Право на забастовку организация и процедура её проведения в РФ
урегулированию коллективных трудовых споров были привлечены соответствующие
службы Минтруда России, что позволило добиться соглашения сторон и
подписать новые коллективные договоры.[19]
Существует специальная теория конфликтов (конфликтология), которую в
нашей стране разрабатывают главным образом в последние годы, и то лишь
социологи и психологи[20], а юристы не приступили по существу к ее
разработке. В США, АНГЛИИ и в других странах эта теория изучается в
юридических вузах. В США, например есть социальные центры по изучению и
разрешению конфликтов, в которых подготавливают менеджеров по конфликтам.
Эти центры оказывают также и услуги участникам конфликта, проводя
конкретную работу по его преодолению[21], вскрывают и устраняют
действительные причины разногласий. Думается, что в нашем обществе можно и
нужно использовать имеющийся в США, Англии институт подготовки менеджеров
по конфликтам, которые обладали бы определенными специальными знаниями
мирного решения конфликта (спора)[22].
Преподаватель: А. В. Соловьев, кандидат психологических наук, относит
социально-трудовые конфликты к области юридической конфликтологии. Такое
отнесение базируется на широком смысле юридического (юридически
оформленного) конфликта. Под последним признается любой конфликт, в котором
спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон, а сам конфликт
влечет юридические последствия[23].
Наука конфликтология выделяет конфликтную ситуацию, которую для
преодоления конфликта необходимо хорошо понять[24]. Сторонами социально-
трудовых конфликтов являются работники и работодатели[25], то есть
полноправные субъекты правоотношений. В то же время, мотивация поведения
сторон конфликта связана с элементами правового регулирования социально-
трудовых отношений. Сам же социально-трудовой конфликт безусловно влечет за
собой определенные юридические последствия. Кроме того, социально-трудовой
конфликт может быть разрешен путем примирительных процедур и институтами,
создаваемыми на основании соответствующего правоприменительного акта
(приказа по организации — примирительной комиссии[26], соглашения сторон —
рассмотрение неурегулированных разногласий с участием посредника или в
трудовом арбитраже)[27].
Конфликт внутри трудового коллектива с точки зрения теории конфликта
является нормой. Он в какой-то степени может способствовать развитию
системы. Однако если конфликт игнорируется или процедуры его разрешения не
применяются должным образом, он проявит себя как деструктивная сила и
выплеснется не только в виде крайней формы - забастовки, но и за пределы
предприятия, вовлечет новых субъектов и (иной раз!) поменяет социальные
ориентиры.
Глава 3. Осуществление права на забастовку в РФ.
3.1 Понятие и виды забастовок в РФ.
Забастовки стали реальностью нашего времени. Если восемь-десять лет
назад забастовка казалась событием экстраординарным, то последние несколько
лет сообщения об этих акциях звучат едва ли не каждый день, а число людей,
участвующих в их проведении, все возрастает.
В нашей стране право на забастовку как способ разрешения коллективного
трудового спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. В соответствии с
Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных
трудовых споров", если примирительные процедуры не привели к разрешению
коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от
примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе
разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать
такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также
забастовка.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими
чертами и видами забастовок.
Забастовка является временной остановкой работы: рабочие должны после
ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт,
предпринятый группой работников. Тот факт, что группа состоит из
работников, позволяет отделить забастовку от таких действий, как отказ
студентов посещать лекции, митинги пенсионеров (эти действия могут быть
названы забастовкой только по аналогии). Наконец, забастовка почти всегда
является рассчитанным действием, цель которого - выражение недовольства или
реализация требований. Она есть не что иное, как одна из форм общения между
работодателями и работниками, посредством которой работники высказывают в
крайней по закону форме свое несогласие с действиями администрации, и ее в
этом плане можно рассматривать как ультимативную форму протеста.
Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным.
Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой
дисциплины и основание расторжения трудового договора (кроме случаев, когда
забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата
забастовка, отсроченная или приостановленная судом). За участниками
забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.
В соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители
работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.
Наиболее распространенный вид - это обычная забастовка, когда
работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он
является предметом внимания законодателя.
