бесплатные рефераты

Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла

Первым этапом эскизного проекта является системный анализ существующих традиционных технологий в данной библиотеке, который обычно называют пред проектным исследованием. Здесь требуется уточнение ряда параметров технического задания на более конкретном и профессиональном уровне. Все это рекомендуется осуществлять работникам библиотеки совместно со специалистами организации, предлагающих свое программное обеспечение или занимающихся внедрением компьютерных технологий в учреждении.

На основе полученных результатов предпроектного исследования формируются требования к приобретению необходимых технических, программных и оргсредств, мебели и другого оборудования; обеспечению соответствующей безопасности, проведению строительно-монтажных и ремонтных работ; обучению персонала; объему необходимого финансирования. Исходя из своих возможностей, библиотека будет, реализовывать эти требования поэтапно.

Эффективность компьютеризации библиотечных процессов зависит от качественного осуществления предпроектного исследования, результатом которого должен явиться отчет, согласованный со всеми участниками его проведения и утвержденный руководством библиотеки. Отчет включает в себя, кроме детализированного текстового материала, базирующегося на реализации технического задания, предположения по приобретению программно -технических средств и оргтехники, расчет финансовых затрат по состоянию на момент создания проекта, структурные, функциональные схемы, алгоритмы традиционных и компьютеризированных библиотечных процессов и т.п. На основе полученных данных формируется остальные этапы.

На втором этапе приобретается необходимое количество компьютеров и однопользовательских программных средств автоматизации библиотечных процессов, а также организовывается обучение персонала. Здесь важно хотя бы начать осуществление строительно - монтажных, ремонтных и, конечно связанных с обеспечением безопасности действий. Необходимо подготовить инструктивные документы.

На третьем этапе приобретаются дополнительные программные и технические средства, позволяющие автоматизировать другие библиотечные процессы, осуществляется опытная эксплуатация освоенных на предыдущем этапе компьютеризированных процессов и др. Например, библиотека может предложить дополнительные услуги по копированию документов, заниматься полиграфической деятельностью.

Четвертый этап целесообразно посвятить компьютеризации всех определенных в техническом задании процессов, и не освоенных еще на предыдущих этапах; их опытной, а в некоторых случаях и частично промышленной эксплуатации, дальнейшему обучению сотрудников, подготовке инструктивных материалов, расширению видов предоставляемых пользователям услуг. Практически во всех типах библиотек для обмена необходимой информацией, в том числе через МБА, необходимо организовать модельную связь, а в дальнейшем подключение к электронной почте и сети Интернет. Для ЦБС это актуально и с точки зрения связи центральной библиотеки с филиалами. [59]

Заключительный этап связан с промышленной эксплуатацией внедренных программно - технических комплексов компьютеризации отдельных библиотечных процессов. Многие сетевые компьютерные системы позволяют в той или иной степени осуществлять и функции управления библиотекой, поэтому можно этот этап назвать этапом создания автоматизированной системы управления библиотекой.

Принцип III. Назначить из числа сотрудников библиотеки руководителя проекта, ответствующего за выполнение всех работ, связанных с его реализацией.

Руководитель проекта координирует всю деятельность по его реализации. Следовательно, он должен войти в состав группы по созданию технического задания и эскизного проекта. На первом этапе библиотека может использовать стороннего квалифицированного специалиста - консультанта. В дальнейшем целесообразно принять на работу соответствующего сотрудника, либо выявить в среде работников библиотеки такого, который хотел бы и потенциально мог бы решать подобные задачи.

Принцип IV. Изучить и проанализировать опыт работы других библиотек в области автоматизации. Целесообразно обратиться к опыту нескольких библиотек, наиболее успешно работающих в данном направлении. За помощью надо обращаться только к квалифицированным специалистам, так как иногда первоначальный успех использования некоторых программ, техники и технологии в щадящем и однопользовательском режиме, наталкивается на значительные трудности при интенсивной работе, при больших объемах информации и сетевых технологиях. Для того, чтобы меньше возникало проблем, следует обратить внимание на предложенную разработчиками систему управления базами данных, собственно структуру баз данных, их функционирование в режимах удаленного и одновременного пользования несколькими читателями и т.д. Важной характеристикой прикладного программного обеспечения является его модульность и «открытость» Последним термином называется такое программное обеспечение для библиотек, которое без вмешательства программистов - разработчиков позволяет максимально просто подстраивать параметры системы под требования конкретной библиотеки.

