бесплатные рефераты

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения

Среди указателей общего плана, необходимых для учебной и исследовательской работы, выделим несколько изданий.

Во-первых, это первая книга аннотированного справочника по учебно-методической литературе «Образовательная деятельность Русской Православной церкви: проблемы освоения» ( ). Цель этого издания - выявить учебные программы, учебники и методические пособия по курсам Закона Божия, церковно-славянского языка, церковного пения для различных типов начальных учебных заведений. В справочнике более 850 специализированных библиографических записей. Этот труд может послужить началом систематического исследования по библиографическому поиску, упорядочиванию и публикации церковно-педагогических работ, рассеянных по различным источникам, хранящимся в фондах различных библиотек, частных собраниях.

Во-вторых, появились указатели, которые впервые представляют пользователям источниковедческую базу для историко-церковных исследований. Эта база тщательно и полно раскрыта в аннотированных справочниках-указателях: «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов» ( ) и «История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга» ( ). Интересно, что составители представили сведения о документах 93 региональных (республиканских, краевых, областных) архивов России.

Представленный обзор состояния был бы недостаточно полным, если бы мы не сказали об указателях, которые составляются в регионах и дают представление о церквях и монастырях определенной местности, их истории и современном состоянии. Многие библиотеки занимаются такой работой и на страницах диплома об этом уже упоминалось. Расскажем об одном таком издании.

В результате большой исследовательской работы сотрудников областной библиотеки, краеведов, представителей Орловского историко-археологического общества увидел свет библиографический справочник «Церкви и монастыри г.Орла». Это первый, но удачный опыт обобщения малоизученных материалов духовной истории города.

Указатель «Церкви и монастыри г.Орла» подготовлен Орловской областной публичной библиотекой им. И.А.Бунина. Этот библиографический справочник представляет собой первую попытку собирания и обобщения материалов о приходских, кладбищенских храмах г.Орла, а также церквей других конфессий. В него включены краткие справки по истории церквей, их фотоснимки и рисунки начала ХХ века по настоящее время, а также современные виды тех мест, где находились ныне разрушенные храмы.

В каждой справке дана библиография. В ней на первое место вынесены книги и публикации из книг и сборников, затем статьи из периодических изданий, расположенных в алфавитном порядке. Материалы по каждой церкви расположены в алфавите наиболее распространенных названий. Отдельно выделены храмы и молитвенные дома других конфессий: костел, кирха, синагога.

В конце справочника есть несколько приложений. В основу справочника положены материалы рукописного альбома «Храмы г.Орла», составленного О.Н.Поповым, В.Г.Сидоровым, О.Н.Левитским в 1997 году.

Следует отметить, что коллектив сотрудников Областной научной публичной библиотеки, подготовивший это издание, удостоен почетного диплома Министерства Культуры РФ, Российской национальной библиотеки за участие во Всероссийском конкурсе научных работ за 1999 год.( )

Совершенно особое место во всей системе библиографических пособий занимает проект создания «Богословской библиографической энциклопедии».

Все, кто сталкивается с публикациями религиозной тематики, их богатством и разнообразием, искал их по каталогам и справочникам, понимают важность осуществления идеи общего библиографического свода духовной литературы.

Попытки составления такого каталога встречаются уже в XIX веке, примером может служить «Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам». Но первая теоретическая разработка, посвящена задачам развития библиографии русской духовной литературы, которая была опубликована только в 1985 году. Работу предполагалось осуществить в пяти летний срок - к 1988 году,1000 - летнему юбилею крещения Руси. Но данный проект в то время не нашёл отклика и поддержки.

Каталог может создаваться только поэтапно. Сначала должно быть проработано книжное ядро, которое составит около 30 тысяч названий. Желательно издать эту картотеку сразу после её завершения в виде трёхтомного систематического каталога. Книги учитываются по органам текущей государственной библиографии, список дополняется по библиотечным каталогам и библиографическим справочникам. Издание предполагается снабдить предисловием, алфавитным и предметным указателями и подробным оглавлением. Вторая задача - максимально полно отразить книги изданные за рубежом на русском языке. Этот небольшой каталог ( около 150 названий), тоже необходимо издать отдельно, так как эмигрантские издания наиболее труднодоступны и представляют собой интерес.