Интересной в плане формы проведения представляется так называемая
"итальянская забастовка", или работа по правилам. Работники в этом случае
не прекращают работу, а начинают выполнять свои трудовые обязанности строго
в соответствии с установленными технологическими правилами, следствием чего
является блокирование нормального производственного процесса. Суть этого
вида забастовки - в существующих противоречиях между формальной и
неформальной организацией работы на предприятии. Особенность заключается
еще и в том, что забастовка практически не регулируется законом, ибо для
предъявления претензий к работающим нет оснований.
В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения
двух видов забастовок: обычной и предупредительной[28].
Предупредительная забастовка представляет собой особую акцию,
демонстрирующую готовность работников добиться удовлетворения своих
требований. Она может быть объявлена в ходе проведения примирительных
процедур, но не ранее чем после пяти календарных дней работы примирительной
комиссии. Прибегнуть к такой забастовке можно лишь один раз за все время
рассмотрения коллективного трудового спора. При этом ее продолжительность
не должна превышать одного часа.
Принять решение об объявлении предупредительной забастовки может
представитель работников, участвующий в примирительных процедурах, - орган
общественной самодеятельности, орган профсоюза или единый представительный
орган. Он же возглавляет забастовку[29].
3.2 Право на забастовку и его ограничение в РФ.
Как уже говорилось в первых параграфах моей работы, право на
забастовку закреплялось в законодательстве под напором рабочего движения.
Начиная с конца 18 века законодательство, когда говорило о забастовках,
только запрещало их. Во второй половине 19 века под напором нарастающего
стачечного движения это запретительное законодательство постепенно
смягчается. Рабочий класс требовал юридического закрепления права на
забастовку.
До 1989 года в нашей стране не было правовой регламентации забастовок.
Право же регулирует поведение людей в существующих общественных
отношениях[30]. Но как только в России появились забастовки, некоторые
трудовые коллективы, опережая законодателя, сами разработали локальные
правила о забастовках. Так, лесохимики объединения «Братскцеллюлоза» в
августе 1989 г. приняли на конференции трудового коллектива временные
правила организации забастовок. В них был предусмотрен и мирный путь
разрешения коллективного трудового спора и лишь после него могла быть по
решению общего собрания трудового коллектива объявлена забастовка под
руководством профкома[31].
Еще Карл Маркс указывал, что закон должен основываться на общественных
интересах и потребностях данного общества[32]. И как только такая
потребность у нас появилась, то 9 октября 1989 г. был принят Закон СССР
«О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», который
и закрепил право трудовых коллективов на забастовку. Но основной упор и
главная суть и этого закона и принятого Государственной Думой 21 декабря
2001 года нового российского Трудового кодекса (далее – ТК РФ) –
примирительный процесс разрешения коллективного трудового спора, не
доводя его до конфликта (забастовки). Право на забастовку закреплено в
ст. 37 Конституции РФ.
В соответствии с российским законодательством забастовкой признается
временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых
обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного
трудового спора. Приведенное определение позволяет выделить характерные
признаки забастовки. Отказ работников от выполнения всех или части
трудовых обязанностей означает, по существу приостановку деятельности
организации. Эта акция всегда носит коллективный характер и направлена на
разрешение коллективного трудового спора.
Право граждан признается и гарантируется только в том случае, когда
она используется в качестве способа урегулирования трудового конфликта. Это
важная характеристика забастовки. Акции, направленные на достижение иных
целей, например, на изменение социально-экономической политики
правительства, в строгом смысле не подпадают под признаки определения,
данного в п. 4 ст.398 ТК РФ.
Трудовой кодекс не только закрепляет право на забастовку, но и
устанавливает гарантии его реализации[33].
Право на забастовку, как и любое конституционное право, может быть
ограничено в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( ст.55
Конституции РФ).
