Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов
Помимо достижения большего соответствия в мотивации брака первичная адаптация включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей.
Большое значение для стабильности брака имеет и согласованность межличностных ролей. Эта проблема более всего раскрывается в рамках адаптивного подхода к супружеской совместимости.
Межличностная адаптация супругов имеет три взаимосвязанных аспекта: аффективный (эмоциональная составляющая отношений), когнитивный (степень их понимания) и поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение). Практически следствия из этого теоретического положения важны и понятны: успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость, высокую степень взаимопонимания и развитые умения организации поведенческих взаимодействий, например, той же способности слушать, не перебивая, и взаимодействовать на равных.
Большинство качеств, способствующих успешной личностной адаптации, связано с коммуникативными свойствами личности.
В ходе общения между людьми могут возникать специфические барьеры, при которых и информация, и её отправитель не воспринимаются другой стороной. Любая реализуемая в коммуникации информация может быть двух основных типов: констатируюшая (простое сообщение) и побудительная (выражающаяся в приказе, просьбе или совете).
Отношения между участниками взаимодействия - общественные или межличностные, которые сполна проявляются в общении. Межличностные отношения отвечают за тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень его выраженности. Своеобразная эмоциональная окраска неизбежно присутствует в любом взаимодействии, и хотя последнее относительно независимо от неё, достижение конечного результата действенного контакта существенно определяется характером межличностных отношений.
Таким образом, для того, чтобы в общении супругов в период первичной адаптации было эффективно осуществлено взаимодействие, межличностные их отношения должны быть максимально благожелательными и в подлинном смысле этого слова совместимы. Взаимодействие на одном лишь социально-ролевом уровне разрушает семью.
Говоря о перцептивной стороне общения, т.е. восприятии людьми друг друга, следует подчеркнуть, что в ней также кроются многие причины нарушений супружеских взаимоотношений. Супруги далеко не всегда учитывают во взаимоотношениях индивидуальные и возрастные особенности друг друга, а порою просто не замечают происходящих с течением времени изменений. Процесс познания другого (и себя через него) осуществляется с помощью двух механизмов. Прежде всего это механизм идентификации (буквально: уподобления себя другому, постановки себя на его место). Избыточная эгоцентричность, недостаток эмпатии, уподобленная другому через сочувствие и доверие к нему зачастую блокируют правильное восприятие человека. А это значит, что и перцептивная сторона общения (а следовательно и успешность в целом) также основывается на нормальном характере межличностных взаимоотношений. Второй механизм взаимопонимания - это рефлексия, или осознание того, как мы воспринимаемся партнёром по общению. Нормальные отношения не могут быть построены без учёта того, какими мы видимся другим, и именно из-за отказа от восприятия своего образа как бы глазами другого взаимоотношения супругов часто нарушаются.
Вторичная (негативная) адаптация супругов как явление не нашло ещё должного отражения в психологической и педагогической литературе. Отдельные изыскания были предложены философами Т.И.Царегородцевым и Н.И.Губановым. По мнению этих авторов, причиной адаптации выступает снижение новизны раздражителя постоянного действия, в связи с чем во избежание адаптации (для поддержания ощущения на высоком уровне) необходимо или увеличивать силу раздражения, или же менять качество раздражения.
Вторичная негативная адаптация проявляется в ослаблении чувств, их обесцвечивании, превращении в привычку, возникновения равнодушия. Осуществляется же она в трёх (по мнению авторов) основных сферах. Первая - интеллектуальная. Здесь происходит уменьшение интереса к другому супругу как личности вследствие повторения в общении одних и тех же мыслей, суждений, оценок. Опасность интеллектуальной негативной адаптации существует для любого супружества, ибо определяется каждодневным и неизбежным общением мужа и жены, зачастую приводящим к пресыщению супругов.
Следующая сфера вторичной негативной адаптации - нравственная. Здесь проявляется негативное действие демонстрации не самых лучших качеств супругов. мысли, жесты, интонации, используемые во время общения, попросту показываются в таком виде, в котором никогда бы не рискнули прийти на свидание.
