Социальные государственная помощь
в) авторское вознаграждение, выплачиваемое штатным работникам
редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;
г) доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а
также избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов
избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ,
непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;
д) доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных
комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на
постоянной основе;
е) доходы физических лиц осуществляющих старательскую деятельность;
ж) доходы от занятий предпринимательской деятельностью (включая доходы,
полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского)
хозяйства), в том числе без образования юридического лица;
з) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью
организации ( дивиденты, выплаты по долевым паям );
и) доходы от сдачи в аренду ( наём ) недвижимого имущества принадлежащего
на праве собственности семье иди отдельным её членам;
к) доходы от личного подсобного хозяйства ( выращивание огородной
продукции, разведение скота, птицы, пушных зверей пчёл);
л) алименты, получаемые на несовершеннолетних детей;
м) проценты по вкладам.
5. При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета в
соответствии с законодательством Российской федерации налогов и
обязательных страховых платежей.
6. Доход семьи, получаемый в иностранной валюте, пересчитывается на
рубли по курсу Центрального банка РФ на день получения.
7. Премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда
И выплачиваемые по месячным результатам работы, включаются в доход
семьи по времени их фактического получения.
При иных установленных сроках премирования ( вознаграждения)
суммы премии делятся на количество начислены, и учитываются в доходах
семьи за каждый месяц расчётного периода.
8. Суммы заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства
на период после увольнения в связи с ликвидацией организации,
осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата
работников, а также выходного пособия, выплачиваемого при
увольнении, и компенсации при выходе в отставку делятся на количество
месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый
месяц расчётного периода.
9. Алименты, выплачиваемые одним из родителей на содержание
несовершеннолетних детей, не проживающих в данной семье, исключаются из
дохода этой семьи.
10. Доходы полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского
) хозяйства, учитываются с учётом соглашения между членами крестьянского (
фермерского ) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов,
полученных в результате деятельности этого хозяйства.
11. Доходы от личного подсобного хозяйства ( выращивание огородной
продукции, разведение скота, птицы, пушных зверей, пчёл ) учитываются в
доходе семьи, исходя из нормативов доходов утверждаемых субъектами
Российской Федерации для оценки уровня жизни населения и оказания
необходимой государственной помощи малоимущим гражданам.
12. Доходы от личного подсобного хозяйства не учитываются в доходе семьи,
если одному из членов семьи, установлена 1 или 2 группа инвалидности, или
категория ребёнок инвалид.
13. Доходы от личного подсобного хозяйства, которое ведут две и более
семьи, учитываются раздельно по каждой семье пропорционально числу членов
семьи, работающих в этом хозяйстве.
14. При исчислении дохода не учитываются начисленные, но не выплаченные
фактически заработная плата ( денежное вознаграждение, содержание ),
денежное довольствие и другие выплаты предусмотренные действующим
законодательством.
выплаченные фактически заработная плата ( денежное вознаграждение,
содержание ), денежное довольствие и другие выплаты предусмотренные
действующим законодательством.
Можно без особого труда проанализировав предусмотренный порядок, сделать
вывод о том, что законодатель сделал попытку законодательно закрепить все
возможные виды доходов. Дабы упростить процедуру исчисления среднедушевого
дохода для назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и
малоимущим одиноко проживающим гражданам. На первый взгляд, можно
решить, что законодатель указывает слишком много доходов, но если
человек получает средства от предусмотренных источников, то является
ли он нуждающимся на самом деле. Поэтому, правильно предусмотрен
такой порядок исчисления и учёта доходов граждан, дабы предоставить
помощь тем, кто её заслуживает.
Не оставил без внимания законодатель и тот вопрос, который определяет за
какой именно период необходимо представить сведения о доходах для получения
государственной социальной помощи. Данный период устанавливается им в шесть
месяцев, что раньше не было определено законом. По моему мнению такой
период является наиболее оптимальным, т.к. позволяет реально выявить
действительно нуждающихся граждан, и направить социальную помощь в
нужные дома, отсеивая при этом сознательных иждивенцев рассчитывающих на
вольную жизнь за счёт средств государства, ставя себя в один ранг с теми
кто в этой помощи действительно нуждается. Не вызывает трудностей для
граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства сбор необходимой
документации потому, что своё бедственное положение люди всегда
подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность
возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на
те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным
образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых
сведений. Кроме того за органом социальной защиты всегда остаётся право
проверки данных сведений, методом комиссионного обследования.
Установил законодатель и сам порядок расчёта среднедушевого дохода
семьи. Данное вычисление проводится путём деления общей суммы дохода семьи
или одиноко проживающего гражданина на 6 и на число членов семьи, если
такие имеются.
Возникает вопрос почему же законодатель выбрал именно полугодовой
период, для исчисления среднедушевого дохода. Ответ прост, именно
нуждающийся человек, семья именно в длительный период не могут по
независящим от них причинам найти необходимых средств для полноценного
существования.
Важное значение для установления размера оказываемой помощи гражданам
имеет также Федеральный закон “ О прожиточном минимуме” от 27 октября
1997 года. В соответствии с действующем законодательством, минимальный
прожиточный минимум состоит из потребительской корзины, а также из
обязательных платежей и сборов.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В настоящее время, как отмечается в литературе, потребительская
корзина складывается из минимально необходимого уровня потребления
материальных благ и услуг с учётом наличного уровня развития
производительных сил и выражает ( в денежной и натуральной форме )
минимальные потребности человека ( семьи ) в продовольственных и в
непродовольственных товарах и услугах.
В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской
Федерации устанавливается Федеральным законом “ О потребительской
корзине в целом по РФ” от 27 октября 1999 года. Данный закон
устанавливает
корзине в целом по РФ” от 27 октября 1999 года. Данный закон
устанавливает потребительскую корзину на продукты питания,
непродовольственные товары и услуги. Потребительская корзина
устанавливается для различных групп населения: трудоспособного населения,
пенсионеров и детей. Как уже указывалось выше данный закон имеет временный
характер и действует только до 31 декабря 2000 года.
