бесплатные рефераты

Должностные преступления

признаков указанных в ч.2 и 3 ст.89 содеянное следует квалифицировать по

совокупности преступлений.

Вопрос о том, необходимо ли признавать причиненный

должностным правонарушителем ущерб существенным, решается в каждом

отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела, вины лица,

важности и объема нарушенных интересов, размеров имущественного ущерба.

В случае когда должностное лицо отдает подчиненным по службе

работникам приказ либо распоряжение ,выполнение которых приводит к

причинению существенного ущерба , оно подлежит ответственности ,при наличии

необходимых для этого признаков , по ст.165 либо 166 . При этом не

должностное лицо ,которое выполнило такой приказ либо распоряжение ,

подлежит ответственности за фактическое совершенное им деяние , а при

наличии сговора с должностным лицом несет ответственность как соучастник

указанного преступления .

Не является преступлением причинение ущерба лицам ,выполняющим

для него приказ или распоряжение , за исключением исполнения явно

незаконного либо преступного приказа или распоряжения .

При исследовании причинной связи между деянием должностного

лица и вызванными ним последствиями необходимо установить , что нарушению

служебных обязанностей предшествовало наступлению существенного ущерба и

что оно было необходимым его условием .При этом следует иметь в виду , что

указанные последствия могут наступить исключительно при условии действия

либо бездействия должностного лица , деяний должностного лица и не

должностных лиц, а также в результате деяния должностного лица и стихийных

сил природы. В таких случаях из многих причин и явлений необходимо выделить

деяние должностного лица, а потом установить, исходя из конкретных

обстоятельств, что существенный ущерб находится в причинной связи ( вместе

с другими причинами ) с действиями этого лица . Данное положение касается

всех случаев совершения преступлений , предусмотренных статьями 165,166,167

и ч.2 ст.172 . В то же время при совершении преступлений, предусмотренных

статьями 168,169,170,171 и ч.1 ст. . 172 , существенный ущерб имманентно

присущ самому действию .

Субъектом рассматриваемых преступлений (кроме тех , которые

предусмотрены статьями 169 и 170 ) , может быть только должностное лицо .

Должностными лицами , в соответствии с ч1 ст164 признаются :

а) лица , осуществляющие функции представителя власти . Представитель

власти -это лицо , постоянно или временно находящееся на службе в органах

государственной власти и осуществляющее функции указанных органов . Такое

лицо наделено правом в пределах своей компетенции давать как для граждан ,

так и для учреждений указания правового характера , подлежащие исполнению

,принимать принудительные меры и относительно граждан , непосредственно не

подчиненных ему по службе и представителям власти , в частности относятся

депутаты Советов народных депутатов , судьи , народные заседатели

,прокуроры, следователи , оперативный состав службы безопасности ,все

рабочие милиции , инспекторы государственных инспекций . а также военные

коменданты , начальники гарнизонов , военный патруль , караульные на посту

и иные военнослужащие при исполнении обязанностей по поддержанию

общественного порядка , в том числе и военнослужащие конвойной службы и

охрана мест лишения свободы ;

б) лица , занимающие на предприятии , в учреждении или организации

,независимо от форм собственности ,должности , связанные с выполнением

организационно- распорядительных либо административно-хозяйственных

обязанностей .

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 7 октября

1994 г.ч.12 «О судебной практике по делам о взяточничестве» ( п.2 )

организационно-распорядительные обязанности - это функции по осуществлению

руководства отраслью промышленности , трудовым коллективом , участком

работы , производственной деятельностью работников на предприятиях , в

учреждениях или организациях независимо от форм собственности . Такие

функции ,в частности , осуществляют руководители министерств ,ведомств

государственных , коллективных или частных предприятий и организаций . их

заместители , руководители структурных подразделений ( начальники цехов ,

заведующие отделами , лабораториями , кафедрами ,их заместители и т.п.) ,

руководители участками работ ( мастера ,бригадиры и т.п. ) ( Бюллетень -

с.150) .Административно-хозяйственные обязанности - это полномочия по

управлению или распоряжению государственным , коллективным или частным

имуществом ( установление порядка его хранения , переработки . реализации ,

обеспечения контроля за этими операциями и т.п. ) .Такие полномочия , в том

или ином объеме , имеются у начальников планово-хозяйственных ,

снабженческих финансовых отделов и служб , их заместителей , заведующих

складами , магазинов , мастерскими , ателье , их заместителей , начальников

отделов этих предприятий , ведомственных ревизоров и контролеров и др. (

Бюллетень - с151 ).

в) лица , осуществляющие организационно-распорядительные либо

административно-хозяйственные обязанности в силу специального полномочия

либо поручения ( например , водитель , одновременно исполняющий обязанности

экспедитора).

Занятие определенной должности либо поручение временно выполнять

должностные обязанности должно быть оформлено приказом . Организация (

учреждение , предприятие ) , которая оформила лицо на должность , должна

иметь юридический статус . Поэтому понятие «должностного лица» не

охватывает выполнение каких-либо функций гражданином , находящимся в

официально неоформленном объединении трудящихся , например , самодеятельная

охотничья , рыболовная либо туристическая группа .

Не считаются должностными лицами рядовые работники ( первичная

структурная единица ) , выполняющие по своей должности сугубо

производственные и материально- технические операции ( например ,шофер,

охранник , уборщица , посыльный, машинистка , технический секретарь , повар

, проводник вагона на железной дороге ) .

К должностным лицам не относятся также адвокаты . врачи , педагоги .

воспитатели детских учреждений , поскольку их должности связаны с сугубо

профессиональной деятельностью ( оказание юридической помощи гражданам ,

лечение больных , обучение учеников или студентов , воспитание и уход за

детьми ) . Однако , если объем прав и обязанностей таких лиц

свидетельствует о том , что их полномочия имеют организационно-

распорядительный характер ( например , врач выдает бюллетень по временной

нетрудоспособности либо дает заключение по поводу установления инвалидности

, преподаватель принимает экзамены ), то они выступают как должностные лица

.

Не могут признаваться должностными лицами осужденные к лишению свободы

независимо от характера выполняемой им работы .

ст. 165 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМ

ПОЛОЖЕНИЕМ

Злоупотребление властью или служебным положением , то есть

умышленное , по корыстным мотивам , другой личной заинтересованности или

в интересах третьих лиц , использование должностным лицом власти или

служебного положения вопреки интересам службы , если оно причинило

существенный ущерб государственным или общественным интересам или

охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических

лиц ,-

карается лишением свободы на срок от двух до пяти лет или

исправительными работами на срок до двух лет , с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

трех лет .