Наконец, третья сфера вторичной негативной адаптации - сексуальные отношения супругов. низкая культура интимной жизни, лёгкая доступность близости и однообразие отношений могут приводить к снижению взаимной привлекательности.
В практическом плане успешность преодоления супружеской парой испытания вторичной адаптацией определяется постоянной новизной информации и межличностной совместимостью.(35)
Таким образом, чтобы в общении супругов было эффективно осуществлено взаимодействие, межличностные их отношения должны быть максимально благожелательными и в подлинном смысле этого слова совместимы. Если адаптация способствует простой (механической) устойчивости брака, то интеграция способствует качественной стабильности. Адаптация заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация осуществляется во всех без исключения сферах семейных отношений и касается всех составляющих образа жизни супругов.
2.4 Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях
Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый намеренно или неосознанно нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромен ли человек или высокомерен, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы или кичливы.
Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки взаимодействующих людей.
На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причём человек сначала учится оценивать других, а потом уже себя. Лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.(41)
Сложившаяся самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний - тот уровень трудности задания, который личность обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний влияют динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, в том числе и в супружеских взаимоотношениях. Уровень притязаний должен быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно заниженным, завышенным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.(32)
Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые задачи (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он достаточно умён, способный, но выбирает цели попроще, чтобы не «перетрудиться», проявляя социальную хитрость). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, непосильные задачи, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованиям, фрустрации. Такая беспочвенная самоуверенность часто раздражает участников взаимодействия, вызывает конфликты.
Психологически заниженная самооценка, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей, либо быть орудием в руках других.
Чем выше притязания, тем большими должны быть результаты, достижения человека.
Низкая самооценка означает острую неудовлетворённость собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии.
Но неудовлетворённость собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженной самооценке; так у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознаётся расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которые он хотел бы обладать.(23)
Таким образом, становление самооценки и уровня притязаний личности происходит в процессе социализации непосредственно в процессе общения и взаимодействия партнёров по общению. Общение происходит на разных уровнях. Нас интересует внутрисемейное общение и взаимодействие супругов. Следовательно, возможно существует и определённая взаимосвязь между самооценкой личности партнёров по браку и супружеской совместимости, так как супруги постоянно находятся в процессе взаимодействия, взаимовлияния.
Выводы по II главе
1. Понимание удовлетворённости браком близко к понятию супружеской совместимости, так как реализация представлений в супружестве и определяет оценку супругами собственного брака, их удовлетворённость семейными отношениями.
2. Аттракция как симпатия к другому человеку является безусловным компонентом чувства любви, способствует первичной адаптации супругов, определяет уровень совместимости.
3. Аттракция возникает при условии отсутствия значительного расхождения самооценки и оценки со стороны партнёра.
4. Адаптация заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация осуществляется во всех без исключения сферах семейных отношений и касается всех составляющих образа жизни супругов.
5. Адаптация способствует простой (механической) устойчивости брака, интеграция способствует качественной стабильности.
6. Становление самооценки и уровня притязаний личности происходит в процессе социализации непосредственно в процессе общения и взаимодействия партнёров по общению.
7. Возможно существует и определённая взаимосвязь между самооценкой личности партнёров по браку и супружеской совместимости, так как супруги постоянно находятся в процессе взаимодействия, взаимовлияния.
ГЛАВА III ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ ПАРТНЁРОВ
3.1 Цели и задачи исследования
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость проявляется во взаимодействии и общении супругов, так же как и самооценка формируется в процессе взаимодействия и общения.
Целью нашего исследования мы определили изучение уровня совместимости супругов и самооценки супругов.
.Объектом нашего исследования выступает семья, семейные отношения.
Предмет исследования: условия совместимости супругов, взаимовлияния между их личностными, психическими, психофизиологическими особенностями.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотезы исследования:
Существует взаимосвязь самооценки партнёров по браку и супружеской совместимости партнёров.
Для решения поставленной цели, доказательства выдвинутого тезиса были поставлены следующие задачи
1. Проанализировать зарубежные и отечественные исследования, раскрывающие принципы совместимости супругов, теоретические и практические изыскания по вопросу самооценки личности.
