бесплатные рефераты

Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

Ожидания от второго брака порой бывают грандиозными: “Ты должен быть лучше, чем тот, кто был до тебя”. Происходит сравнение первого и повторного брака.

В повторном браке супруги адаптируются друг к другу, а также к воспитательным ролям. В первом браке эти стадии были разделены во времени, следовали друг за другом, во втором они накладываются друг на друга, что усиливает напряженность в семье.

В ситуации распада семьи мать становится для ребенка главной, а иногда и единственной опорой и источником психологической защиты. При повторном замужестве она, поглощенная личным эмоциональным состоянием, не всегда способна осознать необходимость эмоциональных контактов ребенка с матерью, увидеть душевные переживания ребенка, понять их причину. В жизни немало случаев, когда с повторным замужеством внимание матери переключается на второго супруга. Вследствие этого резко сокращается и обедняется ее эмоциональное отношение к ребенку. Чем дольше мать и ребенок жили в условиях неполной семьи, тем ощутимее для ребенка оказывается смещение внимания матери к новому супругу, а затем к ребенку от второго брака. Можно предположить, что обеднение и формализация контактов матери с сыном или дочерью от первого брака провоцируют разные формы нарушений поведения детей, их глубокие эмоциональные переживания [2].

Например, по мере взросления юноши мать неизбежно утрачивает способность привить своему возмужавшему ребенку навыки поведения, принятого в обществе мужчин. Мать не способна на собственном примере научить ребенка умению правильно воспринимать распоряжения вышестоящего начальства и привить ему стремление, как бы трудна ни казалась задача, без хныканья довести начатое до конца

Многое из мужского подхода к решению жизненных проблем неплохо усвоить и девочкам. Им также придется пробивать себе дорогу в жизни, идя по ней не только в окружении женщин, но и, естественно, мужчин. Здоровые взаимоотношения дочери с отцом в дальнейшем помогут ей при общении с мужчинами [11, с.21].

И, конечно, огромную и незаменимую роль в воспитании детей несет все же мать. Ребенок, чувствующий за спиной материнскую опору и любовь, оказывается более способным преодолевать негативные чувства, связанные с семейной напряженностью.

Итак, характер детских переживаний в условиях повторного брака матери опосредован качеством эмоциональной связи в диаде “мать-ребенок”. Чем менее выражена эмоциональная связь матери с ребенком, тем ощутимей у детей чувство неуверенности в любви к ним со стороны близких [2].

Когда брак распадается, отец и мать, каждый по отдельности, ищут свой язык общения с ребёнком.

Если раньше в отношениях было три участника, теперь их двое: ребёнок и отец или ребёнок и мать. Отношения с каждым из родителей приобретают свои отличительные черты и наделяются некими обязательствами. Дети привыкают к новым отношениям тет-а-тет довольно быстро и, следовательно, эти «пары» создаются раньше, чем у папы или мамы появляется следующий спутник жизни.

Создаётся ситуация, неестественная для обычной семьи, в которой отношения между родителями предшествуют появлению на свет ребёнка. При повторном браке любимый человек матери или отца приходит третьим, когда связь родителей с ребёнком уже сформировалась, и это создаёт определенные трудности. Об этом неплохо было бы знать семьям, в которых супруги приводят с собой детей [4].

Будем честными: вновь прибывшие «родители» не могут одинаково относиться к своим родным детям и детям своего супруга и, естественно, любовь, которую испытывают дети к своим биологическим родителям, отличается от привязанности к «пришельцам».

Конечно, это знание причиняет боль, потому что «новые» - как дети, так и родители чувствуют себя отвергнутыми. Львиная доля проблем связана с тем, что люди вступают в очередной брак, мечтая вновь обрести семью, которая однажды распалась. Конфликты возникают тогда, когда они начинают замечать разницу между своими ожиданиями и действительностью. А дальше как всегда, насколько мы способны принять ситуацию такой, какая она есть, настолько эффективно мы сможем выстроить отношения как с чужими, так и с родными детьми.

Другими словами, если в совместном быту вновь прибывшие мужчина или женщина занимают место папы или мамы, выполняя практические функции, но не значит, что они стали настоящими родителями ребёнку.

