Уголовно-правовая охрана лиц, исполняющих свой служебный или общественный долг
дифференциацию в зависимости от степени общественной опасности деяния.
Этот подход законодателя к конструированию норм не наблюдается в ст.298
УК РФ, где согласно санкции предусматривается одинаковое наказание (лишение
свободы и арест) за клевету, как в отношении судей, так и других участников
уголовного процесса.
Состав преступления, предусмотренный ст.296 УК РФ, как уже отмечалось
выше, является двуобъектным (охраняются интересы правосудия и интересы
личности). Данная норма является специальной по отношению к ст.119 УК РФ,
предусматривающей ответственность за угрозу убийством или причинением
тяжкого вреда здоровью, объектом которой является безопасность жизни и
здоровья любого человека.
При анализе санкций, предусмотренных в ч.2 ст. 296 и ст.119 УК РФ,
можно заметить, что санкция в ч.2 ст.296 предусматривает следующие виды
наказания: штраф, арест на срок от трех до шести месяцев, лишение свободы
на срок до двух лет. Санкция ст.119 указывает на возможность наложения на
виновного следующих видов наказания: ограничение свободы на срок до двух
лет, арест на срок от четырех до шести месяцев, лишение свободы на срок до
двух лет.
В системе наказаний, существующей в настоящее время, штраф является
более мягким наказанием по сравнению с ограничением свободы. Нижний предел
срока ареста в ч.2 ст.296 меньше, чем в ст.119 (три и четыре месяца
соответственно). Верхний предел срока лишения свободы в этих статьях
одинаков - до двух лет[29].
Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за угрозу
лицам, указанным в ч.2 ст.296 УК РФ, в связи с осуществлением им своей
профессиональной деятельности, в целом ниже, чем за то же деяние, но в
отношении любых других граждан. Непонятна позиция законодателя в этом
случае, так как состав преступления, предусмотренный ч.2 ст.296 является
специальным и, следовательно, более общественно опасным, чем
предусмотренный ст.119. В нем происходит посягательство сразу на два
объекта уголовно-правовой охраны - интересы правосудия и интересы личности,
следовательно, ответственность за совершение преступления, предусмотренного
ч.2 ст.296 должна быть более суровой. Законодатель не выдерживает принятую
им дифференциацию в зависимости от степени общественной опасности деяния и,
в результате, нормы, предусматривающие ответственность за более опасные
деяния, имеют санкцию, не соответствующую опасности преступления.
В Российской Федерации сложился подход, в соответствии с которым
деятельность органов, осуществляющих поддержание в стране правопорядка,
подлежит государственной охране. Вместе с тем, особое внимание уделялось и
защите сотрудников этих органов. Принятый Закон "О государственной защите
сотрудников суда и правоохранительных органов" установил систему особых
мероприятий по охране указанных лиц и их близких родственников от
посягательств на жизнь, здоровье, жилье и имущество. В Уголовный Кодекс
неоднократно вносились изменения и дополнения, призванные содействовать
надлежащей защите правоохранительной деятельности.
Однако существующая сегодня на Украине система правовых норм,
предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на
сотрудников правоохранительных органов, не соответствует ни теоретическим,
ни практическим требованиям.
Прежде всего, уголовно-правовая защита представителей власти и
общественности, охраняющих правопорядок, осуществляется нормами четырех
глав Особенной части Уголовного кодекса: большая часть норм предусмотрена в
главе 31 "Преступления против порядка управления"; ответственность за
вмешательство в решение уголовных дел, угрозу и оскорбление судьи в связи с
его деятельностью по осуществлению правосудия определяется нормами главы
30 - "Преступления против правосудия"; в главе "Преступления против жизни,
здоровья, свободы и достоинства личности" существует квалифицированный
состав преступления, предусматривающий повышенную ответственность за захват
или удержание в качестве заложника сотрудника правоохранительного органа
или представителя власти . Наконец, одной из форм преступления,
предусмотренного статьей в глава "Преступления против государства" -
является нападение на представителя администрации исправительно-трудового
учреждения.
Интересно отметить, что часть норм главы "Преступления против порядка
управления" защищает личностные и имущественные права не только сотрудников
правоохранительных органов, но и судей в связи с их служебной
деятельностью, которая вряд ли может быть определена как управленческая.
