Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании
необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это
поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами
государственного принуждения.
Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их
содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых,
необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к
лишению свободы и исправительным работам трудиться, обязанность лица,
осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и
т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом
действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и
ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному
желанию и т.п.).
Необходимо отметить, что юридические обязанности осужденных вследствие
двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если
необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью
обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения
определенных законом действий - с помощью запрещающих (негативно
обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается
в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям
осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве
разновидности обязанностей осужденных, а именно, в качестве обязанностей
воздержания от определенных законом действий.
Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как
установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого
поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую
достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время
его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного
лица, так и иных лиц.
3. ПРАВА, ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
«Степень регламентации положения осужденного, объем распространяющихся
на него карательных правоограничений существенно различаются в зависимости
от вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний
является лишение свободы, существенным признаком которого выступает
изоляция осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограничения
права гражданина на личную свободу, свободу передвижения, выбора места
пребывания и жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции
Российской Федерации.
Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться
в исправительных учреждениях (исправительных колониях, воспитательных
колониях и тюрьмах). Им запрещается нарушать линию охраны объектов
исправительных учреждений. Побег из места лишения свободы согласно
действующего законодательства является уголовным преступлением.
Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений ограничивается в
пределах изолированных друг от друга участков.
Кроме этого, в исправительных учреждениях обеспечивается определенная
степень изоляции осужденных от внешнего мира, для достижения которой на
осужденных, персонал учреждений и других лиц возлагаются соответствующие
обязанности. На осужденных к лишению свободы возлагается обязанность
соблюдать установленные нормы и порядок поддержания социальных связей с
внешним миром, в частности, воздерживаться от приобретения алкогольных
напитков, других предметов и изделий, не предусмотренных специальным
перечнем, отправления корреспонденции вне установленного законом порядка.
Однако изоляция в местах лишения свободы не может быть абсолютной,
поэтому закон устанавливает определенные ее границы, закрепляя их в виде
субъективных прав или законных интересов осужденных. В их числе следует
указать на закрепление в законе права осужденных на получение посылок,
бандеролей, денежных переводов, права на свидания и на почтово-телеграфную
переписку. В этом же ряду находятся законное интересы осужденных на
телефонные переговоры, проведение свиданий за пределами мест лишения
свободы, на краткосрочный выезд из мест лишения свободы по различным
основаниям.
В качестве своеобразных показателей, характеризующих степень изоляции
осужденных в местах лишения свободы, необходимо указать на предоставление
законом возможности осужденным приобретать продукты питания и предметы
первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары, не
запрещенные к использованию в местах лишения свободы; оплачивать и получать
дополнительные лечебно-профилактические услуги, переводить имеющиеся в
исправительном учреждении на лицевых счетах осужденных средства на
открываемые для этой цели лицевые счета в местном отделении Сбербанка.
Кроме того, через администрацию исправительных учреждений осужденные вправе
приобретать сертификаты, облигации внутренних займов и другие ценные
бумаги, имеющие хождение на территории России. Поскольку осужденным
запрещено иметь при себе и пользоваться деньгами и ценными бумагами (кроме
колоний-поселений), то деньги зачисляются на лицевые счета, а ценные бумаги
хранятся в личном деле и выдаются осужденным при освобождении.
Карательные правоограничения, помимо степени изоляции, определяют также
и условия труда осужденных к лишению свободы.
В Конституции Российской Федерации устанавливается, что труд свободен.
Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37).
В отличие от конституционного положения труд осужденных в местах лишения
свободы обязателен. В ст. 103 УИК РФ закреплено, что каждый осужденный
обязан трудиться. Администрация исправительных учреждений привлекает
осужденных к труду на государственных предприятиях либо на контрактной
основе на предприятиях других форм собственности с учетом их пола,
возраста, трудоспособности и, по возможности, специальности. Осужденным
может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Осужденные мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти лет,
инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию в соответствии с
законодательством о социальной защите инвалидов.
В то же время осужденные ограничены в выборе места работы и характере
труда, в установленном законом порядке могут привлекаться к работам по
благоустройству без оплаты труда. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый
отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (для граждан, работающих на
аналогичных производствах, минимальный отпуск - 24 рабочих дня).
