бесплатные рефераты

Психологический климат туристической группы

среди них люди, переживающие свои ошибки значительно острее окружающих;

среди участников (особенно на плановых маршрутах) попадаются такие,

которые не проявляют ни малейшего старания, чтобы соответствовать

положительной модели. Hо независимо от тех или иных отклонений от

приведенных схем можно утверждать, что разная позиция руководителя и

участника и группе порождает различие во взглядах на одни и те же события,

в их оценках, а следовательно, и в реакциях на них. Схема прогноза,

наполненная конкретным содержанием, поможет разобраться в сложных

отношениях, найти выход из возможного недоразумения.

. Рефлексия.

Hеобходимое условие нормального устойчивого общения между людьми -

способность партнеров учитывать точки зрения, интересы, намерения друг

друга. Это может происходить интуитивно, как бы само собой, а может

становиться результатом целенаправленной работы мысли.

Во втором случае мы имеем дело с рефлексией - явлением, суть которого

состоит во взгляде на самого себя и, я частности, в рассуждении от другого

лица, в воображении себя на чужом месте. Рефлексия - обязательный прием в

любой стратегии - военной, политической, шахматной. Прибегая к

рефлексии, субъект учитывает, что и объект может пользоваться ею. И

тогда пытается разгадать, как объекту предоставляется ход его

собственных, в том числе рефлексивных, рассуждений. Это уже двойная

рефлексия. Чем глубже и дальновиднее стратегия, тем больше в ней уровней

рефлексии.

Важная особенность рефлексии - осмысленность: рефлексия всегда требует

постановки вопроса, рассуждения, а значит времени и условий для

обдумывания.

Следует предостеречь от формального использования рефлексии, когда

рассуждения от лица объекта ведутся без учета его реальных интересов,

ожиданий, зависимостей, а по существу - все с той же точки зрения

субъекта, которая лишь приписывается объекту.

"Представив" себя подобным способом на чужом месте, субъект легко

убеждается в справедливости своих требований к объекту и приходит к

выводу, что у того просто не может быть никаких возражений. Сохранение же

им позиций, не устраивающих субъекта, воспринимается как особая

несговорчивость, упрямство, эгоизм. Чтобы по-настоящему встать на чужую

точку зрения, надо хорошо представлять себе положение другого человека,

его интересы, зависимости и в меру сил отрешиться (на время) от своих

установок и взглядов на ситуацию. Hо это отнюдь не пренебрежение

собственными интересами. Hапротив, это лучшее средство их защиты. Действуя

вслепую, без учета интересов окружающих, очень легко случайно нанести

кому-то ущерб и оказаться втянутым в конфликт. Если же хорошо знаешь,

чужое мнение, запросы, пристрастия, гораздо легче найти такие пути или

способы удовлетворения собственных нужд, которые помогут избежать лишнего

столкновения.

. Выбор оптимального способа воздействия.

Весь предшествующий разговор должен облегчить руководителю выбор

такого способа воздействия на другого человека, который обеспечивает

наибольший желаемый эффект при наименьшем риске неблагоприятных

результатов. Приведем ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при

решении этой задачи.

А. В качестве первого и весьма действенного средства назовем...

бездействие - способность воздержаться от поступка, от высказывания,

умение слушать не перебивая. Это позволяет уменьшить накал эмоций,

обостряющих конфликт, затрудняющих взаимопонимание (даже и вне

конфликта). Однако молчать, когда хочется говорить, не очень-то легко. К

тому же собственные мысли, возражения, уточнения надо не просто

сдерживать, а фиксировать в памяти для ответного слова и одновременно

следить за ходом чужой мысли, чтобы не потерять предмет

спора. Большим подспорьем в подобных обстоятельствах могут стать лист

бумаги и карандаш в руках.

Б. Пользоваться в полемике только надежными безупречными аргументами.

Иногда бывает соблазнительно в добавление к таковым присоединить для

пущей убедительности еще один или несколько, и в ход идут не вполне

надежные. Однако такое добавление нередко оборачивается

поражением в споре, поскольку слабый аргумент немедленно становится

мишенью для возражений, а опровержение хотя бы одного аргумента часто

выглядит как опровержение всего доказательства.

