Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания
75 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.
76Там же. -С. 60.
53
электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находящуюся в
ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для производства
того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут
понадобиться предметы и орудия хозяйственного назначения (лопаты, лом и
т.п.), которые по его требованию должны быть представлены органом дознания.
5. Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения
следователя возможностью производства отдельных следственных действий.
Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является
доставление приводом обвиняемого (ст. 147 УПК) и свидетеля (ст. 73 УПК) в
случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе
потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к
подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе
производства таких следственных действий, как освидетельствование и
получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях,
когда, например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться
освидетельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потерпевшей
при изнасиловании или получении образцов крови, необходимых для
сравнительного анализа, а без этого установить истину по делу не
представляется возможным. Аналогичные ситуации могут быть с потерпевшим или
свидетелем. Если следователь еще до начала производства следственного
действия имеет основания полагать, что ему будет оказано противодействие,
то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о
выделении необходимых работников. Если же противодействие оказалось
неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения
следственного действия.
6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на
повышение эффективности производства отдельных следственных действий.
Необходимость в оказании этого содействия возникает
54
при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения
тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в
период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так,
органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об
особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести
обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов
и т.п. Оперативно-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию
об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его привычках,
склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех уловках, к которым он
может прибегнуть на допросе.
Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно
продумать как пути и способы ее использования, так и линию собственного
поведения при производстве того или иного следственного действия. В этом
отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных
оперативных работников. Практика показывает, что некоторые оперативные
работники относят на первое место по своей распространенности
непосредственное их участие в производимых следователем отдельных
следственных действий, что психологически вполне объяснимо77 и
действительно, в большинстве случаев, повышает эффективность производства
отдельных следственных действий.
Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по
делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Данная
процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых,
применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство
уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов
внутренних дел возбуждают сами.
_________________________________________________________________
77 Вопросы расследования преступлении. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 231.
55
Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что
следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким
образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью
организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к
подследственности следователей органов внутренних дел, как правило,
возбуждались ими же78 . И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по
большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования
исходит из того, что следователь, а не орган дознания наиболее подготовлен
для ведения производства по этим делам»79. Однако на практике всегда имеют
место случаи, когда возникает необходимость в производстве неотложных
следственных действий, а следователь почему-либо не может немедленно
приступить к расследованию.
Когда же следователь приступает к расследованию, он должен знать,
какая оперативно-розыскная работа проводится по делу, переданному ему
органом дознания до установления преступника. Однако следователь, по тем
или иным причинам, не всегда может быть осведомлен о результатах этой
работы, а следовательно, не может использовать их в интересах следствия.
Поэтому орган дознания должен проявлять инициативу в том, чтобы
своевременно информировать следователя о результатах принятых оперативно-
розыскных мер по такому делу80.
Нечто подобное наблюдается и по дедам, приостановленным следователем в
соответствии с п.З ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР. Так, по 92% таких изученных дел,
следователями на разных этапах расследования были даны органам дознания
поручения о производстве розыскных действий для установления лиц,
подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Однако письменные ответы о
результатах выполнения этих поручений имеются лишь в 45% уголовных дел.
_________________________________________________________________
78 Там же. -С. 233.
79 Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград. -1976.
-С. 95.
80 Дербенев А.П. Указ. работа- -С. 66.
56
Маловероятно, чтобы во всех случаях отсутствия в уголовных делах
соответствующих сведений оперработники действительно ничего не делали в
целях установления лиц, подлежащих привлечению в-каче-стве обвиняемых.
Более того, можно смело утверждать, что по абсолютному большинству дел о
нераскрытых преступлениях были составлены единые согласованные планы
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые
рассматривались руководителями следственных подразделений, подразделений
уголовного розыска и ОЭП и утверждались начальниками горрайоргана. Однако,
каким бы ни был такой согласованный план, он не может заметить поручений
следователя органом дознания о производстве розыскных и следственных
действий или его требований об оказании содействия при производстве
отдельных следственных действий. Ведь план не является процессуальным
документом, и в уголовное дело его не подошьешь. Это рабочий документ,
служащий целям обеспечения согласованной работы по раскрытию преступления;
он ни в коей мере не освобождает следователя от использования
предусмотренных законом институтов поручений и требований об оказании
содействия, а тем более не освобождает орган дознания от обязанности
письменно уведомлять следователя о результатах выполнения данных ему
заданий и применяемых оперативно-розыскных мерах по установлению
преступника.