Институтом питания Академии медицинских наук разработаны
нормативы потребления (набор продуктов питания ), которые в целом
соответствуют физическим потребностям человека по их калорийности и
химическому составу и покрывают энергетические затраты организма,
необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей,
сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы,
предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются в
зависимости от различий потребностей в материальных благах и услугах, с
учётом цен, природно-климатических, демографических, социально-
этнических и экологических условий.
Потребительская корзина является составной частью минимального
прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные
товары, услуги. Соотношение между указанными элементами прожиточного
минимума на первую половину 90-х годов в России было таким: 68,3;
19,1;12,6%. То есть основная статья расходов - питание, что
свидетельствует о неблагополучии общества, ясно, что питание является
основной статьёй расходов в бедных семьях. В настоящее время хорошее
питание является очень дорогостоящим удовольствием, так стоимость набора на
25 основных продуктов питания в среднем по России в конце января 2000 года
составила 574, 3 рубля в расчёте на месяц. По сравнению с концом декабря
прошлого года набор; стал дороже на 1,9% ( приложение 3 ). Среди столиц
республик, краевых, областных центров и городов федерального значения
наиболее существенный приростстоимости набора из 25 основных продуктов
питания в январе нынешнего года был отмечен в Улан-Удэ (8,1%), Владивостоке
(7,6%) и Магадане (5,1%). В тоже время в Кирове, Рязани и Нальчике
стоимость набора снизилась соответственно на 5,1%, 2,8% и 2,4%(По данным
Госкомстата). К сожалению до сих пор лидирует по стоимости набора
необходимых продуктов питания, наш Дальневосточный район. Что говорит о
возможном постоянном увеличении числа нуждающихся граждан.
Следует также отметить, что в статью расходов на непродовольственные
товары до принятия закона “ О потребительской корзине в целом по
Российской Федерации” были включены только предметы первой
необходимости, санитарии и гигиены, лекарства, а услуги предполагают лишь
затраты на жильё и транспорт. Покупку предметов длительного пользования (
одежда, обувь, мебель и т.д. ) прожиточный минимум не предусматривал.
В настоящее время потребительская корзина включает в себя не только
расходы на питание и предметы первой необходимости, но также и
расходы на одежду, бельё, обувь, школьные принадлежности и др. виды
товаров. Однако, до сих пор потребительская корзина не включает в себя
расходы на мебель и другие предметы длительного пользования. По моему
мнению данный факт свидетельствует не только об экономической
ситуации в России, но и в целом отражает его социальную политику.
В соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном минимуме”
потребительская корзина для основных социально -демографических групп
населения в целом по Российской Федерации и в её субъектах определяется не
реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций,
разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке
устанавливаемом Правительством России.
Второй составной частью прожиточного минимума являются обязательные
платежи и сборы. В соответствии с законодательством Российской
Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и
сборы. Малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане не являются
исключением из этого правила, и наравне с другими гражданами обязаны
платить обязательные платежи и сборы в бюджет со своих доходов. Однако для
малообеспеченных граждан уплата налогов и сборов очень часто является
непосильным бременем. Поэтому естественной представляется
необходимостьРоссийской Федерации каждый гражданин обязан платить
законно установленные налоги и сборы. Малоимущие семьи и малоимущие
одинокие граждане обязаны платить обязательные платежи и сборы в
бюджет со своих доходов. Однако для малообеспеченных граждан уплата
налогов и сборов очень часто является непосильным бременем.
Поэтому естественной представляется необходимость включения в минимальный
прожиточный минимум кроме потребительской корзины обязательных платежей и
сборов.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально
- демографическим группам населения в целом по Российской Федерации
устанавливается Правительством России, в субъектах - органами
исполнительной власти соответствующего субъекта. По последним данным
средств массовой информации, прожиточный минимум подрос и средняя величина
прожиточного минимума в России за 1999 год выросла на 176 рублей и
составила 963 рубля на одного человека в месяц.
Учитывая всё вышесказанное можно сделать вывод, что теперь существует
законодательное определение размера государственной социальной помощи. В
соответствии с Федеральным законом “ О государственной социальной помощи”
размер такой помощи определяется субъектами Российской Федерации в пределах
разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов
малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
2.3 Периоды оказания государственной социальной помощи
В соответствии со ст. 6 Федерального закона “ О государственной
социальной помощи” социальная помощь может оказываться единовременно или
на период не менее трёх месяцев.
Данное положение имеет очень важное значение, так как не всегда
государство может оказать государственную социальную помощь, нуждающимся в
ней людям, но помочь малоимущей семье или малоимущим одиноко проживающим
гражданам, хотя бы временно он обязано.
Кроме того, в отличие от других социальных выплат государственная помощь
должна оказываться гражданам именно в наиболее трудные моменты их жизни.
Единовременный характер оказания данной помощи, может быть оказан как в
виде денежных выплат, так и в виде натуральной помощи. По моему мнению, в
данном Законе есть существенная недоработка, так как размер единовременной
социальной помощи должен устанавливать или давать указание об установлении
минимального размера государственной социальной помощи при единовременном
её оказании.
Данная помощь может оказываться и на определённый период времени.
Законом установлен минимальный срок, на который оказывается социальная
помощь – не менее трёх месяцев. В данном случае устанавливается
минимальный период оказания государственной помощи, что гарантирует,
что в течение этого времени им будет выплачиваться установленная
помощь.