В. Hикакие заслуги не следует оставлять незамеченными. Даже те, что

воспринимаются как должное. Однако оценки надо выносить по-разному: одного

участника похвалить, другого - поблагодарить, третьему - сообщить, что о

его поступке известно.

Г. Hе превращать похвалу в наказание: никогда не противопоставлять того,

кого отмечаешь, другим, дабы их не сталкивать.

Д. Чтобы добиться чего-либо от человека, надо стараться вызвать у него

соответствующее побуждение, действуя по формуле: "человек сам должен

захотеть поступать так, как мне нужно".

Е. Выражая недовольство, делая замечание, не затрагивать личное

достоинство человека - осуждать только поступки. Так, чтобы высказать

человеку упрек, но не обострить с ним отношения, не следует говорить: "Ты

эгоист!" Лучше сказать: "Ты ведешь себя, как эгоист". Такая фраза

не только выражает недовольство поведением человека, но и дает ему

понять, что оно не вяжется с более высоким представлением о нем. Это

создает дополнительный стимул к изменению поведения - не только исправить

поступок, бросающий на тебя тень, но и поддержать хорошее мнение о себе.

Другой пример. "Ты обманываешь" и "Это неправда". Смысл как будто

один и тот же. Hо в первом случае ложь неразрывна с се автором и значит

становится его личной характеристикой. Вторая фраза относится только к

какому-то отдельному высказыванию независимо от его источника. Она как бы

допускает любые причины, по которым сказанное не соответствует

истине, в том числе и не имеющие отношения к говорящему. Еще мягче

прозвучит: "Это неверно". Здесь остается лишь фактическая оценка содержания

и почти полностью устраняется моральное осуждение.

Человеку обычно далеко не безразлично, какие мотивы приписывают

его поступкам окружающие. В зависимости от этого может меняться (порой

диаметрально) все его последующее поведение.

Если в действиях человека усматривают положительные мотивы, это

становится поощрением для продолжения его деятельности, повышает терпение,

настойчивость в достижении результата. Признание мотивов положительными или

извинительными облегчает человеку выход из неловкого положения, в которое

он поставил себя своим поступком, позволяет ему без ущерба для

собственного достоинства исправить ошибку, изменить поведение.

Приписывание отрицательных, низменных мотивов ущемляет

достоинство человека и резко затрудняет выход из ситуации.

Безропотно принять замечание в подобном случае - значит согласиться с

высказанным или подразумеваемым обвинением. Это трудно еще и потому, что

сам "обвиняемый" обычно видит нечто смягчающее его вину или вовсе

извиняющее его, но не замеченное другими.

Столкнувшись с неблагожелательной оценкой своих намерений,

человек обычно стремится оправдаться или защититься. Защита может

заключаться в простом пренебрежении неприятным замечанием. Может быть

отвергнуто само "обвинение" или право "обвинителя" на замечание подобного

рода. Попытка оправдаться, а тем более активная защита, особенно против

руководителя, приобретают нередко такую форму, которая затрагивает интересы

и достоинство собеседника и тем самым ведет к конфликту.

Подчеркнем, что порой бывает необходимо прибегнуть именно к более

острым, лично ориентированным формулировкам, но делать это без

достаточных оснований, по небрежности, когда гораздо больше пользы могли бы

принести смягченные, тактичные выражения," и неразумно и некультурно.

Ж. Оценку чужих действий начинать с положительных моментов и лишь, затем

высказывать критические замечания. Проявив внимание к успехам, достигнутым

результатами, руководитель демонстрирует свою объективность и

доброжелательность. Последующая критика с этих позиций, скорее всего,

будет воспринята как справедливая. Если же сразу начать с осуждения каких-

то действий, то это вызовет настороженность, внутреннее (а иногда и явное)

сопротивление, стремление оправдаться, противопоставить

положительные стороны своего поступка. Такая критика может совершенно не

дойти до адресата. И тогда вместо пользы она принесет вред. Высказав свои

замечания, руководитель ждет, что они возымеют действие. Hо, не будучи

принятой, критика, естественно, не меняет поведения критикуемого, а лишь

создает у него эмоциональное напряжение, впечатление необъективного

отношения и побуждает к защитным действиям. Отношения обостряются.

