Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Как видно, из таблицы 4, дети контрольной группы имеют следующие показатели:
высокий уровень получил только 1 ребенок;
средний уровень - 6 детей;
низкий уровень - 3 ребенка.
Таблица 5 Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы
№
|
Имя ребенка
|
Баллы
|
Уровень развития
|
|
1.
|
Настя Д.
|
3
|
высокий
|
|
2.
|
Антон С.
|
1
|
низкий
|
|
3.
|
Миша А.
|
1
|
низкий
|
|
4.
|
Катя К.
|
2
|
средний
|
|
5.
|
Саша Т.
|
2
|
средний
|
|
6.
|
Маша К.
|
1
|
низкий
|
|
7.
|
Миша П.
|
1
|
низкий
|
|
8.
|
Семен С.
|
2
|
средний
|
|
9.
|
Настя К.
|
1
|
низкий
|
|
10.
|
Лена С.
|
2
|
средний
|
|
|
По результатам, представленным в таблице 5, можно сделать выводы:
высокий уровень получил 1 ребенок;
средний уровень - 4 ребенка;
низкий уровень - 5 детей.
Методика 3
Сочинение рассказа (сказки).
Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.
Методика проведения.
Детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.
Выполнение задания оценивается по следующим показателям:
- выраженность сказочного содержания;
- соответствие названия содержанию;
- логичность, законченность построения;
- грамматическая правильность речи;
- использование языковых выразительных средств.
Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов.
Результаты обследования детей представлены в таблицы 6 и 7.
Таблица 6 Определение уровня построения связного высказывания xx(контрольная группа)
№
|
Имя ребенка
|
Показатели
|
Общ.
|
Уровень развития
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
балл
|
|
|
1.
|
Даша Я.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
7
|
низкий
|
|
2.
|
Алена Д.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
8
|
средний
|
|
3.
|
Таня М.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
14
|
высокий
|
|
4.
|
Саша Д.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
8
|
средний
|
|
5.
|
Оксана Л.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
3
|
10
|
средний
|
|
6.
|
Андрей Г.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
8
|
средний
|
|
7.
|
Андрей И.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
7
|
низкий
|
|
8.
|
Сергей Л.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
9
|
средний
|
|
9.
|
Настя Ф.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
6
|
низкий
|
|
10.
|
Марина П.
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
13
|
высокий
|
|
|
Результаты обследования детей контрольной группы, как видно из таблицы 6, следующие:
высокий уровень показало 2 ребенка;
средний уровень - 5 детей;
низкий уровень - 3 ребенка.
Таблица 7 Определение уровня построения связного высказывания (экспериментальная группа)
№
|
Имя ребенка
|
Показатели
|
Общ.
|
Уровень развития
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
балл
|
|
|
1.
|
Настя Д.
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
14
|
высокий
|
|
2.
|
Антон С.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
низкий
|
|
3.
|
Миша А.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
7
|
низкий
|
|
4.
|
Катя К.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
8
|
средний
|
|
5.
|
Саша Т.
|
2
|
1
|
1
|
3
|
2
|
9
|
средний
|
|
6.
|
Маша К.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
6
|
низкий
|
|
7.
|
Миша П.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
7
|
низкий
|
|
8.
|
Семен С.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
9
|
средний
|
|
9.
|
Настя К.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
6
|
низкий
|
|
10.
|
Лена С.
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
13
|
средний
|
|
|
Результаты диагностики детей экспериментальной группы, представленные в таблице 7, позволяют сделать вывод, что уровень построения связного высказывания следующий:
высокий уровень показал 1 ребенок;
средний уровень - 4 человека;
низкий уровень - 5 детей.
После диагностики детей по всем трем методикам, можно сделать выводы о развитии словесно-логического мышления дошкольников.
Анализ результатов.
высокий уровень - 18 - 21 балл;
средний уровень - 11 - 17 баллов;
низкий уровень - 7 - 10 баллов.
Результаты представлены в таблицах 8 и 9.
