бесплатные рефераты

Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость

23. Одалживали ли вы когда- либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

24. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

25. Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

26. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

27. Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

28. Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда).

При анализе ответов на вопросы 20 - 28 применялась следующая методика (Т. Такер). За каждый ответ "никогда" присваивалось 0 баллов, "иногда" - 1 балл, "чаще всего" - 2 балла, "почти всегда" - 3 балла. Все набранные баллы за ответы на все 9 вопросов суммировались. Конечный результат определялся по следующему ключу.

0 баллов - нет никаких негативных последствий азартной игры. Респондент может играть изредка, с целью общения или на досуге - игра не является проблемным пристрастием. 1-2 балла - Респондент может играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям.

3-7 баллов - Респондент играет в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень риска, подлежащий дальнейшему исследованию.

8-27 балл - Респондент играет на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян - чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть проблемы. Необходимо исследовать пристрастие к игре и его последствия.

2. Опросник А. Маслоу

Самоактуализация, по мнению А. Маслоу - это «потребность человека стать тем, кем он способен стать». Человек, достигший этого высшего уровня своих потребностей, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Данный опросник предназначен для диагностики уровня развития самоактуализации личности.

Обработка и интерпретация результатов. За каждое суж-дение, выбранное испытуемым и соответствующее самоактуа-лизации, начисляется 1 балл. Затем необходимо подсчитать бал-лы по всем шкалам теста. Затем подсчитывается значение двух базовых коэффициентов: коэффициента «Ориентация во време-ни» и коэффициента «Поддержка». На основе этих данных про-изводится основная интерпретация результатов.

Коэффициент «Ориентация во времени» состоит из количества баллов, набранных испытуемым по шкале «Ориентация во времени». Он представляет собой отношение количества пун-ктов, по которым испытуемый выбрал суждение, свойственное для несамоактуализирующейся личности, к количеству пунк-тов, по которым он выбрал суждение, характерное для самоак-туализирующейся личности. Аналогичным образом на основе данных, полученных по второй базовой шкале, можно вычислить коэффициент «Под-держки».

1. Шкала «Ориентация во времени» (17 пунктов) определяет степень правильности ориентированности че-ловека во времени.

2. Шкала «Поддержка» (90 пунктов) или «Опора на себя», является вто-рым основным параметром самоактуализирующейся личности. Этот параметр определяет направленность личности на себя и направленность на других, то есть руководствуется ли в жизни человек своими собственными целями, убеждениями, установ-ками и принципами, или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т. д.

3. Шкала «Ценностные ориентации» (20 пунктов) измеряет степень того, насколько человек руковод-ствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся лич-ности.

4. Шкала «Гибкость поведения» (24 пункта) измеряет гибкость поведения в различных ситуа-циях, гибкость применения стандартных оценок, принципов.

5. Шкала «Сензитивность» (13 пунктов) измеряет степень того, насколько человек глубоко и тонко ощущает себя, свои собственные переживания и по-требности.

6. Шкала «Спонтанность» (14 пунктов) измеряет способность спонтанно выражать свои чувства или быть самим собой.

7. Шкала «Самоуважение» (15 пунктов) измеряет способность человека уважать себя за свою силу.

8. Шкала «Самопринятие» (21 пункт) измеряет способность человека принимать себя воп-реки своей слабости. Труднее достичь «принятия себя», чем самоуважения. Ак-туализация собственной личности требует и того и другого. Эти две характеристики можно отнести к «восприятию себя».

9. Шкала «Взгляд на природу человека» (10 пунктов) оценивает понимание человеческой природы, му-жественности и женственности.

10. Шкала «Синергичность» (7 пунктов) измеряет способность к целостному восприятием мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыс-тие, не являются антагонистичными.

11. Шкала «Принятие агрессии» (16 пунктов) измеряет способность человека принимать свою аг-рессивность как природное свойство.

12. Шкала «Контактность» (20 пунктов) измеряет способность человека устанавливать глу-бокие и тесные контакты с окружающими.

13. Шкала «Познавательные способности» (11 пунктов) измеряет степень выраженности у человека стрем-ления к приобретению знаний об окружающем мире.

14. Шкала «Креативность» (14 пунктов) измеряет выраженность направленности личности.

Таким образом, тест в адаптированном варианте включает в себя 14 шкал и 126 пунктов. Каждый пункт содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обя-зательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей сте-пени соответствующее его взглядам и убеждениям.

3. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека.

Данный опросник состоит из 88 вопросов. Образец к опроснику и инструкцию к нему см. в приложении. Обработка результатов осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера. Тип характера, набравший максимальное количество баллов определялся как доминирующий тип для данной личности. Максимальное количество баллов - 80, минимальное - 20 по каждой акцентуации.

№ п/п

Название типа характера по К. Леонгарду

Название акцентуации

Ключ акцентуации и коэффициент нормирования

1

Гипертимный

Гипертимическая

2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 1,11,23,33, 45, 55, 67, 77)

2

Возбудимый

Проективная

1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81)

3

Эмотивный

Эмоцентрическая

2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79)

4

Дистимический

Дистимическая (депрессивная)

2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 9, 21, 31,43, 53,65,75,87)

5

Тревожно-боязливый

Невротическая

2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82)

6

Аффективно-экзальтированный

Интроективная

5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 10, 32, 54, 76)

7

Аффективно-лабильный

Циклотомическая

2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84)

8

Застревающий (неуравновешен-ный)

Паранойяльная

2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 8, 20,30,42, 52, 64, 74, 86)

9

Педантичный

Ригидная

1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83)

10

Демонстратив-ный

Вытеснения

1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88)

4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодина-мическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвя-зи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера.

По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, (СТ), возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожи-дание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие не-благоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, пре-стижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в под-верженности действию различных стрессоров. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испы-тывать СТ...» (Вопросы психологии. -- 1978. -- № 6. -- С. 95). Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самосто-ятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Результаты оцениваются в градациях:

до 30 баллов -- низкая;

31-45 баллов -- средняя;

46 баллов и более -- высокая тревожность.

Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Ситуативная тревожность (СТ) определяется по ключу:

СТ = (3,4,6, 7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+ 50

Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу:

ЛТ = (2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19) + 35

Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревож-ности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожно-сти, открывается возможность оценки параметра реактивности лич-ности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в си-туацию взаимодействия внутреннего и внешнего, а также проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая -- флегматика, а низкая реактивность -- холерика и вслед за ним -- санг-виника.

2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), по-лученному для активной, личностной тревожности, можно предвари-тельно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует, по нашей модели лично-сти, сангвинии и меланхолии, а низкая -- флегматии и холерии, -- лич-ностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера.

Описание исследования. Объект исследования

В ходе исследования все респонденты были разделены на две группы: зависимые от азартных игр (экспериментальная группа) и не имеющие какой-либо зависимости (контрольная группа).

Экспериментальную группу составили 20 человек, зависимых от азартных игр в возрасте от 22 до 42 лет, из них 16 мужчин и 4 женщины.

В контрольную группу вошло 20 человек, играющих в азартные игры, но не страдающих какой-либо формой зависимости в возрасте от 19 до 43 лет, из них 14 мужчин и 6 женщин. В ходе исследования испытуемые самостоятельно заполняли разработанную анкету.

Математическая обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA.

Различия результатов, полученных с помощью анкеты в экспериментальной и контрольной группах, определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Внутригрупповые связи были получены с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

Глава 3. Результаты исследования и интерпретация результатов

Характеристика исследуемых групп

В результате обработки первой части анкеты (общие сведения) были выявлены характеристики исследуемых, приведенные в таблице № 1.

Таблица № 1.Характеристика (общие сведения) исследуемых групп.

Наименование характеристики

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Чел.

%

Чел.

%

Пол: мужской

женский

16

4

80

20

14

6

70

30

Возраст: минимальный - максимальный

средний

22-42

29

Х

19-43

28

Х

Образование: среднее

среднее - специальное

высшее

1

7

12

5

35

60

1

8

11

5

40

55

Семейное положение: неженат/не замужем

женат/за мужем

разведен(а)

11

5

4

55

25

20

6

12

2

30

60

10

Наличие детей: да

нет

7

13

35

65

10

10

50

50

Материальное положение: низкое

среднее

высокое

2

15

3

10

75

15

1

18

1

5

90

5

Жилищные условия: отдельная квартира

коммунальная

снимают квартиру

12

4

4

60

20

20

12

2

6

60

10

30

Психические заболевания в семье: да

нет

1

19

5

95

0

20

0

100

Зависимости членов семьи: да

нет

18

2

90

10

14

6

70

30

Играли ли члены семьи в азартные игры: да

нет

17

3

85

15

13

7

65

35

В какие виды азартных игр играют:

казино

игровые автоматы

лото

карты и домино

Х

11

47

14

28

Х

12

41

Частота посещения игровых клубов:

3 - 4 раза в неделю

1 - 2 раза в неделю

1 раза в месяц и менее

не посещают

10

10

0

0

50

50

0

0

0

0

14

6

0

0

70

30

Непреодолимое влечение к игре: да

нет

16

4

80

20

0

20

0

100

Посещают игровые залы: одни

с кем-то

не посещают

15

5

0

75

25

0

6

9

5

30

45

25

Отношение к игре близких людей

играют вместе

нейтральное

отрицательное

резко-отрицательное

0

5

11

4

0

25

55

20

4

15

1

0

20

75

5

0

Из приведенных в таблице данных видно, что экспериментальная и контрольная группы различались по семейному положению. Количество не состоящих в браке людей из экспериментальной группы было больше по сравнению с контрольной группой. Эти различия имели статистически достоверный характер. Кроме того, члены экспериментальной группы имели детей достоверно реже по сравнению с контрольной группой. Если рассматривать зависимость членов семьи от алкоголя, табакокурения, наркотиков и пр., то также можно отметить преобладание этого фактора в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Также можно отметить, что семьи людей из экспериментальной группы чаще увлекались азартными играми, чем в контрольной группе. Следует обратить внимание на то, что все члены экспериментальной группы значительно чаще посещают игровые клубы - 1-4 раза в неделю, в то время как члены контрольной группы - 1 раз в месяц и менее. Также значительное различие получено по фактору непреодолимое влечение к игре: большинство членов экспериментальной группы чувствовали непреодолимое влечение к игре, в контрольной группе чувство непреодолимого влечения к игре полностью отсутствовало. Кроме того, члены экспериментальной группы чаще посещают игровые залы одни, а члены контрольной группы чаще с кем-то. У членов экспериментальной группы преобладает отрицательное отношение близких людей к игре, а у членов контрольной группы - нейтральное. По остальным факторам достоверных различий не полоучено.

Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу

Для выявления различий психологических характеристик экспериментальной и контрольной групп по 14 шкалам проводилось сравнение полученных результатов (количества баллов). Степень различия показателей между группами определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 2.

Таблица № 2. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу

Название шкалы

Эксперименталь-ная группа

Контрольная

группа

p

п/п

1

«Ориентация во времени»

8,51 + 1,58

9,66 + 2

0,1742

2

«Поддержка»

41,22 + 8,52

46,77 + 4,82

0,1021

3

«Ценностные ориентации»

9,84 + 2,25

11,22 + 3,63

0,3138

4

«Гибкость поведения»

11,41 + 2,99

12,66 + 3,54

0,4092

5

«Сензитивность»

6,4 + 1,17

7,88 + 2,15

0,0741

6

«Спонтанность»

4,82 + 1,69

6,88 + 1,83

0,0192

7

«Самоуважение»

5,83 + 2,57

9,22 + 2,28

0,0072

8

«Самопринятие»

9,35 + 3,13

11,44 + 2,74

0,1325

9

«Взгляд на природу человека»

3 + 1,25

4,88 + 1,96

0,0216

10

«Синергичность»

3,77 + 1,34

3,88 + 1,54

0,7779

11

«Принятие агрессии»

6,11 + 3,31

9,22 + 2,33

0,0313

12

«Контактность»

8,95 + 3,35

10,11 + 3,18

0,4313

13

«Познавательные способности»

3,9 + 1,66

5,33 + 1,58

0,0719

14

«Креативность»

6,92 + 3,7

5,88 + 2,26

0,4880

Р - достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами.

Из приведенных в таблице данных видно, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной было получено меньшее количество баллов практически по всем шкалам (за исключением шкалы «Креативность»). При этом в отношении шкал «Спонтанность», «Самоуважение», «Взгляд на природу человека», «Принятие агрессии» различия между группами носили статистически достоверный характер. Также следует отметить, что в отношении шкал «Сензитивность» и «Познавательные способности» различия приближались к статистически достоверным.

Описанные выше различия наглядно можно увидеть на диаграмме №1.

