бесплатные рефераты

Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании

необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это

поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами

государственного принуждения.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их

содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых,

необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к

лишению свободы и исправительным работам трудиться, обязанность лица,

осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и

т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом

действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и

ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному

желанию и т.п.).

Необходимо отметить, что юридические обязанности осужденных вследствие

двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если

необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью

обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения

определенных законом действий - с помощью запрещающих (негативно

обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается

в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям

осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве

разновидности обязанностей осужденных, а именно, в качестве обязанностей

воздержания от определенных законом действий.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как

установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого

поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую

достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время

его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного

лица, так и иных лиц.

3. ПРАВА, ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

«Степень регламентации положения осужденного, объем распространяющихся

на него карательных правоограничений существенно различаются в зависимости

от вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний

является лишение свободы, существенным признаком которого выступает

изоляция осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограничения

права гражданина на личную свободу, свободу передвижения, выбора места

пребывания и жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции

Российской Федерации.

Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться

в исправительных учреждениях (исправительных колониях, воспитательных

колониях и тюрьмах). Им запрещается нарушать линию охраны объектов

исправительных учреждений. Побег из места лишения свободы согласно

действующего законодательства является уголовным преступлением.

Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений ограничивается в

пределах изолированных друг от друга участков.

Кроме этого, в исправительных учреждениях обеспечивается определенная

степень изоляции осужденных от внешнего мира, для достижения которой на

осужденных, персонал учреждений и других лиц возлагаются соответствующие

обязанности. На осужденных к лишению свободы возлагается обязанность

соблюдать установленные нормы и порядок поддержания социальных связей с

внешним миром, в частности, воздерживаться от приобретения алкогольных

напитков, других предметов и изделий, не предусмотренных специальным

перечнем, отправления корреспонденции вне установленного законом порядка.

Однако изоляция в местах лишения свободы не может быть абсолютной,

поэтому закон устанавливает определенные ее границы, закрепляя их в виде

субъективных прав или законных интересов осужденных. В их числе следует

указать на закрепление в законе права осужденных на получение посылок,

бандеролей, денежных переводов, права на свидания и на почтово-телеграфную

переписку. В этом же ряду находятся законное интересы осужденных на

телефонные переговоры, проведение свиданий за пределами мест лишения

свободы, на краткосрочный выезд из мест лишения свободы по различным

основаниям.

В качестве своеобразных показателей, характеризующих степень изоляции

осужденных в местах лишения свободы, необходимо указать на предоставление

законом возможности осужденным приобретать продукты питания и предметы

первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары, не

запрещенные к использованию в местах лишения свободы; оплачивать и получать

дополнительные лечебно-профилактические услуги, переводить имеющиеся в

исправительном учреждении на лицевых счетах осужденных средства на

открываемые для этой цели лицевые счета в местном отделении Сбербанка.

Кроме того, через администрацию исправительных учреждений осужденные вправе

приобретать сертификаты, облигации внутренних займов и другие ценные

бумаги, имеющие хождение на территории России. Поскольку осужденным

запрещено иметь при себе и пользоваться деньгами и ценными бумагами (кроме

колоний-поселений), то деньги зачисляются на лицевые счета, а ценные бумаги

хранятся в личном деле и выдаются осужденным при освобождении.

Карательные правоограничения, помимо степени изоляции, определяют также

и условия труда осужденных к лишению свободы.

В Конституции Российской Федерации устанавливается, что труд свободен.

Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к

труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37).

В отличие от конституционного положения труд осужденных в местах лишения

свободы обязателен. В ст. 103 УИК РФ закреплено, что каждый осужденный

обязан трудиться. Администрация исправительных учреждений привлекает

осужденных к труду на государственных предприятиях либо на контрактной

основе на предприятиях других форм собственности с учетом их пола,

возраста, трудоспособности и, по возможности, специальности. Осужденным

может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью.

Осужденные мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти лет,

инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию в соответствии с

законодательством о социальной защите инвалидов.