Глава 2. Автоматизация научных вузовских библиотек

2.1. История автоматизации библиотек вузов

Библиотечная сеть вузов России насчитывает более 500 библиотек. Их число постоянно растет с появлением новых учебных заведений. Общее количество единиц хранения превзошло 300 миллионов экземпляров.

Тематика фондов вузовских библиотек охватывает все направления науки и техники. По своему охвату сеть вузовских библиотек является одной из самых широких в стране. По сути дела, каждый студент, аспирант, преподаватель и сотрудник вуза является читателем библиотек вузов. По оценкам специалистов среднее число читателей за год 4 миллиона.

Степень автоматизации библиотек вузов достаточно высока, хотя далеко не все они имеют полные системы автоматизации - в настоящее время в каждой второй вузовской библиотеке есть ПЭВМ. Как правило это несколько машин класса IBM PCAT. Общее количество по всем библиотекам вузов оценивается порядка 2500 шт.

Техническим оснащением определяется и сам состав работ, который выполняется в библиотеках на этих компьютерах. Практически все библиотеки занимаются накоплением информации на машинных носителях. Как правило, введены данные о новых поступлениях за последние два-три года. Общее количество записей около 2 миллионов.

В последний год несколько библиотек приступили к созданию локальных библиотечных компьютерных сетей. В основном, все они базируются на сетях персональных компьютеров, работающих * под управлением NOWELL INETWARL.

Большинство вузовских библиотек используют в своих системах отечественное программное обеспечение на основе разных модификаций ПП «Библиотека» - разработка Научной библиотеки МГУ и АО «Библиотечная компьютерная сеть» при Научной библиотеке Московского Государственного университета, созданное в соответствии с постановлением Комитета по высшей школе Российской Федерации. В 1994 году начаты работы по созданию Московской региональной библиотечной компьютерной сети вузов. Центральный каталог будет располагаться в библиотеке МГУ и насчитывать порядка 100 тысяч записей (книги, изданные в 1900-1994 годах), проводятся работы по созданию региональных компьютерных сетей библиотек вузов. [14]

Учебная библиотека - старейший тип библиотечного учреждения. На протяжении всей учебы она является главным помощником студентов в подготовке семинаров, написании курсовых и дипломных работ. Преподаватели, научные сотрудники, аспиранты спешат в библиотеку за научной литературой, консультациями, новейшими публикациями.

Реформа высшего образования, экономическая ситуация в стране нарушили годами сложившуюся систему обслуживания. Сегодня, когда комплектование ведется с учетом финансовых возможностей конкретного учебного заведения, назрела необходимость:

- создания условий для приобретения студентами учебно методической литературы в вузе и взаимодействия библиотеки с вузовским издательством;

- поиска дополнительных источников финансирования (спонсоров, введения платных услуг, организации попечительских советов, получения грантов путем составления долгосрочных библиотечных программ);

- перехода библиотек на новые технологии;

- оснащения библиотек копировально-множительной техникой, средствами работы с машинными носителями информации, аудиовизуальными пособиями.

Компьютерные технологии и Интернет открыли новую страницу в развитии библиотек. Ее сотрудники не вправе отставать от уровня знаний пользователей в освоении новых информационных технологий. Современные средства автоматизации позволяют найти кратчайший путь к содержанию книги, сделать ее более доступной для чтения и как следствие эффективнее использовать заложенные в ней знания.

