Трудовое право
предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в указанных
регионах.
9. Постановление Минтруда и социального развития РФ от 30.01.97 г.
Гражданский нормативный акт органов исполнительной власти № 5-57.
Минимальный размер по безработице установлен в период профессиональной
подготовки по направлению службы занятости установлен равной МООТ с 1.01.97
г.
Права граждан в области занятости
Ст. 8 Закона предусматривает право граждан на выбор места работы путем
прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества
органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в
трудоустройстве населения.
Имеются общие и специальные организационно-правовые формы
трудоустройства:
Общие – это самостоятельно или с помощью службы занятости
трудоустройство.
К специальным относятся:
1) организованный набор рабочей силы в отъезд на предприятия, стройки
районов, нуждающихся в притоке рабочей силы из трудоизбыточных
районов;
2) направление на работу выпускников ВУЗов, техникумов, ПТУ, других
специальных учебных заведений, заключавших с работодателем договор о
подготовке для их производства молодых специалистов и молодых
квалифицированных рабочих;
3) направления службой занятости в счет установленных местными органами
власти для работодателей квот (количества бронированных мест) по
приему инвалидов, подростков и других нуждающихся в особой социальной
защите граждан.
Значение трудоустройства в том, что оно:
а) оказывает гражданам помощь в реализации права на труд, устройстве на
работу;
б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу;
в) сокращает потери рабочего времени почти в 3-4 раза при подыскании
новой работы.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового
договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Граждане имеют право н бесплатную консультацию и бесплатное получение
информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности,
трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Это право распространяется и на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18
лет.
Безработные граждане имеют также право на бесплатную ориентацию,
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по
направлению органов службы занятости.
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за
пределами территории РФ.
Граждане вправе обжаловать, решение, действие или бездействие органов
службы занятости и их должностных лиц в порядке, установленном
законодательством РФ.
Государственная служба занятости, ее права и обязанности
Федеральная государственная служба занятости населения является
организационно-самостоятельной службой на территории РФ, деятельность
которой направлена на:
1) оценку содержания и причину развития занятости населения,
информирование о положении на рынке труда;
2) разработку и реализацию федеральных, территориальных (краевых,
областных, районных, городских) и других ценовых? содействия занятости
населения, включая программы содействия защиты граждан, находящихся
под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в
подборе необходимых работников;
4) организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
5) осуществление социальных выплат в виде пособий по безработице,
стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости,
оказание материальной помощи и безработным гражданам и главам их
семей, находящимся на их содержании;
Ее работу возглавляет и организует государственный комитет по занятости
населения с его органами на местах.
Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ,
органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления
осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области
содействия занятости населения.
Государственная служба занятости имеет право:
1) запрашивать у работодателей соответствующую информацию о
предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в
рабочей силе, о количестве высвобожденных, принятых и уволенных;
2) направляет работодателям, при наличии у них потребности в рабочей
силе, граждан для трудоустройства;
3) разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти
предложение об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой
социальной защите;
4) заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с
гражданами о работе в другой местности, оплачивать им за счет средств
работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы;
5) направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые обществом
работы;
6) оказывать материальную помощь семьям безработных;
7) взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в
фонд занятости и недоимки по ним.
При государственной службе занятости создаются центры занятости, включая
районы и города. Все органы ГСЗ подчиняются высшему органу ГСЗ и
соответствующим органам исполнительной власти. Финансирование идет за счет
средств Фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости
формируется за счет обязательных страховых взносов из заработка работающих
ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений.
Социальные гарантии при потере работы и безработице
Социальными гарантиями называются материальные условия, которые
государство, общество в данный период его развития может дать, обеспечить
гражданину при потере им работы и безработице.
Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном
этапе развития.
Согласно Международному Пакту об экономических, социальных и культурных
правах от 1966г. каждый гражданин имеет право на труд, включающее его
право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства
должны принимать меры в целях полного осуществления этого права.