В то же время осужденные ограничены в выборе места работы и характере

труда, в установленном законом порядке могут привлекаться к работам по

благоустройству без оплаты труда. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый

отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (для граждан, работающих на

аналогичных производствах, минимальный отпуск - 24 рабочих дня).

Осужденным, являющимся безработными в местах лишения свободы, пособие по

безработице не выплачивается, а действие добровольного медицинского

страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в

исправительных учреждениях.

Правовой статус осужденных видоизменен не только под воздействием

ограничений, определяющих содержание лишения свободы, но и ограничений,

составляющих своеобразный принудительный правопорядок исполнения наказания.

К их числу следует отнести ограничения прав осужденных, установленные

законом в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в местах

лишения свободы. Это прежде всего запрет хранения осужденными при себе

денег и ценных вещей, а также предметов, запрещенных к использованию в

исправительных учреждениях. Осужденные в этих же целях подвергаются личному

обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а посылки, передачи и

бандероли - досмотру. Осужденные носят одежду установленного образца.

Имеются и другие нормы, устанавливающие ограничения общегражданских прав

осужденных в целях предупреждения преступлений.

Анализируя правовое положение осужденных к лишению свободы, следует

отметить, что некоторые правоограничения устанавливаются в нормах

государственного, гражданского, трудового, жилищного и иных отраслей

законодательства.

Так, политическая свобода осужденных реализуется ими не в полном объеме

вследствие действия ст.32 ч.З Конституции Российской Федерации,

устанавливающей ограничения избирательных прав лишенных свободы. В

указанной части статьи устанавливается, что не имеют права избирать и быть

избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся

в местах лишения свободы по приговору суда.

В ст. 14 УИК РФ установлены особенности реализации осужденными свободы

совести. Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий. Они

вправе исповедовать любую религию, но при этом не должны нарушаться правила

внутреннего распорядка, а также ущемляться права других лиц.

К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе

приглашаются служители культа при отсутствии угрозы безопасности последних.

В исправительных учреждениях осужденным разрешается отправление религиозных

обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих

целях администрация учреждений выделяет соответствующие помещения.

Иные политические права и свободы осужденного к лишению свободы

реализуются ими в обычном порядке, поскольку в законодательстве не

установлены для осужденных какие-либо ограничения. Не является основанием

ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы действия

изоляции от общества, ибо изоляция не может существовать в иной форме, чем

совокупность установленных в законе ограничений общегражданских прав и

свобод осужденного. Вместе с тем в федеральных законах Российской Федерации

следует предусмотреть ограничения или особенности реализации осужденными к

лишению свободы права на проведение митингов, демонстраций и уличных

шествий, права на объединение в общественные организации, включая создание

профессиональных союзов для защиты своих интересов.

В нормах гражданского права установлен упрощенный порядок расторжения

брака осужденными. Это правоограничение установлено в целях защиты

интересов той стороны в брачном контракте, которая не осуждена к уголовному

наказанию. Имеется ограничение в основаниях сохранения за осужденными к

лишению свободы права на жилую площадь. В ст.60 Жилищного кодекса РСФСР

установлено, что договор найма жилого помещения осужденного к лишению

свободы на срок свыше шести месяцев расторгается с момента вступления

приговора в законную силу. Для других граждан, не проживающих на жилой

площади по неуважительной причине, такой срок установлен в шесть месяцев.

Однако большая часть общегражданских прав и свобод осужденного

реализуется в установленном для граждан России порядке. Так, осужденные к

лишению свободы могут приобретать через книготорговую сеть литературу,

письменные принадлежности, имеют право подписки на газеты и журналы. Закон

не ограничивает получение осужденными свиданий с адвокатами и получение ими

иной юридической помощи. Осужденные к лишению свободы вправе обращаться с

предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы,

общественные организации и к должностным лицам. Обращения осужденных,

адресованные в прокуратуру, суд и государственные органы, обладающие правом

контроля за деятельностью исправительных учреждений, просмотру не подлежат

и не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных

дней) направляются по принадлежности (ст. 15 УИК РФ).