При установлении факта невыполнения органом дознания указанной
обязанности следователь может прореагировать на это принятием таких мер,
как:
- обращение в устной форме к оперативному работнику, занимающемуся
установлением преступника;
- обращение в устной форме к непосредственному начальнику данного
оперативного работника;
- напоминание в письменной форме, адресованное руководителю
горрайоргана;
- выступление на служебных совещаниях, проводимых в горрай-
57
органе при обсуждении вопросов взаимодействия;
- обращение к прокурору, надзирающему за производством
предварительного следствия, для принятия необходимых мер согласно ст. 25
УПК РСФСР.
Применение любой из них может вызвать осложнения во взаимоотношениях
следователя и данного оперативного работника, но эти опасения не должны
приниматься во внимание когда речь идет об интересах дела, о выполнении
служебного долга.
58
глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их
разграничение со следственными группами
Ранее, когда весь следственный аппарат находился в органах прокуратуры
(до 1963 г.), на практике возникла такая организованная форма, как группа
следователей. Это положение нашло свое закрепление в ст. 129 УПК РСФСР.
Разница между следственными группами и следственно-оперативными
заключается в следующем81 : следственные группы создаются в случае
сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по
одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и
всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей
следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:
1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим
следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических
преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;
2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие
следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел;
3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей
может создаваться для производства только одного следственного действия,
например, осмотра мета происшествия.
Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях
организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе
органов внутренних дел.
Порядок создания следственно-оперативных групп подробно рассмотрен в
главе 1, теперь необходимо также дать и их классификацию.
_________________________________________________________________
81 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.
59
В следственной практике сложилось несколько видов следственно-
оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места
происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию дел
прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции
и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно
действующие). При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их
организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от
этапа и периода деятельности, имеют много общего как по составу, так и по
порядку их организации82. Рассмотрим некоторые из них.
Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия
(дежурная).
Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение
имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей
использования в розыскных и процессуальных целях материальных следов
преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в
практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-
розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов.
Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места происшествия
создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа,
утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников,
экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных
СОГ, график их работы и отдыха исходя из штатной численности и оперативной
установки. С учетом требований действующих нормативных актов. При этом одна
группа в течение суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления.
Личный состав указанных СОГ придается дежурной части органа внутренних
дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе членов СОГ для выезда на
осмотр места происшествия обеспечивает их
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
82 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР.
1981. -С. 83.
60
транспортом и отправляет на место происшествия83 . С этого момента члены
СОГ подчиняются ее руководителю, а оперативный дежурный по ОВД
организованно обеспечивает взаимодействие СОГ со всеми служебными нарядами
приданными дежурной части84 .
Наряду с проведением осмотра места происшествия. Предусмотренного ст.
178 У ПК, в задачу СОГ входит и раскрытие преступления, то есть розыск и
задержание преступника. Для этого параллельно с осмотром места происшествия
проводятся поисковые и оперативно-розыскные мероприятия на территории,
принадлежащей к месту происшествия. В этом состоит основная особенность
деятельности указанных СОГ, которые одновременно проводят осмотр места
происшествия (руководитель - следователь) и поисковые, оперативно-розыскные
мероприятия, направленные на розыск и задержание преступника (руководитель
- сотрудник уголовного розыска, а по делам о пожарах - сотрудник ОЭП)85.
Специализированные следственно-оперативные группы.
Данные СОГ создаются для расследования и раскрытия определенной
категории преступлений, в том числе по которым лица их совершившие, не
установлены86 . Такая СОГ является постоянно действующим формированием,
создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на
транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемых ими
территорий определяются с учетом сложившейся оперативной обстановки.
Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее
квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих
достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит
из следственной и оперативной групп, а также специалистов.
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
83 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов
внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД
№ 334 от 20.06.96.
84 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, АЛ. Качалова. Изд. 2. М-: «Спарк».-1997.-С.224.
85 Там же.-С. 641.
86 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в
расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД РФ № 334 от
20.&6.96.
61
Основной задачей данных групп является раскрытие умышленных убийств, в
том числе убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены за не
установлением виновных. Исходя из важности поставленных задач перед такой
СОГ, включенным в нее следователем и оперативным работником не может быть
поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об
убийстве87.
Характерной особенностью такой группы является то, что следователь СОГ
проводить расследование до момента установления лица, совершившего
преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по
отысканию и проверке доказательств его виновности, по указанию руководителя
прокуратуры передает дело для дальнейшего расследования по
территориальности88. Следственно-оперативная группа, созданная для
раскрытия конкретного преступления (целевая).
Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание целевой
(временной) СОГ - для расследования преступлений по конкретному уголовному
делу.
Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта
преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою
деятельность после установления лица, совершившего преступление.
Совместная следственно-оперативная группа.
Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание совместных
следственно-оперативных групп (бригад) - для расследования тяжких
преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами,
либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В
состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов
прокуратуры, МВД,
_________________________________________________________________
87 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качалова. Изд. 2 -М.: «Спарк» -1997. -С. 637.
88 Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:
сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997. -С. 64.
62
ФСБ и федеральной службы налоговой полиции.
Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной группы на
примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности организованных
преступных групп.
Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий
следственных, оперативных, технических и других служб и расследованию
деятельности организованной преступной группы.
Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор,
следователь, принявший дело к своему производству, либо орган,
осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной
деятельности89.
Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник
следственного подразделения или один из следователей, в производстве
которых находится дело. При значительном объеме работы и большой
численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться
штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее
руководителю независимо от их ведомственной принадлежности.
Начальник ОВД, начальник следственного подразделения, оперативных
подразделений (последние только в части проведения оперативно-розыскных
действий) организованное руководство осуществляют в силу своего
должностного положения. Они постоянно контролируют деятельность СОГ путем
наблюдения за выполнением согласованных планов проведения следственных и
оперативно-розыскных действий, заслушивают следователя - руководителя
(ежедневно или еженедельно) и других членов группы о результатах их работы,
а также, иногда, лично участвуют в производстве расследования, проводят
допросы основных фигурантов по деду. Одновременно они осуществляют
координацию действий СОГ с другими служебами90.
_________________________________________________________________
89 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 652.
90 Петелин БЯ. Указ. работа. -С. 13.
63
При этом руководителем должен быть не просто начальник по должности, а
работник следственного подразделения, то есть должностное лицо, являющееся
следователем по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник
отдела надзора за следствием и т.п.91
Следователи СОГ выполняют необходимые следственные действия от своего
имени с указанием наименования группы и в объеме, установленном ее членами.
Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с уголовно-
процессуальным законодательством, а оперативные работники в соответствии с
законодательством РФ. При этом в ходе взаимодействия между следователем,
оперативными работниками и руководителем СОГ могут возникнуть некоторые
противоречия по вопросам расследования преступлений. Такие противоречия
подлежат незначительному разрешению, так как они могут повредить
расследованию Большинство таких противоречий разрешаются на рабочих
совещаниях руководителей и членов следственно-оперативной группы. Однако
положительные результаты в таких случаях достигаются не всегда92.
В соответствии со ст. 127 УПК РСФСР следователи обладают широкой
процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве
предварительного расследования, за исключением случаев, когда
предусмотрено получение санкции прокурора; руководитель СОГ (прокурор или
начальник следственного отдела) вправе давать следователю указания о
производстве предварительного следствия. Такие указания даются следователю
в письменной форме и являются обязательными для исполнения (ст. 127' УПК
РСФСР). Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о
привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме
обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о
прекращении дела (ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР) следователь вправе
представить дело вы-
_________________________________________________________________
91Синевский О.В. Виды следственных и следственно=оперативных групп:
сравнительный анализ/Государство и право -№ 1. -1997. -С.66.
