Зависимость от азартных игр. Гэмблинг-зависимость. Содержание
Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 5
Понятие аддиктивного поведения 6
Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения 8
Этапы становления аддиктивного поведения 11
Классификация аддиктивного поведения 14
Особенности зависимости от азартных игр 24
Особенности зависимости от компьютерных игр 38
Глава 2. Методы исследования 41
Методы исследования 42
Экспериментально - психологические методики 43
Описание исследования. Объект исследования 50
Глава 3. Результаты исследования и интерпретация результатов 51
Характеристика исследуемых групп 52
Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу 54
Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда - Г. Шмишека 56
Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина 58
Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах 59
Заключение 64
Выводы 65
Список использованной литературы 66
Введение
В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).
Данная работа посвящена изучению вопроса зависимости людей от азартных игр или гэмблинг зависимости. Страсть к азартным играм имеет длительную и насыщенную историю. Чтобы представить эмоциональную напряженность обсуждаемого вопроса достаточно изучить произведения таких известных писателей, как Ф. Достоевский, А. Куприн, Дж. Лондон и А. Грин, т.е. людей, которые и сами были игроками. Многочисленные истории и широко известные факты о выигранных и проигранных состояниях в большинстве случаев также связаны со страстью к игре. Жизнь человека, подверженного зависимости от игры, становится отличной от привычно нормальной жизни и подчиняется полностью новой сверх ценности.
Зависимость от азартных игр (игромания, лудомания и гэмблинг-зависимость) широко распространена в мире и, в частности, в России. Сейчас в азартные игры вовлекаются слои населения, различные по возрастному составу (от подростков до лиц пожилого возраста), материальному обеспечению, кругу общения, этнической принадлежности и т.д. Этот факт объясняется широчайшим разнообразием видов и форм азартных игр, рассчитанных на разные категории населения с различным уровнем дохода и интересами. Кроме того, в азартную игру способен играть каждый, поскольку в большинстве азартных игр не требуется особых умений.
Данная проблема стала особенно актуальной в нынешнее время развитых коммуникаций. С появлением интернета казино стало доступным в каждом доме, где есть компьютер. Сегодня, чтобы играть в азартные игры можно не вставать с дивана. Такие интернент-казино привлекательны еще и тем, что в них отсутствуют ограничения по возрасту, и гарантируется полная анонимность игроков. Благодаря этому возможность играть в азартные игры имеют и дети, которым запрещен этот вид занятий в силу возраста, и пожилые люди, не посещающие игорные клубы по причине нездоровья. С другой стороны стало широко распространенным участие в некоторых телевизионных лотереях целых семей, когда создаются условия развития тяги к игре у младших членов семьи.
Необходимо также отметить возникновение в последнее время зависимости и от компьютерных игр. Распространение такой зависимости обуславливается проникновением компьютерных технологий во все сферы деятельности человека, а также развитием высокой реалистичности и сложности компьютерных игр.
Несмотря на давнюю историю и широкую распространенность проблемы азартных игр, многое в появлении и развитии такой аддикций у человека остается не изученным и недостаточно освещенным.
Исходя из этого, целью данной дипломной работы является изучение теоретических и практических аспектов возникновения и развития зависимости от азартных игр, определение психологического портрета патологических игроков, а также поиск возможных путей решения проблемы.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
· теоретическое изучение различных видов и факторов развития аддиктивного поведения человека
· изучение и выявление психологических особенностей патологически зависимых от азартных и компьютерных игр
· сравнение их с показателями контрольной группы
· выявление возможных вариантов решения проблемы лудомании
Объект исследования: люди, страдающие зависимостью от азартных игр.
Гипотеза: личностные черты зависимых от азартных игр существенно отличаются от здоровых испытуемых.
Понятие аддиктивного поведения
Для определения аддиктивного поведения требуется рассмотреть такие термины как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение.
Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответству-ет понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К.К. Платонова) - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов груп-пы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, созда-ющих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимо-действуют и, отражая, формируют его.
Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как склонность к дезадаптации, тотальность, стабильность. Под склонностью к дезадаптации понимается существование Шаблонов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности; взаимодействиями с окружающими людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Признак тотальности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в ко-торых оказывается человек, т.е. они проявляются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств. Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими факторами, а также базироваться на па-тологии характера, сформированной в процессе социализации.
Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических про-цессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. (В.Д. Менделевич, 2003 г.)
Аддиктивное поведение (от англ, addiction -- пагубная, порочная склонность) -- одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния. (Большой психологический словарь, 2003 г.)