Таблица 8 Уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы
№
|
Имя ребенка
|
Методики
|
Общий балл
|
Уровень развития
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
1.
|
Даша Я.
|
1
|
1
|
7
|
9
|
низкий
|
|
2.
|
Алена Д.
|
2
|
2
|
8
|
12
|
средний
|
|
3.
|
Таня М.
|
3
|
3
|
14
|
20
|
высокий
|
|
4.
|
Саша Д.
|
2
|
1
|
8
|
11
|
средний
|
|
5.
|
Оксана Л.
|
2
|
2
|
10
|
14
|
средний
|
|
6.
|
Андрей Г.
|
1
|
2
|
8
|
11
|
средний
|
|
7.
|
Андрей И.
|
1
|
2
|
7
|
10
|
низкий
|
|
8.
|
Сергей Л.
|
2
|
2
|
9
|
13
|
средний
|
|
9.
|
Настя Ф.
|
1
|
1
|
6
|
8
|
низкий
|
|
10.
|
Марина П.
|
3
|
2
|
13
|
18
|
высокий
|
|
|
Из таблицы 8 видно, что
ребенка показали высокий уровень развития словесно-логического мышления;
детей - средний уровень;
детей - низкий уровень.
Таблица 9 Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы
№
|
Имя ребенка
|
Методики
|
Общий балл
|
Уровень развития
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
1.
|
Настя Д.
|
3
|
3
|
14
|
20
|
высокий
|
|
2.
|
Антон С.
|
2
|
1
|
5
|
8
|
низкий
|
|
3.
|
Миша А.
|
2
|
1
|
7
|
10
|
низкий
|
|
4.
|
Катя К.
|
2
|
2
|
8
|
12
|
средний
|
|
5.
|
Саша Т.
|
1
|
2
|
9
|
12
|
средний
|
|
6.
|
Маша К.
|
1
|
1
|
6
|
8
|
низкий
|
|
7.
|
Миша П.
|
1
|
1
|
7
|
9
|
низкий
|
|
8.
|
Семен С.
|
1
|
2
|
9
|
12
|
средний
|
|
9.
|
Настя К.
|
2
|
1
|
6
|
9
|
низкий
|
|
10.
|
Лена С.
|
2
|
2
|
13
|
17
|
средний
|
|
|
Данные результаты, занесенные в таблицу 9, показывают, что
ребенок имеет высокий уровень развития словесно-логического мышления;
детей - средний уровень;
детей - низкий уровень.
Как показывают результаты обследования детей, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый, но у экспериментальной группы немного ниже.
На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. По итогам данного этапа была разработана программа обучения детей. Далее работа проводилась только с детьми экспериментальной группы.
3.2 Формирующий этап эксперимента
После проведения обследования детей на констатирующем этапе была проведена работа с экспериментальной группой.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев. Работа проходила в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитывались следующие моменты:
. возрастные особенности детей при отборе материала;
. активное участие детей в работе на занятиях;
. максимальное использование развивающего потенциала сказок в создании благоприятной речевой среды.
Параллельно с задачей развития словесно-логического мышления шла еще одна: развитие словотворчества, свободное владение словом.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
СЕНТЯБРЬ
Занятие №1
Тема: Творческое рассказывание. "Сочиняем сказку про любимых героев".
Цель: учить детей связно, последовательно строить свои высказывания.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы с вами в гостях у любимых сказок. Какие у вас самые любимые сказки? (Ответы детей.)
- А какие персонажи этих сказок вам больше всего нравятся? (Ответы детей.)
- Давайте каждый скажет, какой любимый герой у него есть и сочинит какую-нибудь историю про него. (Дети придумывают истории про любимых героев.)
- Молодцы, а теперь подумайте и скажите, чья история вам больше понравилась. (Ответы детей.)
Занятие №2
Тема: Творческое рассказывание. "Переиначивание сказки".
Цель: учить детей правильному подбору антонимов и связному рассказыванию.
Ход занятия
- Сегодня мы с вами займемся переделыванием сказки. Вам нравится сказка "Золушка"? (Ответы детей.)
- Мы ее немного изменим. Послушайте внимательно начало, а потом вы продолжите. "Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры превратились в добрых, трудолюбивых девушек...". Придумайте продолжение сказки. (Дети придумывают и рассказывают продолжение. В случае затруднений, объяснить детям, что такое антонимы и когда их использовать.)
- Молодцы, ваша сказка стала сильно отличаться от "Золушки", поэтому давайте придумаем ей новое название. (Ответы детей.)
- Какая часть новой сказки вам больше всего понравилась? (Ответы детей.)
- Давайте распределим роли и разыграем эту часть. (Распределить роли для детей. Дети разыгрывают сценку. Следить за их высказываниями и при необходимости поправлять.)
Занятие №3
Тема: Творческое рассказывание. "Что бы вы стали делать, если к вам в гости прилетит Карлсон".