Самой трудоёмкой частью работы является учёт журнальных статей. Работа с журналами тоже разбивается на несколько этапов. На первом этапе полностью расписываются десять основных богословских журналов. Количество статей из них достигает весьма значительной цифры - 60 тысяч названий. Второй этап - роспись статей религиозной тематики из светских изданий и неправославных журналов. Третий этап - включает роспись остальных журналов и епархильных ведомостей, и нужно сказать, что он самый нелёгкий. Во - первых, нужен строгий отбор статей. Во - вторых, и после отбора насчитается около 120 тысяч статей.

Следующим этапом является создание картотеки современной духовной литературы (книги и статьи за 1988 - 1992 гг). Так же должны быть указаны и машинописные работы (диссертации, курсовые работы, переводы и т.д.за 1950 - 1990 гг.), хранящиеся в Московской (МДА) и Петербургской духовных академиях.

После создания нескольких разнородных картотек предстоит объединить их в один систематический каталог. Круг тем, представленных в каталоге, намечен широкий, но в рамках одного направления - религия, христианство и Церковь, вероучение, церковная история. Основной принцип отбора литературы - тематика и степень значимости произведения. Кроме религиозных изданий в каталог должны войти важнейшие работы по философии, истории и т. п., что необходимо для обеспечения его высокого научного уровня и энциклопедичности.

Каталог в итоге должен представлять многотомную богословскую библиографическую энциклопедию. Главное, что позволит сделать доступным и удобным справочное издание, содержащее более 300 тысяч записей, будет его систематичность. Это позволит издавать тома в соответствии с разделами богословских наук. Такое деление весьма целесообразно: даже если издание оборвётся на первом или втором томе, то оно будет иметь внутреннюю законченность. Кроме того, если каталог будет напечатан типографским способом и поступит в продажу, то учёный или богослов, который не сможет купить все издание, получит именно то, что ему нужно, купив один из томов.

В проекте есть одна важная особенность: предложение предварять списки литературы вводными статьями энциклопедического характера. Идея состоит в том, чтобы срастить две родственные дисциплины: библиографию и энциклопедию. Просматривая энциклопедические издания, мы видим, что многие статьи сопровождаются списками рекомендуемой литературы. Но списки их далеко не полны и не отражают даже основных изданий.

Так как весьма важным свойством проектируемого каталога является его систематичность, то многое зависит от принципа классификации. Хорошая классификационная схема нужна и библиотекам. При этом нельзя подчеркнуть, что и ББК и схемы библиотек Московской духовной академии и Петербургской духовной академии не могут использоваться в данном случае. Нужна новая классификационная схема по русской духовной литературе. При этом нужно учитывать такой важный фактор, как количество публикаций, приходящееся на каждую рубрику.

В стадии завершения находится небольшой каталог эмигрантских книг ( около 1500 названий), составленный по библиографическим указателям и каталогам крупнейших библиотек России. Картотека дореволюционных книг насчитывает уже 8 тысяч названий

Нет сомнения, что каталог станет настольной книгой каждого исследователя и читателя, интересующегося вопросами религии. В первую очередь он нужен духовным учебным заведениям, весьма важен и для библиотек как справочник энциклопедического характера.

Но для осуществления такого масштабного проекта нужно решить нелегкие проблемы. Создать каталог можно только совместными усилиями нескольких человек, для чего нужно набрать группу. Инициатором и организатором работы над каталогом должны выступить церковные учреждения: прежде всего - Патриархия и Синодальная библиотека. Очень важна также поддержка со стороны духовных академий - Московской и Петербургской.

Но самая важная проблема - финансирование, и все организационные вопросы упираются именно в неё. Если работа группы будет материально обеспечена, то за 6 - 7 лет можно будет создать каталог и подготовить его к публикации. Финансирование проекта - дело прежде всего государства. Ведь именно государством были уничтожены и разграблены после революции богатые церковные библиотеки, остановлена научно - богословская деятельность. Главное условие возрождения России - это восстановление духовности общества ( ).

Мы знаем, что общее представление о библиографическом обеспечении той или иной отрасли или вопроса дают указатели библиографических пособий. Несмотря на то, что библиография религиоведения в современном виде стала формироваться сравнительно недавно, уже появились издания, отражающие библиографическую продукцию по данной проблеме. Здесь прежде всего следует назвать пособие В.К.Степанова «Материалы к указателю русской духовной литературы! ( ), где подведены первые итоги развития духовной библиографии.

