бесплатные рефераты

Экономические преступления

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя

назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время

господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять

перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до

конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и

сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

Начавшиеся позже социально-экономические преобразования

потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991

г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты

основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается

значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов,

государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет.

Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит

массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в

бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по

некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. [18]

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового

законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на

прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную

стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%,

подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают,

что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты

налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях

независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на

предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется

около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости

от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит

следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится

69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%,

индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо,

тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на

предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило,

принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются

фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.[19]

Определенный интерес представляет также распределение нарушений

налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю

предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24%

правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%,

занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные

операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию

металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и

нефтепереработку - 6%. [20]

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том,

что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой

сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за

реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность

во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет

осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств

от налогообложения.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в

которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает

вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое

правонарушение”.

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку

первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим

преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это

относится и к налоговым преступлениям.

Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в

Налоговом кодекса следующим образом:

“Налоговым правонарушением признается виновно совершенное

противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние

(действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их

представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

Из приведенного определения видно, что основные признаки

налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность,

противоправность, ответственность и т. д.).

Однако, существенным отличием налогового преступления является

его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое

правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое

преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - “налоговую

санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса).

Важной особенностью налогового преступления является то, что

ответственность за его совершение может быть возложена только на физических

лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность

могут нести как физические лица, так и организации ( ст. 107 Налогового

кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к

ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к

ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст.

108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от

вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие)

которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4

ст.110 Налогового кодекса).[21]

( 2. Виды налоговых преступлений.

УК РФ 1996 г. содержит только две статьи, предусматривающие

ответственность за нарушение налогового законодательства - это ст. 198

(Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в

государственные внебюджетные фонды) и ст. 199 (Уклонение от уплаты налогов

или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации).

Ст. 198 УК РФ, предусматривающая ответственность за уклонение

гражданина от уплаты налога, а равно от уплаты страхового взноса в

государственные внебюджетные фонды, содержит 2 части. Часть 1 влечет

ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога, а равно

страхового взноса, совершенное в крупном размере, т. е. если сумма

неуплаченного налога или страхового взноса превышает двести минимальных

размеров оплаты труда. Часть 2 предусматривает ответственность за особо

крупный размер суммы неуплаченного налога или взноса (когда она превышает

пятьсот минимальных размеров оплаты труда) или за совершение деяния,

предусмотренного ч. 1, лицом, ранее судимым за это преступление.

Судя по санкциям обеих частей, наказание усилено, так как в

отличие от УК РСФСР предусматривает лишение свободы.

Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от

уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с

организации.

Санкция ч. 2 ст. 199 УК РФ значительно строже, поскольку в

отличие от санкции ч. 1 ст. 162-2 УК РСФСР в том числе предусматривает

лишение свободы до трех лет, а также лишение права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет и

содержит такого вида наказания, как штраф. Часть 2 предусматривает

квалифицирующие признаки, аналогичные содержащимся в ч. 2 ст. 198 УК РФ.

Кроме того, крупный размер неуплаченного налога значительно возрос и

составляет сумму, превышающую одну тысячу минимальных размеров оплаты

труда, а особо крупный размер - пять тысяч (5 тысяч).[22]

Круг налоговых правонарушений, предусмотренных в Налоговом

кодексе достаточно широк, Это и нарушение срока постановки на учет в

налоговом органе (ст. 116), и уклонение от постановки на такой учет (ст.

117), и нарушение срока представления налоговой декларации или иных

документов (ст. 119) и ряд других.[23] Всего 14 статей. В некоторых статьях

предусмотрена ответственность за несколько налоговых правонарушений.

ГЛАВА 3. СОСТАВ УКЛОНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ОТ УПЛАТЫ

НАЛОГА ИЛИ СТРАХОВОГО ВЗНОСА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ.

Уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты

налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

установлена ст. 198 УК РФ 1996 г. Эта статья в редакции Федерального закона

Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс

Российской Федерации” от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ (п. 9 ст. 1) называется

“Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в

государственные внебюджетные фонды”[24] и существенно отличается от ст. 198

данного УК в ее первоначальной редакции, когда она именовалась “Уклонение

гражданина от уплаты налога”. Еще ранее, т.е. до введения в действие УК РФ

1996 г., уголовная ответственность за аналогичное деяние предусматривалась

ст. 162 УК РСФСР 1960 г. с наименованием “Уклонение от подачи декларации о

доходах”, которая была включена в этот УК 28 мая 1986 г. и изменена 20

октября 1992 г.