Имеется много общего и в условиях труда осужденных и граждан Российской

Федерации. Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы ограничены в

свободе выбора труда и ряде трудовых прав, администрация исправительных

учреждений привлекает их к труду с безусловным соблюдением правил охраны

труда и техники безопасности, установленных законодательством о труде. Это

свидетельствует о проявлении заботы государства о сохранении здоровья

осужденных к лишению свободы, что облегчит их социальную приспособляемость

к условиям жизни общества.

Следует учитывать и то, что осужденным начисляется заработная плата в

соответствии с количеством и качеством труда по нормам и расценкам,

действующим на аналогичных производствах. К заработной плате начисляются

районный и иные виды коэффициентов, выплачиваются премии из фонда

заработной платы и фонда премиального вознаграждения. Кроме того.

осужденным может быть оказана материальная помощь, в том числе из

внебюджетных фондов.

Осужденным к лишению свободы может быть разрешено занятие индивидуальной

трудовой деятельностью (ст. 103 УИК РФ).

Следует учитывать также и то, что осужденные к лишению свободы

пользуются гражданскими правами и свободами. Например, право наследования и

распоряжения имуществом, находящимся за пределами исправительного

учреждения, осуществляется в рамках его гражданской правоспособности. Через

своих законных представителей осужденный может участвовать в имущественных

правоотношениях (в договорах купли-продажи, дарения, мены, залога и т.д.),

иметь на правах частной собственности вещи, ценности, недвижимое имущество,

если оно не конфисковано по приговору суда.

Большой блок правового статуса осужденных к лишению свободы занимают их

специальные права, законные интересы и обязанности. Причем объем

специфических прав, законных интересов и обязанностей осужденных зависит от

вида исправительного учреждения, поведения осужденных и ряда других

факторов. Так, законодательством устанавливаются специфические права,

законные интересы и обязанности осужденных в области материально-бытового

обеспечения, проведения с ними воспитательной работы. К указанным элементам

следует отнести и правовые статусы осужденных, отбывающих меру

дисциплинарного наказания в штрафном изоляторе и помещении камерного типа,

переведенных в локально-профилактический участок и т.д. К числу

специфических элементов правового статуса осужденных следует отнести их

обязанности, обусловленные необходимостью соблюдения правил внутреннего

распорядка: например, бережное отношение к государственному имуществу,

содержание в чистоте жилых помещений, запрещение курения в неотведенных для

этого местах. Осужденные также обязаны иметь опрятный внешний вид, быть

вежливыми в обращении с администрацией и другими осужденными.

Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных к лишению

свободы, можно констатировать, что осужденные как граждане Российской

Федерации обладают общегражданскими правами и свободами, установленными

Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами»[8].

4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С

ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

Правовой статус отдельных категорий осужденных имеет существенные

отличия, обусловленные особенностями отбываемого ими наказания. Уголовный

кодекс Российской Федерации, помимо ареста, лишения свободы и смертной

казни как исключительной меры, предусматривает еще 9 видов наказаний,

которые можно отнести к числу не связанных с изоляцией осужденного от

общества. В зависимости от основной направленности правоограничений,

входящих в содержание каждого их этих наказаний, последние можно разделить

на три группы.

«Первую из них составляют наказания, направленные на ограничение

предусмотренных Конституцией РФ (ст.ст.34-37) прав по свободному

распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также

социальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для

определенных категорий граждан: штраф; лишение специального, воинского или

почетного звания; конфискация имущества.

Объем ограничений прав и интересов осужденных при исполнении указанных

наказаний сравнительно невелик и в основном сводится к неблагоприятным

последствиям материального характера, с вытекающими из них юридическими

обязанностями. Законные правами интересы осужденных обеспечиваются правом

требовать исполнения приговора в точном соответствии с нормами права.

Например, при исполнении наказания в виде штрафа осужденный обязан

выплатить соответствующую сумму и имеет право требовать, чтобы взыскание

штрафа производилось в установленном порядке.

Вторую группу составляют наказания, направленные на ограничение вытекающих

из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких

наказаний относятся: лишение права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные

работы; ограничение по военной службе.