Как пишет в предисловии священник Александр Троицкий, при подготовке «репертуара» первым шагом должно быть изучение и осмысление опубликованных и оставшихся в рукописи трудов библиографов прошлого и настоящего времени.

Таким шагом является настоящее издание - первый опыт библиографического указателя русской христианской литературы второй степени и одновременно - описания всех возможных печатных библиографических источников, в совокупности максимально полно отражающих книги духовного содержания, выходящие с начала XIX века до наших дней ( ).

Составитель стремился как можно полнее отразить специальные указатели как о духовной литературе в целом, так и по отдельным вопросам богословия и церковной истории. Здесь есть сведения о каталогах духовных библиотек и личных собраний духовных лиц.

Над созданием указателя библиографических пособий работает РГБ, которая уже двумя изданиями выпустила указатель «Русское православие: справочные и библиографические издания» ( ).

Пособия отражают отдельно изданные справочные и библиографические издания на русском языке XIX-XX веков, хранившиеся в РГБ с указанием шифров хранения. Из 129 библиографических записей первого указателя 123 относятся к разделу «Русское православие» и «Русская православная зарубежная церковь». В имеющейся рецензии Тарасова К.К. положительно оценивается появление этого пособия, его первого издания.

Отмечены профессионализм и тщательность, с которой описаны указатели церковной периодики. Аннотации не дублируют библиографическое описание, но дополняют его таким образом, чтобы дать ясное представление об объеме издания, его хронологическом охвате, структуре, наличии справочно-поискового аппарата.

Названные издания подводят своеобразный итог разработки библиографического обеспечения религиоведения конца ХХ - начала ХХI века.

1.3. Церковное краеведение

Понятие «Церковное Краеведение» возникло совсем недавно. Оно было сформулировано в статьях и выступлениях архимандрита Иннокентия (А.И.Просвирина), в документе «Основные направления и темы для формирования «Российской краеведческой программы», принятом на Учредительной Конференции Краеведов России (Челябинск, 1990 г.), на некоторых региональных конференциях. На основании этих определений это понятие рассматривается с двух точек зрения: во-первых, это деятельность церкви как социального института, ведущего краеведческие исследования (организационно-канальный аспект); во-вторых, краеведческие исследования, направленные на изучение церковно-религиозной жизни определенной территории вне зависимости от субъекта их исполнения (содержательный аспект).

Объектом церковного краеведения является конкретная территория, все стороны ее жизни и истории, связанные с церковью. К 1917 г. в состав Российской империи входило 64 епархии: именно они, а также более мелкие церковно-административные деления (благочиния, приходы) и выступают основными объектами церковного краеведения.

Интерес церкви к изучению своего отечества начал складываться еще в первые годы возникновения христианства на Руси. Важным этапом для формирования церковного краеведения стал конец XVIII века. Появление сети церковно-краеведческих организаций, складывание системы краеведческих изданий церкви позволяет говорить о формировании церковного краеведения именно во второй половине XIX века.

В 60-70-е годы XIX века возникли первые церковно-краеведческие общества: в 1865 году - Подольский епархиальный историко-статистический комитет, в 1873 году - Церковно-археологическое общество при Киевской духовной семинарии. К 1917 году церковно-археологические и исторические общества и комитеты были в 56 епархиях. В большинстве этих учреждений существовали древлехранилища (музеи). Они создавались также при семинариях, ученых архивных комиссиях.

Основной целью церковно-археологических и исторических учреждений было изучение истории епархии: охрана и собирание церковных памятников, рукописных и старопечатных книг, разбор и описание архивов духовного ведомства на своей территории, подготовка печатных трудов. Их краеведческое содержание и ведомственная принадлежность определили единство тематики и приверженность определенным жанрам. Это прежде всего описания монастырей, церквей, приходов, сел, предметов культа и церковного искусства, биографии выдающихся представителей местного духовенства; очерки истории местных духовно-учебных заведений; публикации архивных документов, церковно-приходских летописей, описаний архивов духовного ведомства, а также коллекций старопечатных и рукописных книг. Немало публиковалось этнографических материалов - сказок, песен, записей народных обычаев и обрядов.

