Право гражданина на отпуск по российскому законодательству
попечители) являются военнослужащими, проходящими военную службу по
контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до
достижения ими 18 лет таким родителям (опекунам,
попечителям) предоставляются четыре дополнительных выходных дня в
месяц. Указанные выходные дни могут быть использованы одним из родителей
(опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами,
попечителями) между собой по их усмотрению.
Военнослужащим женского пола предоставляются отпуска по беременности и
родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной
беременности — 84 календарных дня) до родов и 70 (в случае осложненных
родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после
родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и
предоставляется военнослужащему женского пола полностью независимо от числа
дней, фактически использованных до родов.
Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него
военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск
за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска
по уходу за ребёнком — отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца
календарного года.
Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребёнком
исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со
дня окончания отпуска по уходу за ребёнком до конца календарного года.
Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем
деления установленной для конкретного военнослужащего полной
продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного
результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои
обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней
считается за один полный месяц.
Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по
уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет.
Во время отпуска по уходу за ребёнком за военнослужащим женского пола
сохраняется место военной службы и воинская должность.
Военнослужащему женского пола, усыновившему ребёнка (детей),
предоставляется отпуск по беременности и родам за период со дня усыновления
и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более детей — 110 дней) со
дня рождения ребёнка (детей), а также по желанию военнослужащего женского
пола — отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет.
Военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по
контракту, по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск
сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он
воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-
инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели,
лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном
учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).
Порядок отзыва военнослужащего из отпуска
В случае крайней служебной необходимости военнослужащий может быть
отозван из отпуска по решению должностного лица от командующего
объединением, ему равного и выше, являющегося его прямым начальником
(должностного лица, определенного руководителем федерального органа
исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).
Отзыв военнослужащего из отпуска оформляется приказом по воинской
части. При этом, если неиспользованная часть отпуска составляет 10 суток и
более, военнослужащему предоставляются право на бесплатный проезд и время,
необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, но не
далее пункта, из которого он был отозван.
Неиспользованная часть отпуска по желанию военнослужащего может быть
присоединена к отпуску за следующий год.
Отпуск государственного (муниципального) служащего
Отпуск является видом времени отдыха, когда законодательство
освобождает государственного служащего от исполнения служебных
обязанностей. Оплачиваемый отпуск государственному служащему
предоставляется ежегодно, он состоит из основного и дополнительного
оплачиваемых отпусков (статья 18 Федерального закона «Об Основах
государственной службы РФ»). Основной оплачиваемый отпуск установлен
продолжительностью не менее 30 календарных дней. Сверх ежегодного
оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет
предоставляется в порядке и на условиях, определенных федеральными законами
и законами субъектов РФ, дополнительный оплачиваемый отпуск.
Если в большинстве субъектов РФ продолжительность отпуска поставлена в
зависимость только от стажа государственной (муниципальной) службы
определенной продолжительности, то в Новосибирской области и других
регионах введена зависимость и от группы государственной должности
государственной службы (по принципу: чем выше должность в служебной
иерархии, тем большей продолжительности дополнительный оплачиваемый отпуск
предоставляется лицу, ее замещающему), что ставит государственных служащих,
замещающих высшие должности, в более привилегированное положение, чем
служащих, замещающих младшие и старшие должности.
