бесплатные рефераты

Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание

Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра криминологии и профилактики преступлений

РЕФЕРАТ

Тема: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание.

МОСКВА –2002

ПЛАН

Введение.................................................

……………………………………3

1. Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания…………4

2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих

наказания............. 11

3. Права, законные интересы и обязанности осужденных к лишению

свободы ........................…………………………………………………………… 15

4 Правовое положение лиц, отбывающих наказания, не связанные с

изоляцией от общества ..................... …………………………………………….20

5.Правовое положение осужденных в свете международных договоров и

международных стандартов ..……………………………………………….. 23

Заключение .............................................……………………………

………...29

Список использованной литературы………………………………………….30

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях обеспечение правопорядка в Российской Федерации

остается не на должном уровне. Меры по противодействию преступности,

особенно ее организованным формам, не приносят желаемого результата,

поскольку не всегда реализуются последовательно и целеустремленно.

Вследствие этого криминальная обстановка в стране остается достаточно

сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в

завтрашнем дне.

Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся криминальной ситуации в

России, деятельность силовых структур, правоохранительных и иных

государственных органов, судов по борьбе с уголовной преступностью должна

строиться на неукоснительном соблюдении законности, охраны прав и законных

интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К

числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осужденные), усиление

юридических гарантий прав и законных интересов которых представляется

необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с

уголовной преступностью.

Уголовное наказание представляет собой меру государственного

принуждения, существенно изменяющего правовое положение (статус)

гражданина. Но каким бы суровым оно не было, за осужденными всегда

сохраняется определенная сфера дозволенного поведения, состоящая из

субъективных прав и законных интересов, которыми он пользовался до

осуждения. Из указанных субъективных прав и законных интересов, а также

юридических обязанностей (нередко и запретов) складывается правовое

положение лиц, отбывающих наказания.

Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний,

которые назначаются осужденному за совершенное преступление. Есть наказания

без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от

должности, конфискация имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы

жизнедеятельности человека, - его имущественные или трудовые отношения.

Имеется наказание в виде лишения свободы, которое существенно изменяет

правовой статус гражданина вследствие применения к нему наиболее суровых

карательных правоограничений.

Независимо от вида уголовного наказания правовой статус осужденных

испытывает влияние и иных факторов. В числе таких факторов важное место

занимают международные акты, гарантирующие соблюдение прав человека, и

цивилизованные нормы обращения с лицами, отбывающими наказание или

подвергнутыми заключению в той или иной форме. Действующее уголовно-

исполнительное законодательство в основном отвечает принятым на себя

Россией как правопреемницей СССР международным нормам и стандартам.

Однако сложность современного этапа социально-экономического развития

России не позволяет реализовать некоторые положения международных актов в

законодательстве и практике органов, исполняющих наказания.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим

институтом уголовно-исполнительного права, социально-правовая значимость

которого проявляется в следующем.

Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм

государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой

статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к

осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс

установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку права и свободы человека и гражданина являются согласно ст. 2

Конституции Российской Федерации высшей социально-политической ценностью,

то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании

уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения

осужденных.

Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих наказание,

обусловливается также необходимостью повышения эффективности процесса

исполнения наказания, а в отдельных случаях и применения мер

исправительного воздействия. Исполнение осужденными возложенных на них

обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов

образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу

для достижения поставленных перед наказанием целей.

.Необходимо отметить, что социально-правовое значение института

правового положения лиц, отбывающих наказание, в последнее время не

исчерпывается решением задач в сфере правоохранительной деятельности.

Российская Федерация как правопреемник СССР является участником

многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и

решений международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам

соблюдения прав осужденных, в числе таких решений следует назвать

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс

поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Свод

принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой

бы то ни было сфере (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся

отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: Пекинские правила

(1985) и другие.[1] Развитие правового статуса осужденных, особенно в свете

указанных выше международных актов, служит своеобразным показателем желания

и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства, влияет на ее

международный авторитет. Более того, соблюдение основных прав человека во

время отбывания наказания, в основном лишения свободы, нередко становится

условием уступок международных партнеров в иных важных для России областях

государственного сотрудничества - экономических, оборонных, гуманитарных и

т.п.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно

определить как основанное на правовом статусе граждан России положение

осужденного во время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная

формула нуждается в толковании, позволяющем раскрыть специфику правового

статуса осужденных.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов

личности. Речь идет об общем правовом статусе граждан, специальном правовом

статусе какой-либо категории граждан и индивидуальном правовом положении

гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность

специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые

статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы,

исправительные работы и т.д.).