Зачастую дети и даже их непосредственный родитель отказываются наделить вновь прибывших необходимыми полномочиями, и это создаёт основную проблему. Поэтому своевременный разговор с партнёром на эти темы имеет первостепенное значение, так как вопросы, связанные со структурой семьи, только на первый взгляд кажутся проблемами общежития, где ни одна из сторон толком не понимает, из-за чего происходят ссоры. Поэтому нужно с самого начала чётко определить место, занимаемое каждым, и тип отношений, который вы собираетесь установить с остальными, а главное, добиться того, чтобы это стало понятным всем, избежав путаницы и недопонимания.

И потом, повторный брак для взрослого человека означает окончание периода одиночества, значит, является поводом для радости. Для детей же это событие предполагает начало тяжёлого этапа, к которому следует добавить боль потери, пережитую при разводе родителей или смерти одного из них.

Для многих детей такая перемена создаёт огромную проблему, связанную с чувством верности: «Если я люблю нового спутника моей мамы, я предаю своего папу».

Со всеми трудностями можно справиться, если их не замалчивать. Чаще всего об этом стараются не говорить, чтобы «не ворошить угли», и конфликты остаются неразрешёнными и напоминают о себе при совместной жизни…

И ещё - надо принять тот факт, что есть невосполнимые потери, что у наших детей есть нужды, которые появившийся в семье новый человек не сможет удовлетворить.

Мудрость отношений в паре состоит в том, чтобы наслаждаться тем, что мы имеем, и не ссориться, пытаясь добиться невозможного [4].

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских взаимоотношений при различных сиблинговых позициях детей в семье

Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских взаимоотношений и особенностей сиблингового взаимодействия в семьях, воспитывающих детей от разных браков, их взаимосвязи, происходило в три этапа, на каждом из которых решались следующие задачи:

Первый этап -диагностическое исследование особенностей взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Второй этап - диагностическое исследование сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Третий этап - корелляционный анализ полученных на предыдущих этапах исследования данных. Проверка гипотезы о наличии значимой связи между исследованными параметрами.

Базой исследовательской работы явилась средняя общеобразовательная школа №30. В исследовании приняли участие учащиеся 40 семей, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

2.1 Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

На данном этапе исследования выявлялась связь между особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Статистическая проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, позволяющего определить тесноту (силу) и направленность корреляционной связи между двумя признаками. Коэффициент rs вычисляют по формуле

где d -- разность между рангами сопряженных значений признаков (независимо от ее знака), а -- число пар. В нашей работе вычисления были произведены с использованием программного пакета Statistica 7.0.

Результаты корреляционного анализа, позволяющие оценить взаимосвязь между исследуемыми параметрами представлены в Приложении 3, Таблице 5,6. Из таблиц 5 и 6 видно, что у первых сиблингов сильная связь (Р<0.01) существует между следующими параметрами:

· Доверительностью общения и требовательность родителей (0.7). Вероятно, это объясняется тем, что чем больше требований предъявляют родители к сиблингам, тем больше возникает у последних потребность искать поддержки, доверия друг у друга.

· Доверительностью общения и контролем отца (0.58)и матери (0.86). Такая взаимосвязь также, вероятно, может быть объяснена взрастающей сплоченностью внутри сиблинговой подсистемы при высокой степени контроля со стороны родителей.

· Доверительностью общения и строгостью отца (0.83), что говорит о том, что чем больше строгости проявляет отец по отношению к детям, тем больше сиблинги стремятся к согласию по поводу верований и ценностей внутри своей подсистемы.

· Доверительностью общения и эмоциональной дистанцией отца (-0.59, -0.63). То есть чем более дистанцирован отец в отношениях с детьми, тем меньше у сиблингов стремление доверить друг другу свои тайны, свои дела, положиться на брата (сестру) в полной мере. Вероятно, дети усваивают родительскую модель «холодных» взаимоотношений.

· Доверительностью общения и отвержением отца (-0.71) и матери (-0.52). Что говорит о том, что отвержение родителей, вероятно, способствует формированию недоверия в отношениях с окружающими, в том числе и в сиблинговой подсистеме.

