Терроризм
органов, каковой является борьба с терроризмом, должны руководствоваться
мудрой заповедью - "не навреди".
Терроризму как сложному, комплексному, многоаспектному социально -
политическому явлению современности следует также противопоставить
комплексную систему контртеррористических мер. В заключение хотелось бы еще
раз подчеркнуть - успех в борьбе терроризмом возможен лишь в том случае,
если в решении этой задачи консолидируют свои усилия мировое сообщество и
все здоровые, прогрессивные элементы государства и общества внутри страны.1
Как видно из сказанного, борьба с терроризмом, прежде всего
политическим, требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать
меры и экономического, и политического, и социального, и, естественно,
специального характера. Конечно, это долговременная программа, и ее
реализация зависит от многих параметров. А ситуация такова, что решительные
и эффективные меры необходимы уже сегодня. Представляется, что для решения
этой задачи требуется программа, которая должна предусматривать более узкий
круг действий и включать в себя:
- срочное восстановление основных административно-правовых мер
(режимные меры), по крайней мере тех из них, которые позволят поставить под
контроль миграционные потоки;
- наведение порядка с хранением, владением и
распространением оружия;
- разработку концепции антитеррористической борьбы в современных
условиях;
- тесную взаимосвязь борьбы с уголовной преступностью, уголовным и
политическим терроризмом;
- взаимодействие всех сил правопорядка и спецслужб в
антитеррористической борьбе с выделением головного органа, обладающего
необходимыми полномочиями и правами в организации, координации и
осуществлении всей борьбы с терроризмом, и возложением на него
ответственности за ее результативность;
- создание единой информационной системы как в России, так и в рамках
СНГ по вопросам борьбы с терроризмом (распределенные банки данных с
центральным информационным звеном на базе головного органа) и осуществление
аналитической работы по обеспечению борьбы с терроризмом;
- отработку эффективных методов взаимодействия (информационных,
совместных операций) с зарубежными органами, осуществляющими борьбу с
уголовным и политическим экстремизмом;
-ужесточение правовых последствий (наказаний, санкций для лиц
связанных в той или иной форме с террористической деятельностью, а именно:
владение оружием и его распространение, передача финансовых, материальных и
технических средств, обеспечение связи, недоносительство о фактах
подготовки и проведения террористических актов, совершение подобных актов и
т.д.1
§3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Борьба с преступностью осуществляется главным образом путем
применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и
воспитательного характера. Однако только этих мер для достижения
положительных результатов может быть недостаточно, все большую роль
начинает играть сотрудничество государств. Такое сотрудничество,
развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс
развития международного права. Это сотрудничество нельзя рассматривать
изолированно, ибо оно, как губка, впитывало черты международного права
предшествующих исторических периодов, в его нормах и принципах
фиксировались результаты сотрудничества государств по другим проблемам.2
Региональное и глобальное сотрудничество можно рассматривать в
качестве перекрещивающихся стратегий, которые дополняют друг друга. Такой
подход оказывает синтетическое воздействие, особенно в случаях, когда
результаты совместных операций ощущаются на национальном уровне и поощряют
государства к разработке внутреннего права в соответствии с их
обязательствами, принятыми на международном уровне. Но существуют различия
в исходных предпосылках, лежащих в основе двустороннего сотрудничества, с
одной стороны, и многостороннего сотрудничества, с другой стороны, особенно
тогда, когда предпринимаются усилия по многостороннему сотрудничеству в
глобальных формах. Двусторонний подход основывается на так называемой
эволюционной модели сотрудничества, для которой характерно постепенное
укрепление системы двусторонних связей. Такой процесс носит планомерный
характер и предусматривает тщательное укрепление и постепенное расширение
норм, механизмов и инструментов сотрудничества. Укрепление двустороннего
сотрудничества осуществляется снизу вверх, стержневым моментом являются
понятия целесообразности и практичности. Конечная цель отнюдь не
игнорируется, но осознается, что для ее достижения потребуется много
времени. Приверженцы двустороннего подхода считают наилучшей основой для
развития сотрудничества совпадение интересов двух государств, которые
сталкиваются с аналогичными проблемами и проявляют готовность решить эти
проблемы. Эффективность в значительной степени зависит от воли государств,
и это наилучшим образом проявляется в случаях, когда отдельные государства
готовы налаживать активное и стабильное сотрудничество для достижения общих
целей. При этом действующие двусторонние договоры о взаимной помощи и
выдаче, а также различные другие формы содействия обеспечивают модель для
более высокого уровня сотрудничества.