Статья 198 УК РФ 1996 г. в своей первоначальной редакции по

сравнению со ст. 162 УК РСФСР 1960 г., помимо неодинаковых названий, имела

ряд отличий.

Первое. Согласно ст. 198 УК РФ 1996 г. ответственность наступала

(как наступает по этой статье и в новой редакции) за уклонение гражданина

от уплаты налога, совершенное только в крупном размере, тогда как по ст.

162 УК РСФСР 1960 г. - независимо от размера.

Второе. В соответствии со ст. 198 нового УК РФ уголовная

ответственность

наступала (как наступает и в настоящее время) уже за первое уклонение

гражданина от уплаты налога, в то время как ст. 162 прежнего УК содержала

норму с

административной преюдицией и уголовная ответственность по этой статье

наступала лишь за уклонение от подачи декларации о доходах, совершенное

после наложения административного взыскания за нарушения, обрисованные в

ст. 162 УК РСФСР 1960 г.[25]

Третье. Статья 162 УК РСФСР 1960 г. состояла из одной части, а

ст. 198 УК РФ 1996 г. включала две части (данная статья в редакции

названного Федерального закона РФ от 25 июня 1998 г. также содержит две

части), во второй из которых были предусмотрены два квалифицирующих

признака - уклонение от уплаты налога лицом, ранее судимым за уклонение от

уплаты налога, и совершение данного преступления в особо крупном размере.

Четвертое. Статьей 198 нового УК РФ по сравнению со ст. 162

прежнего УК РСФСР декриминализирована несвоевременная подача декларации о

доходах (это положение не изменено и в настоящее время).

( 1. Объект и предмет преступления.

Объект любого преступления - это то, на что направлено

посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате

совершения преступления. Объектом преступления признаются важнейшие

социальные ценности, интересы, блага, охраняемые уголовным правом от

преступных посягательств. В российском уголовном праве выделяют несколько

видов объектов: общий, родовой и непосредственный.

Общий объект представляет собой совокупность всех социально

значимых ценностей, интересов, благ, охраняемых уголовным правом от

преступных посягательств.[26]

Родовой объект - это часть общего объекта, т. е. та или иная

область, сфера социально значимых ценностей, интересов, благ.

Непосредственный объект - это конкретное благо, на которое

непосредственно направлено преступление.

Родовым объектом рассматриваемого налогового преступления -

уклонения физического лица от уплаты налога или страхового взноса -

являются отношения, возникающие в сфере экономики Российской Федерации.

Непосредственным объектом данного преступления следует признать

общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности

в сфере финансов в части формирования бюджета от сбора налогов и

государственных внебюджетных фондов от сбора страховых взносов с физических

лиц.

Рассматриваемое преступление причиняет вред государственному

бюджету в части его формирования от сбора налогов с физических лиц

вследствие неуплаты налогов гражданами, обязанными в соответствии с

законодательством платить налоги с полученных доходов, а также

государственным внебюджетным фондам в части их формирования за счет

страховых взносов из-за их неуплаты физическими лицами, на которых

нормативными правовыми актами возложена обязанность уплачивать такие

взносы.

Наряду с посягательством на названный непосредственный объект,

который является обязательным, данное преступление может быть направлено и

на факультативный непосредственный объект - общественные отношения,

обеспечивающие формирование государственного аппарата из не

коррумпированных государственных служащих, занимающих руководящие

должности. Это вытекает из ст. 3 Указа Президента Российской Федерации “О

борьбе с коррупцией в системе государственной службы” от 4 апреля 1992 г.,

которой предписано “установить для государственных служащих обязательное

представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах,

движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также

обязательствах финансового характера”.

Под предметом преступления в науке уголовного права понимают

овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный

осуществляет посягательство на объект преступления. [27]

Применительно к рассматриваемому преступлению его предмет - это

неуплаченный налог в крупном размере, обязательная декларация о доходах и

расходах и неуплаченный страховой взнос в государственные внебюджетные

фонды. Он альтернативен. Неуплаченный налог, декларация при ее

непредставлении и неуплаченный страховой взнос в государственные

внебюджетные фонды налицо тогда, когда налог или страховой взнос не

уплачены, а декларация не подана, т.е. налог, страховой взнос и декларация

имеют уголовно-правовое значение предмета преступления при их отрицательном

выражении. В случаях представления декларации этот предмет характеризуется

содержанием, не соответствующим действительности, а именно включением в

декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах.[28]