Отпуск государственного служащего Новосибирской области (статья 18 Закона
Новосибирской области «О государственной службе в Новосибирской области»)
|Группа |Стаж работы |Продолжительность ежегодного |
|государственно|на |дополнительного оплачиваемого отпуска |
|й должности |государственн| |
| |ой службе | |
|Высшая |Независимо от|12 рабочих дней |
|государственна|стажа | |
|я должность | | |
|Главная |От 1 до 5 лет|5 рабочих дней |
|государственна| |8 рабочих дней |
|я должность |От 5 до 10 |12 рабочих дней |
| |лет | |
| |Свыше 10 лет | |
|Ведущая |От 1 до 5 лет|4 рабочих дня |
|государственна| |6 рабочих дней |
|я должность |От 5 до 10 |9 рабочих дней |
| |лет |12 рабочих дней |
| |От 10 до 15 | |
| |лет | |
| |Свыше 15 лет | |
|Старшая |От 1 до 5 лет|3 рабочих дня |
|государственна| |5 рабочих дней |
|я должность |От 5 до 10 |7 рабочих дней |
| |лет |10 рабочих дней |
| |От 10 до 15 | |
| |лет | |
| |Свыше 15 лет | |
|Младшая |От 1 до 5 лет|2 рабочих дня |
|государственна| |4 рабочих дня |
|я должность |От 5 до 10 |6 рабочих дней |
| |лет |8 рабочих дней |
| |От 10 до 15 | |
| |лет | |
| |Свыше 15 лет | |
В случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов
РФ, государственным служащим могут предоставляться ежегодные основные
оплачиваемые отпуска большей продолжительности, а также дополнительные
оплачиваемые отпуска за особые условия государственной службы, в том числе
и в особых климатических зонах.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск
за выслугу лет суммируются. По просьбе государственного служащего отпуск
может быть предоставлен ему по частям, при этом продолжительность одной
части отпуска не может быть менее 14 календарных дней. Государственному
служащему по его письменному заявлению решением руководителя
государственного органа может быть предоставлен отпуск без сохранения
денежного содержания сроком от одного дня до одного года по состоянию
здоровья, по уходу за больным членом семьи, по иным уважительным причинам.
В период отпуска за государственным служащим сохраняется замещаемая им
государственная должность государственной службы, денежное содержание, стаж
и все полагающиеся ему льготы и преимущества.
ЗАЩИТА И ГАРАНТИЯ ПРАВА НА ОТПУСК
Реальность права на отпуск состоит не только в том, что государство
провозглашает его, но и в том, что оно гарантирует возможность пользования
им. Залогом реального осуществления права на отпуск является система
средств, условий и факторов, которые создают материальную основу для
осуществления данного субъективного права, защищают и ограничивают интересы
работников от возможных и действительных нарушений, устанавливают гарантии
правомерного поведения обязанных лиц, обеспечивают компенсацию
материального ущерба, вызванного нарушением обсуждаемого права и т.д.
Существующие правовые и не правовые гарантии права на отпуск
можно классифицировать по содержанию и характеру действия. Исходя из
данного основания классификации различают общие и специальные (юридические)
гарантии.[18] В свою очередь, общие гарантии делятся на экономические,
политические и идеологические. Специфика действия, значение тех и других в
фактическом обеспечении права на отпуск различно. Если общие гарантии
(экономические, политические, идеологические) создают максимум возможных
условий и материальных предпосылок для реализации права на отпуск, то
специальные (юридические) гарантии «оснащают» юридической силой
общественные интересы, защищая их, содействуют реализации права на отпуск и
являются наиболее эффективным средством охраны этого права. Экономические
гарантии определяют не только реальность права на отпуск, но и
обусловливают другие виды общих гарантий, т.к. представляют собой ни что
иное как экономический строй общества, характеризуемый видами форм
собственности на средства производства, которые существуют в конкретный
период; уровнем развития производительных сил и производственных отношений;
совокупностью материальных и духовных благ общества.
Реализация права на отпуск и его объем напрямую зависят от такой
экономической категории как фонд свободного времени, размер которого
зависит от таких факторов, как производительность труда, качество
организации и экономия рабочего времени, эффективность общественного
производства. Таким образом реальное содержание и возможность реализации
одного из основных социально-экономических прав человека зависят от
объективного фактора - материальных условий жизни общества.
Политические гарантии зависят от состояния и уровня развития
политической системы общества, в т.ч. государства и государственной власти,
которые являются неотъемлемой частью политической системы общества.
Политические гарантии права на отпуск проявляются, прежде всего, через
характер и направленность политики государства в области экономики и
правового регулирования труда и отдыха работников. Российская Федерация в
п.1. ст. 7 Конституции провозглашает себя социальным государством, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека, а достичь этой цели без предоставления
возможности пользования свободным временем невозможно.
Идеологические гарантии права на отпуск представляют собой
мировоззрение членов общества, уровень развития правовой культуры и
правосознания, а также нравственный климат в обществе. Особенное значение,
в нашем случае, имеет уровень правосознания и правовой культуры (в т.ч.