Цель: развивать у детей творческое мышление, формировать умение связно излагать свои мысли.
Ход занятия
- Вы знаете сказку про Малыша и Карлсона? (Да.)
- Расскажите, пожалуйста, какой Карлсон? Какие у него основные черты? (Ответы детей.)
- А какой Малыш? (Ответы детей.)
- Придумайте и расскажите сюжет с того момента, как к вам в гости прилетел Карлсон. Как вы поздороваетесь с ним? Как назовете свое имя? Что вы сможете рассказать Карлсону о себе, о родителях и друзьях? (Дети придумывают рассказ. В случае затруднений помочь наводящими вопросами.)
Занятие №4
Тема: Составление рассказа по серии картинок - иллюстраций детских книг "Книжный магазин".
Цель: развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа, улавливать последовательность изображенных событий;
закреплять правильное произношение.
Ход занятия
- Ребята, вы любите сказки? А вы знаете, что сказки были придуманы давным-давно? Каждый народ сочинял свои сказки и рассказывал их детям. А те, когда вырастали, рассказывали своим детям. Так они дошли до наших дней. У некоторых сказок даже автора нет, они так и называются - народные сказки. Современные сказки сочиняли сказочники, мы знаем их имена: Г.Х.Андерсен, Ш.Перро, Э.Успенский, А.Пушкин и другие. Во всем мире дети любят сказки. В нашем книжном магазине сегодня очень много сказочных книг.
- Сегодня мы будем учиться рассказывать покупателям о книгах. Но сначала послушайте новую сказку и отгадайте, как она называется.
Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Дед говорит бабе: "Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю". Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: "Красная Шапочка, я тебя съем!" А она отвечает: "Не ешь меня, брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: "По щучьему велению, по моему хотению!" Желание и исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в серединке Дюймовочка сидит, на ноге у нее один хрустальный башмачок. А в руке у нее - золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.
- Ребята, вам понравилась сказка? Вы узнали ее? (Ответы детей.)
- Да... Непонятная сказка. Ребята давайте разберемся, какой герой пришел из какой сказки, и найдем эти книги в нашем магазине. ("Курочка Ряба", "Колобок", "Волк и лиса", "Репка", "Баба Яга", "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Цветик - семицветик", "Дюймовочка", "Золушка", "Золотой ключик", "Карлсон, который живет на крыше").
- Вот какие замечательные книги в нашем магазине! А теперь побывать в роли продавца - консультанта, будем консультировать наших детей, почему необходимо прочитать ту или иную сказку. Рассказывая, надо ответить на следующие вопросы: как называется сказка, кто автор, какие главные герои сказки, какой интересный эпизод из сказки запомнился, чему может научить сказка маленьких детей. (Дети по желанию выбирают в "магазине" книгу, рассказывают "покупателям" о сказке, рекомендуют купить ее.)
ОКТЯБРЬ
Занятие №1
Тема: Творческое рассказывание по собственным схематическим рисункам. "Нарисуй сказку".
Цель: научить составлять рисуночный план к тексту и использовать его при рассказывании.
Ход занятия
- Ребята, вы знаете, что существуют иллюстрации к сказкам, по которым мы можем сказать, что в той или иной сказке происходит. Но мы можем сами сделать рисунки - схемы к сказке. Например, сказка "Репка". Посмотрите, как можно записать эту сказку с помощью рисунков. (Показать детям схематический рисунок сказки (см. Приложение 3) и рассказать, как его можно сделать.)
- Давайте, я сейчас расскажу вам сказку "Колобок", а вы попробуйте нарисовать ее. (Читать сказку, смотреть, чтобы все дети работали. В случае затруднений можно прервать чтение и помочь с рисунком.)
- А теперь попробуйте по своим рисункам рассказать сказку. (Дети рассказывают.)
Занятие №2
Тема: Творческое рассказывание. "Чудеса волшебной палочки"
Цель: развивать умение связно рассказывать; развивать словесно-логическое мышление.
- Сегодня у нас в гостях волшебник со своей волшебной палочкой. До кого он дотрагивается палочкой, тот становится персонажем сказки и должен рассказать о себе. Например, он дотронулся до Семена. Теперь он стал Незнайкой и должен рассказать: из какой он сказки, какой у него характер, какие главные отличительные черты и с кем он дружит. (Семен рассказывает.)