То же деяние , если оно привело к тяжелым последствиям ,-

карается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с

конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

пяти лет .

Злоупотребление власть или служебным положением признается

преступление при наличии трех признаков в их совокупности :

а) использование должностным лицом путем действия или бездействия своего

служебного положения вопреки интересам службы ; б) совершение такого

деяния по корыстному мотиву либо иной личной заинтересованности или в

интересах третьих лиц ;

в) причинение указанными деяниями ущерба государственным или общественным

интересам, охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан либо

интересам субъектов предпринимательской деятельности .

Злоупотреблением властью считается умышленное использование

должностным лицом . осуществляющим функции представителя власти, своего

служебного положения вопреки интересам службы . Аналогичные действия ,

совершенные должностным лицом , которое не является представителем власти ,

охватываются понятием «злоупотребления служебным положением» .

Служебное злоупотребление предусматривает наличие взаимосвязи

между служебным положением виновного и его поведением , которое выражается

в незаконных действиях либо бездействиях . При этом деяние должностного

лица ,как правило ,связано непосредственно с должностным положением и

полномочиями лица . В этом случае они совершаются в пределах тех прав и

фактических возможностей . которыми наделено должностное лицо именно в

связи с занимаемой должностью , но по своему содержанию противоречит

интересам службы .

Служебное злоупотребление будет в случае , когда деяние

должностного лица непосредственно не было связано с использованием его

прямых служебных обязанностей по месту работы , то ли использовалось

влияние своего служебного положения либо возможность давать указания

подчиненным организациям и контролировать их .

Использование служебного положения вопреки интересам службы

предусматривает совершение должностным лицом таких деяний , которые

нарушают должностные обязанности и противоречат интересам государственной

службы , интересам предприятия , учреждения или организации . При этом

понятие «интересы службы» нельзя толковать узковедомственно . Оно должно

сочетаться , а не противопоставляться общим интересам . Поэтому , действия

продиктованные , так сказать « заботой» о своем

учреждении либо предприятии и совершение во вред интересам других

организаций либо за счет общегосударственных интересов , составляют

должностное злоупотребление .

Для наличия преступления , предусмотренного ст.165 ,

необходимо установить также, что в результате допущенного должностным лицом

злоупотребления властью либо служебным положением причинен существенный

ущерб государственным либо общественным интересам , охраняемым законом

правам и интересам отдельных граждан либо интересам субъектов

предпринимательской деятельности . При этом причинение такого ущерба должно

быть причинно связано со злоупотреблением властью либо служебным положением

( см. п.4 категория к ст. 164 )

С субъективной стороны злоупотребление властью либо

служебным положением совершается только с прямым умыслом. Должностное лицо

сознает, что прибегая к вышеуказанным действиям либо бездействию, оно

использует свое служебное положение вопреки интересам службы и желает

этого.

По отношению к последствиям - наступлению существенного

вреда для государственных или общественных интересов либо для охраняемых

законом прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности -

психическое отношение должностного лица может быть в форме как умысла, так

и неосторожности.

Корыстным мотивом является стремление к незаконной

материальной выгоде (получение имущества либо получение права на него,

освобождение от личных материальных затрат и т.п. ).

Под другой личной заинтересованностью необходимо понимать

личные мотивы виновного в виде мести , зависти . карьеризма

,недобросовестной конкуренции .Под интересами третьих лиц следует понимать

желание виновного выразившееся в противоправном оказании услуги

родственнику или иному лицу , угодничеству перед начальником или шефом с

использованием должностного лица служебных полномочий вопреки интересам

службы .

Субъектам злоупотребления властью либо служебного

положения может быть только должностное лицо .

В ряде случаев в действиях должностного лица могут быть

признаки, кроме злоупотребления властью или служебным положением , иного

преступного деяния. Такие действия, как правило, квалифицируются по

совокупности преступлений.

Так, должностные лица торговых предприятий либо

предприятий общественного питания, прибегающие к обману покупателей ,либо

принимающие участие в их обмане , и одновременно нарушающие правила

торговли , несут ответственность по совокупности преступлений - по статьям

155 и 153 , а если ущерб признан существенным ,- по статьям 155 и 165 ( п.

4 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2. 03. 1973 г.№ 2 « О

судебной практике по делам об обмане покупателей» ( Бюллетень...-с145 ) .

Мошенничество , совершенное должностными лицами , если оно с целью обмана

или злоупотребления доверием злоупотребило властью либо служебным

положением следует квалифицировать по совокупности преступлений - по ст.143

и 165 ( абз. 3 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2.

03. 1973г.№2 « О судебной практике по делам об обмане покупателей» (

Бюллетень...-с145 ) . Мошенничество совершаемое должностными лицами , если

оно с целью обмана или злоупотребления доверием злоупотребило властью либо

служебным положением , следует квалифицировать по совокупности преступлений-

по ст.143 и 165 ( абз.3 п.20 постановления Пленума Верховного Суда Украины

от 25. 12. 1992г.№12 « О судебной практике по делам о корыстных

преступлениях против частной собственности» ( Бюллетень...-с117)

Злоупотребление властью или служебным положением

образуют состав преступления , предусмотренного ч.2 ст.165 , в тех случаях

, когда оно причинило тяжелые последствия . Под такими последствиями , если

они выразились в причинении материального ущерба государству , предприятию

, учреждению или организации либо субъекту предпринимательской деятельности

, следует понимать , согласно ч.3 ст. 164 , ущерб который в 25 и более раз

превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан . Понятием тяжелые

последствия охватываются и последствия в виде развала деятельности

учреждения , предприятия или организации , банкротства , создание аварийной

ситуации с человеческими жертвами и т.п.

Вопрос о том , являются ли в последнем случае вредные

последствия тяжелыми , решается в каждом отдельном случае с учетом

конкретных обстоятельств дела . Так , судебная коллегия Верховного Суда

Украины признала наличие состава преступления , предусмотренного ч.2

ст.165, в действиях кинорежиссера С., вследствие злоупотребления служебным

положением которого погибло от ожогов , полученных во время киносъемки

актриса-участница фильма .

ст.166 Превышение власти или служебных полномочий .