Осужденным, являющимся безработными в местах лишения свободы, пособие по
безработице не выплачивается, а действие добровольного медицинского
страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в
исправительных учреждениях.
Правовой статус осужденных видоизменен не только под воздействием
ограничений, определяющих содержание лишения свободы, но и ограничений,
составляющих своеобразный принудительный правопорядок исполнения наказания.
К их числу следует отнести ограничения прав осужденных, установленные
законом в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в местах
лишения свободы. Это прежде всего запрет хранения осужденными при себе
денег и ценных вещей, а также предметов, запрещенных к использованию в
исправительных учреждениях. Осужденные в этих же целях подвергаются личному
обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а посылки, передачи и
бандероли - досмотру. Осужденные носят одежду установленного образца.
Имеются и другие нормы, устанавливающие ограничения общегражданских прав
осужденных в целях предупреждения преступлений.
Анализируя правовое положение осужденных к лишению свободы, следует
отметить, что некоторые правоограничения устанавливаются в нормах
государственного, гражданского, трудового, жилищного и иных отраслей
законодательства.
Так, политическая свобода осужденных реализуется ими не в полном объеме
вследствие действия ст.32 ч.З Конституции Российской Федерации,
устанавливающей ограничения избирательных прав лишенных свободы. В
указанной части статьи устанавливается, что не имеют права избирать и быть
избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся
в местах лишения свободы по приговору суда.
В ст. 14 УИК РФ установлены особенности реализации осужденными свободы
совести. Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий. Они
вправе исповедовать любую религию, но при этом не должны нарушаться правила
внутреннего распорядка, а также ущемляться права других лиц.
К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе
приглашаются служители культа при отсутствии угрозы безопасности последних.
В исправительных учреждениях осужденным разрешается отправление религиозных
обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих
целях администрация учреждений выделяет соответствующие помещения.
Иные политические права и свободы осужденного к лишению свободы
реализуются ими в обычном порядке, поскольку в законодательстве не
установлены для осужденных какие-либо ограничения. Не является основанием
ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы действия
изоляции от общества, ибо изоляция не может существовать в иной форме, чем
совокупность установленных в законе ограничений общегражданских прав и
свобод осужденного. Вместе с тем в федеральных законах Российской Федерации
следует предусмотреть ограничения или особенности реализации осужденными к
лишению свободы права на проведение митингов, демонстраций и уличных
шествий, права на объединение в общественные организации, включая создание
профессиональных союзов для защиты своих интересов.
В нормах гражданского права установлен упрощенный порядок расторжения
брака осужденными. Это правоограничение установлено в целях защиты
интересов той стороны в брачном контракте, которая не осуждена к уголовному
наказанию. Имеется ограничение в основаниях сохранения за осужденными к
лишению свободы права на жилую площадь. В ст.60 Жилищного кодекса РСФСР
установлено, что договор найма жилого помещения осужденного к лишению
свободы на срок свыше шести месяцев расторгается с момента вступления
приговора в законную силу. Для других граждан, не проживающих на жилой
площади по неуважительной причине, такой срок установлен в шесть месяцев.
Однако большая часть общегражданских прав и свобод осужденного
реализуется в установленном для граждан России порядке. Так, осужденные к
лишению свободы могут приобретать через книготорговую сеть литературу,
письменные принадлежности, имеют право подписки на газеты и журналы. Закон
не ограничивает получение осужденными свиданий с адвокатами и получение ими
иной юридической помощи. Осужденные к лишению свободы вправе обращаться с
предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы,
общественные организации и к должностным лицам. Обращения осужденных,
адресованные в прокуратуру, суд и государственные органы, обладающие правом
контроля за деятельностью исправительных учреждений, просмотру не подлежат
и не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных
дней) направляются по принадлежности (ст. 15 УИК РФ).