знания положений законодательства об отпусках) должностных лиц
администрации работодателя, т.к. именно они своими действиями или
бездействием часто нарушают право работника на отпуск. Поэтому
работодателям следует проводить среди должностных лиц администрации
мероприятия (семинары, конференции, чтение лекций), способные повысить
уровень правовых знаний и общей правовой культуры указанных лиц.
Экономические, политические, идеологические гарантии играют решающую
роль в реализации субъективного права на отпуск, действуя в единой,
неразрывной системе.
В то же время общие гарантии права на отпуск не действуют
автоматически, а дополняются системой юридических гарантий, которые несут
«непосредственную нагрузку по осуществлению и защите права на отпуск,
поскольку эти гарантии сопряжены с возможностью применения принудительной
силы государства».[19]
Большинство юристов считают, что в качестве юридических гарантий
следует рассматривать нормы права, которые сами являются средством
обеспечения нормального осуществления субъективных прав и обязанностей.
Как и любые правовые нормы юридические гарантии права на отпуск
выражаются в форме предписаний, позволений и запретов.
В основу такого деления положено выработанное общей теорией права
разграничение правовых норм на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.
Другими словами, юридические гарантии права на отпуск образуют систему
объективно обусловленных специальных средств, закрепленных правовыми
нормами и деятельности по их применению, направленную на обеспечение
осуществления и защиты субъективного права на отпуск.[20]
Классификацию юридических гарантий можно провести по субъектам,
содержанию и целевому назначению. Исходя из субъективного фактора и
содержания, юридические гарантии права на отпуск можно разделить на общие и
специальные. К общим юридическим гарантиям относятся такие средства,
которые в одинаковой мере применимы ко всем работникам. Примером общей
юридической гарантии может служить норма статья 81 ТК РФ о запрете
увольнения работника по инициативе администрации во время его нахождения в
ежегодном отпуске (за исключением случая ликвидации организации либо
прекращении деятельности работодателем – физическим лицом). Данная норма
обеспечивает право работника на сохранение места работы (должности) на
период ежегодного отпуска.
Помимо общих юридических гарантий права на отпуск законодательство
устанавливает дополнительные (специальные) юридические гарантии для
отдельных категорий работников, личные и общественные интересы которых не
могут быть в достаточной мере обеспечены общими юридическими гарантиями по
причинам, связанным с состоянием здоровья, психофизиологическими
особенностями организма, характером и условиями труда. Круг работников, для
которых установлены специальные гарантии реализации права на отпуск
достаточно широк. К их числу относятся несовершеннолетние, женщины,
работники, занятые на работах с вредными условиями труда, лица, работающие
в тяжелых климатических условиях и т.д.
В зависимости от целевого назначения юридические гарантии могут быть
разделены на гарантии реализации и гарантии охраны права на отпуск.
Юридические гарантии реализации права на отпуск устанавливают пределы
осуществления данного права и порядок пользования им, юридические факты, с
которыми связывается реальное осуществление субъективного права на отпуск,
а также льготы и преимущества. К гарантиям реализации права на отпуск
относятся, как правило, нормы обязывающие и запрещающие. Например, запрет
непредоставления отпуска в течение двух лет подряд (Статья 124 ТК РФ)
является важной гарантией ежегодного предоставления отпусков.
Другую группу составляют гарантии охраны права на отпуск, которые
призваны предупреждать нарушения права, а в случае его нарушения являются
средствами защиты и восстановления.
Примером могут служить номы трудового законодательства о порядке
разрешения трудовых споров (Глава XIII ТК РФ), а также нормы гражданско-
процессуального законодательства о судебной защите, нарушенных прав.
Характерной чертой юридических гарантий является то, что они всегда
действуют в единстве и взаимоподкрепляют друг друга. Если мы соединим
вместе два предыдущих примера, то получим конструкцию, подтверждающую
правильность данного утверждения: отпуск должен предоставляться ежегодно
(Статья 122 ТК РФ); право на ежегодное получение отпуска подкреплено
запретом непредоставления отпуска в течение двух лет подряд и установленным
порядком перенесения отпуска в исключительных случаях (Статья 124 ТК РФ), а
также запретом замены отпуска денежной компенсацией (Статья 126 ТК РФ).
НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА
ЕЖЕГОДНЫЙ ОТПУСК
Российская Федерация в статье 15 п. 4 Конституции РФ признает
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры РФ составной частью своей правовой системы. Именно этот факт
позволяет, говоря о праве на отдых, обратить внимание на ст. 24 Всеобщей
декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в которой говориться, что
каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное
ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Однако Всеобщая декларация прав человека является программным
документом и не имеет обязательной юридической силы, она является лишь
своего рода руководством к действию по достижению целей, указанных в ней.
Нормативным актом международного права, закрепляющим право на отпуск,
является Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах от 16 декабря 1966 года, участником которого является и Российская
Федерация.
В ст. 7 п. d Пакта говорится, что участвующие в Пакте государства
признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда,
включая право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени,
периодический оплачиваемый отпуск, равно как и вознаграждение за работу в
праздничные дни. Огромную роль в международно-правовом регулировании труда
играют конвенции и рекомендации.[21]
Международной организации труда (МОТ), принимаемые её высшим органом -
Международной Конференцией труда. МОТ была создана в 1919 году и является
специализированным учреждением ООН. Характерной чертой МОТ, отличающей её
от других международных организаций, является участие представителей
работников и предпринимателей (работодателей) в определении политики
организации на равных правах с представителями правительств государств -
участников МОТ.
В своей деятельности МОТ занимается следующими проблемами:
> разрабатывает международную политику и программы, направленные на
улучшение условий труда и жизни работников, на повышение возможностей
занятости и поддержку основных прав человека;
> принимает международные трудовые нормы, служащие основой для
осуществления данной политики;
> проводит широкую программу международного технического сотрудничества
для оказания помощи правительствам в эффективном проведении в жизнь
этой политики;
> содействует общему и профессиональному образованию, ведет
исследовательскую и издательскую работу, что способствует выполнению ее
программ.
Официальной целью деятельности МОТ в соответствии с её Уставом
является «установление прочного мира на основе социальной справедливости и
обеспечение экономической и социальной стабильности в мире». В Уставе МОТ
сформулированы задачи, направленные на достижение этой цели. Они сводятся к
развитию и поощрению деятельности, направленной на улучшение условий труда
и повышение жизненного уровня работников. Причём данная деятельность должна
осуществляться как на международном, так и на национальном уровне.
Указанные задачи деятельности МОТ осуществляются путем установления
международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций по различным
социально-трудовым вопросам.
Разработка и принятие международных трудовых норм представляет собой
важнейшую функцию МОТ, т.к. международные трудовые нормы являются одним из
каналов, через которые результаты социальных достижений отдельных
государств становятся известны и, в той или иной степени, за счет их
внедрения на национальном уровне других стран, становятся доступны для
большинства слоев населения.[22]
Функциональное назначение конвенций и рекомендаций МОТ состоит в том,
чтобы служить дополнительным стимулом развития и совершенствования
национального законодательства в социально-трудовой области, а также
системы социальной защиты работников.
Конвенции МОТ являются юридическими документами, имеющими силу
международного договора, правовой статус которого определяют порядок
заключения, действия, изменения и прекращения международных обязательств,
условия их действительности.
Рекомендации вырабатываются МОТ в тех случаях, когда вопрос не
считается достаточно проработанным для принятия твёрдых конвенционных
обязательств, или когда требуется детализировать, дополнить положения
принимаемой конвенции, а также, когда вырабатываемые нормы подвержены
частым изменениям.
В юридической литературе и официальных изданиях Международного Бюро
труда совокупность конвенций и рекомендаций МОТ обычно характеризуется как
«Международный трудовой кодекс».[23] По мере появления нового нормативного
материала «Международный трудовой кодекс» дополняется и переиздается. Таким
образом, «Международный трудовой кодекс» является тематическим
систематизированным сводом социально-трудовых норм по вопросам, входящим в
компетенцию МОТ:
· свобода объединения;
· запрещение принудительного труда;
· запрещение дискриминации в области занятий;
· охрана труда женщин и подростков;
· установление минимальной заработной платы;
· рабочее время и время отдыха (в т.ч. ежегодные отпуска) и др.
