бесплатные рефераты

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте

Из всего вышеизложенного следует, что одаренность не сводится лишь к высоким количественным показателям умственного развития, а понимается как сплав компонентов, вза-имосвязанных между собой: личностных качеств и отдельных способностей, интеллектуального развития и креативности.

Таким образом:

1.Представления об одаренности, как о врожденном и сугубо интеллектуальном явлении, сменилось новыми те-оретическими концепциями.

2.Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одарен-ности.

3.Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, ее самовыражение, самореализация.

4. Одаренность вовлекает целостную личность человека; его интересы, мотивы, чувства, волевые проявления и другие стороны личности.

5. Творческий потенциал личности является основой одаренности. При этом он не реализуется автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения.

1.2.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ

Психология начала свое существование в качестве экспериментальной науки во второй половине XIX века, в лабораториях В. Вундта, Э. Титченера, Г.Ге льмгольца, Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Эббингауза и др. «патриархов», которые исследовали преимущественно отдельные «акты сознания» - познавательные психические процессы. Эксперименты этих ученых позволили впервые установить законосообразность функционирования психики и выделить особую форму причинности - психическую, не сводимую к физической или биологической детерминации явлений душевной жизни. Предметом исследования стали ощущение и восприятие, внимание, память, а позднее воображение и мышление, которые являются основой любой творческой деятельности.[36]

Как известно творческие способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству творческие способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д. Невозможно в данной работе охватить все познавательные психические процессы, поэтому остановимся на двух интересующих нас это внимание и воображение. Основное направление деятельности школы искусства связано с развитием художественной сферы ребёнка. Поэтому указанные психические процессы мы будем рассматривать в художественной деятельности детей. Так, как именно эти психические процессы играют огромную роль в формирование художественно - творческих знаний умений и навыков.

Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. Как отмечал Э. Гуссерль (1859-1938), [38] «всякое сознание «интенционально», т.е. является «сознанием о... » чем-либо». В обыденном языке эта направленность сознания на матери-альный или идеальный объект передается с помощью оборотов: я думаю о (чем-то), я хочу (чего-то) и т.д. В психологии избирательный, направлен-ный характер психической активности связывается с особым свойством пси-хики -- вниманием.

Внимание - это направленность психики сознания на опреде-ленные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Другой вариант определения: сосредото-чение сознания на отдельных (личностно или ситуативно значимых) аспектах действительности.[39]

Первоначально проблемы изучения внимания входили в круг более обширного философского понятия апперцепции, разработка которого была начата Лейбницем и Кантом. В общих чертах, понятие «апперцепция» выражает зависимость восприятия действительности от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей. В. Вундт, [37] видевший в апперцепции универсальный объяснительный принцип, трактовал внимание как процесс, обеспечивающий четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта (так наз. «творческий синтез»). Т. Рибо связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов (моторная теория внимания). Русский психолог конца XIX столетия Н.Н. Ланге соотносил внимание с волевыми процессами личности и разработал теорию «волевого внимания». В рефлексологии функция внимания связывалась, а нередко и отождествлялась с ориентировочным рефлексом (шире -- с ориентировочно-исследовательской деятельно-стью). Д.Н. Узнадзе определял внимание как акт объективации, посредством которого в случае затруднений или сбоя текущей деятельности слабое звено импульсивного поведения переводится в сознание, становясь предметом познавательной активности субъекта. Н.Ф. Добрынин, определяя внимание, акцентировал аспект психологической «значимости»: внимание -- это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющим для индивида устойчивую или ситуативную значимость. При таком понимании выявляется связь процессов внимания с эмоциями, потребностями и интересами личности, со всей сферой ее направленности.[40]

Значительный вклад в современное понимание природы внимания был внесен представителями когнитивной психологии. В рамках этого направления внимание трактовалось как сложный, иерархически организованный и многоуровневый процесс отбора (фильтрации) текущей информации (модель множественной селекции М. Эрдели), как умственное усилие, обеспечивающее оптимальное распределение интрапсихических ресурсов (Д. Канеман), как перцептивное действие (У. Найссер). У. Найссер ввел в психологию понятие «предвнимание» и выделил два этапа процесса переработки сенсорной информации: на первом этапе происходит пассивная предвнимательная переработка без активного включения сознания; на втором -- внимательная или фокальная, обеспечивающая активное конструирование образа. В большинстве современных психологических теорий внимания подчеркивается взаимосвязь этой психической функции с актуальными задачами выполняемой субъектом деятельности. Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.), не имеет своего специфического содержания.