92 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел- Метод, пособие под ред. Л.М. Кар-неевой -М.: ВНИИ МВД СССР.
-1981. -С. 47.
64
шестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их
выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего
прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного
следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и
поручает его производство другому следователю.
Подобным образом обстоит дело и при возникновении разногласий между
следователем и оперативным работников. Давая поручения о производстве
оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по
установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такие поручения являются
для них обязательными. При этом следователь не вправе указывать, какие
конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Обжалование этих
поручений не приостанавливает их исполнения. В этом случае прокурор вносит
представление об устранении нарушений начальнику органа внутренних дел или
начальнику следственного отдела, которые полномочны применить к лицу,
допустившему нарушение меры дисциплинарного воздействия и отстранить его от
дальнейшего участия в расследовании данного дела93.
Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных
групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных
действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной
информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и
возмещении материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и
повышается качество расследования в целом.
_________________________________________________________________
93 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод. пособие под ред. Л.М. карнеевоЙ. -М.: ВНИИ МВД СССР.
-1981. -С. 103.
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов
расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий,
обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие
того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические
подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и
методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности
были использованы не разрозненно, а в комплексе.
Одним их существенных признаков взаимодействия выступает
согласованность, которая достигается в работе посредством рационального
сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако
взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и
обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из
них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и
методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и
полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания
должно быть установленное законом разграничением компетенции
взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им
средств и методов работы.
Взаимодействие следователя и оперработника, обеспечивающее успешное
сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при
расследовании преступлений предлагает: четкое разграничение их полномочий,
совместный выезд на место преступления в целях выявления и закрепления
следов преступления, розыска и задержания преступника; совместное участие в
разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическую
взаимную информационную связь о вновь полученных данных, касаю-
66
щихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего;
совместный анализ и оценку результатов деятельности следователя и
оперативного работника.
Привлекаемые для участия в расследовании преступления работники
оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны:
активно использовать свои специфические средства и методы доя быстрого и
полного раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и
указания следователя о производстве розыскных и следственных действия,
немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении,
когда производство предварительного следствия обязательно, принимать
безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению
вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и
осуществлению других действий, оказывать научно-техническую помощь,
своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно-
розыскные данные для использования их при подготовке и проведении
следственных действий. Следователь, в свою очередь в целях наиболее
оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятиях должен ставить в известность соответствующих оперативных
работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных
оперативно-розыскных данных для использования при подготовке оперативно-
розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме давать оперативным
работникам поручения о проведении необходимых оперативно-розыскных
мероприятий; приглашать оперативных работников для участия в подготовке и
проведении ареста или задержания обвиняемого, обыска и других мероприятий,
связанных с рыском сопротивления со стороны подозреваемого (обвиняемого),
его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств; а
также на совещаниях следователей, ведущих расследование по делу,
обсуждать причины и условия, способствовавшие совершению престу-
67
пления и соответствующие профилактические мероприятия. Данные, полученные
оперативно-розыскным путем, позволяют не только своевременно о обоснованно
производить следственные действия, но и тщательно подготовиться к ним,
обеспечивая осведомленность следователя об объекте поиска, о местах
хранения орудий преступления и похищенного имущества, о поведении
преступника перед его задержанием и т.д. Все это дает следователю
возможность быстро, эффективно и неожиданно для преступника их
использовать. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий содействует также своевременному пресечению готовящихся
преступлений. Следователи также могут оказать большую помощь оперативным
работникам выявляя в ходе расследования данные, которые можно использовать
для организации и успешного выполнения оперативно-розыскных мероприятий. К
такого рода данным могут относиться сведения о готовящихся преступления,
способах и орудиях их совершения, намеченных объектах преступного
посягательства, способах сокращения следов преступления, способах связи
между соучастниками и многие другие сведения, которые не относятся к
составу данного расследуемого преступления, но могут быть использованы а
организации оперативно-розыскных мероприятий. Допрашивая свидетелей,
обвиняемого, выполняя другие следственные действия, следователь выясняет
необходимость сведения и незамедлительно сообщает о них оперативным
работникам.