Превышение власти или служебных полномочий , т.е.

умышленное совершение должностным лицом действий , явно выпадающих за

пределы предоставленных ему законных прав и полномочий , если нанесен

существенный ущерб государственным или общественным интересам либо

охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических

лиц ,-

карается лишением свободы от двух до пяти лет или

исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

трех лет .

Превышение власти или служебных полномочий если оно

сопровождалось насилием , применением оружия или болезненными и

оскорбляющими личные достоинства потерпевшего действиями, -

карается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с

лишением права занимать определенные должности или определенной

деятельностью на срок до пяти лет.

Действия предусмотренные ч.1 или 2 настоящей статьи ,

если они привели к тяжелым последствиям, -

карается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до пяти лет.

Понятием «превышение власти» охватываются случаи ,

когда субъект преступления являющийся представителем власти , при

выполнении своих обязанностей явно, т.е. очевидно, выходит за пределы

предоставленных ему прав и полномочий либо действует при этом незаконными

методами.

При превышении служебных полномочий, должностное лицо,

не являющееся представителем власти, осуществляя предоставленные ему

полномочия, выходит за их пределы либо действует при этом незаконными

методами .

Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от

27.12.1995г.№12.

«О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий»

обратил внимание судов на необходимость отграничения в первую очередь

превышения власти или служебных полномочий от злоупотребления властью или

служебным положением и разъяснений ( п.4 ), что как превышение власти или

служебных полномочий квалифицируется : а) совершение действий, являющихся

компетенцией вышестоящего должностного лица данного ведомства или

должностного лица иного ведомства; б) совершение действий единолично, тогда

как они могли быть совершены только коллегиально; в) совершение действий,

которые разрешаются только в особых случаях , с особого разрешения и с

особым порядком проведения, - при отсутствии таких условий ; г) совершение

действий , которые никто не имеет права исполнять или решать .

Объективная сторона превышения власти или служебным

положением без отягчающих обстоятельств ( ч.1 ст.166 ) выражается в : а)

действие должностного лица , явно выходящем за пределы предоставленных ему

прав и полномочий либо в применении недозволенных методов ; б) наступление

последствий в виде существенного ущерба государственным или общественным

интересам либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан или

субъектам предпринимательской деятельности ; в) причиной связи между

указанными действиями и вредными последствиями .

Для решения вопроса о наличии превышения власти или

служебных полномочий необходимо сначала выяснить компетенцию должностного

лица . Для этого нужно обратиться к соответствующему закону либо иному

нормативному акту , в котором определены права и обязанности должностного

лица .Уголовная ответственность по ст.166 возможна только в том случае ,

когда должностное лицо при наличии всех необходимых признаков явно вышло за

пределы предоставленных ему прав и полномочий либо действовало незаконными

методами .

Действия , явно выходящие за пределы компетенции

должностного лица , по своему характеру могут быть такими . совершать

которые вправе только вышестоящие должностные лица либо должностные лица

иного ведомства , либо такими , которые могут совершаться только по решению

коллегиального органа . Речь идет о действиях , которые должностное лицо

правомочно осуществить только при наличии определенных условий , требуемых

законом , а в данном конкретном случае эти условия отсутствовали и лицо

применило недозволенный метод .

С субъективной стороны действия , предусмотренные ст166 ,

совершаются только умышленно . Отношение же субъекта к последствиям может

быть как умышленным , так и неосторожным . Должностное лицо осознает , что

совершаемые им действия явно выходят за пределы прав и полномочий

,предоставленных ему законом либо иным нормативным актом , и желает их

совершить . При этом должностное лицо предвидит наступление существенного

ущерба и желает или сознательно допускает его наступление либо

легкомысленно рассчитывает его предотвращение ( преступная самонадеянность

) либо не предвидит , хотя должно было и могло предвидеть наступление

такого последствия ( преступная небрежность ) .

Мотив , которым руководствовалось должностное лицо при

совершении преступления ( корысть , зависть , месть , карьеризм иные

побуждения , в том числе вызванное ложно понятие « интересами дела») , не

влияет квалификацию содеянного .

Субъектом превышения власти или служебных полномочий может

быть только должностное лицо ( см. п.п. 6-8 комментария к ст.164).

Превышение власти или служебных полномочий считается

совершенным при отягчающих обстоятельствах , если оно сопровождалось

насилием , применением оружия либо мучительными и оскорбительными для

потерпевшего .

Насилие , о котором идет речь в ст. 166 может быть как

физическим так и психическим .

Физическое насилие может быть выражено в нанесении

побоев либо истязании , причинение легких либо средней тяжести телесных

повреждений , незаконном лишении свободы потерпевшего . Причинение в

результате превышения власти либо служебных полномочий , смерти не

охватываются , ч.2 ст.166 и должно квалифицироваться по совокупности

преступлений- по ч.3 ст. 166 и статье УК , предусматривающей

ответственность за убийство , совершенное умышленно или по неосторожности (

см. п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 1. 04. 1994г.№ 1

« О судебной практике по делам о преступлениях против жизни и здоровья

человека» ( Бюллетень...- с96; абз. 2 п. 8 постановления Пленума Верховного

Суда Украины от 27.10.1985г.№12

« О судебной практике по делам о превышении власти или служебного

положения»

Психическое насилие может выражаться в угрозе совершить

насильственные действия по отношению к самому потерпевшему либо его

близких.

Применение оружия предполагает не только причинение им

телесных повреждений либо смерти , но и угрозы оружием .

Болезненными признаются действия , причиняющих

потерпевшему особую физическую боль либо моральные страдания .

Оскорбительными , считаются действия , унижающие честь и

достоинства личности ( см. комментарий ст. 126 ).

О понятии « тяжелые последствия» ( ч.3 ст.165 ) см.п.10

комментария к ст. 165 . Тяжелыми последствиями следует также считать

причинение потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти . Превышение

власти или служебных полномочий , сопровождавшегося причинением умышленного

тяжкого телесного повреждения при наличии признаков , указанных в статье 10

ч.3 , требует квалификации содеянного по совокупности преступлений .

СТ.167 ХАЛАТНОСТЬ.

Халатность, тоесть невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным

лицом своих служебных обязанностей из-за небрежного или недобросовестного

отношения к ним, что нанесло существенный вред государственным или

общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам отдельных

физических и юридических лиц, -

карается лишением свободы на срок до трех лет, либо штрафом от пяти до

пятнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, с лишением права

занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет.