Автоматизация библиотеки ВУЗа - это не только создание электронного каталога, но и обеспечение всех производственных процессов компьютерами и соответствующими программами. Библиотеки, начинающие внедрение новых технологий, должны учитывать, что насыщение рабочих мест библиотекарей компьютерами с отдельными, не связанными между собой АРМ - это не автоматизация, а скорее механизация работы. Данные должны вводится один раз и затем многократно использоваться, что экономит материальные ресурсы и время библиотекарей. Прежде чем выбирать программное обеспечение, необходима единая компьютерная сеть. Если такая база создана, можно смело строить планы на будущее. [42]

Библиотеки вуза в первую очередь нуждаются во внедрении новых технологий и способы эффективно использовать открывающиеся возможности. Их заинтересованность в этом обусловлена происходящим увеличением срока обучения, что является общемировой тенденцией, связанной со все возрастающими требованиями к специалистам с высшим образованием. Однако увеличение продолжительности обучения специалиста в стенах университета в традиционном виде являются экономически нецелесообразным. Поэтому остро встает вопрос о необходимости новых технологий образования, что и порождает новые требования к информационной поддержке процесса обучения.

Библиотеки вузов в процессе перехода к новым технологиям должны учитывать тенденции развития высшего образования и занимать активную позицию в этом процессе. Общий курс развития вузовских библиотек следует строить с учетом того, что одним из перспективных вариантов использования современных технологий для доступа к информационным ресурсам являются цифровые ( или электронные ) библиотеки. [75]

Цифровая библиотека - это распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, получаемых в удобном для конечного пользователя виде через глобальные сети передачи данных.

За всю историю библиотек с древнейшего времени до 70 г.г. нашего столетия можно отметить только одно технологическое нововведение, значительным образом повлиявшие на их развитие - это изобретение технологии книгопечатания. В течении последних тридцати лет развитие библиотечного обслуживания во многом определяется прогрессом в области вычислительных систем и информационных технологий ЭВМ и технологии автоматизированной обработки информации практически сразу нашли применение в библиотечной области.

Характерными особенностями цифровых библиотек являются: во-первых, элементом хранения в них являются электронный документ, содержащий информацию различных типов; во-вторых, цифровая библиотека -это распределенная информационная система, то есть система, объединяющая удаленные информационные источники посредством сетевых технологий таким образом, что для конечного пользователя эти источники выступают как одно целое и с унифицированным способом доступа из любой точки мира. В цифровой библиотеке автоматизируются все этапы работы пользователей с документами: опубликование, поиск, доставка.

Автоматизация этапа опубликования приводит к тому, что меняется роль пользователя -- он становиться не только читателем, но и автором. Исключение

из оборота твердых копий и наличие глобальной среды передачи информации - Интернет позволяет полностью автоматизировать доставку документов от источника (коллекция цифровой библиотеки) до потребителя. Наконец, поиск становиться автоматизированным - пользователь задает тематику запроса и система выполняет его на определенных массивах информации. Автоматизация длительного и рутинного процесса по выявлению источников, содержащих искомую информацию, позволяет больше времени уделять творческому процессу. [40]

Активно развивается технология поиска документа не только по контексту, но и по семантике или смыслу запроса. Если говорить о контексте, то такой поиск строится на совпадении слов в запросе и в тексте документа Причем это совпадение может быть не точным, так как совпадения анализируются по смысловой основе, как правило, по корню слова.

Для поиска документа по смыслу запроса требуется формирование дополнительных информационных структур, отображающих смысловое содержание документа. Эти технологии базируются на формальном математическом аппарате и довольно активно развиваются При их применении мы можем, например, задавая запрос на поиск документов, касающихся «нечеткой логики», выбирать документы, в которых в требуемом контексте употребляются словосочетания «мягкая логика» или « фуззи логика». Другими словами, система должна иметь тезаурус, или словарь, в котором указываются основные понятия некоторой предметной области ( или несколько областей ) и зависимости между понятиями. Тезаурус используется при выполнении запросов на поиск информации.

