бесплатные рефераты

Вопросы психологии

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообра-зие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя воз-буждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемое-- это или внешнее тор-можение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжитель-ное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, кото-рые представляют собой периодическое ослабление внимания к конк-ретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуж-дения и торможения в коре головного мозга. К свойствам внимания относится и переключение внимания.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в перено-се его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключе-ние внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов дей-ствий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается учас-тием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает лег-ко, без особого напряжения и волевых усилий.

Для диагностики В. Используют методики: для определения объема внимания методика Вундта, Кеттела; для опред. Концентрации и устойчивости-корректурный тест Бурдона; для опред. Скорости переключения В-метод таблиц Шульте.

3. Основные направления психологии 20 века.

Новая психология начинается с Вунда(1879). Открыл лабораторию, в основе лежат идеи: 1 .Рене Декарта(дуализм),Вильгейм Лейбниц(идеализм), Джон Локк(материализм).

Предмет П-исследование сознания. Основной метод-метод эксперим. Интроспекции.

Вунд Высшие псих. Функции- память,мыш,речь. А сознание можно разделить на отдельные элементы:ощ,восп,предст,эмоции. Заслуги Вунда культурно истор. Теория,трехмерная модель эмоций(раздраж,ощ,эмоц).

ЭББИНГАУЗ-начинает применять эксперименты над памятью,мыш,речью чем оказывает,что их можно исследовать(кривая забывания).

МЮЛЛЕР продолжил эксперименты и показал, что обучение происходит не механически, а при участии самого человека. Выдвинул теорию забывания(результат наложения нового на старое).

ТИТЧЕНЕР предмет П.-изучение сознательного опыта. Сознание=переж+ощ+воспр. ФУНКЦИОНАЛИ3М(Джемс,Дьюи) их интересовала функция психики и сознания, которую они видели в адаптации организма. ПСИХОАНАЛИЗ-Фрейд-З уровня ИД(движет либидо или тонатос)ЭГО,СУПЕРЭГО. ЮНГ-либидо-жизненная нергия.

АДЛЕР-понятие социального интереса,чувство и комплекс неполноценности,порядок рождения детей в семье. БИХЕВИОРИЗМ-поиск объект. Методов исследование псих. Явлений. ГуМАНИСТИЧЕСКАЯ-Роджерс-человек изначально наделен +качествами.

МАСЛОУ-пирамида потребностей.

ПИАЖЕ-теория развития интеллекта.

20.Воображение.Виды воображения, его индивидуальные оеобенности и развитие.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в дея-тельности человека играет воображение. В процессе отражения окру-жающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воз-действовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение -- это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предме-тов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется боль-шей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в пос-ледующей практической деятельности человека. Эта способность че-ловека заранее представлять конечный итог своего труда, а также про-цесс создания материальной вещи резко отличает человеческую дея-тельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформирова-лись в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющих-ся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание ново-го предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важ-ное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс вообра-жения представляет собой совместную работу обеих сигнальных сис-тем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепле-ния, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от дей-ствительности. Но в любом случае источник воображения -- объективная реальность. Воображение -- это образное конструирование содержания поня-тия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифи-цируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобще-го и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане вообра-жения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и де-тализированной картины созерцаемого.

В психологии различают произвольное и непроизвольное вообра-жение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного ре-шения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе -- в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфе-ре более или менее отдаленного будущего и не предполагает немед-ленного достижения реального результата, а также его полного со-впадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать силь-ным мотивирующим фактором творческого поиска.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делит-ся на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гип-нотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творчес-кой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единица-ми конкретной информации в определенной области, их перемещением

в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения ори-гинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в бу-дущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне вре-менных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельно-стью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное во-ображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение -- один из видов активного вооб-ражения, при котором происходит конструирование новых образов, пред-ставлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека -- предвосхищать будущие собы-тия, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически сло-во «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе зна-ния или предугадывания логики развития событий.

