Социальные государственная помощь
Федерации за чертой бедности находится большое количество семей и граждан,
которые не могут по независящим от них обстоятельствам обеспечить себе
прожиточный минимум и принятие закона о государственной помощи в 1999 году,
который законодательно закрепил определение государственной социальной
помощи, контингент её получателей и источников формирования средств на
оказание данной помощи является важным этапом развития Российской
Федерации как социального государства.
1.3. Цели государственной социальной помощи
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения
эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее
острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации
социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и
материальных ресурсов.
Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию
факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд,
повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё
материальное благополучие. Стратегическими целями социальной политики для
России в нынешний период проведения социальных реформ являются:
достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни
людей;
обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и
конкурентоспособности рабочей силы;
гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты
населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и
социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;
существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Для достижения всех этих целей, прежде всего
потребуется:
восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного
источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития
производства и повышения трудовой активности
работников; обеспечить справедливое распределение на основе
совершенствования системы индивидуального налогооблажения доходов и
собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными
доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения,
введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём
проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками
доходов фактически произведённым ими расходам;
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской
деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования
социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий
жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское
обслуживание, получение образования;
обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны,
не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать
высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой
экономики;
усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта
материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий
и оказания помощи;
Рынок, кроме того, не обеспечивает полностью социальной справедливости, а
напротив, сопряжён с неоправданной дифференциацией доходов, которые не
всегда зависят от вложенного труда и капитала. В этих случаях государство
должно применять прогрессивное налогообложение для перераспределения
доходов.[11]
В соответствии со ст. 3 Федерального закона “ О государственной
социальной помощи” целями оказания данной помощи являются:
- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих
одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации;
субъекте Российской Федерации;
- адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Основной целью оказания государственной социальной помощи является
поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко
проживающих граждан.
В настоящее время в переходный период для России многие слои
населения остались без средств существования, переместились за
черту бедности. Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России,
когда в социальной структуре преобладают крайние группы в материальном
отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причём в соотношении (по уровню
доходов) 1:20/50 (по данным разных источников).
Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно
связанна с их потребностями. Потребности - это нужда в чём-либо
необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой
личности. Социальных и других групп, общества в целом; это внутренний
побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве
интересов.[12]
Факторы, которые обуславливают удовлетворение потребностей
людей, разнообразны:
- объём и структура производства, численность и половозрастной
состав населения страны. Общественно-политический и экономический
строй общества, его социальная структура;
- величина и распределение национального дохода, денежные доходы
населения, распределение их между различными группами и слоями населения,
имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.
Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между собой. Однако их
влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В
современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой
группы ( в первую очередь переходный этап развития российского общества) и
третьей группы ( содержание социальной политики, системный кризис
российского общества).
Вот лишь некоторые факты проявления системного кризиса в России за
последние годы. Объём промышленного производства за пять лет снизился в 2
раза, при этом производство в наиболее наукоёмких отраслях упало в 5-6 раз
и более. Инвестиции в производство сократились более чем в 4 раза.
Не лучше дело обстоит и в сельском хозяйстве. Ныне по производству
зерна Россия оказалась на уровне 1963 года, по численности крупного
рогатого скота - на уровне 1961 г.
За первую половину 90-х годов поставки
сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз.
Обеспокоенность вызывает истощение ранее плодородных земель. Посевные
площади в стране уменьшились более чем на 15 миллионов гектаров. По
существу провалилась “ фермеризация” сельского хозяйства. Из 280 тысяч
фермерских хозяйств в течение 1995 года 60 тысяч распалось. Имея в
своём распоряжении около 15% земельных угодий, фермерские хозяйства
дали менее 2% товарной продукции сельского хозяйства.
В результате спада промышленного и сельскохозяйственного производства,
по потреблению продуктов питания Россия переместилась с 7-го на 40-е
место в мире.
Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 - 1999
г.г. в день 1100 килокалорий, ровно столько, сколько необходимо для жизни
11- летнему ребёнку.
Продолжается резкое падение доходов федерального бюджета. Одна
из главных причин этого - усиление неплатежей в экономике страны.
Многим работающим гражданам в настоящее время систематически не
выплачивают заработную плату. Задолженность по заработной плате в связи с
недополучением средств из бюджета всех уровней составила на сере В
итоге резко снизился уровень жизни российского населения. Помимо указанных
выше причин ( спад производства — главная из них) на уровне жизни негативно
сказалась “ шоковая терапия” как метод проведения реформ. Сюда следует
отнести полное обесценивание банковских вкладов большей части населения
страны; ваучерную приватизацию ( в официальных документах сообщалось, что к
концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России
стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были переданы фактически за
бесценок - около 7,2 млрд. долларов ), давшую узкой группе людей огромные
богатства; 10-20 тысячный рост цен без соответствующей индексации оплаты
труда, пенсий и т. д. На уровне жизни населения сказывается массовая
безработица ( более 10 млн. человек), усугубленная наплывом 6 млн. беженцев
из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей,
которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы
некоторых категорий населения.
Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных
и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (
денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как:
уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы,
объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления
продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность
рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования,
здравоохранения, культуры и т.д.[13]
Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое
положение населения. В более узком смысле он означает уровень
удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.
Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни
населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей
рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество
приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и
расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.
Важный показатель уровня жизни - минимальный прожиточный минимум.
Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта
бедности. Бедные, или малоимущие, -это люди, чей месячный доход на одного
члена семьи меньше минимального прожиточного минимума.
Как указывалось выше, российское общество 90-х годов крайне
дифференцированно по уровню материального положения различных слоев и
групп. Поляризация достигла невиданного размаха. Разрыв в доходах 10%
наиболее и наименее обеспеченного населения за 5-6 последних лет увеличился
с 4 до 15 раз. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего
уровня, миллионы людей постоянно недоедают, к числу последних относятся и
малоимущие, доля которых с конца 80-х годов увеличилась в 2 раза. Ныне 24%
населения ( 35,9 млн. человек ) получают доходы ниже прожиточного минимума.
Среди малоимущих прежде всего частично или полностью нетрудоспособные,
многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды,
многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Такое положение, естественно вызывает беспокойство миллионов
людей, что каким-то образом пытается учитывать политическая власть.
Регулирование уровня жизни населения является одним из основных
направлений деятельности любого государства Ведь крайняя степень
неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным
взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей Поэтому в
цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить
социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы
минимальных материальных и духовных потребностей людей.
Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является
поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые
проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя
и членов своей семьи самым необходимым.
Второй целью оказания государственной социальной помощи является
адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Прежде всего необходимо остановиться на том, что государство не в
состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она
должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на
сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь В соответствии с
Федеральным законом “ О государственной социальной помощи” социальная
помощь выплачивается только малоимущим семьям или малоимущим одиноко
проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации, т.е. людей действительно в ней нуждающихся
Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи
2.1. Виды государственной социальной помощи
До принятия Федерального закона “ О государственной социальной
помощи”, одним из первых нормативных актов регулирующих оказание
населению социальной поддержки, стало Положение о республиканском
(федеральном ) и территориальных фондах социальной поддержки
населения, утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992
года №121.
В соответствии с этим положением средства республиканского и
территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям:
- предоставление натуральной помощи в виде предметов первой
необходимости ( продуктов питания, одежды обуви ) бесплатно или по льготным
ценам;
- оказание социальных услуг, в том числе на дому;
- организация бесплатного питания;
- предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-
ортопедических изделий (в соответствии с медицинскими показаниями, на
оплату коммунально-бытовых услуг;
- оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат;
- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
- развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной
ориентации;
- создание собственных предприятий с целью организации рабочих мест для
граждан с ограниченной трудоспособностью производства предметов первой
необходимости, других изделий для оказания натуральной помощи, пополнения
финансовых ресурсов фондов;
- содействие в предоставлении кредитов на строительство жилья на
льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;
- обеспечение текущей деятельности фондов;
- другие мероприятия, направленные на социальную защиту
населения. Таким образом, социальная помощь населению,
предусмотренная
льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;
- обеспечение текущей деятельности фондов;
- другие мероприятия направленные на социальную защиту населения.
Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная
вышеуказанным положением предусматривала различные виды её оказания.
В настоящее время виды государственной помощи значительно
сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи
как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация
бесплатного питания и др., но тем не менее такие мероприятия ещё
проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению.
Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная
помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как
Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” предусматривает
наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон
предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут
расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в
соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.
В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания
государственной социальной помощи:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие
выплаты );
- натуральная помощь ( топливо, продукты питания, одежда, обувь,
медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий,
компенсаций и других выплат.
Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление
гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:
- безвозмездность выплаты пособий;
Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия
не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались.
Следовательно получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению,
что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты
необходимо будет вернуть.
- выплачивается в фиксированных законом размерах;
В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи” не указывается
определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный
размер данной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим
семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход
которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем
субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта
в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и
общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко
проживающего гражданина. Таким образом размер государственной
социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и
сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.
- являются материальной поддержкой граждан;
Как известно в настоящее время в России проживает большое
количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не
хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств.
одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей
государственная социальная помощь в виде выплаты пособий
является
значительной материальной поддержкой.
- выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;
Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” точно указывает из
каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со
ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства
бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида
помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня
бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке
установленном законодательством Российской Федерации.
Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата
предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.
Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое
назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою
очередь граждане, которым предоставлены субсидии не могут расходовать эти
денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны
расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления
которых они были предназначены.
Компенсация - возмещение гражданам произведённых ими расходов,
установленных законодательством.
Компенсация в отличии от пособий и субсидий
предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть
компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций
должны прямо устанавливаться законодательством.
Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может
оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной
власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе
оказывать помощь как в виде денежных выплат ( социальные пособия,
субсидии, компенсации ), так и в натуральной форме. Очень часто
получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как
правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания,
одеждой, обувью, медикаментами и т.п.
Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей
предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и
самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной
категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная
помощь.
Данный факт имеет важное значение, так как в настоящее время с каждым
годом дефицит бюджета увеличивается, и как следствие этого малоимущие
граждане даже при наличии Закона о государственной помощи могут остаться
без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на
нехватку денежных средств в бюджете.
Видят политические деятели и решение вопроса улучшения положения
малообеспеченных групп населения, в привлечении дополнительных средств.
Одним из таких путей, может смело считаться предоставляемая нашей стране
гуманитарная помощь.
Гуманитарная помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо
поддерживать ( по разным причинам ) социально незащищённые слои населения.
Как правило, это бывает во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а
также на сложных этапах социального и экономического развития. Сейчас такой
период наступил и для России (повторно ).
Получением и распределением гуманитарной помощи занимается
созданная в соответствии с постановлением Правительства РФ,
принятым 29 сентября 1997 года. Комиссия по вопросам международной
гуманитарной помощи при Правительстве России. Она же имеет право
относить к гуманитарной помощи грузы, поступающие из-за рубежа на
безвозмездной основе. .Это, как правило, продовольствие, товары народного
потребления первой необходимости ( одежда, обувь, медикаменты,
медицинское оборудование).
Начиная с октября 1997 года и до сентября 1998 года для решения
острейших проблем здравоохранения, образования, поддержки инвалидов и
других социально незащищённых слоев населения Комиссия содействовала
направлению более 30 миллионов долларов в 64 региона страны. Основными
донорами, поставщиками гуманитарной помощи, были США и Германия (60%).
Получали помощь в основном учреждения социальной сферы. В первую очередь
должны защищаться интересы малообеспеченных людей в Российских регионах.
