бесплатные рефераты

Терроризм

соответственно. Гораздо чаще, однако, он отбрасывает бремя моральных

принципов и убеждает себя, что ему дозволено все. Цель террориста – не

просто убить противника, а вызвать всеобщее замешательство, тотальный

страх. Философия подобных действий известна: великая цель оправдывает

средства, какими бы жестокими они не были. Хотя известно и другое: многие

из самых кошмарных преступлений в истории человечества совершались именно

теми, чей идеализм не вызывает сомнений.1

Проблема политического и уголовного терроризма,

захлестнувшего Россию и уносящего ежегодно сотни жизней, как мне кажется,

не может быть рассмотрена вне рамок политического экстремизма, который в

течение ряда лет приобретал значение острого дестабилизирующего фактора для

российского общества. Политический экстремизм оказывает резко негативное

воздействие на ход экономических и политических реформ в России, он

сформировал реальные угрозы безопасности личности, общества и государства.

Поэтому, говоря о терроризме как об одной из крайних форм

политического экстремизма, мы должны постоянно иметь в виду эту родовую

связь и понимать, что особенности терроризма в России определяются

глубинными причинами, лежащими в основе политического экстремизма прежде

всего, и теми факторами, которые влияют на его развитие.

Террористические акции, имевшие место в 1995-1996 гг. в

Буденновске, Кизляре, Первомайском и получившие широкий резонанс в мире,

отразили в себе в концентрированном виде все то, что определяет развитие

политического терроризма в целом, всю сумму факторов, прямо воздействующих

на это развитие.

Видимо, нет необходимости сегодня останавливаться на деталях этих

событий, как и перечислять десятки террористических актов против депутатов

законодательных органов различного уровня, представителей властей и

журналистов. Представляется более важным осмыслить эти акты в целом,

определить, что является причиной их возникновения и развития.

§ 3. Особенности терроризма в России.

Особенностью российского терроризма является его жестокость,

пренебрежение жизнью мужчин и женщин, стариков и детей. Эта жестокость -

прямое следствие пропаганды культа насилия, пренебрежения судьбой людей в

жизненно важных вопросах. "Выживает сильный" - этот закон джунглей стал

российской реальностью. Отсюда вытекает, как уже отмечалось, и героизация

террористов. При этом, в идеологическом плане, они представляются в глазах

общества как "борцы" за национальную или какую-либо социальную идею. Это

связано и с другой особенностью - культивированием политического

радикализма как способа достижения политических целей - прежде всего

захвата власти.

Традиции политического радикализма в России имеют многовековую

историю. К сожалению, и сегодня ни одна политическая сила, ни один институт

государства не сформулировали идеологию, которая, отвергла бы политический

радикализм и действовала бы в целях его устранения как традиции

политической истории России.

Особенностью терроризма в России сегодня является и его капитальная

вооруженность, вплоть до новейших видов оружия. Распад армии, системы

правоохранительных органов и спецслужб, сложные социальные процессы в армии

по существу открыли военные арсеналы как для уголовных элементов, так и

особенно для представителей политического экстремизма. Более того, крупные

финансовые средства, имеющиеся в руках политических радикалов, сторонников

крайних форм и методов политической борьбы, позволяют оснащать террористов-

боевиков, а если хотите, и просто бандитов, передовым техническим

оборудованием, экипировкой, не только не уступающей, но и нередко более

совершенной, чем та, которая есть у тех, кто должен бороться с терроризмом.

Наличие территорий, находящихся под контролем сил политического

экстремизма, неспособность органов правопорядка и спецслужб контролировать

ситуацию везде привели к тому, что подготовка боевиков, используемых в

террористических акциях, проводится на специальных базах, с участием

опытных инструкторов, в том числе и иностранных.

Необходимо отметить, что российский как уголовный, так и

политический терроризм все в большей мере принимает

интернациональный характер, выражающийся не только в координации

действий с зарубежными террористическими группами или организациями

политического экстремизма, но и в непосредственном участии иностранных

граждан в террористической деятельности на территории России. Об этом

недвусмысленно свидетельствуют события в Чечне и вокруг Чечни.