Говоря о международно-правовом регулировании ежегодных отпусков,
следует упомянуть Конвенцию МОТ №52 «Относительно ежегодных оплачиваемых
отпусков» 1936 года, ратифицированную СССР в 1956 году, а также
Рекомендации МОТ №47 и №98, уточняющие и детализирующие положения Конвенции
№ 52. В вышеупомянутых актах содержаться положения, касающиеся таких
вопросов как продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, круг лиц,
обладающий правом на отпуск, требования к стажу работы как условию
возникновения права на отпуск, установление предельных сроков переноса
отпуска, правила исчисления стажа для отпуска, порядок реализации права на
отпуск при увольнении и пр.
Например, статья 2 Конвенции №52 устанавливает минимальную
продолжительность ежегодного отпуска, которая должна составлять по крайней
мере 6 рабочих дней, а для работников моложе 16 лет, включая учеников, - 12
рабочих дней. Статья 2 предусматривает также, что ежегодный отпуск может
быть предоставлен после непрерывной работы продолжительностью в один год,
т.е. Конвенцией установлено требование к стажу определенной
продолжительности, необходимому для реализации права на ежегодный отпуск.
Конвенция предусматривает возможность разделения на части той доли
ежегодного отпуска, которая превышает его минимальную продолжительность (6
(12) рабочих дней) (статья 2 п.4.).
В соответствии с положениями Конвенции на период отпуска за работником
сохраняется:
> или его обычное вознаграждение, исчисленное способом, который
предписывается национальными законами или правилами, с прибавкой
денежного эквивалента его вознаграждения натурой, если такое
существует;
> или вознаграждение, определенное коллективным соглашением (ст. 3).
Помимо этого Конвенция предусматривает обязанность работодателя
компенсировать в денежной форме неиспользованный работником ежегодный
отпуск в случае увольнения последнего по причине, зависящей от работодателя
(статья 6).
Конвенция также устанавливает положение о недействительности любого
соглашения, которое исключает право на ежегодный отпуск или не дает права
на ежегодный отпуск (статья 4).
В 1970 году после пересмотра Конвенции №52 была принята новая
Конвенция «О ежегодных оплачиваемых отпусках» №132, основной целью которой
было увеличение минимальной продолжительности ежегодного отпуска до 3-х
недель,[24] а также придание большей гибкости международным нормам об
отпусках. Например, Конвенцией был установлен порядок исчисления стажа,
необходимого для реализации права на ежегодный отпуск (статья 5);
предусмотрена возможность продления отпуска в случае временной
нетрудоспособности (статья 6, ч.2); включено положение о том, что
официальные и традиционные праздничные и нерабочие дни не засчитываются как
часть минимального ежегодного отпуска и т.д. Конвенция также
предусматривает возможность перенесения (отсрочки) ежегодного отпуска
(статья 9), устанавливает порядок определения очередности предоставления
ежегодных отпусков (статья 10), а также предоставления пропорциональных
отпусков в случаях, когда работником не отработан необходимый для
реализации права на отпуск период (статья 4 и 11).
Несмотря на то, что российское законодательство об отпуска полностью
соответствует положениям Конвенции №132, данная Конвенция до сих пор не
ратифицирована Российской Федерацией, хотя, на наш взгляд, объективно
существуют все необходимые условия для её ратификации.
РАСЧЁТ ОТПУСКНЫХ
Распоряжением Правительства РФ от 21.11.2001 г. N 1552-р продлено на
2002 год действие порядка исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах
(утверждён постановлением Минтруда России от 17.05.2000 г. N 38). Но в
связи с введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса РФ в
названном порядке произошли изменения, касающиеся расчёта отпускных при
предоставлении отпуска в календарных днях.
С 1 февраля средний дневной заработок при предоставлении отпуска в
календарных днях определяется путём деления суммы начисленной заработной
платы в расчётном периоде на 3 и на 29,6. Но это в случае, если расчётный
период отработан полностью.
В случае когда каждый из месяцев расчётного периода отработан не
полностью, сумма начисленной заработной платы за проработанное время
делится на количество календарных дней, приходящихся на отработанное время.
Расчётным периодом по-прежнему являются три календарных месяца с
первого до первого числа, предшествующих событию, т.е. уходу в отпуск.
Рассмотрим примеры:
Для удобства расчётов условимся, что во всех примерах
продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней.
