бесплатные рефераты

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте

ест творческих характеристик личности -- это опросник, со-стоящий из 50 пунктов, помогающих выяснить, насколько любо-знательными, наделенными воображением, умеющими разбирать-ся в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Ре-зультаты представлены в виде общего сырого балла и четырех отдельных оценок по любознательности, воображению, сложности и способности рисковать. Эти факторы являются индивидно-личностными по природе и соответствуют чередованию левополушарного вербального анализа с правополушарными процессами, что классифицируется по 5О1 как дивергентные семантические систе-мы (ОЗУ). Следовательно, обе тестовых методики удовлетворяют критериям, требующим или попеременной работы полушарий, или их интеграции в обработке информации посредством синтеза.

Время, отведенное на выпол-нение Теста дивергентного мышления, ограничено, чтобы можно было сравнивать результаты ребенка с нормативами -- 25 минут для детей старших групп детского сада и младших классов школы и 20 минут для старших классов школы (начиная с 5 класса).

Время заполнения опросника творческих характеристик лич-ности составляет от 20 до 30 минут в зависимости от возрастного уровня той выборки детей, в которой он проводится.

В настоящее время, применяя эти тесты, мы получаем воз-можность оценить всю совокупность разнообразных познаватель-ных и личностных качеств ребенка, на основе комплекс-ного подхода оценить творческие способности и умения детей. Использование этих тестов позволяет рассмотреть другие гра-ни способностей детей и установить их соотношение со стандарт-ными измерениями, применявшимися в прошлом. Благодаря та-кому диагностированию и оценке разнообразных способностей становится более реальным развитие целостного и разносторонне-го человека.

САР делает доступной объективную оценку большинства ис-следуемых факторов, относящихся к творческим способностям человека, по Модели Вильямса. Этот набор тестов предназначен для эффективного, практич-ного и экономичного метода оценки четырех когнитивно-дивер-гентных и четырех личностно-дивергентных факторов этой мо-дели.

2. Тест «Запомни и расставь точки», измеряющий объем внимания (Тестирование детей. Автор-составитель Богомолов В., Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003).

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель - июль 2007 года.

Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в возрасте 8-12 лет, 40 человек в возрасте 13-16лет.

Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в школьных кабинетах. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.

Исследования проводилось в несколько этапов:

· Первый этап: тестирование испытуемых по тесту дивергентного (творческого) мышления; (Приложение №1)

· Второй этап: тестирование испытуемых по опроснику творческих характеристик личности; (Приложение №2)

· Третий этап: тестирование испытуемых по методике «Запомни и расставь точки» (Приложение№3)

· Четвертый этап: количественный и качественный анализ полученных данных, включал в себя, в том числе:

1. обработку данных по t-Стьюдента для выявления достоверности различий между двумя группами учащихся,

2. корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи между творческими способностями и познавательными процессами личности.

Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось по коэффициенту ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный - прирост, а положительный - убывание значения показателя в исследуемой группе детей.

Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги.

При составлении сводной таблицы результатов тестирования нами был применен для удобства статистической обработки следующий метод: данные по месту обучения были оценены по баллам.

Образование:

- в общеобразовательной школе - 0 баллов;

- в Детской школе искусств - 1 балл.

Здесь и далее знак "*" обозначает 5%-ый уровень статистической значимости, а знак "**" - 1%-ый.

2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

В обследовании принимали участие дети в возрасте от 8 до 16 лет, проживающие в г. Воркута. Обследование проводилось в 2007 учебном году в МОУ ДОД «Детская школа искусства» и в МОУ «СОШ №5». Обследование прошли 60 человек, обучающиеся в детской школе искусства и 60 учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе. Контрольная группа была представлена учащимися МОУ «СОШ №5» в количестве 60 человек и экспериментальной группой учащихся МОУ ДОД «ДШИ» в количестве 60 человек. Объединенная выборка составляет 120 детей.

В нашем исследовании мы провели возрастные разграничения, 8-12 лет (N- 80 чел) и 13-16 лет (N-40 чел.) в результате были получены нормативные данные для следующих возра-стных групп;

· 8-12 лет,

· 13-16лет

а также для двух объединенных выборок;

· 8-16 лет.