Имеется много общего и в условиях труда осужденных и граждан Российской
Федерации. Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы ограничены в
свободе выбора труда и ряде трудовых прав, администрация исправительных
учреждений привлекает их к труду с безусловным соблюдением правил охраны
труда и техники безопасности, установленных законодательством о труде. Это
свидетельствует о проявлении заботы государства о сохранении здоровья
осужденных к лишению свободы, что облегчит их социальную приспособляемость
к условиям жизни общества.
Следует учитывать и то, что осужденным начисляется заработная плата в
соответствии с количеством и качеством труда по нормам и расценкам,
действующим на аналогичных производствах. К заработной плате начисляются
районный и иные виды коэффициентов, выплачиваются премии из фонда
заработной платы и фонда премиального вознаграждения. Кроме того.
осужденным может быть оказана материальная помощь, в том числе из
внебюджетных фондов.
Осужденным к лишению свободы может быть разрешено занятие индивидуальной
трудовой деятельностью (ст. 103 УИК РФ).
Следует учитывать также и то, что осужденные к лишению свободы
пользуются гражданскими правами и свободами. Например, право наследования и
распоряжения имуществом, находящимся за пределами исправительного
учреждения, осуществляется в рамках его гражданской правоспособности. Через
своих законных представителей осужденный может участвовать в имущественных
правоотношениях (в договорах купли-продажи, дарения, мены, залога и т.д.),
иметь на правах частной собственности вещи, ценности, недвижимое имущество,
если оно не конфисковано по приговору суда.
Большой блок правового статуса осужденных к лишению свободы занимают их
специальные права, законные интересы и обязанности. Причем объем
специфических прав, законных интересов и обязанностей осужденных зависит от
вида исправительного учреждения, поведения осужденных и ряда других
факторов. Так, законодательством устанавливаются специфические права,
законные интересы и обязанности осужденных в области материально-бытового
обеспечения, проведения с ними воспитательной работы. К указанным элементам
следует отнести и правовые статусы осужденных, отбывающих меру
дисциплинарного наказания в штрафном изоляторе и помещении камерного типа,
переведенных в локально-профилактический участок и т.д. К числу
специфических элементов правового статуса осужденных следует отнести их
обязанности, обусловленные необходимостью соблюдения правил внутреннего
распорядка: например, бережное отношение к государственному имуществу,
содержание в чистоте жилых помещений, запрещение курения в неотведенных для
этого местах. Осужденные также обязаны иметь опрятный внешний вид, быть
вежливыми в обращении с администрацией и другими осужденными.
Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных к лишению
свободы, можно констатировать, что осужденные как граждане Российской
Федерации обладают общегражданскими правами и свободами, установленными
Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами»[8].
4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С
ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Правовой статус отдельных категорий осужденных имеет существенные
отличия, обусловленные особенностями отбываемого ими наказания. Уголовный
кодекс Российской Федерации, помимо ареста, лишения свободы и смертной
казни как исключительной меры, предусматривает еще 9 видов наказаний,
которые можно отнести к числу не связанных с изоляцией осужденного от
общества. В зависимости от основной направленности правоограничений,
входящих в содержание каждого их этих наказаний, последние можно разделить
на три группы.
«Первую из них составляют наказания, направленные на ограничение
предусмотренных Конституцией РФ (ст.ст.34-37) прав по свободному
распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также
социальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для
определенных категорий граждан: штраф; лишение специального, воинского или
почетного звания; конфискация имущества.
Объем ограничений прав и интересов осужденных при исполнении указанных
наказаний сравнительно невелик и в основном сводится к неблагоприятным
последствиям материального характера, с вытекающими из них юридическими
обязанностями. Законные правами интересы осужденных обеспечиваются правом
требовать исполнения приговора в точном соответствии с нормами права.
Например, при исполнении наказания в виде штрафа осужденный обязан
выплатить соответствующую сумму и имеет право требовать, чтобы взыскание
штрафа производилось в установленном порядке.
Вторую группу составляют наказания, направленные на ограничение вытекающих
из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких
наказаний относятся: лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные
работы; ограничение по военной службе.