Согласно данным психофизиологии, селективность направленность сознания, в которой и заключается сущность внимания, возможна, прежде всего, на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Активное избирательное внимание осуществляется в состоянии повышенного, настороженного бодрствования, тогда как отвлекаемость и трудности сосредоточения возникают, как на фоне пассивного или диффузного бодрствования, так и на фоне чрезмерного бодрствования эмоционального возбуждения, тревоги, беспокойства. [41]

Таким образом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от пассивного к активному бодрствованию и связанная с возбуждением особой подкорковой структу-ры мозга - ретикулярной формации активизация этого образования, в свою очередь, приводит к повышению тонуса коры головного мозга.

В то же время, избирательность внимания находит объяснение в свете представления о ведущей роли коры больших полушарий и открытого И.П. Павловым закона индукции нервных процессов. Согласно этому за-кону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головно-го мозга, вызывают торможение в других ее областях. И, наоборот, тормо-жение в одной части коры влечет за собой повышение возбуждения в дру-гих. Так что в каждый момент времени в коре головного мозга может быть обнаружен определенный «очаг повышенной возбудимости», который И.П. Павлов сравнивал со «светлым пятном», окруженным более или менее зна-чительной тенью. Психологический смысл закона индукции выражается, в частности, в том, что концентрация внимания на каком-либо объекте или ас-пекте деятельности требует торможения побочной, конкурирующей активно-сти и игнорирования внешних воздействий, несоответствующих актуальным потребностям и задачам субъекта. Экспериментально доказано наличие тормозящих влияний коры на ретикулярную формацию, обеспечивающих ее избирательную активацию.[41]

Для прояснения физиологической природы внимания также имеет боль-шое значение принцип доминанты, выдвинутый А.А.Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, который как бы притягивает к себе все нервные импульсы, поступающие в это время в мозг, за счет чего усиливается его «господство». Основой возникновения такого очага является не только интенсивность действующего раздражителя, но и внутреннее состояние всей нервной системы, обусловленное предшествующим опытом, наличием в коре головного мозга уже проторенных путей, закрепленных связей и сложившихся нейронных ансамблей, определенной совокупностью доминирующих возбуждений и торможений. Психологически доминанта проявляется в избирательном внимании к одним раздражителям при отвлечении от других.

Эксперименты с рассеченными полушариями мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела и подчиняются общим законам межполушарной функциональной асимметрии мозга. Иными словами, каждое из полушарий выполняет специфическую функцию в организации внимания. При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, правое -- поддержку общего уровня настороженности, а посредством их интеграции достигается целостность процесса.

Внимание также в значительной мере определяется индивидуально-ти-пологическими особенностями личности, связанными с типом нервной системы и темперамента. Внимание выполняет ряд специфических функций, среди которых:

1) отбор значимых, релевантных или соответствующих потребностям и целям деятельности, внешних раздражителей, который осуществляется в несколько этапов, как по физическим, так и по семантическим при-знакам;

2) игнорирование несущественных воздействий среды и торможение побочной, отвлекающей активности;

3) поддержание определенного уровня активации до момента окон-чания деятельности;

4) регуляция и контроль осуществляемой субъектом деятельности.

В отечественной психологии разработана теория внимания как функ-ции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Следуя такому представлению, П.Я. Гальперин ус-матривал в акте внимания свернутое автоматизированное умственное действие контроля.

Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следующие свойства:

· активность (степень включенности сознания и воли субъек-та в процесс внимания),

· концентрация (степень сосредоточения на объекте),

· устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени),

· переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой),

· объем,

· распределение (на несколько объектов одновременно).

Первые эксперименты по изучению свойств внимания были проведены уже во второй половине XIX века. Так в 1887 году французский психолог Ф. Полан впервые зафиксировал такой феномен, как распределение внимания: он декламировал знакомое стихотворение, одновременно записывая другие стихи или производя простое умножение чисел, причем ни одна из операций не замедлялась.[38] Позднее в 1895 году французским психологом Б.Бурдоном был предложен корректурный тест, суть которого состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков и предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.

