бесплатные рефераты

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения

Таким образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся фор-мой текущего комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного катало-га печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко использоваться в национальных библиотеках России.

Духовное ведомство в XVIII веке участвовало в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов, одновременно явля-ясь органом цензуры.

Кроме библиотек учебных заведений существует большое количество монастырских библиотек.

Соловецкий монастырь -- самый северный в нашей стране -- был круп-нейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения». Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская.

Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории -- конец XV века, когда игумен Досифей -- при Зосиме, был простым монахом -- отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.

Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.

Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловец-ких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря.

Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литерату-ры. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.

В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря -- 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр. 63 - 65).

Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается -- первым просветительским учреждением в России. Мона-стырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до се-редины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образо-вано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской акаде-мии, основанной братьями Лихудами.

Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную академию и Московский государственный университет.

Новый период в истории Андреевского монастыря начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где учится около 30 детей разного возраста.

Библиотека монастыря взаимодействует и с государственными светски-ми библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская библиотека помо-гает им в комплектовании духовной литературой -- за собственный счет -- монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека стремится ох-ватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений Русской Православной церкви.

В данный момент библиотекой установлены тесные отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной библиотечной богословской ассоциацией. ( стр. 18 - 22)

Книжное обозрение учебной библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г. Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в 1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического, историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует фонд иностранной литературы.

В 1998 году был издан библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918 - 1993 годы «Православие», подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться ниже.

Большинство библиотек среднего и низового уровня -- епархиальные, монастырские, храмовые, а также библиотеки благочинические, епархиальных духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ -- воссоздаются заново. Данный процесс продолжается и в настоящее время.

3.2 Православная библиотека наших дней

В своем интервью директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Борис Даниленко говорил о том, что необходимо созда-вать уголки православной литературы в светских библиотеках города, рай-она, в больницах и т. д. Такой опыт уже существует.

Роль своеобразного клуба, занимающегося духовным просвещением, выполняет библиотека православной культуры «Благовест», созданная, в Кирове (Вятка) результатом созидательных усилий администрации города, Вятской епархии (архиепископ Вятский и Слободский Хрисаиф), муниципально-го учреждения «Библиотека» весной 1998 года.

В наследство от библиотеки № 22 она получила не только помещение и фонд славянской литературы, но и коллектив высокопрофессиональных сотрудников, посвятивших многие годы своему делу. Не отвергли здесь и преданных библиотеке-предшественнице друзей-читателей, у которых появи-лась возможность включить в круг своего чтения православную литературу.

Каждую субботу в «Благовесте» проходят встречи со священником Свято-Серафимовской церкви отцом Павлом, который по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисаифа шефствует над «Благовес-том». Тематические беседы, православные видеофильмы вызывают живой интерес.

Человеку, едва почувствовавшему тягу к вере, сложно иногда сразу прийти в храм, обратиться к священнику. Прийти в библиотеку, которая внешне является светским учреждением, а по существу православным, психологически проще. И в том смысле значение такого учреждения трудно переоценить.

Много работает библиотека со школьниками. Проводятся беседы, встречи: «Пушкин и православие», «По православным мотивам в «Преступлении и наказании» Достоевского» и др.

Катастрофически увеличивается число детей с отклонениями в умственном развитии. А им особенно необходимо слово Божье. Поэтому из важнейших дел «Благовеста» стало сотрудничество с коррекционной школой. Биб-лиотека планирует провести цикл встреч читателей с православными медиками.

Самая насущная из проблем -- недостаточный объем книжного фонда: большинство пользующихся спросом книг имеется лишь в одном экземпляре. С периодикой положение лучше, оформлена подписка на два десятка православных журналов и газет.

Первая в Кирове православная библиотека «Благовест» не одинока -- в городе открыты православные детсад и гимназия, проводит набор первых слушателей вятский филиал Московского Православного Свято-Тихоновского богословского института. ( стр. 90 - 91; стр. 25).