Комплексный подход к международному сотрудничеству состоит в том,
что, поскольку проблема носит глобальный характер, наилучшим решением
является деятельность, широкая по масштабам, многосторонняя по форме и
глобальная по охвату. Признается необходимость упорядочить ситуацию,
которая может оказаться "довольно беспорядочным набором глобальных,
региональных и двусторонних механизмов, созданных без учета общих
параметров". Применение многостороннего подхода позволило бы исправить
сложившееся положение. Сотрудничество развивалось бы постепенно, без какой-
либо общей стратегии, однако на современном этапе процесс требует
планирования и регулирования, в частности за счет применения более
комплексных и долгосрочных подходов, например, разработки конвенции о
борьбе против организованной транснациональной преступности. Ключевая
концепция многостороннего подхода состоит в том, что для решения острых
проблем необходимы кардинальные меры, но такой подход наталкивается на
традиционную приверженность национальному суверенитету. Но в
действительности речь идет не об утрате суверенитета, а о том, готовы ли
государства пожертвовать частью формальных требований, связанных с ним,
чтобы предотвратить разрушения в результате деятельности транснациональных
преступных организаций. Как и большинство других теоретических схем,
многосторонний подход ориентирован на определенную конечную цель и
предусматривает наиболее короткий и прямой путь ее достижения. Такой
подход, действующий сверху вниз, учитывает различные проблемы и в то же
время исходит из неумолимой логики, которая обеспечивает стимулы для их
преодоления.1
В каждый исторический период международная борьба с преступностью
хранила черты своей эпохи. В период рабовладения все межгосударственные
связи в этой области сводились к заключению договоров о выдаче или просто к
практике выдачи политических беглецов. Данные связи, естественно, имели
только двусторонний характер и развивались в немногих регионах. Развитых
принципов сотрудничества не существовало. При феодализме круг государств,
имеющих связи в деле борьбы с преступными деяниями, расширился, активная
роль в этом принадлежала церкви. И хотя межгосударственные связи по-
прежнему ограничивались заключением договоров и практикой выдачи
преступников, детальнее стал определяться круг лиц, подлежащих выдаче. В
период феодализма широко применялись обычные нормы, но появлялось все
большее количество договоров. Господствующим принципом был принцип борьбы с
политическими преступлениями.
С появлением капитализма в международной борьбе с преступностью
произошли кардинальные изменения. Во-первых, стало общепризнанным
совершенно новое правило: не выдавать политических деятелей и сотрудничать
только в борьбе с общеуголовными преступлениями, что, однако, не означало
точного следования этому принципу на практике. Во-вторых, сам предмет
сотрудничества стал шире. Между государствами начали заключаться соглашения
о борьбе с отдельными видами преступлений. Одним из первых документов
такого рода явилась принятая Венским конгрессом 4 февраля 1815 г.
Декларация, в которой заявлялось о недопустимости торговли африканскими
неграми. Вслед за ней были приняты соглашения о борьбе с торговлей
женщинами и детьми, незаконным распространением наркотических веществ и др.
Далее чрезвычайно усилилась роль уголовного закона в деле борьбы за мир и
безопасность, равноправие народов и наций, против геноцида, расовой
дискриминации и т.д. Новые принципы международного права в ряде случаев
обеспечиваются также силон внутригосударственного принуждения. Например,
многие государства приняли специальные акты, запрещающие пропаганду войны.
Увеличилась роль международных соглашений в борьбе с преступлениями. И дело
не только в том, что увеличивается число таких соглашений, но и в том, что
теперь вначале вырабатывается договор, а затем, в соответствии с его
установлениями, принимаются внутригосударственные законы.