Объем ограничения материальных и духовных благ, выраженных через

совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных, здесь

является более существенным, чем при исполнении ранее названных наказаний,

входящих в первую группу. Это обусловлено, во-первых, тем, что возможность

свободно трудиться относится к числу наиболее значимых для человека

гражданских прав и свобод. Во-вторых, ограничение права на труд обычно

связано с ущемлением и других конституционных' прав (право на получение

соответствующего вознаграждения за свой труд, право на отдых и т.д.). В-

третьих, исполнение рассматриваемых наказаний, а значит и ограничение прав

и свобод осужденных, осуществляется в течение довольно продолжительного

времени, указанного в приговоре суда (иногда на протяжении нескольких лет).

В связи с этим специальный правовой статус осужденных приобретает

существенные отличия от гражданского.

Например, в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы

отбываются по месту работы осужденного. При этом согласно ст.39 ч.1 УИК РФ

исправработы отбываются по основному месту работы осужденного. Как указано

в ст.40 УИК РФ, он не вправе отказаться от предложенной органами службы

занятости работы и переквалификации, не имеет права уволиться с работы по

собственному желанию, без разрешения органов, ведающих исполнением этого

вида наказания.

Продолжительность ежегодного отпуска у осужденных к исправительным

работам ограничена восемнадцатью рабочими днями.

Из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания

в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах

от 5 до 20%, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным

документам. Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности

осужденных, обеспечивающие возможность осуществления в отношении их

контроля и воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных

инспекций органов внутренних дел, администрации по месту работы. Осужденные

обязаны соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по

вызову в органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ. Помимо

вышеназванных правоограничений, уголовно-исполнительное законодательство

содержит ряд норм, направленных на обеспечение законных прав и интересов

осужденных, отбывающих исправительные работы. Эти лица при наличии

предусмотренных законом условий имеют право на условно-досрочное

освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более

мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.

Третью группу составляют уголовные наказания, направленные на

ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на

свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу

относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской

части.

Согласно ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании

осужденного, достигшего совершеннолетия, в специальном учреждении без

изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Из

расположения ограничения свободы в перечне наказаний, содержащемся в ст.44

УК РФ, видно, что оно является более строгим и, следовательно, влечет за

собой более существенное ограничение прав и свобод осужденного, чем это

имеет место, например, при отбывании исправительных работ. Фактически это

обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в специальных

учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", составной частью которого

является надзор.[9]

Как следует из текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержания в

дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим

военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или

сержантского состава, и применяется главным образом взамен лишения свободы.

При этом из содержания главы 20 проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ

видно, что режим содержания осужденных, отбывающих это наказание, во многом

сходен с режимом отбывания лишения свободы, например, в том, что касается

регламентации труда, свиданий, переписки, краткосрочных выездов за пределы

дисциплинарной воинской части и др. В то же время предусмотрены и некоторые

отличия в режиме указанных наказаний, которые преимущественно связаны с

особенностями и условиями прохождения воинской службы. Подводя итог

рассмотрению правового положения осужденных к наказаниям, не связанным с

изоляцией от общества, можно сделать вывод, что специальный правовой статус

этих лиц в большинстве случаев не имеет существенных отличий от

общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные конституционные

права и свободы и лишь некоторые категории осужденных существенно

поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим

наказание в местах лишения свободы.

5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,

то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.З УИК РФ

содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное

законодательство Российской Федерации учитывает международные акты,

относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными.

Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида -

международные договоры и международные стандарты.

Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между

государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно

к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров

является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной

Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она состоит из 33 статей, вступила в

силу в 1987 году, ратифицирована и имеет обязательную силу на территории

России.[10]

Конвенция категорически запрещает применение пыток, которые не могут

быть оправданы ни исключительными обстоятельствами, какими бы они ни были,

ни приказом начальника или государственной власти. Каждое государство-

участник обеспечивает, чтобы пытки или попытки их применения

рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как

преступления. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или

выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные

основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе

осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда

имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо

государства-участника систематически применяются пытки.

Другим примером международных договоров являются соглашения о правовой

помощи по уголовным делам и взаимодействии в борьбе с правонарушителями,

заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие

соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченными

к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории нашей

страны.

Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы,

принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер,

обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания.

Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц,

привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные

стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового

опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с

правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее

репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного

заключения П9Д стражу и т.д.