Этот процесс продолжался в частности на Ставрополье. Новая, непохожая на другие категория читателей появилась в библиотеке города-райцентра Изобильного. С открытием в ее стенах специального отдела православной литературы сюда обращаются прихожане и клир местных церквей. Не имеющий пока аналогов ни в одной из библиотек края отдел открыт при ак-тивном участии благочиния Изобильненского округа Ставропольской епар-хии. И рассчитан на всех, кто интересуется историей христианства, православной культурой, духовным наследием отцов церкви. Тем более, что значительную часть собрания из 400 томов составляют богословские и философ-ские труды, а также публицистика. Но для верующих новшество представля-ет особую ценность: если Библия у многих из них есть дома, то другие церковные книги, включая богослужебные, в большом дефиците. ( стр. 4)

Очевидно, что названные нами примеры к настоящему времени не единичны, поскольку процесс возникновения таких библиотек или отделов при библиотеках продолжается.

3.3 Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви

В предыдущих параграфах было сказано, как изменилось отношение и религии и рассмотрена роль библиотек в духовно-нравственном обновлении общества.

Была дана краткая характеристика деятельности библиотек религиозных организаций и учебных заведений. Здесь следует сказать о том месте, которое занимают государственные, т.е. светские библиотеки в непростом процессе преображения общества, возрождения религиозной жизни России.

Перед большинством библиотек с начала 90-х годов встала задача определить свои позиции в обслуживании книгами религиозного характера. Вопрос стоял не в том, чтобы сделать это направление приоритетным, а в том, чтобы предоставить возможность удовлетворять все духовные интересы, в том числе и религиозные. Но в этот момент решить эту задачу было очень сложно, поскольку литературы по соответствующей тематике в библиотеках не было.

Между тем, поток религиозной литературы, издаваемой и светскими, и религиозными организациями, постепенно увеличился. И, конечно, в на-стоящее время многие массовые библиотеки уже нашли пути решения этого вопроса.

Многие библиотеки активно используют издания зарубежных миссио-нерских обществ, установив с ними как прямые контакты, так и через анало-гичные отечественные организации. В каждом регионе существуют религиозные общества, организации, объединения, которые готовы оказать помощь. ( , с. 64)

Одной из форм сотрудничества библиотек и церковных организаций является проведение научных конференций и семинаров.

Библиотеки разных типов и разного уровня значительное внимание уделяют различным видам массовой работы с читателями, используя установившиеся связи с религиозными деятелями и организациями.

При библиотеках действует уже немало курсов, кружков, связанных с религиозной тематикой. Одно из новшеств -- открытие специальных залов религиозной литературы, о которых будет сказано далее. Подобные инициативы наблюдаются как в регионах, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Такие залы посещаются духовными особами и окропляются святой водой.

На страницах специальной печати освещается опыт целого ряда библиотек. Разумеется, какие-то формы работы во всех библиотеках повторяются, но в то же время, каждая библиотека может привнести что-то свое.

С этой точки зрения заслуживает внимание исследование «Библиотека и формирование духовных интересов молодежи» ( ), предпринятое коллективом библиотечного факультета Тамбовского государственного института культуры (ныне факультет университета) с помощью студентов старших курсов заочного и дневного отделений в начале 90-х годов. Оно было проведено на базе городской ЦБС, ОУНБ им. А.С. Пушкина, ОДБ и ОЮБ им. С.Н. Сергеева-Ценского.

При проведении этого исследования изучался процесс комплектования библиотек литературой по проблемам религии и церкви, анализировалось влияние различных форм и методов работы на восприятие читателями литературы и произведений искусства религиозной тематики.