Несомненно, такое расположение норм нарушает систему построения глав
Особенной части УК по принципу родового объекта.
Во-вторых, наблюдается излишняя криминализация отдельных посягательств
на правоохранительную деятельность. Так, например, практика
свидетельствует, что случаи привлечения к уголовной ответственности по
части 1 статьи 295 –1 УК, которая запрещает так называемое
"ненасильственное" сопротивление сотруднику милиции, члену общественного
формирования или военнослужащему, охраняющему общественный порядок, очень
редки. По нашему мнению, за совершение указанных действий достаточно было
бы введения административной ответственности.
В-третьих, дополнение Уголовного кодекса новыми нормами,
предусматривающими ответственность за посягательство на правоохранительную
деятельность, без учета диспозиций и санкций уже существующих, во многих
случаях привело к созданию искусственной конкуренции этих норм, что
нежелательно, поскольку затрудняет правильное их применение.
Так, статья 296-3 УК предусматривает ответственность за вмешательство в
деятельность сотрудника прокуратуры, органа внутренних дел, безопасности.
Пленум Верховного Суда в пункте 11 постановления № 8 обратил внимание судей
на то, что по содержанию статьи 296-3 УК, под вмешательством в деятельность
указанных лиц следует понимать конкретные действия, направленные на
воспрепятствование исполнению этими сотрудниками служебных обязанностей или
на достижение принятия неправомерного решения. Вмешательство может
проявляться в уговаривании, шантаже потерпевшего, угрозе отказать в
предоставлении законных благ, а также в любой другой форме воздействия.
Если же такое вмешательство соединено с действиями, предусмотренными
частью 2 статьи 295-1, статьями 296-4, 296-5 или 297-1 УК, совершенное
надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных
статьей 296-3, и указанными статьями УК.
Например, воздействие на сотрудника милиции с целью воспрепятствовать
исполнению им обязанностей по охране общественного порядка или добиться
неправомерного решения, осуществленное путем применения в отношении него
насилия, если такие действия помешали предотвратить совершение преступления
или задержать лицо, его совершившее, следует квалифицировать по
совокупности преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 296-3, частью 2
статьи 295-1 и соответствующей частью статьи 296-4 УК.
Беспрецедентная ситуация сложилась с квалификацией соединенного с
насилием сопротивления сотруднику милиции при исполнении им обязанностей по
охране общественного порядка. Ответственность за совершение таких действий
предусмотрена частью 2 статьи 295-1 УК. Используемый в диспозиции названной
нормы термин "насилие" всегда неоднозначно трактовался правоприменительной
практикой: в большинстве случаев понятием насилия охватывалось не только
совершение в отношении потерпевшего насильственных действий, но и отдельные
последствия таких действий. Однако на сегодняшний день насилие как элемент
состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 295-1 УК, остается,
в основном, бессодержательным.
Напомним, что санкция статьи 296-4, предусматривающая ответственность
за причинение телесных повреждений, нанесение ударов, совершение других
насильственных действий в отношении сотрудника правоохранительного органа
или судьи, была изменена на более строгую. Предусмотренное частью 1 этой
статьи наказание в виде лишения свободы до 3 лет было увеличено: нижнюю
границу подняли до 2 лет, а верхнюю - до 6 лет лишения свободы. В части 2
нижняя граница лишения свободы увеличена с 3 до 7 лет. Вместе с тем,
санкция части 2 статьи 295-1 УК не изменялась и определена от 1 до 5 лет
лишения свободы.
В связи с этим совершение при сопротивлении в отношении сотрудника
милиции или военнослужащего, который одновременно является сотрудником
правоохранительного органа (например, военнослужащего Службы безопасности),
любых насильственных действий не охватывается частью 2 статьи 317-1 и
требует дополнительной квалификации по соответствующей части статьи 318-4
УК. Разумеется, что такая ситуация не должна иметь место: при создании
санкций норм, предусматривающих ответственность за посягательство на два
объекта, необходимо учитывать возможность причинения вреда каждому из них.
Ученые-криминалисты и практики неоднократно отмечали необходимость
изменения санкции части 2 статьи 317-1 УК на более строгую.