В деятельности наиболее жестоких организаций политического

экстремизма, в особенности этнического характера, прослеживается стремление

вынести террор за пределы своей местности, сделать его нормой, по крайней

мере в регионе, с тем чтобы создать единый фронт в борьбе с государственной

властью. Именно такие действия были характерны для группы Радуева в

Кизляре. Явно просматривалась задача сделать Дагестан и другие республики в

этом регионе еще одним очагом терроризма, развязать бандитскую деятельность

на Северном Кавказе в целом.1

То, что в настоящее время происходит в России, при наблюдении со

стороны, вызывает некоторое недоумение. Как можно говорить об эффективной

борьбе с терроризмом в нашей стране, если даже подразделения

предназначенные для этой борьбы дают населению повод сомневаться в их

правильных и эффективных действиях. Приведем такой пример. Вечером 22

сентября 1999 года в 21.05 житель дома № 14/16 по улице Новоселов в Рязани,

видел въезжающую во двор его дома автомашину «Жигули», из которой вышли

трое пассажиров и стали перетаскивать в подвал какие то мешки, после чего

уехали. Сознательный гражданин позвонил в милицию. Приехавшие на место

сотрудники обследовали подвал и обнаружили под одной из опор здания мешки,

наполненные веществом белого цвета, в один из них был вставлен взрыватель с

таймером, установленным на 5.30 утра. Жильцов дома немедленно эвакуировали.

Прибывшие на место происшествия саперы провели предварительный экспресс –

анализ и установили, что в мешках присутствует примесь взрывчатого вещества

– гексогена.

Параллельно разворачивались оперативные мероприятия по розыску

подозреваемых.

На следующий день, 23 сентября, СМИ сообщили о готовящемся теракте.

Страна в очередной раз вздрогнула. А потом с заявлением выступил директор

ФСБ Николай Патрушев и сообщил, что никакой попытки теракта не было. Просто

ФСБ проводила плановые учения.

Как выяснилось позже, содержимое найденных мешков было отправлено

на анализ в Москву. Эксперты заявили, что в мешках находится самый

обыкновенный сахар. Вопрос. Если дирекция ФСБ с уверенностью заявила, что

это были учения, зачем отправлять мешки с обычным сахаром на экспертизу в

Москву? Дальше – больше. Эти самые пресловутые мешки вывезли на полигон и

пытались взорвать. Зачем? Ведь известно каждому, что сахар не взрывается.

Или в мешках был не только сахар? Или ФСБ запуталось в собственном вранье?

И еще один факт без комментариев. На следующий день после

происшедших событий в злополучный дом примерно десять раз приезжала

«неотложка».

Вывод такой: Прежде в рязанской милиции раздавались телефонные

звонки о бесхозных пакетах, сумках и подозрительных предметах. Теперь –

нет. Жители Рязани потеряли бдительность. Таков итог «учений». Снова

возникает вопрос. Кто в этом виноват? А кто в последнее время с экранов

телевизоров и газетных полос призывает всех без исключения граждан быть

бдительными.1

Оставаясь реалистами, мы не можем ожидать в ближайшее время не

только устранения причин терроризма, но и сколько-нибудь существенного их

ослабления. В этих условиях государство должно иметь целостную программу

по борьбе с терроризмом, объединяющую усилия законодательной,

исполнительной и судебной властей, различных ведомств, средств массовой

информации и населения.2

Глава 2. Борьба с терроризмом. Криминологический и международно-правовой

аспекты.

§ 1. Основные направления предупреждения актов терроризма.

Исходя из приведенной выше, далеко не полной характеристики

проблематики терроризма, можно попытаться сформулировать социально –

правовую проблему воздействия на терроризм.

Она включает в себя следующие компоненты: а) анализ насильственного

поведения с целью выделения террористических и квазитеррористических его

разновидностей, причем для этого обязательно должны быть выявлены признаки,

индикаторы, поддающиеся верификации, т.е. проверке на некоторой

общепринятой у профессионалов основе; б) разработку правового понимания

терроризма как поведения субъектов права. Здесь в принципе возможно и

изучение поведения субъектов конституционного права, юридических лиц, но в

любом случае право должно исходить не из политических определений сил,

движений, побудительных факторов, но из четких характеристик субъектов,

поведение которых может быть основанием правовой ответственности; в)