B условиях переоценки фактов и явлений истории нашего общества и общественных отношений с одной стороны и разрушающего влияния средств массовой информации на развивающуюся личность ребенка, подростка с другой, важной социальной задачей становится утверждение общечеловече-ских ценностей в сознании будущего гражданина России. Возрождение брат-ской любви и милосердия друг к другу, которые бы врачевали смятенную душу, утверждали бы подлинный смысл и цель жизни, является тем самым главным для педагога, что необходимо донести до ребенка, подростка. ( , с. 49)

Тысячелетние христианские устои, разрушенные в стране более 80 лет назад, возрождаются вновь. Немало в этом направлении делают сотрудники Курской областной детской библиотеки. Они устраивают обзоры религиозной литературы, библейские чтения, праздники славянской культуры и письменности и другие мероприятия. Чтобы понять литературу о религии, Библию, церковную архитектуру, духовную музыку, нужны специальные знания. Работники библиотеки обратились за помощью в Духовную семинарию г.Курска. Ректор Владыка Иоанн оказал помощь в установлении сотрудничества и всестороннюю поддержку. С его благословения с читателями библиотеки сегодня общаются лучшие семинаристы. Они воспитывают детей в атмосфере терпимости, любви к ближнему.

В библиотеке создан читательский клуб общения «Диалоги о духовности и нравственности». Уже состоялись первые встречи с семинаристами, которые были посвящены великому празднику Рождества Христова. Были встречи, которые проходили в необычной обстановке, например в стенах Воскресенско-Ильинского храма. Подобные встречи -- это только начало совместной деятельности, замечает автор, но отрадно, что уже есть нравствен-ное и духовное взаимопонимание. ( , с. 62 - 64)

В этом направлении работают и другие детские библиотеки, в том числе и школьные. Интересный опыт накопила ЦБС города Долгопрудного Московской области. ( , с. 49) Ориентируясь на православную традицию, там уже несколько лет в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями города занимаются духовно-нравственным воспитанием детей. В одной из школ города Долгопрудного есть опыт преподавания основ религии, ее истории, христианской этики и морали, библиотека же помогает закрепить новые знания своими средствами. В ней дети могут дополнить полученные на уроках сведения, читая амографическую литературу (Жития Святых), повесть Л.Чарской о Сергии Радонежском «Один за всех», ознакомиться с Библейскими историями, «Молитвословом для самых маленьких» и др.

Библиографическая игра знатоков Библии. Совсем недавно такое восприняли как неуместный каламбур, ныне это реальность, что подтверждает опыт Центральной городской библиотеки им. А.П. Гайдара (г. Москва).

С помощью игры библиотекари учили ребят ориентироваться в главных событиях и персонажах книги книг, понимать, какую трактовку получает библейский сюжет в картинах западноевропейских мастеров, к каким библейским мотивам восходит то или иное известное выражение. Разговор о Библии строился в виде вопросов, на которые ребята при помощи словарей, справочников, энциклопедий находили ответы.

«С любовью, милосердием и литературой». Под таким названием весной 2000 года прошел семинар для сотрудников школьных библиотек «Библиотека и нравственное воспитание в контексте православных традиций», подготовленный ОДБ г. Волгограда. ( , с.15) Посвящен он был 2000-летию Христианства, а также переоценке роли религии в истории России, которая оказывает все большее влияние на нравственное и духовное развитие человека.

Тон семинару задало выступление преподавателя Пастырско-педагогического училища С.Попова. Библиографом был подготовлен обзор выставки «Православие и нравственное воспитание детей». Прошедший семинар поможет библиотекарям в работе с читателями-детьми.

О детской библиотеке № 72 им. Ухтомского г. Москвы рассказывает статья З.Дутовой. ( , с.63 - 64) В своей работе библиотека использует различные формы подачи информации. Постоянно действует книжно-иллюстрированная выставка «Народные праздники Руси», разделы которой меняются в зависимости от времени года («Рождество», «Святки», «Крещение»). Привлекают внимание также и фотовыставки «Лики святой Руси» (по церковным календарям); «Снежная летопись новогодних традиций»; «Золотые купола России»; «Легенда о Христе»; «Библия -- вечная книга»; «Старинные рождественские сказки». Большое количество читателей собирают мероприятия «Народные приметы и календарь», «О книге книг», «Масленица семь дней гуляет», «Новый год идет по свету...» и др. Все эти мероприятия направлены на формирование у посетителей потребности в художественном чтении. Это еще раз подтверждает, что библиотеки сегодня могут стать центром культурного и духовного общения детей и родителей.