Условно библиографические материалы церковного краеведения можно разделить на несколько групп. Первая включает набор отдельных изданий или изданий и статей из епархиальных ведомостей (Тобольск). Во второй - издания и статьи из епархиальных ведомостей описаны раздельно. Эти архивные материалы не только позволяют определить, как полно разработана церковная история той или иной епархии, по ним можно судить и об отношении церковных краеведов к библиографии.

Создание обобщающей библиографии по истории епархии неоднократно формулировалось как одна из основных задач церковно-краеведческой деятельности.

Можно выделить два основных направления церковно-краеведческой библиографии: выявление, обобщение исторических, этнографических, археологических и других материалов, касающихся церкви; создание полного указателя по церковной истории края, воссоздание биографий выдающихся местных представителей духовенства, выявление печатных материалов о них и их трудов.

Путем длительных поисков удалось выявить 145 библиографических пособий различных жанров, в которых представлена литература о 48 епархиях. В основном это указатели содержания епархиальных ведомостей, других периодических и продолжающихся изданий, персональные и библиографические указатели лиц духовного звания, тематические указатели по отдельным вопросам церковного краеведения. Эти библиографические труды выходили отдельными изданиями, публиковались в епархиальных ведомостях, справочных книжках для духовенства, сборниках церковно-краеведческих организаций, светских изданиях.

Наиболее распространенными (72,4 %) среди церковно-краеведческих библиографических изданий оказываются указатели содержания, прежде всего местных епархиальных ведомостей. Это неудивительно. Епархиальные ведомости издавались практически во всех епархиях. По идее их создателей, они должны были стать летописями местной церковной жизни.

Отношение к епархиальным ведомостям как к ценному краеведческому источнику стимулировало создание указателей содержания официальной и неофициальной части ведомостей. Поэтому такие предметные справочники, как указатель к «Новгородским епархиальным ведомостям», хотя и создавались для удовлетворения практических потребностей духовенства, активно использовались церковными краеведами. Епархиальные ведомости часто выступали организациями краеведческих исследований, публиковали на своих страницах программы краеведческого изучения епархий в различных отношениях, исследования членов церковно-краеведческих организаций. Любая работа по местной церковной истории начиналась с выявления материалов этого направления, опубликованных в епархиальных ведомостях. В результате на страницах епархиальных ведомостей появился ряд указателей «исторических, археологических и этнографических статей». Некоторые из них были подготовительным этапом в создании универсального краеведческого указателя, например «Материалов для библиографии Тамбовской губернии» (Вып. 1, Тамбов, 1990) А.Щеголева.

Значительная доля персональных и библиографических указателей (24,1%). В рамках церковного краеведения персональные пособия сформировались под влиянием некрологов и юбилейных статей лиц духовного звания. Эти материалы содержат библиографическую информацию о трудах умершего или юбиляра и литературу о нем. Образцом может служить «Перечень сочинений покойного протоирея А.И.Сулоцкого», составленный им самим и приложенный к «Авторской исповеди», опубликованной в качестве его некролога. Понимая, что его труды по церковной истории Сибири могут послужить источником будущему исследователю, А.И.Сулоцкий представил в списке около 100 названий книг и статей из журналов и газет 1852-1881 гг., расположенных тематически.

Персональные указатели, как правило, посвящались местным святым и архиереям. Воссоздание их биографий церковные краеведы считали важным направлением изучения истории епархий. В предисловии к «Указателю о преподобном Трифоне и основных им монастырях» мотивировались принципы отбора материалов для подобных указателей. Все источники о жизни Святого Трифона разделены на пять групп: 1) жития; 2) архивные документы, связанные с жизнью и деятельностью святого; 3) современные литературные обработки житий; 4) исследования жизни и деятельности преподобного Трифона и отдельных ее эпизодов; 5) краткие отрывочные замечания, которые можно встретить попутно в литературе о других предметах, литературе по истории монастырей, основанных Трифоном.

