Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив -- две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом.» Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны.» Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.
Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в «Ковчеге завета» (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки. Рисунок сверху) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом.
Законы, которые пророк Моисей дал еврейскому народу, имели целью регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь. Десять Заповедей и другие заповеди, определяющие моральное поведение человека, составляют единый нравственный закон. О Десяти Заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы «конституцией» человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять Заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленном веществе, а на камне.
Заповеди.
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Евангельские заповеди о блаженствах
Замповеди блажемнства -- в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3--12 и Лк.6:20--23) и дополняющие десять заповедей Закона Божьего. Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства же учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства (святости). Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди же блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы приближаться к Богу и обретать святость. Эти заповеди названы заповедями о блаженствах, потому что их исполнение ведёт к вечному блаженству в будущей вечной жизни. По христианскому учению, святость, рождаемая близостью к Богу -- есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек.
1. Блаженны нищие духом, потому что дано им будет Царство Небесное. Нищие духом -- это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основная христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости а от гордости произошло всё зло в мире.
2. Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся. Плачущие -- люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.
3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю. Кроткие -- люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся. Алчущие и жаждущие правды -- люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) -- хлеба и жаждущие -- воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.
5. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут. Милостивые -- люди, имеющие доброе сердце -- милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.
6. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. Чистые сердцем -- люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.
7. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими. Миротворцы -- люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное. Изгнанные за правду -- люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах. Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.
Христианские праздники:
Светлое Христово Воскресение
Рождество Христово 7 января
Крещение Господне 19 января
Сретение Господне 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля
Вход Господень в Иерусалим 24 апреля
Вознесение Господне 9 июня
День Святой Троицы. Пятидесятница 19 июня
Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
Воздвижение Креста Господня 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
Обрезание Господне и память святителя Василия Великого 14 января
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября
Святки
Неделя о мытаре и фарисее
Сырная (Масленица)
Пасхальная (Светлая) седмица.
Светлое Христово Воскресение.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, -- главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово -- это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.
В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.
Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая).
Начало праздника.
Праздник начинается Христовым Воскресением, в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная торжественная служба Светлая Пасхальная Заутреня. Служба начинается в полночь когда духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хорж.
С пением начинается крестный ход вокруг храма (три раза), с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе» (три раза) и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину Воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках. Во время службы хор часто исполняет: (Пасхальный Тропарь) Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущым во гробех живот даровав. Слово св. Иоанна Златоустаго.
В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго» (347-407 г.) которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику который держит в руках крест, целуют крест и христосоются с ним, а потом и с друг другом. Обыкновенно здесь же возле креста, всем дают красные яички. Заутреня продолжается около полтора часа. После Заутрени некоторые уходят домой и разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Конечно здравый смысл говорит что для того чтобы чувствовать себя здравым и бодрым нужно перед Заутреней прилечь и поспать на несколько часов.
Светлая Пасхальная Седмица.
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. Конечно в Светлую Среду и Пятницу поста нет.
Пасхальный период.
Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Даже когда поднимают телефонную трубку то не говорят «алло», а говорят «Христос Воскресе!» Весь этот период связан с многими обычаями и традициями о которых можно было бы очень многое что написать и сказать. Пасхальные обычаи.
Как было сказано уже выше, Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки -- жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости.
Значение Пасхи.
Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы. Западные христиане отошли от православного учения и мировоззрения и любят уменьшать, божество Господа Иисуса Христа и поэтому они меньше празднуют Его Воскресение, а иногда даже и замалчивают.
Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него:Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи); Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи); Святая Троица (Сошествие Святаго Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней по Пасхи); Всех Святых (в воскресенье, неделя после Св. Троицы); Всех Святых в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых).
Рождество Христово 7 января.
Рождество Христово -- «вторая Пасха»; великий праздник, святой день, чтимый более всех других дней года -- после дня Светлого Христова Воскресения. Сын Божий «нас ради человек и нашего ради спасения» приходит во плоти на Землю, чтобы принести Себя в жертву за всех людей, -- искупить их грехи Своею Кровию и указать путь ко спасению.
О Богомладенце помним мы постоянно, празднуя рождественские дни. А сам праздник -- удивительно «детский», пожалуй, даже самый «детский» изо всех православных праздников. Посмотрите, как дети воспринимают Рождество! И все мы в этот день и накануне его -- немного дети. Мы вместе наряжаем елочку -- и сколько радости у всех!
