6
46
50
3
36
6
7
34
42
3
36
8
8
32
40
2
27
5
9
64
52
1
41
9
10
41
58
5
31
6
11
29
26
2
13
3
12
49
49
3
14
2
13
46
42
3
26
6
14
26
25
3
10
1
15
39
43
4
24
6
Приложение 9
Математическая обработка результатов контрольного эксперимента
1. Подсчет U - критерия Манна - Уитни для выборки женщин контрольной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. - Новосибирск, 2003. по «Шкале тревожности Дж.Тейлора».
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А1.
Таблица А1 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе(«Шкала тревожности Дж.Тейлора»)
Контрольный этап эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Показатель уровня
Ранг
Показатель уровня
Ранг
24
9,5
24
9,5
38
23
36
19
21
7,5
21
7,5
42
27,5
42
27,5
13
2
20
6
44
29,5
44
29,5
38
23
38
23
41
25,5
41
25,5
36
19
36
19
36
19
36
19
27
11,5
27
11,5
34
15,5
34
15,5
19
5
12
1
29
13,5
29
13,5
17
4
14
3
?
235
?
230
Общая сумма рангов: 235 + 230 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле:
? (А) = С _ (С + 1) / 2, где (1)
С - общее количество ранжируемых наблюдений;
А - общая сумма рангов.
? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T, где (2)
n - количество испытуемых в каждой выборке;
T - большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 235 = 110
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 72 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)
U эмп. = 110, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился.
Для выявления динамики уровня тревожности у женщин, которые занимались акватренингом, проведем математическую обработку показателей тревожности на начало и на конец исследования.
Подсчет U - критерия Манна - Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А2.
Таблица А2 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе
Контрольный этап эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Показатель уровня
Ранг
Показатель уровня
Ранг
44
29
24
8,5
38
24,5
20
5
41
27,5
24
8,5
36
21,5
19
4
34
18
28
14
39
26
36
21,5
36
21,5
36
21,5
24
8,5
27
13
46
30
41
27,5
31
15,5
31
15,5
34
18
13
2
38
24,5
14
3
26
11,5
26
11,5
21
6
10
1
34
18
24
8,5
?
300
?
165
Общая сумма рангов: 300 + 165 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле:
? (А) = С _ (С + 1) / 2, где (1)
С - общее количество ранжируемых наблюдений;
А - общая сумма рангов.
? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T, где (2)
n - количество испытуемых в каждой выборке;
T - большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 300 = 45
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 72 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)
U эмп. = 45, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования.
2. Выявим значение критерия Манна - Уитни для данных личностной тревожности Спилбергера. Данные занесем в таблицу А3.
Таблица А3 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала личностной тревожности»)
Контрольный этап эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Показатель уровня
Ранг
Показатель уровня
Ранг
54
18
44
6
60
24
54
18
42
4
52
14,5
71
29
74
30
39
3
44
6
70
28
62
26
61
25
56
21,5
53
16
48
9
64
27
37
2
51
12,5
56
21,5
48
9
52
14,5
49
11
51
12,5
56
21,5
36
1
56
21,5
44
6
48
9
54
18
?
258,5
?
206,5
Общая сумма рангов: 258,5 + 206,5 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2, где (1)
С - общее количество ранжируемых наблюдений;
А - общая сумма рангов.
? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,
U эмп. =86,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился.
Подсчет U - критерия Манна - Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Шкала личностной тревожности»). Занесем полученные данные в таблицу А4.
Таблица А4 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала личностной тревожности»)
Контрольный этап эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Показатель уровня
Ранг
Показатель уровня
Ранг
71
29,5
41
7,5
39
4
39
4
70
27,5
52
19
61
24
41
7,5
66
26
60
22
50
16,5
50
16,5
61
24
42
10
52
19
40
6
70
27,5
52
19
61
24
58
21
48
13
26
2
49
14,5
49
14,5
42
10
42
10
39
4
25
1
71
29,5
43
12
?
293
?
172
Общая сумма рангов: 293 + 172 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2, где (1)
С - общее количество ранжируемых наблюдений;
А - общая сумма рангов.
? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T, где n - количество испытуемых в каждой выборке;
T - большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 293 = 52
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 72 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)
U эмп. = 52, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования.
