Охрана труда женщин и молодежи
заинтересованных органов и организаций при реализации основных направлений
государственной политики в сфере охраны труда осуществляются в рамках
деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
совещательных органов. К ведению Законодательного собрания области в сфере
охраны труда относится: принятие и толкование законов области,
осуществление контроля за их исполнением; утверждение в составе областного
бюджета расходов на охрану труда, областных программ по улучшению условий и
охраны труда, осуществление контроля за целевым использованием средств
областного бюджета, предоставление налоговых льгот. К ведению органов
исполнительной власти области в сфере охраны труда относятся: реализация
государственной политики на территории области, государственное управление,
принятие нормативно-правовых актов и т.д.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных
направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих
полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной
власти области в установленном порядке. Например, приложения 1 и 2.
Приложение 1
Утвер
ждено
решением
районной
Думы
№____
____от____
__________
_____
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
Программы улучшения условий и охраны труда в муниципальном образовании
«Заларинский район» на 2003-2005 гг.
|Мероприятия |исполнители |сроки |Стоимость по годам в тыс.руб.|Источники |
| | | | |финанси-ров|
| | | | |ания |
| | | |Всего |2003 |2004 |2005 | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|1.Нормативно-правовое обеспечение охраны труда |
|1.1. Разрабатывать нормативно-правовые |Специалист по|2003-2005 | | | | | |
|документы для обеспечения работы системы |охране труда | | | | | | |
|управления охраной труда | | | | | | | |
|1.2. Разработать программу улучшения условий и|Специалист по|2005 | | | | | |
|охраны труда в муниципальном образовании на |охране труда,| | | | | | |
|2006-2010 гг. |МВК | | | | | | |
|1.3. Разрабатывать материалы и выносить на |Специалист по|2003-2005 | | | | | |
|рассмотрение административного совета |охране труда | | | | | | |
|актуальные вопросы улучшения условий и охраны | | | | | | | |
|труда | | | | | | | |
|2. Совершенствование работы государственной системы управления охраной труда |
|2.1. Проводить экспертизу на соответствие |Специалист по| | | | | |Средства |
|требованиям безопасности при лицензировании |охране труда | | | | | |организаций|
|отдельных видов деятельности | | | | | | | |
|2.2. Разработать планы по улучшению условий |Организации | | | | | |Средства |
|труда женщин в организациях муниципального |района | | | | | |организаций|
|образования и проводить работу по их | | | | | | | |
|реализации: по введению норм предельно | | | | | | | |
|допустимых нагрузок при подъеме и перемещении | | | | | | | |
|тяжести, по высвобождению женщин с тяжелых | | | | | | | |
|работ и работ с вредными условиями труда | | | | | | | |
Приложение 2
РФ – РОССИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАЛАРИНСКИЙ РАЙОН
Мэр Заларинского района
РАСПОРЯЖЕНИЕ
От __________№_________
« О мероприятиях по охране труда».
В соответствии с Федеральным законом № 181-Ф3 «Об основах охраны труда
в Российской Федерации», на основании предложений районной межведомственной
комиссии по охране труда в целях организации необходимой работы по
обеспечению безопасных условий и охране труда на объектах муниципальной
собственности.
1. Комитету по экономике (Гнетов В.М.), комитету по управлению
муниципальным имуществом (Китаев А.А.), юридическому отделу (Минеева М.А.)
при разработке трудовых договоров и должностных инструкций руководителей
муниципальных предприятий и учреждений предусмотреть, в соответствии с
трудовым Кодексом Российской Федерации, раздел по обеспечению безопасных
условий и охране труда.
2. Комитету по строительству, архитектуре и теплоэнергетике (Марков
Б.А.), руководителям муниципальных предприятий и учреждений при заключении
договоров подряда на производство работ по муниципальному заказу считать
обязательным условием наличие в подрядной организации службы охраны труда,
для частных предпринимателей документа о проверке знаний по охране труда.
3. Комитету по управлению муниципальным имуществом (Китаев А.А.)
