Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности беременных женщин
2. Расслабление. Все разбиваются на пары. Одна из пары ложится на спину, раскинув руки, а другая поддерживает ее своей правой рукой за правое плечо. Голова лежащей лежит на сгибе локтя ведущей. Левая рука лежащей проходит под мышкой ведущей.
Помимо перечисленных упражнений после проведения занятий в воде проводились беседы по следующим темам.
1. Формирование личности ребенка.
- Перинатальная жизнь младенца: внутриутробное существование, формирование характера ребенка в процессе родов, механизм импринтинга (первое впечатление ребенка об окружающем мире). Воссоединение с миром через мать. Последствия разлучения матери и ребенка сразу после родов.
- Недоношенные дети.
- Восьмимесячные младенцы.
- Особенности «кесарят».
2. Признаки начала родов, течение родов, варианты позиций матери во время схваток и потуг.
- Признаки начала родов. Эмоциональные состояния, возникающие у матери и ребенка в последний месяц беременности и в родах. «Синдром гнезда». Важная подготовительная работа организма. Предвестники, опускание живота, отхождение слизистой пробки.
- Течение родов. Схватки, потуги (интервалы, длительность). Приемы самообезболивания. Рождение плаценты, обрезание пуповины.
3. Роды в роддоме.
Чего следует избегать и к чему следует стремиться, чтобы достичь благополучного исхода родов. Освещение отдельных моментов родовспоможения в конкретном роддоме (в каких случаях применяют стимуляцию, анестезию, кесарево сечение). Необходимые действия, производимые с ребенком после рождения (когда перерезают пуповину, кладут ли на живот маме, что делают с плацентой и т.д.).
4. Ведение родов. Обзор роддомов.
Роды с предлежанием малыша, отличным от головного, действия акушера в таких родах. Особенности протекания и ведения родов с ранним излитием вод. Физиологическая и патологическая боль в родах. Безопасные методы стимуляции затянувшихся родов. Стремительные роды. Профилактика возникновения патологий: гипотрофии (недоразвития) ребенка, угрозы выкидыша и преждевременных родов.
5. Определение состояния ребенка в первые минуты жизни по шкале Апгар.
Пограничные состояния ребенка первых дней жизни, особенности врачебного наблюдения.
6. Первые месяцы жизни младенца. Патронаж.
Аптечка и приданное для ребенка. Комната малыша. Уход за ребенком первых дней жизни. Проблемы, с которыми сталкиваются родители на первом году жизни малыша.
7. Типичные проблемы беременных - как с ними справляться.
Конкретные рекомендации по следующим проблемам: токсикоз, боли в спине, растяжки, боли внизу живота, отеки, изжога, температура, насморк, разрыхление связок и др. Прибавка в весе. Использование витаминов и других медицинских препаратов (плюсы и минусы).
8. Различные способы вскармливания младенца.
Особенности грудного и искусственного вскармливания. Основы питания матери при кормлении грудью. Способы увеличения лактации. Показания к использованию различных видов детского питания при частичной или полной замене грудного кормления. Введение прикорма.
9. Особенности первых дней жизни ребенка.
Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Врачебный взгляд на уход за новорожденным. Типичные проблемы первых месяцев жизни. Иммунопрофилактика: польза и вред вакцинации.
10. Послеродовый патронаж матери и новорожденного.
Медицинское наблюдение. Развивающие занятия для младенца с первых дней жизни (массаж, динамическая гимнастика, акватренинг).
После проведения всего курса занятий в бассейне и бесед, было проведено повторное тестирование.
3.3 Итоговое обследование на выявление уровня тревожности
Повторное обследование проходило по тем же методикам, которые были использованы при первично диагностике. Результаты обследования представлены в таблицах 3.3 и 3.4.