конкретизацию правового понятия терроризма применительно к целям

использования (научным, социально – правовым, догматическим), которое в

свою очередь может быть государственно – правовым, угловно – правовым и,

возможно, соотноситься с другими отраслями права; г) анализ возможностей и

пределов усвоения понятия терроризма действующими нормативными актами. При

этом речь идет именно об усвоении, поскольку сложившиеся нормативные акты,

кодексы, отдельные законы по содержанию своих предписаний и структуре

отнюдь не нейтральны к новым предписаниям; они могут вообще устранять их

необходимость либо, по меньшей мере, определять содержание и форму этих

предписаний; д) уяснение последствий применения или отказа от применения

тех или иных правовых предписаний: кроме излишней политизации поведения

возможны не вызванные необходимостью ограничение свобод и перегрузка

правоохранительной системы; е) определение допустимых и эффективных методов

правового воздействия на террористические поведение, что предполагает

создание набора средств правового воздействия, отражающих весь позитивный

потенциал действующего права (поощрительные нормы, особые условия амнистии,

введение особого процессуального порядка работы со свидетелями и другие

меры, нуждающиеся в специальном анализе); ж) достижение правового и

социального согласия относительно характера правовой борьбы с терроризмом,

ибо это преступление, пожалуй, как никакое другое провоцирует применение

излишне жестоких государственных мер, либо отступление от законности,

способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект

противоположенный ожидаемому. При этом чрезвычайно важно оберегать

авторитет государства, отнюдь не сводимый к авторитету отдельных ведомств

либо должностных лиц.

Наконец правовая борьба с терроризмом предполагает постоянное

использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных

исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно,

осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского,

судебного, общественного) за антитеррористической деятельностью. Последняя,

как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы

необходимого.

С этих позиций можно высказать некоторые соображения сугубо

практического свойства. Прежде всего необходимо выработать правовые и

организационные гарантии защиты прав граждан от злоупотребления

возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц за пределы

Конституции, чем бы они не пытались оправдаться. Одной из таких гарантий

является жесткая индивидуальная ответственность за принимаемые решения и

осуществляемые действия. Но в целом предписания, связанные с правовым

воздействием на терроризм (выявление, профилактика, привлечение к уголовной

и иной ответственности, регулирование и ограничение правовых возможностей

граждан и пр.) должны быть внутренне согласованны и на единой основе

проведены через систему уже действующих нормативных актов. Это относится к

законам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, в

особенности так называемых силовых структур, устанавливающим статусы

субъектов права, включая граждан, определяющим их права и обязанности,

например, в сфере получения информации, деятельности СМИ, к законам о

чрезвычайном положении, уголовному, уголовно – процессуальному и иному

законодательству. Печальная практика указывает на необходимость введения

жестких правил принятия решений в сфере борьбы с терроризмом, а также иным

противоправным насильственным и в целом антиконституционным поведением.

Более того, необходимо установить запреты на принятие определенного рода

решений без соблюдения необходимого процедурного порядка.

Крайне важно определить компетенцию различных государственных

органов в сфере борьбы с терроризмом. Структуры, выполняющие эти задачи,

должны иметь поддержку государства и общества. Но они должны быть

легитимны, их работа должна быть уважаема обществом и вестись дозволенными

методами. Не следует допускать использования неконституционных структур для

борьбы с терроризмом. Такой подход есть проявление монополии государства на

насилие и направлен на повышение авторитета государства. Неумеренное

применение, например, масок, камуфляжа, автоматического оружия структурами,

выполняющими, в сущности, обыденные задачи, подрывает спокойствие в

обществе, снижает авторитет правоохранительных органов и переводит

конфликтность на более высокий уровень.1

Что касается информационного обеспечения антитеррористической

системы, проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и

антитеррористической деятельности; унификация ведомственных и

межгосударственных подходов к статистическим учетам, расширения круга

статистических данных об участниках и пособниках терроризма, о потерпевших;

создания единого банка информации (включая и данные о результатах судебного

разбирательства) и режима информационного обмена, согласования

статистической отчетности о террористических преступлениях и смежных

криминальных деяниях, разработки и внедрения методики оценки последствий

террористических преступлений.