Однако, в данном случае есть и негативная сторона. По моему
мнению, государственная социальная помощь, должна оказываться на тот
период времени, пока человек не сможет самостоятельно улучшить своё
положение. Данный период времени может продлиться как три месяца,
год или даже несколько лет. Установление минимального периода
оказания помощи не может гарантировать её получателям поддержку
государства на весь период нуждаемости их в данной помощи. Так в
реальной действительности данное положение может привести к тому,
что нуждающемуся человеку будет установлена социальная помощь только
на минимальный период ( т.е. в течение 3-х месяцев ), что может
нарушать права её получателей.
По моему мнению, в данный закон необходимо добавить такое
положение, что помощь оказывается на весь период времени, в
течение которого малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий
гражданин нуждается в её получении.
В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи” также
определены основания прекращения этой помощи, что указывает на
временный характер её получения. Более подробно основания
прекращения оказания данной помощи будут рассмотрены мной в
последней главе настоящей работы.
Глава 3. Получатели государственной социальной помощи
3.1. Получатели государственной социальной помощи
До принятия Федерального закона “ О государственной социальной
помощи” в соответствии с постановлением Правительства от 19 февраля
1992 года №121 и утверждённым этим постановлением положение о
республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки
населения получателями помощи из этих фондов являлись особо
нуждающиеся пенсионеры, инвалиды, лица имеющие иждивенцев (детей и
нетрудоспособных членов семьи), другие нетрудоспособные
граждане, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает
установленного на региональном уровне минимума.
Таким образом, в данный список не была включена часть трудоспособного
населения нашей страны. С одной стороны это является несомненно правильным,
так как государство должно поддерживать прежде всего наименее защищённых
граждан, а именно пенсионеров, инвалидов, лиц, имеющих иждивенцев, и других
нетрудоспособных граждан.
Однако в настоящее время в России складывается ситуация, при которой даже
трудоспособные граждане, по независящим от них причинам, имеют доход, ниже
прожиточного минимума, что ставит их в наихудшее положение, так как ранее
действующем законодательством они не могли надеяться на получение
социальной помощи.
По оценкам прессы, на сегодня одна из наиболее острых социальных проблем
- низкий уровень жизни россиян. Например, численность населения с доходами
ниже прожиточного минимума за прошлый год выросла в 1,5 раза и составляет
почти 50 миллионов человек. Денежные доходы россиян в реальном исчислении
(то есть скорректированные на индекс потребительских цен) в январе -
сентябре 1999 года по сравнению с тем же периодом прошлого года сократились
на 22,2 процента, в том числе заработная плата на 32,4, пенсии - на 47,1,
фактическое конечное потребление домашних хозяйств - на 7,8 процента.16В
другой статье отмечается, что среднедушевой доход в целом по России
запотребительских цен) в январе – сентябре 1999 года по сравнению с
тем же периодом прошлого года сократились на 22,2 процента, в том
числе заработная плата на 32,4, пенсии – на 47,1, фактическое
конечное потребление домашних хозяйств – на 7,8 процента.[15] В другой
статье отмечается, что среднедушевой доход в целом по России за
1998 год составил 970 рублей, что в 1,5 раза больше расчётного
прожиточного минимума на тот период. Но за этим средним относительным
благополучием скрывается огромная пропасть в уровне жизни богатых и бедных.
Так, в первом полугодии 1999 года на долю 10 процентов наиболее
обеспеченных россиян приходилась третья часть всех денежных доходов
населения. Если же взять 20 процентов, то окажется, что они аккумулировали
половину этих доходов.
Кроме того, рост потребительских цен ( за год после дефолта они в
России только на продовольствие увеличились в 3 раза) привёл к их резкому
обесцениванию. Треть жителей страны оказалась не просто за чертой бедности,
она фактически поставлена на грань выживания.[16] По данным Госкомстата
России около 40,5% семей на сегодняшний день имеют среднедушевые доходы
ниже прожиточного минимума. (Приложение 4).
Вот почему, и по моему мнению, и по мнению большинства граждан РФ
необходимо в первую очередь протянуть руку помощи именно тем людям, которые
находятся в настоящее время за чертой бедности.
Федеральным законом “ О государственной социальной помощи” впервые
предусмотрено, что получателями данной помощи могут быть малоимущие семьи
и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них
причинам имеют среднедушевой доход соответствующем субъекте Российской
Федерации.
соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, данный закон устанавливает кто именно может быть
получателем социальной помощи. Закон не ограничивает круг лиц, которые
могут получать данную помощь в зависимости от других критериев, например,
трудоспособности, старости и др. Единственным критерием, определяющим
получателей помощи является получение дохода, менее прожиточного
минимума. Как указывает С.В. Калашников “ на сегодняшний день существует
огромное количество форм поддержки социально незащищённых слоев населения,
одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий
населения. Закон о социальной государственной помощи не делит все
льготы на ряд категорий: профессиональные льготы, льготы за особые
заслуги, льготы нуждающимся. До сих пор у нас в стране не было ни одной
категории населения, которая соответствующим образом не финансировалась бы:
пенсионеры получают пенсию, рабочие зарплату, матери - детские пособия. Но
оказывается, что зарплату можно не получать и целый год, пенсию можно
получать и два месяца... Люди попадают в трудную жизненную ситуацию, когда
им и есть нечего. Так вот, закон о государственной социальной помощи
гласит: если доход в семье на одного человека ниже прожиточного минимума,
то государство, местные органы власти имеют право оказать нуждающемуся
человеку соответствующую помощь”.[17]
Исторически сложилось так, что на европейском континенте, государство
всегда уделяло большое внимание семьям с детьми. Политика в отношении семей
рассматривалась не только как борьба с бедностью, но и как путь достижения
определенной социальной справедливости.[18] Теперь в странах семьям с
целью сделать их более эффективными в условиях недостатка средств.