Таблица 3.3 - Результаты исследования тревожности контрольной группы
№ беременной
|
Опросник Спилбергера
|
Шкала Тейлора
|
Немотивированная тревожность
|
|
|
СТ
|
ЛТ
|
ШЛ
|
ШТ
|
|
|
1
|
44
|
44
|
4
|
24
|
9
|
|
2
|
46
|
54
|
1
|
36
|
11
|
|
3
|
48
|
52
|
5
|
21
|
6
|
|
4
|
60
|
74
|
2
|
42
|
12
|
|
5
|
38
|
44
|
3
|
20
|
4
|
|
6
|
59
|
62
|
3
|
44
|
11
|
|
7
|
50
|
56
|
4
|
38
|
7
|
|
8
|
62
|
48
|
1
|
41
|
10
|
|
9
|
56
|
37
|
5
|
36
|
6
|
|
10
|
76
|
56
|
1
|
36
|
11
|
|
11
|
52
|
52
|
1
|
27
|
9
|
|
12
|
48
|
51
|
3
|
34
|
8
|
|
13
|
29
|
36
|
4
|
12
|
3
|
|
14
|
62
|
56
|
1
|
29
|
7
|
|
15
|
35
|
48
|
5
|
14
|
3
|
|
|
Таблица 3.4 - Результаты исследования тревожности экспериментальной группы
№ беременной
|
Опросник Спилбергера
|
Шкала Тейлора
|
Немотивированная тревожность
|
|
|
СТ
|
ЛТ
|
ШЛ
|
ШТ
|
|
|
1
|
42
|
41
|
4
|
24
|
8
|
|
2
|
46
|
39
|
4
|
20
|
6
|
|
3
|
42
|
52
|
1
|
24
|
6
|
|
4
|
39
|
41
|
3
|
19
|
7
|
|
5
|
42
|
60
|
3
|
28
|
8
|
|
6
|
46
|
50
|
3
|
36
|
6
|
|
7
|
34
|
42
|
3
|
36
|
8
|
|
8
|
32
|
40
|
2
|
27
|
5
|
|
9
|
64
|
52
|
1
|
41
|
9
|
|
10
|
41
|
58
|
5
|
31
|
6
|
|
11
|
29
|
26
|
2
|
13
|
3
|
|
12
|
49
|
49
|
3
|
14
|
2
|
|
13
|
46
|
42
|
3
|
26
|
6
|
|
14
|
26
|
25
|
3
|
10
|
1
|
|
15
|
39
|
43
|
4
|
24
|
6
|
|
|
Как видно из представленных таблиц (табл. 3.3 и 3.4) в контрольной группе показатель тревожности по всем методикам повысился, в экспериментальной группе - понизился. Наиболее явно это можно увидеть графически. На рисунке 3.4 представлены результаты контрольной группы на первом и итоговом тестировании.
Рисунок 3.4 - Результаты контрольной группы по методике Спилбергера
Как видно из рисунка 3.4, в контрольной группе ситуативная тревожность выросла, а личностная уменьшилась, но незначительно. Низкая ситуативная тревожность наблюдалась у одного человека и на предварительном, и на итоговом тестировании.
На рисунке 3.5 представлены результаты контрольной групп на предварительном и итоговом тестировании по методикам Тейлора и необоснованной тревожности.
Рисунок 3.5 - Результаты тестирования контрольной группы по методике Тейлора и склонности к тревожности
Как можно увидеть из рисунка 3.5, диагностика по методике Тейлора показало, что женщин с высоким уровнем тревожности стало больше, так же как и женщин, у которых наблюдается необоснованная (немотивированная) тревожность.
Склонность к необоснованной тревожности на предварительном этапе наблюдалась у одной испытуемой, на итоговом - у двоих.
На рисунке 3.6 представлены графические данные по экспериментальной группе (методика Спилбергера).
Рисунок 3.6 - Результаты тестирования экспериментальной группы по методике Спилбергера
Как видно из рисунка 3.6, на итоговом тестировании после проведения занятий в бассейне значительно снизился показатель ситуативной и личной тревожности у женщин экспериментальной группы. Низкая ситуативная и личная тревожность на итоговом тестировании обнаружена у двух женщин. Умеренный показатель тревожности возрос.
На рисунке 3.7 представлены результаты выявления тревожности по методике Тейлора и необоснованной тревожности.
Рисунок 3.7 - Результаты тестирования экспериментальной группы
На рисунке 3.7 видно, что у женщин экспериментальной группе по методике Тейлора значительно снизились показатели по уровню тревожности. Появилось 3 человека, у которых уровень тревожности с тенденцией к низкому, чего не было на предварительном тестировании до проведения занятий в бассейне. Необоснованная тревожность, которая наблюдалась у трех женщин на предварительном этапе, после занятий снизилась.
Таким образом, можно говорить о том, что занятия в бассейне способствовали снижению уровня тревожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из актуальных вопросов нашего времени является физическое и психическое здоровье будущего поколения. Беременность и роды, хотя и являются нормальной, естественной функцией организма женщины, но в то же время несут с собой колоссальную нагрузку на ее тело и психику. Неподготовленая женщина, не только подходит к родам с отрицательными эмоциями, непониманием и чувством беспомощности, но и, чаще всего, этот комплекс сопровождает будущую маму на протяжении всей беременности. Взаимоотношения между плодом и матерью в пренатальном периоде сложны и разнообразны. А.Бертин выявил, что качество эмоциональной связи между матерью и ребенком влияет на его развивающуюся психику.
Изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребенка, необычайно глубоки. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие она ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях с другими людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее душой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.
Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребенку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности (когда женщина не ощущает себя беременной, не чувствует никаких изменений в физическом и психическом состоянии) могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребенка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.
