бесплатные рефераты

Взаимосвязь свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих

Так мы проследили такую закономерность, что военнослужащие, занимающие лидирующее положение в подразделениях по методике Кеттела имеют высокие показатели по шкалам A, C, G, H. И низкие по шкалам: F, J, M, O, Q2.

Таким образом, можно утверждать, что военнослужащие, занимающие лидирующее положение в подразделениях имеют такие черты характера как: общительность, эмоциональную устойчивость, высокую нормативность поведения, сдержанность, доверчивость, практичность, уверенность в себе, конформизм (следуют за общественным мнением, предпочитают и работать и принимать решение вместе с другими людьми, ориентируются на социальное одобрение). Но, в условиях армейской службы, черту как нонконформизм трудно иметь, так как там все решает начальство, т.е. командиры, а военнослужащие исполняют приказы, и принимать собственные решения, независимо от мнения окружающих не могут.

На следующем этапе мы провели методику «Лидер» с военнослужащими - лидерами, для оценки способности человека быть лидером.

Выраженность лидерских качеств

1

7

11

12

17

23

25

28

29

30

36

40

47

50

52

53

71

Слабо

19

17

24

Средне

27

29

30

35

Сильно

42

43

42

44

42

45

46

44

47

45

В верхнем столбце данной таблицы, мы обозначили коды испытуемых - это коды наших лидеров; в левом столбце мы обозначили выраженность лидерских качеств, они могут быть выражены сильно, средне и слабо; в самой таблице мы показали результаты тестирования, т.е. баллы, полученные испытуемыми при тестировании.

Так мы видим, что у 17,6% военнослужащих лидерские качества выражены слабо; 58,8% - военнослужащих лидерские качества выражены сильно; 23,5% военнослужащих лидерские качества выражены средне.

Теперь мы докажем нашу гипотезу статистическим методом Коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена.

Факторы

1

7

11

12

17

23

25

28

29

30

36

40

47

50

52

53

71

MD

8

7

8

9

6

6

7

6

5

5

8

9

5

7

8

8

7

A

11

12

12

11

10

11

11

11

12

11

12

12

12

12

12

11

11

B

7

8

6

6

5

6

6

5

6

6

6

5

4

5

7

7

7

C

11

11

12

11

11

10

10

11

11

11

12

12

11

11

10

11

12

E

9

6

8

5

7

5

5

6

8

7

5

5

6

5

6

5

5

F

5

5

4

5

6

5

5

6

5

4

5

5

6

5

4

4

4

G

11

11

11

10

10

10

12

11

11

9

11

12

11

11

10

12

11

H

10

11

12

11

10

12

11

11

10

10

12

12

10

11

9

11

11

I

7

6

8

9

6

6

7

6

5

5

7

5

5

6

5

5

6

J

4

3

4

4

3

3

5

4

4

4

4

3

4

6

4

3

3

M

3

4

5

3

4

3

4

5

3

6

5

4

5

5

5

3

4

N

8

7

8

9

6

6

7

6

5

5

8

9

5

7

8

8

7

O

5

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

5

3

4

4

3

3

Q1

8

7

8

9

6

6

7

6

5

5

8

9

5

7

8

8

7

Q2

3

4

4

3

3

4

4

3

4

4

3

6

3

4

3

3

4

Q3

8

6

6

9

6

5

8

7

6

5

6

9

6

6

7

6

5

Q4

6

7

8

9

6

6

7

6

5

5

8

9

5

7

8

8

7

Ответ: Корреляция между свойствами личности лидеров-военнослужащих статистически значима (р<0,01) и является положительной.

Статистически мы показали, что на формирование лидерских качеств военнослужащего влияют определенные свойства личности. В нашем случае мы доказывали гипотезу о том, что высокая нормативность поведения военнослужащего помогает добиваться лидерства в воинском коллективе, мы доказали.

Выводы

По проведенным нами исследованиям, мы можем сказать следующее, что на лидерские качества военнослужащего влияют определенные свойства личности. Так мы выявили, что военнослужащие, занимающие лидирующее положение в подразделениях имеют такие черты характера как: общительность, эмоциональную устойчивость, высокую нормативность поведения, сдержанность, доверчивость, практичность, уверенность в себе, конформизм (следуют за общественным мнением, предпочитают и работать и принимать решение вместе с другими людьми, ориентируются на социальное одобрение). Но, в условиях армейской службы, черту как нонконформизм трудно иметь, так как там все решает начальство, т.е. командиры, а военнослужащие исполняют приказы, и принимать собственные решения, независимо от мнения окружающих не могут. А такие качества как осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, помогают военнослужащим в условиях армейской службы добиться лидирующего положения в воинском коллективе. Так мы доказали гипотезу о том, что высокая нормативность поведения военнослужащего помогает добиваться лидерства в воинском коллективе, и статистически ее подтвердили.