- Вот видите, как хорошо Семен нам рассказал о Незнайке. Теперь он становится волшебником, берет волшебную палочку и дотрагивается до другого ребенка, называя какой - нибудь персонаж. Теперь Лена стала Золушкой и должна рассказать о себе. (Лена рассказывает, и игра продолжается до тех пор, пока все дети побудут героями той или иной сказки.)
Занятие №3
Тема: Творческое рассказывание. "Какие вопросы задают персонажи ваших любимых сказок"
Цель: продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать развернутыми и полными предложениями; развивать логическое мышление, память и сообразительность; учить интонационно правильно задавать вопросы.
Ход занятия
- Ребята, давайте вспомним, какие сказки вам нравятся. (Ответы детей.) - А какие ваши самые любимые сказки? (Ответы детей.)
- Теперь вспомните, пожалуйста, с кем встречаются и разговаривают в этих сказках персонажи. (Ответы детей.)
- Кто вам больше всего нравится в этих сказках? Почему?
- Скажите, пожалуйста, какие вопросы и кому задают ваши любимые герои? (Дети рассказывают. Следить за правильной интонационной выразительностью. Если дети не передают интонацию вопроса, то необходимо их поправить.)
- Давайте попробуем представить, что персонажи разных сказок вдруг встретились, какие бы вопросы они задавали друг другу. (Ответы детей.)
Занятие №4
Тема: Драматизация сказки "Царевна - лягушка".
Цель: продолжать развивать логическое мышление, связную монологическую речь.
Ход занятия
- Ребята, давайте сегодня мы разыграем сказку "Царевна - лягушка". Сейчас мы разделим роли и каждый будет говорить и делать то, что должен делать его персонаж. (Дети выбирают себе роль и игра начинается. Следить за правильностью передачи детьми поступков и слов определенных персонажей.)
НОЯБРЬ
Занятие №1
Тема: Творческое рассказывание. "Красная Шапочка и вертолет"
Цель: продолжать развивать творческое воображение детей и связную речь.
Ход занятия
- Ребята, мы с вами уже занимались переделыванием сказки. Давайте сегодня попробуем переделать еще одну сказку "Красную Шапочку". Как вы думаете, что было бы, если бы волк, когда он встретил Красную Шапочку, увидел вертолет? (Ответы детей.)
- Давайте попробуем рассказать эту сказку на новый лад. Кто начнет рассказывать? (Дети поочередно рассказывают сказку. Следить за тем, чтобы дети не забывали, что сказка переделана и рассказывали не только саму сказку, но и вставляли новые элементы. В случае затруднений подсказать детям продолжение.)
Занятие №2
Тема: Рассказывание русской народной сказки "Гуси - лебеди".
Цель: учить детей передавать структуру сказки, четко улавливать начало, середину и конец сказки; развивать творческое воображение и мышление детей.
Ход занятия
- Ребята, вы уже знаете много сказок. А что такое сказка?
- Скажите, какие сказки вам больше всего нравятся? Почему? (Ответы детей.)
- В сказках встречаются различные сказочные существа. Как вы думаете, какие? (Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Леший, кикиморы, волшебники и феи, русалки и т.д.)
- Послушайте русскую народную сказку "Гуси - лебеди". (Чтение сказки.)
- Вам понравилась сказка? (Да.) О ком рассказывается в этой сказке? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, почему сказка называется "Гуси - лебеди"? Кто они такие?
- Вспомните, кого девочка просила о помощи? (Ответы детей.)
- Почему ни печка, ни яблонька, ни речка не помогли сначала девочке, а потом стали помогать? (Ответы детей.)
- Что произошло в избушке Бабы Яги? Как девочка с братом убежали?
- Расскажите, пожалуйста, чем окончилась сказка.
- Кто, по вашему мнению, главный герой этой сказки? (Ответы детей.)
- Кого в этой сказке можно назвать хорошим героем? А кого плохим? Почему? (Ответы детей.)
- Давайте мы договоримся, что вечером вы расскажете эту сказку родителям и скажете, кто больше всего вам понравился.
Занятие №3
Тема: Пересказ художественного произведения. Русская народная сказка "У страха глаза велики".
Цель: учить понимать эмоционально - образное содержание сказки, обратить внимание на языковое богатство сказки; учить пересказывать сказку по частям, передавая свое отношение к героям сказки.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? (Жили - были... В некотором царстве, в некотором государстве... Это случилось давно... и т.д.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить - поживать да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец. И я там был, мед - пиво пил.)