В отличие от международных договоров международные стандарты носят

рекомендательный характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения

"реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии

необходимых экономических и социальных условий". Следует подчеркнуть, что

Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в

плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в

той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Более того,

многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и

правоприменительной практике.

«Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно

рассмотреть в рамках определенных классификаций. -

Так, по источникам происхождения международные стандарты можно

подразделить на следующие: а) принятые ООН и ее рабочими органами, например

Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;

б) принятые региональными международными правительственными организациями,

например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства; в)

принятые международными неправительственными организациями, например,

такими, как "Международная амнистия", "Международная тюремная реформа".

В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования

международные стандарты можно подразделить на следующие группы.

1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с

обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.

Например, такими документами являются: Всеобщая декларация прав

человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный

пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ратифицирован СССР в

1973 году, вступил в силу в 1976 году); Конвенция о правах ребенка,

принятая Генеральной Ассамблеей в 1989 году; Европейская конвенция по

правам человека 1950 года (вступила в силу в 1953 году); Конвенция № 29 "О

принудительном или обязательном труде", принятая Международной организацией

труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957 года "Об упразднении

принудительного труда".

2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления

правосудия, в том числе - при назначении и исполнении уголовных наказаний.

К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию

правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация

основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления

властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году; Минимальные

стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении

несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году и др.

3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения

уголовных наказаний и мер предварительного заключения.

В качестве примера таких документов можно привести: Минимальные

стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 году Первым

Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками;

Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским Советом в

1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной

казни, принятые Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году; Типовое

соглашение о передаче заключенных-иностранцев и рекомендации в отношении

обращения с заключенными-иностранцами, принятое в 1989 году Седьмым

Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с

правонарушителями; Принципы медицинской этики, относящейся к роли

работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или

задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей

ООН в 1982 году;Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или

заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН

в 1988 году; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не

связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году Восьмым Конгрессом

ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.»[11]

Следует однако учитывать, что многие международные документы в части

определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по

своему содержанию.

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению

в какой бы то ни было форме. СП в значительной степени аккумулирует

положения ранее принятых международных стандартов об обращении с

задержанными и заключенными. При этом для целей СП слова "задержанное лицо"

означают любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за

совершение правонарушения; слова "заключенное лицо" означают любое лицо,

лишенное личной свободы в результате осуждения за совершение какого-либо

правонарушения.

В соответствии с нормами, содержащимися в СП, лицо, отбывающее

наказание, имеет право:

а) на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой

личности;

б) требовать исполнения назначенного наказания в строгом соответствии с

национальным законодательством;

в) обратиться в компетентный орган с просьбой уведомить членов его

семьи или других соответствующих лиц (по его выбору) о заключении или же о

переводе из одного места заключения в другое и о месте, в котором оно

содержится;

г) связаться с помощью надлежащих средств с консульством +1ЛИ

дипломатическим представительством (если осужденный - иностранец),

гражданином которого является или которое иным способом правомочно получить

такое сообщение в соответствии с международным правом, или с представителем

компетентной международной организации, если лицо является беженцем или

каким-либо иным образом находится под защитой международной организации;

д) на получение юридической помощи со стороны адвоката, причем свидания

осужденного с адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих

должностному лицу правоохранительных органов видеть его, но не слышать;

е) на переписку и посещение членами семьи, а также соответствующую

возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и

ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с

законом правилах;

ж) обращаться с просьбой об отбывании наказания, если это возможно, в

месте, находящемся на разумном удалении от обычного места проживания;

з) на прохождение медицинского обследования и медицинскую помощь в

случае болезни;

и) получать в разумных количествах учебные, художественные и

информационные материалы при соблюдении условий, обеспечивающих

безопасность и порядок в местах отбывания наказания;

к) свободно и в условиях полной конфиденциальности общаться с лицами,

ответственными за осуществление наблюдения и надзора в части соблюдения

законности в местах отбывания наказания;

л) быть заслушанным до наложения дисциплинарных санкций и обжаловать

такие меры перед вышестоящими властями;

м) на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями

должностных лиц в нарушение прав, содержащихся в настоящих Принципах.