То же деяние, если оно привело к тяжким последствиям, -

карается лишением свободы на срок до от двух до пяти лет с лишением

права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до пяти лет и штрафом от пятнадцати до двадцати пяти

необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или без такового.

Невыполнение служебных обязанностей - это бездействие должностного лица в

условиях, когда оно должно было и могло совершить действие, входящее в круг

его служебных обязанностей.

Ненадлежащим выполнением служебных обязанностей следует считать действия

должностного лица в пределах служебных обязанностей, выполненных не так,

как этого требуют интересы службы (см. например, дело Г. 1) Практика... с

160-161). Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих

служебных обязанностей может проявляться не только в единичном действии или

бездействии, но и в длительной бездеятельности или ряде действий,

совершаемых ненадлежащим образом.

Халатность может быть лишь в отношении действий, входящих в круг

обязанностей данного должностного лица, и при условии, что оно имело

объективную возможность их выполнить.

Халатность предполагает также наступление последствий в виде существенного

ущерба государственным или общественным интересам или охраняемым законом

интересам отдельных физическим и юридическим лицам. При этом необходимо

установить, какие конкретно действия должностное лицо должно было

совершить, но фактически совершило или совершило нет так, как требуется,

что и обусловлено наступлением ущерба.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде

преступной небрежности или преступной самонадеянности.

Вредные последствия, наступившие в результате того, что должностное лицо в

силу неопытности, недостаточной квалификации либо по иным не зависящим от

него обстоятельствам не могло справиться с работой, не дают основания для

обвинения в халатности. Равным образом должностное лицо не может отвечать

за вредные последствия, наступившие по независящим от него причинам,

которые оно не могло устранить.

Субъектом преступления является только должностное лицо, в том числе и

представитель власти в случаях так называемого бездействия власти.

СТ. 168 ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ.

Получение должностным лицом в любом виде взятки за выполнение или

невыполнение в интересах дающего взятку любого действия с использованием

предоставленной ему власти или служебного положения -

карается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с

конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью на срок пять лет .

Получение взятки в крупном размере, или должностным лицом ,

занимающим ответственное положение, либо по предварительному сговору, или

повторно , либо сопряженное с вымогательством взятки ,-

карается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с

конфискацией имущества и с лишением права заниматься определенной

деятельностью или занимать определенные должности на срок пять лет.

Получение взятки в особо крупном размере или должностным лицом,

занимающим особо ответственное положение ,-

карается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с

конфискацией

имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок пять лет.

Взяточничество подрывает авторитет государственного аппарата

,предприятия, учреждения или организации , дискредитирует их деятельность.

Взяточничество - родовое понятие , которое охватывает три неразрывно

связанные между собой состава преступления : получение взятки ( ст.168 ),

посредничество во взяточничестве ( ст.169 ), дача взятки ( ст.170 0. К

взяточничеству также примыкаем провокация взятки ( ст.171).

Получение взятки означает принятие должностным лицом от другого

лица материальных ценностей, получение имущественных выгод или пользование

услугами имущественного характера за деяния , которое оно должно было или

могло совершить или совершило в пользу другого лица благодаря служебному

положению.

Понятие получение взятки в любом виде предполагает ее

имущественный характер. Поэтому и предметом взятки может быть имущество (

деньги, материальные ценности ), право на имущество ( документы, дающие

право на получение имущества, предоставление права пользоваться имуществом

или требованиями выполнения обязанностей и т.д.), любые действия

имущественного характера ( передача имущественных выгод, отказ от них и

т.д.) ( абз.1 п.5 постановления Пленума Верховного Суда Украины от

7.10.1994 г. № 12 « О судебной практике по делам о взяточничестве» \

Бюллетень ... с.151-152 ) .

Не могут признаваться предметом взятки оказанные должностному лицу

услуги неимущественного характера ( например, лестная характеристика или

отзыв о прессе, интимная связь, выступление в « защиту» должностного лица,

подвергшегося критике за недостатки в работе ).

Получение взятки означает, что предмет взятки вручается лично

должностному лицу или же, с его ведома, близкому или знакомому человеку .

Предмет взятки может быть переслан почтой, внесен на счет лица в

сберегательный банк . Он так же может передаваться и в более

завуалированной форме ( например, умышленный проигрыш денег в карты ,

передача имущества в виде подарка, дача денег в долг без дальнейшего

возврата, продажа ценного имущества за бесценок и, наоборот и другое ).

Для квалификации преступления по ст.168 необходимо, чтобы действия

должностного лица, за которое дана взятка, было или могло быть совершено с

использованием им служебного положения или вытекающей из него возможности

или полномочий давать указания и контролировать деятельность других лиц,

организаций . В случае признания лица субъектом получения взятки за

действия, совершенные другим должностным лицом, суд должен установить,

могло ли это лицо в силу своего должностного положения и выполняемых

обязанностей за взятку предпринять меры к совершению другим должностным

лицом деяний, желаемых для взяткодателей.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента

получения должностным лицом хотя бы части материальных ценностей или выгод

независимо от того, были ли совершены действия в интересах взяткодателя.

Ответственность за получение взятки наступает и тогда, когда должностное

лицо, приняв материальное вознаграждение, отказалось выполнить ранее

обусловленные действия по службе или вообще не имело намерение их

выполнять.

Получение должностным лицом незаконного вознаграждения от

подчиненных или подконтрольных лиц за покровительство или попустительство,

решения в их пользу вопросов, входящих в его компетенцию, оценивается как

получение взятки ( абз.2 п.3 названного постановления ).

Для состава преступления не имеет значения, была принята взятка до

или после выполнения или не выполнения должностным лицом определенного

деяния по службе. Получению вознаграждения, в одних случаях, может

предшествовать договоренность между взяткодателем и взяткополучателями о

совершении или вознаграждении от совершения действий по службе ( взятка-

подкуп ), в иных-действия должностного лица предварительной договоренностью

о материальном вознаграждении могут быть не обусловлены ( взятка-

вознаграждение ).И в первом, и во втором случаях будет иметь место

получение взятки.

Взятка может быть получена должностным лицом за совершение как

правомерного, так и противоправного деяния по службе. Если получение взятки

связано с должностным противоправным деянием должностного лица ,образующего

самостоятельный состав

состав преступления (например, злоупотребление служебным положением,

служебный подлог, вынесение судьями заведомо неправосудного приговора),

ответственность наступает не только за получение взятки, но и за

преступление, совершенное им (см. абз.2 п. 4 постановления).