В случае потери работы государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения
квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность
для трудоустройства по предложению службы занятости;
- оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за
счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности,
гражданам потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев,
предшествующих официальному признанию их безработными, но не свыше 30
календарных дней в течение двенадцатимесячного периода безработицы или
всего периода обучения по направлению органов службы занятости.
Все перечисленные периоды не прерывают непрерывного стажа и засчитываются
в общий трудовой стаж.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи
с истечением установленным законодательством РФ о занятости населения
периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного,
органами службы занятости может оказываться в период его безработицы
материальная и иная помощь, включая дотации за использование детскими
дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным
транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым
основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и
имевшим в этот период оплачиваемую работу на менее 26 календарных недель на
условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего
дня (недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем
неделей.
Основные принципы государственной политики в области содействия
занятости.
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на
полную, продуктивную и свободную избранную занятость. Основные принципы
государственной политики занятости закреплены в ст. 5 Закона:
- развитие трудовых ресурсов;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от
национальности, пола, возраста, социального положения, политических
убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный
труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан,
осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их
способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения,
проведение специальных мероприятий способствующих обеспечению
занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающие трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на
содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа
необходим постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из
мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущие
работу); лица, предписанного возраста (за два года до наступления
возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной
службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи в
которых оба родителя признаны безработными; граждане подвергшиеся
воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных
аварий и катастроф);
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)
безработицы;
- поощрение работодателей, сокращающих действующие и создающих новые
рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- сочетающие самостоятельность органов государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости с
согласованность их действий при реализации Федеральной программы
содействия занятости населения;
- координация действий в области занятости населения с деятельностью по
другим направлениям экономической и социальной политики;
- координация деятельности государственных органов, профессиональных
союзов, иных представительных органов работников и работодателей в
разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и
контроля за ними;
- обеспечение занятости в местах проживания коренных малонаселенных
народов и других национальных меньшинств с учетом их национальных и
культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости, связанные с
трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и
иностранных граждан на территории РФ, а также уволенным с военной
службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном
порядке безработными начисляется:
- в первые 3 месяца безработицы – в размере 75% от их среднемесячного
заработка (денежного довольствия) исчисленного за последние три месяца
по последнему месту работы (службы);
- в следующие 4 месяца – в размере 60%;
- в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не ниже
установленного законом МРОТ и не выше уровня средней заработной платы,
сложившегося в республике РФ, области, городах Москве и Санкт-
Петербурге, автономной области, автономном округе.
Закон предусматривает выплату пособий и другим категориям граждан,
которые ранее нигде не работали и впервые обратились в службу занятости, те
кто не имеет 26 календарных недель работы, длительное время не работающие –
размере минимальной оплаты труда.
Коллективный договор
Одной из важнейших форм привлечения трудящихся к управлению предприятиями
является коллективный договор, представляющий собой организационно-правовое
средство обеспечивающее реализацию полномочий трудового коллектива.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-
экономические и профессиональные отношения между работодателем и
работниками на предприятии, учреждении, организации.
Порядок, условия разработки и заключения коллективного договора
регулируется законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" принятый
Советом РФ 11.03.92 г.
Коллективный договор определяет правовые основы взаимоотношения
администрации и трудового коллектива при решении поставленных перед ними
задач экономического и социального развития с учетом конкретных условий
предприятия, является программой совместных действий рабочих и служащих,
хозяйственных руководителей и профсоюзных комитетов в борьбе за повышение
эффективности производства и качества работы, за успешное выполнение
намеченных планов и принятых обязательств, за улучшение условий труда, его
охрану и социально-бытовых условий работников.
Конвенция международной организации труда № 98-1949г. предусматривает
право на организацию и ведение коллективных переговоров на добровольной
основе по регулированию условий труда. Согласно этому и другим международно-
правовым актам трудящиеся имеют право на защиту своих экономических и
социальных интересов, на ведение коллективных переговоров по заключению
коллективных договоров и соглашений. Ранее действующее законодательство
СССР не закрепляло право граждан на коллективные переговоры. Указанный
закон 11.03.92 г. впервые закрепил это право, хотя о них упоминалось в
Указе Президента РФ от 15.11.91 г. "О социальном партнерстве и разрешении
трудовых споров (конфликтов)". ?