2. Разработать методический инструментарий, позволяющий выявить и фиксировать факторы, оказывающие влияние на совместимость супругов и самооценку.
3. Выделить некоторые факторы, чаще всего предопределяющие счастье или неудачу в браке на этой основе прийти к выводу о том, каковы условия совместимости партнёров в семейной жизни.
4. Исследовать уровень совместимости супружеских пар и самооценку каждого из супругов.
5. Обосновать критерии взаимосвязи супружеской совместимости и самооценки супругов выявить взаимовлияния между личностными, психическими, психофизиологическими особенностями партнёров.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют представления о специфике семьи как малой группы и супружестве как одной из подструктур семьи (А.А.Бодалёв, Ю.А.Алёшина, Л.Я.Гозман, С.И.Голод); представление о роли социально-психологических и личностных факторов в супружеском взаимодействии (Н.Н.Обозов, В.В.Столин, В.А.Сысенко).
3.2 Методы исследования супружеской совместимости
Особое значение в семейном консультировании имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, так как от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор коррекционной работы и её эффективность.
Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определённой семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнёром семейных обязанностей) ролевым притязаниям (личная готовность каждого из партнёров выполнять семейные роли).
Для данного исследования мы использовали методику, разработанную А.Н.Волковой, «Ролевые ожидания и притязания в браке». Эта методика позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности супругов, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнёров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют аспекты семейных ценностей.
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.
В результате исследования мы имели данные, характеризующие представления супругов об иерархии семейных ценностей, а также данные, отражающие ориентацию супругов на активное ролевое поведение брачного партнёра, на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций. Анализируем степень согласованности семейных ценностей супругов на тех ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнёров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим отношения в семье.
Психологическая совместимость в браке является одним из важнейших факторов стабильности брачно-семейных отношений. Известно, что при её наличии адаптация супругов друг к другу не требует особых усилий, перестройки личности, так как взаимодействие основывается на присущих партнёрам качествах.
С целью выявления оптимальности подбора супругов мы использовали методику Лири, модифицированную советскими учёными - Ю.А.Решетняк и Г.С.Васильченко. Тест Лири многоаспектен и направлен на изучение межличностных отношений и взаимного восприятия. Поэтому мы его применили для выявления самооценки и степени неудовлетворённости собой, ожидания в отношении личности, например, мужа или жены, на основании чего мы смогли оценить степень расхождения этих ожиданий с реальным образом партнёра. Расхождение между идеалом и реальностью может создавать напряжение в отношениях и становится источником дестабилизации брака и семьи. Причины напряжения и конфликтности нередко обусловлены недовольством собой и партнёром. С помощью методики Лири мы смогли определить формирование нарушений семейных отношений, а результаты использовать в целях психопрофилактики.
Также нами была использована методика «Удовлетворённость браком». Автор этой методики Столин В.В.. Данная методика направлена на выявление уровня общей удовлетворённости или неудовлетворённости браком у супругов.
Для выявления уровня ценностных ориентаций супругов и иерархии этих ценностей по степени важности нами была использована методика В.Рокича.
Исследование самооценки супругов проводилось с помощью методики ранжирования качеств, необходимых человеку для жизни в семье. Каждый испытуемый индивидуально проранжировал эти качества с точки зрения того, в каком порядке они должны быть выражены у идеального семьянина и отдельно ранжировались эти качества, но уже с точки зрения того, в какой последовательности они выражены у самих испытуемых в настоящее время. Анализ самооценки также проводился и по результатам методики Лири.
Для статистической обработки, анализа средневзвешенного арифметического и расчёта коэффициента ранговой корреляции использована методика Спирмена.
Для получения данных по уровню самооценки также был использован такой метод исследования как беседа с испытуемыми супругами индивидуально.
Таким образом, нами в исследовании было использовано шесть разных методик, позволяющих выявить различные аспекты семейных отношений необходимых для подтверждения или опровержения тезиса гипотезы.