По нашему мнению, лишней в рассматриваемой системе норм является статья
318-5 УК, которая предусматривает ответственность за уничтожение или
повреждение имущества, принадлежащего судье, сотруднику правоохранительного
органа, а также их близким родственникам. Если можно согласиться, что
личность сотрудника правоохранительного органа как субъекта
правоохранительной деятельности должна усиленно защищаться наряду с этой
деятельностью, то необходимость повышенной охраны имущества такого
сотрудника кажется нецелесообразной.
Несовершенными являются и отдельные составы преступлений. Так,
возражения вызывает конструкция состава преступления, предусмотренного
статьей 319-1 УК - посягательство на жизнь судьи, сотрудника
правоохранительного органа в связи с исполнением ими служебных
обязанностей. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ,
под посягательством нужно понимать как покушение на убийство, так и
законченное убийство потерпевшего. Использование такой конструкции вызывает
сложности при квалификации тех случаев, когда будет совершено лишение жизни
лица, ошибочно принятого за сотрудника правоохранительного органа. Кроме
того, такое использование не является оправданным, поскольку назначение
наказания хоть за законченное преступление, хоть за покушение на него
происходит в пределах санкций статей Особенной части. Мы считаем, что
данная статья должна предусматривать ответственность за умышленное убийство
судьи, сотрудника правоохранительного органа, их близких родственников в
связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Учитывая изложенное выше, хотелось бы отметить, что существование в УК
РФ значительного количества норм, предусматривающих ответственность за
посягательства на сотрудников правоохранительных органов, не означает
повышения эффективности уголовно-правовой защиты этих лиц и не делает эту
защиту действенной. Очевидно, при создании нового Уголовного кодекса
законодателю следует учесть позитивный опыт некоторых зарубежных стран.
Примером эффективной защиты федеральных должностных лиц и служащих, в
том числе сотрудников правоохранительных органов, может служить опыт США. В
своем рвении соблюсти права названных лиц американские суды доходят до
смешного. Так, в деле "Соединенные Штаты против Мура" смертельным оружием,
примененным в отношении федеральных служащих, были признаны рот и зубы
лица, инфицированного вирусом СПИДа.
В суде было доказано, что:
. обвиняемый знал, что он инфицирован и имеет возможность перенести
вирус;
. обвиняемый укусил двух служащих за ноги и заявил, что желает их
смерти;
. у обвиняемого были испорченные зубы, что увеличивало вероятность
нахождения в ротовой полости крови.
Между тем на уровне федерального законодательства существуют всего три
нормы, созданные специально для защиты федеральных служащих независимо от
рода их служебной деятельности. Еще несколько норм предусматривают
ответственность за совершение незаконных действий в отношении лиц,
выполняющих специфические служебные обязанности, например, пожарных или
лиц, принимающих участие в ликвидации гражданских беспорядков.
Уголовное законодательство большинства штатов предусматривает
специально квалифицированный состав нападения - нападение на полицейского.
Умышленное убийство полицейского, как правило, признается убийством первой
степени.
Во Франции, которая довольно близка РФ по правовой системе, новый
Уголовный кодекс в разделе "О посягательствах на государственную власть"
среди преступлений, совершаемых частными лицами, назвал угрозы,
насильственные действия, другие акты запугивания, а также оскорбления
должностных лиц независимо от рода их деятельности.
По нашему мнению, в РФ еще рано говорить об изменениях общего подхода,
воплощенного в разнообразных нормативных актах и предусматривающего особую
государственную защиту сотрудников правоохранительных органов. В
сегодняшних условиях это может вызвать уменьшение авторитета этих органов,
способствовать возникновению у их сотрудников чувства незащищённости и,
соответственно, нежелания отдаваться полностью интересам службы, что, в
конце концов, привело бы к росту преступности.
Исходя из того, что правовым основанием уголовно-правовой защиты судей
и сотрудников правоохранительных органов является единый нормативный акт -
посягательства на личностные интересы названных лиц в связи с исполнением
ими служебных обязанностей должны быть предусмотрены одними и теми же
статьями Уголовного кодекса. Мы считаем, что должна быть сохранена
уголовная ответственность за вмешательство в служебную деятельность судьи
или сотрудника правоохранительного органа, угрозу и оскорбление названных
лиц в связи с исполнением обязанностей, насилие и умышленное убийство их
или их близких родственников. Соответствующие нормы можно было бы поместить
в главу "Преступления против правосудия", изменив название главы на
"Преступления против правосудия и правоохранительной деятельности".