Существенная черта современного состояния международной борьбы с
преступностью — возрастание роли международных организаций в качестве
организационных и координирующих центров.
Учитывая, что межгосударственные связи в области борьбы с
преступностью весьма динамичны, что почти ежегодно появляются новые и новые
соглашения относительно отдельных видов преступлений, в данном исследовании
подробно рассмотрим меры по борьбе именно с международным терроризмом.
В документах ООН отмечается, что при рассмотрении деятельности
транснациональных преступных организаций неизменно встают вопросы,
касающиеся использования тактики террора и связей с террористическими
организациями. Преступные организации прибегают к террору чаще всего для
того, чтобы создать более благоприятные условия для деятельности своих
преступных предприятий. Их действия направлены против конкретной политики в
области обеспечения законности, а не против существующих властных структур.
Напротив, террористические группы преследуют политические цели, которые
зачастую направлены на изменение сложившегося положения либо на уровне
государства, либо на международном уровне. В преступной деятельности,
например в торговле наркотиками или оружием, террористические группы
участвуют, как правило, с целью добыть средства, необходимые им для более
эффективного выполнения их политических задач. Однако при том, что средства
и цели преступных и террористических организаций совершенно различны, в
настоящее время все больше проявляется тенденция к их слиянию, которая
может стать необратимой.
Одним из признаков этой тенденции является прямое использование
преступными организациями акций террора.1
Исследуемая проблема являлась предметом неоднократного рассмотрения
в ООН. Так, ее седьмой Конгресс по предупреждению преступности и обращению
с правонарушителями в своей резолюции в Миланском плане действий
подтвердил, что первоочередное внимание должно уделяться борьбе с
терроризмом во всех его формах, в ключах, при необходимости,
скоординированные, согласованные действия международного сообщества.
Седьмой Конгресс ООН просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе
с ней рассмотреть возможность разработки рекомендаций о международных
действиях по укреплению правоохранительных мер, в том числе процедур выдачи
преступников, соглашений о юридической помощи и сотрудничестве в отношении
правонарушений террористического характера.
Будучи обеспокоен быстрым распространением национальной и
международной террористической преступной активности, а также сознавая
серьезную угрозу, которую представляет рассматриваемая активность для
социальной и политической стабильности и жизни огромного числа людей,
восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями особо отметил тенденцию интернационализации терроризма. В
связи с этим Конгресс предложил международному сообществу принятие
согласованных ответных мер по борьбе с национальным и международным
терроризмом глобального характера. С целью скоординированных действий
против международного терроризма как на национальном, так и на
международных уровнях, восьмой Конгресс ООН выработал специальные
рекомендация, именуемые «Приложение «О мерах по борьбе с международным
терроризмом».
В данном «Приложении» отсутствует определение международного
терроризма. Этот пробел можно объяснить следующим. Начиная с первого
исследования международного терроризма, проведенного ООН в 1972 г.,
международное сообщество до настоящего времени не может достигнуть согласия
в отношении общеприемлемого содержания термина "международный терроризм".
Не удалось достичь общего согласия и в отношении мер, необходимых для
предотвращения пагубных последствий терроризма и в целом борьбы с ними. До
согласования общеприемлемого определения международного терроризма в
"Приложении" рекомендуется определить преступное поведение террористов и на
основе принципов международного права создать систему эффективных мер
превенции и принуждения.
В своем выступлении на пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН
руководитель американской делегации в ООН М. Олбрайт заявила, что США будет
просить Ассамблею принять решения, касающиеся терроризма, коррупции и
преступности, наркобизнеса и незаконной торговли оружием. По ее словам, США
будут лоббировать резолюцию по заключению конвенции против террористических
актов с применением взрывных устройств. "Терроризм подобен чуме,
распространившейся во все уголки земного шара, - заявила Олбрайт, - Мы
должны действовать вместе для того, чтобы предупреждать и предотвращать
террористические акты, а их организаторов и исполнителей привлекать к
ответственности. Мы должны дать ясно понять тем, кто планирует подобные
акты, что международное сообщество выступит против них единым фронтом". Еще
одним приоритетом является запрещение применения, хранения, производства и
передачи наземных мин, сказала М.Олбрайт. США будут добиваться принятия
"международной декларации о безопасности граждан, которая должна
продемонстрировать решимость в борьбе с международной преступностью во всех
ее формах".