Специальный правовой статус осужденных имеет свои особенности. В чем они

выражаются? Прежде всего в том, что он базируется на общем статусе граждан

России. Осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения его

гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей

страны. Неотчуждаемость права на гражданство определяется международно-

правовыми актами и законодательством Российской Федерации. Во Всеобщей

декларации прав человека подчеркивается, что каждый человек имеет право на

гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.

Неотъемлемость права на гражданство граждан России провозглашена в

Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Это же

положение устанавливается в Конституции Российской Федерации, где в ст.6

прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть

лишен своего гражданства.[2] Исходя из этого, в Законе Российской Федерации

"О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства

по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 23

названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для

выхода из гражданства России по желанию осужденного.

Сохранение за осужденным правового статуса гражданина является

принципиальным положением политико-правовой доктрины Российского

государства по отношению к лицам, совершившим преступления, находится в

соответствии с международными актами, закрепляющими принципы обращения с

осужденными, служит ярким примером реализации принципов демократизма и

гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение

выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению законности

при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их

проявления неизбежно связаны с ущемлением прав, законных интересов

осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства.

Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в требовании

исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав и

свобод осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование

правами и свободами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном

случае (в случае их ограничения) - теми правами и законными интересами,

которые сохранились у осужденных в остаточном объеме.

Во-вторых, сохранение за осужденными гражданства государства преследует

цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как позволяет не

формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам осужденных, что

усиливает воспитательный потенциал наказания. Примеры обращения к

гражданским чувствам осужденных имелись в периоды, наиболее тяжелые для

нашей страны, скажем, в Великую Отечественную войну. Есть такие примеры и

сейчас. Свидетельство этому многочисленные случаи добровольного

перечисления осужденными пожертвований в благотворительные фонды, помощь во

время ликвидации последствий стихийных бедствий (например, взрыва

газопровода в Башкирии) и других чрезвычайных обстоятельств.

Кроме этого, рассмотрение осужденного в качестве гражданина России

означает, что осужденный не освобождается от выполнения возложенных на него

общегражданских обязанностей. Более того, в процессе исполнения наказания

привлекаются дополнительные средства обеспечения исполнения осужденными

общегражданских обязанностей, например, обязанности оказания материальной и

иной помощи нетрудоспособным членам семьи лицами, отбывающими лишение

свободы.

Вторая особенность специального правового статуса осужденных

обусловливается социальной ролью (позицией), выполняемой его обладателями -

осужденными. В отличие от социальных ролей иных специальных правовых

статусов рассматриваемая нами является следствием неодобряемого и

порицаемого обществом поведения: совершения опасных для общества деяний,

ущемления прав и законных интересов других граждан.

Соответственно, ответная реакция государства выражается в осуждении

лица, виновного в совершении преступления, и назначении ему уголовного

наказания - своеобразного средства самозащиты общества против нарушения

условий его существования. Являясь по своей сущности разновидностью

государственного принуждения, наказание выражается в причинении виновному

определенных лишений и ограничений (кары) в целях его исправления, а также

предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными

лицами. Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и

условия отбывания наказания, а также применения в некоторых из них мер

исправительно-трудового воздействия. В правовой форме государственное

принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и

гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются

ограничения в свободе передвижения, выбора места жительства и места

пребывания, для осужденных к исправительным работам - в свободе выбора

труда и т.п.

Следует иметь в виду особенность применяемого к осужденным

государственного принуждения, заключающуюся в том, что оно нередко выходит

за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения

мер исправительно-трудового воздействия. В нормах "позитивного" права,

например, гражданского, трудового, брачно-семейного, имеются положения,

ограничивающие права и свободы осужденных граждан России.

Необходимо отметить, что в рамках специального правового статуса

осужденных происходит не только ограничение общих прав и свобод граждан, но

и их конкретизация и дополнение. Конкретизация предполагает собой и

детализацию прав, свобод (нередко и обязанностей) граждан в условиях

отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в

уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их

содержания.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям

отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических

отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только

условиям наказания того или иного вида.

