бесплатные рефераты

Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

75 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.

76Там же. -С. 60.

53

электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находящуюся в

ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для производства

того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут

понадобиться предметы и орудия хозяйственного назначения (лопаты, лом и

т.п.), которые по его требованию должны быть представлены органом дознания.

5. Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения

следователя возможностью производства отдельных следственных действий.

Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является

доставление приводом обвиняемого (ст. 147 УПК) и свидетеля (ст. 73 УПК) в

случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе

потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к

подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе

производства таких следственных действий, как освидетельствование и

получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях,

когда, например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться

освидетельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потерпевшей

при изнасиловании или получении образцов крови, необходимых для

сравнительного анализа, а без этого установить истину по делу не

представляется возможным. Аналогичные ситуации могут быть с потерпевшим или

свидетелем. Если следователь еще до начала производства следственного

действия имеет основания полагать, что ему будет оказано противодействие,

то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о

выделении необходимых работников. Если же противодействие оказалось

неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения

следственного действия.

6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на

повышение эффективности производства отдельных следственных действий.

Необходимость в оказании этого содействия возникает

54

при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения

тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в

период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так,

органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об

особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести

обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов

и т.п. Оперативно-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию

об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его привычках,

склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех уловках, к которым он

может прибегнуть на допросе.

Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно

продумать как пути и способы ее использования, так и линию собственного

поведения при производстве того или иного следственного действия. В этом

отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных

оперативных работников. Практика показывает, что некоторые оперативные

работники относят на первое место по своей распространенности

непосредственное их участие в производимых следователем отдельных

следственных действий, что психологически вполне объяснимо77 и

действительно, в большинстве случаев, повышает эффективность производства

отдельных следственных действий.

Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по

делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Данная

процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых,

применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство

уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов

внутренних дел возбуждают сами.

_________________________________________________________________

77 Вопросы расследования преступлении. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 231.

55

Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что

следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким

образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью

организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к

подследственности следователей органов внутренних дел, как правило,

возбуждались ими же78 . И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по

большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования

исходит из того, что следователь, а не орган дознания наиболее подготовлен

для ведения производства по этим делам»79. Однако на практике всегда имеют

место случаи, когда возникает необходимость в производстве неотложных

следственных действий, а следователь почему-либо не может немедленно

приступить к расследованию.

Когда же следователь приступает к расследованию, он должен знать,

какая оперативно-розыскная работа проводится по делу, переданному ему

органом дознания до установления преступника. Однако следователь, по тем

или иным причинам, не всегда может быть осведомлен о результатах этой

работы, а следовательно, не может использовать их в интересах следствия.

Поэтому орган дознания должен проявлять инициативу в том, чтобы

своевременно информировать следователя о результатах принятых оперативно-

розыскных мер по такому делу80.

Нечто подобное наблюдается и по дедам, приостановленным следователем в

соответствии с п.З ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР. Так, по 92% таких изученных дел,

следователями на разных этапах расследования были даны органам дознания

поручения о производстве розыскных действий для установления лиц,

подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Однако письменные ответы о

результатах выполнения этих поручений имеются лишь в 45% уголовных дел.

_________________________________________________________________

78 Там же. -С. 233.

79 Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград. -1976.

-С. 95.

80 Дербенев А.П. Указ. работа- -С. 66.

56

Маловероятно, чтобы во всех случаях отсутствия в уголовных делах

соответствующих сведений оперработники действительно ничего не делали в

целях установления лиц, подлежащих привлечению в-каче-стве обвиняемых.