Данные для объединенной выборки от 8-16, 8-12, лет были приведены для сравнения контрольной группы (детей, которые не посещают дополнительные образовательные учреждения), с экспериментальной группой, а также сравнивались показатели внутри каждой группы.

Для сравнения приведена оценочная нормативная таблица № 1, с помощью которой можно сравнивать данные ребенка и пост-роить структурный профиль его творческих показателей.

Оценочная нормативная таблица 1. Сравнивая данные ребенка с данными таблицы можно пост-роить структурный профиль его творческих показателей.

Оцениваемые

показатели

Диапазон взвешенных сырых баллов

Стандартное отклонение ниже

среднего

Среднее

Стандартное отклонение

выше среднего

1,0

0,5

0

0,5

1,0

1,5

2,0

Творческое мышление

Суммарный балл

60-69

70-79

80-89

90-99

100-110

1П-120

121 +

Беглость

7

8-10

П

12

Гибкость

4

5

6-7

8

9

10

11

Оригинальность

16-18

19-21

22-25

26-27

28-30

31-32

33+

Разработанность

7-9

10-13

14-17

18-21

22-25

26-30

31 +

Название

17-19

20-22

23-25

26-28

29-31

32-33

34+

Творческие черты личности

Суммарный балл

44-50

51-58

59-65

66-72

73-80

81-88

89+

Любознательность

10-12

13-14

15-17

18-19

20-21

22-23

24

Воображение

12

13-14

15-17

18-19

20-21

22

23

Сложность

8-10

11-12

13-15

16-18

19-20

22

22+

Рискованность

9-11

12-13

14-15

16-18

19-20

21-22

23

Сводная таблица №2 представлены показатели для всех факторов теста «Творческого мышления», теста «Творческих характеристик личности» САР и теста на «Объём внимания» между сравниваемыми группами.

· Возраст 8-16 лет.

· «1»-Детская школа искусств;

· «0»-Средне образовательная школа.

· Таблица 2

Оцениваемые показатели

 

N

Среднее арифметическое

Стандартное отклонение

t-критерий Стьюдента

Уровень достоверности критерия

Разница между средними (М) сравниваемых

групп

Беглость

0

60

11,3

1,0

-2,0

0,043

-0,3

 

1

60

11,7

0,7

 

 

 

Гибкость

0

60

7,73

1,9

-1,7

0,087

-0,5

 

1

60

8,2

1,3

 

 

Оригинальность

0

60

23,2

5,0

-3,9

0

-3,3

 

1

60

26,5

3,9

 

 

 

Разработанность

0

60

5,7

4,4

-11,3

0

-9,4

 

1

60

15,1

4,6

 

 

 

Название

0

60

15,0

4,5

-1,8

0,074

-1,4

 

1

60

16,5

4,2

 

 

 

СУММА

0

60

62,5

10,8

-8,0

0

-15,4

 

1

60

77,9

10,1

 

 

 

Любознательность

0

60

18,7

2,8

-2,9

0,004

-1,3

 

1

60

20,0

2,1

 

 

 

Воображение

0

60

16,2

2,7

-10,5

0

-5,0

 

1

60

21,3

2,5

 

 

 

Сложность

0

60

20,3

3,0

3,9

0

1,8

 

1

60

18,4

2,0

 

 

 

Разработанность

0

60

19,3

2,5

1,9

0,051

1,1

 

1

60

18,2

3,6

 

 

Сумма

0

60

74,4

7,6

-2,6

0,009

-3,6

 

1

60

78,0

7,4

 

 

 

Объём внимания

0

60

7,2

1,6

-7,5

0

-1,9

 

1

60

9,2

1,1

 

 

 

Проанализируем возрастные изменения всех факторов теста «Творческого мышления», теста «Творческих характеристик личности» САР и теста на «Объём внимания» между сравниваемыми группами (см. таблицу 2,3,4 и диаграммы к этим тестам). Достоверность различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента.