Наиболее полно вопросы методики составления персональных указателей местных архиереев нашли отражение в работе, посвященной саратовскому архипастырю Иакову (Вечеркову). Этот обширный библиографический труд, составленный А.А.Лебедевым, был опубликован сначала в «Саратовском духовном вестнике» в 1907 году, а затем отдельным изданием под названием «Материалы для истории Саратовской епархии». Работа содержит несколько библиографических списков, в предисловиях к каждому из которых описываются методические приемы их составления. Так, в «Библиографический указатель изданных трудов преосвященного Иакова» составитель включает не только труды самого Иакова, но и приписываемые ему, оговаривая это в аннотациях. «Библиографический указатель литературы о преосвященном Иакове» - самая объемная часть работы. В нем 213 записей расположенных в хронологическом порядке. Отражены статьи, полностью посвящённые Иакову и содержащие отдельные упоминания о нём.

Кроме персональных указателей, источниками по церковному краеведению выступают сборники биографий архиереев. Кроме исторических сведений о жизни и деятельности преосвященных эти издания, как правило, сообщали и библиографические сведения о печатных или рукописных трудах архиереев, литературе о них. Наличие библиографии увеличило ценность сборников.

Ещё одним источником для церковно - краеведческой библиографии выступают истории духовных учебных заведений. В этих изданиях имеются списки преподавателей и воспитанников. Количество библиографических сведений в них может быть различным: от случайных упоминаний только в некоторых персональных рубриках до достаточно полных списков печатных трудов преподавателей или выпускников.

Значений персональных библиографических пособий церковно- краеведческого направления в том, что они выступают как справочно- библиографический источник, дающий информацию по истории епархии, не учтённую в других изданиях.

Эти библиографические источники остаются актуальными и в наше время. Перед местными исследователями стоит задача изучения и выявления церковно- краеведческого наследия. Создание репертуара местной книги позволит заполнить лакуны в местной истории и культуре отдельных регионов.

§ 2. Новые технологии в библиографии религиоведения

Вторую половину ХХ века часто называют веком информатики, имея в виду повышение значения информации в жизни общества и объемов подлежащих переработке данных -- в науке, производстве, бизнесе.

Компьютерные технологии не обошли стороной и информацию, связанную с проблемами религии и церкви. Мы вправе говорить о том, что новые технологии находят применении в библиографии религиоведения. Ранее мы сказали о традиционной текущей информации по религиоведению, которую создает ИНИОН. Но в настоящее время появилось новое текущее издание, основанное на БД по религии и церкви. Это издание связано с деятельностью ВГБИЛ.

Отдел религиозной литературы ВГБИЛ им. М.И.Рудомино был создан в 1990 г. для более квалифицированного обслуживания читателей, интересующихся религиозными проблемами. В 1997 году этот отдел был переименован в центр религиозной литературы. В настоящее время в открытом доступе и в служебных помещениях отдела собрана литература по различным религиям и конфессиям на русском и иностранных языках.

В конце 1994 года родилась идея готовить ежемесячно информационно-библиографический бюллетень «Новая религиозная литература в России». Необходимость подобного бюллетеня была обусловлена рядом некоторых причин. При подготовке бюллетеня учитывался опыт работы над российской религиозной библиографией, которая проводилась другими организациями. Особенностями бюллетеня является стремление к полноте отбора и конфессиальный характер описываемых изделий.

Информационно-библиографический бюллетень «Новая религиозная литература в России» издается ежемесячно. Каждый месячный выпуск бюллетеня включает в себя в среднем около 60 наименований религиозных изданий. Основным источником формирования бюллетеня является исследование и мониторинг рынка новой религиозной литературы.

Многолетний опыт подготовки информационно-библиографического бюллетеня позволяет кратко проанализировать особенности рынка религиозной литературы, издаваемой за последние годы. Если проанализировать перечни специальных экземпляров, которые публикуются в «Книжном обозрении», то можно видеть, что, как правило, примерно половину наименований издаваемых книг можно отнести к православной литературе, около 15 % (в сумме) составляют католические, протестантские и религиоведческие издания, а также издания по нехристианским традиционным религиям (ислам, буддизм, иудаизм и т.д.), а остальное составляют книги, издаваемые новыми религиозными движениями (сектами) различной направленности.

Интересно отметить, что большинство (около 70-80 %) от числа указанных выше книг составляют брошюры, издания апологического, рекламного или негативного (то есть содержащие критику других религий, конфессий и духовных направлений) характера, различные богослужебные сборники. После исключения выше указанной литературы структура бюллетеней приобретает следующий вид.