Лидеры крупнейших промышленно-развитых стран приняли пакет мер,
направленных на борьбу с международной преступностью, незаконным оборотом
наркотиков и терроризмом на состоявшемся саммите в Лионе в 1996 г.1 Этот
пакет, представляющий собой перечень из сорока рекомендаций,
предусматривает принятие конкретных мер со стороны "большой семерки" и
России.
Указанный пакет содержит конкретные рекомендации по четырем
ключевым направлениям.
"Отказ в предоставлении убежища": восемь стран должны обмениваться
информацией в связи с договорами об экстрадиции и запросами об экстрадиции
в отношении разыскиваемых преступников, террористов и преступных
организаций, а также в связи с программами по защите свидетелей. Это будет
осуществляться путем обмена работниками прокуратур, судебных и
правоохранительных органов; за счет координации усилий в сфере
международной подготовки сотрудников правоохранительных органов, а также за
счет увеличения числа договоров и других двусторонних и многосторонних
соглашений, касающихся экстрадиции.
"Лишение преступников и террористов необходимых ресурсов": восемь
стран будут обмениваться информацией, касающейся борьбы с отмыванием денег,
в том числе о методах ведения расследований и методах привлечения
преступников к ответственности. Они будут способствовать увеличению числа
стран, относящих практику отмывания денег к преступлениям и принимающих
законы, которые позволяют налагать арест на имущество преступников-
террористов.
"Зашита национальных границ": они усилят деятельность по борьбе с
организациями и подпольными рынками, поддерживающими преступную
террористическую деятельность; они будут обмениваться информацией о лицах и
организациях, занимающихся незаконной торговлей оружием, контрабандой
людьми, а также данными о разыскиваемых преступниках; они будут
обмениваться последними достижениями в сфере технологий, применяемых при
защите границ, использовать усовершенствованные виды въездных и выездных
документов и более совершенную технику для обнаружения подделок; они будут
содействовать увеличению числа стран, относящих контрабанду людьми к
категории преступлений.
"Выявление и профилактика преступлений и террористических актов,
совершаемых с применением передовых технологий": восемь стран разработают
общие подходы к борьбе с высокотехнологичными преступлениями и компьютерным
пиратством, в том числе с действиями террористов, использующих последние
достижения информационной технологии для проникновения в базы данных
финансовых институтов и государственных учреждений.
В этой связи необходимо выделить еще один документ, принятый
министрами «восьмерки» на совещании в Оттаве от 12.12.95.1 в котором
закреплялись вопросы укрепления международного сотрудничества,
международные и национальные правовые рамки, вопросы обмена опытом и
информацией, вопросы захвата заложников, финансирования террористической
деятельности и др.
В рамках Интерпола (Международной организации уголовной полиции)
сложился постоянно действующий механизм кооперации и координации действий
полиции разных стран в борьбе с общеуголовной преступностью. Но контакты
полицейских служб в системе Интерпола — лишь часть более общего и широкого
международного сотрудничества государств по социальным вопросам, в числе
которых поиски наиболее эффективных форм и методов борьбы с преступностью
как на национальном, так и на международном уровне.
Борьба Интерпола с терроризмом всегда была трудной. До последнего
времени он вообще не вступал в противоборство с ним из-за опасений
относительно "политической" природы этого преступления. Такое отношение
Интерпола к терроризму основывается на ст.3 Устава Международной
организации уголовной полиции (официально текст Устава опубликован не был),
в которой указано, что "организации строго запрещается любое вмешательство
или деятельность политического, военного, религиозного или расового
характера" Исключение составляли лишь проявления "чисто" криминального
терроризма, который отмечался при совершении таких преступлений, как,
например, незаконная торговля наркотиками или фальшивомонетничество.