· Доверительностью общения и сотрудничеством с отцом (0.52) и с матерью (0.55). Вероятно, проявляя отношения сотрудничества в детско-родительских взаимоотношениях, родители транслируют детям необходимые умения для построения отношений, позволяющих достигать общих целей.

· Доверительностью общения и непоследовательностью отца (-0.52). Вероятно, непоследовательные воспитательные воздействия отца в семье препятствуют построению доверительных отношений, формированию согласованной системы верований и ценностей у сиблингов.

· Доверительностью общения и авторитетностью отца (0.62). Вероятно, авторитетность отца в семье привносит в отношения сиблингов умения уважать друг друга, относиться к общению как к ценности, уметь полагаться друг на друга в решении проблем.

· Взаимопонимание между сиблингами связано со строгостью отца (0.56, 0.81), с контролем матери (0.84) и отца (0.92). Вероятно, при строгом отце в семье у сиблингов возникает дополнительная мотивация искать взаимопониминие друг у друга в сиблинговой подсистеме.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с эмоциональной дистанцией отца (-0.67), с отвержением матери (-0.61) и отца (-0.74). Очевидно, эмоционально дистанцированные отношения с родителями транслируются в сиблинговую подсистему. И такие дети не понимают друг друга, не стремятся узнать интересы, настроения другого.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с сотрудничеством с матерью (0.66). Возможно, такая материнская позиция учит детей проявлению мягкости в отношениях, возможности предсказать и понять поведение брата/сестры в определенных ситуациях реакции на те или иные события.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с несогласием - с матерью (-0.54) и отцом (-0.56): чем более дети «отделены» от родителей, тем более стремятся к взаимопониманию друг с другом.

Доверительность и взаимопонимание в общении тесно связаны между собой. Неудивительно, что эти параметры имеют много похожих взаимосвязей с особенностями детско-родительских взаимоотношений.

· Сходство взглядов связано обратной связью с принятием отца (-0.56) и сотрудничеством (-0.57), с согласием матери (-0.76) и отца (-0.81). Вероятно, при отсутствии поддержки в этой сфере со стороны отца, дети вынуждены формировать свою, общую для них систему интересов, взглядов, мировоззрения.

· Сходство взглядов связано авторитетностью отца (-0.63). Возможно, чем более поддержан авторитет отца в семье, тем более согласованы позиции членов семьи в различных вопросах.

· Прямой связью сходство взглядов связано с последовательностью матери (0.51) и отца (0.69). Вероятно, это можно объяснить простым утверждением: чем более последовательны родители, тем более понятно детям как воспринимать мир. С другой стороны, чем более несогласованны родители, тем больше причин у сиблингов искать понимания друг у друга.

· Общие символы семьи связаны прямой связью с требовательностью матери (0.51) и отца (0.56), строгостью отца (0.85), контролем матери (0.80) и отца (0.86). Вероятно, такая система воспитания и общения с детьми в семье способствует созданию у сиблингов системы объектов, высказываний, имеющих для них одно и то же значение, вызывающих одно и то же чувство, воспоминание, отношение. В общении может выражаться в существовании «своего языка», чувства единства, сплоченности, так называемого «мы».

· Общие символы семьи связаны с эмоциональной дистанцией отца (-0.70), отвержением матери (-0.65), неудовлетворенностью отношениями с отцом (-0.57). Понятно, что такие характеристики общения с детьми не способствуют развитию у сиблингов чувства единства, сплоченности, так называемого «мы».

У вторых сиблингов сильная связь (Р<0.01) существует между следующими параметрами:

· Доверительностью общения и требовательность отца (0.79), контролем матери (0.52), строгостью отца (0.55) и матери (0.67). Что, вероятно, как и у первых сиблингов, объясняется теми же причинами: при требовательных, контролирующих, строгих родителях дети вынуждены искать поддержку внутри своей подсистемы.

· Доверительностью общения и непоследовательностью отца (-0.78), эмоциональной дистанцией матери (-0.58), несогласием отца (-0.83) и матери (-0.91). То есть чем более конфликтны, дистантны и несогласованны позиции родителей по отношению к детям, тем меньше доверия внутри сиблинговой подсистемы.

· Доверительностью общения и с сотрудничеством с отцом (0.55): в таких семьях, где родитель демонстрирует конструктивные способы разрешения противоречий, достижения взаимопонимания, дети выстраивают отношения доверия между собой.