В результате анализа мы пришли к следующим выводам: что по факторам Беглость и Гибкость, Оригинальность, Название наблюдается незначительное различие между сравниваемыми группами, у учащихся «ДШИ» наблюдается незначительный рост по указанным факторам; по фактору Разработанность наблюдается существенное различие между сравниваемыми группами. Это свидетельствует о том, что с увеличением возраста увели-чивается асимметричность и сложность рисунков детей, что свя-зано с уровнем креативности.

У детей, обучающиеся в школе искусства, суммарный показатель творческого мышления весьма значителен. Эти дети несколько превосходят учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе по количеству рисунков, их разнообразию и по использованию различных частей предоставленного для рисунков пространства, по асимметрии рисунка и творческому использованию языка - вербального средства для отображения сути образного здания.

Сравнительный анализ по возрастным показателям в самой группе показал, что по фактору Беглость с возрастом в обеих группах наблюдается незначительное падение показателей. Предположительно, с возрастом произвольный компонент сознания усиливается, что и обеспечивает меньшую продуктивность деятельности группы по данному показателю.

Данные по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность: у учащихся школы искусства с увеличением возраста детей (от 8 до 16 лет), наблюдается некоторый рост показателей.

У учащихся общеобразовательной школы показатели по фактору Беглость, Гибкость и Оригинальность, Разработанность имеют приблизительно один и тот же уровень, что свидетельствует о том, что нет значительных возрастных изменений по количеству идей, разнообразию кате-горий и изображению рисунка в разных местах внутри заданного пространства, т. е. нет прироста по этим показателям с возрастом.

Эти данные, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными, хорошо согласуются с данными, полученными с помощью образ-ной батареи тестов Творческого мышления Торренса [7], где на-блюдается аналогичная закономерность - показатели по факторам образного творческого мышления имеют приблизительно одина-ковые уровневые характеристики в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет (нет их роста с ростом возраста).

По Разработанности у учащихся школы искусства, с увеличением возраста увеличивается среднее значение по этому фактору (t-критерий Стьюдента, раз-личия достоверны на 0,01 уровне значимости).

По Названию: средний сырой балл в двух группах увеличивается с увеличени-ем возраста, что может свидетельствовать о развитии с возрастом вербального компонента, о развитии речи, увеличении словарно-го запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с по-мощью слов (различия статистически значимы на уровне 0,01).

По общему суммарному показателю творческого мышления также наблюдается рост с возрастом (различия статистически значимы): отмечается увеличение суммарного показателя при изменении возраста (данное увеличение проис-ходит за счет разработанности-асимметрии и названия).

В таблице 2 представлены средние значения для различных факторов творческого мышления, стандарт-ные отклонения, уровень достоверности критерия и разница между среднеарифметическим значением сравниваемых групп для объединенной выборки де-тей 8-16 лет. Средние значения для обеих групп, объеди-ненных разновозрастных выборок изображены также в таблицах 3,4. Достоверность различий анализировалась с помощью t-кри-терия Стьюдента для независимых выборок.

Данные исследования показали наличие более высоких ре-зультатов у учащихся школы искусства по факторам Беглость (0,01 уровень значимости), Гиб-кость (0,05 уровень значимости), Оригинальность (0,01 уровень значимости), Разработанность (0,05 уровень значимости). В целом по тесту творческого мышления общий суммарный показатель учащихся «ДШИ» соответствует норме. Общий суммарный показатель учащихся общеобразовательной школы находится ниже нормы. Это подтверждается в представленных диаграммах для каждой возрастной группы и показателями внутри каждой группы.

Сравнивая данные по тесту личностных характеристик, можно отметить следующее:

· у детей обучающиеся в школе искусства по факторам Любознательность, Воображение и суммарный балл средние (М) показатели выше, за ис-ключением фактора Сложность, где показатели у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).

· По фактору Склонность к риску показатели примерно равны.

Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом различных ви-дов погрешностей можно предположить, что различия не столь су-щественны по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные двух сравниваемых групп детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети, обучающие в «ДШИ» выше оценива-ют свои творческие личностные характеристики, чем дети из общеобразовательной школы.

По фактору Сложность показатели детей «СОШ№5» выше показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко всему), что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе из неблагополучных или неполных семей.

Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений детей в данной выборке.

На последнем этапе мы проанализировали возрастные изменения познавательных процессов личности. В данном случае мы берем два показателя: это воображение и внимание. Нам необходимо было выяснить, влияют ли творческие способности на развитие познавательных процессов личности. В данном случае мы рассматривали два показателя познавательных процесса внимание и воображение, как наиболее «востребованные» как в процессе творческой деятельности, так и в процессе деятельности учебной.

Рассматривая полученные данные, можно отметить, что у учащихся «ДШИ» во всех трех выборках по возрастам показатели выше, чем у учащихся «СОШ №5».

На следующем этапе мы сравнивали показатели внутри каждой группы между собой, чтобы определить, наблюдается ли с возрастом рост этих показателей.

Результаты исследования показали, что у учащихся «ДШИ» с возрастом показатели незначительно, но выросли, у учащихся «СОШ №5» с возрастом показатели стали незначительно ниже.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что при развитии творческих способностей наблюдается рост показателей ребенка в познавательной сфере, в данном случае мы рассмотрели внимание и воображение школьников.

Выводы экспериментальной части

Качественный и количественный анализ данных теста личностных характеристик, показал следующее:

· у детей обучающихся в школе искусства по факторам Любознательность, Воображение и суммарный балл средние (М) показатели выше, за ис-ключением фактора Сложность, где показатели у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).

· По фактору Склонность к риску показатели примерно равны.

Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом различных ви-дов погрешностей можно предположить, что различия не столь су-щественны по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные двух сравниваемых групп детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети, обучающие в «ДШИ» выше оценива-ют свои творческие личностные характеристики, чем дети из общеобразовательной школы.

По фактору Сложность показатели детей «СОШ№5» выше показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко всему), что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе из неблагополучных или неполных семей.

Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений детей в данной выборке.

Проанализировав возрастные изменения познавательных процессов личности мы выяснили влияют ли творческие способности на развитие познавательных процессов личности. В данном случае мы рассматривали два показателя познавательных процесса: внимание и воображение, как наиболее «востребованные» как в процессе творческой деятельности, так и в процессе учебной деятельности.

Рассматривая полученные данные, можно отметить, что у учащихся «ДШИ» во всех трех выборках по возрастам показатели выше, чем у учащихся «СОШ №5».

Сравнив показатели внутри каждой группы между собой, чтобы определить, наблюдается ли с возрастом рост этих показателей, выявили, что у учащихся «ДШИ» с возрастом показатели незначительно, но выросли, у учащихся «СОШ №5» с возрастом показатели стали незначительно ниже.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что при развитии творческих способностей наблюдается рост показателей ребенка в познавательной сфере.

Таким образом, анализ и сравнение полученных в ходе эксперимента данных подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, а именно, что у детей с высоким уровнем развития творческих способностей будет наблюдаться более высокий уровень возможностей в познавательной сфере (воображение и внимание) в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью настоящей работы являлось исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности.

Для достижения цели были выдвинуты и реализованы задачи: подобрана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература по проблеме зависимости уровня познавательных процессов от наличия творческих способностей детей; составлен теоретический обзор по данной теме; подобраны репрезентативные методики для исследования уровня творческих способностей, объема внимания и воображения; проведены исследования, относящиеся к творческим способностям человека, а также их влияние на познавательные процессы личности; провели обработку и анализ полученных результатов, сделаны выводы.

По результатам теоретического исследования была выдвинута гипотеза: у детей, обладающих высоким уровнем творческих способностей будет наблюдаться и больший уровень возможностей в развитии познавательных процессов (воображения и внимания) в сравнении с детьми с низким уровнем способностей.

Предметом исследования выступили: уровень творческих способностей, когнитивно - интеллектуальные творческие факторы (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления) и личностно-индивидуальные творческие факторы (способность пойти на риск, сложность /исследовать неизвестное - быть готовым/, любознательность, воображение) и их влияние на познавательные процессы личности (воображение, внимание).