Творческое воображение -- это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, пред-ставляющие ценность для других людей или общества в целом и кото-рые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные про-дукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различ-ных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -- операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация -- от-рицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробля-ется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыс-лимо. Диссоциация -- первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация -- создание целостного образа из элементов вычле-ненных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассив-ного воображения направлены на усиление и сохранение положитель-но окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмо-ций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, ко-торое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, яв-ляются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

19.Мышление. Общая характеристика. Основные формы и виды мышленияТеоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.

Мышление - высший познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как особый психич. процесс М. имеет следующие харак-ки:

1 .обобщённое отражение действительности

2.опосредованной познание объективной реальности (анализ косвенной информации)

З.М.всегда связано с решением той или иной задачи

4.неразрывная связь с речью. М.присутствует опирающийся на непосредственное во всех других познават. Процессах. М. по форме:

наглядно-действенное(- вид мышления, восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.)

наглядно-образное(характеризующийся опорой на представления и образы),

Словесно-логическое мышление -- вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
По характеру М. бывает теоретическим(образное) и практическим.

Основные формы М.

ПОНЯТИЕ-отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.Понятие могут быть общими (класс однородных предметов) и еденичными (совокупность знаний о каком либо одном предмете). Усвоение этапов сложный процесс, основной является практика:стратегия экземпляра,стратегия проверки гипотезы.

ПОНИМАНИЕ-способность постичь смысл и значение чеголибо(выделяют глубину понимания,отчётливость осознания связей отношений,)

ИНТЕЛЕКТ-совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех гiозновательной деятельности человека. Функции интелекта :успешностьсоциально-психической адаптации,гарантия личной свободы,проф.успешность. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Теоретическое мышление -- это познание законов, правил.

Основная задача практического мышления -- подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схечы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом -- житейские, ситуационные обобщения. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин “эгоцентрическое мышление”, оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта”. Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и Целенаправленное решение мыслительных задач. По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов(что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

18.Память. Общая характеристика. Основные виды, процессы и механизмы памяти.

П-важнейший псих. Процесс,как особая форма псих. Отражения действительности,которое заключается в закреплении,сохранении и последователньом воспроизведении человеком своего опыта. П. обеспечивает единство и последователньость течения процессов.

Понятие П. вкл. В себя: -способность к запоминанию;-способность к сохранению информации;-спос. К воспроизведению;-спос. К узнаванию;-процесс забывания.

ВИДЫ П:-вербальная, образная, двигательная, эмоциональная.

От того какой анализатор является ведущим П. бывает (Блонский):зрительный, слуховой, осязательный.

По длительности П. бывает: оперативная, кратковр., долговр.

ХАРАКТЕРИСИКИ П.: объём, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность, готовность воспроизвести запечатлённую в памяти информацию. МЕХАНИЗМЫ П.:

1 .запоминания-процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

2.сохранение.

3.воспроизведение-процесс воссоздания образа предмета,восприниМаемого ранее,но не воспринимаемого в данный момент.

4.узнавание-происходит в момент восприятия предмета.

5.забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.

ПАТОЛОГИИ П: 1.амнезия-пробел воспоминаний или полная утрата П. на тот или иной промежуток времени. 2.парамнезии-искажене восприятия лишь частично соответсвующее действительности. З.конфубуляция-фантастические не соответствующие действителньости заявления человека, которые предъявляются как воспоминание о своём прошлом. 4.>де жа вю»-уже виденное. Изучением П. занимались: Сеченов,Павлов-ассоциации; Эббингауз-заучивание бессмысленных слогов; Мюллер-основные законы закрепления и воспроизведения следов П. у человека.; Гештальттерапия-процессы памяти определяются формированием гештальта.

6. Человек как ЛИЧНОСТЬ .СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «че-ловек».

Наиболее общим является понятие «человек» -- биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес-кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой-ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю-дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые сви-детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива-ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по-ходки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро-вались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком об-щественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную дея-тельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще-ственно выработанные способы деятельности человека и человече-ства. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про-цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто-рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи-ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сто-роны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло-гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз-можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «инди-вид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда-емся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен-ных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще-стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность -- не только объект обще-ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото-рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само-сознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне-ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль-ность свою мы доказываем, утверждаем.