Эти результаты во многом схожи с результатами исследования первых сиблингов и. вероятно, во многих случаях могут быть объяснены теми же причинами.

· Взаимопонимание между вторыми сиблингами связано с требовательностью отца (0.74), со строгостью отца (0.61) и матери (0.69, 0.61), с контролем матери (0.72, 0.56) и отца (0.56), с несогласием - с матерью (-0.93, -0.85) и отцом (-0.72, -0.67), с непоследовательностью отца (-0.75, -0.72); и, вероятно, объясняется теми же причинами, как и связи при исследовании первой сиблинговой позиции: чем более строгие и контролирующие родители, тем больше близости, доверия и понимания между сиблингами.

· Сходство взглядов, в отличие от первых сиблингов, не имеет сильных взаимосвязей с параметрами родительского отношения. Возможно, потому что младшие сиблинги часто ориентируются на старших, играя «ведомую» роль.

· Общие символы семьи связаны с требовательностью отца (0.87), со строгостью отца (0.73)и матери (0.57), с контролем матери (0.65) и отца (0.60), с принятием матери (0.54), с несогласием отца (-0.82) и матери (-0.89), с непоследовательностью отца (-0.68). Эти связи, вероятно, объясняются теми же причинами, что и в отношении первых сиблингов.

· Легкость общения у вторых сиблингов связана с автономностью матери (-0.52). Эта связь характерна только для второй сиблинговой позиции. Вероятно, это объясняется склонностью многих мам к выстраиванию очень тесных отношений с младшими детьми, что препятствует развитию навыков общения со сверстниками, может способствовать сиблинговой конкуренции.

· Легкость общения связана с отсутствием сотрудничества с матерью (-0.68), неавторитетностью матери (-0.70) и отца (-0.69). Эти связи также, вероятно, объясняются необходимостью «верной» дистанции в отношениях с родителями для развития навыков общения у детей.

· Легкость общения связана с неудовлетворенностью взаимоотношениями с матерью (-0.67) и отцом (-0.68). Возможно, это объясняется той же закономерностью: чем более ребенок привязан к матери, тем сложнее ему отделиться и выстраивать эффективные взаимоотношения с другими персонами.

Наконец, психотерапевтичность общения связана с отсутствием сотрудничества с матерью (-0.52), с неавторитетностью отца (-0.55), с неудовлетворенностью отношениями с отцом (-0.53). Что также возможно объяснить сплочением сиблингов за счет дистанцирования с родителями.

Таким образом, гипотеза, подлежавшая проверке в нашем исследовании, нашла свое подтверждение, что позволило констатировать существование достоверной взаимосвязи между исследуемыми признаками.

Заключение

В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения очерченной проблемы.

Наше исследование было направлено на изучение взаимосвязи между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

При этом исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлен анализ основных теоретических подходов к исследуемой проблеме. Рассматриваемой проблеме посвящено большое количество исследований, однако, несмотря на значительное количество работ, исследования в этой сфере остаются достаточно актуальными.

Задачами второго и третьего этапов исследования являлось диагностика детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений. Полученные в результате реализованного диагностического обследования данные позволили охарактеризовать выборку испытуемых исходя из рассматриваемых диагностических параметров.

На последнем этапе исследования решалась задача исследования взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений.

Статистическая проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, позволяющего определить тесноту и направленность корреляционной связи между двумя признаками. Гипотеза, подлежавшая проверке в нашем исследовании, нашла свое подтверждение, что позволило констатировать существование достоверной взаимосвязи между исследуемыми признаками.

Практический аспект результатов нашего исследования представляется в применении полученных результатов практическими психологами учреждений, консультирующих по вопросам брака и семьи.

Итак, есть множество вопросов, на которые мы не знаем ответов, а значит, перед нами открыты новые горизонты исследований в области семейной психодиагностики.

Психологи считают семейную психологию и исследования в этой области наиболее сложными, но, надо заметить, что это и наиболее интересная область психологии, наиболее жизненная область.

Список используемых источников

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина - М.: Ост, 1993.- 175 с.