Важно обратить особое внимание на статистически значимые различия
между работающими и неработающими пенсионерами. Уровень нуждаемости первых
ниже почти на 40% чем вторых. Важно уделять больше внимания одиноким
пенсионерам. По отдельным видам услуг их нуждаемость в 2-3 и даже в 5 раз
выше среднего уровня. Среди товаров и услуг, которые пенсионерам трудно
оплачивать, на первом месте одежда и обувь. Отсюда многочисленные
предложения с создании специальных магазинов, где пенсионеры могли бы эти
вещи по доступным ценам приобрести.
Продовольственное снабжение остаётся острой проблемой с начала 90-х
годов. Всё это требует совершенствования работы по усилению адресной помощи
наименее обеспеченным семьям, может быть усилив натуральность помощи,
скажем, в заготовке картофеля и овощей на зиму. Администрациям районов и
отделам социальной защиты следует всё таки продолжать выявление наиболее
нуждающихся, оказывать им материальную поддержку, а также расширять
предоставление платных услуг по заготовке сельхозпродукции на зимний
период.
Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” говорит,
что получателями помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие
одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют
среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Таким образом, в
качестве второго критерия закон определяет “независящие от получателя
причины”. По моему мнению данная формулировка является слишком размытой,
так как в законе и других нормативных источниках точно не указанно, какие
причины могут быть “независящими”. Это может привести к тому, что при
оказании государственной социальной помощи, данные причины могут быть
истолкованы слишком широко, что приведёт к существенному ограничению
получателей государственной социальной помощи, и нарушит их права на её
получение, или слишком узкому толкованию, при котором любая причина может
быть “независящей”, что приведёт к тому, что данная помощь выплачиваться
каждому, чей доход будет ниже минимально установленного минимума, вне
зависимости от того, может ли человек сам себя обеспечить или нет.
Федеральный закон различает две категории получателей государственной
помощи - малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане.
Под семьёй понимаются лица, связанные родством и (или) свойством,
совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
В данном случае возникает вопрос, являются ли лица, совместно
проживающие и которые не состоят в зарегистрированном браке
семьёй. По моему мнению в данном случае единственным критерием определения
семьи является совместное проживание лиц, вне зависимости от того, был ли
зарегистрирован брак или нет.
В соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном минимуме” и Законом
Приморского края “ О прожиточном минимуме в Приморском крае” семья или
одинокий гражданин, среднедушевой доход которой (доход которого) ниже
величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на
получение государственной социальной помощи.
Среднедушевой доход рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи.
Это позволяет сузить количество получателей помощи. Так, если в семье,
состоящей из двух человек жена получает доход, ниже
установленного прожиточного минимума, это не даёт ей оснований для
получения социальной помощи. Только в том случае,
еслисреднедушевой доход на семью является ниже установленного
прожиточного минимума она и её семья приобретают это право.
Как уже отмечалось в предыдущих главах данной работы, вся социальная
политика государства перестраивается именно на адресное предоставление
помощи нуждающимся гражданам. В этой связи нельзя не заметить о том
положительном опыте именно адресной поддержки, который имел место в ряде
регионов нашей страны.
Так например в Чувашской Республике постоянно проводится
мониторинг уровня жизни, просчитывается прожиточный минимум.
Исходя из этого оказывается дополнительная поддержка малоимущим
гражданам. Органами социальной защиты постоянно осуществляются различные
акции в районах и городах в целях содействовать тем людям у кого низкие
доходы.
В республике создан банк данных малообеспеченных категорий населения.
И когда человек обращается за помощью, органам социальной защиты не
составляет сложности оценить его материальное положение (одинок он или
живёт в семье и т.д.). Это позволяет усилить адресность оказываемой
поддержки.[19]
Для улучшения положения в республике разработаны республиканские
программы, такие как: “Дети-сироты”, “Дети-инвалиды”, “Старшее поколение”,
“Планирование семьи” и др.
В планах увеличение числа мест в учреждениях социального
обслуживания, а также расширение сети социальных учреждений в
городах, посёлках и сельской местности. За последние четыре года
создано 30 территориальных центров комплексного социального
обслуживания, открыты 61 дом для пожилых на 15-30 мест, 22 отделения
направление в социальном обслуживании пожилых людей - строительство
специальных жилых домов для ветеранов, инвалидов и одиноких престарелых
граждан со службами комплексного социального обслуживания. Сегодня заселено
уже пять таких домов.
Основным показателям эффективности социальной политики является
прежде всего жизненный уровень населения. Социальные вопросы всегда
решаются непросто. Тем более это сложно, когда финансово-экономическое
положение в стране и в регионах нестабильное. Но именно поэтому
требуютснаправление в социальном обслуживании пожилых людей –
строительство специальных жилых домов для ветеранов, инвалидов и
одиноких престарелых граждан со службами комплексного социального
обслуживания. Сегодня заселено уже пять таких домов.
Основным показателем эффективности социальной политики является
прежде всего жизненный уровень населения. Социальные вопросы всегда
решаются непросто. Тем более это сложно, когда финансово-
экономическое положение в стране и регионах нестабильное. Но именно
поэтому требуются постоянные усилия, особое внимание и ответственность
органов исполнительной власти за положение в социальной сфере.
Не является исключением при решении всех этих вопросов и Московская
область. В данном регионе динамично развивается социальная сфера.
Существенную роль в улучшении этих показателей играет проводимая в
данном регионе семейная политика. Принципиальная её установка: при
сохранении определённого уровня минимальных социальных гарантий
способствовать реализации семьёй всех её функций, постепенно создавая
условия, стимулирующие экономическую активность и повышения жизненного
уровня семьи. При этом цель формировать в общественном сознании
убеждённость в необходимости повышения личной ответственности граждан за
материальное благополучие семьи.
Необходимо учитывать и тот момент, что многочисленные льготы и
компенсации, социальные пособия, вводившиеся без учёта материального
положения семей, порождают у людей иждивенческие настроения, но с другой
стороны мизерные размеры этих пособий и льгот не оказывают существенной
помощи тем, кто не в состоянии обеспечить себя и свою семью.