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (Ответы детей.)
- В сказке, которую вы сейчас услышите, живут - поживают: бабушка-старушка, внучка - хохотушка, курочка - хвостушка, мышка - хлопотушка. Называется сказка "У страха глаза велики". Такое название не случайно. Это пословица.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)
- В каких случаях ее говорят? (Ответы детей.)
- Хорошо. А теперь слушайте сказку, да на ус мотайте.
(Чтение сказки "У страха глаза велики".)
- Ребята, понравилась вам сказка?
- Кто же главный герой в сказке? Почему вы так думаете?
- Ребята, а у вас были такие случаи, когда "У страха глаза велики"? (Короткие рассказы детей.)
- А теперь послушайте сказку еще раз, постарайтесь запомнить ее и пересказать.
(Повторное чтение сказки. Затем дети по частям пересказывают ее.)
Занятие №4
Тема: Творческое рассказывание. "Сказка по кругу".
Цель: продолжать учить детей логически мыслить, связно и последовательно высказываться.
Ход занятия
- Ребята, мы сегодня будем сочинять сказку с вашими любимыми персонажами. Какие герои сказок вам нравятся? (Ответы детей.)
- Давайте сделаем так: я сейчас начну сказку и как только мой персонаж встретится с кем - нибудь из ваших, то вы будете продолжать. Ваш персонаж должен встретиться с другим персонажем и другой человек продолжит нашу сказку. Внимательно слушайте начало и не пропустите тот момент, когда вам надо будет продолжить.
- Жила - была Красная Шапочка. Однажды она пошла в лес и повстречала Чебурашку. "Здравствуй, Чебурашка, - сказала Красная Шапочка,- что ты делаешь в лесу?" (Дальше дети по очереди вступают и рассказывают свою часть сказки.)
- Молодцы, вам понравилась сказка, которая у нас получилась? (Да.) Тогда давайте попробуем сочинить еще одну сказку. (Сочинение сказки продолжается по той же схеме.)
ДЕКАБРЬ
Занятие №1
Тема: Творческое рассказывание по собственным картинкам. "Раскрась картинку и расскажи по ней сказку"
Цель: Развивать мелкую моторику руки ребенка, учить связно рассказывать часть сказки.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы будем раскрашивать картинки с сюжетами из сказок. Давайте вы решите, чем бы вы хотели раскрашивать: карандашами, гуашью или красками. Я вам сейчас дам картинки, и вы будете раскрашивать. Если у вас возникнут вопросы, то я отвечу. (Дети раскрашивают картинки из "Раскраски "Угадай сказку" художника В.Кастальского. Во время раскрашивания звучит музыка П.И.Чайковского.)
- Молодцы, у вас получилось замечательно. А теперь скажите, сюжет из какой сказки изображен на вашей картинке? (Ответы детей.)
- А теперь расскажите, что именно происходит в сказке в этот момент? (Дети по очереди рассказывают.)
Занятие №2
Тема: Творческое рассказывание. "Кто такой Чебурашка?"
Цель: развивать творческое воображение и монологическую речь; показать, как на основе начала можно придумать конец сказки; учить соблюдать логику изложения.
Ход занятия
- Ребята, послушайте сказку. (Прочитать детям начало сказки Э.Успенского про Чебурашку.)
В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своем тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми...
Однажды он проснулся утром рано, заложил лапы за спину и отправился немного погулять и подышать свежим воздухом.
Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему стало трудно передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улегся спать.
Спал Чебурашка крепко, он, конечно, не слышал, как подошли рабочие и заколотили все ящики.
После этого апельсины вместе с Чебурашкой погрузили на корабль и отправили в далекое путешествие.
Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города. Когда их открыли в одном апельсинов почти не было, а был толстый-претолстый Чебурашка.
Продавцы вытащили Чебурашку и посадили на стол. Но Чебурашка не мог сидеть на столе: он слишком много времени провел в ящике и у него затекли лапы.
Он сидел - сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да чебурахнулся со стола на стул.
Но и на стуле он долго не усидел - чебурахнулся снова. На пол.
- Фу - ты, Чебурашка какой! - сказал про него директор магазина. - Совсем не может сидеть на месте!
Так наш зверек и узнал, что его имя Чебурашка.
- Но как же мне с тобой поступить? - спросил директор. - Не продавать же тебя вместо апельсинов?