Более того, можно смело утверждать, что по абсолютному большинству дел о

нераскрытых преступлениях были составлены единые согласованные планы

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые

рассматривались руководителями следственных подразделений, подразделений

уголовного розыска и ОЭП и утверждались начальниками горрайоргана. Однако,

каким бы ни был такой согласованный план, он не может заметить поручений

следователя органом дознания о производстве розыскных и следственных

действий или его требований об оказании содействия при производстве

отдельных следственных действий. Ведь план не является процессуальным

документом, и в уголовное дело его не подошьешь. Это рабочий документ,

служащий целям обеспечения согласованной работы по раскрытию преступления;

он ни в коей мере не освобождает следователя от использования

предусмотренных законом институтов поручений и требований об оказании

содействия, а тем более не освобождает орган дознания от обязанности

письменно уведомлять следователя о результатах выполнения данных ему

заданий и применяемых оперативно-розыскных мерах по установлению

преступника.

При установлении факта невыполнения органом дознания указанной

обязанности следователь может прореагировать на это принятием таких мер,

как:

- обращение в устной форме к оперативному работнику, занимающемуся

установлением преступника;

- обращение в устной форме к непосредственному начальнику данного

оперативного работника;

- напоминание в письменной форме, адресованное руководителю

горрайоргана;

- выступление на служебных совещаниях, проводимых в горрай-

57

органе при обсуждении вопросов взаимодействия;

- обращение к прокурору, надзирающему за производством

предварительного следствия, для принятия необходимых мер согласно ст. 25

УПК РСФСР.

Применение любой из них может вызвать осложнения во взаимоотношениях

следователя и данного оперативного работника, но эти опасения не должны

приниматься во внимание когда речь идет об интересах дела, о выполнении

служебного долга.

58

глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их

разграничение со следственными группами

Ранее, когда весь следственный аппарат находился в органах прокуратуры

(до 1963 г.), на практике возникла такая организованная форма, как группа

следователей. Это положение нашло свое закрепление в ст. 129 УПК РСФСР.

Разница между следственными группами и следственно-оперативными

заключается в следующем81 : следственные группы создаются в случае

сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по

одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и

всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей

следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:

1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим

следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических

преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;

2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие

следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел;

3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей

может создаваться для производства только одного следственного действия,

например, осмотра мета происшествия.

Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях

организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе

органов внутренних дел.

Порядок создания следственно-оперативных групп подробно рассмотрен в

главе 1, теперь необходимо также дать и их классификацию.

_________________________________________________________________

81 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.

59

В следственной практике сложилось несколько видов следственно-

оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места

происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию дел

прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции

и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно

действующие). При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их

организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от

этапа и периода деятельности, имеют много общего как по составу, так и по

порядку их организации82. Рассмотрим некоторые из них.

Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия

(дежурная).

Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение

имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей

использования в розыскных и процессуальных целях материальных следов

преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в

практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-

розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов.

Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места происшествия

создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа,

утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников,

экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных

СОГ, график их работы и отдыха исходя из штатной численности и оперативной

установки. С учетом требований действующих нормативных актов. При этом одна

группа в течение суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления.

Личный состав указанных СОГ придается дежурной части органа внутренних

дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе членов СОГ для выезда на

осмотр места происшествия обеспечивает их

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

82 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР.

1981. -С. 83.

60

транспортом и отправляет на место происшествия83 . С этого момента члены

СОГ подчиняются ее руководителю, а оперативный дежурный по ОВД

организованно обеспечивает взаимодействие СОГ со всеми служебными нарядами

приданными дежурной части84 .

Наряду с проведением осмотра места происшествия. Предусмотренного ст.

178 У ПК, в задачу СОГ входит и раскрытие преступления, то есть розыск и

задержание преступника. Для этого параллельно с осмотром места происшествия

проводятся поисковые и оперативно-розыскные мероприятия на территории,

принадлежащей к месту происшествия. В этом состоит основная особенность

деятельности указанных СОГ, которые одновременно проводят осмотр места

происшествия (руководитель - следователь) и поисковые, оперативно-розыскные

мероприятия, направленные на розыск и задержание преступника (руководитель

- сотрудник уголовного розыска, а по делам о пожарах - сотрудник ОЭП)85.

Специализированные следственно-оперативные группы.