1. Работнику организации с 1 ноября 2002 г. предоставлен отпуск. Три
расчётных месяца, предшествующих отпуску - август, сентябрь, октябрь -
отработаны полностью. Заработная плата работника в августе составляла
1500 рублей, в сентябре и в октябре - по 2000 рублей ежемесячно.
Средний дневной заработок работника для оплаты отпуска определяется в
данном случае следующим образом: ((1500 руб.+2000 руб.+2000 руб.) : 3)
: 29,6 дн. = 61,90 руб.
Сумма отпускных составит: 61,90 руб. х 28 дней = 1734 рубля.
2. Ежегодный отпуск предоставлен работнику с 19 июля 2002 года. При этом
апрель отработан полностью (заработная плата - 2000 рублей); с 20 по
31 мая работник находился в командировке (заработная плата за
отработанное в мае время составила 1500 рублей); с 1 по 16 июня
работнику был предоставлен учебный отпуск (заработная плата за
отработанное в июне время составила 1000 рублей). Для определения
среднего дневного заработка определяем календарные дни:
апрель отработан полностью, поэтому количество дней, включаемых в расчёт -
29,6;
- в мае количество календарных дней, приходящееся на отработанное время -
16 (в соответствии с пунктом 6 Порядка из расчётного периода исключены
праздничные дни - 1, 2, 9 мая, а также 12 дней командировки);
- в июне количество календарных дней, приходящееся на отработанное время с
17 по 30 июня - 14.
Средний дневной заработок для оплаты отпуска составит:
(2000 руб.+1500 руб.+1000 руб.) : (29,6 дней+16 дней+14 дней) = 75,50 руб.
Сумма отпускных составит: 75,50 руб. х 28 дней = 2114 рублей.
3. Работник идет в ежегодный оплачиваемый отпуск в мае. В феврале
работник проработал 3 дня, март, апрель - полностью. Исходя из этого,
средний дневной заработок определяется следующим образом:
(350 руб. + 1500 руб. + 1800 руб.) : (4,2 дн. + 29,6 дн. + 29,6 дн.) =
57,57 руб., где 350 руб., 1500 руб., 1800 руб. - заработная плата
соответственно в феврале, в марте, в апреле; 4,2 дн. - количество
отработанных дней в феврале при 5-дневной рабочей неделе (в примере -
3 дня), приведенное к календарной неделе (3 дня = (7:5) х 3 = 4,2
дня).
29,6 дн. - среднемесячное число календарных дней в марте и в апреле.
Сумма отпускных составит: 57,57руб. х 28 дней = 1612 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
С каждым годом всё больше расширяется круг лиц, имеющих право на
отпуск. Но всё равно еще далеко не все идеально. Многие люди не знают свои
права, не знают, например, что из-за стажа увеличивается отпуск, не знают,
куда они могут обратиться, если их не устраивает время отпуска. Также люди
не подозревают, что им предоставлены льготы на отпуск. Было бы
целесообразно, чтобы работодатели ещё при подписании трудового договора
(соглашения) наряду с другими вопросами объясняли работнику его право на
отдых.
Ответственность за нарушение законодательства о труде гражданин несет
не только по трудовому, но и по административному и гражданскому праву.
Например, статья 41 Административного Кодекса говорит, что нарушение
различными должностными лицами законодательства о труде и правил по охране
труда влечёт за собой наложение штрафа. Т.о. если произошло нарушение
охраны труда, то это нарушение и трудового, и административного права.
Также в трудовом праве есть понятие трудового договора, но за
нарушение договора лицо несёт ответственность не только по трудовому, но и
по гражданскому праву. Например, если работодатель не предоставил работнику
отпуск в положенное время, то он тем самым нарушил нормы трудового и
гражданского права. А в случаи не предоставления отпуска вообще, хотя такое
вряд ли может быть, работодатель нарушает и Конституционное право работника
на отдых. Изучив ту часть Трудового кодекса, что касаемо отпусков, то мне
бы хотелось отметить некоторые вещи которые мне показались не правильными,
иногда просто глупыми. Это, прежде всего предоставление учебного отпуска.
Получать второе высшее образование стало не так просто, как было раньше.
Приведу пример из моего личного опыта. Я поступил в И.Г.А. на юридический
факультет до того как стал работать, а работаю я в компании, где специфика
работы в большей своей части относится к экономической сфере, нежели к
юридической, хотя они очень близко соприкасаются.