Заключение

Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих, подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что высокая нормативность поведения военнослужащего помогает добиваться лидерства в воинском коллективе.

Перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по теме «Взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих»

2. Рассмотреть теоретические основы проблемы взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств военнослужащих

3. Определить особенности личности военнослужащего

4. Определить сущность лидера в воинском коллективе

5. Выявить определенные свойства личности, влияющие на лидерские качества военнослужащих.

6. Доказать гипотезу и сделать выводы.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Существуют несколько теоретических подходов к изучению личности: Комплексный подход к изучению личности Он сформулирован и реализован Б.Г. Ананьевым; Системный подход к социальной психологии личности (Б.Ф. Ломов); Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологииличности (С.Л. Рубинштейн); Деятельностный подход к психологии личности, разработан А.Н. Леонтьевым; Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов -- А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Б.Д. Парыгина -- на структуру личности.

2. В социальной психологии существуют разнообразные классификации стиля руководства. В отношении офицеров Вооруженных сил чаще всего используется следующая классификация: истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности; преимущественно авторитарный; преимущественно либеральный; псевдоавторитетный. К числу основных личностных качеств, которые определяют возможность формирования истинного авторитета офицера, следует отнести его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение.

3. К числу основных личностных качеств, которые определяют возможность формирования истинного авторитета офицера, сержанта, солдата следует отнести его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение. В свою очередь, способность принять правильное решение в значительной степени зависит от таких качеств, как твердость, целеустремленность и настойчивость, сильная воля, умение потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивость, стремление понять психологию коллектива и каждого солдата и сержанта. Важно и то, чтобы офицер не боялся учиться у своих подчиненных, накапливать их опыт и знания.

4. Такие качества как осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность (высокая нормативность поведения), помогают военнослужащим в условиях армейской службы добиться лидирующего положения в воинском коллективе. Таким образом, наша гипотеза о том, что высокая нормативность поведения военнослужащего помогает добиваться лидерства в воинском коллективе доказана и статистически подтверждена.

Список использованной литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузов / Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2000. - 339 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. -352с.

5. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с.

6. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац.вопр. / Г.Ф. Вечорко. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 160 с.

7. Военная педагогика и психология / под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1986. - 443 с.

8. Вопросы воинского воспитания: сб. науч. ст. / Военная академия РФ; науч. ред. С.В. Курилин. - Москва, 1985г. - 178 с.

9. Дворсков, К.П. О стиле и культуре руководства / К.П. Дворсков, С.А. Ширяев. - Новосибирск: Экономист, 1995. - 214 с.

10. Емельянов, Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии / Ю.Н. Емельянов. - М.: Россмен, 1991. - 338 с.

11. Журавлев, А.Л. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом / А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин. - М.: Экономика, 1976. - 458 с.

12. Зуев, Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются / Ю.П. Зуев. - М.: Воениздат, 1986. - 122 с.

13. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Экономика, 1978. - 360 с.

14. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 2004. - 688 с.

15. Лидерство/ пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 258 с.

16. Мальцев, Л. С. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины / Л.С. Мальцев. - Мн.: Воениздат. 1998. - 339 с.

17. Методические рекомендации офицерам по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. - Мн.: Воениздат, 2006. - 43 с.

18. Проблемы воинского воспитания: сб. науч. ст. / Военная академия РФ; науч. ред. С.В. Курилин, Москва - 1979. - 273 с.

19. Психология личности: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. П.Н.Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 653 с.

20. Психологические тесты: в 2 т. / под общ. ред. А.А. Карелина. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 - 2003. - Т. 2: Психологические тесты / под общ. ред. А.А. Карелина. - 2003. - 248 с.

21. Психология / И.В. Дубровина [и др.]. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 464с.

22. Психология и педагогика. Военная психология / под общ. ред. А.Г. Маклакова. -- СПб.: Питер, 2004. -- 464 с.

23. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога: сб.науч.ст. / ГУ по работе с л/с; Л.С. Мальцев. - Минск, 1992. - 98 с.