Данные СОГ создаются для расследования и раскрытия определенной

категории преступлений, в том числе по которым лица их совершившие, не

установлены86 . Такая СОГ является постоянно действующим формированием,

создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на

транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемых ими

территорий определяются с учетом сложившейся оперативной обстановки.

Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее

квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих

достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит

из следственной и оперативной групп, а также специалистов.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

83 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов

внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД

№ 334 от 20.06.96.

84 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качалова. Изд. 2. М-: «Спарк».-1997.-С.224.

85 Там же.-С. 641.

86 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в

расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД РФ № 334 от

20.&6.96.

61

Основной задачей данных групп является раскрытие умышленных убийств, в

том числе убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены за не

установлением виновных. Исходя из важности поставленных задач перед такой

СОГ, включенным в нее следователем и оперативным работником не может быть

поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об

убийстве87.

Характерной особенностью такой группы является то, что следователь СОГ

проводить расследование до момента установления лица, совершившего

преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по

отысканию и проверке доказательств его виновности, по указанию руководителя

прокуратуры передает дело для дальнейшего расследования по

территориальности88. Следственно-оперативная группа, созданная для

раскрытия конкретного преступления (целевая).

Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание целевой

(временной) СОГ - для расследования преступлений по конкретному уголовному

делу.

Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта

преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою

деятельность после установления лица, совершившего преступление.

Совместная следственно-оперативная группа.

Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание совместных

следственно-оперативных групп (бригад) - для расследования тяжких

преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами,

либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В

состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов

прокуратуры, МВД,

_________________________________________________________________

87 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качалова. Изд. 2 -М.: «Спарк» -1997. -С. 637.

88 Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:

сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997. -С. 64.

62

ФСБ и федеральной службы налоговой полиции.

Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной группы на

примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности организованных

преступных групп.

Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий

следственных, оперативных, технических и других служб и расследованию

деятельности организованной преступной группы.

Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор,

следователь, принявший дело к своему производству, либо орган,

осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной

деятельности89.

Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник

следственного подразделения или один из следователей, в производстве

которых находится дело. При значительном объеме работы и большой

численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться

штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее

руководителю независимо от их ведомственной принадлежности.

Начальник ОВД, начальник следственного подразделения, оперативных

подразделений (последние только в части проведения оперативно-розыскных

действий) организованное руководство осуществляют в силу своего

должностного положения. Они постоянно контролируют деятельность СОГ путем

наблюдения за выполнением согласованных планов проведения следственных и

оперативно-розыскных действий, заслушивают следователя - руководителя

(ежедневно или еженедельно) и других членов группы о результатах их работы,

а также, иногда, лично участвуют в производстве расследования, проводят

допросы основных фигурантов по деду. Одновременно они осуществляют

координацию действий СОГ с другими служебами90.

_________________________________________________________________

89 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 652.

90 Петелин БЯ. Указ. работа. -С. 13.

63

При этом руководителем должен быть не просто начальник по должности, а

работник следственного подразделения, то есть должностное лицо, являющееся

следователем по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник

отдела надзора за следствием и т.п.91

Следователи СОГ выполняют необходимые следственные действия от своего

имени с указанием наименования группы и в объеме, установленном ее членами.

Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с уголовно-

процессуальным законодательством, а оперативные работники в соответствии с

законодательством РФ. При этом в ходе взаимодействия между следователем,

оперативными работниками и руководителем СОГ могут возникнуть некоторые

противоречия по вопросам расследования преступлений. Такие противоречия

подлежат незначительному разрешению, так как они могут повредить

расследованию Большинство таких противоречий разрешаются на рабочих

совещаниях руководителей и членов следственно-оперативной группы. Однако

положительные результаты в таких случаях достигаются не всегда92.