3.3 Анализ и результаты исследования
Исследование в общем объёме продолжалось в течение двух лет.
Первый год исследования был посвящён рассмотрению теоретических изысканий по вопросу супружеской совместимости в психологической литературе. Были выделены теоретические предпосылки и условия успешности брака в связи с изучаемой проблемой, результаты которых изложены выше в I главе теоретической части нашей работы.
В результате первого года исследования нами было проведено практическое исследование уровня супружеской совместимости у 21 супружеской пары. Для этого было использовано 4 методики: методика, направленная на выявление удовлетворённости супругами браком (В.В.Столин «Удовлетворённость браком»); методика, определяющая соотношение и соответствие-несоответствие ожиданий-притязаний супругов, выявляющая конфликтные сферы внутри семьи, устанавливающая ролевую адекватность супругов (А.Н.Волкова РОП); методика, обнаруживающая ценностно-ориентационные тенденции и устремления супругов (В.Рокич); модифицированный тест Лири, проявляющий отношение каждого супруга к самому себе и идеальному образу партнёра по браку.
Таким образом, среди респондентов выделились две группы супругов: совместимые и несовместимые.
Совместимость-несовместимость определялась совокупностью характеристик, полученных благодаря проведению вышеназванных методик.
Итак, совместимыми парами нами были признаны те супружеские пары, которые характеризовались высоким и средним уровнем удовлетворённости браком, согласованностью или в большинстве своём согласованностью ролевых ожиданий-притязаний, подобию ценностных ориентаций, взглядов, установок. Таких пар оказалось 14, т.е. 67 %.
Несовместимыми парами были признаны те пары, которые характеризовались высокой конфликтностью, резким несовпадением ценностных ориентаций, несогласованностью ролевых ожиданий-притязаний. Таких пар выявилось 7, т.е. 33 %.
Следует выделить среднюю величину среди этих групп по совместимости-несовместимости. Нами эта подгруппа была включена в группу совместимых супругов, но выделение этой подгруппы необходимо для иллюстрации результатов второго этапа исследования. Таким образом, группа совместимых пар разделилась на идеально совместимую подгруппу супругов, составляющую 47 % от этой группы, и среднесовместимую подгруппу партнёров по браку, составляющую 19 % от этой группы.
Рис. № 1. Диаграмма количественного отношения совместимых и несовместимых супружеских пар
На втором этапе проводилось исследование и уточнение теоретических положений, связанных с явлением совместимости: удовлетворённость браком, аттракция, адаптация и интеграция. Изучались диссертационные исследования известных психологов: Н.А.Обозова, В.А.Терехина, Е.В.Кривченко, Ю.А.Алёшина и др. Мы рассмотрели понятие самооценки личности, т.к. становление самооценки и уровня притязаний личности происходит в процессе социализации непосредственно в процессе общения и взаимодействия партнёров по общению, в том числе и в семейных отношениях. Таким образом, мы предположили взаимосвязь самооценки супругов и супружеской совместимости. Поскольку гипотетические положения проверяются и подтверждаются в результате практического исследования, нами была выдвинута гипотеза: существует взаимосвязь самооценки партнёров по браку и супружеской совместимости партнёров.
Для исследования самооценки супругов нами были использованы такие методы, как методика В.Рокича и беседа.
Для статистической обработки результатов методики В.Рокича использовался расчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Таким образом, коэффициент самооценки каждого супруга рассчитывался по формуле:
C=1-
где n - число сравниваемых пар, di - разность рангов i-той пары.
Значения коэффициента самооценки изменяются от -1 до +1. В данном случае этот числовой отрезок следует разбить на три зоны: от -1 до -0,6; от -0,6 до +0,6 и от + 0,6 до +1. первая из этих зон соответствует явно заниженной самооценке, обладатели которой существенно недооценивают свои качества и зачастую терзаются сомнением собственного несовершенства, сомневаясь в себе тогда, когда вполне можно быть в себе уверенным. Третья зона значений соответствует сильно завышенной самооценке, обладатели которой переоценивают свои возможности и достоинства и вследствие этого не предпринимают серьёзных усилий по совершенствованию себя и как семьянина в том числе. Вторая же (средняя) зона говорит о наличии адекватной самооценки, которая не мешает её обладателю жить и совершенствоваться.