Наличие аддиктивного поведения указывает на нару-шенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и, макросреды. Аддиктивное поведение, по определению Короленко и Сига-ла (1991), характеризуется стремлением к уходу от реально-сти посредством изменения своего психического состояния.
Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от реальности путем из-менения психического состояния может происходить при ис-пользовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в дан-ный момент. Для реализации этой цели человек "вырабатывает" индивидуальные подхо-ды, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связан-ное с изменением психического состояния, начинает домини-ровать в сознании, становясь центральной идеей, вторгаю-щейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии. (Короленко, Дмитриева, 2001 г.)
Механизм ухода от реальности выглядит следующим об-разом. Выбранный человеком способ подействовал, понра-вился и зафиксировался в сознании как наконец-то найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние.
В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, авто-матически заменяется приятным уходом от проблемы с пере-носом ее решения "на завтра". Постепенно волевые усилия снижаются, так как аддиктивные реализации "бьют" по воле-вым функциям, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешенных проблем.
Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.)
Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова-ния на различные воздействия, например, на алкоголь. Заме-чено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. Американские ученые также выделяют такой фактор как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству.
Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция обще-ства и нарастание изменений с невозможностью к ним сво-евременно адаптироваться.
Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе.
Большинство отклонений в поведении несовершенно-летних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один ис-точник -- социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптирован-ный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие де-фекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей.
Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим харак-тером, безоговорочным доминированием одного из роди-телей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказа-ния.
Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным об-разом сказаться на формировании личности ребенка, по-дростка и также способствуют его десоциализации.
Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее по-ложение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми.
Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицате-льные факторы, как правонарушения, совершаемые роди-телями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.
Криминогенная семья. Такая семья, члены которой со-вершают преступления. Иногда приходится констатиро-вать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом.
К психологическим факторам относятся личностные осо-бенности, отражение в психике психологических травм в раз-личных периодах жизни.
Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая не-устойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неу-стойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возра-ста (Лично А. Е., 1986, Жмуров В. А., 1994, Шабанов Я. Д., Штакельберг О. Ю., 2000, Овчарова Р. В., 2000 и др.). К этим факторам необходимо отнести особенности, обу-словленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и фор-мирующимися сексуальным влечениям (Личко А. Е., 1986).
Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невы-носимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое.
За последнее время увеличилось число синдромов, от-носящихся к аддиктивному и компульсивному поведе-нию. Под компульсивным поведением подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсив-ного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт (Гоголева А.В.,2002 г.). Такие паттерны поведения могут быть внут-ренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра). Компульсивное поведение дает возможность ими-тации хорошего самочувствия на короткий период, не раз-решая внутриличностных проблем. Такое поведение можно считать патологическим, если оно отражает единственный способ совладения со стрес-сом (Кулаков С. А., 2000).
Анализируя особенности аддиктивной личности, В.Д. Менделевич ссылается на Е. Берна и через призму его теории раскрывает сущность аддиктивной личности. По мнению Е. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инициативе.
У аддиктивной личности каждый вид голода обостря-ется. Они не находят удовлетворения чувству голода в реа-льной жизни и стремятся снять дискомфорт и неудовлет-ворение реальностью стимуляцией тех или иных видов де-ятельности. Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поис-ку эмоциональных запредельных переживаний даже це-ной серьезного риска для жизни и неспособность быть от-ветственным за свои поступки.
Этапы становления аддиктивного поведения
Становление аддиктивного поведения отличается ши-роким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления аддиктивного поведения:
1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.
2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ - алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышлен-ными химикатами. Обычно оно присуще младшему по-дростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для дру-гих -- сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих -- качество вызываемых эффек-тов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разво-рачивается в компании и оформляется по алкогольному типу -- для веселья, раскованности, обострения восприя-тия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно актив-ное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими ве-ществами фильтр коробки противогаза). По мере прохож-дения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения В. Каган (1999) отличает моносубстантное, когда и первые про-бы, и поисковое экспериментирование определяется до-минирующей культуральной традицией (самогон в сель-ских районах России, гашиш, опиаты, и т. д. - в других эт-носоциальных средах).
3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Проис-ходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социаль-но-психологические, психологические и биологические.
Социальные -- нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социаль-ных и культурных традиций, контрастность уровней жиз-ни, интенсивность и плотность миграции и др.
Социально-психологические -- высокий уровень кол-лективной и массовой тревоги, разрыхленность поддер-живающих связей с семьей и другими позитивно-значи-мыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекате-льных для детей и подростков досуговых центров, ослаб-ление межпоколенных связей поколений.