2.Баранова Е.В. Повторный брак матери и эмоциональное самочувствие ребенка / Е.В. Баранова - М.: Медицинский центр, 2007г.- 58 с.

3. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена / К.Бейкер // Вопросы психологии. - №6. - 1991г.

4. Букай Х. Любить с открытыми глазами / Х. Букай, С. Салинас.- Пер. с исп. Н. Черепковой.- М.: Изд.дом Мещерякова, 2007 г. - 285 с.

5. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Т.А. Думитрашку //Вопросы психологии.- №1. - 1991.

6. Корепанова И.А. Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу / И.А. Корепанова, Е.И. Карпунина //Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25 -- 27 октября 2005 г.), часть 2. - М., 2005. - стр. 119-125.

7. Кравцова М.В. Братско-сестринские отношения в ситуациях травматического опыта / М.В. Кравцова // Псiхалогiя.- №3. - 2004.

8. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний /С. Кратохвил - М.: Медицина, 1991. - 344 с.

9. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг - 7-е международное издание. -СПб.: Питер, 2002.- 183 с.

10. Куровская С. Брак и семья / С. Куровская // Планета-семья.- 2005г. -№2, с.3-9.

11. Лофас Ж. Повторный брак: дети и родители / Ж. Лофас, Д. Сова - СПб.: Питер Пресс, 1996. - 320 с.

12. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.

13. Синарева Ю.Н. Любовь и сиблинги. Сестры и братья. Как им жить мирно / Ю.Н. Синарева // Домовой №4. - 2003 г.

14. Слепкова В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко - Мозырь: Содействие, 2006. -196 с.

15. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания" / А.Я.Варга. - М.: ОГИ, 2006, - 135 с.

16. Томан У. Семейное созвездие: её влияние на личностное и социальное поведение / У. Томан - N.Y.: Springer, 1976.

17. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер Д. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005.- 607 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии).

18. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко - М.: ВЛАДОС, 2008 г.- 496 с.

19. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.-288 с.

20. Шейнов В.П. Превратности семейной жизни. Повторный брак / Шейнов В.П. - М.: РИПОЛ, 2003 г. - 64 с.

21. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер - М.: Эксмо-Пресс, 2000г. - 512 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПРОСНИК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЬ -- РЕБЕНОК»

(автор Марковская И. М.)

Назначение методики. Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны -- родителей, -- но и видение взаимодействия с другой стороны - с позиции детей.

Описание методики. Опросник «Взаимодействие родитель-- ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:

Вариант для подростков и их родителей.

Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой. В нашей работе использован вариант для подростков.

Текст опросника включает 10 шкал-- критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «Автономия - контроль» и «Отвержение - принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы -- по 5 утверждений.

При заполнении опросника детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:

1 балл -- «совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит»;

5 баллов -- «совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит».

Шкалы опросника «Взаимодействие родитель -- ребенок» (ВРР)

В опроснике «Взаимодействие «родитель -- ребенок» для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал.

1 шкала -- «Нетребовательность -- требовательность родителя». Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2 шкала -- «Мягкость -- строгость родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3 шкала -- «Автономность -- контроль по отношению к ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4 шкала - «Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю». Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5 шкала -- «Отвержение -- принятие ребенка родителем». Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как

личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6 шкала -- «Отсутствие сотрудничества -- сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала -- «Несогласие -- согласие между ребенком и родителем». Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника (детскую и взрослую), можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

8 шкала -- «Непоследовательность -- последовательность родителя». Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9 шкала -- «Авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности -- негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей, 10-й шкале.

10 шкала -- «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем».

По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)

Подростковый вариант

Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой "М" -- для матери, под буквой "О" -- для отца».

5 -- несомненно, да (полное согласие);

4 -- в общем, да;

3 -- и да, и нет;

2 -- скорее нет, чем да;

1 -- нет (абсолютное несогласие).

ВОПРОСЫ:

1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.

5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он(а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.

8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).

11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.

12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к ней).

13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.

14. Он(а) меня редко ругает.

15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.

16. Считает, что главное -- это слушаться его (ее).

17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней).

18. Он(а) не разделяет моих увлечений.

19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.

20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.

21. Он(а) часто идет у меня на поводу.

22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.