Титченер предлагал изучать концентрацию внимания на фоне посте-пенно усиливающихся побочных (отвлекающих) воздействий. Он считал, что концентрация будет тем выше, чем интенсивнее окажется раздражитель, который первым отвлечет на себя внимание испытуемого[41].

Переключение внимание, как показывают данные психофизиологических экспериментов, тесно связано с такими свойствами нервной системы, как подвижность инертность.

Объем внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличается от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно принимается равным 3-5 (редко 6) объектам у взрослого человека и от 2 до 4 - у младших школьников.

Классификации видов внимания. К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания.

1. Непроизвольное или непреднамеренное внимание, генетически исходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; обуславливается особенностями объекта -- силой воздействия, новизной и пр.

2. Произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловлен-ное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специ-фически человеческую форму внимания; неразрывно связано с речью и социальным опытом личности.

3. Послепроизвольное внимание, опосредованное сознательными целя-ми и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; эта разновид-ность внимания связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятель-ности, и обеспечивает его высокую продуктивность. Н.Ф. Добрынин, предложивший данную градацию, предполагал наличие взаимопереходов между тремя указанными видами внимания.[37]

В зависимости от локализации объекта внимания различают внима-ние внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего ми-ра, и внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Переме-щение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие про-цессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, транс. Другой вариант классификации -- подразделение внимания на сен-сорное и интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей (например, зрительное и слуховое сенсорное внима-ние), тогда как второе сопровождает мыслительные и мнемические процес-сы и выделяет в качестве объектов воспоминания, идеи, мысли.

В истории психологии одна из наиболее ранних попыток классификации всего многообразия феноменов и проявлении внимания была предпринята У. Джемсом, который по разным критериям выделил три основные разновидности: [38]

1) чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное),

2) непосредственное (когда объект интересен сам по себе) и производное, опосредованное,

3) непроизвольное, или пассивное (не требующее усилий) и произволь-ное (активное), сопровождающееся сознательным усилием. Как видно, данная классификация содержит в себе зачатки всех последующих, более поздних и детальных, в силу чего она не утратила научной ценности и в наши дни.

В исследованиях внимания основной научной проблемой следует при-знать проблему объективного критерия, позволяющего устанавливать определенные границы изучения этой психической функции. Первоначально в психологии доминировал феноменологический критерий: вниманию соответствовала сфера ясного сознания (или «актуального сознания» в противоположность «фоновому»). Отличительным признаком при этом признавалась отчетливость и ясность того, что попадает в поле внимания. Позднее феноменологический критерий был дополнен критерием продуктивности (внимание повышает общую продуктивность деятельности) и мнемическим критери-ем (запоминается то, что входит в поле внимания), а объективность методов исследования внимания повышалась путем регистрации внешних (физиоло-гических и поведенческих) его проявлений.

Для диагностики внимания используется ряд методик: для определе-ния объема внимания предназначена тахистоскопическая методика В. Вундта, Д. Кеттела; для определения концентрации и устойчивости -- корректур-ный тест Б. Бурдона; для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.[39]

Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает сохранение личностно значимой информации, узнавание однажды воспринятых объектов и явлений действительности. Новые комбинации былых впечатлений, предвосхищение будущих событий, формирование образов целей и достижений, творческое порождение художественных образов в искусст-ве и «мыслеобразов» в научной работе -- все это возможно благодаря процессам воображения.

Воображение -- это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.[42]

В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления. Моделирование в воображении желаемого результата с необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных действий и операций.

Воображение входит в состав любой деятельности и является необходимым компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают в единстве с мышлением. Механизмы воображения актуализируются в условиях неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда имеющиеся данные задачи не полны и с тру-дом поддаются анализу.

В то же время, воображение может рассматриваться как самостоятельная разновидность психической активности -- имагинативная деятель-ность. Работа воображения выражается:

1) в построении образа цели конечного результата и средств предметной деятельности;

2) в формирова-нии программы поведения в условиях неопределенности проблемной ситуа-ции;

3) в создании образов на основе описания какого-либо объекта или ситуации;

4) в продуцировании образов, которые не программируют, а за-мещают деятельность.