- Не знаю, - ответил Чебурашка. - Как хотите, так и поступайте.
Директору пришлось взять Чебурашку подмышку и отнести его в городской зоопарк...
- Итак, Чебурашка оказался в зоопарке. Директор зоопарка не захотел принять Чебурашку, потому что у него не было научного названия. И поэтому Чебурашка решил: если наука не знает, кто он, то он сам выяснит у зверей, кто он.
- Подумайте, к кому из зверей может обратиться Чебурашка? Как он поздоровается, что спросит, как поблагодарит? Давайте распределим роли. У нас должен быть Чебурашка, слон, обезьяна, медведь, жираф, павлин, тигр. (Дети, распределив роли, придумывают продолжение сказки с использованием новых встреч и разговоров.)
Занятие №3
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа, улавливать последовательность изображенных событий.
Ход занятия
- Ребята, вспомните, с какими сказками мы уже познакомились?
- Давайте внимательно рассмотрим картинки. Догадайтесь, что хотел нам рассказать художник.
(Расставить картинки в порядке очередности.)
- Итак, первый рисунок. (Буратино плывет в лодке один. Он гребет веслами.)
- Хорошо. Посмотрим, что же случилось дальше на втором рисунке. (На берегу стоят Чебурашка и Мальвина. Буратино их увидел и поплыл к ним.)
- На третьем рисунке. (Буратино подплыл к берегу. Он приглашает Мальвину и Чебурашку покататься с ним на лодке.)
- Что мы видим на четвертом рисунке? (Буратино, Мальвина и Чебурашка катаются на лодке. Буратино держит весла и гребет ими. Мальвина сидит впереди него, а Чебурашка сзади.)
- Хороший получился у нас рассказ?
- А как вы думаете, что будет, если эти картинки разложить в обратном порядке? Какой получится тогда рассказ? (Буратино, Мальвина и Чебурашка катались на лодке. Буратино гребет веслами. Затем он подплыл к берегу и высадил Чебурашку и Мальвину. А дальше поплыл один.)
- А сейчас вам понравился рассказ? Чем он отличается от предыдущего? (Ответы детей.)
- Теперь вы знаете, что если по-разному разложить картинки, то могут получиться разные рассказы. Но это не всегда так. На некоторых картинках четко видно, где начало, середина и конец рассказа. Сейчас я дам вам другие картинки, а вы попробуйте их правильно разложить и рассказать, что там происходит. (Дети раскладывают картинки и по ним придумывают рассказ.)
Занятие №4
Тема: Игровая литературная викторина. "Подведение итогов".
Цель: закрепить, систематизировать знания детей.
Ход занятия
- Ребята, давайте сегодня мы поиграем. Для этого надо разделиться на две команды. (Дети делятся на команды.)
- А теперь каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы. Вопрос первый: назовите сказки, которые вы знаете. Та команда, которая скажет больше, получает очко. (Дети называют все сказки, которые вспоминают.)
- Хорошо. Вопрос второй: назовите всех персонажей сказок, которые, по вашему мнению, хорошие и объясните, почему вы так думаете. Та команда, которая назовет больше хороших героев, получает очко. (Дети по очереди называют положительных персонажей и объясняют свой выбор.)
- Молодцы! У вас очень хорошо получается. А теперь назовите плохих персонажей и объясните, почему вы думаете, что они плохие. (Дети по очереди называют отрицательных персонажей и объясняют свой выбор.)
- А сейчас вам надо будет отгадать загадки. Каждой команде - по три загадки.
Героям каких сказок помогали животные? Каким заветным словом, они их призывали?
В какой сказке волк испугался зайца? Как это случилось?
Где хранилась смерть Кощея Бессмертного в сказке "Царевна - лягушка"?
Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда?
Как называется сказка, похожая на сказку "Теремок"? ("Лесные хоромы".)
В какой сказке героиня превратилась в облачко? (Дети по очереди отгадывают загадки.)
- Молодцы, вы знаете много сказок. Но мне трудно решить, какая из команд сегодня выиграла, так как и одна и вторая команда очень хорошо отвечала на вопросы. Поэтому, сегодня победила дружба.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен. При разработке занятий были использованы работы О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной, В.А.Недоспасовой, Л.М.Козыревой и др.
Было проведено 16 дополнительных занятий с детьми экспериментальной группы.
3.3 Контрольный этап эксперимента
После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 10 и 11.