Применительно к правовому обеспечению существенных дополнений

требуют законы об оружии, об оперативно – розыскной деятельности, о

милиции, прокуратуре, здравоохранении и психиатрической помощи, об

обеспечении безопасности ядерных, химических, бактериологических и тому

подобных объектов, об информационной безопасности, о рекламе и деятельности

СМИ, о местном самоуправлении и т.д. В рассматриваемом аспекте необходима

конкретизация договоров о размежевании и взаимном делегировании полномочий

РФ и ее субъектов. Дополнения целесообразно внести и в законодательные акты

о стандартах обучения (общего, профессионального и т.д.), в нормативные

акты о координации правоохранительной деятельности, государственных

инспекциях, пожарной безопасности и некоторые другие.

На концептуальном уровне необходимо осуществить разработку

уголовного и уголовно – процессуального законодательства.1

Подлежит разработке и нормативному закреплению перечень участников

антитеррористической деятельности с дифференциацией на группы:

Участников общей профилактики (дальние подступы – противодействие

развитию конфликтности в обществе, ожесточению людей, привитие ценностных

ориентаций и создание жизненной перспективы, с учетом того, что эта

глобальная социальная политика имеет и антитеррористический аспект);

Участников специальной профилактики (включая антитеррористическую

пропаганду, противодействие процессам, непосредственно создающим почву для

подготовки и совершения террористических деяний, включая контроль за

информацией, предоставляющей интерес для террористов, оружием и материалами

повышенной опасности, охрану режимных объектов особой важности,

психологическую подготовку населения и его инструктаж, контроль за

националистической, фундаменталистской, экстремистской средой и т.д.);

Участников пресечения террористических деяний на всех возможных

уровнях;

Участников справедливого наказания террористов и его исполнения. В

частности, в этот перечень должны быть включены, разумеется, с определением

задач, прав и обязанностей, ресурсного обеспечения, линий взаимодействия

вооруженные силы и другие формирования, приравненные к ним, МЧС, органы

местного самоуправления, инспекции, структуры ведомственной безопасности и

охраны, средства массовой информации. В этой же связи требует решения и

вопрос о повышенной ответственности участников антитеррористической

деятельности в военной время и в боевой обстановке. Следует обсудить и

вопрос о возможности приравнивания в некоторых случаях сотрудников

специальных формирований милиции к военнослужащим.

На внутреведомственном уровне участников антитеррористической

деятельности превалируют проблемные ситуации нормативного закрепления

соответствующих функций, специализация их носителей, ресурсного

обеспечения, профессиональной подготовки и переподготовки, включая правовые

и морально – психологические аспекты. Требуется и организационное решение,

нормативное и ресурсное обеспечение внутреведомственной координации с

выделением руководителя с управленческими функциями в этой сфере.

На межведомственном уровне, помимо сквозных вопросов

информационного обеспечения, о которых говорилось выше, требуется

разработка типовых планов межведомственных действий, федерального,

межрегионального, регионального уровня и уровня сотрудничества с другими

государствами. Для каждого варианта должен быть определен единый

руководитель, его правовой статус и круг помощников, включая аналитиков,

экспертов – юристов, психологов и т.д.

Разработке подлежат следующие проблемные ситуации стратегического

характера: компетенция ветвей власти, пределы ограничения прав и свобод в

условиях чрезвычайной обстановки, режим деятельности представителей СМИ при

освещении антитеррористических операций (ограничения, связанные с

секретностью, с безопасностью самих журналистов и т.д.); обеспечение

безопасности населения; принципы переговоров; принципы применения силы и

психологического давления; надзор и контроль за законностью, в том числе

основания и режим допуска международных наблюдателей; статус сотрудников,

внедренных к террористам. Подлежит градации на основе интегративных

критериев оценка допустимых пределов применения силы, оружия и спецсредств.

Детальной разработки требует процедура и содержание взаимодействия

введенных в действие федеральных сил с властями региона и органами местного

самоуправления. В частности, речь идет о праве региональных властей на

переговоры, о статусе использования местных ресурсов и сил для вывода

населения, оцепления, контроля транспорта, размещения эвакуированных,

размещения и снабжения участников операции, информационной взаимосвязи и

т.д.