Диаграмма № 1. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу

Результаты сравнения средних баллов по шкалам А. Маслоу у исследуемых групп показывают, что практически по всем шкалам (за исключением шкалы «Креативность») у экспериментальной группы средний балл ниже, чем в контрольной группе. Это означает, что в среднем, исследуемые респонденты, зависимые от азартных игр, обладают более низким уровнем самоактуализации, чем не имеющие зависимости.

Низкий балл у экспериментальной группы по шкале «Спонтанность» означает, что респонденты, зависимые от азартных игр, опасаются, открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении, что свидетельствует о замкнутости (скрытности) характера. Высокий балл по данной шкале у контрольной групп говорит о том, что люди, не имеющие зависимости, способны выражать свои чувства в заранее не продуманных действиях.

Анализируя шкалу «Самоуважение», можно заключить, что не имеющие зависимости респонденты выше ценят себя, больше нравятся сами себе (по сравнению с экспериментальной группой), причем при условии, что для этого есть объективные основания. Зависимые респонденты, напротив, обладают низкой самооценкой, то есть низким самоуважением. Это выражается в неуверенности поведения, страхе доверять самому себе, что отрицательно сказывается на психике человека.

Различие показателей по шкале «Взгляд на природу человека» говорит о разном понимании человеческой природы. Респонденты контрольной группы более способны находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыстие, не являются антагонистическими. Респонденты экспериментальной группы менее способны осмысленно связывать противоречивые жизненные явления.

Низкий балл у экспериментальной группы по шкале «Принятие агрессии» отражает низкую способность принимать свою агрессивность. Из этого следует, что респонденты, зависимые от азартных игр стремятся скрыть это качество, отказаться от агрессии, подавить ее в себе. Это также свидетельствует о замкнутости, закрытости, не способности принимать себя, свой внутренний мир таким, какой он есть. Респонденты контрольной группы лучше понимают, что агрессивность и гнев свойственны природе человека и могут проявляться в межличностных контактах.

Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда - Г. Шмишека

Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3.

Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах.

№ п/п

Название типа характера по К. Леонгарду

Количество случаев в группах

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Гипертимный

4

1

2

Возбудимый

5

4

3

Эмотивный

1

2

4

Дистимический

2

2

5

Тревожно-боязливый

1

1

6

Аффективно-экзальтированный

3

3

7

Аффективно-лабильный

1

2

8

Застревающий (неуравновешен-ный)

2

1

9

Педантичный

0

2

10

Демонстратив-ный

1

2

При анализе распределения психологических типов в двух исследуемых группах каких-либо статистически достоверных различий не получено (метод сравнения долей). Хотя по данным литературы (Егоров, 2003) для людей, зависимых от азартных игр наиболее характерен гипертимный психологический тип.

Диаграмма № 2. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах.

На диаграмме № 2 видно, что в экспериментальной группе больше человек, которым характерен гипертимный тип по сравнению с контрольной группой. Остальные психологические типы в равной степени присущи обеим исследуемым группам.

Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина

При изучении выраженности типов тревожности был вычислены средние баллы по каждому типу тревожности у исследуемых групп. Степень различия показателей между группами определялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 4.

Таблица № 4. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным Шкалы Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина

№ п/п

Типы тревожности

Группы

Экспериментальная

Контрольная

Р

1

Ситуативная

47,9 + 8,97

40,2 + 5,99

0,0461

2

Личностная

54 + 12,61

35,8 + 5,77

0,0006

Р - достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами.

Из приведенных в таблице данных видно, что изучаемые группы существенно различались по обоим видам тревожности. Так, экспериментальная группа характеризовалась достоверно более высокой суммой баллов как в отношении ситуативной, так и в отношении личностной тревожности. При этом различие в отношении личностной тревожности больше, чем в отношении ситуативной (реактивной) тревожности. Эти различия также можно увидеть на диаграмме № 3.

Диаграмма № 3. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным Шкалы Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина

Высокая ситуативная тревожность у респондентов экспериментальной группы отражает высокую реактивность личности, вовлеченность в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего, также высокой ситуативной тревожности соответствует тип темперамента меланхолик. Респондентам контрольной группы в большей степени соответствует сангвинический или холерический тип темперамента. Это объясняется тем, что зависимые игроки и игроки, не имеющие зависимости, по-разному воспринимают игру. Для зависимых игра - это доминирующая часть жизни, требующая много сил и времени, от которой они не в силах отказаться. Для игроков, не имеющих зависимости игра - это просто приятное времяпровождение.