Что касается гуманитарной помощи в форме лекарств, то часть их будет
отпускаться бесплатно, часть - продаваться. Проблема в том, что иностранцы
хотят лечить по своим стандартам, но это может привести к нежелательным
последствиям - привыканию к данному лекарству.
Зерно, отданное нам безвозмездно, будет продаваться, а вырученные деньги
поступят в Пенсионный фонд, а также будут расходоваться на другие нужды.
Появиться таким образом возможность ликвидировать огромный долг Пенсионного
фонда перед пенсионерами. Мясо в основном должно направляться в северные
регионы.
Существуют разработанные стандарты потребностей в продуктах
различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться
нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы
соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому
могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть
принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически
раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат
гуманитарной акции. Прежде всего необходимо руководствоваться
прожиточным минимумом, помогать тем кто имеет доход ниже этого минимума.
Следует иметь в виду и то, что в списках нуждающихся могут не значиться
те, кто только сейчас, стали таковыми.
В 1998 году в 70 регионов России поступило 26 тыс. тонн
гуманитарных грузов на сумму около 30 миллионов ЭКЮ (Приложение1).
Гуманитарную помощь прислали более 30 стран
(Приложение2). Не все из них можно отнести к числу ведущих
государств мира. В списках стран-доноров, фигурируют и Азербайджан,
Египет и даже Литва. Основными получателями гуманитарной помощи
среди российских организаций-реципиентов являются учреждения
социальной сферы около 60%. Ведь оказание помощи именно этим
учреждениям является приоритетным в деятельности Комиссии. Среди
грузов, полученных Россией, преобладали одежда и обувь ( 22,7% от общего
количества ), медицинская аппаратура ( 16,1% ) и продовольствие (11,5%).
Как уже было сказано выше ориентация всех социальных выплат должна
производиться с учетом закона о прожиточном минимуме. Так правовая
основа для организации всей государственной системы социальной
помощи заложена Федеральным законом от 24. 10. 97 г. №143 ФЗ “ О
прожиточном минимуме в РФ”.
По состоянию на 1 марта 1999 года, прожиточный минимум в среднем по
России составил 880 рублей. Эта цифра постоянно меняется, но к сожалению не
в сторону уменьшения.
Нельзя в тоже время постоянно надеяться на помощь из-за рубежа,
необходимо искать средства для решения острейших проблем, прежде всего
внутри самой страны.
2.2 Размер государственной социальной помощи
Недостатком ранее действовавшего законодательства являлось то, что
нормативные акты не указывали в каких размерах оказывается социальная
помощь. Данный факт не гарантировал её получателям рассчитывать на
получение определённого конкретного минимума.
В настоящее время с принятием Федерального закона “ О государственной
социальной помощи” данный пробел устранён, так как им предусмотрен размер
оказания социальной помощи.
Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим
одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах
разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов
нуждающейся семьи или одиноко проживающего гражданина.
В тоже время принятый закон, не предусматривал как должен рассчитываться
среднедушевой доход претендующих на государственную помощь граждан.
Однако этот недостаток был устранён Правительством России. Так было
принято Постановление Правительства “ О порядке учёта доходов и расчёта
среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих
граждан для предоставления им государственной социальной помощи” от 22
февраля 2000 года №152.
Это Постановление указывает, что расчёт среднедушевого дохода
для предоставления государственной помощи производится органом
социальной защиты на основании сведений предоставляемых гражданами.
Данный момент является существенным дополнением к реализации на
практике закона “ О государственной социальной помощи”, так как
этот закон не предусматривал, кто именно должен осуществлять
необходимый расчёт, ставя под двоякое понимание эту процедуру, т.е.
не было достаточно чётко закреплено, за гражданином или за самим
органом социальной защиты стоит обязанность данного исчисления.
Определяет данное постановление кто именно должен включаться в состав
семьи и кто напротив не должен быть принят за такового при расчёте
среднедушевого дохода малоимущей семьи.