23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома он(а) дает мне больше заданий, чем их дают в семьях большинства моих друзей.

26. Бывает, что он(а) применяет ко мне физические наказания.

27.Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).

28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он(а) всегда мне сочувствует.

30. Мне кажется он(а) меня понимает.

31. Он(а) хотел(а) бы во мне многое изменить.

32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.

33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.

34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.

36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.

37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.

38. По характеру он(а) мягкий человек.

39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.

40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.

41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.

42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.

43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.

44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.

45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.

46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).

47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Он(а) прощает мне то, за что другие наказали бы.

51. Он(а) хочет знать обо мне все; о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т. п.

52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.

53. Могу сказать, что он(а) -- самый близкий мне человек.

54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.

55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.

56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.

57. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь.

58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

Обработка результатов опросника ВРР. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом: ответы 1, 2, 3, 4, 5; баллы 5, 4, 3, 2, 1.

В бланках- «ключах» обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка.

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей:

1. Нетребовательность -- требовательность.

2. Мягкость - строгость.

3. Автономность -- контроль.

4. Эмоциональная дистанция -- близость.

5. Отвержение -- принятие.

6. Отсутствие сотрудничества -- сотрудничество.

7. Несогласие -- согласие.

8. Непоследовательность -- последовательность.

9. Авторитетность родителя.

10.Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СИБЛИНГОВОГО ОБЩЕНИЯ

Предлагаемая методика представляет собой модифицированный вариант методики «Диагностика супружеского общения» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская)*. Модификация выполнена М. В. Кравцовой.

Цель методики: методика ориентирована на выявление следующих характеристик общения: доверительность и взаимопонимание в общении сиблингов, сходство взглядов, общие символы семьи, легкость общения между сиблингами, психотерапевтичность общения.

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные ниже вопросы. Постарайтесь, чтобы выбранный вариант ответа наиболее полно соответствовал именно вашей точке зрения на ситуацию, сложившуюся в вашей семье».

Текст методики

1. Можно ли сказать, что тебе с сестрой (братом), как правило, нравятся одни и те же фильмы, книги, спектакли?

а) Да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да; г) нет.

2. Часто ли у тебя в разговоре с сестрой (братом) возникает чувство общности, полного взаимопонимания?

а) Очень редко;

б) довольно редко;

в) довольно часто; г) очень часто.

3. Есть ли у вас любимые высказывания, которые имеют для вас обоих одно и то же значение, и вы с удовольствием используете их?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

4. Сможешь ли ты предсказать, понравится ли твоей сестре (брату) фильм,

книга и т. д.?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

5. Чувствует ли твоя сестра (брат), нравится ли тебе то, что она (он) говорит или делает, когда ты непосредственно ей (ему) об этом не говоришь?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

6. Рассказываешь ли ты сестре (брату) о своих отношениях с другими людьми?

а) Рассказываю практически все;

б) рассказываю довольно много;

в) рассказываю довольно мало;

г) не рассказываю практически ничего.

7. Бывают ли у тебя с сестрой (братом) разногласия на почве того, какие отношения необходимо поддерживать с друзьями?

а) Да, почти постоянно;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) нет, почти никогда.

8. Насколько хорошо твоя сестра (брат) понимает тебя?

а) Очень хорошо;

б) скорее хорошо, чем плохо; в) скорее плохо, чем хорошо;

г) совсем не понимает.

9. Твоя сестра (брат) чувствует, что ты расстроен(а) или раздражен(а) чем-то, но не желает этого показывать?

а) Да;

б) наверное, это так; в) навряд ли это так;

г) нет, это не так.

10.Рассказывает ли тебе сестра (брат) о своих неудачах и промахах?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

11. Бывает ли так, что какое-то слово или предмет вызывает у вас обоих одно и то же воспоминание?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

12. Когда у тебя неприятности, плохое настроение, становится ли тебе легче от общения с сестрой (братом)?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

13. Как ты думаешь, есть ли темы, на которые сестре (брату) тяжело и неприятно разговаривать с тобой?

а) Очень много;

б) довольно много; в) довольно мало;

г) очень мало.

