15. Общение. Общая характеристика. Его виды и функции.
Общение-процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного теми или инымисредствами контакта между людьми так или иначе связанными друг с другом псих. отношениями.
Общение -- специфическая форма воздействия человека с други-ми людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуника-тивная сторона общения состоит в обмене информацией между людь-ми; интерактивная сторона -- в организации взаимодействия между людьми: например, нужно" согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; пер-цептивная сторона общения -- процессе восприятия друг друга партне-рами, по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык -- система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и пра-вила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, -- это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от куль-турных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать ин-формацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека всту-пить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представ-ляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конк-ретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говоряще-му не удается добиться ожидаемых результатов общения -- оно ока-жется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллек-том», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компе-тентностью», «коммуникабельностью».
Выделяют следующие виды общения:
1) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) -- набор выражений лица, жестов, стан-дартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает -- оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальней-ший интерес к нему и не скрывают этого.
3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседни-ка обходятся знанием его социальной роли.
4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, ха-рактера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно зат-ронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое обще-ние возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеж-дения, отношение.
6} Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пуска-ние пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредмет-ности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не опре-деляют характера коммуникаций.
Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности -«твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации -- «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации -- «не ври»; 4) принцип целесооб-разности -- «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выра-жай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливости», а другой -- на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения дол-жны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
Тактика общения -- реализация в конкретной ситуации коммуни-кативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения -- совокупность конкретных коммуника-тивных умений говорить и умений слушать.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ.:
1 .опосредованное-неполный псих. Контакт при помощи каких либо устройств(телефон,переписка).непосредованное-естественный псих. Контакт индивидов при наличии обратной связи,отличается глубиной и интимностю контакта.
2межлич.общение-знание индивидуальных свойств и качеств партнеров по общению,массовое общение- множественныеконтакты незнакомых друг с другом людей(очередь,транспорт).
З .дериктивное-один подчиняет другого(строгие родители,педагоги,начальник),манипулятивное-подчинение,контроль и управление, но происходит скрто,диологическое- партнеры равноправНы и равнозначны.
ФУНКЦИИ:
ГРИШИНА общение как развитие личности
1 .нормативная- усвоение норм и правил поведения,принятых в данном обществе.
2.позновательная-приобретение соц.опыта.
З.эмоциональная-вЫражение эмоций и чувств
4.актуализирующая-реализация своих индивидуальных особенностей и возможность самоутверждения. РОГОВ:
1 .прагматическая-реализация во взаимодействии общения.
2.формирующая-проявл. В процессеразвития и становления личности.
3.подтверждения-в ходе общения человек познает свои обязан ности.
4.организации и поддержка межличностных отношений.
5 .внутри личностное-общение с самим собой.
10.Я-концепцияи самосознание личности.
З ФОРМЫ:
I.Самопознание-пред. Собой анализ результатов собственной деятельности. Оно может быть представлено в виде сравнения-я и другие,я и я.
2.Самооценка-знание о собственной самостоятельности,оценка человеком самого себя(процедура ранжироваиня-Реан,методика лесенка,градусник). Виды самооценки:-адективная(оценивание своих собственных качеств),-неадективная(несоответствующая-как самооцепка завышенная-самоуверенность, высокомерие,нетерпимость,самовозвышение, заниженная-неуверенность в собственных силах,робость,застенчивость.
З .Саморегуляция и самоконтроль-осознание и оценка человеком собственных действий,а также псих. Состояний,регуляция их протекания. Я-Концепция-вершина самосознания-понимается относительно устойчивое в большей или меньшейстепени осознанное переживание человеком как неповторимая система представлений о самом себе на основании которой человек строит своё взаимодействие с другим и,осуществляет практическую деятельность. КОМПОНЕНТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ-когнитивныйобраз своих качеств,способностей,внешности и социальной значимости. Эмоциональный-самоотношение включает в себя:
самоуважение,себялюбие,самоуничтожение.
Оценочно-волевой-стремление повысить самооценку личностного роста и развития к завоеваниям социального уважения.
У.ДЖЕМС:самоуважение зависит от=успех(внеш. Или объект.)
Уровень притязания
СОСТАВЛЯЮЩИЕ Я-ОБРАЗ: 1 .Я-реальная-самопредставление в наст. Время.
2.Я-идеальная-каким должен стать,ориентируясь на моральные нормы.
З .Я-динамическая-каким намерен стать.
4.Я-фантистическая-каким желал бы стать,если бы было возможно.