Понятие «интересы дающего взятку» включают в себя не только личные

интересы

взяткодателя , но и близких ему лиц, а также ложно понятые интересы той или

иной

организации, с которой он связан по службе.

Получение взятки всегда совершается с прямым умыслом. Должностное лицо

сознает, что оно незаконно получает материальную выгоду от другого лица за

совершение определенных деяний по службе, и желает получить такое

вознаграждение.

Умыслом лица, получившего взятку, охватывается и то, что лицо,

передавшее ему ценности, знает, что оно дало тем самым взятку. Поэтому

действия должностного лица, получившего материальные ценности от другого

лица путем обмана, должны квалифицироваться не как получение взятки, а как

злоупотребление служебным положением и мошенничество ( см.. абз.3 п.20

постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25.12.92г.№12 « О судебной

практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности //

Бюллетень... с-117 ).

Действия должностного лица, которое, получая деньги или иные

ценности будто бы для передачи другому лицу в качестве взятки, имело

намерение не передавать их, а присвоить, следует квалифицировать не по ст.

168, а по соответствующим частям ст. 143 и 165 как мошенничество и

злоупотребление властью или служебным положением, а при наличии для этого

оснований- и по соответствующим частям ст.19, 17 и 170 ( подстрекательство

к покушению на дачу взятки ) ( абз.2 п.10 постановления Пленума Верховного

Суда Украины от 7.10.1994г. № 12 // Бюллетень... с.152-153).

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо ( см.

пп.6-8 комментария к ст. 164). Субъектом этого преступления следует

признавать и тех должностных лиц предприятий, учреждений и организаций,

которые в силу своего служебного положения и выполняемых ими служебных

обязанностей могли бы предпринять меры к совершению иным должностными

лицами действий, желаемых для взяткодателя.

Работники предприятий, учреждений и организаций, которые не являются

должностными лицами, но получают ту или иную плату за услуги

профессионально-производственного характера путем злоупотребления доверием,

оказанным им по службе, с причинением имущественного ущерба таким

предприятиям, учреждениям или организациям, должны отвечать по ст.87.

Однако следует иметь ввиду, что получение работником, который не

является должностным лицом , путем вымогательства незаконного

вознаграждения от граждан до выполнения работ или оказания услуг в сфере

обслуживания населения, входящих в круг его служебных обязанностей,

квалифицируется по ст.155.

В ч.II ст.168 обстоятельствам, отягчающим это нарушение, отнесено

получение взятки в среднем размере, или должностным лицом , занимающим

ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или

повторно, или соединенное с вымогательством взятки.

Понятие ‘крупный размер’ получаемой взятки дано в ч.4 ст.164. Крупным

размером

считается такой, который в 2,5 и более раз превышает необлагаемый налогом

минимум доходов граждан.

Под должностным лицом , занимающим ответственное положение говорится в

ч.II ст.164.Следует понимать должностных лиц , указанных в ч.I ст. 164,

должности которых в соответствии со ст.25 Закона Украины ‘О государственной

службе’ отнесены с третьей, четвертой, пятой, шестой категориям ( это, в

частности , должности заместителей руководителей структурного

подразделения, заведующих секторами, заместителей Постоянного Представителя

Президента Украины в Автономной Республике Крым, заместителей глав

областных, Киевской и Севастопольской городских администраций,

представителей Президента Украины в районах городов Киева и Севастополя,

начальников управлений , самостоятельных органов в составе министерств и

других центральных органов государственной исполнительной власти ,

заместителей начальников управлений ,самостоятельных отделов(подотделов)

министерств и других центральных органов государственной власти,

руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевского и

Севастопольскому городских государственных администраций, руководителей

управлений, отделов, служб областных, районных, районов в городах Киеве и

Севастополе государственных администраций , а также судьи , прокуроры и

следователи.

Под получением взятки по предварительному сговору лиц следует понимать

такое совершение этого преступления , в котором участвовало два и более

должностных лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Оно

будет в наличии только тогда , когда его участники (должностные лица)

действовали как исполнители преступления. Взятку надлежит считать

полученной по предварительному сговору , если в совершении преступления

принимали участие два и более должностных лица, договорившихся о совместном

получении взятки как до, так и после поступлении предложения о даче взятки,

но до ее получения.

Соисполнителями следует считать должностных лиц , получающих взятку за

выполнение или ненадлежащее выполнение действий , которые каждый из них мог

и должен был выполнить с использованием служебного положения. Для

квалификации получения взятки , как совершенного группой лиц по

предварительному сговору, не имеет значения, как были распределены доли

между соисполнителями, все ли они должны были выполнять или не выполнять

обусловленные с тем, кто дал взятку, действия, сознавал ли тот, кто давал

взятку, что в получении взятки принимает участие несколько должностных лиц

.Преступление считается оконченным с момента, когда взятку принял хотя бы

один из соучастников.

...Должностное лицо , получившее взятку без предварительного сговора с

другим лицом , но после этого передавшего ему часть полученного в качестве

взятки, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и

дачу взятки(п.17 постановления Пленума Верховного Суда Украины от.7.10.1994

N12).

Под повторным получением взятки следует прежде всего понимать получение

ее данным лицом не менее двух раз, если при этом не истек сроку давности

привлечения к уголовной ответственности, а в случаях судимости лица

последняя не была наложена или снята в установленном законом порядке.

Получение должностным лицом в несколько приемов одной взятки за выполнение

или не выполнение обусловленных с тем, кто дает взятку, действий, следует

рассматривать как продолжаемое преступление. Квалифицировать в таких

случаях действия по признаку повторности нельзя.

Следует иметь ввиду, что в соответствии с ч.5 ст. 164 преступление

получения взятки признается повторным не только тогда, когда оно совершено

лицом, ранее совершившим такое же преступление, но и тогда, когда виновным

ранее было совершено преступление, предусмотренное ст. 169 или ст. 170. Для

признания повторности не имеет значения, было ли лицо, получившее взятку,

осуждено за ранее совершенные преступления, предусмотренные статьями

168,169,170.

Если лицо получившее взятку, ранее совершило посредничество во

взяточничестве или дачу взятки и не было за это судимо, оно должно отвечать

по ч.2 ст.168 и по соответствующей части ст.168 или ( и ) 170 ( естественно

, если не истечет срок давности привлечения к уголовной ответственности ) .