Следует отметить, что ранее в учебной литературе освещалось правовое

положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым

воздействием. Дело в том, что применение в отдельных видах наказания мер

исправительно-трудового воздействия (режимных правил, труда, воспитательной

работы, обучения осужденных) порождает для осужденных дополнительные права,

законные интересы и обязанности (обязанность трудиться, право на оплату

труда осужденных и т.д.). Соответственно осужденный рассматривался как

субъект только исправительно-трудовых отношений. В настоящее время больше

предпосылок для рассмотрения правового положения осужденных в более широком

контексте, а именно как межотраслевого правового института. Во-первых, при

сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все

большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности

осужденных, регулируются нормами государственного, административного,

трудового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, к

примеру, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения

осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Российской Федерации "Об

оружии"), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения

свободы. Во-вторых, при исполнении любого наказания осужденный наделяется

специальным правовым статусом, что позволяет рассмотреть правовое положение

осужденных к наказаниям, связанным с мерами исправительно-трудового

воздействия (например, лишение свободы) и не связанным с таковыми

(например, штраф), в качестве единого правового института. Из понимания

правового статуса осужденных как единого правового института исходит

разрабатываемое в настоящее время уголовно-исполнительное законодательство,

закрепляющее общие основы правового статуса осужденных к наказаниям, как

связанным с мерами исправительного воздействия, так и не связанным с

таковыми[3].

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой

совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение

осужденного во время отбывания наказания, он складывается из прав, законных

интересов и обязанностей осужденных.

С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих наказание, можно

определить как «закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное

через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение

осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида».[4]

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, В

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В исправительно-трудовом законодательстве правовое положение лиц,

отбывающих наказания, закрепляется двумя путями. Первый - это установление

нормативного определения правового положения осужденных. Второй -

регламентация конкретных юридических прав, законных интересов и

обязанностей осужденных.

Основы правового положения осужденных закреплены в ст. 10 УИК РФ.

Законодатель исходит из необходимости сохранения за осужденными гражданства

государства и правового статуса гражданина Российской Федерации. Это имеет

большое социально-политическое и воспитательное значение, так как

характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций.

Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных определяют

также и общие законы Российской Федерации, которые устанавливают права,

свободы и обязанности для всех граждан государства.

Поскольку речь идет о правовом положении не просто граждан, а тех из

них, которые совершили преступления и в связи с этим отбывают уголовное

наказание, то в ст. 10 УИК РФ устанавливаются источники ограничений прав и

свобод гражданина.

В их числе - законодательство, устанавливающее позитивный статус граждан

Российской Федерации, а именно нормы государственного, административного,

гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей законодательства. В

качестве примера следует привести установление в ст.60 Жилищного кодекса

РСФСР ограничения в праве сохранения жилой площади за осужденным к лишению

свободы на срок свыше 6 месяцев, ограничения в избирательных правах

лишенных свободы, предусмотренного в ст. Конституции Российской Федерации и

законах о выборах в соответствующие органы государственной власти;

ограничение в праве осужденных пользоваться оружием, установленное в ст. 13

Закона Российской Федерации "Об оружии" и др.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных могут устанавливаться

приговором суда, в частности фиксированный процент удержаний из заработной

платы при осуждении к исправительным работам. Кроме того, назначенное

приговором суда дополнительное наказание, например, лишение права

заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности,

может порождать правоограничения для осужденных во время отбывания

основного наказания.

Ограничения общегражданских прав и свобод могут вытекать из режима

отбывания наказания, установленного уголовно-исполнитёльным

законодательством. Для осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от

общества, такие ограничения вытекают из порядка и условий отбывания данных

наказаний. Фактически указанные источники ограничений гражданских прав и

свобод осужденного основываются на действии норм уголовно-исполнительного

законодательства, регулирующих режим отбывания наказания (например,

установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в местах лишения

свободы).

В ст. 10 УИК РФ определяется правовое положение иностранных граждан и

лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство

или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на

территории России. К числу иностранных граждан по смыслу действующего

законодательства о гражданстве относятся также граждане других (кроме

России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические лица,

утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или

временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что

правовое положение указанных лиц определяется законодательством,

устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на

территории государства с ограничениями, предусмотренными законодательством

для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и установленного

законом режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом

следует иметь в виду то, что на правовое положение иностранных граждан во

время пребывания в Российской Федерации влияют международные договоры

России и иностранных государств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица

без гражданства во время отбывания наказания не являются бесправными по

сравнению с осужденными гражданами России. Конституция Российской Федерации

и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным

гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и

достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и

семейной тайны, имущественных, семейных, трудовых прав и иных ценностей.