Таблица 10 Уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы
№
|
Имя ребенка
|
Методики
|
Общий балл
|
Уровень развития
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
1.
|
Даша Я.
|
2
|
1
|
7
|
10
|
низкий
|
|
2.
|
Алена Д.
|
3
|
2
|
9
|
14
|
средний
|
|
3.
|
Таня М.
|
3
|
3
|
14
|
20
|
высокий
|
|
4.
|
Саша Д.
|
2
|
2
|
9
|
13
|
средний
|
|
5.
|
Оксана Л.
|
3
|
2
|
11
|
16
|
средний
|
|
6.
|
Андрей Г.
|
2
|
2
|
8
|
12
|
средний
|
|
7.
|
Андрей И.
|
2
|
2
|
8
|
12
|
средний
|
|
8.
|
Сергей Л.
|
2
|
2
|
9
|
13
|
средний
|
|
9.
|
Настя Ф.
|
1
|
1
|
6
|
8
|
низкий
|
|
10.
|
Марина П.
|
3
|
3
|
14
|
20
|
высокий
|
|
|
Как мы можем увидеть из таблицы 10, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы повысился: высокий уровень получили 2 ребенка; средний уровень - 6 детей; низкий уровень - 2 ребенка. Но для точного выяснения необходимо применить методы статистической обработки результатов эксперимента.
Таблица 11 Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы
№
|
Имя ребенка
|
Методики
|
Общий балл
|
Уровень развития
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
1.
|
Настя Д.
|
3
|
3
|
14
|
20
|
высокий
|
|
2.
|
Антон С.
|
2
|
2
|
7
|
11
|
средний
|
|
3.
|
Миша А.
|
2
|
2
|
9
|
13
|
средний
|
|
4.
|
Катя К.
|
3
|
2
|
9
|
14
|
средний
|
|
5.
|
Саша Т.
|
2
|
2
|
10
|
14
|
средний
|
|
6.
|
Маша К.
|
3
|
2
|
8
|
13
|
средний
|
|
7.
|
Миша П.
|
2
|
2
|
9
|
13
|
средний
|
|
8.
|
Семен С.
|
3
|
2
|
12
|
18
|
высокий
|
|
9.
|
Настя К.
|
2
|
2
|
8
|
12
|
средний
|
|
10.
|
Лена С.
|
3
|
2
|
14
|
19
|
высокий
|
|
|
Из таблицы 11 видно, что уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы значительно повысился:
высокий уровень показало 3 детей;
средний уровень - 7 детей.
Для выявления значимости и достоверности полученных результатов необходимо провести статистический анализ данных.
Выявить различия между выборками детей можно с помощью U-критерия Манна - Уитни. Он определяет, насколько велика зона совпадения между двумя рядами значений. Чем меньше значение U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.
Подсчет U - критерия Манна - Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента.
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 12.
Таблица 12 Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе
Контрольный этап эксперимента
|
Констатирующий этап эксперимента
|
|
Показатель уровня
|
Ранг
|
Показатель уровня
|
Ранг
|
|
20 (18)
|
19
|
20 (20)
|
19
|
|
18 (17)
|
17
|
20 (19)
|
19
|
|
14 (14)
|
14,5
|
16 (16)
|
16
|
|
13 (11)
|
12
|
14 (15)
|
14,5
|
|
12 (8)
|
9
|
13 (13)
|
12
|
|
11 (7)
|
6,5
|
13 (12)
|
12
|
|
11 (6)
|
6,5
|
12 (10)
|
9
|
|
10 (4)
|
4,5
|
12 (9)
|
9
|
|
9 (3)
|
3
|
10 (5)
|
4,5
|
|
8 (1)
|
1,5
|
8 (2)
|
1,5
|
|
?
|
93,5
|
?
|
116,5
|
|
|
Общая сумма рангов: 76 + 134 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
? (R) = N ? (N + 1) / 2, где
N - общее количество ранжируемых наблюдений;
R - общая сумма рангов.
? (R) = 20 ? (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ? n) + n ?(n + 1) / 2 - T, где
n - количество испытуемых в каждой выборке;
T - большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ?10) + 10? (10 + 1) / 2 - 116,5 = 38,5
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р ? 0,05) U кр. = 19 (р ? 0,01)
U эмп. = 38,5 , поэтому можно говорить о том, что уровень развития связной монологической речи детей на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп.> U кр.