В качестве предмета преступления уклонения физического лица от

уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

выступают неуплаченный налог или указанный страховой взнос в крупном

размере. Неуплаченный налог или страховой взнос характеризуют предмет с

качественной стороны, а крупный размер - с количественной. Согласно

примечанию 1 к ст. 198 УК РФ 1996 г. “уклонение физического лица от уплаты

налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и

(или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает

двести минимальных размеров оплаты труда”. Следовательно, предмет этого

преступления - неуплаченный налог и (или) неуплаченный страховой взнос в

государственные внебюджетные фонды, в сумме превышающей двести минимальных

размеров оплаты труда. Если сумма налога и (или) названного страхового

взноса, от уплаты которого гражданин уклоняется, меньше двухсот минимальных

размеров оплаты труда или равна двумстам минимальным размерам оплаты труда,

то такой неуплаченный налог и (или) указанный страховой взнос не являются

предметом преступления, ответственность за которое установлена ст. 198 УК

РФ 1996 г. В последнем случае неуплаченный налог представляет собой предмет

административного правонарушения и уклонение от уплаты такого налога влечет

не уголовную, а административную ответственность - по ст. 156 Кодекса РСФСР

об административных правонарушениях. [29] В соответствии с п. 12

постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. “О некоторых

вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства

об ответственности за уклонение от уплаты налогов” “при определении в

денежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием для

квалификации содеянного по ч. 1 или ч. 2 ст. 198 УК РФ как уклонение

гражданина от уплаты налога, совершенное в крупном размере или особо

крупном размере (соответственно свыше двухсот и свыше пятисот минимальных

размеров оплаты труда), либо по ч. 1 ст. 199 УК РФ как уклонение от уплаты

налогов с организаций, совершенное в крупном размере (свыше одной тысячи

минимальных размеров оплаты труда), надлежит исходить из минимального

размера оплаты труда, действовавшего на момент окончания указанных

преступлений.

По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может

быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма

неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты

труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта

сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов”.[30]

Выступая в качестве предмета преступления, ответственность за

которое предусмотрена ст. 198 УК РФ 1996 г., обязательная декларация либо

вовсе не представляется, либо - при ее представлении - характеризуется

содержанием, не соответствующим действительности, вследствие включения в

нее заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

Форма обязательной декларации о доходах или расходах

устанавливается Государственной налоговой службой. Сведения, отражаемые в

декларации, порядок их учета, срок подачи декларации и т.д.

регламентированы ст. 18 и 20 Закона РСФСР “О подоходном налоге с физических

лиц”.[31]

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление

налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках

доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие

данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по

каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не

предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 Налогового

кодекса).

К декларации прилагаются другие необходимые документы и

сведения, подтверждающие достоверность указанных в ней данных. Для

обеспечения истинности включаемых в декларацию сведений физические лица,

подлежащие налогообложению, в соответствии с п. “а” ч.1 ст. 20 Закона РСФСР

“О подоходном налоге с физических лиц” “обязаны вести учет полученных ими в

течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с

извлечением доходов”.[32]

( 2. Объективная сторона преступления.

Объективная сторона любого - это внешний акт общественно

опасного посягательства на объект, охраняемый уголовным правом.

Объективная сторона включает обязательные и факультативные

признаки.

К обязательным признакам в науке уголовного права относят:

действие или бездействие, общественно опасные последствия и причиненную

связь между первыми и вторыми.

Факультативные признаки - это способ, время, место, обстановка,

средства и орудия совершения преступления.[33]

Объективная сторона состава преступления уклонения физического

лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные

фонды характеризуется таким уклонением путем совершения альтернативно

любого из следующих деяний. Ими являются:

1) бездействие, выражающееся в непредставлении декларации о доходах в

случаях, когда подача декларации является обязательной;

2) действие, состоящее во включении в декларацию заведомо искаженных

данных о доходах или расходах; или

3) действие или бездействие, заключающееся в уклонении от уплаты

налога или указанного страхового взноса иным способом.

Непредставление декларации о доходах в случаях, когда подача

декларации является обязательной, - это бездействие, выражающееся в

обязанности лица совершить действие - представить декларацию о доходах, при

наличии возможности это сделать.

Обязанность представления декларации возлагается на физических

лиц, получающих доходы не по месту основной работы (службы, учебы) либо от

предпринимательской деятельности или иными способами, за исключением лиц,

имевших за отчетный год совокупный облагаемый доход, не превышающий сумму

дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке (до

31[34]

декабря 1997 г. - 12 000 00 0, с 1 января 1998 г. - 20 000 рублей), а

также лиц, налогообложение которых производится непосредственно налоговыми

органами.

В ч. 1 ст. 18 Закона РСФСР “О подоходном налоге с физических

лиц”, в частности, установлено , что “декларация о фактических полученных

доходах и произведенных расходах представляется физическими лицами

налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года,

следующего за отчетным.