21.Характер.Общая характеристика.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
Совокупность индивидуальных псих. Св-в склад. И проявляющая в деятельности и проявляется в типичных для человека формах поведения,способах деятельности и общения. Ключевая особенность характера ситуционная детерминация, а именно Х.проявляется одинаково в одинаковых ситуациях,Свойства Х. устойчивые существенные особенности человека, но по одному эпизоду не стоит делать вывод.
Характер -- это каркас личности, в который входят только наибо-лее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетли-во проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты харак-тера -- это черты личности, но не все черты личности -- черты характе-ра. Характер -- индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, су-щественных особенностей личности, проявляющихся в поведении чело-века в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательнос-ти, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безраз-личие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, орга-низованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплини-рованности.
Какова связь темперамента с характером? Характер человека -- это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приоб-ретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном тем-пераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегмати-ку, чем холерику; доброту, отзывчивость -- меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врож-денными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют струк-турой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражаю-щие направленность личности (устойчивые потребности, установки, ин-тересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобраз-ные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе отно-сят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20--50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера -- преуве-личенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людь-ми. Выраженность акцентуации может быть различной -- от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни -- психопатии. Психопатия -- болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта чело-века), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружаю-щими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопреде-ляет избирательную устойчивость человека к одним жизненным не-взгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотип-ным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация ха-рактера по так называемому экзальтированному типу может способ-ствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50--80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмише-ка. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в за-висимости от типов акцентуации: 1) гипертнмический (гиперактив-ный) -- чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, аван-тюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный -- по-стоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близ-ко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) циклоидный -- общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в пе-риод подавленности); 4) эмотивный (эмоциональный) -- чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не-приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстративный -- выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый -- повышенная раздражительность, несдер-жанность, агрессивность, угрюмость, «занудливоеть», но возможны льсти-вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецен-зурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий -- «застревает» на своих чув-ствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной; 8) педантичный -- выра-женная занудливоеть в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психас-тенический) -- пониженный фон настроения, опасения за себя, близ-ких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтиро-ванный (лабильный) -- очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, слово-охотливость, влюбчивость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) -- малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рас-сказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повы-шенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) - высо-кая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизо-ван, предпочитает подчиняться.
Факторы формированияХ.(Ананьев).
1 .наследственность.
2.объективная или биологические условия существования или жизнедеятельности.
З .собственная активность саморегуляция и собст.контроль.
Формула Джеймса-самоуважение=отношения успеху и через соц. успех можно воздействовать притязания. Классификация Х.:Стрктурной единицей нарушаюшую черту Х. Х. один из основных проявлений личности.т.обр.можно классифицировать Х,т,е.типы(акцентуация-дисгармоничность развития характера),
-Х. по чертам личности(мотивационная-отвечает за побуждение и направленность;инструментальные-пров. В выборе способов ),
-собственные черты х(1 .по соотношению с псих. Процессами,2.соотношение с направленностью личности-отн.к людям,к самому себе.к деят-ти,к миру).
Типология Х.,стороится на существовании опред. Типичных черт. Одной из попыток является объяснение Х.и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы --гороскоп. Большое внимание получила физиогномика-учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к опред. Типу личности. Также имеет значение хиромантия-это система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кадому рельфу ладоней. У людей с опред. Типом строения тела отмечаются акцентуации соответсвующих черт Х.(Леонгард), акценту.личн. проявляются в общении с другими людьми (Гипертимный, дистимичный- немногословие ,домосед; циклоидный - частая смена настроения; возбудимый - замедленность реакций; застревающий - умеренная общительность, занудливость, неразговорчивость; педантичный -вступает в конфликты; тревожный - низкая контактность, работоспособность; эмотивный - общение в узком кругу, хорошие контакты ;демонстративный -легкость установления контакта, стремление к лидерству;экзальтированный-словоохотливость,влюбчивость;экстравертированный- у них масса друзей, болтливы; интровертированный. замкнутость).
Личко-классиф. Построена на основе наблюдений за подростками.
ФРОММ типы соц. Х: 1 .мазохист-садист-склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач,много занимается самообразованием, самосовершенствованием, переделкой людей в лучшую сторону
.2.разрушитель-выраженная агрессивностьи активным стремлением к устранению, уничтожению объекта.
З. конформист - автомат - столкнувшись с труноразрешимыми проблемами перестает быть самим собой.
Т. -- не оказывает влияние на результат деятет-ти (-влияет на способ достижения результата, -определяет индивидуальный стиль деят-ти.