14. Бывает ли так, что в разговоре с сестрой (братом) ты чувствуешь себя скованно, не можешь подобрать нужных слов?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

15. Есть ли в вашей семье традиции, к которым вы с сестрой (братом) одинаково относитесь?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

16. Может ли твоя сестра (брат) без слов понять, какое у тебя настроение?

а) Практически никогда; в) довольно часто;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) практически всегда.

17. Можно ли считать, что у тебя с сестрой (братом) одинаковое отношение к жизни?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

18. Бывает ли так, что ты не рассказываешь сестре (брату) новость, важную для тебя, но к ней (нему) не имеющую прямого отношения?

а) Очень часто;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) очень редко.

19. Рассказывает ли тебе сестра (брат) о своем физическом состоянии?

а) Рассказывает практически все;

б) рассказывает довольно много;

в) рассказывает довольно мало;

г) не рассказывает практически ничего.

20.Нравится ли твоей сестре (брату) то, что ты делаешь или говоришь, когда она (он) прямо не говорит об этом?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

21.Можно ли сказать, что вы согласны друг с другом в оценках своих друзей?

а) Нет;

б) скорее нет, чем да; в) скорее да, чем нет;

г) да.

22.Может ли твоя сестра (брат) предсказать, понравится ли тебе тот или иной фильм, книга?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

23. Рассказываешь ли ты сестре (брату) о неудачах?

а) Практически никогда;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) практически всегда.

24.Когда вы находитесь в компании, сестре (брату) достаточно посмотреть на тебя, чтобы понять, как ты относишься к тому, что происходит?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

25. Насколько твоя сестра (брат) искренна(ен), откровенна(ен) с тобой?

а) Полностью;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

26. Тебе легко общаться с сестрой (братом)?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

27.Часто ли вы балуетесь, общаясь друг с другом?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

28.После того как ты рассказал(а) сестре (брату) о чем-то очень важном для тебя, не доводилось ли жалеть об этом?

а) Практически никогда;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) практически всегда.

29. Как ты думаешь, когда у твоей сестры (брата) неприятности, плохое настроение, становится ли ей (ему) легче от общения с тобой?

а) Практически никогда;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) практически всегда.

30. Насколько ты искренен(на), откровенен(на) с сестрой (братом)?

а) Полностью;

б) не всегда; в) скорее неискренний;

г) неискренний.

31.Всегда ли ты чувствуешь, когда твоя сестра (брат) расстроен(а) или раздражена) чем-то, но не хочет тебе этого показывать?

а) Да;

б) наверное, это так; в) навряд ли это так;

г) нет, это не так.

32. Случается ли, что твои взгляды по какому-нибудь важному для тебя вопросу не совпадают с мнением твоей сестры (брата)?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

33. Твоя сестра (брат) делится с тобой новостью, которая важна лично для нее (него), но к тебе непосредственного отношения не имеет?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

34. Можешь ли ты без слов понять, какое у твоей сестры (брата) настроение?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

35.Часто ли возникает у тебя с сестрой (братом) чувство единства, сплоченности, так называемого «мы»?

а) Очень часто;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) очень редко.

36. Насколько хорошо ты понимаешь свою сестру (брата)?

а) Совсем не понимаю;

б) скорее плохо, чем хорошо;

в) скорее хорошо, чем плохо;

г) полностью понимаю.

37. Рассказывает ли тебе сестра (брат) о своих отношениях с другими людьми?

а) Практически ничего;

б) довольно мало; в) довольно много;

г) практически все.

38.Бывает ли так, что в разговоре с тобой сестра (брат) чувствует себя напряженно, скованно, не может подобрать нужных слов?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

39. Есть ли у тебя тайны от сестры (брата)?

а) Есть;

б) скорее есть, чем нет; в) скорее нет, чем есть;

г) нет.

40. Часто ли вы, общаясь друг с другом, используете смешные названия, прозвища?

а) Очень часто;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) очень редко.

41.Есть ли темы, на которые тебе трудно и неприятно говорить с сестрой (братом)?

а) Очень много;

б) довольно много; в) довольно мало;

г) очень мало.

42. Часто ли у тебя с сестрой (братом) возникают разногласия по вопросу воспитания вас родителями?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

43.Можно ли сказать, что твоей(ему) сестре (брату) легко общаться с тобой?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

44. Рассказываешь ли ты сестре (брату) о своем физическом состоянии?