В 1984 г. Генеральная ассамблея Интерпола в Люксембурге утвердила
новые "Основные направления", позволяющие Интерполу действовать, если
террористы орудуют за пределами своей национальной территории. В январе
1987 г. Генеральной ассамблеей Интерпола была создана специальная
антитеррористическая группа, ее именуют ТЕ-группа. В марте 1987 г.
Генеральный секретариат Интерпола разослал в Национальные центральные бюро
(НЦБ) стран-членов Интерпола "Руководство по борьбе с международным
терроризмом".
В борьбе с европейским терроризмом Интерпол играет важную роль в
следующих аспектах:
1) Если национальная полиция страны намерена арестовать кого-либо за ее
пределами, она должна действовать через Интерпол. Никто не имеет права
арестовать иностранца в пределах Европейского сообщества или где-либо еще
за преступление, совершенное за пределами данной страны, без наличия
особого извещения или оповещения из Интерпола.
2) Интерпол используется тогда, когда расследование акта терроризма,
совершенного в Европе, выходит за ее пределы, так как это единственная
полицейская организация, действующая в мировом масштабе.
3) Интерпол помогает в борьбе с европейским терроризмом, предоставляя
консультации специалистов и техническое содействие, например проводит
экспертизу по взрывчатым веществам или огнестрельному оружию.
Интерпол главную свою деятельность в борьбе с международным
терроризмом сосредоточил на вопросах предупреждения захватов и взрывов на
воздушном транспорте. Только к сентябрю 1980 г. ТЕ-группа отправила 18
предупреждений, связанных с воздушным терроризмом и нападением на
посольства дипломатов. Данные о готовящихся террористических покушениях
проверяются, затем сообщаются в национальные полиции, а также направляются
в две международные организации, отвечающие за безопасность на воздушном
транспорте: IATA (Международная ассоциация гражданской авиации) и UCAO
(Международная организация гражданской авиации), для принятия
соответствующих мер.
Также необходимо обратить внимание о действующих международных
договорах о выдаче и взаимной помощи. Данные договоры являются эффективным
средством сотрудничества государств в борьбе с террористической
деятельностью, вместе с тем двусторонним договорам о выдаче и взаимной
помощи присущи недостатки. Для этой формы сотрудничества характерна
нерегулярность, которая является причиной низкой эффективности, плохой
координации и дублирования усилий, если рассматривать деятельность в целом.
Двустороннее сотрудничество требует значительного времени и ресурсов, что
сложно для малых государств, не обладающих надлежащими ресурсами и опытом
ведения многочисленных двусторонних переговоров для разработки различных
инструментов сотрудничества. Хотя наличие типовых договоров несколько
упрощает эту задачу, нехватка ресурсов, по-видимому, будет и впредь
являться существенным препятствием. Отсюда следует, что, хотя система
двустороннего сотрудничества будет и далее укрепляться, ее необходимо
дополнить различными формами многостороннего сотрудничества.
Региональное сотрудничество в вопросах судебного и уголовного
преследования является естественным дополнением усилий по созданию
политического и экономического союза, хотя оно связано с рядом деликатных и
сложных аспектов национального суверенитета. В этом смысле его можно
рассматривать в качестве очередного этапа (или неизбежного результата)
более обширных политических и экономических процессов, основанного тем не
менее на признании того, что полное единообразие внутригосударственного
законодательства не является ни реальным, ни желательным. Дело в том, что
"все системы уголовного правосудия создаются в полном соответствии с
конкретными особенностями различных стран. Такое хрупкое равновесие можно
нарушать лишь в том случае, если это позволит получить существенные
преимущества". Между тем региональное сотрудничество является признанием
необходимости предпринять конкретные шаги в ответ на обострение
региональных проблем из-за открытия внутренних границ и развития единого
рынка.
