Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания
решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с
учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося
опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути
достижения конечного результата. При этом стороны распределяют имеющиеся
в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают
наиболее оптимальные и приемлемые приемы и методы их решения,
обеспечивают необходимый уро-
_________________________________________________________________
19 Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как
организационная система/Советское государство и право. -№ 7. -1977. -С. 43.
20
вень готовности своих работников к выполнению намеченных мероприятий.
Выполнение плана контролируется следователем, начальниками
следственного и оперативного подразделений. Они обязаны еженедельно
обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение плановых мероприятий
оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как
план, утвержденный начальником органа внутренних дел становится
управленческим распоряжением20.
В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включается также
совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных
версий и определение путей их проверки.
Ознакомление следователя с данными, полученными оперативно-розыскным
путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем
сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в
тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю
материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и
способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает
следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм
преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в
конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования.
Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и
принять по ним решение в сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР21.
Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения
уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на
признаки преступления22, в том чис-
________________________________________________________________
20 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2 -М., «Спарк». -1997. -С. 234.
21 Взаимодействие следователя с оперативными работниками ОВД: Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 46.
22 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в
расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД № 334 от
20.06.96.
21
ле: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства,
сведения о лицах, причастных к преступлению.
Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют
принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник
следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением
обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий,
подлежащих выполнению для устранения пробелов23. Выполнив указания
следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как
и при первоначальном их направлении.
Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела следователь
и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо
следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению
оперативным путем, а также сроки и конкретные исполнители,
Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является
одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия
преступлений. Оно строится на принципах законности, организующей роли
следователя в проведении расследования, самостоятельности органа дознания в
выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и
непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и
организационной. Взаимодействие обеспечивает наиболее эффективную,
организованную и плодотворную работу следователя и органа дознания,
позволяет экономить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных
органов.
_________________________________________________________________
23 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М., «Спарк». -1997. -С. 232.
22
глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении
уголовного дела
Общность и сложность стоящих перед органами дознания и
предварительного следствия при раскрытии преступлений на начальном этапе
расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними
взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами
взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью
начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о
преступлении, подследственном следователю24.
В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей,
деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами.
Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или
готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на
этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников,
эксперта-криминалиста и др. Специалистов и их незамедлительный выезд для
осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и
задержании преступника.
В настоящее время дежурные части оснащены необходимой техникой,
транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, электронной почтой,
укомплектованы подготовленными кадрами сотрудников, что позволяет на
высоком профессиональном уровне сразу же~ по поступлении сигнала о
преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех
служб, непосредственно осуществляющих работу по его расследованию. В связи
с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или
готовящихся преступлениях поступает в первую очередь непосредственно в
дежурные части ор-
_________________________________________________________________
24 Вопросы расследования преступяений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А-Я.
23
ганов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими информации о
преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и
представителей общественных организаций. По данным исследования,
проведенного ВНИИ МВД, все это составляет свыше 80% от всей исходной
информации о преступлениях25.
В большинстве случаев, заявления граждан и должностных лиц о
совершенных или готовящихся преступлениях, поступают в дежурные части в
устной форме, как правило по телефону. Такие сообщения фиксируются на
специальную телефонную запись "02", которая храниться в дежурной части в
течение месяца26.
При непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое
заявление о преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений
о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем
поступили (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и
сообщений о преступлениях, в которые заносятся сведения, поступившие к
следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется
протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального
законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления.
Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-
оперативной группой с места происшествия. Оно регистрируется в Журнале о
совершенных преступлениях27 .(Телефонные сообщения также регистрируются в
этих книгах).
Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение
начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления
возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК.
Провести досудебную подготовку материалов.
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
25 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. -М-, -
1992.-С.32.
26 Инструкция "О порядке приема, регистрации, учете и разрешении заявлений
и сообщений, в органах и учреждениях внутренних дел и др. информации о
преступлениях и происшествиях", утв. Приказом МВД СССР №415. от.
11.11.1990.
27 См. Там же.
24
В книге учета заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней же
указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в
возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного материала.
Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в
Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в
возбуждении уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной
порядковый номер28.
По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не
более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не
более десяти суток (ст. 109 УПК) должно быть принято решение о возбуждении
уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве
по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме.
Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного процесса,
которая создает необходимые основания для дальнейших следственных действий.
Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что
правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том
или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения
вовлекается множество государственных служб и граждан.
С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд
принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела.
Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в
деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств,
исключающих производство по делу.
Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения
уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые
предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела.
____________________________________________________________________________
________________________
28 См. Там же.
25
Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела
можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление
гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления29.
УПК РСФСР определяет, что единственным следственным действием,
проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела является осмотр
места происшествия (ч. 2 ст. 178 УПК РСФСР). При этом одной из предпосылок
успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о
нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной
группы для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для
задержания преступника. Исследование этого вопроса в Московской области
показало, что по изученным 552 делам, возбужденным в первый день
поступления сигнала, раскрыто по горячим следам 60% преступлений, на второй
день - уже 16%, а на третий день - лишь 5%30.