Виды доходов для решения вопроса о предоставлении помощи, в том числе
доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, определяются в
соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской
Федерации 29 сентября 1996 года “ Порядком учёта и исчисления величины
среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного
пособия на ребёнка”.[14] Данный шаг предпринятый Правительством, можно
смело считать удачным и обоснованным, так как к сожалению ещё не принят
закон о порядке расчёта среднедушевого дохода и учёта доходов, в том числе
от принадлежащего на праве собственности имущества, порядок установленный
вышеназванным Постановлением Правительства является наиболее приемлемым в
сложившейся ситуации.
В соответствии с действующим законодательством, в доход семьи,
учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все
виды заработной платы ( денежного вознаграждения содержания ) и
дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе:
1. а) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам,
сдельным расценкам или исходя из выручки от реализации продукции
(выполнении работ и оказания услуг ),
б) все виды доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам
(за работу на тяжёлых работах, на работах с вредными условиями труда и на
работах в местностях с тяжёлыми климатическими условиями, в ночное время,
занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий
и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, со
сведениями, составляющими государственную тайну, учёную степень и учёное
звание, выслугу лет и стаж работы );
в) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
г) суммы, начисленные за сверхурочную работу, работу в выходные и
праздничные дни;
д) заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная
компенсация за неиспользованный отпуск;
е) средняя заработная плата, сохраняемая на время выполнения
государственных и общественных обязанностей и в других случаях,
предусмотренных законодательством о труде;
ж) выходное пособие, выплачиваемое, при увольнении, а также компенсация
при выходе в отставку;
з) заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства после
увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением
мероприятий по сокращению численности или штата работников;
и) дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм,
начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством её субъектов.
2. К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого
дохода, законодатель также относит:
а) денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов
внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов и органов
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов
и федеральных органов налоговой полиции, а также дополнительные выплаты,
носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные
действующим законодательством;
б) единовременное пособие при увольнении с военной службы, из
органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.
3. В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого
дохода, включаются следующие выплаты:
а) все виды пенсий (кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за
пенсионером ), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;
б) ежемесячное пожизненное содержание судей вышедших в отставку;системы,
таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.
3. В доход семьи, учитываемый при
исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие
выплаты: а) все виды пенсий (
кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером ),
компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;
б) ежемесячное пожизненное содержание судей
вышедших в отставку; в) стипендии, выплачиваемые обучающимся
в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования,
аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства,
слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты
названным категориям граждан в период нахождения их в академическом отпуске
по медицинским показаниям;
г) пособие по безработице, а также стипендия получаемая безработным в
период профессионального обучения и переобучения;
д) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и
родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в
медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
е) ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения
им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсации выплаты гражданам,
состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске
по уходу за ребёнком до достижения им 3-летнего возраста;
ж) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они
вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи
с отсутствием возможности трудоустройства и были признанны в
установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги
вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями
проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения
здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в
постороннем уходе;
з) ежемесячная компенсационная выплата неработающим жёнам лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений утоловно-
исполнителъной системы Министерства юстиции Российской Федерации в
отдалённых гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их
трудоустройства;
и) ежемесячные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого жизни
и здоровью при исполнении трудовых и служебных обязанностей, за
исключением дополнительных расходов на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию в соответствии с назначением учреждения
медико-социальной экспертизы;
к) суммы, равные стоимости питания, кроме лечебно-профилактического
питания, выдаваемого ( оплачиваемого ) в соответствии с законодательством
России;
л) надбавки и доплаты ( кроме носящих единовременный характер ) ко
всем видам выплат, указанным в данном пункте, установленные
органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями и другими организациями.
4. К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины
среднедушевого дохода, также относятся:
а) комиссионное вознаграждение штатным страховым агентам и
штатным брокерам;
б) оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации;
Страницы: 1, 2, 3
|