Большое значение необходимо предавать целевой характеристике задач,

форм и содержания: а) работы с населением по опровержению преувеличенных

представлений о распространенности и опасности терроризма (здесь нужны и

совместные с СМИ действия на основе партнерской позиции) и в то же время по

формированию повседневной бдительности в отношении лиц и предметов, которые

могут представлять опасность; б) своевременной и достаточной информации о

конкретных действиях террористов, согласованной между ведомствами, точной и

не допускающей избыточных деталей, внушающих страх; обязательное сообщение

о потерях террористов и о судебном приговоре; целенаправленной правовой и

морально – психологической подготовки участников антитеррористической

деятельности, с тем, чтобы создать позицию готовности к ней (и в ситуациях

риска) на основе точного знания прав, обязанностей, ответственности. В том

числе осознания законности необходимой обороны и противоправности любых

приказов по ее ограничению (опыт Первомайского). В то же время морально –

психологическая и правовая подготовка должна ориентировать не только на

своевременность и достаточность активного противодействия террористам, но и

на предотвращение избыточности и проявлений жестокости; необходимо

предусмотреть и психолого – психиатрическую помощь участникам операций по

выведению их из экстремального личностного состояния.1

Активная борьба с проявлениями терроризма ведется также на уровне

законодательства. Среди нормативных актов, регулирующих борьбу с

терроризмом необходимо выделить такие как Указ Президента РФ от 07.03.1996

г. №338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В данном нормативном

акте определяются основные направления повышения эффективности деятельности

федеральных органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом.2

Положение «о Межведомственной антитеррористической комиссии Российской

Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 16.01.1997, № 45. В

данном положении определяются основные задачи и права межведомственной

антитеррористической комиссии направленные на борьбу с различными

проявлениями терроризма.1 Важным нормативным актом является Концепция

национальной безопасности утвержденная указом Президента РФ от 10.01.2000 №

24. В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы

государственной политики. Концепция является основой для разработки

конкретных программ и организационных документов в области обеспечения

национальной безопасности РФ.2

§2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача.

Не подлежит сомнению тезис о том, что терроризм превратился сегодня

в серьезную проблему для всего мирового сообщества. И при организации

эффективного противодействия ему необходимы совместные усилия различных

государств, их специальных служб и правоохранительных органов. Однако

следует четко осознавать, что подобное взаимодействие может иметь место

лишь в ситуации, когда интересы различных государств в сфере борьбы с

терроризмом совпадают. Примерами таких ситуаций могут быть: посягательство

террористов на сложившуюся систему международных отношений и правопорядка;

покушение на объекты совместной защиты (дипломатические представительства,

официальные государственные делегации, совместные предприятия, транспортные

средства международного сообщения и пр.); наличие связей между

национальными террористическими структурами и проведение ими операций,

выходящих за рамки юрисдикции одного государства, и т.д. Таким образом,

речь идет о взаимодействии в противоборстве с международным терроризмом.

Вместе с тем существует широкий спектр проявлений террористического

плана, которые не затрагивают международного правопорядка и поэтому

относятся к внутреннему терроризму (совершение политически мотивированных

убийств государственных или общественных деятелей данной страны,

посягательства на ее конституционные основы, создание и

функционирование незаконных вооруженных формировании, захват заложников без

перемещения их за границу и др.). Ясно, что если подобного рода

криминальным проявлениям не будет оказано, адекватного и эффективного

противодействия, их масштабы будут возрастать и способны выйти за рамки

национальной проблемы. И все же борьба с ними - задача внутренняя, так как

и основные детерминанты, порождающие внутренний терроризм, чаще всего носят

также внутренний характер.