Соглашение – правовой акт содержащий обязательства по установлению
условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной
профессии, отрасли, территории.
Условия коллективного договора и соглашения, должны заключаться в
соответствии с действующим законодательством, не могут содержать условий
ухудшающих положение работников и обязательны для исполнения, как самими
работниками, так и администрацией.
Запрещается всякое вмешательство со стороны органов исполнительной власти
и хозяйственного управления, а также политических партий и иных объединений
работодателей способных ограничить права работников и их представителей при
заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров.
При заключении коллективного договора соблюдается принцип равноправия
сторон, полномочность их представителей, свободы выбора и обсуждения
вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений,
добровольность принятых обязательств, соблюдение нормативного
законодательства, контроль и неотвратимость ответственности.
Порядок ведения коллективных переговоров
В течение трех месяцев до окончания срока действия коллективного договора
или соглашения любая из сторон вправе направить другой стороне уведомление
в письменном виде о начале переговоров по заключению нового коллективного
договора, соглашения. Иной срок может быть установлен самим коллективным
договором или соглашением. С инициативой вправе выступать любая сторона.
Сторона, получив письменное уведомление не вправе уклониться от начала
переговоров и должна приступить к этому в семидневный срок.
От имени рабочих и служащих в переговорах участвуют профсоюзные органы
либо иные уполномоченные работниками представительные органы.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных
работниками представительных органов каждому из них предоставляется право
на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или
представляемых им работников.
Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по
трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения
профсоюзами, иными уполномоченными работниками, представительными органами.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного
договора, соглашения стороны образуют комиссию из рабочего коллектива,
членов от работников и администрации.
Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка для переговоров
определяется решением сторон.
Органы исполнительной власти, работодатели должны представлять профсоюзам
либо иным уполномоченным представительным органом информацию необходимую
для переговоров. Участники переговоров не могут разглашать сведения,
являющиеся государственной и коммерческой тайной. Лица, разгласившие эти
сведения, привлекаются к установленной законом ответственности.
Если в результате переговоров не будет достигнуто соглашение по
независящим от них причинам составляется протокол, где указываются сроки
возобновления переговоров и меры необходимые для устранения этих причин.
После составления протокола разногласий в течение 3 дней стороны проводят
консультации, формируют примирительную комиссию из своего состава, а при не
достижении согласия в ней, обращаются к посреднику, выборному по соглашению
сторон.
Примирительная комиссия либо посредник в срок до 7 дней рассматривает
протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора.
При не достижении согласия между сторонами относительно вынесенных
рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, не
противоречащем законодательству, а также, собрания, митинги, демонстрации в
свободное от работы время в ? своих требований.
За лицами, участвующими в переговорах в качестве представителей
сохраняется среднемесячный заработок на срок не более трех месяцев в
течение года. Время участия в переговорах засчитывается в трудовой стаж.
Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников
производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и
работодателем.
Представители профсоюзных органов и трудовых коллективов, участвующие в
коллективных переговорах в период их ведения не могут быть подвержены
дисциплинарному взысканиям, переведены на другую работу, уволены без
предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.
Понятие трудового спора. Рассмотрение спора в КТС.
Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией
предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных
и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других
соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта)
рассматриваются:
1) КТС;
2) районными (городскими) судами.
Трудовые споры по вопросам установлений условий труда разрешаются
администрацией и соответствующим профсоюзным органом. Такие споры имеют
коллективное значение, поскольку речь идет об условиях труда не конкретного
работника, возбудившего спор, а для всей группы работников предприятия,
выполняющих соответствующие работы.
Порядок рассмотрения трудового спора регулируется КЗоТ и иными
законодательными актами о порядке рассмотрения их в судах ГПК.
КТС избирается общественным собранием (комиссией) трудового коллектива
предприятия, учреждения, организации с числом работников не менее 15
человек.