производить сдачу в аренду муниципального имущества для предпринимательской
деятельности только при наличии у арендатора документов о проверке знаний
по охране труда.
Мэр Заларинского района
П.Г. МАРЧУК
Законом области, соглашением, коллективным договором, трудовым
договором могут быть установлены компенсации работникам, занятым на тяжелых
работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
Уровень смертельного травмирования в Иркутской области снизился в
сравнении с предыдущим периодом на 17,28 % и составил по итогам 2002 года
0,164 случаев на 1000 занятых в экономике, или 87 случаев в целом по
области (104 в 2001 году). По данным Государственной инспекции труда в
Иркутской области в 2002 году произошло 119 смертельных, 339 тяжелых и 39
групповых несчастных случаев на производстве.
III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об
охране труда
Хорошо известно, что мало провозгласить какие-либо права, главное –
претворять их в жизнь. Не секрет, что Россия в настоящее время находится
далеко не на первом месте по уровню жизни и ряд социально-экономических
прав человека государство практически не может обеспечить.
Запомнилась такая шутка, появившаяся в одной из газет. Разговор между
работником и работодателем: «Я имею право? – Имеете – А я могу? – Нет, не
можете». Этот журналистский каламбур отражает, к сожалению, реальную
ситуацию.
На взгляд С.Колобовой [15], главное в проблеме прав человека сегодня –
не теоретическая разработка и дать не их законодательное закрепление, а
создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации
прав человека, прежде всего социально-экономических. Важно устранить прямые
нарушения прав, причины их порождающие, поставить заслоны на пути
злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и
защиту со стороны власти.
Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них – отсутствие
строгой системы процедур и механизмов защиты.
Термин «зашита права» принимается в различных смыслах как в
законодательстве, так и в научной литературе. В законодательстве понятие
«защита права» чаще всего носит абстрактный характер и означает возможность
государства, его органов защитить те или иные права, не конкретизируя, идет
ли речь о защите нарушенных прав или о гарантиях, формах реализации каких-
либо еще не нарушенных прав. Так, Закон «Об основах государственной службы
РФ» одним из принципов государственной службы называет защиту прав и свобод
человека и гражданина.
Отдельные законодательные акты констатируют, какие конкретные права
они защищают. Например, профсоюзы должны защищать социально-трудовые права
и интересы работников .[16]
В юридической литературе различаются защита и охрана субъективного
права. Некоторые авторы считают, что ни в трудовом законодательстве, ни в
науке проблема защиты трудовых прав не разработана вовсе. Однако это не
означает их отсутствия. Так, к способам защиты трудовых прав можно отнести
восстановление на работе, объявление забастовки и др.
Говоря о возможности самозащиты трудовых прав, необходимо отметить,
что спор по поводу соразмерности указанных действий может стать предметом
рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде.
В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто
защищать свои права, вступать в конфликт с работодателем. Обращение с
жалобой на «работодателя» грозит потерей работы. Поэтому очень часто
пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом
прав, чем вступать в спор.
Тезис о равенстве сторон трудового договора справедливо подвергался
критике многими авторами. Отношение между ними фактически строятся на
основе подчинения работника работодателю. В этих условиях необходима
эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и
интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей. По
этой же причине допускается более широкое, чем в других сферах
вмешательство государства в отношение наемного труда. Работник
заинтересован в том, чтобы органы надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства устраняли нарушения по собственной инициативе.
Обращает на себя внимание и то, что при незаконных увольнениях
потерпевшие далеко не всегда обращаются в суд с иском о восстановлении на
работе. Они знают, что велика реальность быть уволенным вновь, но уже по
какому-то другому основанию. Может быть, установить такой порядок – вместо
восстановления на работе уволенному выплачивается денежная компенсация за
ее потерю. Тогда надо полагать, незаконно уволенные будут чаще обращаться в
суд, что, в свою очередь, заставит работодателей соблюдать их права. С 1995
года суд освободил от обязанности сборов доказательств по делу, бремя
доказывания целиком ложится на стороны. Российская состязательность с новым
ее содержанием фактически обеспечивает защиту той стороны, которая в
состоянии обратиться за помощью к дорогостоящему адвокату.