В ст.2 постановления Верховного совета Украины от 11.07.95 « ЯО

порядке введения в действие Закона Украины» « О внесении изменений и

дополнений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности

должностных лиц» сказано : « Установить, что лица, осужденные до введения в

действие этого Закона по частям вторым статей 168,169 и 170 за

неоднократное получение взятки и частей третьей статьи

168 УК Украины по признаку предыдущей судимости за взяточничество считаются

осужденными за совершение таких преступлений повторно» .

Вымогательством взятки признается требование должностным лицом

совершения или не совершения, с использованием власти или служебного

положения, действий , которые могут причинить вред правам или законным

интересам дающего взятку или умышленное сознание должностным лицом

действий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предупреждения

вредных последствий в отношении своих прав и законных интересов ( см. ч.6

ст.164).

В случаях, когда лицо, у которого вымогали взятку, несмотря на

совершение относительно его действий, направленных на то ,чтобы принудить

его дать взятку , по тем или иным причинам взятку не дало, действия

должностного лица, вымогающего взятку, в зависимости от конкретных

обстоятельств дела надлежит квалифицировать как приготовление к получению

взятки путем вымогательства или покушение на совершение этого преступления

( абз.2 п.19 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 7.10.1994 г.

№12 « О судебной практике по делам о взяточничестве» /Бюллетень...- С 156/

.

Под интересами взяткодателя следует понимать законные интересы

лица , у которого вымогается взятка . Поэтому требования должностного лица

о материальном вознаграждении за совершенное деяние по службе ,

направленное на удовлетворение противозаконных интересов взяткодателя, не

может рассматриваться как вымогательство взятки . Вымогательство взятки не

будет, если относительно взяткодателя имело место со стороны должностного

лица только простое предложение дать взятку .

Обстоятельствами, придающими особую квалификацию преступления,

являются получение взятки в особо крупном размере или должностным лицом,

занимающим особое ответственное положение .

Особо крупным размером получения взятки, считается такой ,

который в 7,5 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов

граждан .

Под должностными лицами, занимающими особо ответственное

положение подразумеваются, в соответствии с ч.2 ст164 лица, указанные в ч.1

ст9 Закона Украины «О

государственной службе», а также лица, должности которых в соответствии со

ст.25 этого закона отнесены к первой и второй категориям (председатели

государственных Комитетов , не являющихся членами Правительства Украины,

председатели других центральных органов государственной и исполнительной

власти или Кабинета Министров Украины в Автономной республике Крым,

представители президента Украины в областях, городах Киеве и Севастополе,

первые заместители министров, председателей государственных комитетов,

входящих в состав Правительства, руководитель Администрации Президента

Украины, Секретариата Верховного Совете Украины или аппарата Кабинета

Министров Украины, руководители структурных подразделений Секретариата

Верховного Совета Украины, секретариатов постоянных комиссий,

Администрации Президента Украины, аппаратов Кабинета Министров Украины,

Советники и помощники Президента Украины, Председателя Верховного Совета

Украины, Премьер-министра Украины, заместители министров, председателей

государственных комитетов, входящих в состав Правительства, первые

заместители и заместители председателей комитетов и других центральных

органов государственной исполнительной власти при Кабинете Министров

Украины , первый заместитель Постоянного Представителя Президента Украины

в Автономной Республике Крым, первые заместители глав областных, Киевского

и севастопольского городских государственных администраций , а также

приравненные к ним по занимаемым должностям.

СТ.169. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ

Посредничество во взяточничестве - карается лишением свободы на срок от

двух до восьми лет.

Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно или лицом, ранее

судимым за взяточничество, или с использованием своего служебного положения

- карается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с

конфискацией имущества.

Это преступление является выделенным в отдельный состав преступления

случаем соучастия в форме посредничества.

Пособничество во взяточничестве - это выполнение поручения

взяткодателя, выразившееся в непосредственной передаче предмета взятки. Для

наличия состава преступления не имеет значения, по чьему поручению и в

интересах кого действовал посредник - взяткодателя или взяткополучателя или

того и другого одновременно . На квалификацию действий посредника по ст160

не влияет и то обстоятельство, получил ли он вознаграждение за

посредничество от взяткодателя или взяткополучателя.

Посредничество состоит в умысле, по реализации умысла, который уже

возник у взяткодателя или взяткополучателя на совершение преступления.

Посредник только передает предмет взятки. «Отграничивая посредничество во

взяточничестве от других форм пособничества в даче или получении взятки,

следует иметь в виду, что посредником является лицо, которое, действуя по

поручению того, кто получает взятку, непосредственно передает предмет

взятки, сознавал при этом характер совершаемых действий ... Действия лица,

которое иным способом содействовало в совершении преступления тому, кто дал

или получил взятку, или организовало это преступление, или подстрекнуло к

его совершению и одновременно выполняло посреднические функции, надлежит

квалифицировать как соучастие в даче или получении взятки. При этом вопрос

о квалификации действий соучастника следует решать с учетом направленности

его умысла, исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей

инициативе того, кто дал или того, кто получил взятку, - он действовал.

Дополнительно квалифицировать такие действия лица по ст.169 УК не нужно

«(п.12 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 7.10.1994г. №12 «О

судебной практике по делам о взяточничестве» / Бюллетень...С153).

Если виновное лицо получает от другого лица деньги или иные

ценности для передачи должностному лицу в качестве взятки, имел намерения

не передавать их, а присвоить, содеянное должно квалифицироваться как

мошенничество. Если при этом виновный склонял взяткодателя к покушению на

дачу взятки, его действия следует еще квалифицировать и по статьям 18,17 и

соответствующей части ст.170 (п.19 постановления пленума Верховного Суда

Украины от 25.12.1995 г.№12 «О судебной практике по корыстным преступлениям

против частной собственности» /Бюллетень...С 117).

Посредничество во взяточничестве считается оконченным

преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки.

Если предложенная взятка не была принята, действия посредника необходимо

квалифицировать как покушение на посредничество (абз.1 п.11 постановления

Пленума Верховного Суда Украины от7.10.1994 г.№12 ).

Субъективная сторона посредничества во взяточничестве

характеризуется прямым умыслом при наличии корыстной или иной личной

заинтересованности.

Субъектом преступления может быть как частное, так и должностное

лицо.