Избранными считаются те, за кого проголосовало более половины
присутствующих на собрании (комиссии).
Порядок избрания, ее численность и состав определяется собранием.
КТС избирает из своего состава председателя, заместителя и секретаря.
КТС могут создаваться и в наиболее крупных подразделениях по решению
общего собрания трудового коллектива предприятия. Они рассматривают споры,
касающиеся своего подразделения.
КТС является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, кроме
случаев специально оговоренных законодательством. Спор подлежит
рассмотрению в КТС, если работник предварительно не урегулировал его с
администрацией.
Работник вправе обратиться в КТС в течение трехдневный срок со дня, когда
узнал или должен был узнать о нарушении своего права. КТС может
восстановить срок заявления подлежащий обязательной регистрации.
КТС – десятидневный срок с ?
Без работника с его письменным заявлением КТС имеет право приглашать
специалистов, свидетелей, представителей профсоюза. По требованию КТС
администрация обязана представить ?
Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее
половины избранных в ее состав членов.
КТС принимает решение большинством голосов проголосовавших на заседании
комиссии. Член не согласный обязан подписать протокол, но вправе изложить в
нем свое мнение Копия решения вручается работнику и администрации в
трехдневный срок со дня принятия решения.
Если КТС в десятидневный срок не рассмотрел спор, заинтересованный
работник вправе обратиться в суд.
Также в десятидневный срок работник и администрация вправе обжаловать
решение КТС в суд. Срок может быть восстановлен судом.
Решение КТС исполняются администрацией в трехдневный срок по истечении 10
дней, предоставленных на обжалование.
КТС выдает удостоверение имеющее силу исполнительного листа.
Удостоверение не выдается, если стороны обратились в суд.
Удостоверение предъявляется в трехмесячный срок судебному исполнителю,
который приступит к принудительному исполнению.
В случае пропуска работ ?
Льготы для работников, совмещающих работу с обучением
Работникам, профессиональное обучение на производстве или обучающимся в
учебных заведениях без отрыва от производства, администрация обязана
создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением (ст. 187).
Создание предприятиями необходимых условий для работников, совмещающих
работу с обучением, должно осуществляться в различных направлениях:
а) четкое выполнение администрацией правовых предписаний, устанавливающих
те или иные льготы учащимся;
б) удовлетворение без ущерба для производственной деятельности различных
просьб, работников, связанных с созданием для них наиболее благоприятных
условий для совмещения работы с обучением (перевод на неполное рабочее
время, предоставление свободных от работы дней без сохранения заработной
платы);
в) поощрение работников, совмещающих работу с обучением;
г) содействие эффективности работы школ и иных учебных заведений
(обеспечением их помещением для учебных занятий, общежитиями для
слушателей, необходимым оборудованием, инвентарем и т.д.).
Для работников обучающихся без отрыва от производства в
общеобразовательных школах и ПТУ устанавливается сокращенная рабочая неделя
или сокращение продолжительности ежедневной работы с сохранением заработной
платы в установленном порядке; им предоставляются и другие льготы.
Запрещается привлечение к сверхурочным работам в день занятий работников,
обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах и ПТУ.
Обучающиеся в ПТУ на вечерних отделениях освобождаются от работы для
подготовки и сдачи экзаменов на 30 рабочих дней в течение года с
сохранением средней заработной платы по основному месту работы.
Только тем работникам, кто успешно занимается. Дополнительный учебный
отпуск, может быть использован работником единовременно или разделен на
удобные для учебы части. (ст. 194).
Работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие и средние
специальные учебные заведения, предоставляется отпуск без сохранения
заработной платы. ВУЗы - 15 календарных дней, а средние учебные заведения -
10 дней не считая время на проезд к месту нахождения учебного заведения и
обратно.
Работникам, обучающимся без отрыва от производства в вечерних и заочных
высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляются
оплачиваемые отпуска без сохранения заработной платы; сокращенная и
неполная рабочая неделя, оплачивается проезд к месту нахождения учебного
заведения и обратно, 1 раз в год в размере 50% стоимости проезда. Кроме
того в таком же размере производится оплата проезда для подготовки и защиты
дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов в порядке
установленном для служебных командировок.