Вместе с тем многосторонние механизмы "открывают значительные
преимущества, одним из наиболее важных среди которых является устранение
необходимости в разработке отдельных двусторонних соглашений с большим
числом иностранных правительств". Ведение переговоров является относительно
легким делом для крупных государств с высокоразвитыми административными
структурами; однако для мелких государств с ограниченными ресурсами и
опытом более эффективными по затратам являются многосторонние формы
сотрудничества. Они особенно полезны, если правительства не желают
осуществлять двустороннее сотрудничество или оно невозможно по политическим
соображениям. Хотя после окончания "холодной" войны политическое и
идеологическое противостояние не является значительной проблемой,
многостороннее сотрудничество по-прежнему открывает такие возможности для
сотрудничества, каких не существует на двустороннем уровне. Еще одним
преимуществом многостороннего сотрудничества является то, что оно меньше
становится объектом ответных ударов со стороны организованных преступных
групп.1
Глава 3. Проблема уголовно – правового регулирования борьбы с терроризмом.
§ 1. Терроризм и уголовная ответственность.
Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ
от 01 июля 1994 года (ст. 213.3 УК РСФСР). Это многообъектное преступление,
поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на
общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти.
Устрашающее воздействие терроризма часто обращено к широкому и порой
неопределенному кругу людей, даже к населению целых городов и
административных районов или микрорайонов, а также к конкретным должностным
лицам и органам власти, наделенным правом принимать организационные,
управленческие, судебные или иные решения. Указанное воздействие может быть
адресовано религиозным, политическим, общественным деятелям, деятелям
культуры; в расчете на желаемую реакцию оно может осуществляться в
отношении представителей деловых кругов, лиц, занятых в производстве и
торговле, наконец, в отношении членов других преступных организаций. Так,
сейчас терроризм достаточно часто применяется при вымогательстве, хотя
далеко не всегда официально фиксируется в таком качестве.
Включение в уголовный кодекс специального состава преступления –
терроризма – представляет собой значительный шаг вперед в деле более
эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным
преступлением. До 1994 г. уголовная ответственность предусматривалась
только за убийство государственного или общественного деятеля или
представителя власти в связи с его государственной или общественной
деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за
нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство
представителя иностранного государства с целью провокации войны или
международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения
тем же лицам с той же целью.
Напомним содержание ст. 205 УК РФ:
1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий,
создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного
ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти
действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения
населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а
также угроза совершения указанных действий в тех же целях –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) с применением огнестрельного оружия, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей
статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по
неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно
сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с
использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников
радиоактивного излучения,
наказываются лишением свобода на срок от десяти до двадцати лет.
Примечание: Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма,
освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным
предупреждением органов власти или иным способом способствовало
предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица
не содержится иного состава преступления.1
В часть 3 данной статьи Федеральным законом от 09.02.99 № 26-ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс РФ» были внесены
изменения. Объективная сторона данного преступления была дополнена такими
действиями как посягательство на объекты использования атомной энергии либо
использование ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников
радиоактивного излучения.1
Терроризм выражается, согласно закону, в совершении «взрыва,
поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения
значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно
опасных последствий» или в угрозе «совершения указанных действий». Таким
образом, речь идет об общественно опасных поступках, следовательно, под
«иными действиями» следует понимать устройство обвалов, затоплений,
камнепадов, аварий на объектах жизнеобеспечения населения водой, теплом,
электроэнергией и т.п.; блокирование транспортных коммуникаций, устройство
аварий и крушений на транспорте; захват и разрушение зданий, вокзалов,
портов, культурных или религиозных сооружений; заражение источников воды и
продуктов питания, распространение болезнетворных микробов, способных
вызвать эпидемию или эпизоотию, иное, радиоактивное, химическое,
бактериологическое заражение местности. Разумеется, дать исчерпывающий
перечень «иных действий, создающих…» невозможно, поскольку людская
изобретательность по части злодейства неисчерпаема. Здесь приведены те,
которые встречаются чаще других, а также те, которые наиболее вероятны. В
целях предупреждения последних во всех странах предпринимаются меры
обеспечения безопасности соответствующих объектов.