Обстоятельствами, отягчащающими посредничество во взяточничестве,

являются совершение его повторно, или лицом, ранее судимым за

взяточничество, или с использованием своего должностного положения (ч.2

ст164)

Повторность посредничества во взяточничестве следует понимать так

же, как и повторность при получении взятки (см.п.14 комментария ст168).

Ранее судимым за взяточничество следует понимать лицо, которое в

прошлом уже было осуждено за получение взятки, посредничество во

взяточничестве либо за дачу взятки,, если при этом судимость не снята или

погашена в установленном законом порядке .

Посредничество во взяточничестве, совершенное с использованием

виновным своего должностного положения, предполагает использование

должностным лицом тех прав и полномочий, которыми оно наделено именно в

связи с занимаемой должностью.

СТ.170 ДАЧА ВЗЯТКИ

Дача взятки -

карается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Дача взятки, совершенная повторно, -

карается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией

имущества или без таковой .Лицо, давшее взятку, в том числе и валютными

ценностями, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении

его имело место вымогательство взятки или если после дачи оно

добросовестно заявило об этом до возбуждения уголовного дела в отношении

его.

Под дачей взятки необходимо понимать передачу лично или через

посредника должностному лицу материальных ценностей или предоставление ему

имущественных выгод или услуг имущественного характера за выполнение или

невыполнение им в интересах взяткодателя какого-либо действия, которое это

должностное лицо должно было выполнить или могло совершить с

использованием своего служебного положения.

Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия

должностным лицом хотя бы части взятки. В тех случаях , когда предложенная

взятка не принята или отклонена, действия взяткодателя следует

квалифицировать как покушение на дачу взятки, т.е. по ст.17 ст170 (см.абз.1

п.11 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 7.10.1994 г.№12 /

Бюллетень... -153)

Руководители предприятий, учреждений и организаций, их

подразделений, которые дали подчиненным по службе лицам указание добиваться

определенных благ, льгот или преимуществ для учреждения или предприятия

путем подкупа других должностных лиц, предоставили для этого средства или

иные ценности либо распорядились их выдать, придали законный вид выплатам в

случаях дачи взятки в завуалированных формах и т.п., несут ответственность

как взяткодатели по ст.170. «Если же должностное лицо лишь рекомендовало

подчиненному добиваться благ, льгот или преимуществ, ответственность за

дачу взятки несет тот работник, который выполнял такую рекомендацию,

передал незаконное вознаграждение. Действия должностного лица в этих

случаях могут квалифицироваться как подстрекательство к даче

взятки»(абз3п.13 постановления).

Дача взятки может быть связана со склонением должностного лица к

совершению таких действий по службе, которые образуют иное должностное

преступление. В этих случаях взяткодатель отвечает по совокупности

преступлений - за дачу взятки и подстрекательство к этому преступлению,

которое совершено за взятку.

С субъективной стороны дача взятки предполагает вину только в

форме прямого умысла. Взяткодатель может действовать по мотивам корысти.,

личной заинтересованности, а так же по соображениям получения каких-либо

преимуществ для государственных, частных или общественных организаций.

Субъектом дачи взятки может быть как частное, так и должностное

лицо.

Понятие повторности при даче взятки необходимо понимать так же ,

как повторность при получении взятки и посредничестве во взяточничестве

(ч.3 ст.170). При этом повторность дачи взятки предполагает совершение

данного преступления не менее двух раз, или совершение его лицом, ранее

совершившим получение взятки или посредничество во взяточничестве, если при

этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, или

лицом, ранее судимым по статьям 168,169 или 170. Дача взятки в разное время

одному и тому же лицу каждый раз за самостоятельные действия по службе в

пользу взяткодателя должны рассматриваться как преступление, совершенное

повторно.

Ответственность лица, которое ранее совершило получение взятки или

посредничество во взяточничестве, должна наступать по правилам о

совокупности преступлений - по ч.2 ст170 и соответствующей части ст168 или

(и) ст169 ( естественно, если не истекли сроки давности привлечения к

уголовной ответственности).

Взяткодатель освобождается от уголовной ответственности при

наличии условий, указанных в ч.3ст170. Освобождение наступает, если в

отношении этого лица имело место вымогательство взятки или когда это лицо

после дачи взятки добросовестно заявило о случившемся до момента

возбуждения уголовного дела.

О понятии вымогательства взятки смп15 комментария к ст168.

Добровольное заявление о даче взятки предполагает обращение с

таким заявлением (устным или письменным) в милицию, прокуратуру, суд или

иной государственный орган, сделанное взяткодателем не зависимо от мотивов,

но не в связи с тем, что против него возбуждено уголовное дело о даче

взятки. Мотивы побудившие взяткодателя добровольно о даче им взятки, могут

быть самые разные. Так, взяткодатель освобождается от уголовной

ответственности, если он добровольно завил о даче им взятки потому, что

взяткодатель, получив взятку, не совершил обусловленного деяния.

Существенным здесь является лишь то, чтобы заявление взяткодателя о даче

взятки было добровольным и сделано до возбуждения уголовного дела.

Деньги иные материальные ценности, являются предметом взятки и признанные

вещественными доказательствами подлежат обращению в доход государству на

основании п.7 ст.81 УПК. В случае, когда они небыли выявлены,

неосновательно проверенные подлежит взыскать в доход государству на

основании ст. 470 ГК (п.26 постановления Пленума Верховного Суда Украины от

7.10.1994г. №12).

Ст.171 Провокация взятки.

Провокация взятки, то есть сознательное создание должностным лицом

обстановки и условий, обуславливающих предложение взятки или получение

взятки, чтобы затем раскрыть того, кто дал или взял взятку, - карается

лишением свободы на срок до двух лет.

Под провокацией преступления понимается подстрекательство к преступлению с

целью изобличения потом лица, совершившего это преступление.

Статья 171УК предусматривает провокацию взятки двух видов: дача взятки и ее

получение. Провокация взятки обоих видов может быть совершена только с

прямым умыслом, поскольку виновный преследует цель дальнейшего изобличения

давшего или получившего взятку.

Субъектом данного преступления может быть только должностное лицо.

Провокация взятки является оконченным преступлением с момента совершения

самих действий независимо от того, была ли передана или получена взятка.