Юношеские библиотеки тоже не остались равнодушными. Об этом го-ворит статья Герштейна И. ( ). Автор рассказывает, что республиканская юношеская библиотека Коми провела семинар с работниками библиотек профессионально-технических училищ и школьными библиотекарями. На этом семинаре говорили об основных направлениях работы с религиозной и атеистической литературой, показали развернутую выставку-диалог «Библия -- слово Божье или слово человеческое» и провели слайд-спектакль «Рус-ская иконопись».

Библиотекари должны работать с литературой и религиозного (различ-ных вероисповеданий) и атеистического характера, предоставляя право чита-телю выбрать издания наиболее соответствующие его мировоззрению, воспитанию, характеру и интересам ( , с. 43 - 48). В детских и юношеских библиотеках тоже ведется работа подобного рода, но сказать обо всех невозможно.

Об опыте работ массовых и научных библиотек говориться в статье Земскова В. ( , с. 31). Эти библиотеки используют несколько иные ме-тоды для привлечения читателей к религиозной литературе. Например, организуют религиозно-литературные обзоры, лекции, семинары, на которые приглашают известных священнослужителей, создают читательские клубы, где рассматривают наиболее интересные вопросы о религиях. Часто библио-теки устраивают выставки, посвященные какому-нибудь религиозному празднику. РГБ проводит масштабные выставки, посвященные Пасхе, на которых представлены разнообразные пасхальные открытки, уникальная живопись. К этому бывает приурочен вечер поэзии на библейские сюжеты.

К 2000-летию христианства в РГБ с 5 по 20 января 2000 года экспонировалась выставка «Образ Христа Спасителя в русской книжной миниатюре и гравюре», подготовленная научно-исследовательским отделом рукописей и отделом изоизданий. Было представлено более 100 лицевых (иллюстрированных миниатюрами) книг с изображением Иисуса Христа (евангелие, апо-столы, псалтыри, богослужебные книги, жития святых, синодики, различные сборники), а также более 20 станковых гравюр, посвященных земной жизни Спасителя. Экспозиция знакомила с особенностями русской книжной духов-ной миниатюры и графики, с ее жанрами и техникой. Это огромное собрание художественных образов в общих чертах отражает жизнь российского государства и общества с XI по XIX век. Как подчеркивалось в проспекте выставки, ее посетителям была показана только часть лицевых рукописных книг и гравюр, хранящихся в РГБ. К сожалению, сведений об издании каталога этой выставки нами не найдено.

Большую работу проводят и национальные библиотеки. Примером может служить работа Национальной библиотеки Республики Коми, где недавно открылся зал духовной литературы и лекторий под общим названием «Культура и духовное возрождение» (№ 39, с.16). Сотрудники библиотеки познакомили присутствующих с обзорами книг, периодических изданий: «Мир Библии», «Книгопечатание и Библия», «Лики Божьей Матери». Проводятся фотовыставки, посвященные церковному зодчеству и храмовому строительству В Коми, а точнее монастырям, храмам, церквям и часовням, раскиданным по городам и глубинкам республики, многие из которых в последние годы буквально возродились из руин.

В рамках лектория «Культура и духовное возрождение проходят презентации тематических выставок литературы, картин профессиональных и самостоятельных художников. Проводятся встречи с представителями православной и творческой интеллигенции города. Состоялся творческий вечер редакции христианской православной газеты «Эском» (что в переводе означает «Вера»).

Накануне Рождества в фойе библиотеки была оформлена выставка детских рисунков на тему «Всякое дыхание да славит Господа». Библиотека проводит республиканский конкурс рефератов на тему «Православная церковь: прошлое и настоящее».