В ст. 55 Конституции «указаны ценности, отрицание которых равнозначно
злоупотреблению правами и свободами человека и гражданина»[34]. Именно для
предотвращения злоупотребления правом на забастовку Федеральным законом
введены некоторые ограничения. Так, являются незаконными забастовки,
создающие реальную угрозу основам конституционного строя здоровью других
лиц. Это ограничение установлено для всех работников независимо от
профессии и сферы действия. Запрещаются забастовки, а потому ограничено
право на забастовку, служащих Вооруженных Сил Российской Федерации,
правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности
является незаконной, если при этом создается угроза обороне страны и
безопасности государства (п.3 ст. 17 Закона о коллективных трудовых спорах,
далее - Закон).
Так, решением Верховного Суда РФ забастовка, проведенная коллективом
летного состава Вологодского авиапредприятия, признана незаконной, так как
на предприятиях гражданской авиации забастовка как средство разрешения
коллективного трудового спора не допускается[35].
Профсоюз летного состава Вологодского авиапредприятия обратился в
Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний принял постановление, согласно
которому запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской
авиации соответствует Конституции в той мере, в какой это право на
забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях
защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
В своем постановлении от 17 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ
отметил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской
авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не
соответствует Конституции РФ. В связи с этим Конституционный Суд РФ
обратился к Федеральному Собранию РФ с указанием о том, что ему надлежит
определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные
с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения
коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом Конституцией и
общепризнанными принципами и нормами международного права[36].
Не так давно, 8 июля 1999 г., был принят Федеральный закон "О внесении
дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации".
Установлено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан,
обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются
забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения
коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций)
авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание
(управление) воздушного движения.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих рамок
возможность ограничения права на забастовку в той мере, в какой это
необходимо для защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Среди прав, подлежащих защите, Закон называет лишь здоровье человека, хотя
незаконная забастовка может причинить существенный вред ряду иных
определенных Законом прав и интересов других лиц. Необходимость закрепления
такого положения основывается на содержании ст. 55 Конституции РФ, которая
провозглашает возможность ограничения прав и свобод человека федеральным
законом в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Право на забастовку может быть ограничено и в соответствии с Законом о
чрезвычайном положении[37].
Запрещены забастовки для государственных служащих в соответствии с
Федеральным законом «Об основах государственных службы Российской
Федерации» (ст. 11 ч.1 п.11), от 31 июля 1995 г.[38] и для работников
железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом «О
федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г [39].
Указанные ограничения реализации права на забастовку не являются
безусловными. В любом случае суд, рассматривая дело о признании забастовки
незаконной, должен руководствоваться положениями Конституции ( ч.4 ст.37.,
ч.3 ст.17., ч.3 ст.55). Постановление Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 31 декабря 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами
Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[40],
подчеркнуло, что осуществление права на забастовку может быть ограничено
лишь в той мере, в какой это необходимо в целях, указанных в ст. 55
Конституции ( защита основ конституционного строя и др.).
Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным
принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав
вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в
отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в
демократическом обществе в интересах государственной безопасности или
общественного порядка или для ограждения прав и свобод других (п. "с" ч. 1
ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми
актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но
это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными
актами ограничений.
Часть 1 ст. 12 Закона СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров (конфликтов)», устанавливала, что на
предприятиях и в организациях гражданской авиации прекращение работы как
средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта) не
допускается. Такая формулировка, во-первых, означает, что запрет забастовок
распространяется на все без исключения предприятия и организации,
относящиеся к системе гражданской авиации, а также на всех занятых в ней
работников, во-вторых, не предусматривает какой-либо дифференциации
предприятий, подразделений, служб, категорий работников гражданской авиации
с учетом характера их деятельности, а также значимости выполняемых ими
работ.
В результате ограничивается право на забастовку значительно большего
круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч. 3
ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Ограничение допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении
которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий
прекращения ими работы необходимость ограничения забастовки вытекает из
названных положений Конституции[41]. Ограничение права на забастовку
большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей,
предусмотренных ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является
неправомерным.
Невозможность проведения забастовки в некоторых предусмотренных
законом случаях не означает, что работники лишены права на справедливое
разрешение спора. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в
силу установленных ограничений, работники имеют право обратиться к
Президенту Российской Федерации. Президент в 10-дневный срок принимает
решение.