Социализация личности представляет собой процесс формирова-ния личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, ко-торые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы мора-ли, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно кото-рой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность -- процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, вос-принявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некри-тически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, са-моопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная соци-ализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18--25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свой-ства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополуч-но, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

* сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаи-модействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

* изменение себя, «стать как все»;

* конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрело-сти человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

8.Мотивационно-потребностная сфера личности

Потребность -- это состояние объективной нужды человече-ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо-димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не-обходимых для его существования и развития, как раз и выступа-ет источником активности человека. Потребность как динами-ческая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совер-шенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Считается, что специфика человеческих потребностей опреде-ляется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.

По происхождению потребности бывают:

-- естественные;

-- культурные.

Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость че-ловека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются на:

-- материальные;

-- духовные;

-- социальные

К материальным относятся физиологические (например, по-требность в пище) и общественно обусловленные (например, по-требность в одежде). К духовным потребностям относятся эсте-тические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

Потребности могут приобретать разную форму. Если А. Маслоу создал иерархию потребностей, разделив все имеющиеся у человека потребности на пять групп, то согласно классифика-ции X. Мюррея их гораздо больше. X. Мюррей выделяет более 20 потребностей, среди которых есть достаточно интересные: потребность преодоления поражения; потребность избегания наказания; потребность порядка -- стремление к аккуратности, точности, красоте; социофилия -- забвение собственных интере-сов во имя группы и др.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью от-четливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Вле-чение -- это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение -- установка. Установка -- неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации ка-ких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направ-ленность.

Мотивы -- это то, ради чего совершается деятельность. В ши-роком значении под мотивом понимается любое внутреннее по-буждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определен-ным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы -- это мотивы, побуждающие челове-ка поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов -- большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив -- это осознанная потребность, обогащенная представ-лениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы -- это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже ког-да мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея-тельность, они выступают в своем косвенном выражении -- в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслооб-разования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выпол-няют роль побудительных факторов (положительных или отри-цательных) -- порой остро эмоциональных, аффективных, ли-шенных смыслообразующей функции. Это -- мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выпол-нять смыслообразующую функцию, а в другой -- функцию до-полнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива -- побуждающей и смыслообразующей -- придает деятельности че-ловека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятель-ность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на лич-ностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутвержде-ния. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазви-тия (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а не-сколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Сово-купность всех мотивов к данной деятельности называется моти-вацией деятельности данного индивида.

Мотивация -- это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, на-правленной на преобразование предметной ситуации для осуществ-ления определенного предметного отношения личности к окружаю-щей ситуации.

Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятель-ности, но и об общей мотивации, характерной для данного чело-века, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствую-щих направленности его личности и определяющих виды его ос-новных деятельностей.

В основе направленности личности лежат потребности - это главный источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В психологии различают нужду и потребность. Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать.

Но характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда.

14.Деятельность. Способы ее осуществления.

Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю-щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня-тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность -- предмет изучения многих наук: философии, социологии, физио-логии, инженерных дисциплин, психологии.

Деятельность -- это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отно-шения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистиче-ские, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятель-ности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность -- это, однако, не только одна из форм отноше-ния; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагаю-щее получение некоторого результата. Он может быть представ-лен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности -- не только собственно трудовой, но также и игро-вой, и учебной.

Во-вторых, деятельность -- это такое отношение, которое ре-гулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего ре-зультата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важ-нейшее отличие деятельности от иных форм активности челове-ка (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовле-ние какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельность -- это целеустремленная активность, реализую-щая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важней-шие общепсихологические свойства деятельности.

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на опре-деленный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда со-циально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в поня-тиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4. Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организо-ванной целостностью. При этом особо важно то, что у дея-тельности как целостности возникают такие новые свой-ства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, -- так называемые системные качества деятельности.

Деятельность является, одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

13. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Традиционно принято считать, что основным и психоло-гически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение како-го-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат явля-ется не общественно, а индивидуально значимым и со-стоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфиче-ским признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступа-ет сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая -- это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче-ских новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