Накануне православного праздника Рождества Христова лекторий библиотеки вновь открылся литературно-музыкальным вечером «Рождество Христово в образах и красках».

Национальная библиотека активно сотрудничает с Сыктывкарской православной гимназией, духовным училищем, Сыктывкарским государственным университетом и другими учебными заведениями, то есть активно участвует в общественной жизни республики.

Рассмотренный нами опыт работы библиотек в области религиозного просвещения говорит о том, что преобладают массовые мероприятия. Конеч-но, присутствуют и такие формы, как библиографические обзоры, но рекомендательную библиографию библиотеки, особенно массовые, не использу-ют. И, прежде всего, это связано с тем, что хороших рекомендательных посо-бий пока еще очень мало. Это подтверждает и приведенная в главе II, § 1 кар-тина современного состояния библиографии религиоведения. Но мы считаем, что при наличии интересных библиографических пособий, библиотеки будут широко использовать их в своей работе. Поэтому в качестве практической части к диплому прилагается составленный автором дипломного исследования рекомендательный указатель «Христианство 2000 лет: история и современность».

На основе сведений, приведенных в главе первой, мы делаем следующие выводы:

- возникновение религии исторически привело к необходимости решения вопроса о взаимоотношениях церкви и государства

- в России церковь отделена от государства, а школа от церкви

- на постсоветском пространстве наблюдается оживление религиозной жизни

- библиотеки, как информационные учреждения, различными формами и методами удовлетворяют запросы читателей

Глава 2

Основные тенденции создания библиографической информации по проблемам религии и церкви

В первой главе помещен материал не только по общим проблемам взаимоотношений религии и общества, но значительное внимание уделено деятельности библиотек. Но, в основном, описывается опыт массовой работы различных библиотек по рассматриваемой тематике. Но мы уже отмечали, что библиотеки - это информационные учреждения, имеющие сложившуюся инфраструктуру, приспособленную к ведению информационной деятельности. В данной работе затрагивался вопрос о документном потоке религиозной тематики, который разнообразен по содержанию и постоянно увеличивается. Это требует организации систематизированного учета литературы и доведения до потребителя соответствующих сведений. Поэтому деятельность библиотек требует постоянного обращения к библиографии. Библиография выступает как канал распространения информации данной тематики. Вторая глава и посвящается рассмотрению библиографической деятельности библиотек различных уровней.

§ 1. Обзор современного состояния библиографии религиоведения

1.1. Текущая библиографическая информация

Наибольшее значение для оперативного информирования имеет текущая библиография, которая является базой и для ретроспективных пособий. В нашей стране литература религиозной тематики отражалась до начала 90-х годов в текущих указателях наряду с литературой атеистической проблематики.

Советская и зарубежная литература по философии и социологии религии, о социальных доктринах религиозных организаций перечислялась в текущих указателях ИНИОН «Философские науки» и «Философия и социология». Однако наиболее полно книги, статьи, рецензии и тому подобные материалы отражались в указателе «Проблемы атеизма и религии» серии ИНИОН «Новая советская и иностранная литература по общественным наукам». Указатель начал выходить с 1959 года один раз в два месяца. Он очень широк по тематике. Здесь и проблемы теории и методологии атеизма, антирелигиозная работа и атеистическое воспитание, работы о разных религиях, история религии и атеизма, состояние и задачи научно-исследовательской работы по вопросам религиоведения и атеизма.

С 1993 года ИНИОН РАН издает библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Религиоведение» ( ), который является продолжением вышеназванного библиографического указателя.

Указатель издается четыре раза в год. Его цель. является информация об отечественной и зарубежной литературе по теории и методологии религиоведения, проблемам свободомыслия и атеизма, история религий и церквей, философии, психологии и социологии религии, конкретному религиоведению, поступающей в библиотеку ИНИОН. В указателе полностью сохраняются использовавшиеся ранее принципы отбора и обработки материалов.