От представления декларации освобождаются физические лица,

налогообложение которых производится в соответствии с главами 2 (под

названием “Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами за

выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту

основной работы (службы, учебы)”) и (или) 6 (с наименованием “Особенности

налогообложения доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного

местожительства в РСФСР”) настоящего Закона, а также физические лица, если

их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил сумму дохода,

исчисление налога с которого производится по минимальной ставке...

В случае появления в течение года источников доходов, указанных

в главе 4 настоящего Закона, физические лица подают декларацию в

пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких источников. В

декларации указываются размер дохода, полученного ими за первый месяц

деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года”.

Не подают декларации физические лица, у которых полученный

совокупный облагаемый доход (т.е. совокупный доход, уменьшенный на сумму

полагающихся для данного физического лица вычетов) от предприятий,

учреждений, организаций и других работодателей в истекшем году не превысил

доход, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке.

[35]

Непредставление декларации налицо тогда, когда она не подана на

2-е апреля года, следующего за отчетным, либо на шестой день по истечении

месяца со дня появления источников доходов.

Моментом окончания данного преступления - уклонения физического

лица от уплаты налога путем непредставления декларации - является

соответственно 2 апреля года, следующего за отчетным, и шестой день по

истечении месяца со дня появления источников доходов.

Включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или

расходах представляет собой действие, состоящее во внесении в декларацию,

представленную в налоговый орган, сведений, которые, во-первых, не

соответствуют действительности, во-вторых, уменьшают размер доходов или

увеличивают размер расходов и, в-третьих, искажаются заведомо, т.е.

намеренно, а не вследствие ошибки, неточности подсчета и т. п.

Согласно п. 3 постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 4

июля 1997 г. “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации

уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты

налогов” “под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах

или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не

соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.

Доходы - это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в

календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или

иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде

материальной выгоды.

Расходы - это понесенные гражданином затраты, влекущие в

предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение

налогооблагаемой базы”.

В п. 4 этого постановления указано, что “в соответствии с

Законом Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”

налогообложению подлежат доходы, полученные физическим лицом в связи с

осуществлением им любых видов предпринимательской деятельности. Исходя из

этого, действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью

без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий

лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в

результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности

преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК

РФ”.

Моментом окончания уклонения гражданина от уплаты налога путем

включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах

является истечение месячного срока после подачи декларации в налоговый

орган, т. е. число следующего месяца, следующее за числом подачи

декларации. Это обусловлено тем, что согласно ч. 3 ст. 18 Закона РСФСР “О

подоходном налоге с физических лиц” “физические лица вправе в месячный срок

после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить данные,

заявленные ими в этой декларации”. В соответствии с п. 5 названного

постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. “преступления,

предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента

фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в

срок, установленный налоговым законодательством”.

Иной способ уклонения физического лица от уплаты налога или

страхового взноса в государственные внебюджетные фонды может состоять,

например, в фактическом неплатеже налог или указанного страхового взноса в

установленный срок, в частности, путем снятия денежных средств с

банковского счета, с которого они должны быть переведены в качестве платежа

налога или названного страхового взноса, перевода этих средств на другой

счет и т. д.

Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового

взноса в государственные внебюджетные фонды путем их фактического неплатежа

является оконченным преступлением с момента истечения срока платежа,

установленного законом или другими нормативными правовыми актами.

( 3. Субъект преступления.

Субъект преступления - это лицо, способное нести уголовную

ответственность в случае совершения им умышленно или неосторожно

общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законодательством.

По уголовному праву России субъектом преступления может быть

только физическое лицо. Юридические лица субъектами преступления быть не

могут.

К числу общих обязательных признаков субъекта преступления

относятся достижение возраста уголовной ответственности и вменяемость. В

некоторых случаях уголовная ответственность устанавливается только для тех

лиц, которые обладают дополнительными признаками. Эти специальные признаки

также включаются в число обязательных признаков, характеризующих субъекта

конкретного состава преступления.

Субъект рассматриваемого преступления специальный. Им является

физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное

представлять в органы налоговой службы декларацию о доходах и платить

подоходный налог и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

На основании ст. 1 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”

“плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие,

так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.

К указанным физическим лицам относятся граждане Российской

Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

К физическим лицам, имеющим постоянное местожительства в

Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в

общей сложности не менее 183 дней в календарном году”.

Аналогично субъект данного преступления определяется в п. 6

упоминавшегося постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.,

где отмечается, что субъектом преступления, предусмотренного ст.198 УК РФ,

является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный

гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста,

имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с

законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы

налоговой службы декларацию о доходах”.[36]

Однако при этом необходимо учитывать, что Гражданский кодекс

Российской Федерации содержит ряд ограничений, распространяющихся на

совершение сделок лицами, не достигшими 18-летнего возраста. Согласно ст.