Подсчет U - критерия Манна - Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента
Наша задача, как и в случае с детьми контрольной группы, определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 13.
Таблица 13 Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе
Контрольный этап эксперимента
|
Констатирующий этап эксперимента
|
|
Показатель уровня
|
Ранг
|
Показатель уровня
|
Ранг
|
|
20 (19)
|
19,5
|
20 (20)
|
19,5
|
|
17 (16)
|
16
|
19 (18)
|
18
|
|
12 (9)
|
8,5
|
18 (17)
|
17
|
|
12 (8)
|
8,5
|
14 (15)
|
14,5
|
|
12 (7)
|
8,5
|
14 (14)
|
14,5
|
|
10 (5)
|
5
|
13 (13)
|
12
|
|
9 (4)
|
3,5
|
13 (12)
|
12
|
|
9 (3)
|
3,5
|
13 (11)
|
12
|
|
8 (2)
|
1,5
|
12 (10)
|
8,5
|
|
8 (1)
|
1,5
|
11 (6)
|
6
|
|
?
|
76
|
?
|
134
|
|
|
Общая сумма рангов: 76 + 134 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
? (R) = N ? (N + 1) / 2, где
N - общее количество ранжируемых наблюдений;
R - общая сумма рангов.
? (R) = 20 ? (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ? n) + n ?(n + 1) / 2 - T, где
n - количество испытуемых в каждой выборке;
T - большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ?10) + 10? (10 + 1) / 2 - 134 = 21
Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р ? 0,05) U кр. = 19 (р ? 0,01)
Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень развития детей на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе.
Статистическая обработка результатов эксперимента позволяет сделать вывод:
. уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы на контрольном этапе не превышает уровня на констатирующем этапе;
. уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы на контрольном этапе превышает уровень на констатирующем.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста целесообразно развивать при помощи сказки.
Повторная диагностика детей позволила сделать вывод о том, что уровень развития словесно-логического мышления повысился и в контрольной, и в экспериментально группе. Но статистическая обработка результатов эксперимента показала, что уровень развития детей контрольной группы на контрольном этапе не отличается от уровня на констатирующем этапе.
Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы на контрольном этапе статистически выше, чем на констатирующем.
Заключение
Владение связной монологической речью - высшее достижение воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Ознакомление детей с литературой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.
Данная работа является попыткой разработать и оптимизировать процесс овладения ребенком словесно-логическим мышлением при помощи сказки.
Проведенный эксперимент позволяет утверждать, что сказка благоприятно влияет на развитие словесно-логического мышления старших дошкольников. Разработанные и проведенные занятия подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что сказка является эффективным средством развития словесно-логического мышления.
Проведенное исследование показало, что чтение, проведение бесед, пересказывание и сочинение сказок незаменимы при условии, что они содействуют повышению не только речевой, но и познавательной, и художественной деятельности детей.
По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Воспитание средствами сказки представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели - всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.
Список литературы
1. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу. //Дошкольное воспитание. - 1996. - №5. - С.79-84.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для пед. Училищ. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000. - 176с.
4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987. - 160с.
5. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008с.
6. Гольцер С.В. Методическое пособие по детской литературе. Ч.1.: Истоки детской литературы. - Екатеринбург: Издательство Т.И.Возяковой, 2004. - 72с.
7. Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. - 144с.
8. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании дошкольника. - М.: Педагогика, 1972. - 150с.
9. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.
10. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 2001. - №8. - С.34-41.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.
12. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - С. 358 - 369.
13. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416с.
14. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - С. 223 - 226.
15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982. - 160с.
16. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
17. Нам весело. / Сост. Ф.М.Орлова, Е.Н.Соковнина. - М.: Просвещение, 1973. - 207с.
18. Недоспасова В.А. Растем играя. - М.: Просвещение, 2002. - 96с.
19. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Т.1. - 576с.
20. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Проспект, 2005. - 304с.
21. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 1998. - 512с.
22. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - С. 319 - 331.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488с.
24. Сказка как источник творчества детей. / Научный руководитель Ю.А.Лебедева. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 288с.
25. Смирнова Е.А., Ушакова О.С. Использование серии сюжетных картин в развитии связной речи дошкольников.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - С. 434 - 439.
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 672с.
27. Токмакова И. Поиграйте с ребятами в сказку! // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5. - С.111-123.
28. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 56с.
29. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 287с.
Страницы: 1, 2, 3
|