Из-за резкого расслоения общества, падения уровня жизни отдельных
категорий населения в условиях перехода к рынку социальные льготы и пособия
следует предоставлять адресно, исходя из нуждаемости. Но переориентация на
адресность должна осуществляться постепенно. Вместе с тем, есть ряд льгот,
которые предоставляются гражданам за заслуги перед обществом. Их
необходимо сохранить, чётко обозначив источники финансирования. Такие
льготы нужно предусмотреть на всей территории Российской Федерации и
предоставлять за счёт федерального бюджета. Поэтому необходимо упорядочить
действующую систему льгот и компенсаций повысить обоснованность их
предоставления, чётко разграничить источники финансирования.
Превосходный опыт Чувашской Республики, Московской Области а также
Орловской области с удовлетворением позволяет надеяться, что в ближайшие
годы такие результаты будут достигнуты во всех регионах нашей страны.
А выделяют данные области, на мой взгляд, понимание значимости
социальных проблем исполнительными и законодательными органами власти как
на областном, так и на местных уровнях, скоординированные действия,
направленные на их решение, а также творческий подход к делу.
3.2 Порядок назначения государственной социальной помощи
В соответствии со ст.8 Федерального закона “ О Государственной
социальной помощи” данная помощь назначается решением органа
социальной защиты населения по месту жительства либо по месту
пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего
гражданина.
Государственная социальная помощь назначается на основании
заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для
малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи,
заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного
представителя гражданина в органы социальной защиты
населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем
указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его
семье) имуществе на праве собственности.
Таким образом получение малоимущими семьями и малоимущими
одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым
они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем
малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи,
однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет
добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям
населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые
действия. А именно обратиться с письменным заявлением о
предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты
населения.[20]
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством
дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой
органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут
ответственность за достоверность сведений, содержащихся в
выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
Как отмечает Б. Долотин с выходом Федерального закона “ О государственной
социальной помощи у россиян, которые находятся за чертой бедности
появилась реальная возможность её получения. Для этого нужно только
обратиться с письменным заявлением и указанными в нём сведениями в
органы социальной защиты населения. И всё. Никаких подтверждающих
документов не требуется: проверкой если она понадобится, должны
заняться органы социальной защиты населения самостоятельно.[21]
Такая упрощённая процедура, по моему мнению, препятствует
распространению бюрократизма и волокиты при оказании государственной
социальной помощи. Это имеет очень важное значение, так как если человек
нуждается в получении помощи, то как правило, он нуждается в ней именно в
тот момент, когда подаёт заявление, при сборе документов, подтверждающих
его право на получение данной помощи может уйти длительный срок, что ещё
более ухудшит его тяжело положение.
Своё решение о назначении социальной помощи (или об отказе в её
назначении) органы социальной защиты населения должны направить в
письменной форме заявителю по месту жительства не позднее, чем через 10
дней после обращения и предоставления им необходимых документов.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного
обследования) органом социальной защиты населения представленных
заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина)
данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с
уведомлением о проведении такой проверки.
В этом случае окончательный ответ ему должен быть дан не позднее, чем 30
дней после подачи заявления. Отказ в назначении государственной социальной
помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты
населения или в суд.
Об изменениях (о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе)
являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему или
его семье государственной помощи. Заявитель обязан известить органы
социальной защиты населения в течение двух недель со дня указанных
изменений. В противном случае он может быть лишён права на получение этой
помощи.
3.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи
Отказ в назначении социальной помощи предусматривается в двух случаях: -
- в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных
сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на
праве собственности орган социальной защиты населения отказывает
в назначении государственной социальной помощи.
Первый случай отказа в назначении помощи прямо не предусмотрен с. 9
закона, что по моему мнению является существенной недоработкой. Но из
анализа предыдущих статей ясно усматривается, что получателями социальной
помощи могут быть только две категории. Таким образом, если человек не
является малоимущим, то ему должно быть отказано в назначении такой помощи
при рассмотрении его заявления в органах социальной защиты населения.
Второй случай прямо предусмотрен ст. 9, Федерального закона, согласно
которой в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных
сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье)
имущества на праве собственности орган социальной защиты
отказывает в назначении государственной помощи.
Правильность сведений, указанных в заявлении гражданина может быть, как
указывалось выше, подтверждено проверкой, которую проводят органы
социальной защиты населения самостоятельно.
Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество
имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть
отказано в оказании помощи государства.
Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной
помощи, как я рассматривал выше является адресное и рациональное
использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к
тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально,
кроме того это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась
бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо
противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при
перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных
средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться
многим нуждающимся гражданам. Уведомление об отказе в назначении должно
быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты
населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем
10 дней после обращения в орган социальной защиты. При необходимости
проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом
социальнойпривести к тому, что при перерасходовании бюджетных
средств и как результат этого нехватка денежных средств
государственная социальная могла бы не выплачиваться многим
нуждающимся гражданам. Уведомление об отказе в назначении должно
быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной
защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя
не позднее 10 дней после обращения в орган социальной защиты. При
необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного
обследования) органом социальной защиты представленных заявителем
сведений, данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с
уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный
ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи
заявления.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям
заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения
и (или) в суд.
Данное положение о праве гражданина обратиться за защитой своих прав,
имеет очень важное значение и соответствует Конституции Российской
Федерации, в соответствии с которой, каждому гарантируется судебная защита
его прав и свобод, решения и действия (или бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Данное положение также ограничивает количество случаев неправомерного
отказа от оказания государственной помощи.
Отказ о предоставлении помощи не является препятствием для подачи
заявления во второй раз, когда малоимущая семья или малоимущий одинокий
гражданин будут действительно в ней нуждаться.