24. Пулейкин, Т.Л. Психологическая профилактика - основное средство предупреждения конфликтных ситуаций в воинских коллективах / Т.Л. Пулейкин // Куйбышевец. - 1994. - N 5. - С. 19 - 28.

25. Роббер, М. А. Психология индивида и группы / М.А. Роббер. - М.: Прогресс, 1988 - 374с

26. Смит, Дж. Лидерство в сфере профессиональных услуг /пер. с англ/Дж.Смит. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. - 288 с.

27. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.

28. Семечкин, Н.И. Социальная психология: учебник для вузов / Н.И. Семечкин - СПб.: Питер, 2004. - 376 с.

29. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2000. - 101 с.

30. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под.общ.ред. С.Т.Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 671 с.

Приложение 1

Тест Кэттелла (16PF-опросник)

ИНСТРУКЦИЯ “Сейчас Вам будет предложено ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых особенностей Вашего самочувствия, поведения, характера. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Каждый отдельный вопрос вообще не будет просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели. Не старайтесь произвести своими ответами хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя. При ответе на вопрос просто запишите букву выбранного Вами ответа в соответствующую клетку регистрационного бланка. Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Отвечать нужно на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Если у Вас возникнут вопросы - поднимите руку”.

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше: а)да, б)трудно сказать, в)нет

2. Я бы вполне мог жить один вдали от людей: а)да, б)иногда, в)нет

3. Если бы я сказал, что небо находиться внизу, и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника: а)бандитом, б)святым, в)тучей

4. Когда я ложусь спать, я: а)засыпаю быстро, б)нечто среднее, в)засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы: а)пропустить вперед большинство машин, б)не знаю, в)обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю возможность другим шутить и рассказывать разные истории а)да, б)иногда, в)нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка: а)да, б)трудно сказать, в)нет

8. Большинство людей с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть: а)да, б)иногда, в)нет

9. Я бы скорее занимался: а)фехтованием и танцами, б)затрудняюсь сказать, в)борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом: а)да, б)иногда, в)нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями: а)всегда, б)иногда, в)редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь: а)верно, б)не знаю, в)не верно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом: а)верно, б)не знаю, в)не верно

14. Мне больше нравиться придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов а)верно, б)не знаю, в)не верно

15. Когда я планирую что-нибудь, то предпочитаю делать это самостоятельно без чьей-либо помощи: а)верно, б)иногда, в)нет

16. Думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей: а)верно, б)затрудняюсь ответить, в)не верно

17. Меня раздражают люди которые не могут принимать решения: а)верно, б)не знаю, в)не верно

18. Иногда, хоть и кратковременно у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям: а)да, б)не знаю в)нет

19. Скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли: а) моим хорошим друзьям, б) не знаю, в)в своем дневнике

20. Я думаю, что противоположное по смыслу противоположности слова неточный, это: а)небрежный, б)тщательный, в)приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо: а)да, б)трудно сказать, в)нет

22. Меня больше раздражают люди, которые: а)своими грубыми шутками вгоняют людей в краску, б)затрудняюсь ответить, в)создают неудобства для меня опаздывая на условленную встречу

23. Мне очень нравиться приглашать гостей и развлекать их а)верно, б)не знаю, в)не верно

24. Я думаю, что а)не все надо делать одинаково тщательно, б)затрудняюсь сказать, в)любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение а)да, б)возможно, в)нет

26. Мои друзья чаще а)советуются со мной, б)делают то и другое поровну, в)дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его а)да, б)иногда, в)нет

28. Мне нравится друг а)интересы которого имеют деловой и практический характер, б)не знаю, в) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи противоположные тем, в которые я твердо верю а)верно, б)трудно сказать, в)не верно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки а)да, б)не знаю, в)нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел а)играть в шахматы, б)трудно сказать, в)играть в городки

32. Мне нравятся общительные компанейские люди а)да, б)иногда, в)нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей чем с другими людьми а)да, б)трудно сказать, в)нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях когда мне это необходимо а)да, б)иногда, в)нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав а) да, б) иногда, в)нет

36. На предприятии мне было бы интереснее а)работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве, б)трудно сказать, в)беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими а)кошка, б)близко, в)солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание а)раздражает меня, б)нечто среднее, в)не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я а)позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти, б)не знаю, в)жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня а)тяжелая работа, б)не знаю, в)быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше чем они делают это сейчас требовать соблюдения законов морали а)да б)иногда в)нет