Православная литература -- 65 %

Литература по старообрядчеству -- 2 %

Католическая литература -- 7 %

Протестантская литература -- 1,5 %

Литература по исламу -- 3 %

Литература по иудаизму -- 3 %

Литература по буддизму -- 1 %

Литература по новым религиозным движениям (сектам), аккультизму, мистицизму и пр. -- 3 %

Литература по религиоведению и научная литература -- 14 %

Таким образом, несмотря на конфессиальный характер обзоров, оказывается, что большую часть книг, приводимых в информационно-библиографическом бюллетене, составляет православная литература. Рассматривая отдельно православную литературу, можно наблюдать следующие примерные соотношения:

-- Различные издания книг XIX века -- 30 %

-- Богословская литература ХХ века -- 50 %

-- Православные брошюры (в основном, апологического и негативного характера) -- 20 %

-- Издания жизнеописаний и творений святых отцов и классических православных текстов на русском языке -- 30 %

-- Творения религиозных писателей Русского Зарубежья -- 15 %

-- Религиозные произведения ныне живущих авторов -- 40 %

-- Творения священнослужителей -- 45 %

-- Творения мирян -- 35 %

-- Переводы иностранных православных авторов -- 10 %.

На данный момент отделом религиозной литературы ВГБИЛ им. М.И. Рудошенко осваиваются следующие перспективные направления в развитии бюллетеня:

-- возможность его использования в процессе книгообмена, публикация данных в Интернете (с бюллетенями за 1997-1998 гг. можно ознакомиться по адресу: www.libfl.ru/eng/relig.html) ;

-- составление списков религиозной литературы по темам, консультации о возможности приобретения тех или иных изданий.

За годы существования бюллетеня «Новая религиозная литература в России» была создана соответствующая база данных (БД), включающая в данное время более 3000 наименований книг.

База данных переведена на CD-ром и вместе с текущим указателем ИНИОН, характеристика которого была дана ранее, является наиболее полной информацией по проблемам христианства.

Большой интерес для религиозных деятелей и всех интересующихся вопросами христианства представляет получивший в печати освещение проект «Христианская информатика». Возникновение этого проекта не было случайным.

На христианской традиции основана вся европейская и, в частности, русская культура, и поэтому необходимость в христианской и церковной информации возникает не только в богословских и церковно-прикладных науках, но и в самых различных разделах наук светских -- исторических, филологических, философских, юридических, искусствоведческих, педагогических. Особенно остро потребность в информации такого рода ощущается тогда, когда от простой перепечатки наиболее необходимых книг, имеющей целью оказание «экстренной помощи» духовно изголодавшимся людям, мы переходим к научному освоению христианской литературы посредством критических изданий, снабженных примечаниями и комментариями.

Следует подчеркнуть, что старые книги были рассчитаны на читателей с совершенно иной культурой и воспитанием, чем нынешнее, поэтому в них часто без каких бы то ни было пояснений включались различные цитаты из Писания, из молитв богослужебного круга -- типа «восхищение недарованного», «окамененное несчувствие», «церковь лукавнующих» и т.п. Конечно, современному читателю все это следует объяснить.

Объем этой информации настолько велик, что без современных технологий тут невозможно обойтись.Аналогично тому, как в других областях знания, задача их информационного обеспечения выделилась в самостоятельные дисциплины, в силу чего существует информатика биологическая, геологическая, химическая, юридическая и др., -- точно так же должна существовать и информатика христианская. Задачу сбора, хранения, поиска и обработки информации, накопленной веками существования христианства и жизни Церкви, можно успешно решить, сделав ее предметом специальной сферы деятельности. При этом мы не только отдадим должное усилиям наших предков, не только перебросим мост из современности к трудам и дням наших отцов, но и обеспечим преемственность в развитии христианской традиции, богословских и гуманитарных наук в целом.

Актуальность этой задачи особенно ясна в контексте происходящего ныне в нашей стране христианского возрождения. Лишь систематизировав и упорядочив информацию о том церковном организме, который функционировал до переворота 1917 г., мы ясно осознаем размеры понесенного ущерба и лучше поймем, что именно следует восстановить в первую очередь. Само накопление и собирание такой информации уже представляет собой род восстановления -- сначала только информационного. И, конечно, оно требует значительно меньших средств в плане материальном: составить каталог разрушенных храмов и уничтоженных книг несравненно легче, чем заново отстроить храмы и переиздать утраченные книги.