Для подтверждения выдвинутого тезиса хочу обратиться к мнению

специалистов. Ни для кого не секрет, что еще лет десять назад в качестве

основных источников возникновения политически мотивированного

противоправного насилия в СССР назывались спецслужбы западных государств и

иностранные антисоветские организации. А вот при проведении экспертного

опроса среди руководителей подразделений по борьбе с терроризмом

территориальных органов безопасности России в 1993 г. респонденты на

просьбу перечислить основные факторы, порождающие терроризм и иные

насильственные антиконституционные посягательства в стране, поставили

деятельность зарубежных спецслужб лишь на пятое место. Это обстоятельство

симптоматично и, с одной стороны, отражает процесс "потепления" в

международных отношениях, а с другой - указывает на приоритет внутренних

факторов среди детерминант терроризма в современной России. Что же это за

факторы? В ходе названного исследования специалисты указали следующие

причины терроризма и политически мотивированного насилия в Российской

Федерации: падение жизненного уровня подавляющей части населения,

обострение политической борьбы в стране, повышение социальной и правовой

незащищенности людей, наличие неразрешенных проблем межнационального

характера, усиление сепаратистских тенденций. Подчеркну, что это - открытые

данные, они были опубликованы в "Белой книге российских спецслужб".1

Результаты экспертного опроса подтверждают важное положение о том, что

основой возникновения терроризма всегда является обострение социально-

политических противоречий, которые, в случае непринятия своевременных мер,

порождают конфликт того или иного масштаба.2

Приведенная справка из социологического исследования наталкивает и

еще на один вывод. Представляется, что следует пересмотреть широко

распространенное мнение, в соответствии с которым приоритет в организации

борьбы с терроризмом должен принадлежать спецслужбам и правоохранительным

органам. Если мы обратимся к упоминавшемуся опросу руководителей

контртеррористических подразделений, то увидим, что в качестве факторов,

порождающих сегодня терроризм в России, выступают социальные, экономические

и политические причины, рычаги прямого воздействия на которые находятся вне

компетенции органов безопасности и правоохраны. Следует отметить, что и

подавляющее большинство обстоятельств, благоприятствующих успешной

реализации террористических и иных насильственных антиконституционных

посягательств, также имеют социальную, экономическую и политическую

природу (обострение межнациональных проблем; усиление экстремистских

тенденций в политической борьбе; политизация организованной преступности,

стремящейся проникнуть к рычагам власти; увеличение количества людей,

приобретших опыт ведения военных действий в локальных вооруженных

конфликтах; падение производства в промышленности и сельском хозяйстве;

проблема занятости населения и т.д.).

Таким образом, главными субъектами борьбы с терроризмом должны быть

само государство, законодательная и исполнительная ветви власти. Спецслужбы

же и правоохранительные органы в своей практике противодействия терроризму

сталкиваются, по существу, со следствиями запущенности серьезных

социальных, национальных, экономических и иных проблем на высшем

политическом уровне. Мало того, отдельные непродуманные и

непросчитанные политические решения сами продуцируют терроризм в стране.

Яркий тому пример - события в Чечне.

Терроризм - одно из проявлений экстремизма. Однако от других форм

экстремизма он отличается тем, что, как правило, все его проявления

противоправны. Поэтому при поисках путей адекватного и эффективного

противодействия преступлениям террористического толка уместно будет

применить криминологический алгоритм предупреждения любых противоправных

деяний, совершаемых с явным умыслом. Такие преступления отличаются от

большинства общеуголовных тем, что не могут быть совершены в состоянии

аффекта или по неосторожности и, следовательно, требуют определенного

времени на "созревание", включающее возникновение "злого умысла" и все

этапы подготовки до покушения на совершение преступления. Природа такого

"созревания" противоправных действий заключается в процессе динамичного

диалектического взаимодействия комплекса негативных объективных и

субъективных факторов. К первым относятся внешние для субъекта

потенциального преступления обстоятельства жизни, включающие бытовую,

экономическую, социальную и иные компоненты его существования. Ко вторым

следует отнести психологические, национальные, возрастные,

профессиональные, мировоззренческие и другие особенности личности, которые

могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Подчеркнем,

что совершение преступления возможно лишь в случае активного

диалектического взаимодействия криминогенных объективных и субъективных

факторов. Предупредить противоправное деяние в этом случае можно тремя

путями: 1) устранив негативные объективные факторы действительности; 2)

оказав сдерживающее, положительное, корректирующее влияние на субъективный

криминогенный фактор; 3) внеся дисфункцию во взаимодействие объективного и

субъективного факторов, имеющее противоправную перспективу.

Компетенция специальных и правоохранительных органов в сфере

предупреждения и пресечения терроризма, как было показано выше, весьма

ограничена с точки зрения возможного влияния на объективный фактор

назревания преступления. А это диктует необходимость формирования

комплексного, системного подхода к решению общегосударственной по своей

сути задачи, каковой и является борьба с терроризмом в современных

российских условиях. Что это означает на практике?