а) Рассказываю практически все;

б) рассказываю довольно много;

в) рассказываю довольно мало;

г) не рассказываю практически ничего.

45. Приходилось ли твоему(ей) брату (сестре) жалеть, что он(а) не рассказал (а) тебе нечто очень интересное и важное для него (нее)?

а) Практически никогда;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) практически всегда.

46.Возникало ли когда-нибудь чувство, что у тебя с сестрой (братом) существует свой язык, неизвестный никому из окружающих?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

47. Есть ли у твоей сестры (брата) тайны от тебя?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

48. Бывает ли так, что когда вы находитесь среди других людей, тебе достаточно посмотреть на сестру (брата), чтобы понять, как она (он) относится к тому, что происходит?

а) Очень часто; б) довольно часто; в) довольно редко; г) очень редко.

Ключ

1. Доверительность общения:

а) +6, +18, -23, +30, -39, +44;

б) +10, +19, +25, -33, -37, -47.

2. Взаимопонимание между сиблингами:

а) +4, +20, -24, +31, +34, -36;

б) +5, +8, +9, -16, +22, +48.

3. Сходство взглядов брата и сестры: + 1, -7, +17, -21, +32, +42.

4. Общие символы семьи:

+3, -11, +15, +35, +40, +46.

5. Легкость общения между сиблингами:

-2, +14, +26, -27, +38, +43.

6. Психотерапевтичностъ общения:

+ 12, -13, +28, -29, -41, +45.

Обработка результатов. Во всех номерах вопросов со знаком «+» первой альтернативе приписывается 4 балла, второй -- 3, третьей -- 2, четвертой -- 1. Во всех номерах вопросов со знаком «-»-- в обратном порядке.

По каждой шкале подсчитывается индекс, значение которого равно среднему арифметическому значений, входящих в шкалу вопросов. Чем выше балл, тем в большей степени выражен показатель шкалы. Максимальное число баллов по шкале -- 4.

Критерии доверительности и взаимопонимания в общении сиблингов, сходства взглядов, присутствия общих символов семьи, легкости общения между сиблингами, психотерапевтичности общения позволяют оценить степень благополучия отношений с братом/сестрой. Характеристики определяются степенью выраженности показателя шкалы. Доверительность и взаимопонимание оценивается по двум направлениям: оценка респондентом себя по этому признаку, оценка респондентом партнера. Это позволяет проследить реальную семейную ситуацию, а также степень адекватности ее субъективной оценки. Опросник носит характер стандартизированного самоотчета, респонденты представляют субъективную оценку происходящего в их отношениях с братом/сестрой.

Характеристика шкал опросника

1. Доверительность общения -- шкала выявляет степень доверия в общении сиблингов, выражающуюся в функционировании мотивов, способности положиться на веру, на совесть другого, вверить брату/сестре себя, свои тайны, свои дела, положиться на него в полной мере. Непосредственно связано с согласием по поводу верований и ценностей.

2. Взаимопонимание между сиблингами -- шкала выявляет понимание сиб-лингами друг друга, знание интересов, настроений другого, возможность предсказать и понять поведение брата/сестры в определенных ситуация; реакции на те или иные события.

3.Сходство взглядов -- шкала рассчитана на определение единства взглядов или разногласий в оценке вопросов, связанных с ценностными выборами, мировоззренческой позицией, кругом интересов, отношением к жизни, восприятием окружающего (людей, предметов культуры и т. п.).

4.Общие символы семьи -- оценивает существование у сиблингов объектов, высказываний, имеющих для них одно и то же значение, вызывающих одно и то же чувство, воспоминание, отношение. В общении может выражаться в существовании «своего языка», чувства единства, сплоченности, так называемого «мы».

5. Легкость общения -- предполагает возникновение чувства общности, взаимопонимания во взаимодействии, отсутствие скованности, напряженности, легкость общения.

6. Психотерапевтичность общения -- оценивает то, в какой степени общение с братом/сестрой является поддерживающим, приносит облегчение в ситуациях, связанных с неприятностями, сложными жизненными обстоятельствами. Психотерапевтическая функция общения невозможна без определенного уровня доверия и взаимопонимания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