Указатель рассчитан на научных работников, преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов старших курсов, а также на использование в библиографической и справочной работе научных библиотек и информационных центров. В него включаются следующие виды изданий на русском, западноевропейских, славянских и восточных языках: монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, отдельные статьи и рецензии из сборников, альманахов, журналов и прочих периодических изданий, библиографические и справочные издания, рукописи, депонированные в ИНИОН.

При систематизации литературы выделяются основные религиозные течения, тематические рубрики по отдельным проблемам религии.

Внутри отдельной рубрики книги и статьи располагаются в одном алфавитном ряду. Описания сопровождаются справочной аннотацией или переводом заглавия на русский язык. Библиографические описания снабжены шифром книгохранения ИНИОН РАН. Издание снабжено авторским и предметным указателями, которые помещаются в каждом номере.

С № 4 1986 года указатель по религиоведению выпускается на базе автоматизированной информационной системы по общественным наукам ИНИОН РАН.

Кроме указателя ИНИОН РАН, который является основным текущим изданием, существовали также библиографические ежегодники научно-атеистической литературы. Они включали лишь отечественную литературу.

В качестве примера можно назвать, во-первых, «Ежегодник музея истории религии и атеизма». В каждом списке, помещенном в этом издании, отражены многие сотни названий различных материалов, в том числе выпущенные местными издательствами. Во-вторых, упомянем ежегодник «Краткая библиография атеистической литературы, изданий в СССР».

Как уже отмечалось, в настоящее время основным текущим изданием религиоведческой литературы является указатель ИНИОН. Кроме того, существуют другие библиотеки и организации, которые занимаются созданием БД по религиозной тематике на нетрадиционных носителях, о чем будет сказано далее.

1.2. Ретроспективные библиографические указатели

Начиная с начала 90-х годов в библиографии литературы по религии и атеизму религиозное, религиоведческое направление становится преобладающим. В основном опубликованы прикнижные списки по христианству, буддизму, исламу и т.д. Все эти прикнижные списки различны по объему, включают от двухсот до почти тысячи названий и при отсутствии крупных научно-вспомогательных пособий могут заменять собой отдельно изданные указатели.

Очень добротно составлен библиографический указатель Л.А.Андриенко «Религиозная культура и общество, библиографический указатель религиозно-богословской литературы, религиоведческой литературы, изданной в России с XVI века до начала XX века, выпущенный как приложение к альманаху «Российский этнограф». Его основой послужила картотека, на протяжении нескольких лет создававшаяся несколькими энтузиастами. Для своей работы они использовали фонды библиотек Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, РГБ, ИНИОН РАН, нынешней Российской академии управления при Президенте РФ, а также уже имеющиеся пособия по данной тематике. Указатель включает труды богословов, философов, историков и других ученых - книги, брошюры, статьи из сборников и журналов.( )

Взаимоотношениям науки и религии посвящена монография С.В.Девятой «Религия и наука: шаг к примирению», к которой приложен значительный библиографический указатель по этой теме (195 названий). В библиографических материалах этого периода акцентируется внимание на литературе о гранях взаимодействия культуры, нравственности, религии, науки о философских и социологических аспектах религии.

Среди выявленных изданий особо заслуживает внимания прикнижный список к книге Еременко «Православная концепция исторического процесса в свете современности». Список из 184 названий знакомит с литературой о православной концепции исторического процесса.

Журнал «Вопросы философии» в своей своеобразной серии указателей содержания философских журналов представил непериодический журнал «Православная мысль» (Париж, 1928-1971 гг.) - орган Православного Богословского института в Париже, что также свидетельствует о намечающемся примирении науки и религии, о понимании философии высочайшего историко-культурного и научного знания православной мысли. Развитие библиографии религиоведения в начале 90-х годов начиналось не только с прикнижных списков, но и каталогов выставок.

В 1993 году в библиотеках России был организован ряд выставок духовной литературы, каталог одной из них - «Оптика пустынь: история и современность» был выпущен в ГПИБ, которая выпустила и каталоги последующих выставок. Это был один из первых каталогов таких выставок.