Возможности цифровых библиотек особенно важны в научном, исследовательском и образовательных процессах. Не случайно, наиболее динамично эти проекты развиваются на базе ведущих университетов мира Доступность, актуальность и полнота информационных ресурсов способствуют качественной подготовке специалиста, владеющего передовыми на данный момент времени знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности в конкретной отрасли. Уже в настоящее время традиционные библиотеки не всегда способны в полной мере и своевременно удовлетворять информационные потребности обучающихся. Это особенно заметно на примере быстро развивающихся отраслей знаний ( техника, медицина, биология и т.д. ) Первыми появились и быстро совершенствуются проекты университетских цифровых библиотек в США, Европе и Японии. Наиболее знаменитыми из них являются DLI Phasel (1995-1998 г.г. ) и Phase ( 1998 г.г. ). Опыт реализации этой и других программ показал, что в данной технологии скрыт большой потенциал, но она требует качественной технической базы, существенной финансовой поддержки и несет множество еще не решенных проблем.

Можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы:

- технические - использование высокопроизводительных вычислительных систем и специализированного программного обеспечения для обработки больших объемов информации;

- технологические - организация средств работы с цифровой библиотекой, которые следуют естественной логике конечного пользователя и учитывают его предшествующий опыт работы в традиционной библиотеке;

- организационные - решение вопросов о том, кто пополняет информационные ресурсы, кто отвечает за целостность ссылок в глобальном информационном пространстве, как долго должен храниться документ в цифровой библиотеке и т.д.;

- защита авторского права на электронные публикации.

Коллекции цифровых библиотек создаются двумя основными способами - переводом традиционных документов в электронный вид и электронной публикацией, когда документ изначально создается в электронном виде. [54]

Формируется на глазах нынешнего поколения система электронных информационных коммуникаций кардинально меняет ситуацию в сфере сбора, хранения и обработки данных. Стремительно развивающиеся технологии глобальных компьютерных сетей создают в информационной области новую систему отношений, отражающую реалии технического уровня современного человечества. Интенсивность изменений в значительной степени диктуется тем огромным значением, которое приобретает информация в постиндустриальном обществе, становясь главным товаром, ресурсом и инструментом одновременно.

До недавнего времени позиции библиотек как общественного института казались незабываемыми и неуязвимыми. Несмотря на возможные недостатки в работе конкретных книгохранилищ, библиотека как социальный институт была единственным учреждением, профессионально занимающимся сбором, систематизацией, хранением и доведением информации до потребителей. Эта исторически сложившаяся монополия гарантировала библиотеке прочное место в традиционной системе информационных коммуникаций: ни в каком другом месте потенциальный читатель не мог получить доступа к профессионально обработанным и тщательно сохраняемым информационным массивам. [21]

Интернет - технологии привел к ликвидации монополии библиотеки на владение данными в систематизированном виде. Резкое повышение роли, а следовательно и стоимости информации привело к образованию огромного числа крупных корпораций и мелких фирм, выполняющих по сути традиционные библиотечные функции применительно к документам, представленным в электронном виде. Примерами таких компаний служат всемирно известные: LEXISINEXIS, Knight Rider, Bell & Howell, EBSCO, STN, отечественные «Интегрум», «Техно», Гарант-Парк», «Национальная электронная библиотека» и многие другие. Их создание и стремительное развитие прежде всего обусловлены предоставляемой Интернетом возможностью вести обслуживание пользователей информацией непосредственно на рабочем месте или в любой другой точке. Фирмы, специализирующиеся на информационном обслуживании, доставляют свой товар прямо на рабочий стол клиента. Делают это весьма оперативно, в большинстве случаев обеспечивая высокую степень полноты и релевантности данных и надлежащий уровень комфорта. Пользователю, состоящему на обслуживании в цифровой информационной службе, как правило, не необходимости обращаться в реальные библиотеки. Причем в качестве пользовательской аудитории в большинстве случаев выступают представители серьезного бизнеса, юриспруденции и управления.

Складывается ситуация, когда для доступа к документам совершено необязательно физически обращаться в библиотеку. Ярким отражением этой тенденции на практике является трансформация библиотек в учреждениях, деятельность которых построена прежде всего на анализе информации, в отделы или центры по управлению знаниями.

Последние отличаются от библиотек тем, что их основной фонд представлен в виде удаленных электронных баз данных. Этот процесс находится пока самом начале и сегодня затронул лишь наиболее продвинутые в техническом отношении бизнес - структуры, однако, сама система в высшей степени характерна.