Указанная норма является гарантией окончательного рассмотрения
коллективного трудового спора в любой ситуации, хотя пока и не сложилось
практики рассмотрения споров Президентом.
Установление ограничений использования забастовки как средства
разрешения коллективного трудового спора обусловило необходимость
определения последствий несоблюдения этих ограничений, о которых речь будет
идти в других параграфах дипломной работы.
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ.
1 Порядок объявления забастовки в РФ.
Осуществление работниками, их трудовыми коллективами права на забастовку
возможно: лишь после прохождения примирительных процедур; или, как
указывалось, при уклонении работодателем от примирительных процедур; или
когда он не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения
коллективного трудового спора[42]. В этих случаях работники могут
использовать не сразу право на забастовку, а такие формы, как собрания,
митинги, демонстрации, пикетирование. Эти формы могут использоваться и в
ходе забастовки для поддержания требований.
Участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден
к участию или отказу от участия в забастовке[43], иначе такие принуждающие
лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную
ответственность. Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»
от 23 ноября 1995 г., также предусматривает право каждого свободно
принимать решение об участии (неучастии) в проведении забастовки и содержит
гарантии этого права.
Работодатели же и их представители не вправе организовывать
забастовку и принимать в ней участие[44].
Забастовка признается одним из способов разрешения коллективного
трудового спора, хотя точнее было бы сказать, что она побуждает
работодателя к новому раунду переговоров. Проявленные в ходе забастовки
решимость и сплоченность трудящихся являются стимулом для дальнейшего
урегулирования спора с помощью примирительных процедур.
Порядок объявления забастовки четко урегулирован вступивши в силу 1
февраля 2002 г. Трудовым Кодексом РФ (ст. 410), далее – ТК РФ.
Порядок объявления забастовки также претерпел изменения по сравнению с
Законом. Ранее правом объявления забастовки обладали работники организации,
филиала, представительства либо работники, являющиеся членами профсоюзной
организации путем принятия решения на собрании (конференции), то теперь оно
должно обязательно пройти утверждение собранием (конференцией) работников
данной организации, на котором должно присутствовать не менее двух третей
от общего числа работников (ст. 410 ТК). Казалось бы, для крупного
предприятия (типа "Логоваз") объявление забастовки — дело нереальное, но
закон этот случай предусмотрел и оставил маленькую лазейку. В той же статье
имеется оговорка: "При невозможности проведения собрания (созыва
конференции) работников представительный орган работников имеет право
утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в
поддержку проведения забастовки"[45].
Как видно, порядок объявления забастовки довольно демократичный.
Кодекс предусмотрел возможность проведения однократной часовой
предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы
примирительной комиссии. О ней работодатель предупреждается в письменной
форме не позднее, чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий,
обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).
Решение об объявлении забастовки считается принятым, если за него
проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). В
отличие от Закона СССР 1989 года Федеральный закон "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" не требуется тайного голосования при решении
вопроса о проведении забастовки.
Теперь ТК РФ предусмотрел два различных порядка для принятия решения об
объявлении забастовки в организации и вне организации. Решение об
объявлении забастовки в организации, филиале, представительстве,
структурном подразделении принимается на собрании (конференции) работников
организации, филиала, представительства, структурного подразделения.
Решение об объявлении забастовки на уровне выше организации принимается
профсоюзом (объединением профсоюзов), но затем должно быть утверждено на
собрании (конференции) работников для каждой организации в отдельности (ч.1
ст.410). Исходя из этого можно заключить, что забастовка может проводиться
только в тех организациях, работники которых приняли решение об утверждении
решения об объявлении забастовки.
Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствует не
менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции) (ч.2
ст.410); решение считается принятым, если за него проголосовало не менее
половины присутствующих (ч.3 ст.410).
Следует иметь в виду, что по мнению Международной Организации Труда
(МОТ), требование о принятии решения об объявлении забастовки более чем
половиной работников организации, а также положение о кворуме в две трети
членов профсоюза может создавать существенные ограничения права на
забастовку[46] . Это было отмечено также в докладе Комитета экспертов 2001
года о соблюдении Конвенции № 87 в России
Новым по сравнению с Законом является положение о том, что решение об
объявлении забастовки может быть подтверждено путем сбора подписей более
половины работников организации (ч.4 ст.410).