Использовались методы: метод анализа, научной литературы, психодиагностическое обследование и методы сравнительного анализа. Были использованы следующие методики: набор креативных тестов Ф. Вильямса созданный на основе тестов Гилфорда и Торренса и адаптированный вариант опростника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности:

1. Тест дивергентного (творческого) мышления. Цель исследования когнитивно - индивидуальных способностей учащихся (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления).

2. Тест личностно-творческих характеристик (способность пойти на риск, сложность /исследовать неизвестное - быть готовым/, любознательность, воображение)

3. Методика «Запомни и расставь точки» (цель- исследование объема внимания)

Экспериментальная база: МОУ ДОТ «Детская школа искусств» г. Воркуты и МОУ «СОШ № 5». Возраст испытуемых 8-16 лет, учащиеся начального и среднего звена. Сроки проведения исследования апрель - июль 2007 года.

По итогам экспериментально - психологического исследования были сделаны выводы:

Уровень творческих способностей оказывает влияние на уровень развития познавательных процессов. У детей, обладающим высоким уровнем творческих способностей, наблюдается и больший уровень познавательных процессов в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.

Все задачи реализованы. Цель достигнута. Таким образом, выдвинутая гипотеза получила подтверждение: действительно, дети, имеющие высокий уровень творческих способностей также имеют высокие результаты по другим аспектам в познавательных процессах, нежели дети с более низким уровнем творческих способностей, в частности по показателям внимания и воображения. Таким образом, развивая творческий потенциал ребенка, его творческие способности, мы также развиваем и познавательные процессы личности.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т 1.

2. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. Л., 1968.

3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функцио--
нальной системы // Принципы системной организации функций.
М.: Наука, 1973. С. 10-21.

4. Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.

5. Библер В.С. Мышление как творчество. М.,1975.

6. Богомолов В.Тестирование детей. Ростов-на -дону «Феникс», 2003.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.

8. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-
во Моск. ун-та, 2002, 336 с.

9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,1991.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. -- Т. 3. -- М., 1983. (Овладение вниманием: с. 205--239.)

11. Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989. (психологическое описание творчества: 64--102.)

12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное фор-мирование внимания. -- М., 1974.

13. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.

14. Грановская Р. М. Психологический практикум М., 1998.

15. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 104-108.

16. Ермолаев О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. -- М., 1987. (Виды внимания: 30--37, 69--80.).

17. Занковский А. И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Просвещение, 1986.

19. Иевлев Б. В.Проблема способностей в советской психологии // Межвузов. сб. науч. тр. Л ЛГПИ, 1984. С. 44-48.

20. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. -- Минск, 1987. (психология представлений и проблемы творчества: 5--13.)

21. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. -- М., 1979.

22. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональ-ность. Опыт методологического анализа познавательной функ-ции воображения. -- М., 1989. (Психологический подход к вообра-жению. Перспектива и границы: 18--39. Воображение и игровая деятельность: 83--97. Чувственное отображение и воображение: 113--122. Воображение и мышление: 122--138.)

23. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа. 1990. №3. С. 33.

24. Лейтес Н. Возрастная одаренность // Семья и школа. 1990. №9. С. 31.

25. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М.: Просвещение,1960.

26. Лейтес Н.Судьба вундеркиндов // Семья и школа. 1990. №12. С. 27.

27. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

28. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 1978.

29. Лурия А.Р. Внимание и память. -- М., 1975.(Внимание: 4--41.).

30. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребен-ка: Пер. с англ. -- М.: Прогресс, 1987. -- 272 с.

31. Милославова И. А. Роль социальной адаптации в условиях современ-ной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл. -- Л., 1979. -- С. 132-136.

32. Мнацаканин Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., Просвещение 1991. С. 191.

33. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86-95.

34. Москаленко О.Л. Развитие познавательных способностей. Л., 1983.

35. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий - М.: Наука, 1976.

36. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос. 1998.

37. Никифорова О.И. Исследование по психологии художествен-ного творчества. -- М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)

38. Одаренные дети. Перевод с англ. / Под ред. Л. Бурменской, М. Слуцкого. М.,1991.

39. Психология. Учебник для экономических вузов / под редакцией

В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

40. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.

41. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. - Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. -- т. 1. -- М., 1989. (воображение: 344--360.)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