Для осуществления в полном объеме конституционного права на судебную
защиту необходимо, на взгляд С. Колобовой, создать специализированные
трудовые суды.[17] Это позволит сократить сроки рассмотрения дел и
восстановления нарушенных прав, устранить множественность юрисдикционных
органов по разрешению трудовых споров, усовершенствовать правовой механизм
реального и быстрого исполнения судебных решений. Создание таких судов
актуально в настоящее время в связи с усилением роли локальных актов,
регулирующих трудовые отношения.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны
труда осуществляется федеральной инспекцией труда – единой федеральной
централизованной системой государственных органов и функционирует на основе
нормативного акта. Положение о федеральной инспекции труда утверждается
Правительством РФ. Государственные инспектора труда при исполнении своих
обязанностей имеют право:
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений
установленного образца посещать в целях проведения инспекции
организации всех организационно-правовых форм;
- запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных
должностных лиц организации, органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, работодателей документы, объяснения,
информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных
функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и веществ;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на
производстве;
- предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций
обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений
законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных
нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от
должности в установленном порядке;
- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных
подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований
охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников до
устранения указанных нарушений;
- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж
по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний
требований охраны труда;
- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов
соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств
индивидуальной и коллективной защиты работника;
- привлекать к административной ответственности в порядке,
установленном законодательством РФ, лиц виновных в нарушении
требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию
труда в связи с находящимися в производстве делами и материалом, а
также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении
указанных лиц к уголовной ответственности;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении
законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного
здоровью работников на производстве.
Государственные инспектора труда являются федеральными
государственными служащими. Государственные инспектора труда несут
ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с
законодательством РФ. Государственный надзор и контроль за соблюдением
требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда
осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которым
предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах
своих полномочий.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства в целях защиты трудовых прав женщин является одним из
важных направлений современной социальной политики России и составной
частью комплекса мероприятий, предусмотренных Национальным планом, действий
по улучшению положения женщин в РФ и повышению их роли в обществе на 2001-
2005 годы [18]. Вопросы соблюдения норм законодательства о труде и об
охране труда женщин проверяются государственными инспекциями труда в
субъектах РФ как в ходе комплексных проверок (по всем основным институтам
трудового права), так и в ходе специальных (тематических) проверок по
данному вопросу, а также в связи с поступившими жалобами работниц о
нарушениях их трудовых прав.
Анализ результатов проверок, проводимых государственными инспекциями
труда в субъектах РФ, показывает, что нарушения трудовых прав женщин, в том
числе условий и охраны их труда, имеют достаточно распространенный
характер, поэтому проблема соблюдения их трудовых прав продолжает
оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых
отношений.
Таким образом, вступление в силу с 1 февраля 2002 г. ТК РФ пока не
оказало существенного влияния на улучшение ситуации в сфере социально-
трудовых отношений, в том числе с соблюдением трудовых прав работников,
включая работающих женщин. Так, в результате проверок были установлены
нарушения ст. 253 ТК РФ «Работы, на которых ограничивается применение труда
женщин» ТК РФ[19] и постановление Совета Министров Правительства РФ от
06.02.93 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при
подъеме и перемещении тяжестей вручную».
В Астраханской дистанции пути Приволжской железной дороги женщины
работали в качестве путевых рабочих.
В ЗАО «СМУ-7», ООО «СМУ-33», ТОО (Саратовская область) труд женщин
применялся в качестве каменщиков.
В ЗАО «Красногривенская» (Новосибирская область) женщина была допущена
к работе на тракторе К-701.
В сельскохозяйственном производственном кооперативе «Рябцево»
(Смоленская область), СПК «Призыв», «Труженик», «Бельский» (Тверской
области), СПК «Маяк», СПК «Дело Октября» (Рязанской области) женщины были
допущены по обслуживанию коров и быков-производителей, связанным с
перемещением тяжести.