В случае замещения внешних практических действий, воображение принимает форму особой внутренней деятельности, примером которой служит мечтание - создание образов желаемого будущего. Продукты этой деятельности в рационалистической традиции оцениваются преимущественно негативно, как иллюзорные и уводящие от актуальных проблемных ситуаций; однако они имеют значительную психологическую ценность. Так, образы достижений выступают в качестве мотивирующих факторов, способствующих успешному освоению профессии, новых социальных ролей и форм деятельности. Мечта -- это не только фикция, но и необходимое условие преобразования действительности.

Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимуще-ственно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодей-ствие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполне-нии определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое -- делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения.

Существенным представляется вопрос о психологических источниках и факторах имагинативной активности. Определяя воображение как особую психическую реальность, Л.С. Выготский [10] утверждал, что отдельные элемен-ты наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их объединения в фантастические ансамбли образов определя-ются ходом наших внутренних переживаний, прежде всего, неотреагирован-ных эмоций и неудовлетворенных влечений. Иллюзия самопроизвольности и беспричинности в работе воображения возникает в силу того, «что причины, обуславливающие эту работу, лежат глубоко внутри человека и часто оста-ются не обнаруженными для сознания». Каким бы фантастическим не каза-лось нам смысловое содержание представления или вымышленного образа, связанная с ним эмоция всегда реальна, так как имеет отношение к дейст-венным факторам нашей внутренней жизни, к ее, преимущественно неосоз-наваемой, динамике. В этом пункте взгляды Л.С. Выготского максимально сходятся с основополагающими постулатами глубинной психологии.[44]

К.Г. Юнг полагал, что продукция воображения имеет символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосред-ственного самонаблюдения и рационального мышления. С помощью вооб-ражения бессознательное («душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным сознанием) на сложном и «темном» язы-ке символов.[46]

Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую деятельность: «Душа рождает символ, также как почва -- цветок». В то же время, он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по своей сути и разворачивается как внутренний диа-лог сознания и бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутри личностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний бессознательного.

Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с деятельно-стью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Вооб-ражение связано с эмоциональной сферой двояко. Согласно закону двой-ного выражения эмоций, с одной стороны, эмоции разрешаются в во-ображаемых ситуациях, т.е. воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование -- это способ минимизировать внутрен-нее интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффек-тивные процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации, причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и имагинативных техниках психотерапии).[45]

Основное назначение воображения Л.С. Выготский [9] усматривал в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения:

1) познавательную;

2) эмоциональ-ную;

3) воспитательную или формирующую.

Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять, и таким способом, делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллек-тивного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы вооб-ражения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспе-чивающие не доступные для чувственного познания сведенья о мире.

Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечи-вает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, ко-торые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для на-ших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле, как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функци-ей связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осу-ществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятель-ности, как искусство.

Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем психологи-ческое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельно-стью связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в действии, а фантазия -- заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной имагинативной активности -- это «организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, по-ступкам и решениям. Наряду с перечисленными необходимо выделить также антиципирующую функцию: как уже отмечалось, человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих дейст-вий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный результат осуществляемой деятельности.

В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобаль-ных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззре-ния. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».

Эффективное использование имагинативных техник (в частности, тех-ник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаготерапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организ-ма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, ми-нимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуля-ции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (снижен-ной) мотивации.

В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:

1) воображение репродуктивное (воссоздающее);

2) воображение продуктивное (творческое);

3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).

Воссоздающее воображение выражается в построении образа объек-та или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный мате-риал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изна-чально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной но-визной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впе-чатлений из его прошлого опыта.

Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию. [49]

Диссоциация -- это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.

Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется различными способами. Наиболее специфичные среди них:

· агглютинация -- элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);

· гиперболизация -- увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);

· заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);

· схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;

· типизация -- выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.

Специфическую разновидность представляет антиципирующее (предвосхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении каузальных (причинно-следственных) связей между актуальными событиями и их вероятными ис-ходами. Само слово «предвиденье» обозначает способность «увидеть» мыс-ленным взором то, что еще не совершилось, что только предстоит. Ф. Лерш [46] полагал, что реализация этой «прометеевской» функции воображения непо-средственно зависит от жизненной перспективы: чем моложе человек, тем в большей степени его воображение ориентировано на будущие события, то-гда как люди преклонного возраста скорее склонны мысленно возвращаться к событиям своего прошлого.