Эффективности взаимодействия способствует создание следственно-
оперативных групп, положительные стороны работы которых состоят в
сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных мероприятий по
конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для
получения доказательств по делу, изобличения виновных лиц и
возмещения материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и
повышается качество расследова-
68
ния в целом. Все это в конечном итоге позволяет успешно бороться в с
преступностью.
Вместе с тем, мне бы хотелось выдвинуть некоторые идеи
совершенствования уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
Я считаю необходимым дополнить раздел II УПК РСФСР главой о создании
следственно-оперативных групп. В ней должны быть детально урегулированы
основания и порядок создания СОГ, полномочия руководителя и других ее
членов, механизм разрешения возникающих в ходе работы следственно-
оперативной группы противоречий между ее руководителем, следователем и
оперативным работником, ответственность данных лиц за допущенные нарушения,
а также осуществление контроля за деятельностью работы группы. Здесь должны
быть определены и виды следственно-оперативных групп. Это станет более
строгим средством регламентирования порядка их деятельности, чем
ведомственные нормативные акты.
Надеюсь, что я достиг целей написания дипломной работы на тему
«Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях
возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»: полно и
всесторонне раскрыл содержание основных ее положений, определил сущность и
значение правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа
дознания.
69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. -М.: Юрид. литература, 1997.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12
августа 1995 г .//Собрание законодательства РФ - 1995. -№ 33. -Ст. 3349.
3. Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон
РФ от 22 февраля 195 г.// Собрание законодательства РФ. -1995. -№\5. -Ст.
1269.
4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ в ред. От
17.11.95//СЗ РФ. -1995. -№ 47. -Ст. 4472.
5. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах)
органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для
пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп.
Утверждено совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32
(1992/73/278 от 22 мая 1995г.).
6. Инструкция «О порядке приема, регистрации , учете и разрешении
заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой
информации о преступлениях и происшествиях», утверждена приказом МВД СССР №
415 от 11.11.1990 г.
7. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб
органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений»,
утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.
8. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и раскрывание
преступлений. -М.: Юрид. литература. -1997.
9. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и доз* нания как
организационная система/Советское государство и право. -1997.-№ 7.
10. Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения
следственных действий. -Волгоград, -1997.
70
11. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ ВМД СССР.
-1981.
12. Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя,
оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при
установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.
"1985.
13. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ.
ред. И.Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.:
«Спарк». -1997.
14. Гриянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997.
15. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при
расследовании преступлений. -М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР.-1983.
16. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-
розыскной деятельности. -М.: «Спарк». -1996.
17. Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную
работу. -Волгоград. -1976.
18. Криминалистика: Учебник для вузов МВД РФ. Т.2: техника, тактика,
организация и методика расследования преступлений. Под ред. Б,П.
Смагоринского. -Волгоград, ВСМ МВД РФ. -1994.
19. Кругликов А. П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов
предварительного следствия и дознания. -Волгоград, ВСМ МВД. -
20. Лавров В.П. , Сидоров В.Б. Расследование преступлений по горячим
следам. -М. -1989.
21. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование,
организация. -М., -1970.
71
22. Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград.
-1976.
23. Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР.-1986.
24. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. -М.:«Филин». -1997.
25. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация,
взаимодействие, тактика. -М., -1992.
26. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:
сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997.
27. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с
милицией. -М., -1981.
28. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом
к возбуждению уголовного дела/Законность. -№ 12. -1995
29. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголов-
ное дело № 1-471/98.
30. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное
дело № 1 -069/98.
31. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное
дело №1-538/98.
32. Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98.
72
Страницы: 1, 2, 3, 4
|