3. Выявим значение критерия Манна - Уитни для данных ситуативной тревожности Спилбергера. Данные занесем в таблицу А5.
Таблица А5 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала ситуативной тревожности»)
Контрольный этап эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Показатель уровня
Ранг
Показатель уровня
Ранг
42
8
44
9
46
11,5
46
11,5
34
3
48
14
60
23,5
60
23,5
28
1
38
6
59
21,5
59
21,5
48
14
50
16,5
66
28
62
25,5
50
16,5
56
20
71
29
76
30
52
18,5
52
18,5
41
7
48
14
49
15
29
2
64
27
62
25,5
37
5
35
4
?
228,5
?
241,5
Общая сумма рангов: 228,5+ 241,5 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2, где
С - общее количество ранжируемых наблюдений;
А - общая сумма рангов.
? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,
U эмп. = 103,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился.
Для выявления динамики уровня тревожности у женщин, которые занимались акватренингом, проведем математическую обработку показателей тревожности на начало и на конец исследования.
Подсчет U - критерия Манна - Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Шкала ситуативной тревожности»).
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А6.
Таблица А6 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала ситуативной тревожности»)
Контрольный этап эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Показатель уровня
Ранг
Показатель уровня
Ранг
59
25
42
12
48
20
46
16,5
66
29
42
12
50
23
39
7,5
46
16,5
42
12
46
16,5
46
16,5
34
5
34
5
60
26,5
32
3
71
30
64
28
52
24
41
9,5
41
9,5
29
2
49
21,5
49
21,5
46
16,5
46
16,5
34
5
26
1
60
26,5
39
7,5
?
294,5
?
170,5
Общая сумма рангов: 294,5 + 170,5 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле:
? (А) = С _ (С + 1) / 2, где
С - общее количество ранжируемых наблюдений;
А - общая сумма рангов.
? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,
U эмп. = 50,5, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования.
4. Выявим значение критерия Манна - Уитни для результатов, полученных по тесту «Склонность к немотивированной тревожности». Данные занесем в таблицу А7.
Таблица А7 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Немотивированная тревожность»)
Контрольный этап эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Показатель уровня
Ранг
Показатель уровня
Ранг
9
21,5
9
21,5
8
18
11
27,5
6
10
6
10
10
24,5
12
30
4
4,5
4
4,5
11
27,5
11
27,5
7
14,5
7
14,5
7
14,5
10
24,5
6
10
6
10
9
21,5
11
27,5
5
6,5
9
21,5
8
18
8
18
5
6,5
3
2
6
10
7
14,5
3
2
3
2
?
209,5
?
255,5
Общая сумма рангов: 209,5 + 255,5 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2, где
С - общее количество ранжируемых наблюдений;
А - общая сумма рангов.
? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T,
U эмп. = 89,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился.
Для выявления динамики уровня тревожности у женщин, которые занимались акватренингом, проведем математическую обработку показателей тревожности на начало и на конец исследования.
Подсчет U - критерия Манна - Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Немотивированная тревожность»).
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А8.
Таблица А8 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Немотивированная тревожность»)
Контрольный этап эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Показатель уровня
Ранг
Показатель уровня
Ранг
8
22,5
8
22,5
6
11,5
6
11,5
11
30
6
11,5
7
18
7
18
10
28,5
8
22,5
6
11,5
6
11,5
8
22,5
8
22,5
5
5,5
5
5,5
10
28,5
9
26,5
6
11,5
6
11,5
7
18
3
3,5
9
26,5
2
2
8
22,5
6
11,5
3
3,5
1
1
6
11,5
6
11,5
?
272
?
193
Общая сумма рангов: 272 + 193 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ? (А) = С _ (С + 1) / 2, где (1)
С - общее количество ранжируемых наблюдений;
А - общая сумма рангов.
? (А) = 30 _ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n _ n) + n _(n + 1) / 2 - T, где n - количество испытуемых в каждой выборке;
T - большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (15 _15) + 15_ (15 + 1) / 2 - 272 = 45
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 73 (р?0,05) U кр. = 56 (р?0,01)
U эмп. = 73, то есть U эмп. < U кр. (р?0,01), поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования, но так как Uэмп.> U кр. (р?0,05). то эти данные нельзя считать абсолютно достоверными.