Таким образом, в результате исследования 18 супругов из разных супружеских пар обладают адекватной самооценкой, 11 супругов с завышенной самооценкой, 13 - с заниженной самооценкой. Эти данные выведены в таблицу.
Таблица № 1
Данные по уровням самооценок каждого из супругов в исследуемых парах
Испытуемые
|
Заниженная с/о
От -1 до -0,6
|
Адекватная с/о
От -0,6 до +0,6
|
Завышенная с/о
От +0,6 до +1
|
|
Оксана Н.
|
|
0,25
|
|
|
Андрей Н.
|
-0,86
|
|
|
|
Татьяна Т.
|
|
|
0,32
|
|
Анатолий Т.
|
|
-0,13
|
|
|
Алёна Б.
|
|
|
0,85
|
|
Виктор Б.
|
|
|
0,71
|
|
Дариха К.
|
|
|
0,78
|
|
Серик К.
|
|
0,56
|
|
|
Светлана К.
|
-0,75
|
|
|
|
Андрей К.
|
-0,74
|
|
|
|
Ольга К.
|
|
0,52
|
|
|
Дмитрий К.
|
|
|
0,82
|
|
Наталья М.
|
|
-0,38
|
|
|
Сергей М.
|
|
0,29
|
|
|
Ирина Г.
|
-0,84
|
|
|
|
Игорь Г.
|
-0,61
|
|
|
|
Алла З.
|
-0,77
|
|
|
|
Валерий З.
|
-0,67
|
|
|
|
Татьяна П.
|
|
0,22
|
|
|
Вячеслав П.
|
|
-0,37
|
|
|
Марина Т.
|
-0,89
|
|
|
|
Валерий Т.
|
|
-0, 96
|
|
|
Марина П.
|
|
0,57
|
|
|
Александр П.
|
|
0,43
|
|
|
Евгения Ж.
|
|
|
0,93
|
|
Владимир Ж.
|
-0,76
|
|
|
|
Олег М.
|
|
|
0,85
|
|
Светлана М.
|
-0,84
|
|
|
|
Светлана С.
|
-0,79
|
|
|
|
Антон С.
|
|
|
0,75
|
|
Николай М.
|
|
|
0,93
|
|
Ольга М.
|
|
-0,89
|
|
|
Индира Р.
|
|
0,012
|
|
|
Владимир Р.
|
|
|
0,65
|
|
Любовь Т.
|
-0,82
|
|
|
|
Вальтер Т.
|
|
|
0,91
|
|
Любовь К.
|
-0,64
|
|
|
|
Александр К.
|
|
0,57
|
|
|
Татьяна К.
|
|
-0,04
|
|
|
Сергей К.
|
|
0,52
|
|
|
Лариса С.
|
|
0,11
|
|
|
Владимир С.
|
|
|
|
|
|
Таким образом, из таблицы № 1 можно вывести таблицу, выявляющую сочетания уровней самооценок супругов в каждой паре и соотнести эти сочетания с уровнем совместимости каждой супружеской пары.
Таблица № 2
Соотношение данных по уровням совместимости супругов и сочетаний самооценок супругов
Адекватная
Низкая
с/о
|
Адекватная
Высокая
с/о
|
Адекватная
Адекватная
с/о
|
Низкая
Низкая
с/о
|
Низкая
Высокая
с/о
|
Высокая Высокая
с/о
|
|
4 пары
|
5 пар
|
4 пары
|
3 пары
|
4 пары
|
1 пара
|
|
Оксана Н.
Андрей Н.
|
Татьяна Т.
Анатолий
|
Наталья М.
Сергей М.
|
Светлана
Андрей К.
|
Светлана
Антон С.
|
Алена Б.
Виктор Б.
|
|
Марина Т.
Валерий Т.
|
Дариха К.
Серик К.
|
Татьяна П.
Вячеслав П
|
Ирина Г.