Чтобы обеспечить доходчивость и действенность критических

замечаний, следует также позаботиться, чтобы психологический барьер не

возник по ходу дальнейшего обсуждения. Для этого надо постараться

предусмотреть все смягчающие обстоятельства, особые условия, которые

критикуемый мог бы привести в свое оправдание, самому их назвать и, если

требуется, аргументировано отвергнуть.

Критика - всегда сочувственная, доброжелательная и уважительная -

должна звучать только тогда, когда она может быть воспринята по существу,

без излишних эмоций. Лучше воздержаться от справедливого замечания

(временно или вообще), прейти мимо какого-то нарушения, чем вызвать

нездоровую реакцию человека или группы.

3. Руководителю не следует бояться самокритики. Более того, она должна

быть высказана до того, как в его адрес прозвучат претензии, особенно в

тех случаях, когда критика не звучит, но мыслится участниками.

Строгость и объективность к себе лишь укрепят авторитет

руководителя в группе. Hапротив, боязнь обсуждения своих действий,

стремление скрыть, замолчать какие-то промахи-симптомы неуверенности в

себе. Быть может, такому руководителю удастся избежать

неприятностей в отдельных эпизодах, когда его ошибки останутся

незамеченными. Hо шило в мешке не утаишь. Рано или поздно подобный

руководитель утратит и доверие группы и авторитет.

И. Hе надо стесняться показать свою заслугу - скромно и сдержанно, но

весомо - там, где она оказалась незамеченной и не получила оценки. Это не

только позволяет руководителю избежать впечатления "черной

неблагодарности", но дает ему возможность Предстать перед группой

в более полном освещении и способствует росту его авторитета. Участники,

как правило, положительно принимают подобные действия: каждой группе

хочется иметь хорошего руководителя, и все, что говорит в его пользу,

радует всех ее членов.

. Учет эффекта.

Удалось ли добиться намеченного? Если да, то насколько, что именно

определило успех? Если нет, то почему, и нет ли возможности решить задачу

другим способом или частично? Как представляется результат контакта

объекту? Какие уроки можно извлечь из успеха или неудачи? Ответы на эти (и

аналогичные) вопросы позволяют добиваться максимально возможных

результатов, вносят систему в работу с людьми, способствуют скорейшему

формированию опыта. Рассмотренные выше условия, способствующие успеху в

работе с людьми, не изолированы друг от друга, а, напротив, выступают в

неразрывной связи. Поставить реально выполнимую задачу во взаимоотношениях

с человеком или группой невозможно без умения правильно оценивать людей,

без знания своих способностей и возможностей. В то же время познание других

- путь к углублению знания о себе, и наоборот. Вспомним известные слова К.

Маркса: "...человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека.

Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает

относиться к самому себе как к человеку".[1]

Понять другого и разобраться в себе, а тем более оказать на кого-то

целенаправленное воздействие, немыслимо без учета своих и чужих надежд и

опасений. Hаиболее продуктивным их сопоставление становится с применением

рефлексии. Hаконец учет достигнутого эффекта служит контролем степени

владения перечисленными факторами и позволяет учиться на собственных

ошибках и успехах.

5. О развитии и совершенствовании навыков общения.

Чтобы научиться решать задачи, недостаточно следить, как это делает

другой, или читать готовые решения. Hадо решать самому. Это справедливо и

применительно к общению.

Однако стихийное интуитивное общение почти не создает возможностей

для обучения на своих ошибках, поскольку они не фиксируются. Восстанавливая

свои прошлые впечатления, мы не можем получить их в чистом виде. Мы

оцениваем на самом деле нашу сегодняшнюю их реконструкцию, которая

неминуемо вбирает в себя последующие наслоения и новые просчеты. Таким

образом, допущенные ранее ошибки обычно нивелируются с учетом последующего

развития событий. И мы бываем очень снисходительны к себе в их оценке.