Психологическая - незрелость личностной идентифи-кации, слабость или недостаточность способности к внут-реннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, вы-сокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конститу-ционально акцентуированные особенности личности.
Биологические - природа и «агрессивность» психоак-тивного вещества, индивидуальная толерантность, нару-шение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания. В процессе перехода аддиктивного поведения в бо-лезнь, вызываемую употреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и т. д.), выделяют следующие стадии развития болезни.
1 стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу. В этот период наблюдаются ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышенная толерантность, социальная дезадаптация.
2 стадия. Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (ко-каин, марихуана). В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями. Признаки хронической ин-токсикации зависят от типа употребляемых веществ
Переход к 3 стадии (падение толерантности, выражен-ный органический дефект личности с чертами специфиче-ского для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.
Классификация аддиктивного поведения
Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся, в частности, ал-коголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. К нехимическим аддикциям -- компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отно-шений, ургентные аддикции, работоголизм, адцикции к еде (переедание, голодание).
Химические аддикции
Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих пси-хическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости.
Алкогольная аддикция
Среди химических аддикции лучше всего изучена алко-гольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заклю-чается в том, что термин "изучена" в данном случае не со-всем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люди злоупотребляют алкоголем.
Алкоголизм -- хроническая психическая болезнь, раз-вивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе -- рас-стройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокато-ром эндогенных психозов. На последней стадии этой бо-лезни развивается деменция (слабоумие).
Психологическая зависимость от алкоголя строится на фик-сации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выде-ление носит упрощенный и условный характер. Выделяют основные дифференцированные эффекты алко-голя. К ним относится эйфоризирующий эффект, вызывающий повышенное настроение; транквилизирующий (атарактический), способность алкоголя вызывать релакс, кайф-эф-фект, состояния, сопровождающиеся стимуляцией вообра-жения, уход в сферу мечтаний, отрыв от реальности, отрешенность.
Алкоголь способен вызвать не только психологическую, но и физическую зависимость, становясь компонентом об-мена. В развитии зависимости имеет значение особенность употребления алкоголя, стили употребления, способствую-щие более быстрому формированию зависимости. Имеется в виду употребление уже в начале больших доз алкоголя, превышающих его переносимость. Физическая зависимость имеет следующие признаки: потеря контроля, неудержимое (биологическое) влечение, подчеркивающее влияние драйва, не имеющее психологического со-держания, симптомы отнятия, невозможность воздержаться от приема алкоголя. В процессе развития алкогольного аддиктивного поведе-ния представляется возможным выделить аддиктивные мо-тивации, ведущие часто к развитию определенной формы ал-коголизма. Короленко и Донских (1990) приводят описание основных аддиктивных мотиваций, наблюдающихся при развитии алкогольного аддиктивного поведения.
Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.
Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации яв-ляется неспособность отказаться от предлагаемого кем-ни-будь приема алкоголя.
Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, получения удовольствия в широком смысле этого слова.
Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь по-требляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя.
Псевдокультурная мотивация. В случаях псевдокуль-турной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя.
Наркомания и токсикомания
Отличие между ними условно. Термин "наркомания" ис-пользуют по отношению к употреблению веществ, изменяю-щих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, "токсикомания" -- при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.
Наркомания -- болезненное состояние, характеризую-щееся явлениями психической и физической зависимо-сти, настоятельной потребностью в повторном много-кратном употреблении психоактивных средств, принима-ющей форму непреодолимого влечения. В международ-ной классификации болезней (МКБ-10) наркомания - это «психические и поведенческие расстройства вследст-вие употребления психоактивных веществ». Сильную психическую зависимость способны вызывать все нарко-тики, но физическая зависимость к одним бывает выраже-на (препараты опия), к другим - остается неясной, сомни-тельной (марихуана), в отношении третьих вообще отсут-ствует (кокаин).
Токсикомания -- заболевание, проявляющееся психи-ческой и физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свой-ствами, что и наркотик (Ц. П. Короленко, 2000, М. В. Коркина, Лакосина, А. Е. Личко, 1995).
При употреблении веществ, изменяющих психическое со-стояние, также можно встретить симптом потери контроля, угрожающий жизни. К нему относится злоупотребление снотворными. Основными причинами распространения и употребле-ния наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социаль-но-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части насе-ления.
Мотивации к употреблению наркотических веществ очень сходны с мотивациями при алкогольной аддикции, так как механизм действия очень схож: стремление к устранению или смягчению явлений эмоционального дискомфорта, получению удовлетворения, эйфории, а также невозможность отказаться от предлагаемого вещества и следование определенному стилю жизни, имиджу, «изысканности вкуса» и т.п.