Игорь Г.
|
Любовь Т.
Вальтер Т.
|
|
|
Любовь К.
Александр
|
Ольга К.
Дмитрий К
|
Марина П.
Александр
|
Алла З.
Валерий З
|
Олег М.
Светлана
|
|
|
Лариса С.
Владимир
|
Индира Р.
Владимир
|
Татьяна К.
Сергей К.
|
|
Евгения
Владимир
|
|
|
|
Ольга М.
Николай М
|
|
|
|
|
|
Средняя степень совмест-ти
|
Высокая
степень совмест-ти
|
Высокая степень совмест-ти
|
Низкая степень совмес-ти
|
Низкая степень совмес-ти
|
Высокая степень совмес-ти
|
|
|
Таким образом, в процентном соотношении полученные результаты можно представить в диаграмме.
Рис. 2 Соотношение данных по уровням совместимости супругов и сочетаний самооценок супругов
где АН - адекватная - низкая самооценки
АВ - адекватная - высокая
АА - адекватная - адекватная
НН - низкая - низкая
НВ - низкая - высокая
ВВ - высокая - высокая
В рисунке 2 выведены данные, из чего следует сделать вывод о том, что существует зависимость между супружеской совместимостью и самооценкой партнёров по браку.
В семьях, где у одного из супругов наблюдается заниженная самооценка, показатели по совместимости снижены.
Адекватность одного из супругов «смягчает» заниженную самооценку другого супруга, что позволяет супругам считаться среднесовместимыми.
Острую конфликтность и неудовлетворённость создаёт сочетание низких самооценок у обоих супругов, а также сочетание завышенной и заниженной самооценок. В этих парах особо отчётливо прослеживается несовместимость.
Наличие у супругов сочетания высокой и адекватной самооценок выявлено у высоко совместимых партнёров.
Таким образом, гипотеза подтверждена, выявлена зависимость между самооценкой и супружеской совместимостью партнёров по браку.
Заключение
В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Поэтому актуальность исследования факторов, влияющих на качество брака, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резко возрастает. Предпринимаются попытки осмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи и организация психологической помощи (А.А.Бодалёв, Н.Н.Обозов, В.В.Столин, А.В.Северина и др.), изучаются вопросы психологической совместимости в браке (Н.Н. Обозов, А.Н.Волкова, А.А.Агустинавичюте, Т.В.Галкина, Д.В.Ольшанский, Р.Л.Кричевский, Д.Кутсар, Э. Тийт, Я.Л.Коломинский, Ю.Н.лейник, В.А.Терехин). С точки зрения психологов, основными показателями внутренней определённости брака являются совместимость и сработанность супругов.
Исследование проблемы совместимости супругов требует анализа всей совокупности многоаспектных взаимосвязей между мужем и женой, а критерий совместимости супругов будет наиболее полным, так как в семье один человек раскрывает перед другим многие стороны своей личности. В силу этого проблема совместимости в семье является многогранной.
В результате исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Супружеская совместимость выступает как согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий-притязаний при реализации своих функций.
2. Более важным является согласование семейных ценностей, тогда как в отношении распределения семейных ролей имеется возможность взаимной адаптации и коррекции установок.
3. Интеграция представлений супругов о семейном укладе в целом является индивидуальным процессом, имеющим свои особенности в каждом конкретном случае.
4. В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучение именно удовлетворённости браком.
5. Адаптация способствует простой (механической) устойчивости брака, то интеграция способствует качественной стабильности. Адаптация заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения.
6. Становление самооценки и уровня притязаний личности происходит в процессе социализации непосредственно в процессе общения и взаимодействия партнёров по общению.
7. Существует зависимость между супружеской совместимостью и самооценкой партнёров по браку.
8. В семьях, где у одного из супругов наблюдается заниженная самооценка, показатели по совместимости снижены.
9. Адекватность одного из супругов «смягчает» заниженную самооценку другого супруга, что позволяет супругам считаться среднесовместимыми.
10. Острую конфликтность и неудовлетворённость создаёт сочетание низких самооценок у обоих супругов, а также сочетание завышенной и заниженной самооценок. В этих парах особо отчётливо прослеживается несовместимость.