Высокая личностная тревожность у респондентов экспериментальной группы отражает высокую активность личности, которая соответствует меланхолии и сангвинии.

Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах

Корреляционные связи между показателями, полученными при анализе данных в экспериментальной и контрольной группах, рассчитывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена (R).

Экспериментальная группа

Статистически значимые связи в экспериментальной группе обнаружены между следующими переменными:

1. Возрастная характеристика положительно коррелирует с показателем личностной тревожности (R=0,90);

2. У респондентов, состоящих в браке, наблюдался более высокий балл по шкале личной тревожности (R=0,81);

3. У респондентов, имеющих детей наблюдался более низкий балл по шкале «Сензитивность» (R=0,81);

4. Величина дохода респондентов отрицательно коррелирует с показателем по шкале «Принятие агрессии» (R=-0,65);

5. У респондентов, проживающих в более плохих жилищных условиях, наблюдался более низкий балл по шкале «Сенситивность» (R=0,89) и более высокий балл по шкале «Самоприятие» (R=-0,65);

6. Показатель наличие зависимости у членов семьи респондентов положительно коррелирует с уровнем ситуативной тревожности (R=0,70), а также отрицательно коррелирует с количеством баллом по шкалам «Гибкость поведения» (R=-0,63), «Спонтанность» (R=-0,65) и «Контактность» (R=-0,65);

7. Показатель частоты посещения игровых залов отрицательно коррелирует с количеством баллов по шкале «Гибкость поведения» (R=-0,71).

Возрастание показателя личностной тревожности с увеличением возраста может быть объяснено тем, что надежды игроков, зависимых от азартных игр, не оправдываются, что свидетельствует о неадекватном восприятии жизненной реальности.

Наличие семьи, увеличивающая личностную тревожность, вызывает у зависимого игрока напряженность в поведении, то есть, можно сказать, что семья угнетает его, заставляет чувствовать себя ущемленным, является для него обузой. Аналогичная ситуация происходит с наличием детей у зависимых игроков. Дети для зависимого игрока являются подавляющим фактором, конкурентами, то есть он чувствует ущербность, поэтому способность тонко ощущать себя, свои собственные переживания и потребности снижается.

Связь величины дохода и показателем по шкале «Принятие агрессии», означает, что чем хуже материальное положение игрока, тем более агрессивным он становится. Этим объясняется склонность к совершению преступления, при большом проигрыше и больших долгах.

Связь жилищных условий и сензитивности выражается в снижении способности ощущать собственные переживания и уделении большего внимания внешним обстоятельствам. Повышение уровня самопринятия с ухудшением жилищных условий связано с тем, что патологические игроки пытаются оправдать свои слабые стороны плохими жилищными условиями.

Связь наличия зависимости у членов семьи и повышенным уровнем ситуативной тревожности, низким уровнем гибкости поведения, спонтанности и контактности можно отнести к наследственным факторам формирования зависимости у игрока. Низкий балл по шкале «Гибкость поведения» означает догматизм, неспособность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Низкие баллы по шкалам «Спонтанность» и «Контактность» отражает закрытость характера, трудности в выражении своих чувств и эмоций, трудности в общении и установлении межличностных контактов.

Связь частоты посещения игровых залов и гибкостью говорит о том, что чем больше человек втягивается в игру, тем труднее от нее отказаться.

Контрольная группа

Статистически значимые связи в контрольной группе обнаружены между следующими переменными:

1. У женщин наблюдался более высокий балл по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,50);

2. Уровень образования респондентов положительно коррелирует с количеством баллов по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,75);

3. У респондентов, состоящих в браке, наблюдался более низкий балл по шкале «Поддержка» (R=-0,73);

4. У респондентов, имеющих детей наблюдался более низкий балл по шкале «Ценностные ориентации» (R=-0,71);

5. У респондентов, имеющих более высокий доход, наблюдалась более высокая частота посещения игровых залов (R=0,71), положительное отношение родственников к игре (R=0,80) и более высокий балл по шкале «Самоуважение» (R=0,69), а также более низкий уровень ситуативной тревожности (R=0,67);

6. У респондентов, проживающих в более плохих жилищных условиях, более высокая частота посещения игровых залов (R= -0,83);

7. У респондентов, посещающих игровые залы с друзьями или родственниками, наблюдается более высокий показатель посещения игровых залов (R=0,67);

8. Отрицательному отношению родственников к игре соответствует более высокий балл по шкале «Принятие агрессии» (R=-0,68).