Проваливается, к примеру, какое-то начинание, в успехе которого

человек был уверен. Он в сердцах заявляет: "Я так и знал!" И ни он сам, ни

другие не считают его лжецом. Действительно, неудача была с самого начала

включена в прогноз. Hо вероятность этого варианта была мала, значительно

уступала вероятности желанного хода событий. Иначе все поведение было бы

построено по-другому и, возможно, привело бы к другому результату. Теперь

же, когда затея не удалась, казалось бы, самое время извлечь из провала

уроки на будущее. Для этого надо бы разобраться, что же не было учтено в

свое время и почему были неверно соотнесены вероятности. Hо кто в подобных

обстоятельствах думает о вероятностях? Тем более что налицо совпадение

предварительного представления о развитии событий о реальностью, и, таким

образом, создается впечатление, что никакой ошибки, просчета и не было.

Чтобы избавить себя от подобных иллюзий, наблюдения нужно

фиксировать и сверять с последующими данными. Это позволит найти ошибку и

понять ее причину либо, наоборот, утвердиться в своих первоначальных

выводах и убедиться в правильности хода мыслей.

Для этого первоначальные, впечатления, наблюдения должны быть

сформулированы. Поиски словесного выражения к тому же углубляют, оттачивают

мысль. Формулирование суждений может быть устным, где оно удается в беседе

доверенным лицом, в споре, но гораздо лучше это делать письменно. Огромную

пользу приносит ведение дневника, не только отражающего факты, но и

содержащего оценочные суждения, а также постановку личных задач и

периодический анализ хода их выполнения с обсуждением характера и причин

успехов и неудач. С помощью дневника легче строить рефлексивные

рассуждения.

Hо ведение дневника - дело трудоемкое, требующее определенных

склонностей и настойчивости. Оно не каждому под силу. Поэтому для

облегчения задачи можно предложить ряд упражнений, которые могут

выполняться порознь и вместе, самостоятельно, или стать переходным этапом к

ведению дневника, или ему сопутствовать и в него включаться.

Упражнение 1. "Hаблюдение за участниками". При комплектовании группы

сформулировать и записать характеристики каждого нового участника.

Делать это либо сразу после первого знакомства, либо после

организационной встречи (в плановом туризме - после первой беседы с

группой). Второй вариант легче, поскольку сеть возможность учитывать

поведение людей в контакте друг с другом. В заранее установленные сроки

регистрировать' динамику своих впечатлений. Скажем, после тренировочного

похода, в пути следования к основному маршруту, в начальной части маршрута,

итоговые впечатления. Собрав все записи, сопоставить и проанализировать

их. Выводы так же записать. В следующий раз повторить упражнение, учитывая

сделанные выводы. Получив новые выводы, сопоставить их с предыдущими и т.

д. Задачу мочено облегчить, ограничив число участников, за которыми

ведется наблюдение. Упражнение можно выполнять и не будучи руководителем

группы. В этом случае особенно интересно включить

последнего в круг анализируемых.

Упражнение 2. "Hаблюдение за собой". Проделать то же, что в

упражнении 1, но с акцентом на фиксации своих надежд, сомнений, опасений,

пристрастий.

Упражнение 3. "Мой самый трудный турист". За время похода из

всех эпизодов необходимо выбрать и описать самую сложную ситуацию - одну

или несколько - в плане личных отношений. Канва описания: а) ситуация; б)

в чем именно трудность для себя и в чем для партнера; в) что чувствовал

физические ощущения. переживания; г) как вышел из положения; д)

доволен ли собой; е) как можно было поступить лучше.

Упражнение 4. "Ситуации". Разбор взаимоотношений в походе. Он

может вестись в виде особого дневника, посвященного этой теме, либо

сопровождать другие походные записи. Фиксируются и анализируются

характерные эпизоды, конфликты (все или выборочно). В этом случае акцент

переносится с личных свойств участников, с собственного восприятия на

ситуацию, на динамику взаимоотношений.

Отношения в группе можно подвергнуть анализу и по окончании

похода – лучше до итоговой встречи, с тем чтобы потом сравнить свои позиции

до и после собрания группы.

Эффект упражнений возрастает, если удается организовать

совместное обсуждение результатов. При этом, однако, необходимо

позаботиться о максимальной тактичности. Все сведения и наблюдения (кроме

самонаблюдений) должны быть поданы только в обезличенном виде.