11. Наличие у супругов сочетания высокой и адекватной самооценок выявлено у высоко совместимых партнёров.
Список литературы
1. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовицкая Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М.,1987.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие.- СПб.: Речь, 2004.
3. Бейлькин М.М. Об интимном вслух. - Челябинск, Юж.- Урал. кн. изд-во, 1998.
4. Берулова Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003.
5. Бо Ф. Отношения между людьми. Пер. с франц. И.Кружилина, М.Малеева.- СПб: Питер, 2003.
6. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
7. Бодалёв А.А. Основы социально-психологической теории - М.: Высшая школа, 1995.
8. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.
9. Вахитов Н. Подходим ли мы друг другу? - Спб.: Питер, 2003.
10. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: пер. с чешск./ Общ. ред. и предисл. М.С.Мацковецкого. - М.: Прогресс, 1998.
11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений - М.: Просвещение, 1987.
12. Гозман Л.Я., Аждихина Н.И. Психология симпатий. - М., 1988.
13. Головаха Е.И., Панина Н.В. психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.
14. Голод С.И. Стабильность семьи: социальный и демографический аспекты.Л.,1984
15. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
16. Джеймс М. Брак и любовь. М., 1985.
17. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.
18. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М.: Знание, 1985.
19. Добрович А.Б., Ясицкая О.А. Милые бранятся!.. -М .: Московский рабочий, 1988.
20. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья, М.: Олимп, 1948.
21. Дружинин В.Н. Психология семьи. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
22. Егидес А.П. Опыт построения модели службы знакомств.//Психологический журнал.-1982.-№4.-С. 115-123.
23. Елизаров А.Н. Психологические консультации семьи: учебное пособие для студ. вузов/ О.А. Карабанова.-М.: Гандарики, 2004.
24. Земска М. Семья и личность. - М., 1986.
25. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для студ. вузов.-М.: Гандарики, 2004.
26. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
27. Ковалёв С.В. Психология современной семьи: Информ.- метод. мат-лы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
28. Краткий психологический словарь / сост. Л.И.Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.: Политиздат, 1985.
29. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений.- М.: Мысль, 1989.
30. Куприянчик Л. Психология любви. -М.,1998.
31. Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнёрских отношений через трансактный анализ Э.Берна. -М.: КСП+, 2001.
32. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985.
33. Навайтис Г.А. Муж, жена и…психолог.-М., 1995.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
35. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.-К.: «Лыбидь» Киев. Университете, 1990.
36. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений.//Психологический журнал.-1982.-№2.-С.147-151.
37. Общая психодиагностика / Под. ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. - М., 1987.
38. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.
39. Пиз А. Язык взаимоотношений мужчина-женщина./ Алан и Барбара Пиз.-М.: Эксмо, 2003.
40. Психологические тесты / Под. ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т.2.
41. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. вузов./ Е.И. Артамонова., Е.В.Екжанова., Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой.-М.: Академия, 2002.
42. Ричардсон Р. Силы семейных уз. Спб.: Акцидент, Ленато, 1994.
43. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины.-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
44. Сатир В. Как строить себя и свою семью: пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 1992.
45. Сатир В. Психотерапия семьи. Спб.: Ювента, 1999.
46. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Ещё раз про любовь.-СПб.: Речь, 2002.
47. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии.//Вопросы психологии.-1982.-№ 4.-С.112-115.
48. Титаренко А.Я. Семья и формирование личности.-М.: Мысль, 1987.
49. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие/ ЛГУ.-Л.: ЛГУ, 1988.
50. Хоффман Э., Вейнер М.Б. Книга о совместимости в любви / перев. с англ. - М.: ООО Издат. Дом «София», 2004.
51. Шапарь В.Б. Брак - дело тонкое. Уроки семейной психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
52. Шмелёв А.Г. Острые углы семейного круга. - М.: Знание, 1986.
53. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.-СПб.,1999.
54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.-Л., 1990.
Страницы: 1, 2, 3
|