Корреляция уровня образования респондентов и количества баллов по шкале «Взгляд на природу человека» отражает повышение понимания природы человека как сочетание добра и зла, бескорыстия и корыстолюбия, бесчувственности и чувствительности.

Понижение балла по шкале «Поддержка» с появлением семьи отражает значимость мнения семьи в принятии решений, ориентированность на интересы семьи. При появлении детей в семьях у происходит реструктуризация ценностей, то есть большее внимание уделяется детям, а себя родители отодвигают на второй план.

У контрольной группы связи уровня материального положения с различными показателями носят прагматический характер. Чем выше доход у игроков, тем чаще они могут позволить себе играть в азартные игры, тем выше у них уровень самоуважения, тем меньше их критикуют родственники и ниже ситуативная тревожность.

Обратная зависимость между качеством жилищных условий и частотой посещения игровых залов показывает, что свою неудовлетворенность жилищными условиями игрок реализует тем, что уходит из дома и посещает игровой клуб.

Игроки, посещающие игровые залы с друзьями, играют чаше. Это можно объяснить тем, что они просто любят проводить время в компании и посещают игровые клубы с целью приятного времяпровождения и получения удовольствия от игры и общения.

Связь отношения родственников к игре и количества баллов по шкале «Принятие агрессии» отражает адекватное соразмерное отношение к критике.

Сравнение корреляционных связей в группах

1. Семья. Для зависимых игроков семья и дети - подавляющий, угнетающий фактор, связанный с повышением напряженности и тревожности. Здоровым игрокам семья оказывает поддержку. В семье они не чувствуют себя одинокими. Происходит переориентация ценностей в соответствии с интересами семьи.

2. Материальные и жилищные условия. У зависимых игроков плохие материальные условия повышают агрессивность. Здоровые игроки, в этом случае, компенсируют это, проводя больше времени с друзьями, развлекаются, играя в азартные игры.

3. Наследственные факторы. У зависимых игроков имеют огромное значение и оказывают влияние на многие личностные характеристики (гибкость, спонтанность, контактность, уровень ситуативной тревожности, самоуважение). У здоровых игроков не имеют существенного значения.

4. Частота посещения игровых залов. У здоровых игроков зависит от уровня материального положения. У больных игроков этот фактор влияет на гибкость поведения.

Заключение

Цель работы может считаться достигнутой. Однако, изучение личностных характеристик лиц, страдающих зависимостью от азартных игр необходимо продолжать, поскольку все еще остается значительный пробел в наших знаниях в этой области.

Гипотеза о том, что личностные характеристики людей, зависимых от азартных игр существенно отличаются от личностных характеристик здоровых испытуемых, подтвердилась.

По моему мнению, для решения проблемы гэмблинг-зависимости необходимо проведение более масштабного исследования зависимости от азартных игр с привлечением психологов, врачей и других специалистов, а также необходимо сотрудничество с игорными заведениями.

В связи с этим необходима разработка хорошей комплексной методики, позволяющей рассчитать все необходимые показатели, позволяющей быстро и надежно получать практически значимые и научно обоснованные результаты.

Также для решения проблемы гэмблинг-зависимости необходим государственный контроль игорных заведений. Должен быть разработан жесткий свод ограничений для организации казино или другого игрового клуба, а также осуществление контроля за его исполнением.

Только при объединении усилий по борьбе с зависимостью от азартных игр можно достичь существенных положительных результатов. В этом заключается сложность решения проблемы.

Выводы

1. Личностные характеристики зависимых игроков существенно отличаются от личностных характеристик людей, не имеющих такой зависимости.

2. Лица, зависимые от азартных игр отличаются более низким уровнем самоактуализации и более высоким уровнем тревожности.

3. Зависимых игрокам присуще такие характерологические особенности как неуравновешенность, неуверенность в себе, нерешительность, обидчивость, мнительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении.

4. Для зависимых игроков характерны такие состояния как подавленное настроение, быстрое утомление, плохо осваиваются с изменившимися условиями жизни, трудность выбора.

5. Зависимые игроки испытывают трудность в общении, в установлении межличностных контактов, отношениях с семьей. Характерна замкнутость, закрытость, агрессивность, негативное отношение к природе человека.