Объем ограничения материальных и духовных благ, выраженных через
совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных, здесь
является более существенным, чем при исполнении ранее названных наказаний,
входящих в первую группу. Это обусловлено, во-первых, тем, что возможность
свободно трудиться относится к числу наиболее значимых для человека
гражданских прав и свобод. Во-вторых, ограничение права на труд обычно
связано с ущемлением и других конституционных' прав (право на получение
соответствующего вознаграждения за свой труд, право на отдых и т.д.). В-
третьих, исполнение рассматриваемых наказаний, а значит и ограничение прав
и свобод осужденных, осуществляется в течение довольно продолжительного
времени, указанного в приговоре суда (иногда на протяжении нескольких лет).
В связи с этим специальный правовой статус осужденных приобретает
существенные отличия от гражданского.
Например, в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы
отбываются по месту работы осужденного. При этом согласно ст.39 ч.1 УИК РФ
исправработы отбываются по основному месту работы осужденного. Как указано
в ст.40 УИК РФ, он не вправе отказаться от предложенной органами службы
занятости работы и переквалификации, не имеет права уволиться с работы по
собственному желанию, без разрешения органов, ведающих исполнением этого
вида наказания.
Продолжительность ежегодного отпуска у осужденных к исправительным
работам ограничена восемнадцатью рабочими днями.
Из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания
в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах
от 5 до 20%, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным
документам. Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности
осужденных, обеспечивающие возможность осуществления в отношении их
контроля и воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных
инспекций органов внутренних дел, администрации по месту работы. Осужденные
обязаны соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по
вызову в органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ. Помимо
вышеназванных правоограничений, уголовно-исполнительное законодательство
содержит ряд норм, направленных на обеспечение законных прав и интересов
осужденных, отбывающих исправительные работы. Эти лица при наличии
предусмотренных законом условий имеют право на условно-досрочное
освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более
мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.
Третью группу составляют уголовные наказания, направленные на
ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на
свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу
относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской
части.
Согласно ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании
осужденного, достигшего совершеннолетия, в специальном учреждении без
изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Из
расположения ограничения свободы в перечне наказаний, содержащемся в ст.44
УК РФ, видно, что оно является более строгим и, следовательно, влечет за
собой более существенное ограничение прав и свобод осужденного, чем это
имеет место, например, при отбывании исправительных работ. Фактически это
обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в специальных
учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", составной частью которого
является надзор.[9]
Как следует из текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержания в
дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или
сержантского состава, и применяется главным образом взамен лишения свободы.
При этом из содержания главы 20 проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ
видно, что режим содержания осужденных, отбывающих это наказание, во многом
сходен с режимом отбывания лишения свободы, например, в том, что касается
регламентации труда, свиданий, переписки, краткосрочных выездов за пределы
дисциплинарной воинской части и др. В то же время предусмотрены и некоторые
отличия в режиме указанных наказаний, которые преимущественно связаны с
особенностями и условиями прохождения воинской службы. Подводя итог
рассмотрению правового положения осужденных к наказаниям, не связанным с
изоляцией от общества, можно сделать вывод, что специальный правовой статус
этих лиц в большинстве случаев не имеет существенных отличий от
общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные конституционные
права и свободы и лишь некоторые категории осужденных существенно
поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим
наказание в местах лишения свободы.
5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.З УИК РФ
содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное
законодательство Российской Федерации учитывает международные акты,
относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными.
Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида -
международные договоры и международные стандарты.
Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между
государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно
к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров
является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она состоит из 33 статей, вступила в
силу в 1987 году, ратифицирована и имеет обязательную силу на территории
России.[10]
Конвенция категорически запрещает применение пыток, которые не могут
быть оправданы ни исключительными обстоятельствами, какими бы они ни были,
ни приказом начальника или государственной власти. Каждое государство-
участник обеспечивает, чтобы пытки или попытки их применения
рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как
преступления. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или
выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные
основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе
осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда
имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо
государства-участника систематически применяются пытки.
Другим примером международных договоров являются соглашения о правовой
помощи по уголовным делам и взаимодействии в борьбе с правонарушителями,
заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие
соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченными
к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории нашей
страны.
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы,
принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер,
обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания.
Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц,
привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные
стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового
опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с
правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее
репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного
заключения П9Д стражу и т.д.