Закрепление правового положение осужденных в законе необходимо

оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая

существенно изменила требования к источникам ограничений прав и свобод

человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации

закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены

федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства. Прежде всего следует обратить внимание на конституционное

требование установления ограничений прав и свобод гражданина только

федеральным законом. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что

ограничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне

Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе

законодательным актом. Что же следует из данного положения для правового

статуса осужденных к уголовному наказанию?

«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина

подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Поэтому в

настоящее время идет пересмотр ведомственных актов с точки зрения

исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Необходимые из них следует предусмотреть в законе.

Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов

Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ уголовно-

исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции

Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода

государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания

наказания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией

международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным

основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности,

здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечение обороны страны

и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде

международных актов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских

прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и

основных свобод»[5].

В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип

непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина,

определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности

законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В

качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо

правосудие.

Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод

человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и

правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные

органы. Например, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из

принципа непосредственного действия конституционных норм своим

постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения

„ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части

приостановления выплаты трудовых пенсий во время лишения пенсионера свободы

по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового

положения гражданина, отбывающего наказание, с помощью судебного

прецедента. Такая практика будет расширяться, тем более, что концепция

судебной реформы Российской Федерации допускает создание пенитенциарных

судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и

надзорной проверки, могут существенно поправить практику исполнения

наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных

актов.

Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осуществляется

действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном в виде

установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения

наказания, а также в отдельных наказаниях - применение мер исправительно-

трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно

посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ,

гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13 УИК РФ,

гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием

действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких

норм будет возрастать

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права,

законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в

рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не

ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и

обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами

государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой

самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть

охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и

содержания.

«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в

укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера

свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по

отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его

представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов,

исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально,

политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности

осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных,

провозглашаемые лишь "на бумаге", углубляют существующий антагонизм между

обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед

наказанием целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному

лицу возможности определенного поведения или пользования социальными

благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень

притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага

определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых,

возможность свободного в рамках предоставленного правом поведения

осужденного, пользования социальными благами (питанием, вещевым

довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения

корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала

учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-

исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в

необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45

Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав

и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных

обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судебного, ведомственного,

общественного и иных видов контроля.

Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить

как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность

определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами,

обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов,

исполняющих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих

наказание, впервые в учебной литературе рассматриваются законные интересы

осужденных.

Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что

они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным,

стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными

правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных

образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой

степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность

законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей характер

стремления к автономному, самостоятельному поведению, свободе личного

усмотрения в пользовании каким-либо иным социальным благом.

Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех

элементов.

Первый - это стремление к получению предусмотренного законом социального

блага как материального (например, получение дополнительных посылок и

передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов

питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели

работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного

свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных

интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер

(выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами

исправительного учреждения и т.п.).

Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть

социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к

примеру, перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению

свободы, перевод из исправительной колонии закрытого типа в колонию-

поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной

помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного

интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения

которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства

законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе

других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению

режимных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка

осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание,

прокуратурой, судом, комиссией по делам несовершеннолетних и другими

субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов

осужденных следует назвать возможность ходатайствовать (а не требовать)

перед указанными управомоченными субъектами и участниками о реализации

законных интересов осужденных.

Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за

защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает

автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что

законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы

государством.

Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно

определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия

стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые,

как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения,

должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда

поведения осужденных во время отбывания наказания»[7].

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по

социально-политическому назначению блага, являющегося объектом законных

интересов, последние разделены на три группы.

Первая группа - это законные интересы, направленные на получение

поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уголовного (условно-

досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного

(предоставление облегченных условий содержания осужденных к лишению

свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа - это законные интересы, направленные на получение льгот

осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного

одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливается вне

зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон

придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных и

уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность

осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и

сопровождения).

Третья группа - это законные интересы, направленные на получение благ,

по своей социально-правовой сущности не являющихся для осужденного ни

поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде

законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к

формулировкам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К

примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса России

администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с

учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.

В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в

законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий

реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их

числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство,

которое вследствие социально-экономического кризиса в стране не может быть

гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный

интерес осужденных.

Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они

являются средством формирования нравственного и правового сознания

осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и

организованности во время отбывания наказания.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