В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчинены
постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и
медвытрезвители, которые он информирует обо всех происшествиях на
обслуживаемой территории и организует их взаимодействие31 .
Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении
сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению
его следов и задержанию преступника32 . Успех в таких случаях, независимо
от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от
инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей,
определенных ведомственными нормативными актами. Вот характерный пример:
дежурный по отряду полу-
_________________________________________________________________
29 Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к
возбуждению уголовного дела. Законность, № 12-1995. -С. 23.
30 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. - М., 1992. -С. 34.
31 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. -М., 1989. -С.
11.
32 Инструкция "по организации взаимодействия подразделений и служб органов,
внутренних дед в расследовании и раскрытии преступлений" утверждена
приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.
26
чив сообщение об ограблении ресторана и приметах грабителя, зная, что возле
ресторана должен находиться постовой, он тут же по рации информировал его
об этом, одновременно дал указание всем ПМГ и сотрудникам, работающим на
милицейских автомашинах. Немедленно следовать к ресторану для оказания
помощи постовому. Туда же он направил дежурную следственно-оперативную
группу. Извещенный по рации постовой задержал подозреваемого при выходе из
ресторана. Преступление было раскрыто в считанные минуты после того, как
дежурная часть приняла первый сигнал33.
Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия,
его квалифицированный осмотр следователем - непременное условие успешного
раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление
сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее
эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике,
умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность
изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и
раскрытию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимосвязь
между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием
проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от
полноты и качества осмотра. Изучение практики показывает, что отсутствие
надлежащей информационной базы именно в начале расследования,
неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое
составление протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование
преступлений34.
Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов,
основными из которых являются быстрота и своевременность выезда на место
совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра;
комплексное исследование специальных
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
33 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело .№
1-471/98.
34 Вологин C.'M.. Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного
работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица,
совершившего квартирную кражу. -М.,
27
средств и методов представителями различных служб и подразделений органов
внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу
взаимодействующих лиц.
Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом
зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих
на место преступления, а так как основной организационной формой
взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным
вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание
взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью35.
Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь
является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он
осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы,
обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и
поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра,
как в процессе подготовки, так и при его проведении (ч. 4 ст. 127 УПК
РСФСР)
Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления,
его особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен
проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей
работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может
привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников
других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного
происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при
осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить
сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики,
химики, строители и т.п36.
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
35 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. "М., 1989.
-С. 23.
36 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Методическое пособие подред. Л.М. КарнсевоЙ. -М.. ВНИИ МВД
СССР, 1981. -С. 26.
28
В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет
протокол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-
криминалисту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим.
Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных
действий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и
оперативно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и
изъятые на месте происшествия.
В качестве примера можно привести успешно расследованное дело о краже
денег и товаров в особо крупных размерах из магазин “Наташа” г. Сочи.
Пытаясь, замести следы преступления, подожгли магазин.
После ликвидации пожара в осмотре места происшествия вместе со
следователем приняли участие сотрудники оперативно-розыскных подразделений,
эксперт-химик УПО, эксперт-криминалист УВД, инженер-электрик и инженер-
строитель. Каждый из них занимался порученным ему делом и о добытых данных
немедленно информировал всех членов группы. Оперуполномоченные по борьбе с
преступностью в сфере экономики организовали снятие остатков товарно-
материальных ценностей. Уже в ходе осмотра при сопоставлении полученных
сведений участники следственно-оперативной группы пришли к выводу, что
пожар возник в результате поджога. Это позволило сосредоточить основные
усилия на установлении преступников среди работников магазина. С помощью
оперативно-розыскных мероприятий были выявлены несколько подозреваемых,
среди которых оказалась и бывший продавец Бойко. Дальнейшая, более глубокая
проверка ее личности показала, что именно она, совместно со своей сестрой и
двоюродным братом совершила кражу, а затем подожгла магазин. Похищенные
вещи и деньги были изъяты у преступников при обыске37.
Таким образом, при осмотре места происшествия большое значение имеет
правильное распределение обязанностей среди лиц, участвовавших в его
проведении, четкое определение характера их действий,
____________________________________________________________________________
_____________________________________
37 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголовное
дело № 1-069/98
29
своевременное взаимное информирование.
Тактические особенности места осмотра состоят в том, что место
происшествия исследуется членами следственно-оперативной группы с разных
точек зрения и с применением различной методики. Иными словами, это
исследование носит комплексный характер.
В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специалисту-
криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами он
оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке
и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных
образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.
Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной
криминалистической информации, а также данных о применении
криминалистических средств и методов38.
Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руководством
следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех или иных
действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь
исследования. Методику, тактику исследования и применения научно-
технических средств при выявлении и фиксации материальных следов
преступления определяет сам специалист39.
Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступлении
получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными актами
закреплено, что участковый инспектор милиции прибывает первым на место
происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-
оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии,
причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его
обстоятельствах. Он информирует следователя и оперативных работников и
характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах,
представляющих
____________________________________________________________________________
_____________________________________
38 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Методич.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М-, ВНИИ МВД СССР, 1981.