Акт терроризма следует считать законченным, если уже совершены
вышеуказанные действия либо возникла реальная угроза их осуществления,
причем эта угроза чаще всего высказана самими террористами и ими уже
совершены необходимые подготовительные действия. Для оконченного состава
терроризма не требуется фактического наступления указанных в законе
последствий. Достаточно, чтобы террористические действия создавали реальную
опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или
наступления иных общественно опасных последствий.
Ст. 205, ч.1 УК РФ состоит как бы из двух частей: в первой
перечислены те действия, которые создают «опасность гибели людей,
причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных
общественно опасных последствий»; во второй содержится указание на угрозу
совершения указанных действий. Это вторая форма терроризма. Ее реальность
определяется тем, способна ли угроза вызвать у отдельного человека, группы
людей или властей опасения, что она будет осуществлена, а ущерб, который
будет нанесен определенными действиями, - значимым. И здесь должно
действовать устрашение, а сама угроза может быть выражена устно, письменно,
или другим способом, в частности с использованием современных технических
средств связи. Не имеет значения, была ли угроза высказана открыто или
анонимно, широкому кругу людей или одному человеку, например, служащему
государственного учреждения по телефону.
Оценивая уголовно – правовое значение угрозы для квалификации
конкретных действий как терроризма, необходимо видеть различие между
угрозой при терроризме и угрозой убийством или причинением тяжких телесных
повреждений (ст.119), угрозой в связи с осуществлением правосудия или
производством предварительного расследования (ст. 296), угрозой применения
насилия в отношении представителя власти (ст. 318). Различия можно
обнаружить как в характере самих действий, их масштабах, так и особенно в
целях поступков.
Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, достигшее
четырнадцатилетнего возраста. Это положение применительно к
рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном
и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие
довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в
силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные
действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица
без гражданства.
Терроризм может совершаться только с прямым умыслом, поскольку
террорист осознает общественную опасность своих поступков, предвидит
возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и
желает их наступления. Прямой умысел террориста направлен на совершение
взрыва или иного действия, создающего реальную опасность возникновения
указанных последствий ради достижения определенных целей.
Часть 2 ст. 205 предусматривает ответственность за совершение тех
же действий при наличии квалифицирующих обстоятельств, которые (по общему
правилу) свидетельствуют о большей общественной опасности. Это следующие
обстоятельства: а) группой лиц по предварительному сговору; б)
неоднократно; в) с применением огнестрельного оружия.
Для определения совершения преступления группой лиц по
предварительному сговору нужно учитывать положения ст. 35 УК РФ. Эта статья
предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по
предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее
договорившиеся о совместном совершении преступления. Если террористический
акт уже начался, то последующее присоединение соучастников (соисполнителей)
не влечет ответственности по п. «а» ч.2 ст.205 УК РФ, если заранее не
договаривались о совместном участии в совершении террористического акта,
то есть не было предварительного сговора. Но вполне возможно, что такой
сговор (уговор) – вступить в действие лишь на определенном этапе – вполне
мог состоятся ранее, а поэтому говорить о совместном совершении
преступления есть все основания.
Ст. 205 говорит о совершении преступления, а не о его исполнителях.
Участниками совершения являются исполнители, пособники, подстрекатели,
организаторы. Они могут совершить акт терроризма без предварительного
сговора, но это относительно редкий случай.
Часть 2 ст. 205 содержит еще один квалифицирующий признак –
неоднократность. Это означает неоднократность совершения именно
террористических, а не каких-нибудь иных насильственных или даже
«родственных» преступлений. Неоднократность – это не в первый раз, а, как
минимум, во второй раз.
Применение огнестрельного оружия при совершении терроризма
рассматривается законодателем в качестве еще одного квалифицирующего
обстоятельства. Это вызывает некоторые сомнения, поскольку такое оружие не
представляется более опасным по сравнению со взрывчатыми веществами,
способными вызвать взрывы, пожары и другие часто массовые по своему
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|