При ее экстраполяции деятельность все большего числа наиболее значимых общественных институтов будет информационно сопровождаться коммерческими службами, предоставляющими дороже, но высококачественные услуги.

В настоящее время библиотеки и фирмы, занимающиеся сбором, обработкой, хранением и распределением данных в электронном виде абсолютно не мешают друг другу, жестко и конкуренции нет. Более того, наличие цифровых массивов снимает значительную долю читательской нагрузки с реальных книжных собраний. Однако, с ходом технического прогресса, ростом числа людей, имеющих доступ к сети, увеличением объема электронных массивов, повышением их характеристик в области поиска и доставки сведений число потребителей, пользующихся их услугами, будет расти. Число же читателей библиотек начнет постепенно снижаться. Таким образом, в системе коммуникаций, где основные информационные потоки будут циркулировать в электронной форме, библиотеки рискуют утратить роль ключевого звена в процессе обращения информации.

Перераспределение функций и соответственно ролей в системе информационных коммуникаций, обусловленное технологическими реалиями времени, - процесс объективный и неизбежный. Эпоха, когда основной объем знаний человечества хранился в документах, подходит к концу. Это объясняется такими исконными недостатками бумажных изданий как невозможность содержать в себе все виды данных, включая анимацию, звук и видео, высокая стоимость их производства и распространения, быстрая устареваемость и невозможность быстро актуализировать материал. Постепенно все эти факторы приводят к тому, что бумажные издания становятся мало пригодными для использования в интенсивно развивающихся областях, прежде всего в экономике и управлении. Они еще, безусловно, сохраняют свое значение для академических исследований, образовательной деятельности и развлечение, где динамика обновления и сочетания всех видов данных не имеют ключевого значения, хотя и в этих сферах бумажные носители начинают испытывать давление со стороны электронных информационных массивов.

Экстраполяция существующих тенденций в информационной области позволяет сделать вывод, что библиотека как общественный институт имеет реальные шансы не только выжить, но и преуспеть в информационную эру, только сделав неотъемлемой чертой своей деятельности работу с цифровыми массивами данных, которая должна вестись одновременно в нескольких направлениях.

Первое связано с предоставлением читателям доступа к цифровым массивам, существующим за пределами библиотеки. Реализация его связана с обеспечением читателям доступа к Интернет и их квалифицированное консультирование при поиске информации в кибер - пространстве. В этом прослеживается продолжение роли библиотеки как информационного посредника в изменившихся условиях. [3]

Второе направление включает предоставление в сети собственных данных и налаживание обслуживания пользователей через Интернет. Эта линия получает воплощение в создании библиотечных веб - серверов, с размещением на них полезной информации, включая собственные электронные каталоги и полные тексты документов в цифровом виде. К этому же примыкает и развитие системы электронной доставки документов, когда разделы книг и периодических изданий из фондов библиотек пересылаются удаленному пользователю по его требованию в электронном виде. Другими словами, услуги реальных библиотек в системе электронных коммуникаций должны быть востребованы и конкурентоспособны по сравнению с услугами, предоставленными чисто виртуальными информационными службами. [38]

Новая роль в новых условиях требует пересмотра многих представлений о библиотеке. Переориентация на новые формы и методы работы повлечет изменения во всех ее звеньях. В перспективе трансформации подвергнуться все аспекты библиотечной деятельности от смены теоретических доктрин до изменения внутренней структуры и системы подготовки кадров информационной сферы. В этой ситуации крайне важно видеть перспективы и не упустить момент для начала преобразований.

В последние годы библиотеки все шире используют электронные издания для предоставления пользователям. Решая вопрос об использовании электронных продуктов, библиотека должна изучать рынок электронной информационной продукции и перспективы его развития, преимущества электронных изданий перед традиционными формами, экономические затраты, качество предоставляемой информации и электронного доступа в целом и в результате составить представление о соотношении традиционных и электронных форм.

Распространения электронных, как и печатных изданий занимаются издательства или посредники, в частности, подписные агентства.