42. Мне говорили, что ребенком я был а)спокойным и любил оставаться один б)не знаю в)живым, подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами а)да, б)не знаю, в)нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду даже если это не легко для них а)да, б)трудно сказать, в)нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идею, потому что они кажутся мне неосуществимыми а)верно, б)затрудняюсь ответить, в)неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко как это делают большинство людей а)верно, б)не знаю, в)не верно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать а)верно, б)не знаю, в)не верно

48. В музыке я наслаждаюсь а)маршами в исполнении военных оркестров, б)не знаю, в)скрипичными соло

49. Я скорее предпочел бы провести два летних месяца а)в деревне с одними или двумя друзьями, б)затрудняюсь сказать, в)возглавляя группу в туристическом лагере

50. Усилия затраченные на составление планов а)никогда не лишние, б)трудно сказать, в)не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не раздражают и не огорчают меня а)верно, б)не знаю, в)не верно

52. Когда мне все удается я нахожу эти дела легкими а)всегда, б)иногда, в)редко

53. Я предпочел бы скорее работать а)в учереждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них, б)затрудняюсь ответить, в)архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево а)к лесу, б)к растению, в)к листу

55. То, что я делаю у меня не получается а)редко, б)иногда, в)часто

56. В большинстве дел я а)предпочитаю рискнуть, б)не знаю, в)предпочитаю действовать наверняка

57. Верно некоторые люди считают, что я очень много говорю а)скорее это так, б)не знаю, в)думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек а)большого ума, будь он даже ненадежен и неисполнителен, б)трудно сказать, в)со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения а)быстрее, чем многие люди, б)не знаю, в)медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят а)мастерство и изящество, б)трудно сказать, в)сила и мощь

61. Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству а)да, б)нечто среднее, в)нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными а)да, б)не знаю, в)нет

63. Я предпочитаю а)решать вопросы касающиеся меня лично сам, б)затрудняюсь ответить, в)советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же после того как я, что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость а)верно, б)не знаю, в)неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний а)на уроках, б)трудно сказать, в)читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности а)верно, б)трудно сказать, в)неверно

67. Когда вопрос который надо решить очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь а)заняться другим вопросом, б)затрудняюсь ответить, в)еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д.- казалось бы без определенной причины а) да б) иногда, в) нет

69. Иногда я соображаю хуже чем обычно а)верно, б)не знаю, в)неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня а)да, б)иногда, в)нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5,- будет а)10,б)5, в)7

72. Иногда у меня бывают приступы тошноты и головокружения без определенной причины а)да, б)не знаю, в)нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство а)да, б)иногда, в)нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени чем другие люди а)верно, б)трудно сказать, в)неверно

75. На вечеринке мне нравится а)принимать участие в интересной беседе, б)затрудняюсь ответить, в)смотреть как люди отдыхают и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать а)да, б)иногда, в)нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с а)Колумбом, б)не знаю, в)Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела а)да, б)иногда, в)нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы а)оформлять витрины, б)не знаю, в)быть кассиром

80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их и продолжаю поступать так, как считаю нужным а)да, б)трудно сказать, в)нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно а)сразу же думаю «у него плохое настроение, б)не знаю, в)беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей а)которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов, б)не знаю, в)которые отвергают новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое удовольствие рассказывая местные новости а)да, б)иногда, в)нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной а)верно, б)иногда, в)неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный чем большинство людей а)верно, б)не знаю, в)неверно

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной а)верно, б)иногда, в)неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать а)часто, б)иногда, в)никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут отмеренных по точным часам, то эти часы а)отстают, б)идут правильно, в)спешат

89. Мне бывает скучно а)часто, б)иногда, в)редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом а)верно, б)иногда, в)неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны а)да, б)иногда, в)нет

92. Дома в свободное время, я а)болтаю и отдыхаю, б)затрудняюсь ответить, в)занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми а)да, б)иногда, в)нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой а)да, б)иногда, в)нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться вовсе не друзьями за моей спиной а)да, в большинстве случаев, б)иногда, в)нет, редко

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов а)да, б)иногда, в)нет

97. Я думаю, что было бы интереснее быть а)натуралистом и работать с растениями, б)не знаю, в)страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например к определенным животным, местам и т.д. а)да, б)иногда, в)нет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