При наличии у обучающихся в данном календарном году права на два
различных отпуска, например отпуска для сдачи курсовых экзаменов за
последний курс и для сдачи государственных экзаменов проезд оплачивается
дважды.
Льготы для обучающихся
Некоторые льготы могут ?
Студенты вечерних и заочных ВУЗов и учащиеся вечерних и заочных средних
специальных учебных заведений на период 10 учебных месяцев перед началом
выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов
имеют право при шестидневной рабочей неделе на один свободный от работы
день в неделю для подготовки к занятиям с оплатой его в размере 50%
получаемой заработной платы, но не ниже минимальной. При пятидневной
рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости
от продолжительности рабочей смены при сохранении количества свободных от
работы часов.
Администрация предприятия, учреждения, организации вправе предоставить в
течение указанных 10 учебных месяцев дополнительно по желанию студентов
учащихся еще 1-2 свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной
платы. При исчислении десятимесячного периода учитываются только учебные
месяцы, а каникулярные (июль-август) из подсчета исключаются. Конкретный
свободный день определяется по согласованию работника с администрацией с
учетом интересов производства и режима занятий в соответствующем учебном
заведении. Суммарное определение дней не допускается. Исключения составляют
учителя (каникул ?).
Ст. 198. Отпуска.
1) ежегодные отпуска для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и
экзаменов
2) отпуска на период сдачи государственных экзаменов - студентам и
учащимся вечерних и заочных высших и средних учебных заведений - 30
календарных дней;
3) отпуска на период подготовки и защиты дипломного проекта.
Предоставляется отпуск 4 месяца, а учащимся вечерних и заочных средних
специальных учебных заведениях - 2 месяца.
За время отпуска сохраняется заработная плата, выплачиваемая перед
началом отпуска, а не после возвращения. Если не сдал полностью зачеты или
экзамены, удерживается на производстве.
Администрация по рекомендации соответствующего учебного заведения вправе
предоставить обучающимся на последних курсах дополнительный месячный отпуск
без сохранения заработной платы для ознакомлении непосредственно на
производстве с работой по избранию специальности и подготовки материалов к
дипломному проекту. На период отпуска студенты и учащиеся зачисляются на
стипендию на общих основаниях. Если администрация предприятия предоставила
такой отпуск без рекомендации учебного заведения, то студенты и учащиеся не
вправе требовать выплаты им стипендии.
Рабочее время
Рабочим временем считается установленный законом календарный отрезок
времени, в течение которого рабочий или служащий обязан выполнять
возложенные на него трудовым договором обязанности в соответствии с ПВТР.
Ст. 37 Конституции, указывает, что работающему по трудовому договору
гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего
времени.
По продолжительности рабочее время может быть трех видов: нормативное,
сокращенное, неполное.
Нормальная продолжительность рабочего времени установлена ст. 42 КЗоТ и
не может быть более 40 часов в неделю как при пятидневной, так и при
шестидневной рабочей неделе.
Подавляющее большинство работников работают на условиях нормального
рабочего времени независимо от организационно-правовой формы собственности.
Сокращенная продолжительность рабочего времени, устанавливается для
рабочих и служащих:
1) в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;
2) в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до
15 лет, работающих в период каникул, - не более 24 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся работающих в течение учебного
года в свободное от учебы время не может превышать половины норм,
установленных для лиц соответствующего возраста (18 часов в неделю, не
более 12 часов в неделю).
Сокращенная продолжительность рабочего времени предусмотрена для
работников занятых по работе с вредными условиями труда.
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями
труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность
рабочего времени, утверждается в порядке, установленном законодательством.
В настоящее время законодательство РФ такой список еще не предусмотрело.
Сейчас следует пользоваться списком, утвержденным постановлением
Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. с изменениями и
дополнениями. Применение списка регулируется Инструкцией, утвержденной
Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. Предприятия вправе сами
сокращать рабочий день для некоторых категорий работников. Право на
сокращенный рабочий день, рабочее время возникает лишь в случае, если
работник фактически выполняет работу во вредных условиях не менее половины
рабочего дня установленного Списком для данного производства, цеха,
профессии или должности продолжительности.