Электронные издания имеют ряд преимуществ:

- в некоторых случаях электронные издания являются более удобными в использовании;

- получение информации о содержании отсутствуют в библиотеке журнала для заказа по МБА;

- более ранний доступ для читателя по сравнению с печатной; Экономические затраты могут быть различными:

- при предоставлении только электронной версии цена, как правило, соизмерима с ценой печатного издания;

- при покупке вместе с традиционными изданиями Онлайн - доступ можно получить в этом случае или бесплатно, или по достаточно низким ценам;

- некоторые электронные издания предоставляются бесплатно.

При использовании электронных продуктов необходимо обращать внимание на качество предоставляемой информации и электронного доступа в целом в соответствии со следующими критериями:

- быстрота и легкость доступа к Web - серверам;

- уровень содержания информации;

- уровень графики;

- уровень гипертекстовой структуры;

- «дружелюбность» к пользователю, то есть на насколько удобно пользователю работать;

- уровень навигации ( поиск, переход к другим страницам и т.д. );

- полезность «home page»;

- уникальные способности, отличающие страницу от других;

- платность предоставления информации.

Произвести оценку можно, используя временный бесплатный доступ к серверам, который предоставляется потенциальному пользователю.

Решая задачу соотношения традиционных и электронных форм зарубежные библиотеки делают выбор в пользу дублирования информации на традиционных и электронных носителях, в том числе и по причине их относительно низкой стоимости.

Российские библиотеки также стремятся к использованию электронных информационных ресурсов. Однако, в сравнении с нашими зарубежными коллегами, мы имеем более скромные возможности. Ограниченность в средствах влияет не только на количество изданий, приобретаемых для фонда и предоставляемых в электронном виде, но также на технические возможности электронного доступа.

К электронным изданиям относится так же CD-ROM - это диск, состоящий из прозрачной поликарбонатной подложки толщиной чуть более 1 мм. И защитного слоя акрилового лака, между которыми находится тонкая алюминиевая фольга. Вес диска около 15 г., диаметр 12 см. Данные записываются в виде микроскопических углублений в алюминий на очень узкую спиральную дорожку, полная длина которой более 5 км.; всего на дорожке помещается 2,8 млрд. ямок. Компакт-диск, изначально разработан для любителей высококачественного звучания; прочно вошли в рынок компьютерных устройств. Благодаря своим малым размерам, большой емкости, надежности и долговечности с успехом применяется в качестве устройства внешней памяти.

Использование оптических дисков в библиотеке являются весьма эффективным. Обладая возможностью записи на один диск баз данных, содержащих более миллиона библиографических описаний, CD позволяют решить целый ряд технических проблем подготовки, поиска и обеспечения читателей информации. Внедрение CD-ROM технологии практически полностью исключает необходимость передачи данных по дорогостоящим каналам связи и позволяет многим библиотекам создавать свои CD с информацией о собственных фондах. Линии связи включаются лишь в тех случаях, когда необходимо оперативно пополнить базы данных или ввести непосредственные запросы читателей в автоматизированную библиотечную систему. [8]

Наиболее важное преимущество CD технологии - полнотекстовое индексирование, создание перекрестных ссылок, т.е. любая часть данных может быть легко и быстро найдена и продемонстрирована на ПК.

Весьма полезной для библиотек являются возможность сетевого использования CD-ROM. В отличии от бумажных носителей, микрофиш или магнитных носителей CD-ROM очень долговечен; диск, произведенный в настоящее время, будет без всякой специальной обработки или специальных условий хранение 50-100 лет читаем и не иметь ошибок.

Компакт-диски служат отличным средством распространения сложного программного обеспечения. Они незаменимы при хранении различных перечней, каталогов, словарей, энциклопедий. Поскольку носители мультимедиа - информации должны вмещать огромные объемы разнородной и по-разному организованной информации, то CD являются идеальным средством для их реализации.

В настоящее время рынок баз данных на основе технологии CD-ROM достаточно велик и в ближайшее время будет еще увеличиваться. Многие национальные библиотеки приступили к созданию своих дисков, например Немецкая национальная библиография ( Deutsche National Bibliographic ), Британская национальная библиография ( British National Bibliographi ), национальные библиографии Франции, Испании и д.р. В России вариант национальной библиографии на CD-ROM выпускает Российская книжная палата уже вторым изданием.