В соответствии со ст. 127 УПК РСФСР следователи обладают широкой

процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве

предварительного расследования, за исключением случаев, когда

предусмотрено получение санкции прокурора; руководитель СОГ (прокурор или

начальник следственного отдела) вправе давать следователю указания о

производстве предварительного следствия. Такие указания даются следователю

в письменной форме и являются обязательными для исполнения (ст. 127' УПК

РСФСР). Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о

привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме

обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о

прекращении дела (ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР) следователь вправе

представить дело вы-

_________________________________________________________________

91Синевский О.В. Виды следственных и следственно=оперативных групп:

сравнительный анализ/Государство и право -№ 1. -1997. -С.66.

92 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел- Метод, пособие под ред. Л.М. Кар-неевой -М.: ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 47.

64

шестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их

выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего

прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного

следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и

поручает его производство другому следователю.

Подобным образом обстоит дело и при возникновении разногласий между

следователем и оперативным работников. Давая поручения о производстве

оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по

установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такие поручения являются

для них обязательными. При этом следователь не вправе указывать, какие

конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Обжалование этих

поручений не приостанавливает их исполнения. В этом случае прокурор вносит

представление об устранении нарушений начальнику органа внутренних дел или

начальнику следственного отдела, которые полномочны применить к лицу,

допустившему нарушение меры дисциплинарного воздействия и отстранить его от

дальнейшего участия в расследовании данного дела93.

Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных

групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных

действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной

информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и

возмещении материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и

повышается качество расследования в целом.

_________________________________________________________________

93 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод. пособие под ред. Л.М. карнеевоЙ. -М.: ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 103.

65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов

расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий,

обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие

того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические

подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и

методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности

были использованы не разрозненно, а в комплексе.

Одним их существенных признаков взаимодействия выступает

согласованность, которая достигается в работе посредством рационального

сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако

взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и

обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из

них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и

методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и

полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.

Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания

должно быть установленное законом разграничением компетенции

взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им

средств и методов работы.

Взаимодействие следователя и оперработника, обеспечивающее успешное

сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при

расследовании преступлений предлагает: четкое разграничение их полномочий,

совместный выезд на место преступления в целях выявления и закрепления

следов преступления, розыска и задержания преступника; совместное участие в

разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическую

взаимную информационную связь о вновь полученных данных, касаю-

66

щихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего;

совместный анализ и оценку результатов деятельности следователя и

оперативного работника.

Привлекаемые для участия в расследовании преступления работники

оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны:

активно использовать свои специфические средства и методы доя быстрого и

полного раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и

указания следователя о производстве розыскных и следственных действия,

немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении,

когда производство предварительного следствия обязательно, принимать

безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению

вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и

осуществлению других действий, оказывать научно-техническую помощь,

своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно-

розыскные данные для использования их при подготовке и проведении

следственных действий. Следователь, в свою очередь в целях наиболее

оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятиях должен ставить в известность соответствующих оперативных

работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных

оперативно-розыскных данных для использования при подготовке оперативно-

розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме давать оперативным

работникам поручения о проведении необходимых оперативно-розыскных

мероприятий; приглашать оперативных работников для участия в подготовке и

проведении ареста или задержания обвиняемого, обыска и других мероприятий,

связанных с рыском сопротивления со стороны подозреваемого (обвиняемого),

его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств; а

также на совещаниях следователей, ведущих расследование по делу,

обсуждать причины и условия, способствовавшие совершению престу-

67

пления и соответствующие профилактические мероприятия. Данные, полученные

оперативно-розыскным путем, позволяют не только своевременно о обоснованно

производить следственные действия, но и тщательно подготовиться к ним,

обеспечивая осведомленность следователя об объекте поиска, о местах

хранения орудий преступления и похищенного имущества, о поведении

преступника перед его задержанием и т.д. Все это дает следователю

возможность быстро, эффективно и неожиданно для преступника их

использовать. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятий содействует также своевременному пресечению готовящихся

преступлений. Следователи также могут оказать большую помощь оперативным

работникам выявляя в ходе расследования данные, которые можно использовать

для организации и успешного выполнения оперативно-розыскных мероприятий. К

такого рода данным могут относиться сведения о готовящихся преступления,

способах и орудиях их совершения, намеченных объектах преступного

посягательства, способах сокращения следов преступления, способах связи

между соучастниками и многие другие сведения, которые не относятся к

составу данного расследуемого преступления, но могут быть использованы а

организации оперативно-розыскных мероприятий. Допрашивая свидетелей,

обвиняемого, выполняя другие следственные действия, следователь выясняет

необходимость сведения и незамедлительно сообщает о них оперативным

работникам.