Как указывалось выше особенностью оказания государственной социальной
помощи является то, что она оказывается не постоянно, а на определённый
период времени. Максимальный период времени в законе не указан, это даёт
основания говорить, что получатели государственной помощи имеют право на её
получение до тех пор пока по существующим в законе основаниям их право на
её получение не прекратиться.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона “ О
государственной социальной помощи” заявитель обязан известить орган
социальной защиты населения, который назначил данную помощь, об изменениях,
являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания помощи в
течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В данном случае извещение органов социальной защиты населения об
изменениях в составе семьи, доходах и принадлежащем ему имуществе на
праве собственности является не правом, а обязанностью гражданина.
Заключение
В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является
проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число,
лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается
последовательное усиление расслоение населения по доходам и материальному
обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени
воздействие на него со стороны государства было малозаметно.
В прошедшем году было принято большое количество законодательных
актов, регулирующих правоотношения в социальной сфере. Среди них
особо выделяется Федеральный закон “ О государственной социальной помощи”.
Данный закон призван поддержать малоимущие семьи, а также малоимущих
одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины
прожиточного минимума.
Принятие этого закона свидетельствует о том, что социальная политика
в России находится в развитии, большое внимание уделяя проблеме бедности
тем группам населения, которые до настоящего времени не были защищены
государством.
Принятый закон впервые дал законодательное определение понятию
государственной социальной помощи. Под ней понимается предоставление
малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за
счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации социальных пособий, субсидий и компенсаций, жизненно необходимых
товаров.
Основными целями оказания данной помощи являются:
поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых
ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем
субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование
бюджетных средств.
Однако, стоит заметить, что данный Федеральный закон ещё не вступил в
законную силу, так как в соответствии со ст. 14 этот закон вступает в силу
со дня установления Правительством Российской Федерации величины
прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном
минимуме в РФ”. Хотя Федеральный закон был принят Государственной Думой в
июле 1999 года, до сих пор Правительство России не установило прожиточной
минимум. По моему мнению, данная недоработка будет устранена
Правительством в самое ближайшее время.
В настоящей работе я подробно осветил и другие основные
вопросы оказания государственной помощи в нашей стране, такие как,
виды и размер социальной помощи, порядок её предоставления и др.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в
настоящее время в Российской Федерации высокими темпами
осуществляется государственная социальная политика, направленная
прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства
в современном российском обществе, и оказание государственной помощи
наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим
семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
53
недоработка будет устранена Правительством в самое ближайшее время.
В настоящей работе я подробно осветил и другие основные вопросы
оказания государственной помощи в нашей стране, такие как, виды и
размер социальной помощи, порядок её предоставления и др.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее
время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется
государственная социальная политика, напрвленная прежде всего на
преодоление крайней степени социального неравенства в современном
российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее
незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим
одиноко проживающим гражданам.
Литература:
1. Нормативный материал
1.1 Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая. литература, 1993.
1.2. Федеральный закон от 17 июля 1999г. “ О государственной социальной
помощи” //Российская газета, 1999, №43, 21 июля.
1.3. Федеральный закон от 10 октября 1997г. “ О прожиточном минимуме в РФ”
//Собрание законодательства РФ, 1997, №43.
1.4. Федеральный закон от 10 сентября 1997 г. с изм. От 9 июля 1999г. “О
финансовых основах местного самоуправления” //Российская газета, 1999,
№134, 14 июля.
1.5. Федеральный закон от 27 октября 1999 г. “ О потребительской корзине в
целом по РФ” // Собрание законодательства РФ, 1999, №46.
1.6. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1992 г.“Об утверждении
положения о республиканских (федеральных) и территориальных фондах
социальной поддержки населения” // Ведомости съезда народных депутатов
РСФСР, 1992, №48.
1.7. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. “ О программе
социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов” //
Думский вестник, 1996, № 10.
1.8. Закон Приморского края от 17 ноября 1999 г. “ О прожиточном минимуме
в Приморском крае” //Владивосток, 1999, 21 ноября.
1.9. Постановление Губернатора Приморского края от 26
июня 1996 г. “ О расчётах прожиточного минимума населения Приморского
края” //Владивосток, 1996,30 июня.
1.10. Постановление Губернатора Приморского края № 300 от б июля 1999 г. “
О программе социальной поддержки населения и льготных категорий
граждан Приморского края” // Владивосток, 1999, 9 июля.
1.11. Постановление Администрации г. Владивостока от 20 марта 1998г. №718.
“О льготах оплаты электроэнергии” // Владивосток, 1998, 23 марта.
2. Специальная литература
2.1. Бульянова М. О. Право социального обеспечения: Учебник. М., 1999.
2.2. Бурджалова Ф.Э. Современная социальная политика:
Учебное пособие.-М., 1996.
2.3. Голенко Е.Н., Ковалёва В.И. Право социального обеспечения: Учебник.-
М., 1999.
2.4. Кирпота Т.Д. Государственное регулирование экономики и региональная
экономическая политика: Учебное пособие.-Владивосток, 1997.
2.5. Смирнова Н.Л. Право социального обеспечения: Учебное пособие.-
Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998.
2.6. Сулейманова В.И. Социальное обеспечение и социальное страхование.-
М., 1997.
2.7. Право социального обеспечения: Учебное пособие 2-е издание.-М.,
1999.
2.8. Здравоохранение и социальное обеспечение в Приморском крае,-
Владивосток, 1998.
2.9. Социальные службы помощи: Документы: Извлечения, Программы, проекты.
- Екатеринбург, 1993.
2.10. Проблемы семьи и семейной политики. Вьш.3 (Сб.научных работ).-
М.,1993.
2.11. Право социального обеспечения : Практикум. Нормативные акты. Образцы
документов. - М., 1997.