В данной работе предполагалось изучить влияние психопрофилактических занятий, включающих в себя упражнения в бассейне (акватреннинг), на уровень тревожности у женщин во время беременности.
Объектом данного исследования выступали беременные женщины со сроком от12 до 20 недель (на начало исследования).
Нами была выдвинута гипотеза, что занятия в бассейне (акватренинг) положительно влияют на снижение уровня тревожности.
В ходе работы был проведен эксперимент. Женщин разделили на две группы - экспериментальную и контрольную. После предварительной диагностики на выявление уровня тревожности, женщины экспериментальной группы посещали занятия в бассейне. После проведения всего цикла занятий было проведено повторное тестирование женщин, в ходе которого нами были получены результаты, которые подтвердили выдвинутую гипотезу: уровень тревожности женщин, которые занимались акватренингом, снизился.
Таким образом, можно говорить о том, что занятия в бассейне целесообразны для уменьшения тревожности, следовательно, для общего психоэмоционального состояния женщин, которые готовятся к родам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамченко В.В, Мальгина Г.Б., Коваленко Н.П., Убайдатова Б.А. Стресс и беременность. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. - С.-49.
2. Аверина Ю.В., Пашкова Е.С. Особенности психокоррекционной работы с повторнородящими женщинами, имеющими психотравмирующий опыт рождения первенца. // Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. - СПб., 2001. - С.-109.
3. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498с.
4. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. - Иваново, 2001. - С. 164 - 179
5. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии - 1999. - №3. С. 38 - 47.
6. Васильева В.В. Психопрофилактическое сопровождение беременных женщин в системе акушерского мониторинга. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. - С.-43-45.
7. Вельвовский И.З. Система психопрофилактического обезболивания родов. - М.: Просвещение, 1986.
8. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008с.
9. Грантли Дик-Рид Роды без страха. - М.: Просвещение, 1996. - 168с.
10. Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Речь, 2004.
11. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. - СПб., 2001.
12. Коваленко Н.П., Смагин С.Ф. Нервно-психические расстройства у женщин до и после родов. // Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. - СПб., 2001.
13. Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. // Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999г. - Санкт-Петербург - Иваново, 2000. - С.312-320.
14. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общества, т.2, вып.3, - М., 1996.
15. Мелхерм У. Плавание для беременных. - М.: АСТ: Астрель, 2004.
16. Меньшуткина Т.Г., Непочатых М.Г. Аквафитнес и питание. - М., 2005.
17. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - №2.
18. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Детский психолог. - №5. - 2003.
19. Филиппова Г.Г. Психологические факторы нарушения беременности и материнства. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции. / Под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. - С.-35-36.
20. Чинарова Е. Аквапузики. // Беременность. - 2005. - №1 (январь).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тесты на выявление тревожности
Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения:
№ п/п
|
Суждение
|
Нет, это не так
|
Пожалуй, так
|
Верно
|
Совершенно верно
|
|
1
|
Я спокоен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
2
|
Мне ничто не угрожает
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3
|
Я нахожусь в напряжении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4
|
Я внутренне скован
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
Я чувствую себя свободно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
6
|
Я расстроен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
7
|
Меня волнуют возможные неудачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
8
|
Я ощущаю душевный покой
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
9
|
Я встревожен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
10
|
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
11
|
Я уверен в себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
12
|
Я нервничаю
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
13
|
Я не нахожу себе места
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
14
|
Я взвинчен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
15
|
Я не чувствую скованности, напряжения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
16
|
Я доволен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
17
|
Я озабочен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
18
|
Я слишком возбужден и мне не по себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
19
|
Мне радостно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
20
|
Мне приятно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения:
№ п/п
|
Суждение
|
Никогда
|
Почти никогда
|
Часто
|
Почти всегда
|
|
21
|
У меня бывает приподнятое настроение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
22
|
Я бываю раздражительным
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
23
|
Я легко расстраиваюсь
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
24
|
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
25
|
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
26
|
Я чувствую прилив сил и желание работать
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
27
|
Я спокоен, хладнокровен и собран
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
28
|
Меня тревожат возможные трудности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
29
|
Я слишком переживаю из-за пустяков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
30
|
Я бываю вполне счастлив
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
31
|
Я все принимаю близко к сердцу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
32
|
Мне не хватает уверенности в себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
33
|
Я чувствую себя беззащитным
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
34
|
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
35
|
У меня бывает хандра
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
36
|
Я бываю доволен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
37
|
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
38
|
Бывает, что я чувствую себя неудачником
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
39
|
Я уравновешенный человек
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
40
|
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Обработка результатов.