Темперамент -- это те врожденные особенности человека, кото-рые обусловливают динамические характеристики интенсивности и ско-рости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темпера-мента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов -- каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обоб-щенных портретов -- типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предска-зать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Темперамент в переводе с латинского -- «смесь», «соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко пере-носит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком -- желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настрое-ния. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматич-ный -- спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, пло-хо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик -- несколько болез-ненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, ро-бости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темпера-мента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса -- возбуж-дение и торможение -- отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, по-движности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной систе-мы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельно-сти: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) -- соответствует темпераменту холерика); 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловли-вает темперамент меланхолика).
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Холерик -- это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его актив-ности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с пол-ной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появ-ляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вя-лость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрес-сии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повы-шенную подверженность к появлению невротических срывов и конфлик-тов с людьми.
Сангвиник -- человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизне-радостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую при-способляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реак-цию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за норма-лизацию обстановки.
Флегматик -- человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля-ются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель-ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не лю-бит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение ста-бильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик-- человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздра-житель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опас-ность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чув-ствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выражен-ные художественные и интеллектуальные способности.
Интровертированный (шизоидный, аутистический) -- малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рас-сказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повы-шенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким.
Экстравертированный (конформный) - высо-кая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизо-ван, предпочитает подчиняться.
СВОЙСТВА Т.:
1 .сензитивность-опред. Нижним порогом ощущений.
2.реактивность-сила ответных реакций на воздействие из вне.
3.активность-быстрота изменений внешней реальности .
4.соотношение активности и реактивности - баланс работоспособности
5.пластичность-регидность,быстрота и лёгкость приспособления к новым условиям.
12.Психологическая структура деятельности. Общая характеристика деятельности.
Деятельность --это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходят возникновение психического образа и его воплощение в субъекте, а так же реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.
Любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определённых результатов.
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы --совокупность внешних и внутренних условий ,вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Мотив определяет цели и задачи деятельности. Цель-осознанный образ результата. На достижение которого направлено действие человека. Задача-должна быть достигнута путём преобразования этих условий.
Структурная схема деятельности
Деятельность
Мотив Цель
Действие
(Интериоризация)
Внешние, предметные Внутренние умственные
(Экстериоризация)
Операции
1 2 3 4 5 6
Психофизиологические функции
17.Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.
В.-это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.
Проблемы изучения В.входили в круг философского понятия аперцепции, разработал Лейбниц и Кант.
Апперцепция выражает зависимость восприятия действительностиот прошлого опыта, общего содержания псих. Деят. Человека и его индивидуальных способностей.
Вундт-Внимание это процесс обеспечивающий четкое осознание содеожания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта.
Рибо-связывал Внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов.
Ланге-соотносил Внимание с волевыми процессами личности и разработал теорию «волевого внимания». Найссер-ввел в психологию понятие «предвнимание»(происходит пассивная предвнемательная переработка без активного включения сознания; внимательная, обеспечивающая активное конструирование образа)
Важнейшей особенностью протекания психических процессов яв-ляется их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мыш-ление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Вни-мание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание -- это направленность психики (сознания) на оп-ределенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту-альной или двигательной активности.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделя-ют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих по-требностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (со-хранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших фун-кций внимания является регуляция и контроль протекания деятель-ности.
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связа-но с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объекта-ми интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фак-тически все данные, характеризующие внимание, получены при иссле-довании этого вида внимания.
Различают три вида внимания:
непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание -- это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.
Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.
Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.
Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональ-ный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вы-зывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее зна-чение для возникновения непроизвольного внимания имеют интел-лектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время при-ковывает его внимание.
Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то проис-ходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного не-произвольного внимания к предметам.
Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова ак-тивное или волевое. Все три термина подчеркивают активную пози-цию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произволь-ное внимание -- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.
Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.
Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредото-чиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое под держивает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.
Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед со-бой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточен-ности.
Произвольное внимание требует волевого усилия, которое пережи-вается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объек-те деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.
Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.
Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосре-доточение внимания.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчает-ся, если в познание включено практическое действие. Например, лег-че удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение со-провождается конспектированием.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредото-читься. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении рабо-ты, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно со-средоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причи-нами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы, значительно ослабляет произвольное внимание человека. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распреде-ляемое™, устойчивость, колебание, переключаемое.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.
Обычно объем внимания зависит от специфически практической дея-тельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объек-ты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4--6 объектам. Концентрация вни-мания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).
Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок восприни-маемой формы, тем концентрированнее внимание.
Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение позна-ваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.
Концентрация, направленность внимания могут успешно развивать-ся под влиянием специально организованной работы по развитию дан-ных качеств.
Распределение внимания выражается в умении одновременно вы-полнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимо-сти в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.
Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значи-тельное влияние оказывает интерес.