2.12. Право социального обеспечения в схемах.-М., 1999.
3. Периодическая литература
3.
Периодическая литература
3.1. Бабков В,Н. Адресная социальная поддержка малоимущих семей: научное
сопровождение пилотной программы // Семья в России, 1998, №3-4.
3.2. Братчикова Н.В. Материальная помощь: отчисления во внебюджетные
фонды //Юрист, 1998, №6.
33. Васильев В. Малоимущим руку помощи //Человек и труд, 1999, №7.
3.4. Володин Н. Опыт адресной поддержки // Человек и труд, 1999, №;4.
3.5. Долотин Б, Обеспечить реальную адресную помощь //Социальное
обеспечение, 1999, №11.
3.6. Долотин. Б. Пути реформирования //Социальное обеспечение, 1999, №11.
3.7. Калашников С.В. Социальная политика должна быть прозрачной
//Социальное обеспечение, 1999, №11
3.8. Кульбовская Н. Предложения к концепции социальной политики России
// Человек и труд, 1998, №7.
3.9. Кульбовская Н. О реформировании системы социальных гарантий, выплат и
льгот // Человек и труд, 1998, №7.
3.10. Матвеев А Среднедушевые унижения //Экономика и жизнь, 1999, №36.
3.11 Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение естественное и
неотъемлемое право человека // Вестник Московского Университета Серия
11, Право, 1998, №5.
3.12. Мидуков В. Наша обязанность защитить и помочь тем, кто в этом
действительно нуждается //Человек и труд, 1995, №%5.
3.13. Ржаницына Л. Выход не в адресности, а в развитии социальной
самозащиты граждан //Человек и труд, 1999, №7.
3.14. Сазонов А А. Применение экспертных оценок при анализе состояния
системы социальной защиты населения современной России // Социальная
политика и социология, 1999,№1.
3.15. Степанов В.Л. Социальное законодательство О.Фон Бисмарка и законы
страхования рабочих в России // Отечественная история, 1997, №2.
3.16. Филипчук М. Взамен заработка -приработок // Экономика и жизнь,
1999, №50.
3.17. Щавель С. Социализация и социальная защита пенсионеров // Общество
и экономика, 1999, №1.
Вступительное слово на защите дипломной работе
Уважаемая комиссия тема моей дипломной работы называется
государственная социальная помощь. Актуальность и важность
выбранной темы исследования заключается в том, что в современной
России, существует огромное количество людей считающих себя не
защищёнными. В связи с этим я рассмотрел те направления
государственной социальной политики, которые прямым образом
затрагивают наименее защищённые слои населения.
В настоящее время, в период проведения социально-
экономических реформ в России, у большинства населения формируются
принципиально новые ценностные ориентиры, изменяется весь комплекс
социальной жизни россиян.
Провозгласив себя социальным государством и законодательно
закрепив это в Конституции, Российская Федерация должна отвечать
всем требованиям предъявляемым именно к социальному государству. Под
социальным государством принято понимать государство главной задачей
которого, является достижение такого общественного прогресса,
который основывается на закреплённых правом принципах социального
равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Наиболее характерные черты социального государства выражаются
в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией
РФ направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека.
В настоящее время социальное обеспечение в нашей стране
постоянно развивается. Так весной прошлого года в Государственную
думу было представлено 7 законопроектов, касающихся совершенствования
и развития системы социальной политики.
Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время
является адресность социальных программ ( выплат ). Адресность
предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может
достигаться разными путями. Во-первых оценкой материального
положения отдельных лиц или семей. Второй путь адресности основан
на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь - создание механизма самоадресования на основе
самозаявительной процедуры. Используя опыт большинства европейских
стран давно перешедших на адресное предоставление помощи и
осуществляя активное продвижение данных принципов в жизнь в нашей
стране, для России этот путь представляется в сложившихся условиях
наиболее оптимальным.
Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального
обеспечения является Федеральный закон “ О государственной
социальной помощи” от 17 июня 1999 года.
Данный закон впервые в российском законодательстве
предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на
получение государственной поддержки в наиболее трудное время, это
малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.
Данное положение прямо закреплённое в законе имеет очень
важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория
граждан была не защищёна. Кроме того нельзя не заметить, что в
настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту
бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и
чувствуют себя “брошенными” на произвол судьбы. Данный закон призван
облегчить положение людей, и помочь именно тем, кто в этом
действительно нуждается.
Сейчас малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим
гражданам для получения необходимой помощи, необходимо лишь
обратится в орган социальной защиты по месту жительства или в
месте их пребывания с заявлением в письменной форме, указав при
этом сведения о доходах и принадлежащем на праве собственности
имуществе, это делается для того чтобы определить критерий
нуждаемости обратившихся граждан. Достоверность сведений должна
подтверждаться организациями предоставляющими эти сведения. Если
орган социальной защиты по своему усмотрению посчитает необходимым
проверить данные сведения, он может произвести необходимую проверку
(комиссионное обследование), заранее уведомив об этом обратившееся
лицо.
Государственная социальная помощь, в соответствии с
действующим законодательством может оказываться как единовременно,
так и на период не менее 3-х месяцев. Средства на оказание
данной помощи должны браться из средств местного бюджета, а если
таких средств недостаточно, из бюджета субъекта федерации и
федерального бюджета РФ.
Важно заметить, что законодатель предоставляет право выбора
форм оказания данного вида помощи: она может предоставляться как в
денежной форме в виде субсидий, компенсаций и дотаций, так и в
натуральной форме, что облегчает задачу местным властям, так как
денег порой бывает недостаточно, а возможность помочь
продовольствием, топливом, вещами есть почти всегда.
Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
государственная социальная помощь должна оказываться в пределах
разницы между уровнем доходов данных граждан и величиной
прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации.