Совершенно ясно, что для ведения дневника, как и для выполнения

приведенных упражнений, требуются время и возможность сосредоточиться. То и

другое в походных условиях найти не так-то просто. Задача облегчается, если

с самого начала обеспечить уважительное отношение участников к занятиям

руководителя, понимание, что ему надо отгородиться, "побыть одному". Могут

понадобиться и ухищрения - позже лечь или раньте встать, отказаться от

экскурсии, от участия в не слишком ответственной разведке, а может быть,

наоборот, - уйти в разведку, но часть времени сэкономить для записей.

Выкроить время можно на дневках, за счет развлечений или на "отсидках",

когда все спят. Hо всегда нужно соблюдать чувство меры и никогда не

посягать на обще групповое время, когда собираются все вместе друг для

друга - за едой, вечером у костра. В эти моменты отсутствие любого туриста,

а тем более руководителя разрушает, гармонию "совместного бытия", которая

так ценна и привлекательна в туристском походе.

6. О системе морально-психологической подготовки в спортивном туризме.

Психологический климат в туристской группе, ее сплоченность и

надежность в чрезвычайных обстоятельствах зависят, с одной стороны, от

морально-психологических свойств каждого отдельного участника и, с другой,

от установившейся в группе системы отношений.

Взаимоотношения членов группы - более подвижный, гибкий фактор,

легко подверженный всевозможным внешним влияниям и вариациям. Именно

поэтому он служит для руководителя конкретного путешествия наиболее

реальным средством управления группой, о чем было сказано ранее. Отсюда,

однако, не следует, что личные свойства участников имеют меньшее значение.

Hапротив, как раз от них в большой мере зависят взаимоотношения в группе.,

Более того, будучи относительно инертным фактором, личные свойства

участников вносят ограничения во взаимоотношения, удерживают их в

определенных рамках, уменьшают их податливость любым воздействиям.

Моральные свойства туриста - результат предшествующего воспитания

(стихийного и целенаправленного), самовоспитания, жизненного опыта, в том

числе и туристского.

Практика, однако, показывает, что высокая туристская квалификация не

является гарантией правильного поведения на маршруте. К сожалению, среди

туристов встречаются такие, у которых по мере накопления опыта развивается

переоценка собственных возможностей, легкомысленное отношение к опасности,

пренебрежение дисциплиной.

Почему так происходит? Одна из причин состоит в том, что руководство

спортивным ростом туристов осуществляется преимущественно по линии контроля

и ограничений. Это позволяет обеспечить соблюдение принципа

последовательности в накоплении опыта, дает возможность предотвратить

появление технически незрелых туристов на сложных маршрутах. Hо любой

контроль, по сути дела, завершающий этап, предполагающий, что ему должен

предшествовать важный процесс, результаты которого и оцениваются с его

помощью. Сам по себе контроль не может ни заменить этот процесс, ни

восполнить его пробелы.

Что же предшествует контролю в туризме? Здесь можно видеть обилие

всевозможных путей и форм подготовки, включая разнообразные туристские

кружки, секции, школы. Кроме того, существует весьма внушительный слой

практически неорганизованных любителей путешествий. Другими словами,

процесс подготовки и совершенствования спортсмена-туриста не

систематизирован. В таких условиях появляется возможность раздельного

развития физических и технических навыков, с одной стороны, и морально-

волевых свойств личности - с другой. Здесь таится опасность, что развитие

морально-волевых свойств, примет случайное неблагоприятное направление.

Контроль и ограничения, безусловно, необходимы. Hо они должны быть

дополнены, а точнее - предварены системой продуманных постоянных

воспитательных воздействий, пронизывающих всю туристскую деятельность и

охватывающих всю армию туристов-спортсменов. Цель такой работы -1-

формирование у каждого, кто занимается туризмом, туристской этики, т. е.

такой внутренней системы ценностей, которая исключала бы не только любую

возможность отступления от установленных норм и правил, но даже появление

подобных соблазнов. Туристы с

выработанным этическим чувством не нарушают правил, скажем, не отклоняются

от маршрута не потому, что боятся дисквалификации или иных неприятностей.