Для внедрения современных технологий и перехода на новый уровень в справочно-информационном обслуживании Церкви целесообразно создать Православный информационный центр.

Основными направлениями деятельности такого центра могут быть следующие:

1. Священное писание: ввод в компьютер текст русской и славянской Библии, приобретение за рубежом магнитных носителей с текстами Библии на других языках (в первую очередь на иврите, греческом и латинском); создание Симфоний и указателей по всем этим текстам (как в печатной, так и в компьютерной форме); создание компьютерной информационно-поисковой системы, позволяющей осуществлять поиск необходимых текстов Писания (в том числе по сложным комбинированным запросам, по неточной цитате и т.д.).

2. Богослужебная литература: ввод в компьютер всех богослужебных книг (в том числе Часослова, Служебникова, Триодей, Требника, Акафистников и др.), а также богослужебных указаний, содержащихся в Типиконе; создание Симфоний и указателей к ним (как в печатной, так и в компьютерной формах); создание системы «Компьютерный псаломщик», позволяющей на основе хранящихся в машинной памяти богослужебных текстов и сведений из Типикона автоматически строить точные и канонически безупречные службы на каждый день (с учетом совмещения переходящих и непереходящих праздников, престольных праздников соответствующего храма и т.д.); для более активного и осмысленного их участия в этих службах; организация компьютерных изданий церковных календарей, значительно более доступных для верующих по сравнению с нынешними.

3. Агиография: ввод в компьютер кратких житий святых и основных сведений о них (годы жизни, страна, биографические данные); создание агиографических указателей и справочников; организация компьютерных изданий для прихожан текстов кратких житий отдельных святых, чтобы каждый верующий мог иметь у себя текст жития своего небесного покровителя.

4. Экзегетика: ввод в компьютер экзегетических отрывков из святоотеческих творений; создание компьютерной информационно-поисковой системы по экзегетике, позволяющей подбирать толкования одних и тех же священных текстов Отцами Церкви.

5. Другая христианская литература: составление указателей различного типа, посвященных творениям Отцов Церкви, русской богословской и религиозно-философской литературе -- дореволюционной и эмигрантской.

6. Каноника: ввод в компьютер текстов канонов -- правил апостольских, вселенских и поместных соборов, а также Св.Отцов; ввод иных нормативных актов, регулирующих жизнь различных церквей; создание Симфоний и указателей по всем этим текстам.

7. История: ввод в компьютер кратких сведений о жизни и трудах различных церковных деятелей -- как русских, так и зарубежных православных церквей; ввод информации о значительных церковных событиях (распространение христианства, возникновение ересей и сект, сборы, явление чудотворных икон и иные чудесные события, основание монастырей и храмов, духовных учебных заведений и др.); создание соответствующих указателей, являющихся отправной точкой (словником) для работы над Православной энциклопедией.

8. Нетекстовая информация. Современные технические возможности компьютеров, помимо обработки текстов, позволяют хранить и обрабатывать также и нетекстовую информацию. Это позволяет создавать информационно-поисковые системы различных типов, в частности, по христианской иконографии, по церковному пению, по церковному зодчеству и многим другим смежным дисциплинам.

В деятельности Православного информационного центра заинтересованы все православные юрисдикции: распространение информации друг о друге безусловно будет способствовать их сближению. Создание такого центра есть дело, полезное не только для Русской Православной Церкви на нынешнем этапе ее истории, но и для всей христианской культуры в целом.

Другие трудности связаны с наличием у значительной части современных деятелей на ниве христианства -- как у клириков, так и у мирян -- устойчивых предрассудков относительно компьютеров, допустимости и «православности» их использования для работы в таких бесценных для каждого христианина областях, как Священное Писание и Православное Предание. Понять такое предубеждение нетрудно, имея в виду как сходство экрана компьютера с экраном телевизора с характерным для нашего времени засильем на нем рока, секса, политики, культа наживы и прочих малоприятных вещей, так и его соотнесение с атрибутами западной культуры. Определенную роль тут играет и некритическое восприятие информации о так называемом «искусственном интеллекте».