В своей работе я подробно осветил основные вопросы оказания
государственной помощи в нашей стране, такие как виды и размер
социальной помощи, порядок её предоставления и др. немаловажные
вопросы.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в
настоящее время в Российской Федерации высокими темпами
осуществляется государственная социальная политика направленная прежде
всего на преодоление крайней степени социального неравенства в
современном российском обществе, и оказание государственной помощи
наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям
и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
У меня всё. Спасибо за внимание.
Вступительное слово на защите дипломной работы
Уважаемые члены государственной комиссии, тема моей дипломной
работы называется государственная социальная помощь. Данная дипломная
работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем присущих
современному российскому обществу –это прежде всего борьба с
бедностью. Согласно последним данным Госкомстата России, в 1999
году в нашей стране около 50 миллионов человек из 145 миллионов
населения имели среднедушевые доходы ниже величины прожиточного
минимума.
Провозгласив себя социальным государством и являясь участником
большого количества международных договоров, Россия обязана в полной
мере соответствовать необходимым мировым стандартам, т.е.
обеспечивать своему населению достойный уровень существования.
Поэтому Российская Федерация активно ведёт государственную
политику в сфере социальной защиты населения. В 1999 году был
принят ФЗ “ О государственной социальной помощи”, ФЗ “ О
потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, а немного
ранее ( в 1997) был принят ФЗ “ О прожиточном минимуме в РФ” и
многие другие законопроекты.
Проанализировав содержание этих нормативных актов, я пришёл к
следующим выводам:
Государственная социальная помощь- это предоставление малоимущим
семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых
товаров. Важно отметить, что законодатель впервые даёт определение
данного вида помощи, ранее не существовало такого определения.
Целями данной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих
семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан среднедушевой
доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в
соответствующем субъекте РФ. И самое главное адресное и
рациональное использование бюджетных средств. Прежде всего необходимо
остановиться на том, что государство не в состоянии оказывать
государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь
конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний
момент наиболее необходима данная помощь.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в двух
видах: это денежные выплаты и натуральная помощь. Ранее
законодательство предусматривала различные виды её оказания, сейчас
виды государственной социальной помощи значительно сужены. Однако
это не означает, что в настоящее время государственная социальная
помощь будет оказываться значительно в меньших размерах. Важно
заметить, что законодатель предоставляет право выбора форм оказания
данного вида помощи, что облегчает задачу местным властям, так как
денег порой бывает недостаточно, а возможность помочь
продовольствием, топливом, вещами есть почти всегда.
Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
государственная социальная помощь должна оказываться в пределах
разницы между уровнем доходов данных граждан и величиной
прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации. Важно отметить и тот момент, что социальная
помощь может оказываться как единовременно, так и на период не
менее 3-х месяцев.
Впервые введено и законодательно закреплено такое понятие как
получатели государственной помощи. Получателями данной помощи могут
быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.
Определён и особый порядок назначения государственной социальной
помощи. Она назначается решением органа социальной защиты населения
по месту жительства, либо месту пребывания обратившегося гражданина.
Для этого гражданину необходимо обратиться с заявлением в
письменной форме, указав при этом сведения о составе семьи,
доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе. Причём
представленные заявителем сведения могут быть подтверждены
посредством дополнительной проверки ( комиссионного обследования ),
проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно,
ответственность при этом за сведения содержащиеся в документах
выдаваемых гражданам несут сами организации предоставляющие данные
сведения.
Обратившемуся в орган социальной защиты гражданину должно быть
в письменной форме не позднее 10 дней дано уведомление о
назначении ему гос. соц. Помощи, или об отказе в её назначении.
А при необходимости проведения дополнительной проверки в указанный
срок должен быть дан предварительный ответ о проведении такой
проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан
заявителю не позднее 30 дней с момента подачи заявления.
В результате проделанной работы я пришёл к заключению, что в
настоящее время в Российской Федерации высокими темпами
осуществляется государственная социальная политика направленная прежде
всего преодоление крайней степени социального неравенства в
современном российском обществе и оказание помощи наиболее
незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и
малоимущим одиноко проживающим гражданам.
У меня всё. Спасибо за внимание.
-----------------------
[1] // Журнал Российского права № 7/8, 1998, С. 74
[2] Российская газета 1999, 21 июля.
[3] Собрание законодательства РФ, 27.10.97, №43, ст 4904.
[4] Российская газета 2000, 22 февраля.
[5] Собрание законодательства РФ, 1999, №47.
[6] Щавель С. Социализация и социальная защита пенсионеров //
Общество и экономика, 1999, №1, С. 155
[7] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения – М., 1999, С.
186
[8] Ржаницына Л. Выход не в адресности, а в развитии социальной
самозащиты граждан // Человек и труд , 1999, №7, С. 31
[9] Долотин Б. Обеспечить реальную адресную помощь… // Социальное
обеспечение, 1999, №11.
[10] Сулейманова В.И. Социальное обеспечение и социальное
страхование – М., 1997. – С.67
[11] Право социального обеспечения. Учебник. Особенная часть/ Под
ред. Буяновой М.О. – М., 1997,- С.45
[12] Собрание законодательства РФ, №41, ст. 4920, 1999.
[13] Взамен заработка - приработок // Экономика и жизнь, 1999, №
50
[14] Среднедушевые унижения // Экономика и жизнь, 1999, № 36
[15] Калашников С.В. Социальная политика должна быть прозрачной
// Социальное обеспечение, - 1999, № 10, С.18
[16] Мидуков В. Наша обязанность – защитить тех, кто в этом
действительно нуждается // Человек и труд, - 1999, № 5 С. 53
[17] Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения – М.,
1999 – С. 133
[18] Долотин Б. Обеспечить реальную адресную помощь // Социальное
обеспечение, 1999, №11 С.26
Страницы: 1, 2, 3
|