Электронные энциклопедии со временем превратятся в предмет обихода, в надежных спутников любого культурного человека. Возможно, это именно та область издательской деятельности, где они могут существенно потеснить своего родителя конкурента - книгу, т.к. на смену обычного печатного учебника приходит электронный.

В последние годы электронные учебные пособия занимают все более заметное место на рынке электронных публикаций. Это связано как с информатизацией образовательных программ, так и с развитием новых технологий. [9]

В настоящее время определяя электронного и учебного пособия даются в «Инструкции о порядке рассмотрения и утверждения грифа Министерства образования России на учебные электронные издания» ( приложение 2 к приказу от 19 июня 1998 г. № 1646 ). Общим положением является следующее: электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе.

В частности, электронный учебник - это основное учебное электронное издание, полностью соответствующие федеральной составляющей дисциплины; к учебным пособием отнесены сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники и др.

Конечная цель обучения состоит в том, что обучаемый должен владеть теоретическими основами изучаемого предмета, уметь применять их для решения конкретных задач и иметь навыки практического применения этого умения. Для достижения этих целей предусмотрены лекции, практические занятия и лабораторные практикумы.

Эти виды занятий поддерживаются соответствующей литературой, причем практика преподавания выработала соответствующие виды изданий:

учебник - для изложения заданий, задачники и методические указания, для развития умения и навыков. Отсюда можно прийти к следующим выводам:

- Повышается значимость учителя и требования к уровню его знаний: он действительно должен быть «лоцманом» в мире знаний, а не «тренером» по реализации рутинных действий.

2. Потребность в технических навыках в определенной предметной области сокращается, в то время как необходимость иметь навыки работы с соответствующими информационными системами возрастает;

3. Границы между знаниями, умениями и навыками в определенной предметной области стираются; границы между предметными смежными областями также стираются.

Электронный учебник или пособие должен представлять собой гипертекстовую систему с адаптивными связями между фрагментами, обеспечивающую возможность адаптивной компоновки нелинейного текста. Маршрутизация компоновки должна формироваться навигатором, входящим в состав системы управления компоновщику гипертекста об объединении соответствующих фрагментов. Управление навигатором осуществляется по нескольким контурам:

- непосредственно пользователем в процессе работы;

- пользователем по результатам анализа процесса обучения;

- программой -- анализатором по результатам автоматического текстового контроля знаний пользователя;

- учителям по результатам личного общения с учащимися.

Если электронного документа нет, то для создания виртуального учебника в процессе ретроспективной конверсии генерального каталога библиотеки имеет смысл формировать электронную версию библиографических ссылочных данных каждой книги.

Электронная форма предоставления материала позволяет применять автоматические способы формирования массива ключевых слов путем анализа текста.

Следует подчеркнуть, что электронная форма хранения знаний дает новую возможность -- включение регистрирующей системы, действующий в качестве обратной связи: каждое обращение к учебнику и путь, по которому идет учебник, может фиксироваться такой системой, и эта информация может использоваться как для отбраковки неудачных работ, так и для совершенствования оставшихся.

2.2. Основные направления автоматизации

вузовских библиотек России

Опыт использования новых технологий в библиотеке ВГПУ.

Гуманистическая научно - педагогическая парадигма образования выдвигает задачу построения образовательного пространства на таких основополагающих ценностях, как самоопределение и самореализация личности.

Главные требования к новой системе педагогического образования: сформировать у будущего учителя профессиональное мировоззрение и педагогическое мышление, готовность к инновационным образовательным процессам; выявить индивидуальный стиль деятельности будущего специалиста - педагога; развить готовность к использованию личного потенциала. На место пассивного потребления информации становится ее поиск, процесс формирования знаний, умение использовать и анализировать имеющийся информационный потенциал для ориентации в ведущих педагогических концепциях и теориях. Это требует повышения уровня информационного обеспечения учебного заведения, а также становления и развития информационной культуры каждого потребителя информации. Использование информации как важнейшего образовательного фактора, формирование и активное развитие структурных подразделений, связанных с созданием, хранением, распространением и использованием новых знаний -важнейшая задача педагогических учебных заведений.