В отличие от международных договоров международные стандарты носят
рекомендательный характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения
"реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии
необходимых экономических и социальных условий". Следует подчеркнуть, что
Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в
плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в
той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Более того,
многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и
правоприменительной практике.
«Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно
рассмотреть в рамках определенных классификаций. -
Так, по источникам происхождения международные стандарты можно
подразделить на следующие: а) принятые ООН и ее рабочими органами, например
Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
б) принятые региональными международными правительственными организациями,
например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства; в)
принятые международными неправительственными организациями, например,
такими, как "Международная амнистия", "Международная тюремная реформа".
В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования
международные стандарты можно подразделить на следующие группы.
1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с
обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.
Например, такими документами являются: Всеобщая декларация прав
человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный
пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ратифицирован СССР в
1973 году, вступил в силу в 1976 году); Конвенция о правах ребенка,
принятая Генеральной Ассамблеей в 1989 году; Европейская конвенция по
правам человека 1950 года (вступила в силу в 1953 году); Конвенция № 29 "О
принудительном или обязательном труде", принятая Международной организацией
труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957 года "Об упразднении
принудительного труда".
2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления
правосудия, в том числе - при назначении и исполнении уголовных наказаний.
К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию
правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация
основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления
властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году; Минимальные
стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении
несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году и др.
3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения
уголовных наказаний и мер предварительного заключения.
В качестве примера таких документов можно привести: Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 году Первым
Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками;
Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским Советом в
1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной
казни, принятые Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году; Типовое
соглашение о передаче заключенных-иностранцев и рекомендации в отношении
обращения с заключенными-иностранцами, принятое в 1989 году Седьмым
Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями; Принципы медицинской этики, относящейся к роли
работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или
задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей
ООН в 1982 году;Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или
заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН
в 1988 году; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не
связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году Восьмым Конгрессом
ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.»[11]
Следует однако учитывать, что многие международные документы в части
определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по
своему содержанию.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению
в какой бы то ни было форме. СП в значительной степени аккумулирует
положения ранее принятых международных стандартов об обращении с
задержанными и заключенными. При этом для целей СП слова "задержанное лицо"
означают любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за
совершение правонарушения; слова "заключенное лицо" означают любое лицо,
лишенное личной свободы в результате осуждения за совершение какого-либо
правонарушения.
В соответствии с нормами, содержащимися в СП, лицо, отбывающее
наказание, имеет право:
а) на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой
личности;
б) требовать исполнения назначенного наказания в строгом соответствии с
национальным законодательством;
в) обратиться в компетентный орган с просьбой уведомить членов его
семьи или других соответствующих лиц (по его выбору) о заключении или же о
переводе из одного места заключения в другое и о месте, в котором оно
содержится;
г) связаться с помощью надлежащих средств с консульством +1ЛИ
дипломатическим представительством (если осужденный - иностранец),
гражданином которого является или которое иным способом правомочно получить
такое сообщение в соответствии с международным правом, или с представителем
компетентной международной организации, если лицо является беженцем или
каким-либо иным образом находится под защитой международной организации;
д) на получение юридической помощи со стороны адвоката, причем свидания
осужденного с адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих
должностному лицу правоохранительных органов видеть его, но не слышать;
е) на переписку и посещение членами семьи, а также соответствующую
возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и
ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с
законом правилах;
ж) обращаться с просьбой об отбывании наказания, если это возможно, в
месте, находящемся на разумном удалении от обычного места проживания;
з) на прохождение медицинского обследования и медицинскую помощь в
случае болезни;
и) получать в разумных количествах учебные, художественные и
информационные материалы при соблюдении условий, обеспечивающих
безопасность и порядок в местах отбывания наказания;
к) свободно и в условиях полной конфиденциальности общаться с лицами,
ответственными за осуществление наблюдения и надзора в части соблюдения
законности в местах отбывания наказания;
л) быть заслушанным до наложения дисциплинарных санкций и обжаловать
такие меры перед вышестоящими властями;
м) на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями
должностных лиц в нарушение прав, содержащихся в настоящих Принципах.