Глава 3. Преступления против порядка управления
3.1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
(статья 317)
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной
деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо
смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
Статья 317 является специальной нормой по отношению к п. "6" ч, 2 ст.
105 Уголовного Кодекса.
Потерпевшими от вышеуказанного преступления могут быть:
1. Сотрудник правоохранительного органа — гражданин Российской
Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным
законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего
дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего
охрану общественного порядка и обеспечение общественной
безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений
судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов
расследования и прокуроров; сотрудника органа контрразведки;
сотрудник органа налоговой полиции; судебного исполнителя;
сотрудника федеральных органов государственной охраны[30], а
также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка
согласно закону является основной из одной из основных задач.
2. Военнослужащий — гражданин Российской Федерации, проходящий
службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках,
органах внешней разведки и федеральных органах государственной
безопасности в соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности
и военной службе" от 11 февраля 1993 г.[31] и иными законами
Российской Федерации.
3. Близкие сотрудника правоохранительного органа либо
военнослужащего — лица, состоящие в родстве (отец, мать, дедушка,
бабушка, дети, братья, сестры) или свойстве (супруг и
родственники супруга) с сотрудником правоохранительного органа
либо военнослужащим, а равно (в исключительных случаях) иные
лица, поддерживающие с последними тесное личное общение.
4. Деятельность по охране общественного порядка — законная
деятельность, направленная на предупреждение и пресечение
правонарушений; (в том числе преступлений), затрагивающих
интересы неопределенного круга лиц (обеспечение правопорядка на
улицах, площадях, в парках, на трапе портных магистралях,
вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах контроль за
соблюдением установленных правил паспортной системы, выявление
обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и т. п.).
5. Деятельность по обеспечению общественной безопасности - законная
деятельность, направленная на поддержание необходимой степи;
защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц
о различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или
юга: состоянии, опасном для их жизни или здоровья, контроль за
соблюдение) стандартов безопасного дорожного движения, контроль
за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием,
боеприпасами к нему, взрывчаты ми материалами и т. п.).
6. С объективной, стороны преступление, ответственность за которое
установлена в данной статье, выражается в активных действиях,
непосредственно направленных на лишение жизни хотя бы одного
сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а
равно близкого им лица любым способом.
7. Под посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного
органа, военнослужащего, а равно их близких следует понимать
убийство либо покушение на убийство любого из этих лиц.
8. Преступление является оконченным с момента начала действий,
непосредственно направленных па лишение жизни сотрудника
правоохранительного органа, военнослужащего или их близких,
независимо от наступившего результата. Покушение па убийство
любого из указанных лиц подлежит квалификации по ст. 317
уголовного Кодекса без ссылки на ч. 3 ст. 30 того же Кодекса.
9. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с
деятельностью первых не по охране общественного порядка или по
обеспечению общественной безопасности, а по выполнению иных
служебных задач, подлежит квалификации не по ст. 317, а по п. "6"
ч. 2 ст. 105 уголовного Кодекса (если наступила смерть
потерпевшего) либо по ч. 3 ст. 30 и п. "6" ч. 2 ст. 105 (если
смерть потерпевшего не наступила по не зависящим от виновного
обстоятельствам).
10. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с
исполнением первыми обязанностей по предварительному
расследованию преступлений (в том числе в форме дознания) либо по
исполнению приговора, решения суда или иного судебного акта,
следует квалифицировать не по ст. 317, а по ст. 295 уголовного
Кодекса.
11. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно
их близких в связи с осуществлением первыми деятельности по
охране общественного порядка или обеспечению общественной
безопасности следует квалифицировать по п. "а" ч. 2 (в
необходимых случаях по ч. 3 и 4) ст. 111 или п. "б" ч. 2 ст. 112
уголовного Кодекса.
12. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
военнослужащего, а равно их близких, совершенное в составе
устойчивой вооруженной группы (банды), следует квалифицировать
как совокупность преступлений, ответственность за которые
установлена ст. 317 и ч. 2 и 3 ст. 209 уголовного Кодекса.
13. Последовательное совершение причинно взаимосвязанных действий,
выражающихся в оскорблении, применении насилия и посягательстве
на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего,
а равно их близких, охватывается составом преступления,
ответственность за которое установлена ст. 317 и не требует
дополнительной квалификации по ст. 318 и 319 уголовного Кодекса.
14. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
военнослужащего, а равно их близких может быть совершено лишь с
пряным умыслом.
15. Обязательными элементами субъективной стороны рассматриваемого
преступления являются либо специальная цель в виде
воспрепятствования законной деятельности сотрудника
правоохранительного органа или военнослужащего по охране
общественного порядка и обеспечению общественной безопасности,
либо мотив мести за такую деятельность.
16. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
военнослужащего, а равно их близких, совершенное лицом в возрасте
14 и 15 лет, подлежит квалификации по п. "б" ч. 2 ст. 105 либо по
ч. 3 ст. 30 и п. "6 ч. 2 ст. 105 уголовного Кодекса в зависимости
от наступления смерть потерпевшего.
Объектом преступления являются интересы порядка управления, нормальная
деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и
обеспечению общественной безопасности. Дополнительным объектом преступления
является жизнь. Разъяснения по применению данной нормы содержатся в
Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 22.09.89 № 9 "О применении
судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь,
здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также
военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране
общественного порядка" и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от
24.09.91 № 3 "О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь,
здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и
военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране
общественного порядка".
Объективная сторона преступления выражаются в действиях или
бездействии, направленном на лишение потерпевшего жизни.
Действия выражаются в различном воздействии на организм человека
(механическом, химическом, биологическом или психическом), физическом или
психическом насилии, посягающем на анатомическую целостность или функции
жизненно важных органов человека. Бездействие влечет уголовную
ответственность только при условии, что на виновном лежала юридическая
обязанность принимать меры по охране жизни потерпевшего [ст.105 УК РФ].
Под посягательством на жизнь понимается совершение деяния,
непосредственно направленного на причинение смерти (прицеливание или
выстрел, закладывание взрывчатки, нападение с холодным орудием, подсыпание
яда и т.п.), т.е. покушение на убийство. Уже с этого момента преступление
является оконченным (усеченный состав). В то же время, данной нормой
охватывается и фактическое причинение смерти потерпевшему (убийство), а
также причинение в результате неудавшегося посягательства с прямым умыслом
на лишение жизни вреда здоровью потерпевшего. Охватывается данной нормой и
причинение вреда 2 и более лицам из перечисленных категорий потерпевших.
Если же в результате посягательства причинен вред другим лицам, содеянное
подлежит дополнительной квалификации по нормам о преступлениях против жизни
и здоровья.[32]
Деяние, предусмотренное ст.317 УК РФ, поглощает совершение деяний,
предусмотренных ст.ст.318 и 319 УК РФ, если действия виновного представляют
собой единую цепь деяний, совершены, как правило, в одном месте, с
небольшим разрывом во времени, в отношении одного потерпевшего (или одной
группы потерпевших) [п.7 ППВС СССР от 22.09.89 № 9].
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла.
При этом, если смерть фактически не наступила, речь может идти только о
прямом определенном умысле на лишение жизни (сознает неизбежность
наступления смерти или желает ее наступления); если же фактически причинена
смерть, то может быть как прямой, так и косвенный умысел (сознательно
допускает причинение смерти или относится к этому безразлично) [п.9 ППВС
РСФСР от 24.09.91 № 3, БВС. 1999, № 6, с.15].[33]
При этом, виновный обязательно сознает, что посягает на жизнь именно
сотрудника правоохранительного органа или иного специального потерпевшего
[п.3 ППВС СССР от 22.09.89 № 9]. Если виновный ошибочно принял иное лицо за
специального потерпевшего (ошибка в объекте), содеянное квалифицируется по
ч.3 ст.30, ст.317 УК РФ (при фактическом причинении смерти –с
дополнительной квалификацией по ст.109 УК РФ).
Необходим также признак специальных цели или мотива совершения
преступления, связанных с деятельностью перечисленных лиц:
. по охране общественного порядка – деятельность, направленная на
предупреждение и пресечение правонарушений, затрагивающих интересы
широкого круга лиц, по обеспечению порядка в общественных местах
(патрульно-постовая служба, охрана порядка во время проведения массовых
мероприятий, действия во время общественного бедствия и т.п.);
ответственность по данной норме наступает независимо от того, находился
работник милиции или народный дружинник на дежурстве или же по своей
инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения
общественного порядка или пресечению преступления [ст.18 Закона "О
милиции", п.2 ППВС РСФСР от 24.09.91 № 3];
. по обеспечению общественной безопасности – деятельность, направленная на
поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов
неопределенного круга лиц (охрана опасных объектов, контроль за оборотом
оружия, регулирование дорожного движения и эксплуатации транспортных
средств, осуществление таможенного контроля).