Наряду с этим СП категорически запрещает: а) применять к заключенным

пытки или жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство виды обращения и

наказания; б) злоупотреблять положением находящегося в заключении лица с

целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого

себя или даче показаний против любого другого лица; в) подвергать

заключенных, даже с их согласия, каким-либо медицинским и научным опытам,

могущим повредить здоровью.

"Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением", или, как их иначе называют, "Токийские правила",

содержат в себе принципы и рекомендации, направленные на более широкое

использование уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы, а

также минимальные гарантии защиты прав осужденных.

"Токийские правила" рекомендуют ряд конкретных мер, которые могут

использоваться вместо лишения свободы, например, условное осуждение

(освобождение), отсрочка наказания, домашний арест, штраф и др. При этом

указанные меры следует соединять с надзором за правонарушителями в целях их

включения в жизнь общества и предупреждения рецидива преступлений. В

процессе надзора должны осуществляться такие мероприятия, как

индивидуальная работа, групповая терапия, социальная помощь и программы по

месту жительства правонарушителя.

На всех стадиях применения указанных мер должно обеспечиваться уважение

человеческого достоинства осужденного, права которого не должны

ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным

органом, вынесшим первоначальное решение. Исключается проведение

медицинских или психологических экспериментов либо неоправданный риск

причинения осужденному физической или душевной травмы.

В процессе применения мер, не связанных с лишением свободы, должно

соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов

его семьи. Личное дело (досье) осужденного должно вестись строго

конфиденциально. Доступ к нему ограничивается только уполномоченными

лицами. В отношении последних должны приниматься все возможные меры по

повышению их квалификации и профессионального мастерства, обеспечения

надлежащих окладов, льгот, возможностей продвижения по службе. В то же

время правонарушитель должен иметь возможность обжалования незаконных

действий должностных лиц.

В целом "Токийские правила" имеют весьма перспективное значение в плане

дальнейшей гуманизации уголовной политики. Их применение в России, как,

впрочем, и других международных стандартов, сдерживается прежде всего

отсутствием необходимых социально-экономических условий (например,

отсутствием необходимых средств на создание службы надзора за осужденными).

Это однако не препятствует соблюдению содержащихся в них рекомендаций,

касающихся прав и свобод осужденных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана прочная

законодательная база, регламентирующая основы правового положения

осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От

эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере

уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех

предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей

уголовной ответственности.

Рассмотренные в работе вопросы лишь частично освещают сложную проблему

правового положения лиц, осужденных к уголовному наказанию. В работе не

получил освещения вопрос о правовом положении лиц, освобожденных от

отбывания наказания. Он является достаточно сложным и требует отдельного

рассмотрения. Многие стороны этой проблемы требуют научного осмысления и

законодательной регламентации.

Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний,

неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе

говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью

общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным

за это преступление наказанием.

Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на

формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно-

исправительному праву последних лет основное внимание уделялось

исследованию вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы, в том

числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания.

Правовое положение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением

свободы, как и содержание самих этих наказаний, такого широкого

исследования не получило.

Практический работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение

к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь

же необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны

осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в

деятельности органов, исполняющих наказание.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -

Горький, 1976.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с

заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт права и экономики

МВД России, 1996.

6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-

трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань,

1993, № 1.

8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных,

отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с

преступностью. - Томск, 1979.

9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей

части. - М., 1984.

11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая

часть. - Томск, 1995.

12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992

13.И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в

свете соглашения о защите прав человека и документов ООН, определяющих

принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, №

11.

перечень вопросов к зачету по курсу "Уголовно-исполнительное право"

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и задачи.

2. Политика государства в сфере исполнения уголовного наказания.

3. Принцип индивидуализации исполнения наказания уголовно-исполнительного

права.

4. Принцип дифференциации исполнения наказания и способы его обеспечения.

5. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.

6. Система и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

7. Международные акты об обращении с осужденными.

8. Понятие и структура уголовно-исполнительного правоотношения.

9. Классификация наказаний в уголовно-исполнительном праве.

10. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы.

11. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее задачи.

12. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказание в виде лишения

свободы.

13. Права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих

наказания.

14. Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, связанные с лишением

или ограничением свободы.

15. Понятие правового положения осужденных, их основные права и

обязанности.

16. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения

свободы.

17. Правовые последствия отбывания наказания в виде лишения свободы.

18. Понятие исправительного воздействия. Правовое регулирование применения

к осужденным средств исправления.

19. Судебный контроль за исполнением уголовного наказания.

20. Депутатский и общественный контроль за деятельностью ИУ и других

органов, исполняющих наказания.

21. Прокурорский контроль за исполнением наказаний.

22. Предложения, заявления и жалобы осужденных, отбывающих

наказания в виде лишения свободы, и порядок их подачи.

23. Понятие и критерии классификации осужденных к лишению свободы и

распределение их по видам ИУ.

24. Раздельное содержание осужденных в ИУ.

25. Порядок направления и приема осужденных в ИУ.

26. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в

совершении преступления.

27. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания

под стражей.

28. Оставление осужденных в следственном изоляторе для работы по

хозяйственному обслуживанию. Условия их содержания.

29. Понятие режима в ИУ, его карательное и воспитательное значение.

30. Основные требования режима в местах лишения свободы.

31. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

32. Порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов

питания и предметов первой необходимости.

33. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными

лицами. Порядок их предоставления.

34. Телефонные переговоры осужденных в ИУ и порядок их

предоставления.

35. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и

бандеролей.

36. Изменение условий содержания лиц, лишенных свободы, во время

отбывания наказания.

37. Изменение условий отбывания наказания с переводом осужденного из

одного ИУ в другое.

38. Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы

и их виды.

39. Передвижение лиц, лишенных свободы, без конвоя или без

сопровождения администрации. -

40. Средства обеспечения режима отбывания наказания в ИУ.

41. Меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы.

42. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы.

43. Применение физической силы, специальных средств и оружия к лицам,

лишенным свободы.

44. Правовое регулирование труда осужденных в ИУ (порядок привлечения к

труду, условия и оплата труда).

45. Понятие, задачи и основные формы (направления)

воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

46. Самодеятельные организации осужденных в ИУ, их виды и основные задачи.

47. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в

ИУ (задачи, формы и правовое регулирование).

48. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных

свободы.

49. Применение к осужденным мер медицинского характера.

50. ИК общего режима (назначение, состав осужденных и условия их

содержания).

51. ИК-поселения (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

52. ИК строгого режима (назначение, состав осужденных и условия их

содержания).

53. ИК особого режима (назначение, состав осужденных и условия их

содержания).

54. Режим в тюрьме и его виды (состав осужденных и условия их

содержания).

55. Воспитательные колонии (назначение, состав осужденных и

условия их содержания).

56. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных

работ.

57. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

58. Порядок и условия исполнения наказания в виде конфискации имущества.

59. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.

60. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.

61. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.

62. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.

63. Порядок исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной

воинской части.

64. Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.._

65. Порядок исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных

военнослужащих.

66. Исполнение наказания в виде смертной казни.

67. Правовые основания освобождения от отбывания наказания.

68. Особенности досрочного освобождения от отбывания наказания отдельных

категорий осужденных.

69. Порядок освобождения осужденных от отбывания наказания по амнистии и

помилованию.

70. Основания и порядок представления осужденных к досрочному

освобождению от отбывания наказания и замене наказания более мягким видом

наказания.

71. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.

72. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -

Горький, 1976.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с

заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт права и экономики

МВД России, 1996.

6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-

трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань,

1993, № 1.

8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных,

отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с

преступностью. - Томск, 1979.

9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей

части. - М., 1984.

11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая

часть. - Томск, 1995.

12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992

13. И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в

свете соглашения о защите прав человека и документов ООН, определяющих

принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, №

11.

-----------------------

[1] .Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

[2] Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

[3] . В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая

часть. - Томск, 1995.

[4] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова

[5] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

[6] А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -

Горький, 1976.

[7] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

[8] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова

[9]. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

[10] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990

[11] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