Следует отметить, что нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме
и перемещении тяжестей вручную нарушаются на тех с/х предприятиях и
животноводческих фермах, где дойка коров, приготовление и раздача кормов
осуществляется женщинами вручную.
Применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными
условиями труда [20] было также выявлено Государственной инспекцией труда
при проверке кожвендиспансера г. Серова, областной больницы «Озеро
Чусовское», АОЗТ «Эмальпосуда» (Свердловская область) и в ряде других
организаций.
Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и
перемещении тяжестей вручную нарушались в ОАО «Кирсаномясо», «Райагрострой»
(Тамбовская область), ФГУП «Сплав» (тульская область).
В ООО «Жилье», СУ «Козылстрой» (Республика Тыва) женщины-маляры
переносили ведра с растворами весом до 20 кг.
В профтехучилище №7 (п. Сарыг-Сеп) Департамента профессионально-
технического образования, в Чербинской хлебопекарне (там же) пекари и
продавцы хлебобулочных изделий переносили мешки с мукой по 50 кг.
В МУП «Маслосырзавод Починский» (Нижегородская область) женщины-
работницы постоянно вдвоем перемещают коробки с маслом весом 20 кг.
Нередко в нарушение требований законодательства на многих предприятиях
и в организациях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
для женщин не устанавливалась сокращенная рабочая неделя.
Не была установлена 36-часовая рабочая неделя для работающих женщин в
ООО «Автотранс», ЗАО «Нижневартовскстройдеталь», ЗАО «Зернышко», ЗАО ПКФ
«Спецмонтаж» (Ханты-Мансийский автономный округ).
В нарушение ст. 261 «Гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим
детей, при расторжении трудового договора» ТК РФ отдельными работодателями
допускалось увольнение беременных женщин по инициативе работодателя.
Увольнение возможно, если ликвидируется организация, либо прекращается
деятельность предприятия. В исключительных случаях увольнение допускается
по пункту 1, подпункту «а» пункта 3, пунктам 5-8, 10 и 11 статьи 81
Трудового кодекса РФ.
В ходе проверки заявления Столбецовой Е.В., работающей по срочному
трудовому договору у предпринимателя без образования юридического лица
Блошкиной Е.В. (там же), было установлено, что нарушение ч. 2 ст. 261 ТК РФ
по заявлению беременной работницы Столбецовой Е.В. не был продлен срок
трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и
родам. За допущенные нарушения ПБОЮЛ устранено и трудовой договор со
Столбецовой Е.В. продлен.
По требованию госинспекции труда была восстановлена на работе
санитарка учреждения АМ – 244 / 7 п. Красный Берег (Пермская область)
Кичигина Т.И., которая была уволена с работы по п. 6 ст. 81 ТК РФ,
находясь в состоянии беременности. На мой взгляд в данном случае увольнение
было обосновано, так как работник грубо нарушал трудовые обязанности и до
наступления беременности.
В ряде случаев задерживались или вовсе не выплачивались
государственные пособия (по беременности и родам, единовременное пособие
при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячное пособие на
ребенка) [21], а также компенсационные выплаты в размере 50 руб.[22]
Так, в Гагаринском узле почтовой связи (Смоленская область) семи
работницам не оплачивался отпуск по уходу за ребенком до достижении им
возраста 1,5 лет. Не полностью был оплачен отпуск по уходу за ребенком
работнице ООО «Картофельные блюда» (там же) Апполоновой Ю.А. Госинспекцией
труда в адрес руководителей этих организаций вызваны предписания об
устранении указанных нарушений.
Аналогичные нарушения были выявлены в АОЗТ «Спорт», ООО
«Русмаринфорвардинг», ООО «Рускоит» (г. Санкт-Петербург), ФГУ «Кирсановская
районная станция по борьбе с болезнями животных», ЗАО Швейная фабрика
«Юность» (Тамбовская область).
Работницам ООО «Мир обуви» (Тверская область) Коноплянко Н.А.,
Васьковой Е.А., Лебедевой Е.И. находящимся в отпуске по уходу за ребенком
до достижении им возраста 1,5 лет, не выплачивалась ежемесячная
компенсационная выплата в размере 50 руб.