С одной стороны, необходимо создание единой, отсутствующей сегодня

в России, целостной, комплексной, стратегически ориентированной

государственной концепции борьбы с терроризмом, которая должна стать

прочным фундаментом организации контртеррористической деятельности в

стране. Разумеется, эта концепция должна согласовываться с

международными подходами к борьбе с терроризмом и учитывать специфические

российские особенности этого явления. Нужна и серьезная модернизация

законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом.

Другая сторона системного подхода к разрешению

общегосударственной проблемы борьбы с терроризмом заключается в

необходимости объединения усилий в противодействии этому социально-

политическому явлению всех ответственных за будущее страны сил государства

и общества. Здесь должны найти свое место и верхние эшелоны

представительной власти России, и законодатель, и спецслужбы, и

правоохранительные органы, и учреждения культуры, и средства массовой

информации, и партийные, религиозные и иные общественные объединения.

Каждый из участников всеобщей борьбы с терроризмом должен отвечать за свой

участок этой деятельности в рамках его компетенции, а координация их усилий

должна быть подчинена единой концепции борьбы с терроризмом.

Заметим, что и вся контртеррористическая программа, и деятельность

каждого из субъектов ее реализации должны быть адекватны террористической

опасности по своим масштабам, формам, методам реализации, активности и т.д.

Так, если речь идет о предупреждении и пресечении тщательно и конспиративно

подготавливаемых акций терроризма, основную роль в этом должны играть

спецслужбы, обладающие необходимыми оперативными силами и средствами для

эффективного противодействия им. Если терроризм выливается в форму

открытых, демонстративных актов по терроризированию населения, с

использованием, большого количества хорошо вооруженных боевиков, как это

было, например, в Буденновске и Кизляре, ответная реакция должна быть

адекватно активна, и состоять в быстро реализуемой карательной операции с

привлечением возможностей спецподразделений и сил министерства обороны. В

ситуации, когда в стране, осуществляются попытки распространения идеологии

экстремизма, фашизма, национализма, религиозной нетерпимости и т.д.,

чреватых террористическими и иными противоправными проявлениями, следует

мобилизовать усилия всех пропагандистских и просветительских

государственных структур, воспитательных и образовательных учреждений и

идеологических институтов, всех прогрессивных общественных объединений, и

самодеятельных организаций в направлении разъяснения: широким слоям

населения опасности политического, национального, клерикального

экстремизма, сепаратизма и иных явлений, порождающих терроризм, а также

содействовать привитию гражданам иммунитета к попыткам втянуть их в такого

рода деятельность.

В этой связи хотелось бы отметить особую роль средств массовой

информации в противодействии террористической угрозе. К сожалению,

приходится констатировать, что их огромный потенциал используется в этом

плане весьма неэффективно. Мало того, можно было бы привести целый ряд

примеров, когда авторы некоторых передач или публикаций либо пытаются

оправдать отдельные террористические акции, либо так обстоятельно описывают

все этапы их подготовки и соответствующие действия противостоящих им

сотрудников контртеррористических подразделений, что такого рода

материалы можно давать под рубрикой "Делай с нами, делай как мы, делай

лучше нас", посвящая их начинающим террористам и киллерам. А ведь можно

сконцентрировать внимание зрителя и читателя на тех факторах, которые

продуцируют терроризм и которые мы должны стремиться устранять из нашей

жизни общими усилиями, или на последствиях противоправной акции для

окружающих, самого террориста и его близких, наконец, на

человеконенавистнической сущности самой идеологии терроризма. И ни в коем

случае недопустимо раскрывать тактику подготовки и реализации

контртеррористических мер спецподразделений.1

Определенная ответственность за неэффективное участие печатных и

электронных средств массовой информации в сфере борьбы с терроризмом лежит

и на российских спецслужбах и правоохранительных органах, которые зачастую

не могут наладить цивилизованных отношений с представителями прессы, радио,

телевидения и, опираясь на опыт неудачного, а порой и вредного для дела

освещения журналистами аспектов и проблем контртеррористической

деятельности, держат их на "голодном информационном пайке". Следует,

однако, признать, что в последнее время отмечаются положительные сдвиги в

этом направлении. Представители специальных подразделений, спецслужб

и правоохранительных органов сами выступают с освещением этой щекотливой

темы; в этих структурах выделяются подготовленные работники, ответственные

за контакты с прессой. Однако и они, и журналисты, рассказывая людям о

такой деликатной сфере деятельности специальных и правоохранительных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