По указанным причинам данный проект осуществляется пока на общественных началах, с использованием компьютерной техники по месту основной работы участвующих в нем энтузиастов. Тем не менее за те два года, что прошли с момента его выдвижения, изучена ситуация с компьютерным обеспечением информацией, относящейся к дисциплинам, входящим в круг православного образования; выработана концепция первоочередных направлений деятельности центра; определены необходимые технические и программные средства; проведен поиск доступных информационных материалов на машинных носителях -- текстов Священного Писания на различных языках и вспомогательного программного обеспечения, заполняются базы данных по следующим направлениям: неканонические книги Ветхого завета на русском языке, библиография православной периодики (Журнал «Московской Патриархии», «Богословские труды» и др.), месяцеслов, именной указатель «Православная персоналия»; начата разработка программного обеспечения для Православного информационного центра; создана первая версия компьютерной библиографической системы и компьютерного словаря святых.( )

После воплощения в жизнь этого проекта библиотеки получат более широкие возможности ведения той работы, о которой говорится в дипломном проекте.

§ 3 Опыт работы библиотек региона по библиотечно-

библиографическому обслуживанию пользователей библиотек

Выше мы уже говорили об опыте работы библиотек в целом по России. В §3 мы расскажем, что делают библиотеки нашего региона в работе с литературой по религии.

При разработке дипломного проекта автором было произведено два мини-анкетирования среди различных библиотек региона и среди читателей г. Липецка. Автором данной работы было составлено две анкеты. Прежде чем описывать опыт работы библиотек, представим здесь результаты анкетирования библиотекарей.

Анкета № 1 включала девять вопросов, ответы на которые содержали сведения о наличии в библиотеке литературы данной тематики, периодики, дали представления о запросах читателей и источниках их выполнения. Всего было распространено 10 анкет, получено 5 анкет. Из них 3 анкеты из ЦБС; 1 анкета ОДБ; 1 анкета Земская библиотека. В анкетировании участвовали следующие библиотеки: Орловская областная детская библиотек им. М.М. Пришвина и Залегощенская ЦРБ (Орловская область); Старооскольская ЦРБ и Скороднянская земская библиотека (Белгородская область); детская библиотека-филиал № 24 Липецкой городской ЦБС.

Респонденты ответили на все вопросы анкеты, а некоторые даже давали по два ответа на вопрос. На вопросах, на которые было дано по два ответа, мы будем останавливаться подробнее, давая некоторые из этих ответов.

На первый вопрос анкеты: «Имеется ли в вашей библиотеке литература по вопросам религии и церкви?» Из пяти опрошенных 4 сказали, что имеется такая литература, но мало новых изданий, 1 человек дал свой вариант ответа, где подчеркнул, что в их библиотеке есть много новых изданий по религии.

На второй вопрос: «Имеет ли библиотек издания «Библии»?» Анкетируемые ответили:

а) имеет достаточно экземпляров -- 1 человек

б) имеет в читальном зале -- 4 человека

А один респондент еще добавил сведения о том, что библиотека имеет еще несколько экземпляров Детской «Библии» на детском абонементе.

На третий вопрос: «Получает ли ваша библиотека журнал «Наука и религия»?» Ответы распределились следующим образом:

а) получает -- 2 человека

б) не получает -- 2 человека

в) имеет только старые комплекты -- 1 человек

На вопрос: «Как Вы считаете, пользуется ли литература по вопросам религии спросом в вашей библиотеке?» Ответили:

а) да -- 3 человека

б) нет -- 1 человек

А один респондент сказал, что в их библиотеке такая литература не очень пользуется спросом.

На пятый вопрос анкеты: «Как Вы считаете, каковы мотивы обращения к чтению этой литературы?» были получены такие ответы:

а) учебные задания -- 5 человек

б) личный интерес -- 2 человека

Таким образом, мы видим, что все опрошенные главным мотивом считают учебу, но при этом двое из них отметили и личный интерес.

На шестой вопрос: «Кто чаще всего спрашивает в библиотеке такую литературу?» ответы были такие:

а) школьники -- 3 человека

б) студенты -- 1 человек

в) преподаватели -- 1 человек

Один из опрошенных дал еще один ответ: пенсионеры.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