Администрации Нелидовской центральной районной больницы, Нелидовской и
Осташковской центральных районных аптек и ряда других организаций Тверской
области не организовывали прохождения ежегодного медицинского осмотра
работающих женщин.[23]
В организациях оплата медицинских осмотров (предварительных и
периодических) неправомерно производится за счет работников.
Кроме того, работодателями нередко нарушались нормы трудового
законодательства, регулирующих трудовые отношения всех работников
независимо от их пола и возраста. К указанным нарушениям относятся задержки
выплат заработной платы и расчета при увольнении, ненадлежащее оформление
трудовых отношений и трудовых книжек, нарушения режима труда и отдыха,
правил по охране труда и производственной санитарии, отсутствие спецодежды
и спецобуви, нарушение права на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены.
Во многих случаях не выполнялись требования ст. 212, 219-221, 223 ТК
РФ и норм Федерального закона от 17.07.99 № 181 «Об основах охраны труда в
РФ». Отсутствовали или находились в нерабочем состоянии санитарно-бытовые
помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи,
комнаты отдыха в ЗАО «Агрострой», ОАО «Кубаньстрой 3» и во многих других
предприятиях и организациях.
В связи с тем, что работодателями не обеспечиваются надлежащим
образом безопасные условия труда, уровень производственного травматизма
среди женщин остается достаточно высоким. Вместе с тем анализ оперативных
данных Федеральной инспекции труда позволяет сделать вывод о наличии
определенной тенденции к уменьшении производственного травматизма в РФ.
Так, по этим данным в I полугодии 2002 г. в связи с несчастными случаями на
производстве погибло 179 женщин, что на 38 человек меньше по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Наибольшее число работниц погибло на
предприятиях промышленности – 50, в организациях общественного питания –
32, сельского хозяйства – 19, транспорта и связи – 16, образования – 10.
Несчастные случаи на производстве со смертельным исходом с женщинами
произошли в 60 субъектах РФ; из них наибольшее количество произошло: в
Свердловской области – 12, в Краснодарском крае – 9, в республике
Башкортостан – 8, в Республике Татарстан, в Пермской и Московской областях
- по 7, в Читинской и Саратовской областях – по 6, в Иркутской и
Кемеровской областях – по 5 случаев.
Государственная экспертиза условий труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской
государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами
условий труда субъектов РФ.
Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за
условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу
с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об
отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с
результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Заключение
государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием
для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее
подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах,
при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов,
при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам
органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда,
работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных
союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных
органов. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий
труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений
установленного образца посещать организации всех организационно-правовых
форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения
государственной экспертизы условий труда документацию.
Общественный контроль за охраной труда.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов
работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами
и иными уполномоченными работниками, представительными органами, которые
вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и
иных уполномоченных работниками предприятий представительных органов.[24]
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства
об охране труда;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения
безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их
самостоятельное расследование;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
организации об условиях и охране труда, а также о всех несчастных
случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы
жизни и здоровью работников;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению
представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны
труда;
- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения
обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных
коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссии по испытаниям и приемке в
эксплуатацию производственных объектов и средств производства в
качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке
проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а
также согласовывать их в установленном Правительством РФ порядке;
- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к
ответственности лиц, виноватых в нарушении требований охраны труда,
сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров связанных с
нарушением законодательства об охране труда, обязательств,
предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с
изменениями условий труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных
союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют
право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований
охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами
предложения об устранении выявленных нарушений.
3.1. правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия
труда
Новый Трудовой кодекс призван по мысли авторов урегулировать круг
трудовых отношений, складывающиеся в условиях так называемого рынка в
России.