Табакокурение (никотинизм)
Наряду с алкоголем табак -- самое распространенное средство получения удовольствие. По классификации та-бачной зависимости по МКБ (международной классифи-кации болезней), нюханье, жевание и другие формы по-требления табака значительно уступают курению. Куре-ние сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейрове-гетативные функции и обменные процессы. Центральное действие начинается спустя несколько секунд от начала курения. Никотин это психофармакологическое вещест-во. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсив-но, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональ-ном выравнивании и успокаивающим эффекте.
Никотин -- алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака. Ни-котин является жидкостью с неприятным запахом и жгучим вкусом. При курении табака никотин проникает с ды-мом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболоч-ками, оказывает сначала возбуждающее (состояние при-ятного расслабления, релаксации), а затем, при примене-нии больших доз, парализующее действие. Никотин вы-зывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости, абстинентные симптомы при прекращении употребления, достаточно тяжелые. (Гоголева А.В., 2002 г.)
Табакокурение -- это хроническая интоксикация орга-низма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состо-яния эйфории, свойственного другим наркотическим ве-ществам, но способность оказывать физическое и психи-ческое привыкание у него такая же, как и у других нарко-тиков. Поэтому в Международной классификации болез-ней табачная зависимость, наряду с алкогольной и нарко-тической, включена в категорию «Умственные и поведен-ческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Развитие табачной зависи-мости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностя-ми организма и характера курильщика.
Важную роль играют пси-хосоциальные условия -- курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особен-но влияние курящих друзей (солидарность). Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольст-вия и напряженности (оперантное обуславливание), это-му способствуют часто повторяемые однотипные манипу-ляции прикуривания, вдыхания и т. д. Дальнейшее куре-ние к тому же обусловлено фармакологически: соматиче-ское привыкание, необходимость повышения дозы, прео-доление проявлений абстиненции (в основном вегетатив-ного характера) в результате повторного курения. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимо-сти. Поэтому неудивительно, что курение коррелирует с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.
Нехимические аддикций
К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), сексуальная и любовная аддикции, аддикция отно-шений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание. (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.). Из вышеперечисленных два термина -- аддикция отно-шений и ургентная аддикция -- требуют пояснения.
Аддикция отношений характеризуется привычкой челове-ка к определенному типу отношений. Аддикты отношений со-здают, например, группу "по интересам". Члены этой группы постоянно и с удовольствием ходят друг к другу в гости, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровож-дается постоянными мыслями о предстоящей встрече.
Ургентная аддикция проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта.
Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания.
Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к воз-никновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не обладают способностью любить себя, имеют трудности в установлении функциональных границ между собой и други-ми людьми. Им присущи проблемы с умереннос-тью в поведении, в проявлении чувств, в реализации активно-стей и т. д. Таким людям свойственны проблемы контроля, при которых они позволяют другим контролировать себя или пытаются контролировать других.
Любовная аддикция -- это аддикция отношений с фикса-цией на другом человеке, для которой характерны отноше-ния, возникающие между двумя аддиктами. Поэтому отно-шения, в которые вступает любовный аддикт, называются соаддиктивными. Наиболее типичным для них вариантом являются отношения любовного аддикта с аддиктом избега-ния.
Соаддиктивные отношения между двумя аддиктами ос-нованы на нездоровых эмоциях. Термин "здоровые" подразу-мевает разные эмоциональные реакции с широкой представленностью эмоций. При соаддиктивных отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность как в положительном, так и в отрицательном от-ношении. Эти отношения могут возникать, например, между мужем и женой, между родителями и ребенком, между дру-зьями, профессионалом и клиентом, реально существующим человеком и популярной социальной фигурой, с которой у человека не было личных контактов.
Аддикт избегания так же обладает эмоциональными нару-шениями, ему так же присущ страх, но представленность страха носит обратный, по сравнению с любовным аддиктом, характер. На уровне сознания, "на поверхности" у аддикта из-бегания присутствует страх интимности, репрессированный в подсознание у любовных аддиктов. Это происходит потому, что аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу.
Негативная интенсивность начинается с появления у ад-дикта избегания чувства внедрения в его жизнь, ограничения его свободы, контроля его поступков и начинающегося процес-са его "поглощения" любовным аддиктом. Он испытывает нарастание отрицательных эмоций в связи с требовательнос-тью любовного аддикта. Аддикт избегания начинает уходить от этих отношений, пытаясь уменьшать их интенсивность, ис-пользуя при этом разумные доводы типа "Я очень занят". На-ступающее освобождение временно смягчает страх.
Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскиро-ванным аддикциям. Трудность в получении прямых ответов на вопрос, касающийся этой проблемы, связана с социальны-ми табу, представленными в ряде обществ. Сексуальных аддикции в действительности больше, чем кажется, но в общественном сознании создается впечатле-ние об исключительности такого поведения.
По механизму возникновения сексуальные аддикции под-разделяются на глубокий, протрагированный вид, который начинает формироваться очень рано на фоне общего аддик-тивного процесса, и поздно возникающие сексуальные аддикции, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения, например, работоголизма. (Комер Р. 2002 г.)
Сексуальные аддикции начинаются с формирования осо-бой системы, называемой системой верований и убеждений. Аксиальной осью системы являются верования адцикта о себе, отношение его к себе, которое пронизывает всю окру-жающую его реальность, приводя к своеобразному, специфи-ческому мышлению. Система верований любого адцикта содержит некоторые основные верования, оказывающиеся неправильными, оши-бочными, создающими фундамент для развития аддикции.
У сексуальных аддиктов возникает вера, что секс является для них наиболее важной потребностью, и что это -- единственная сфера, в которой они могут проявить свою состоятельность.. Эта основная убежденность является точкой кристаллизации сексуальной аддикции. Система ве-рований, складывающаяся вокруг этой установки, представ-ляет собою систему искаженной реальности, в которой существенное место занимает отрицание.
Работоголизм
Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержание, а также определенные роли, идеи и процессы. Система предполагает определенную за-конченность и ограниченность.
Все системы требуют от людей, участвующих в ней, оп-ределенного поведения, соответствующего структуре систе-мы, которая награждает человека в случае совпадения его поведения с принятыми в системе нормами.
Организация сама по себе может функционировать как аддиктивная субстанция. Этот процесс может проявляться в постановке цели и месте, которое организация занимает в жизни каждого из сотрудников, например, в отношении к работоголизму, как к социально приемлемому и приветствуемому феномену. Таким образом, работоголизм выглядит в рамках этой системы продуктивным и желательным.
Одной из характеристик аддиктивной системы является стремление занять время человека, чтобы он не думал и не стремился разобраться в происходящем и в себе. С этой це-лью используются дополнительные формы непосредственно не связанной с производственным процессом активности (совместное проведение времени, общественная работа и др.).
Для аддиктивной системы характерна тенденция всячес-ки ограничивать реализацию способностей, таланта сотруд-ников. Это связано со страхом всего, что нельзя полностью контролировать. В результате создаются условия для застоя, задержки развития.
Аддиктивные организации объективно инвалидизируют людей, задерживая их профессиональное развитие. Аддиктивная организация игнорирует открытия, интуицию, новые идеи. То, что трудно измерить и проконтролировать, оценива-ется как не представляющее интереса.
Для аддиктивной организации характерна фабрикация личностных конфликтов, при которой возникающие пробле-мы переводятся в другую плоскость с использованием в ка-честве механизма психологической защиты перемещения.
Аддиктивные организации непосредственно стимулиру-ют работоголизм, поощряют постоянную занятость людей в рамках организации, даже если она не касается работы. Цель работоголизма, направленная на работу как на сред-ство ухода от проблемы, коварна, так как она не замечается человеком, легко убеждающим себя в том, что он работает для зарабатывания денег или для реализации какой-то дру-гой абстрактной цели. Такая психологическая защита, к со-жалению, акцентируется многими членами общества. Чело-век не понимает, что такой способ "затрачивания" себя приводит к остановке развития, к не использованию потенци-альных возможностей, что является тупиковым и губитель-ным.
Аддикции к еде
Переедание
Аддикция к еде возникает тогда, когда еда ис-пользуется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реаль-ности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неуда-чи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, ис-пользуя для этого процесс еды. И это часто удается сделать, так как во время приема пищи происходит фиксация на при-ятных вкусовых ощущениях и вытеснение в подсознание ма-териала, имеющего психологически неприятное содержание. Такой способ ухода от реальности может оказаться достаточно эффективным способом контроля своего настроения, прово-цируя, таким образом, быстрое формирование зависимости. Аддикция к еде -- особый способ зависимости. С одной стороны -- это психологическая зависимость, а с другой -- происходит "игра" на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоле-ния голода, а как средство психологического ухода от про-блем, происходит определенное влияние на драйв удовлетво-рения голода с искусственным его стимулированием.