Если работник фактически занят во вредных условиях в течение всего
сокращенного рабочего дня, то его рабочий день сокращается, когда в списке
есть специальное указание "постоянно работающий" или "постоянно занятый".
Законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего
времени для отдельных категорий работников (учителей, врачей, женщин,
работающих в сельской местности - постановление Верховного Совета ? от 1
ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охраны
материнства и детства на селе". - 36 часов в неделю).
Законом РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.95 г. установил
для инвалидов I и II группы продолжительность рабочей недели не более 35
часов в неделю.
Указанная норма распространяется на инвалидов, работающих на всех
предприятиях, независимо от формы собственности.
До 1970 г. в законодательстве фигурирует термин "рабочий день", а с 1970
г. продолжительность рабочего времени определяется через рабочую неделю.
Рабочая неделя может состоять из 6 рабочих дней с одним выходным днем
(шестидневная рабочая неделя) или 5 рабочих дней и 2 выходных дней
(пятидневная рабочая неделя).
По общему правилу для рабочих и служащих устанавливается пятидневная
рабочая неделя. На тех предприятиях, в учреждениях и организациях, где по
характеру производства и условиям работы введение пятидневной рабочей
недели нецелесообразно, предусмотрена шестидневная рабочая неделя. При
пятидневной рабочей неделе (ст. 46) продолжительность ежедневной работы
(смены) определяется ПВТР или графиками сменяемости утвержденного
администрацией по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным
органом предприятия, учреждения, организации с учетом специфики работы,
мнения трудового коллектива и с соблюдением установленной продолжительности
рабочей недели.
При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не
может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов при недельной
норме 36 часов и 4 часа при недельной норме 24 часа.
Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается
администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с
соответствующим выборным профсоюзным органом с учетом специфики работы,
мнения трудового коллектива и по согласованию с местным Советов народных
депутатов. Графики сменности доводятся до сведения работников, как правило,
не позднее чем за 1 месяц до их введения в действие.
Накануне праздничных дней (ст. 65) продолжительность работы работников,
кроме работников, которые уже работают по сокращенному режиму, сокращается
на 1 час, как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.
Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей
неделе не может превышать 6 часов.
Ненормированный рабочий день. Руководящие работники ? категорий инженерно-
технических работников и служащих, труд которых не поддается точному учету
во времени и оценивается по результатам работы, находятся на особом режиме
рабочего времени - ненормированном рабочем дне.
В случае производственной необходимости такие работники могут
привлекаться для работы сверх нормальной продолжительности рабочего
времени. Однако они не должны привлекаться к систематической работе во
внеурочное время.
Список должностей с ненормированным рабочим днем прилагается к
коллективному договору и устанавливается самим предприятием.
Предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью, установленной
администрацией по согласованию с профсоюзом.
Ночное время (ст. 48). При многосменной работе, смена, в которой не менее
50% рабочего времени приходится на ночное время, считается ночной. Ночным
считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.
К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины и женщины
имеющие детей в возрасте до 3 лет, работники моложе 18 лет, другие
категории работников в соответствии с законодательством.
Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их согласия
и при условии если такая работа не запрещена им медицинскими
рекомендациями. Доплата за работу в ночное время предусмотрена КД.
Неполное рабочее время (ст. 49). При приеме на работу по согласованию
между работником и администрацией, а также и впоследствии работы может быть
установлен неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.
По просьбе беременной женщины, женщины имеющей ребенка в возрасте до 14
лет (ребенка инвалида в возрасте до 16 лет), либо лица осуществляющие уход
за больным членом семьи в соответствии с медицинским заболеванием
администрация обязана установить неполный рабочий день или неполную рабочую
неделю.
В соответствии с ч.3 ст.49 КЗоТ работа на условиях неполного рабочего
времени не влечет для работников каких либо ограничений: продолжительности
Страницы: 1, 2, 3
|