Было бы не плохо, для меня, если бы после получения высшего
юридического образования, я бы пошёл получать второе высшее экономическое
образование, но, зная с какими трудностями, я столкнулся при получение
учебного отпуска впервые, то есть в период обучения меня на юридическом
факультете И.Г.А., я не рискну сообщить своему работодателю о моём желании
получать второе высшее образование. Получит отпуск без сохранение
заработной платы я так же не смогу, специфика работы не позволяет. А
обучатся, используя основной отпуск, не удастся, основной отпуск я получаю
не когда мне надо, а в соответствии с расписание отпусков. А экзамены,
сессии, лабораторные работы и т.д., не будут, проводится только тогда когда
я смогу быть на них. Да и что это будет за обучение, тоже не понятно. В
принципе мне повезло, новый Трудовой кодекс был принят в период получения
мной первого высшего образования, я ещё смогу подумать и найти вуз, в
котором мне всё-таки удастся получить второе высшее, а как быть с теме кто
уже обучается и получает второе высшее образование, есть примеры, когда
работники уходят из вуза, так как не в состоянии обучатся там.
При изучении Трудового кодекса я не раз сталкивался с формулировкой –
только с письменного согласия работника. Я считаю, что в некоторых случаях,
это формулировка просто глупа. Мы все знаем, что в организациях, где
встанет такой вопрос, не многие станут возражать, а просто согласятся. В
противном случаи можно потерять работу.
А, в общем, Трудовой кодекс, это бесспорно шаг вперёд. Есть над чем
поработать, что переосмыслить, что исправить или дополнить, но наконец-то
мы имеем документ, который принят в настоящее время, с учётом нынешнего
состояния и ситуации в стране. Мы отказались от КЗоТА, который был принят
ещё в другой стране, где существовали иные отношения между работниками и
работодателями.
P.S.
Проект нового закона о труде несколько принижает роль профсоюзов. Им
оставлена привилегия участия в заключении колдоговоров, которые в новом
кодексе становятся обязательными. Но профсоюзы сами должны бороться за свои
права, на то они и профсоюзы. Если они не научились бороться, то как будут
отстаивать права трудящихся?
БИБЛИОГРАФИЯ
> Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 года и вступила в действие 25 декабря 1993 года. - М.,
1999.
> Трудовой кодекс Российской Федерации, вступил в действие 01 февраля
2002 года. - СПб., 2002.
> Шарков В.Е. Трудовое право схемы и комментарии. – М., Юриспруденция,
2000.
> Алексей Анготкин. Плюсы и минусы нового трудового кодекса. М., Информ
Олис 2002. http://www.infpol.ru/30012002/kzot.html - Непосредственно
статья
> Наталья Козак. Аргументы и Факты. - Пенза №6 (223) 6 февраля 2002 год.
> Комментарии к ТК РФ «Справочно-правовая система ГАРАНТ».
> Карсетская Е.В. Эксперт АКДИ «Экономика и жизнь».
Статья «Туда и обратно» взята с сайта http://www.akdi.ru/v-
o/new/231v.htm
> Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гаранитиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районнах Крайнего
Севера и приравненых к ним местностях» // Ведомости…- 1993.
> «Семь суток, которые мы потеряли», «Российская газета», номер от 23
января 2002 года. Ссылка на газету: http://www.infpol.ru
> Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России, - М., Юрист, 1997, с.
249.
> Франциян В.Ф. О понятии отпуска для отдыха. // Проблемы государства и
права на современном этапе. Труды научных сотрудников и аспирантов
ИГПАН СССР. Вып.V, М., 1972, с.127.
> Франциян В.Ф. Проблемы законодательства об отпусках рабочих и служащих
с СССР, АКД, с.3; Советское трудовое право // Под ред. А.С. Пашкова,
М., 1976, с. 291.
> Методические пособия по трудовому праву. Академия правосудия при
президенте РФ. - М., 2002.
> Большакова Л.Г. Теоретические и практические аспекты права рабочих и
служащих на отдых., автореф. диссертации на соискание ученой степени
к.ю.н., М, 1980.
-----------------------
[1] Конституция Российской Федерации. Статья 37, пункт 5.