В храме совершается самое важное, самое серьезное дело на свете -- служение Божественной Литургии. Посреди храма, там, где обычно выставляется праздничная икона, стоит устроенная из еловых веточек, усыпанная звездочками пещерка. Не забыты и меньшие братья, свидетели Рождества: коровка и теленочек. Они тоже участвуют в торжестве. Может быть для того, чтобы лучше приблизиться к великой тайне? А для этого, по словам Христа, надо уподобиться детям.
Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Святая Церковь установила время подготовки -- Рождественский пост. Начинается он 28 ноября (15 ноября по церковному календарю), на следующий день после дня памяти святого апостола Филиппа, и продолжается сорок дней, подобно Великому посту, предшествующему дню Святой Пасхи. Во время всего поста следует воздерживаться от развлечений, пустой траты времени на удовольствия, от праздности -- ведь настоящий праздник впереди.
Радость Рождества не вмещается в обычные временные рамки. И ожидание праздника «выплескивается» за пределы одного дня. Дней предпразднства -- пять, и с каждым из них ожидание праздника возрастает. Все большее место в ежедневных богослужениях занимают песнопения, повествующие о Рождественских событиях, все строже становится пост. Последняя неделя перед Рождеством имеет своим прообразом Страстную седмицу. И трогательные, щемящие напевы Страстной положены в основу предрождественских песен.
Канун Рождества -- Сочельник. В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества. Но пост пока не отменяется. В снедь нам предлагается особое предрождественское кушанье -- «сочиво». Именно оно дало название кануну Рождества -- Сочельнику. «Сочивом» называли на Руси сваренные с медом зерна пшеницы. И это не просто обычай. Как все, что освящено церковной традицией, трапеза сочельника имеет свое глубокое символическое значение. Мы поминаем сочивом (этой в своем роде кутией) Христа-Богочеловека, подобно волхвам, прозревая в Его Рождестве земной подвиг, смерть и Воскресение. Ведь зерно -- это евангельский образ смерти и воскресения: «…аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, много плод сотворит…». В смерти Его -- залог Его Воскресения и воскрешения нашего.
В Рождестве мы видим прообраз Воскресения. И тут пещера, а ночь Рождества подобна ночи будущего Воскресения, ангел возвестил пастухам о рождении чудесного Младенца -- и ангел благовествует женам-мироносицам о Воскресении Христа и даровании нам вечной жизни.
День Святой Троицы. Пятидесятница 19 июня.
После вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, святые апостолы неотлучно находились в Иерусалиме, пребывая в непрестанной и единодушной молитве и, согласно обещания Спасителя, с нетерпением ожидали иного Утешителя -- Духа Святого. Через пятьдесят дней после Воскресения Христова, дня Святой Пасхи наступает великий праздник Сошествия Святого Духа, Троицын День. Утром, послышался шум с неба, как это бывает при сильном ветре и Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков и они начали проповедовать о Воскресшем Христе на разных языках. Так исполнилось обещание Господа Иисуса Христа апостолам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». С этого момента апостолы стали совершенно другими людьми: те, кто совсем недавно в страхе бежали из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия.
Праздник Пятидесятницы -- день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын Божий -- Иисус Христос создал ее, воплотившись на земле, Дух Святой действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы.
На богослужении в Троицын день люди стоят в церкви с цветами, а церковь и наши дома украшаются деревьями и травой, напоминая этим, что Дух Святой подает расцвет всех жизненных сил.
Святки.
Святки -- две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника 6 января и заканчивающихся Крещением 19 января, это время, когда жизнь переворачивается, когда можно делать все, что запрещается во всякое другое время.
По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление).
Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба -- Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки -- души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.
Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями н запретами, определяющими поведение людей, выделяет Святки из всего календарного года. Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.
В пятницу вечером, в канун Крещения, последний и самый важный день святочных гаданий. Считается, что в эти дни активизируются духи. И хотя православная церковь считает гадания языческими и бесовскими забавами, гадалкам и хиромантам работы в эти дни прибавляется.
Первая неделя Святок считается святой, вторая -- страшной. Чтобы привлечь удачу, рекомендовалось на святочной неделе ходить во всем новом, а не просто во всем чистом.
6 ЯНВАРЯ -- Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества -- вечером гадали и совершали различные магические действа.
7 ЯНВАРЯ -- Рождество
8 ЯНВАРЯ -- Бабьи каши -- праздник повивальных бабок и рожениц -- в Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и приносили им разную еду, после чего было принято кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили помощи и защиты у пророка Давида -- музыканта и укротителя гнева.