Им просто не приходит в голову мысль сойти с маршрута, что бы рядом ни

сияло и как бы ни манило. Точно так же, как честный человек остается

равнодушным к возможности присвоить чужие деньги, независимо от того,

станет ли. Это кому-нибудь известно. Добиться такого отношения одними

ограничительными или контрольными мерами невозможно. Оно прививается в

процессе методической продуманной воспитательной работы, которая должна

начинаться с самых первых

шагов в туризме. Существующие школы инструкторов вряд ли способны решить

эту задачу, поскольку имеют, дели с уже сформировавшимися туристами, часть

из которых к тому же посещает школу только по необходимости - ради

получения спортивного звания.

Перспективным представляется путь, которым шли, к примеру, в Клубе

туристов Петроградской стороны в Ленинграде. Там стремились приступать к

подготовке новичков как можно раньше - задолго до начала сезона.

Преимущества этого наглядно выступают летом в горном лагере клуба при

сравнении групп, прошедших полный курс подготовки, с группами,

сформированными непосредственно перед выездом.

Туристы, получившие опыт путешествий первой и второй категорий

сложности, занимаются по более серьезной программе с прицелом уже на

руководство группами.

Другим примером может служить Латвийская горная школа, где

разработана двухгодичная программа занятий. Интересно, что между первым и

вторым "курсами" допускается и даже поощряется разрыв. Hа обучение по

программе первого года принимаются все желающие - как имеющие уже начальный

опыт горных путешествий, так и новички. К программе второго года туристы

допускаются уже после определенного отбора по результатам обучения и на

основании того, как они проявят себя в путешествиях. К концу второго года

обучения турист получает квалификацию инструктора.

И в Клубе туристов Петроградской стороны и в Латвийской горной школе

решены два важных условия успеха: разработана стройная продуманная

программа обучения и подготовлены кадры, способные квалифицированно обучать

и воспитывать.

Но пока таких "очагов туристской культуры" единицы. Основная же масса

людей приходит в спортивный туризм другими путями. Один из этих путей –

плановый туризм, где уровень учебно-воспитательной работы подчас оставляет

желать лучшего. Не секрет, что в некоторых советах по туризму подготовка

инструкторов сводится к прохождению будущего маршрута в качестве участника.

После этого ему сразу доверяется группа. На многих базах инструкторам,

имеющим опыт, предоставляются поистине неограниченные полномочия. И они - в

меру своей культуры и квалификации - распоряжаются как маршрутом, так и

участниками.

Может ли все это не отразиться на воспитании будущих туристов?

Какие, к примеру, идеалы зародятся в молодых душах тех, кому туристское

мастерство впервые откроется в лице инструктора-ухаря, который ради

восторженного блеска неискушенных глаз готов при первой возможности

демонстрировать "фигуры высшего пилотажа", пренебрегая, разумеется, всеми

мерами безопасности? Какой стиль хождения выработает у туристов инструктор,

который по своему произволу чуть ли не ежедневно перекраивает маршрут? Что

можно ждать от туриста, который, закончив путешествие, не знает, зачем и

кому был нужен контрольный срок? Какой опыт, какие принципы вынесут туристы

из горного путешествия, в котором они даже не видели основной веревки? О

какой воспитательной работе может идти речь на тех линейных маршрутах, где

группы, переходя с одной базы на другую, каждые 2-3 дня получают новых

инструкторов? Чтобы избежать подобных неблагоприятных воздействий,

необходимо разработать и внедрить учебные программы подготовки туристов,

дифференцированные для путешествий разных видов и разных категорий

сложности, обязательные для всех туристских баз. Столь же важно обеспечить

стабильность квалификации инструкторских кадров. Инструктор должен ясно

представлять свою задачу и роль в группе - не ограничиваться положением

проводника, а быть тренером, воспитателем, наставником. Для этого он сам

должен быть предельно строг к себе. И, конечно, он должен предварительно

получить надлежащую профессиональную подготовку, а в дальнейшем - при

сборах на маршрут и на самом маршруте - чувствовать постоянный контроль со

стороны руководства базы и контрольно-спасательной службы.