В решении об объявлении забастовки должны быть указаны те же моменты, что
и ранее, в частности предполагаемая продолжительность забастовки. В ст.398
ТК РФ также содержится указание на то, что забастовка - это временный
добровольный отказ от исполнения трудовых обязанностей. МОТ считает
требование указания продолжительности забастовки ограничивающим право на
забастовку: «Более того, при объявлении забастовки требуется указывать ее
продолжительность, в то время как контрольными органами уже было указано на
то, что такое требование ограничивает право организаций работников на
осуществление своей деятельности и на формулирование своих программ
действий; контрольные органы МОТ просили о том, чтобы данное требование
было исключено из Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых
споров»[47].
Порядок установления минимума необходимых работ урегулирован также, как
в Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»
после внесения в него изменений Федеральным законом от 6.11.2001 г. №
142. Перечень минимума необходимых работ в каждой отрасли (подотрасли)
экономики разрабатывается соответствующими Федеральными органами
исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским
профсоюзом (если в этой отрасли действует несколько общероссийских
профсоюзов - со всеми общероссийскими профсоюзами). Порядок утверждения
минимума устанавливается отдельным актом Правительства РФ.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе
перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных
соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает
и утверждает по согласованию с территориальными объединениями организаций
профсоюзов (объединениями профсоюзов) региональные перечни минимума
необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие
порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых
работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В каждой организации минимум необходимых работ утверждается в течение
пяти дней с момента объявления забастовки на основании этого общего перечня
(он не может быть шире типового перечня) совместным решением сторон и
органов местного самоуправления. При недостижении согласия относительно
минимума необходимых работ, он устанавливается решением представительного
органа местного самоуправления. Включение вида работ (услуг) в перечень
должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой
жизни граждан в случае их невыполнения (ст.412).
В принципе, такое регулирование вопросов установления минимума
необходимых работ в большей степени, чем раньше соответствует принципам
свободы объединения, но остаются и нерешенные вопросы. В частности,
указание на утверждение типового минимума только лишь по согласованию с
общероссийскими профсоюзами может оказаться нереализованным из-за
отсутствия в отрасли или подотрасли общероссийского профсоюза.
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые
условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права
препятствовать его (ее) проведению[48].
4.2 Орган возглавляющий забастовку в РФ.
Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 года №. 212 был осуществлен ряд
мер по становлению и развитию системы социального партнерства в стране,
определена необходимость функционирования органов по урегулированию
коллективных трудовых конфликтов.
В связи с недостатком бюджетных средств формирование Службы по
разрешению коллективных трудовых конфликтов началось лишь в середине 1993
года. К настоящему времени создано одиннадцать ее региональных отделений, в
том числе и в Ставропольском крае, при Министерстве труда и социального
развития – 11 человек. Весь аппарат Службы имеет штатную численность 49
человек, в том числе региональные отделения - 34 человека. Несмотря на свою
малочисленность, Служба заявила о своей деятельности[49].
В 1994 году работники Службы приняли участие в урегулировании
коллективных трудовых споров более чем на 110 предприятиях и в
организациях, а за первый квартал текущего года - на 39.
Организация Службой и ее отделениями примирительных процедур,
непосредственное участие в них работников Службы позволили предотвратить
перерастание многих споров в забастовки, избежать связанных с ними потерь
рабочего времени и снижения производства продукции (работ). Однако
развиваются новые институты, составляющие основу примирительных процедур -
посредничество и трудовой арбитраж.
Одновременно с принятием решения о проведении забастовки работники
определяют, какой орган будет ее возглавлять. Закон «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. (далее - Закон),
предоставляет трудящимся широкие возможности по выбору органа,
возглавляющего забастовку.
Если инициатором забастовки является первичная профсоюзная
организация или объединение профсоюзов и решение о ее объявлении принято
на собрании (конференции) членов профсоюза, возглавлять забастовку будет
соответствующий орган профсоюза согласно уставу или положению.
Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган,
возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции)
работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим
интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по
спорным вопросам.
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить
забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного
рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже.
Работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны
быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих
дня[50]. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией)
работников орган или соответствующий орган профсоюза.
Орган, возглавляющий забастовку, вправе созывать собрания (конференции)
работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим
интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по
спорным вопросам.
Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием
(конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами
соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае
признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением
собрания (конференции).
Вместе с тем закон не ограничивает выбор работников. Если по каким-
либо причинам они решат избрать иной орган, возглавляющий забастовку,
допустим, стачечный комитет, последний будет пользоваться всеми правами,
предусмотренными в ст. 15 Закона, т.е. получать от работодателя необходимую
информацию, привлекать специалистов для подготовки и заключений по спорным
вопросам, приостанавливать забастовку [51].
4.3 Права и обязанности спорящих сторон при забастовке.
Приняв решение об объявлении и избрав орган, возглавляющий ее,
работники должны предупредить работодателя о предстоящей забастовке. Срок
предупреждения – 10 календарных дней (в случае предупредительной забастовки
– 3 рабочих дня).это правило введено для смягчения неблагоприятных
экономических последствий забастовки. В этот период руководство организации
или его обособленных структурных подразделений может принять необходимые
управленческие решения по предотвращению простоя работников, не желающих
участвовать в забастовке, поставить в известность поставщиков и
потребителей, принять иные меры, позволяющие сохранить деловые связи,
конкурентоспособность и рентабельность организации.
Условие об обязательном предупреждении работодателя (и о сроке этого
предупреждения) является одним из важнейших элементов порядка объявления
забастовки. Несоблюдение этого требования может повлечь признание
забастовки незаконной.
На практике работодатель может быть извещен о предстоящей забастовке
путем передачи копии решения об объявлении забастовки. Трудовой кодекс
предусматривает перечень сведений, обязательных для включение в решение. К
их числу относятся описание предмета спора, т.е. разногласий сторон,
являющихся основанием для проведения забастовки. Следует отметить, что на
этапе объявления забастовки требования работников не могут быть изменены
или дополнены. Это те разногласия, по поводу которых стороны не смогли
прийти к соглашению в ходе примирительных процедур.
В решении об объявлении забастовки указываются:
- перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся
основанием для объявления и проведения забастовки;
- дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и
предполагаемое количество участников;
- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей
работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в
организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном
подразделении в период проведения забастовки.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по
урегулированию коллективных трудовых споров[52].
Поскольку участие в забастовке является добровольным, работники даже
проголосовавшие за ее объявление могут отказаться от участия в ней. Поэтому
невозможно составить список участников забастовки или указать их точное
количество. Вместе с тем ориентировочные цифры должны быть сообщены
работодателю с тем, чтобы обеспечить возможность организации
производственного процесса на тех участках, где работники не бастуют[53].
Наименование органа возглавляющего забастовку и его состав в решении,
необходимо для определения ответственных лиц, участвующих в примирительных
процедурах в период проведения забастовки, в достижении соглашения
относительно минимума необходимых работ (услуг), выполнения иных
обязанностей, предусмотренных ст. 16 Закона «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров», от 23 ноября 1995 г.
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора
обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных
процедур. Стороны самостоятельно определяют, какие процедуры должны быть
проведены, в каком порядке ив какие сроки. Продолжение примирительных
процедур является основной обязанностью сторон в ходе забастовки. Уклонение
от участия в них не допускается.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного
самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие
от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка,
сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного
обособленного структурного подразделения) и работников (например, личного
имущества работников, находящегося в организации), а также работы машин и
оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни
и здоровью людей.
Указанные обязанности несет прежде всего организатор коллективных
действий – орган, возглавляющий забастовку. Однако и работодатель и органы
исполнительной власти, и органы местного самоуправления должны стремиться
координировать собственные действия с тем. Чтобы не злоупотреблять своими
правами и не допустить нарушения прав и свобод других лиц.
Страницы: 1, 2, 3
|