26 и 27 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают

сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей,

усыновителя или попечителя. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может

быть признан полностью дееспособным, если он работает по трудовому

договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителя

или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

( 4. Субъективная сторона преступления.

Субъективная сторона преступления представляет собой психическое

отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию,

характеризующееся виной, мотивом и целью.

Субъективная сторона уклонения физического лица от уплаты налога

или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды характеризуется

виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты

налога и (или) указанного страхового взноса в крупном размере путем

непредставления декларации о доходах в налоговый орган, зная о возложенной

на него обязанности представить такую декларацию, либо путем включения в

декларацию заведомо искаженных данных, т. е. сведений, которые, как ему

доподлинно известно, не соответствуют действительности и уменьшают размер

уплачиваемого налога и (или) названного страхового взноса, либо иным

способом, и желает этого. Мотивы и цели не являются признаками субъективной

стороны данного состава преступления и на квалификацию содеянного не

влияют.

Вместе с тем, как правило, физическое лицо действует или

бездействует из корыстных побуждений.

Шумихинским райсудом рассмотрено в открытом судебном заседании

дело №1-253 по обвинению Хотько Вениамина Николаевича в совершении

преступления, предусмотренного ст. 198 ч. 2, ранее судимого по ст. 162-3 УК

РФ. Имея свидетельство о государственной регистрации предпринимателя,

осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица,

занимался оказанием автотранспортных, бытовых услуг, посреднической торгово-

закупочной деятельностью. При заполнении декларации по предпринимательской

деятельности за 1996 год Хотько В. Н. умышленно включил в декларацию

заведомо искаженные данные о доходах и расходах совершенное в особо крупном

размере. [37]

( 5. Квалифицирующие признаки преступления.

Частью 2 ст. 198 УК РФ 1996 г. предусмотрены два квалифицирующих

признака, т.е. отягчающих обстоятельства, включенных в состав преступления:

1) совершение деяния в особо крупном размере и 2) совершение деяния лицом,

ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей

или ст. 194 или 199 УК РФ 1996 г.

Первый квалифицирующий признак налицо при условии уклонения

гражданина от уплаты налога и (или) страхового взноса в государственные

внебюджетные фонды в особо крупном размере. В соответствии с примечанием 1

к ст. 198 УК РФ 1996 г. данное преступление признается совершенным в особо

крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает пятьсот

минимальных размеров оплаты труда.

Второй квалифицирующий признак имеет место тогда, когда лицо,

совершившее уклонение от уплаты налога или страхового взноса в

государственные

внебюджетные фонды, ранее, т. е. до совершения этого преступления, было

судимо за уклонение от уплаты налога или указанного страхового взноса либо

за совершение преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст.

194 или 199 УК РФ 1996 г., и данная судимость не снята и не погашена в

порядке, установленном уголовным законом. Причем учитывается судимость не

только по ст. 198, 194 или 199 УК РФ 1996 г., но и по ст. 162-1,162-2 или

162-6 УК РСФСР 1960 г. Однако для учета судимости по ст. 162-1,162-2 или

162-6 УК РСФСР 1960 г. требуется, чтобы лицо было осуждено за деяние,

фактические признаки которого соответствуют признакам, описанным в

диспозициях частей 1-х или частей 2-х ст. 198, 194 или 199 УК РФ 1996 г.

В этой связи в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от

4 июля 1997 г. разъяснено, что “ранее судимым за уклонение от уплаты налога

(ч.2 ст. 198 УК РФ) следует считать лицо, которое в прошлом было осуждено

по ст. 198 УК РФ или от ст. 199 УК РФ либо по ч. 1 ст. 162-2 УК РСФСР, если

приговором по этому делу установлено сокрытие полученных доходов,

подоходный налог с которых превышает двести минимальных размеров оплаты

труда, либо по ч. 2 ст. 162-2 УК РСФСР по признаку “сокрытие полученных

доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных

размерах”, при условии, что прошлая судимость не снята и не погашена в

установленном законом порядке”.[38]

Так, по вышеуказанному делу Хотько В. Н., рассмотренному

Шумихинским райсудом, наказание подсудимому отягчает рецидив преступлений,

так как он был ранее судим по ст. 162-3 УК РФ. [39]

( 6. Ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога или

страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.

Преступление, ответственность за которое установлена ст. 198 УК

РФ 1996 г. в новой редакции, наказывается: по ч. 1 - штрафом в размере от

двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