Если с указанной в ст.171 целью должностное лицо организовало дачу или

получение взятки, подстрекнуло к этому того , кто дал или получил взятку,

или содействовал им в этом, его действия следует расценивать и как

соучастие во взяточничестве и дополнительно квалифицировать по

соответствующим частям статей 11 и110 или 14 и 168УК.

То, что дача или получение взятки состоялась в связи с провокацией, не

исключает ответственности того, кто дал или получил взятку( абз.2 и 3 п. 25

постановления Пленума Верховного Суда Украины от 7.10.94г. 11 Бюллетень

с.157)

В случаях , когда спровоцированный взяткодатель дал взятку в целях защиты

своих законных прав и интересов, он освобождается от уголовной

ответственности , если в отношении его имело место , хотя и

спровоцированное, вымогательство взятки.

СТ.172. Должностной подлог.

Должностной подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные

документы заведомо ложных сведений, другая подделка документов, а также

составление и выдача заведомо ложных документов, - карается лишением

свободы на срок до трех лет или штрафом от пяти до пятнадцати необлагаемых

налогом минимальных доходов граждан , с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной должностью на срок до

пяти лет.

Под документом следует понимать письменный акт , предназначенный

удостоверять событие или факты , которые имеют юридическое значение.

Официальными считаются документы , исходящие от должностных лиц , которые

их составили или выдали от имени государственных органов , а также

учреждений , предприятий и организаций независимо от форм собственности. К

таким документам относятся также документы , исходящие от частных лиц и

находящиеся в ведении государственных или частных организаций ( например ,

доверенность или получение зарплаты).

Должностной подлог состоит в умышленном искажении истины в официальном

документе , совершенном должностным лицом , действовавшим при этом с

использованием своего служебного положения.

Внесение должностным лицом в официальный документ ложных сведений

предполагает внесение в документ , оформленный с внешней стороны правильно

( подлинный бланк , печать , подпись ), данных , которые по своему

содержанию хотя бы частично не отвечают действительности.

Подделка документов означает полное или частичное изменение содержания

уже оформленного подлинного документа , а также составление документа с

внесением в него данных , которые полностью или частично не

действительности и удостоверение такого подписью или оттиском поддельной

печати .Подделку документов , как правило обнаруживают с помощью

криминалистической экспертизы .

Выдача заведомо ложного документа может быть осуществлена должностным

лицом,

его составившим .Указанная выдача будет и в случае , если должностное лицо

выдало документ , подделанный другим должностным лицом.

Преступление считается оконченным с момента внесения должностным лицом в

официальный документ ложных сведений , а при выдаче документа - с момента

его передачи заинтересованному лицу юридическому или физическому.

С субъективной стороны должностной подлог может быть совершен с прямым

умыслом . Мотивы совершения этого преступления могут быть различные и на

квалификацию преступления не влияют. Чаще всего это корыстные мотивы или

иная личная заинтересованность должностного лица .Это могут быть и мотивы

связанные с интересами предприятия , учреждения или организации и ложно

выраженные в документах.

Если должностной подлог осуществляется с целью совершения другого

преступления

либо был связан с попыткой совершения или с совершением другого

преступления , ответственность виновного в совершении таких действий

должны наступать по правилам о совокупности преступлений - по ст.172 и

статье, предусматривающей ответственность за совершение преступления ,

либо за приготовление( ч.1 ст.17) или покушение (ч.2 ст. 17 ) на его

совершение.

Субъектом должностного подлога может быть только должностное лицо.

Если в результате действий , связанных с должностным подлогом ,

наступили тяжкие последствия , виновное в этом должностное лицо подлежит

ответственности по ч. 2 ст. 172.

Тяжкими последствиями , если они выражены в причинении материального

ущерба , признается такой ущерб , который в двадцать пять раз превысил

необлагаемый налогом минимум доходов граждан .Тяжелыми последствиями при

совершении рассматриваемого преступления должны признаваться нарушения

избирательных , жилищных , семейных и других важнейших прав граждан .Это

может быть хищение государственного или коллективного имущества в крупных

размерах путем злоупотребления служебным положением , связанное с подлогом

документов и т.п.

В тех случаях , когда подлог документов является признаком другого

преступления ( например , привлечение к уголовной ответственности по

ст.174 УК) , либо образует специальный состав преступления ( например ст.

128 УК) , ответственность наступает лишь за такие преступления.

Заключение

Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые

наносят ущерб правильной деятельности государственных и общественных

учреждений, предприятий, независимо от их форм собственности.

Вывод по субъектам должностных преступлений можно сделать такой.

Общественно опасное действие или бездействие в должностном преступлении

должно находиться

либо в непосредственной деятельности со служебной компенсацией

должностного лица, либо выполняемых или определенных функций в сфере

служебной деятельности, либо совершатся хотя и вне служебной деятельности,

но с использованием и исключительно благодаря служебному положению.

Субъективная сторона данных составов заключается, как указано в законе,

выражается только в умышленном совершении преступления.

Особенностью субъективной стороны видов должностных преступлений, состав

которых сконструирован в законе, как материальный, является по мнению

большинства -

является двойной или смешанной формы вины.

В правильной юридической оценке совершенного преступления (квалификации)

заинтересованы, как правило, все участники уголовного процесса. Преступник

(если он раскаялся в совершении преступления и ожидает справедливого

наказания); жертва преступления (потерпевший), требующий воздаяния

причиненного вреда по закону, адвокат защищающий интересы обвиняемого или

потерпевшего; судья; постановляющий обоснованный приговор; прокурор,

призванный обеспечить соблюдение законности.

Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые наносят

ущерб правильной деятельности государственных органов и общественных

организаций, предприятий и учреждений не зависимо от их форм собственности.

Наиболее опасные посягательства из такого рода считаются должностные

преступления.

Прежде всего на тенденцию роста преступления влияют многие причины и

условия. Наиболее важнейшими из них являются несовершенная правовая база,

неблагоприятная политическая и экономическая обстановка и ситуация в

Украине приводят к тому, что различного уровня должностные лица

государственного аппарата, которые признаны стоять на страже и соблюдения

закона - сами нарушают законодательство и совершают различные преступления

связанные с занимаемой ими должности или служебным положением. Даже самые

незначительные противозаконные деяния должностных лиц порождают

нежелательные последствия, например, хотя это и стало самым

распространенным последствием, неверие народа в государственную власть,

органов милиции и других государственных организаций.

Наше законодательство должно пройти еще долгий путь до своего совершенства.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