Длительное время считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход -- воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абст-рактных элементов.

Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в ра-циональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилей. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристоте-левской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободно-му перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения об инерциальном движении. В данном пункте научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллю-зий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не слу-чайно выдающийся физик Э. Резерфорд усматривал предпосылки прогрес-са научного знания в соединении фантазии и эксперимента.

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Творческие способности, с одной стороны, одаренность и талант, гениальность с другой, выделяются как бы по разным основаниям, но вместе с тем все они проявляются в успешности деятельности. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. Творческие способности являются результатом развития задатков. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Любой человек, который использует ори-гинальные способы решения любых жизненных задач, -- это тип творческой лично-сти. Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность обеспечива-ет продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокуп-ность черт, способствует поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. Творческие способности, отличают одного человека от другого. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не со-гласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и мораль-ные предписания группы.

2. Внимание -- это свойство психики человека, без него не возможна работа памяти, мышления. Внимание можно определить как психофизиологический про-цесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредото-ченности на сравнительно узком участке внешней или внут-ренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психиче-ские и физические силы человека в течение определенного пе-риода времени. Внимание -- это процесс сознательного или бес-сознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание бывает произвольное, непроизвольное и послепроизвольным. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, рас-пределением и объемом. Во внимании проявляется отно-шение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Наблюдательность одна из составляющих внимания, она важна не только для эффективности общения. Она не менее значима для творческой и на-учной работы. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет мно-го различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологиче-ские процессы, способствует организованному и целенаправлен-ному отбору поступающей в организм информации в соответст-вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избиратель-ную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. В системе межчелове-ческих отношений внимание способствует лучшему взаимопо-ниманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

3. Воображение входит в состав любой деятельности и является необходимым компонентом творчества. Воображение -- это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений. Воображение позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления. В формирования образов воображения необходимо системное взаимодей-ствие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполне-нии определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, левое -- делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения. В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:

1) воображение репродуктивное (воссоздающее);

2) воображение продуктивное (творческое);

3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной но-визной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впе-чатлений из его прошлого опыта. Длительное время считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход -- воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абст-рактных элементов.

2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ.

2.1. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основными методами экспериментально-психологического исследования являлись: метод психометрического тестирования, методы статического анализа: t- критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа.

Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставляемые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств.

В исследовании использовались следующие методики (подробное описание методик приведено в Приложении №1)

1. МОДИФИЦИРОВАННЫЕ КРЕАТИВНЫЕ ТЕСТЫ ВИЛЬЯМСА (Практикум по психодиагностики Е.Е.Туник Санкт-Петербург издательство «РЕЧЬ» 2003г.) САР -- это набор тестов, состоящих из двух методик для де-тей:

· Теста дивергентного (творческого) мышления;

· Теста твор-ческих личностных характеристик.

Указанные методики могут быть использованы для идентификации и оценки наиболее важных факторов, связанных с творческими способностями, которые обнаруживаются в какой-то степени у всех детей.

САР был разработан первоначально для отбора одаренных и талантливых детей в школы, работавшие по федеральным, госу-дарственным и местным программам развития творческих спо-собностей. В настоящее время САР доступен для измерения твор-ческого потенциала всех детей. Эти методики могут быть исполь-зованы учителями, заинтересованными в выявлении и развитии различных способностей детей, а не только в традиционной оцен-ке академических достижений и тестировании интеллекта.

Методики предназначены для школьников в возрасте от 8 до 17 лет Тест дивергентного мышления направлен на диагностику ком-бинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально - перцептивных показателей. Данные оценива-ются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: бег-лость, гибкость, оригинальность и разработанность, полученных в результате факторного анализа, при исследовании интеллекта Гил-фордом (структура интеллекта, известная как 5О1). Эти факторы яв-ляются когнитивными по своей природе и классифицируются по 5О1 как дивергентные трансформации фигур (образов) (ОРТ). Так-же можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности, которую можно классифицировать по 5О1 как ди-вергентные семантические трансформации. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной дея-тельности правого и левого полушарий мозга.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