1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
Ключ
СТ
|
Ответы
|
ЛТ
|
Ответы
|
|
№
|
Нет, это не так
|
Пожалуй, так
|
Верно
|
Совершенно верно
|
№
|
Никогда
|
Почти никогда
|
Часто
|
Почти всегда
|
|
СТ
|
ЛТ
|
|
1
|
4
|
1
|
3
|
2
|
21
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
2
|
4
|
1
|
3
|
2
|
22
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3
|
1
|
4
|
2
|
3
|
23
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4
|
1
|
4
|
2
|
3
|
24
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
4
|
1
|
3
|
2
|
25
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
6
|
1
|
4
|
2
|
3
|
26
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
7
|
1
|
4
|
2
|
3
|
27
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
8
|
4
|
1
|
3
|
2
|
28
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
9
|
1
|
4
|
2
|
3
|
29
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
10
|
4
|
1
|
3
|
2
|
30
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
11
|
4
|
1
|
3
|
2
|
31
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
12
|
1
|
4
|
2
|
3
|
32
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
13
|
1
|
4
|
2
|
3
|
33
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
14
|
1
|
4
|
2
|
3
|
34
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
15
|
4
|
1
|
3
|
2
|
35
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
16
|
4
|
1
|
3
|
2
|
36
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
17
|
1
|
4
|
2
|
3
|
37
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
18
|
1
|
4
|
2
|
3
|
38
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
19
|
4
|
1
|
3
|
2
|
39
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
20
|
4
|
1
|
3
|
2
|
40
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Тест «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова)
Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В.Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений.
Текст опросника
4. Я могу долго работать не уставая.
5. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
6. Обычно руки и ноги у меня теплые.
7. У меня редко болит голова.
8. Я уверен в своих силах.
9. Ожидание меня нервирует.
10. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
11. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
12. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.
13. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.
14. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
15. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
16. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей.
17. Я не слишком застенчив.
18. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
19. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
20. Я краснею не чаще, чем другие.
21. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
22. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
23. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
24. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
25. Обычно я спокоен и меня не легко расстроить.
26. Меня часто мучают ночные кошмары.
27. Я склонен все принимать слишком серьезно.
28. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
29. У меня беспокойный и прерывистый сон.
30. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
31. Я более чувствителен, чем большинство людей.
32. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
33. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие
34. Мой желудок сильно беспокоит меня.
35. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.
36. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
37. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
38. Я легко прихожу в замешательство.
39. Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.
40. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
41. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
42. Я никогда не опаздывал на свидание или работу.
43. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
44. Иногда мне хочется выругаться
45. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо
46. Меня беспокоят возможные неудачи.
47. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
48. Меня нередко охватывает отчаяние.
49. Я - человек нервный и легко возбудимый.
50. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
51. Я почти всегда испытываю чувство голода.
52. Мне не хватает уверенности в себе.
53. Я легко потею, даже в прохладные дни.
54. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
55. У меня очень редко болит живот.
56. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
57. У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
58. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
59. Я легко расстраиваюсь.
60. Практически я никогда не краснею.
61. У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.
62. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
63. Обычно я работаю с большим напряжением.
Ключ
Шкала
|
Ответ
|
Номер вопроса
|
|
Шкала тревоги
|
«Да»
|
6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60
|
|
|
«Нет»
|
1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58
|
|
Шкала лжи
|
«Да»
|
2, 10, 55
|
|
|
«Нет»
|
16, 20, 27, 29, 41, 51, 59
|
|
|
Совпадения оцениваются в 1 балл.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:
40 - 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;
25 - 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15 - 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5 - 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0 - 5 баллов - о низком уровне тревоги.
Тест «Склонность к немотивированной тревожности»
Инструкция. Ответьте на предложенные ситуации «да» или «нет».
1. В детстве вы были пугливым, робким ребенком.
2. Ребенком вы боялись оставаться один в доме (возможно, боитесь и сейчас).
3. Вас иногда преследует мысль, что с вами может случиться что-то
4. страшное.
5. Вы пугаетесь во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (пугались в детстве).
6. У вас часто бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущения возможной беды, неприятности.
7. Вам страшно спускаться в темный подвал.
8. Вам часто сняться страшные сны.
9. В вашем воображении обычно возникают неприятные мысли, когда близкие без предупреждения задерживаются.
10. Чаще всего беспокоитесь: как бы чего не случилось.
11. Очень переживаете, когда близкие уезжают на отдых, в командировку, за границу.
12. Вам страшно летать самолетом (или ездить поездом).
Обработка результатов.
Чем больше утвердительных ответов, тем отчетливее выражена дисфункциональность стереотипа эмоционального поведения:
10-12 баллов - необоснованная тревожность проявляется очень ярко, и стала неотъемлемой чертой поведения;
5-9 баллов - есть некоторая склонность к тревожности;
4 балла и меньше - склонности к тревожности нет.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|