В РГБ проходила большая выставка «Православная книга: прошлое и настоящее». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил особое значение данного события и выразил признательность сотрудникам РГБ, сумевшим в годы гонений на Церковь сохранить бесценные национальные сокровища. Выставка послужила импульсом с к созданию библиографического указателя книг на русском и церковно-славянском языках за 1918-1993 гг. «Православие».( )

Это первый опыт систематизированного учета литературы за весь период существования советской власти, за первые постсоветские годы. В определенных случаях учтена также литература светского и даже атеистического, антицерковного характера, несущая необходимую информацию по истории Православия в России: это и законодательные акты периода гонений на Церковь, и обновленческие издания 20-30-х годов, и некоторые произведения религиозных философов, и достаточно обширная научная литература «объективистского» характера, и полемические произведения, отражающие борьбу различных зарубежных церковных юрисдикций. ( )

В данном указателе учтены книги (отдельные издания, сборники, календари, оттиски, альбомы и т.д.), вышедшие на территории бывшего СССР с 1918 по 1993 годы.

Подробно принципы отбора литературы обоснованы во введении. Всего в указателе 25 разделов. Их названия дают представление о наполнении указателя. Для выявления литературы составителями были просмотрены каталоги и картотеки РГБ, текущие библиографические пособия. Часть литературы, опубликованной в основном в 1990-1993 годах и не поступившей по каким-либо причинам в фонды библиотек, была выявлена другими путями.

Значительную часть духовной литературы, изданной в последние годы, составляют репринтные воспроизведения и перепечатки русских дореволюционных книг 19 - начала 20 веков. Современные издатели стараются познакомить читателей в первую очередь с ежедневно необходимой православной литературой и с наиболее интересными изданиями прошлых лет, что, конечно, можно только приветствовать. Вместе с тем, в изданиях последних лет выявился ряд заметных недостатков. Далеко не всегда сообщаются, пусть даже самые краткие, но необходимые большинству читателей, библиографические сведения об авторах. Нередко отсутствуют (в репринтах и перепечатках) сведения о переводчике публикации, имеют место произвольные сокращения или другие изменения текста оригинала, в том числе изменения заглавия. Встречается полное или частичное отсутствие выходных данных. Иногда единственным опознавательным знаком является название типографии (а часто ее аббревиатура); в ряде случаев нет этих сведений.( )

У многих издателей нет хороших знаний, как теоретических, так и практических, при работе с книгой и ее библиографическим описанием. Это объясняет и затруднения при выявлении большого количества материала. При выявлении материалов составители указателя неоднократно сталкивались с тем, что одна и та же книга в разных источниках библиографической информации может быть описана как два, а то и три разных издания. Эти ошибки можно обнаружить и исправить только путем просмотра книг “de visu” и их сличения.

Принцип обязательного просмотра заставил составителей отказаться от включения в указатель большой части названий книг, местонахождение которых определить не удалось.

С целью идентификации в заголовке описания указывается последний духовный сан автора, а в области об ответственности (т.е. за косой чертой), при разночтении - тот сан, который назван в книге.

В основу систематизации (одной из труднейших задач при создании указателя), как уже отмечалось, положен тематически принцип. Хронологическое расположение литературы оговаривается в примечаниях. В указателе имеются также мелкие подрубрики без названия, выделенные звездочками.

Справочно-поисковый аппарат пособия включает вспомогательные указатели имен и заглавий, а также систему ссылок.

Во время работы над указателем составители постоянно консультировались с богословами, историками, библиографами, специалистами других отраслей знаний, и получали от них помощь ( , с. 107-113).

Ассоциация «Духовное возрождение» издала каталог более 5000 отечественных и зарубежных изданий христианских книг на русском языке за столетие, начиная с 1875 года. Указатель хорошо структурирован. Выделены разделы, посвященные общим обзорам по истории религии, методом сравнительного изучения религиозных верований отдельных народов на различных ступенях развития цивилизации. Раскрывается содержание книг. Аннотации в указателе и ныне могли бы служить образцом для библиографов.