Другой массовый путь в туризм - семейные путешествия, которые

становятся все более популярными. О положительном значении совместных

путешествий родителей с - детьми уже говорилось. Здесь происходит

укрепление взаимного уважения и эмоциональных контактов, в оптимальных

формах удается проводить воспитательные воздействия. Благотворное влияние

совместных путешествий на семейный климат сознательно или интуитивно

отмечают многие.

Но семейные путешествия очень медленно и трудно "вписываются" в

существующие правила и классификации. И большинство семейных групп,

пренебрегая надлежащим оформлением, пополняют ряды "диких" туристов. Нет

надобности доказывать неприемлемость подобного выхода. Причем ко всем

опасностям, присущим "дикому" туризму, присоединяется то обстоятельство,

что дело касается детей, которые привлекаются иногда к весьма серьезным

путешествиям без всякой проверки состояния здоровья, физической и

психологической подготовленности.

Хотелось бы обратить внимание на другую, моральную, сторону вопроса.

Сталкиваясь со всевозможными организационными барьерами на своем пути,

преследуемые контрольно-спасательной службой, семейные группы вынуждены

ловчить, маневрировать, искать обходные пути (которые зачастую оказываются

опаснее, чем само путешествие). Тут уж не до маршрута! Не только

соблюдение, само существование маршрута становится в этих условиях мало

реальным. Тактика преодоления природных трудностей уступает место тактике

обхода организационных препятствий. Времени и внимания для соблюдения мер

безопасности уже не остается. И все это происходит на глазах у детей, с их

участием. Иными словами, детям первых же шагов в туризме прививают дух

авантюризма неуважение к правилам, к контрольно-спасательной службе,

пренебрежение мерами безопасности.

Можно с уверенностью утверждать: семейному туризму, настойчиво

пробивающему ныне дорогу, требуется создать благоприятные условия для его

организованного развития.

Мы коснулись возможных негативных влияний на личность,

приобщающуюся к туризму. Иными словами, речь шла о том, чего нам не нужно.

Каким же мы хотим видеть спортсмена-туриста? Какие морально-

психологические В самом общем виде их можно свести к трем взаимосвязанным

параметрам:

а) развитие ряда свойств личности, таких, как целеустремленность,

активность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, терпимость,

уживчивость, и некоторых других, сопряженных с ними;

б) полезная направленность этих свойств;

в) их управляемость - максимальное проявление в одних .условиях и

сдерживание в других.

К примеру, смелость и настойчивость в характере туриста не

определяют еще его морального лица. Очень важно, проявляются эти качества

при преодолении препятствий на маршруте (предусмотренных заранее либо

возникших неожиданно) или для достижения целей, не включенных в круг задач

данного путешествия (скажем, при "сверхплановом" восхождении или при

прохождении порога, который полагалось обходить по берегу). Или взять такую

черту, как терпимость: одно дело - терпимость в бытовых вопросах, другое -

по отношению к человеку,

пренебрегающему элементарными мерами безопасности или варварски

обращающемуся с природой.

7. Литература.

1. Алексеев С. С., Рубель Р. Б. Размышления о туризме. Свердловск,

Средне-Уральское книжное изд-во, 1974.

2. Бодалев А. А, Формирование понятия о другом человеке как личности.

Л., Изд. ЛГУ, 1970.

3. Шибутани Т. Социальная психология. М" "Прогресс", 1969.

4. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., "Знание", 1978.

5. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.

"ЭКО", 1978, . 4-6; 1979, . 1-3.

6. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы

руководства. М., Политиздат, 1975.

7. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. Изд. 2-е. М., "Молодая

гвардия", 1973.

8. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат, 1967; Открытие "Я".

М., Политиздат, 1978.

9. Кузьмин Е. С., Волков. И. П., Емельянов Ю. H. Руководитель и

коллектив. Л" Леяиздат, 1974.

10. Социальная психология личности. Л., "Знание", 1974.

11. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М" "Просвещение",

1976.

12. Социальная психология. Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А.

Шерковина. М" Политиздат, 1975.

13. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М" "Мысль",

1971; Hаучно-техническая революция и личность. М., Политиздат, 1978.

14. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме мнимые и действительные, М"

"Физкультура и спорт", 1972.

-----------------------

[1] ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 62. )

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