Список использованной литературы

1. Арзуманов Ю.Л. "О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики. Опыт решения проблем игровой зависимости за рубежом" http://www.vesti.ee/avgust02/22/press.htm

2. Белых А.Н. Ставка больше чем игра http://www.izvestia.ru/science/ article22536

3. Бирин А.Ю. "Преступность в сфере игорного бизнеса и её социальные аспекты" http://www.vesti.ee/avgust02/22/press.htm

4. Боголепова М. После тяжелого и продолжительного азарта.: Комерсантъ ДЕНЬГИ / http://www.cabin.ru/history.php3?icN23

5. В.В. Панькин Проблема игромании в России. Опыт зарубежных стран. Методы борьбы и профилактики игромании в России" http://www. vesti.ee/avgust02/22/press.htm

6. Великанова Л. П. "О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики" http://www.vesti.ee/avgust02/22/ press.htm

7. Ги Лефрансуа Теории научного формирования поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 278 с.

8. Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. "Формирование зависимости от азартных игр у молодежи и лиц зрелого возраста" http://www. vesti.ee/avgust02/22/press.htm

9. Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, половые различия. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003 (3). № 1. С.10-16

10. Иванов В.Д. "Тенденции развития игорного бизнеса. Возможные пути решения проблемы игромании." http://supol.narod.ru/archive/2002.HTM

11. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал, 1999. том 20, 1, с 94 - 102.

12. Комер Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 608 с.

13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Смысл, 1998. - 195 с.

14. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 864 с.

15. Макаров В.В. Психотерапия нового века. - М.: Академический проспект, 2001 - 496 с.

16. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 328 с.

17. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисами и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2002. - 182 с.

18. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

19. Панченко Л.Ф."О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики" http://www.vesti.ee/avgustpress.htm

20. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. - СПб.: Питер, 2003. - 1312 с.

21. Раен А.А. Психология подростка. Полное руководство. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.

22. Фомичева Ю.В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми//Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991./3. С. 27-39.

23. Холмс Д. Анормальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.

24. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999. том 20, 1, с 86 - 94.

25. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Юнити, 1995 - 122 с.

26. Arcuri, A F., Lester, D. & Smith, F.O. (1985) Формирования увлеченности азартными играми у подростков. Поведение. Подростковый период, 20, 935-938

27. Becona, E. (1996) Опросы по распространенности чрезмерной и патологической увлеченности азартными играми в Европе: Германия, Голландия и Испания (журнал «Исследование азартной игры»), 12,2, 179-192.

28. Becona, E. и Gestal, С. (1996) Патологическая азартная игра

29. Custer, R. L. (1982) Краткий обзор одержимости азартной игрой. В P. A. Carone, S. F. Yoles. S. N.

30. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Forth Edition). Primary Cake Version. APA. Washington DS. 1996. - 239 p.

31. Dickerson, M. (1993) Внутренние и внешние детерминанты зависимости от азартных игр: проблемы разграничения разных видов азартных игр. Журнал «Исследование азартной игры» 6, 3, 225-246.

32. Fisher, S.E. (1992) Оценка патологической увлеченности детей азартными играми : игровые автоматы в Великобритании, журнал «Исследование азартной игры» , 8, 3, 263-285.

33. Fisher, S.E. (1993b). Азартная игра и патологическая азартная игра среди подростков. Журнал «Исследование азартной игры», 9, 3, 277-287.

34. Fisher, S.E.. (1996) Азартная игра и нездоровая увлеченность азартной игрой среди постоянных посетителей казино. Подготовлено к консорциуму индустрии казино Великобритании, Плимут, Англия: Университет Плимута: Центр исследования социального воздействия азартной игры.

35. Gaboury, А. и Ladouceur, R. (1993). Предотвращение патологической азартной игры среди подростков. Журнал «Начальный превентивный этап» 14, 21-28.

36. Griffiths, M. D. и Sutherland. Я. (1998). Участие подростков в азартных играх и использование наркотиков. Журнал сообщества и прикладной социальной психологии.

37. Gupta, R. и Derevensky, J. (1999). Участие молодежи в азартных играх.

38. Kieffer, L. Krinsky (редакторы). Болезненная зависимость: алкоголизм, наркомания, азартные игры (стр. 107-124) Нью-Йорк: Human Sciences Press

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