Об указателе выставки «Оптика пустынно» было сказано выше. Здесь можно назвать и другие каталоги выставок книг, разработанных ГПИБ. Это «Христианство сквозь века», сделанный на очень хорошем уровне и содержащий описания книг, вышедших в XIX-XX вв. на русском и европейских языках. «Христианство в средние века: (Западная Европа. Византия. Россия); «Раннее Христианство: Источники и литература»; «Христианство нового времени» ( ); «Христианство век 20» ( ); «Христианские миссии в XVIII-XX вв.» ( ). Помимо них ГПИБ издавала и другие каталоги выставок по православной тематике, среди которых - «Сергий Радонежский: Каталог Книжной иллюстрированной выставки» ( ); «Подвижники земли русской: каталог книжной выставки» ( ).

Так же получили необходимое оснащение «Избранные жития русских святых X-XV веков».

Книга А.Трофимова «Святые жены Руси» содержит список 17 имен общенародных православных святых жен, 14 из которых принадлежат Древней Руси. Основная часть книги и списка литературы посвящена святым женам Древней Руси, канонизированным в дореволюционный период. В списке литературы учтены жизнеописания святых женщин и подвижниц, тексты жития и литература других жанров.

К 2000-летию Христианства на Руси в РГБ с 5-го по 25-е января 2000 года экспонировалась выставка «Образ Христа спасителя в русской Книжной миниатюре и гравюре».

К сожалению, до настоящего времени отсутствует полный библиографический свод русских книг с миниатюрами и гравюрами, изображающими Иисуса Христа. Наверное, это будет одной из задач в плане библиографического обеспечения. Такой указатель будет несомненно востребован. По отдельным святым и легендарным личностям существуют и крупные прикнижные списки и отдельные указатели. О некоторых из них уже упоминалось на страницах диплома. А здесь этот вопрос раскрывается несколько подробнее.

Сергию Радонежскому посвящен своеобразный список в журнале «Библиография» ( ). Перед списком помещается вступительная статья, в которой даются основные библиографические данные. К статье прилагается список иконографии. Список включает всего 54 названия и делится на разделы: иконы, живопись, описание иконы без иллюстраций и миниатюры. Несмотря на небольшой объем, он имеет важной значение, так как ранее такой материал в сводной виде нигде не отражался. Несомненно, этот материал будет полезен для составления самостоятельного большого указателя, посвященного С.Радонежскому.

По такой же схеме была опубликована иконография Бориса и Глеба ( ). Они относятся к первым святым на Руси. Список включает 66 названий.

Опубликовано сразу несколько списков работ отца Александра Меня и литературы о нем в изданиях, ему посвященных: Протоирей Александр Мень (1935-1990 гг.): библиография ( ); «Список опубликованных работ протоирея Александра Меня (195901991 гг.) ( ); Мень. А «Сын человеческий» (мой список № 14). Несмотря на краткость описания литературы, библиография в книге Александра Меня «Сын человеческий» ( ) привлекает своим истинно творческим характером.

Значительным явлением библиографии истории религии считается составление не только новых, но и актуализация давно опубликованных библиографических пособий. К таковым, несомненно, относится Библиографический указатель книг и статей на русском языке по истории религии, помещенный во втором томе «Иллюстрированной истории религий». В примечании к указателю говорится: Библиография сохраняется в том виде, в каком она была составлена в 1899 году под редакцией князя С.Н.Трубецкого. ( - с.469-522).

Одним из важнейших культурных событий является репринтное воспроизведение парижского издания 1931 года книги Г.В.Флоровского «Восточные отцы IV века». Благодаря этому уникальному библиографическому словарю актуализирован пласт практически незнакомой современному читателю литературы - труды «восточных отцов» (в библиографических очерках и литературе о них) в библиографическом указателе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