[2] Комсомольская правда, номер: 19 апреля 2002 года.
[3] Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей.
[4] Положение об условиях и оплате труда работников театров, работников
концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, работников
цирков. Утверждено Министерством Культуры СССР 29 декабря 1976 г. Отдельное
издание Москва 1985 г.
[5] Хохрякова О.С. Указ. соч., с.18.
[6] Франциян В.Ф. Проблемы законодательства об отпусках рабочих и служащих
с СССР, АКД, с.3; Советское трудовое право // Под ред. А.С. Пашкова, М.,
1976, с.291.
[7] Хохрякова О.С., Указ. соч., с.18.
[8] В законодательстве не используется термин «отпуск для отдыха и
восстановления работоспособности». Вместо него используется равнозначный по
содержанию термин «ежегодный отпуск», который объединят все виды отпусков,
предоставляемые для отдыха.
[9] См. Франциян В.Ф. О понятии отпуска для отдыха.// Проблемы государства
и права на современном этапе. Труды научных сотрудников и аспирантов ИГПАН
СССР., Вып.V, М., 1972, с.127.
[10] см. Схема №3.
[11] Все виды дополнительных отпусков, предоставляемых для отдыха, являются
оплачиваемыми, т.к. в противном случае было бы нарушено положение п.5 ст.37
Конституции РФ о праве на ежегодный оплачиваемый отпуск.
[12] В.Н. Толкунова, К.Н. Гусов. Трудовое право России, М., Юрист, 1997, с.
249.
[13] Конституция Российской Федерации. Статья 37, пункт 5.
[14] Статья 94 Исправительно-трудового кодекса Российской Федерации в
редакции от 12 июня 1992 года.
[15] «Семь суток, которые мы потеряли», «Российская газета», номер от 23
января 2002 года.
Ссылка на газету: http://www.infpol.ru
[16] http://www.infra-yur.ru (Раздел: вопрос – ответ).
[17] Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»
[18] См. Большакова Л.Г. Теоретические и практические аспекты права рабочих
и служащих на отдых., автореф. диссертации на соискание ученой степени
к.ю.н., М, 1980, с.46.
[19] См. Большакова Л.Г. Указ. соч., с.58
[20] Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих.,
М., Юр. лит., 1967, с. 10.
[21] Говоря о рекомендациях МОТ, стоит упомянуть, что в отличие от
конвенций они не являются источниками норм международного права и не
порождают юридических обязательств государств-участников МОТ, за
исключением обязательств процедурного характера (см. подп. «а» п. 6 ст. 19
Устава МОТ).
[22] К.Н. Гусов, М.Н. Курилин Международно-правовое регулирование труда,
М., 1992 год, с.6.
[23] См., например, International Labor Code, 1951, vol.1, 11. Geneva.
1952.
[24] Конвенция 1936 года № 52 устанавливает минимальную продолжительность
отпуска в 6 дней.
-----------------------
Рабочее время
Рабочий день – установленная законом норма рабочего времени в часах в
течение суток
Рабочий смена –
это обусловленная законом в соответствии с нормой учётного периода
продолжительность рабочего времени, которую работник должен отработать
согласно графику.
Рабочий неделя – установленная законом норма рабочего времени, выраженная в
количестве рабочих часов в календарную неделю (40 часов)
Нормированный
Ненормированный
5-дневная с двумя выходными днями
(Статья 100 ТД РФ)
6-дневная с одним выходным днём
(Статья 100 ТД РФ)
Неполная
Нормальная
Сокращённая
Время отдыха
Перерывы для отдыха и питания
Еженедельный непрерывный отдых
Праздничные дни
ОТПУСКА
Для питания, не позднее чем через 4 часа после начала работы
Для обогрева при работе на открытом воздухе
Для обогрева при работе на открытом воздухе
Междудневные перерывы в работе (не менее двойной продолжительности времени
работы)
Выходные дни
ОТПУСКА
Ежегодные оплачиваемые отпуска
Без сохранения заработной платы
Иные отпуска
основной
дополнительный
Отпуск по беременности и родам
Отпуск по уходу за ребёнком
Отпуск работникам усыновившим ребёнка
Отпуск в связи с обучением в учебных заведениях
Страницы: 1, 2, 3, 4
|