39 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И-Н.
Кожевникова, АЛ.
30
оперативный интерес; исполняет поручения руководителя СОГ40.
Участковый инспектор, не будучи специалистом, как правило в осмотре
участия не принимает. За исключением случаев, когда он знаком с местом, где
совершено преступление и может помочь восстановлению обстановки41.
Обязанность следователя собрать воедино разнообразные данные осмотра,
проанализировать их в связи с полученными результатами решить вопрос о
дальнейшем направлении работы. Он должен быстро и оперативно определить
обстоятельства, при которых было совершено преступление. Следователь обязан
решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места
происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и
задержанию преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает
поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных
мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев
преступления и т.п.).
Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на
оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно
ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия
осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и
задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных
дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует
розыск преступника по горячим следам. По поручению следователя производит
следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с
дежурной частью в период осмотра возглавляется на оперативного работника.
Он должен сообщить в дежурную часть сведения
___________________________________________________________________________
________________
40 Там же. -С. 226.
41 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М, ВНИИ МВД СССР, 1981. -С. 27.
31
о характере преступления. Приметах подозреваемых, похищенного, а также
другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников42 .
Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной
частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое
практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре
места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной
взаимодействия43.
В соответствии с ведомственными нормативными актами, дежурный по
органу внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых,
сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на
транспорте и при необходимости информируются дежурные части других
горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах
преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует
перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы
немедленного реагирования44.
Примером правильного взаимодействия следователя с членами следственно-
оперативной группы и дежурной частью может служить установление и розыск
преступника, совершившего кражу товаров из магазина “Бургузин” г. Сочи. На
место происшествия выехала следственно-оперативная группа, в которую
входили следователь, инспектор уголовного розыска, а также эксперт и
кинолог. В ходе осмотра применили служебно-розыскную собаку. Взяв след, она
привела кинолога к железнодорожному вокзалу. Используя сведения о
похищенных вещах, следователь и оперативный работник опросили работников
вокзала. Те рассказали, что ночью двое мужчин с мешками и чемоданами купи-
___________________________________________________________________________
__________________________
42 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. -М.: "Российское право". -1992. -С. 39.
43 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981. -С.29.
44 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М. «Спарк». -1997. -С. 224.
32
билеты на пассажирский поезд Адлер-Владикавказ. 0перативный работник
немедленно информировал дежурную часть РОВД, а дежурный ориентировал
железнодорожную милицию о характере преступления и о приметах преступников.
Работники милиции станции Туапсе задержали неоднократно судимых Буймера и
Дерезу, у которых с собой находились чемоданы и мешки с похищенными
товарами45 .
В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист
и участковый инспектор информируют друг друга и дежурную часть о данных,
имеющих значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств
совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на
место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает
необходимость в решении организационных и тактических вопросов, связанных
как с самим выездом, так и с производством других, вытекающих из
результатов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных
действий. Большое значение приобретает оперативность использования
информации с целью проверки полученных данных, особенно по горячим следам.
Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При
осмотре места происшествия, когда следователь и оперативный работник
находятся рядом, эта форма задания является самой целесообразной46.
Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной
стадии является первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии
работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При
дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий
количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает
необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и
систематизации. К окон-
___________________________________________________________________________
________________________________________________________________
45 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело №
1-538/98.
46 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР.
-1981. -С. 30.
33
чанию осмотра намечаются определенные версии и составляется единый план
первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.
Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при
раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от друга во времени.
В действительности очень редко бывает так, чтобы члены следственно-
оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а потом
обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два
рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой
информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами
принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых
розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не
изгладились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы
обстоятельно их обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР
показало, что такое обсуждение осуществляется не всегда.
Какова же роль следователя и оперативного работника в построении
первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который
каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при
осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об
изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые
появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо,
его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от
потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.
Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени
условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в
осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать
сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него
может устно опросить потерпевших, свидетелей.
34
После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного
работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший
группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и
оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать
результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные
следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник
самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-
розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно
возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный
действий.
Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии
возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию
преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная
организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя
и следственно-оперативной группы.
В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и
активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о
совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда
следственно-оперативной группы на место происшествия и его
квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов
следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для
установления преступника.
Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии
возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из
следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или
сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в
книгах учета делается соответствующая запись.
35
глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе
предварительного расследования.
За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного
процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно
выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель
и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно
проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями
необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на
степень и характер ответственности, определение размера причиненного
ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.
Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и органов
дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и
организационной47.
Процессуальными формами являются:
1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и
следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных
следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер
по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4
ст. 127 УПК РСФСР).
Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных
действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия
при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном
использовании оперативно-розыскных возможностей
_________________________________________________________________
47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14.
36
этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея
взаимодействия48.
В практической деятельности следователи часто прибегают к
поручениям о производстве розыскных действий. Например, в производстве
отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры
Страницы: 1, 2, 3, 4
|