Одной из основных функций информатизации педагогического образования является введение новых информационных технологий в традиционную модель обучения для расширения возможностей обмена информацией как внутри вуза, так и с внешней средой.

В то же время это максимальное использование информационных ресурсов библиотек с применением традиционных билиотечно библиографических методов формирования информационных потоков и поиска информации. Интеграция этих процессов формирует у специалиста -педагога интеллект аналитика, синтезиста, творца информации; повышает качество образовательных услуг на всех уровнях подготовки и повышения квалификации педагогов. Готовность педагога к внедрению нового, формирование собственной авторской системы базируется на высоком уровне знаний и анализе информации об инновационных процессах как в своем регионе, так и за его пределами. Наиболее полно такую информацию педагогам традиционно представляет библиотека педвуза.

Основой разработки концепции и технологии личностно -ориентированного педагогического образования на основе многоуровневой педагогической системы учебно - научно - педагогического комплекса (УНПК) Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ) является теория целостного учебно - воспитательного процесса, обеспечивающая взаимосвязь, преемственность и интеграцию педагогического образования входящих в него образовательных учреждений.

Структура УНПК объединяет более 20 сельских и городских общеобразовательных школ, имеющих педагогические классы, городскую гимназию № 1, имеющую классы педагогического профиля; областной мужской педагогический лицей; 3 педагогических колледжа; собственно педагогический университет как системно - образующие ядро педагогического комплекса его Михайловский филиал; институт повышения квалификации ВГПУ готовит педагогов - предметников, педагогов - бакалавров и магистров, а также научные педагогические кадры по следующим формам обучения: очная и заочная аспирантура, докторантура, система соискательства.[36]

Библиотеки УНПК являются подсистемой многоуровневой системы педагогического образования области, выполняющей коммуникационную функцию накопления, организации и распространения информации.

Цель организации единой сети библиотек УНПК - формирование на базе их фондов единого информационного пространства и многоуровневой системы педагогической информации с использованием компьютерных технологий, обеспечивающей социальную коммуникацию для подготовки и переподготовки педагогов. С ноября 1994 г. для организационно -методического руководства этим процессом приказом ректора за библиотекой ВГПУ закреплены функции методического центра библиотек УНПК. С января 1995 г. введен единый читательский билет, организован систематический обмен книгообмен учебной литературой и единый каталог периодических изданий, вступила в действие единая система повышения квалификации библиотечных работников.

Сегодня библиотека ВГПУ - это 750 тысяч документов, размещенных в 2-уровневом книгохранилище с секторами учебной, научной литературой и периодики; в подсобных фондах 4 специализированных абонентов и 6 читальных залов, которыми пользуются по единому читательскому билету 11 тысяч читателей.

За последние 5 лет штат библиотеки увеличился до 71 сотрудника, что позволило выделить новые структурные подразделения: отдел редкой и ценной книги, отдел гуманитарно - просветительской работы, сектор автоматизации библиотечных процессов и электронных каталогов, сектор научно -педагогической информации, копировальный сектор.

Активная работа по автоматизации библиотечных процессов началась в библиотеках УНПК 1998 года. Автоматизированы технологические процессы: введение картотеки книгообеспеченности учебного процесса, подписка на периодические издания, каталогизация и техническая обработка поступающих изданий. Организовано АРМ для читателей в каталожном зале «Поиск», поэтапно проводится ретро конверсия генерального каталога, сформировано АРМ «Администратор». Копировальный сектор оказывает платные услуги читателям, а также используется библиотекой для выпуска информационных листков, методических и библиографических материалов для библиотек УНПК и т.д.

Справочно - поисковой аппарат библиотеки всесторонне раскрывает ее фонды. Читателям представлены:

- карточные каталоги и картотеки на фонд всей библиотеки и отдельных ее специализированных отделов;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