9 ЯНВАРЯ -- Стефанов день -- в этот день нанимали батраков.
11 ЯНВАРЯ -- день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом -- с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры будут клевать огурцы».
12 ЯНВАРЯ -- Анисья -- желудочница -- по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме -- «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной».
13 ЯНВАРЯ -- день святой Маланьи или Васильева коляда -- раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года -- в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года -- «Под Василья ведьмы крадут месяц» -- «Если в ночь ветер дует с юга -- год будет жаркий и благополучный, с запада -- к изобилию молока и рыбы, с востока -- жди урожая и фруктов».
14 ЯНВАРЯ -- Василий Великий -- покровитель свиней -- по старому календарю этот день приходился на 1 января, т. е. на НовыйГод.
15 ЯНВАРЯ -- Сильвестров день -- куриный праздник -- на этот день не ели яйца и курицу -- в курятник вешали «куриного бога» -- в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть -- его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер -- лихоманок -- дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья.
16 ЯНВАРЯ -- Пророка Малахии -- «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти…» -- «На Малахия дом метелками обмахивай» -- в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека -- обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка -- доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води».
17 ЯНВАРЯ -- В этот и следующий день женщинам запрещалось шить -- считалось, что тогда ребенок родится слепым.
18 ЯНВАРЯ -- Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник -- основной день святочных гаданий -- накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках -- собирали снег для беления холстов и умывания -- в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится.
19 ЯНВАРЯ -- Крещение, Богоявление -- «В богоявленскую ночь небо открывается». «Крещение -- со святками прощение».
Сырная (Масленица)
Масленица -- неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона -- зиму и весну. У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т. е. на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз разрешалось есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки. Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы «мясо жгут». Собственно же «встреча» Масленица отмечалась далеко не везде: дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами «встречать Масленицу», веселились, катались с гор.
Основной едой на Масленицу былиблины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко -- «для родительских душ», а иногда отдавали нищим также на «помин души». Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления давали в руки чучелу Масленицы; как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах Масленицы. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях. Значительная часть обычаев на Масленице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье -- заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.
Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика -- пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье -- лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста -- Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение, вождение «козы» или «козла», кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:
Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая. боярыня-масленица, госпожа масленица».
Понятие о богослужении (жертвоприношение).
Богослужением вообще называется Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, то есть. исполнение воли Божией. Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей -- в раю. Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.
После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. В Богослужении людей, после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв с жертвоприношениями должно было, вместе с этим, и напоминать людям, что, Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира.
Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него, и получить успокоение нашей душе.
А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.
Молитвы.
О молитве.
Завет Спасителя -- всегда молиться. Молитва -- это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с остановкой молитвы. Молитва -- это разговор с Богом, с Пресвятой Богородицей, святыми. Бог -- наш Небесный Отец, к которому всегда можно обратиться со своими радостями или печалями. Поэтому в любое время, не только на богослужении и молебнах, а в любом другом месте мы можем обратиться к Пресвятой Богородице и святым угодникам и просить их помочь нам, ходатайствовать за нас пред Господом.
Надо учиться обращаться к Богу как Источнику Жизни. Первые слова, которые следует произносить утром -- это «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!». Постепенно краткие молитвы собираются в правила -- молитвы, обязательные для прочтения. Существуют различные, -- утренние, дневные, вечерние правила и др. Эти молитвы составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, посвященной Христу. Самой совершенной является молитва «Отче наш…», оставленная Своим ученикам Самим Господом Иисусом Христом.
Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других -- несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает. Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании, одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.
Необходимо приучаться и к поклонам -- поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве. Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве. Надо стоять прямо, смотреть прямо на иконы, и помнить, что при молитве вы предстаете перед Лицом Отца Небесного.
Молитвы начальные.
1. Утренняя молитва. Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом и полагая на себя крестное знамение, говори: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь (истинно, правда). По сем немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным. В этой молитве мы спрашиваем у Господа благословения на предстоящее дело.
В этой молитве мы славим Бога, ничего не прося взамен. Произносится она обычно по окончании дела в знак благодарности Богу за Его милосердие к нам. Эта молитва произносится короче: Слава Богу. В этом сокращенном виде мы произносим молитву, когда оканчиваем какое-либо доброе дело, например, учение, работу; когда получаем какую-либо радостную весть и пр.
3. Молитва мытаря.Боже, милостив буди мне грешному. Господь, будь милостив ко мне, грешнику.