Наряду с этим СП категорически запрещает: а) применять к заключенным
пытки или жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство виды обращения и
наказания; б) злоупотреблять положением находящегося в заключении лица с
целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого
себя или даче показаний против любого другого лица; в) подвергать
заключенных, даже с их согласия, каким-либо медицинским и научным опытам,
могущим повредить здоровью.
"Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением", или, как их иначе называют, "Токийские правила",
содержат в себе принципы и рекомендации, направленные на более широкое
использование уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы, а
также минимальные гарантии защиты прав осужденных.
"Токийские правила" рекомендуют ряд конкретных мер, которые могут
использоваться вместо лишения свободы, например, условное осуждение
(освобождение), отсрочка наказания, домашний арест, штраф и др. При этом
указанные меры следует соединять с надзором за правонарушителями в целях их
включения в жизнь общества и предупреждения рецидива преступлений. В
процессе надзора должны осуществляться такие мероприятия, как
индивидуальная работа, групповая терапия, социальная помощь и программы по
месту жительства правонарушителя.
На всех стадиях применения указанных мер должно обеспечиваться уважение
человеческого достоинства осужденного, права которого не должны
ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным
органом, вынесшим первоначальное решение. Исключается проведение
медицинских или психологических экспериментов либо неоправданный риск
причинения осужденному физической или душевной травмы.
В процессе применения мер, не связанных с лишением свободы, должно
соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов
его семьи. Личное дело (досье) осужденного должно вестись строго
конфиденциально. Доступ к нему ограничивается только уполномоченными
лицами. В отношении последних должны приниматься все возможные меры по
повышению их квалификации и профессионального мастерства, обеспечения
надлежащих окладов, льгот, возможностей продвижения по службе. В то же
время правонарушитель должен иметь возможность обжалования незаконных
действий должностных лиц.
В целом "Токийские правила" имеют весьма перспективное значение в плане
дальнейшей гуманизации уголовной политики. Их применение в России, как,
впрочем, и других международных стандартов, сдерживается прежде всего
отсутствием необходимых социально-экономических условий (например,
отсутствием необходимых средств на создание службы надзора за осужденными).
Это однако не препятствует соблюдению содержащихся в них рекомендаций,
касающихся прав и свобод осужденных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана прочная
законодательная база, регламентирующая основы правового положения
осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От
эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере
уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех
предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей
уголовной ответственности.
Рассмотренные в работе вопросы лишь частично освещают сложную проблему
правового положения лиц, осужденных к уголовному наказанию. В работе не
получил освещения вопрос о правовом положении лиц, освобожденных от
отбывания наказания. Он является достаточно сложным и требует отдельного
рассмотрения. Многие стороны этой проблемы требуют научного осмысления и
законодательной регламентации.
Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний,
неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе
говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью
общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным
за это преступление наказанием.
Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на
формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно-
исправительному праву последних лет основное внимание уделялось
исследованию вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы, в том
числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания.
Правовое положение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением
свободы, как и содержание самих этих наказаний, такого широкого
исследования не получило.
Практический работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение
к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь
же необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны
осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в
деятельности органов, исполняющих наказание.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -
Горький, 1976.
5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с
заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт права и экономики
МВД России, 1996.
6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.
7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-
трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань,
1993, № 1.
8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных,
отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с
преступностью. - Томск, 1979.
9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей
части. - М., 1984.
11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая
часть. - Томск, 1995.
12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992
13.И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в
свете соглашения о защите прав человека и документов ООН, определяющих
принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, №
11.
перечень вопросов к зачету по курсу "Уголовно-исполнительное право"
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и задачи.
2. Политика государства в сфере исполнения уголовного наказания.
3. Принцип индивидуализации исполнения наказания уголовно-исполнительного
права.
4. Принцип дифференциации исполнения наказания и способы его обеспечения.
5. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.
6. Система и задачи уголовно-исполнительного законодательства.
7. Международные акты об обращении с осужденными.
8. Понятие и структура уголовно-исполнительного правоотношения.
9. Классификация наказаний в уголовно-исполнительном праве.
10. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы.
11. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее задачи.
12. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказание в виде лишения
свободы.
13. Права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих
наказания.
14. Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, связанные с лишением
или ограничением свободы.
15. Понятие правового положения осужденных, их основные права и
обязанности.
16. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения
свободы.
17. Правовые последствия отбывания наказания в виде лишения свободы.
18. Понятие исправительного воздействия. Правовое регулирование применения
к осужденным средств исправления.
19. Судебный контроль за исполнением уголовного наказания.
20. Депутатский и общественный контроль за деятельностью ИУ и других
органов, исполняющих наказания.
21. Прокурорский контроль за исполнением наказаний.
22. Предложения, заявления и жалобы осужденных, отбывающих
наказания в виде лишения свободы, и порядок их подачи.
23. Понятие и критерии классификации осужденных к лишению свободы и
распределение их по видам ИУ.
24. Раздельное содержание осужденных в ИУ.
25. Порядок направления и приема осужденных в ИУ.
26. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступления.
27. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания
под стражей.
28. Оставление осужденных в следственном изоляторе для работы по
хозяйственному обслуживанию. Условия их содержания.
29. Понятие режима в ИУ, его карательное и воспитательное значение.
30. Основные требования режима в местах лишения свободы.
31. Режим особых условий в исправительных учреждениях.
32. Порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов
питания и предметов первой необходимости.
33. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными
лицами. Порядок их предоставления.
34. Телефонные переговоры осужденных в ИУ и порядок их
предоставления.
35. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и
бандеролей.
36. Изменение условий содержания лиц, лишенных свободы, во время
отбывания наказания.
37. Изменение условий отбывания наказания с переводом осужденного из
одного ИУ в другое.
38. Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы
и их виды.
39. Передвижение лиц, лишенных свободы, без конвоя или без
сопровождения администрации. -
40. Средства обеспечения режима отбывания наказания в ИУ.
41. Меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы.
42. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы.
43. Применение физической силы, специальных средств и оружия к лицам,
лишенным свободы.
44. Правовое регулирование труда осужденных в ИУ (порядок привлечения к
труду, условия и оплата труда).
45. Понятие, задачи и основные формы (направления)
воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.
46. Самодеятельные организации осужденных в ИУ, их виды и основные задачи.
47. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в
ИУ (задачи, формы и правовое регулирование).
48. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных
свободы.
49. Применение к осужденным мер медицинского характера.
50. ИК общего режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
51. ИК-поселения (назначение, состав осужденных и условия их содержания).
52. ИК строгого режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
53. ИК особого режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
54. Режим в тюрьме и его виды (состав осужденных и условия их
содержания).
55. Воспитательные колонии (назначение, состав осужденных и
условия их содержания).
56. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных
работ.
57. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
58. Порядок и условия исполнения наказания в виде конфискации имущества.
59. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.
60. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.
61. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
62. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.
63. Порядок исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной
воинской части.
64. Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.._
65. Порядок исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных
военнослужащих.
66. Исполнение наказания в виде смертной казни.
67. Правовые основания освобождения от отбывания наказания.
68. Особенности досрочного освобождения от отбывания наказания отдельных
категорий осужденных.
69. Порядок освобождения осужденных от отбывания наказания по амнистии и
помилованию.
70. Основания и порядок представления осужденных к досрочному
освобождению от отбывания наказания и замене наказания более мягким видом
наказания.
71. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.
72. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -
Горький, 1976.
5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с
заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт права и экономики
МВД России, 1996.
6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.
7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-
трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань,
1993, № 1.
8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных,
отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с
преступностью. - Томск, 1979.
9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей
части. - М., 1984.
11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая
часть. - Томск, 1995.
12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992
13. И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в
свете соглашения о защите прав человека и документов ООН, определяющих
принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, №
11.
-----------------------
[1] .Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.
[2] Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.
[3] . В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая
часть. - Томск, 1995.
[4] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова
[5] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
[6] А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -
Горький, 1976.
[7] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
[8] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова
[9]. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
[10] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990
[11] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990
Страницы: 1, 2
|