А.А. Шугаев считает, что поскольку реально цивилизованные рыночные
отношения в стране еще не сложились и государство пока не готово (не может
или не хочет) решать важнейшие социально-экономические проблемы своих
граждан, трудовой кодекс также весьма далек от решения задач максимальной
защиты трудовых прав и свобод, которых российское общество добивалось в
течение всего двадцатого столетия.[25] Отход от основных принципов
построения системы регулирования социально-трудовых отношений, скатывание к
диктату работодателя в ущерб интересам наемных работников, полное
игнорирование роли профсоюзов, существенное снижение социально-трудовых
гарантий в регулировании вопросов трудового договора, рабочего времени и
времени отдыха. Логика проектов строится на том, что сегодня жить согласно
старому Трудовому кодексу никак нельзя. Однако ни один из известных авторов
не привел пока реально хотя бы одной нормы которая тормозила движение
вперед. Как раз наоборот, возращение в эпоху «дикого капитализма», которые
цивилизованные страны пережили 100 – 150 лет назад, тотальный отказ от
централизованного регулирования трудовых отношений, подмена реального
трейдюниониского движения так называемым социальным партнерством, где нет
места профсоюзам, а выступают некие представительные органы работников,
полное отсутствие мотивации работников к производительному труду
представляемых им на производстве, может иметь существенное негативное
влияние на развитие рыночной экономики страны. В конечном счете это
приведет к нарастанию социальной напряженности, массовым конфликтам, росту
преступности и будет напрямую угрожать национальной безопасности России.
Трудно предположить, что авторы нового Трудового Кодекса не учитывали
этих реалий и не прогнозировали возможные тяжкие последствия для общества.
Тогда это можно рассматривать как сознательною и хорошо спланированную
определенными кругами провокацию, направленную на дестабилизацию страны,
создание новых очагов напряженности. Поэтому основной задачей в этом
направлении сегодня, по нашему мнению, является объединение усилий здоровых
сил общества, и в первую очередь профсоюзов, с целью не только активного
противоборства подобным акциям, но и выработки принципиально новой
концепции развития российского трудового законодательства, отражающей
интересы как общества, так и каждого наемного работника.
В Конституции РФ провозглашено: «Каждый имеет право на труд в
условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения
за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на
защиту от безработицы» (ч 3 ст. 37). В развитие этого конституционного
положения, в ст. 220 нового Трудового кодекса РФ указано, что «государство
гарантирует работникам защиту на права на труд в условиях, соответствующих
требованиям охраны труда». К сожалению, приходится констатировать то, что
применительно к охране трудовых прав граждан. У нас существует большой
разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными
возможностями граждан по их реализации».
Действительно, сложившееся за последние 10 лет перестройки положение
свидетельствует о том, что гарантированный конституцией уровень охраны
труда работников в целом по России остается очень низким, а состояние
законности в этой сфере – явно неудовлетворительным.
Материалы проверок органов государственного контроля и прокурорского
надзора говорят о том, что многие работодатели и руководители предприятий и
организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают
на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает
производственный травматизм.
Более того, в ряде регионов на предприятиях преимущественно частной и
смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи сокрытия от
учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе
нередко с тяжелым и смертельным исходом.
В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в
организациях Российской Федерации продолжает оставаться крайне тревожным.
Статистика числа погибших работников на производстве просто удручает.
Только за последние 3 года в результате несчастных случаев на производстве
лишились жизни 17 637 человек трудоспособного возраста, в том числе 1 275
женщин и около 100 (98) несовершеннолетних.
В этой связи, видимо, будет к месту сказать, что проблема охраны труда
актуальна не только в России но и большинстве других стран, т.е. носит
всемирный характер. Недавно в печати были опубликованы данные о том, что в
мире ежегодно погибают на производстве свыше одного миллиона и ста тысяч
граждан, то есть в результате несчастных случаев на рабочем месте каждый
день погибает более 3-х тысяч рабочих и служащих.[26] Изученные материалы
дают основание сказать, что хотя типология несчастных случаев очень разная,
но есть и общая для всех причина – там, где эксплуатируются давно
устаревшие машины и оборудование, там, где сравнительно низкий уровень
техники, технологий производства, где не уделяется должного внимания
Страницы: 1, 2, 3, 4
|