Молитва о прощении наших прегрешений. Ее нужно произносить так же часто, как часто грешим. Как только согрешим, должны тотчас же каяться пред Богом во грехе и произносить эту молитву.
4. Молитва Господу Иисусу Христу. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь. Мы просим, чтобы Бог по молитвам святых помиловал нас, т. е. был милостив к нам и простил наши грехи. Эта молитва, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце христианина возможно чаще, потому что, постоянно согрешая перед Богом, постоянно и должны обращаться к Нему с просьбой о помиловании.
Молитва эта может произноситься короче: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, или еще короче: Господи, помилуй! В последнем сокращенном варианте она произносится в церкви, во время богослужения, нередко до 40 раз непрерывно.
5. Молитва Святому Духу. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Вместилище всякого добра и жизни Податель, прииди и обитай в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Милосердый, наши души.
Мы просим, чтобы Дух Святой избавил нас от вечного наказания за грехи и удостоил нас Царства Небесного.
6. Трисвятое (ангельская песнь).
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам. Под словами: Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами: Святый Крепкий -- Бог Сын; под словами: Святый Безсмертный -- Бог Дух Святой. Молитва читается три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Ангельской песнью эта молитва называется потому, что ее воспевают святые ангелы перед престолом Божиим.
7. Славословие ко Пресвятой Троице.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и теперь и всегда, и в безконечные веки. Аминь. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах.
Молитва ко Пресвятой Троице. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради.
Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи (Отче), прости нам грехи наши. Владыка (Сын Божий), прости беззакония наши. Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего. Прежде у Св. Троицы вместе, а потом у каждого Лица Св. Троицы мы порознь просим одного, хотя и в различных выражениях: избавления от грехов.
8. Молитва Господня.
Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша , якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отец наш небесный! Пусть прославиться имя Твоё. Пусть наступит Царство Твоё. Пусть будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешивших против нас. И не допусти нас до соблазна, но избавь нас от злого духа. Потому что Тебе принадлежит Царство, Сила и Слава -- Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.
Это -- важнейшая молитва; потому-то она и читается часто в церкви во время богослужения. Она содержит призывание, семь прошений и славословие.
Паломничество.
На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.
Поскольку определение VII Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом "пилигрим", что в переводе на русский язык означает только "странник". Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.
(Священная Земля Назарета)
Еще дальше отошли от Православия протестанты, не почитающие ни святых, ни иконы, ни святые мощи. По причине такой разницы в понимании паломнической традиции в христианстве можно говорить о православном паломничестве.
Святыни Вселенского Православия - это прежде всего Святая Земля, причём не только Иерусалим, но и Вифлеем, Назарет, Хеврон и другие места, связанные с земной жизнью Спасителя. Кстати, Египет, который все привыкли рассматривать исключительно как место отдыха, одновременно является одним из центров христианского паломничества. Здесь провёл первые годы жизни Спаситель вместе с Богородицей и праведным Иосифом, скрываясь от царя Ирода. Святое семейство в те времена жило и в Каире. Места эти всегда были очень почитаемы православными паломниками. В Египте в III-IV веках просияли подвижники благочестия, которые создали христианское монашество. Первые монашеские общины возникли именно там, в пустынях Египта. Важной составной частью Святой Земли являются Иордания, Ливан и Сирия, где также много святых мест, связанных с деяниями святых Апостолов и других Божиих угодников.
Много святых мест Православия в Турции и Греции. Ведь территории этих государств свыше пятисот лет назад составляли основу православной Византийской империи. И по-прежнему столица империи, бывший Константинополь и нынешний Стамбул, является для всякого православного христианина святым городом. А главной святыней Греции считается Святая Гора Афон. Паломничество в это благословенное место не прекращалось никогда.
В Италии для православных паломников два самых важных города - это Рим и Бари. Очень много православных святынь в Вечном городе. Всё-таки Церковь была едина целую тысячу лет, и за это время здесь просияло много Божиих угодников, которым православные люди до сих пор поклоняются. В первую очередь, конечно, святому апостолу Петру. А в Бари покоятся честные мощи святителя Николая Мирликийского, и туда, конечно, не зарастает тропа, проложенная русскими паломниками.
(Иерусалим. Стена Плача.)
Православные святыни находятся и в других крупных городах и столицах европейских стран. Например, многие Людмилы ездят в Прагу на поклонение честным мощам княгини мученицы Людмилы Чешской. В Париже также немало реликвий, в том числе - терновый венец Спасителя.
Много святынь находятся на Украине и в Белоруссии. Это прежде всего Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Лавры, а также Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.