Эффективности взаимодействия способствует создание следственно-

оперативных групп, положительные стороны работы которых состоят в

сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных мероприятий по

конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для

получения доказательств по делу, изобличения виновных лиц и

возмещения материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и

повышается качество расследова-

68

ния в целом. Все это в конечном итоге позволяет успешно бороться в с

преступностью.

Вместе с тем, мне бы хотелось выдвинуть некоторые идеи

совершенствования уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Я считаю необходимым дополнить раздел II УПК РСФСР главой о создании

следственно-оперативных групп. В ней должны быть детально урегулированы

основания и порядок создания СОГ, полномочия руководителя и других ее

членов, механизм разрешения возникающих в ходе работы следственно-

оперативной группы противоречий между ее руководителем, следователем и

оперативным работником, ответственность данных лиц за допущенные нарушения,

а также осуществление контроля за деятельностью работы группы. Здесь должны

быть определены и виды следственно-оперативных групп. Это станет более

строгим средством регламентирования порядка их деятельности, чем

ведомственные нормативные акты.

Надеюсь, что я достиг целей написания дипломной работы на тему

«Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях

возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»: полно и

всесторонне раскрыл содержание основных ее положений, определил сущность и

значение правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа

дознания.

69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. -М.: Юрид. литература, 1997.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12

августа 1995 г .//Собрание законодательства РФ - 1995. -№ 33. -Ст. 3349.

3. Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон

РФ от 22 февраля 195 г.// Собрание законодательства РФ. -1995. -№\5. -Ст.

1269.

4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ в ред. От

17.11.95//СЗ РФ. -1995. -№ 47. -Ст. 4472.

5. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах)

органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для

пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп.

Утверждено совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32

(1992/73/278 от 22 мая 1995г.).

6. Инструкция «О порядке приема, регистрации , учете и разрешении

заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой

информации о преступлениях и происшествиях», утверждена приказом МВД СССР №

415 от 11.11.1990 г.

7. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб

органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений»,

утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.

8. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и раскрывание

преступлений. -М.: Юрид. литература. -1997.

9. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и доз* нания как

организационная система/Советское государство и право. -1997.-№ 7.

10. Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения

следственных действий. -Волгоград, -1997.

70

11. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ ВМД СССР.

-1981.

12. Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя,

оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при

установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.

"1985.

13. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ.

ред. И.Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.:

«Спарк». -1997.

14. Гриянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об

оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997.

15. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при

расследовании преступлений. -М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР.-1983.

16. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-

розыскной деятельности. -М.: «Спарк». -1996.

17. Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную

работу. -Волгоград. -1976.

18. Криминалистика: Учебник для вузов МВД РФ. Т.2: техника, тактика,

организация и методика расследования преступлений. Под ред. Б,П.

Смагоринского. -Волгоград, ВСМ МВД РФ. -1994.

19. Кругликов А. П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов

предварительного следствия и дознания. -Волгоград, ВСМ МВД. -

20. Лавров В.П. , Сидоров В.Б. Расследование преступлений по горячим

следам. -М. -1989.

21. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование,

организация. -М., -1970.

71

22. Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград.

-1976.

23. Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР.-1986.

24. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. -М.:«Филин». -1997.

25. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация,

взаимодействие, тактика. -М., -1992.

26. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:

сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997.

27. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с

милицией. -М., -1981.

28. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом

к возбуждению уголовного дела/Законность. -№ 12. -1995

29. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголов-

ное дело № 1-471/98.

30. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное

дело № 1 -069/98.

31. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное

дело №1-538/98.

32. Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98.

72

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