Указанная деятельность потерпевшего должна быть законной, иначе
содеянное должно квалифицироваться по нормам о преступлениях против
личности [п.8 ППВС РСФСР от 24.09.91 № 3].
Речь идет о следующих признаках субъективной стороны:
. цели воспрепятствовать указанной деятельности;
. мести за совершенную деятельность.
Содеянное квалифицируется по ст.105 УК РФ содеянное квалифицируется в
случае совершения преступления на почве личных отношений [п.7 ППВС СССР от
22.09.89 № 9], а также по мотиву ненависти просто из-за принадлежности
потерпевшего к соответствующему органу.
Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16
лет. При совершении такого преступления лицом в возрасте от 14 до 16 лет
оно несет ответственность по п."б" ч.2 ст.105 УК РФ (при покушении – со
ссылкой на ч.3 ст.30) [п.8 ППВС СССР от 22.09.89 № 9].
Рассмотрим пример судебной практики по уголовным делам. Определение СК
Верховного Суда РФ от 30 сентября 1998 г. Суд постановил, что покушение на
жизнь сотрудника правоохранительного органа возможно лишь с прямым
умыслом.
Пермским областным судом 23 апреля 1998 г, Садиев осужден по ч, 3 ст.
213 и по ч, 2 ст. 318 УК РФ.
Он признан виновным в хулиганстве, совершенном с применением ножа, и в
применении насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении
представителя власти Боринских в связи с исполнением им своих должностных
обязанностей.
Заместитель прокурора Пермской области, не оспаривая приговор в
отношении осуждения Садиева за хулиганство, в кассационном протесте
поставил вопрос об отмене приговора в части его осуждения по ч. 2 ст. 318
УК РФ с направлением дела на новое рассмотрение, указав, что Садиев ударами
ножа причинил работнику милиции Боринских колото-резаные ранения в левой
паховой области и на левой ушной раковине и пытался нанести еще несколько
ударов, т.е. совершил посягательство на жизнь работника милиции, в связи с
чем органы предварительного следствия обоснованно квалифицировали его
действия по ст. 317 У К РФ.
Приведем пример судебной практики.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 30 сентября
1998 г. приговор Пермского областного суда оставила без изменения, а
кассационный протест — без удовлетворения, указав следующее.
Садиев осужден обоснованно. Доводы прокурора о необходимости изменения
квалификации действий Садиева опровергаются материалами дела.
Вина Садиева в применении насилия, опасного для жизни и здоровья, в
отношении представителя власти установлена показаниями потерпевшего
Боринских, свидетелей, работников милиции Вяткина, Фотина и других,
протоколом осмотра места происшествия, заключением судебно-медицинского
эксперта о тяжести причиненного потерпевшему телесного повреждения и
другими доказательствами.
Осужденный не отрицал, что причинил Боринских телесные повреждения
ножом. Однако как на предварительном следствии, так и в судебном заседании
он утверждал, что не имел умысла на посягательство на жизнь работника
милиции.
Показания Садиева об отсутствии у него умысла на убийство материалами
дела не опровергнуты.
По смыслу закона лицо может быть признано виновным в посягательстве на
жизнь сотрудника правоохранительного органа только при наличии прямого
умысла, т.е. когда действия виновного свидетельствуют о том, что он
предвидел наступление смерти и желал этого.
В протесте не приведены доказательства наличия у Садиева прямого умысла
на убийство потерпевшего.
Высказывание осужденного во время совершения хулиганства, что он всех
порежет, в том числе и себя, не свидетельствует о прямом умысле на убийство
Боринских, поскольку конкретно кому-либо убийством он не угрожают, а, как
видно из его показаний, размахивал ножом, пытаясь закрыть дверь и не
пустить ; сотрудников милиции в свою квартиру, в результате чего Боринских
были причинены легкие телесные повреждения в паху и на левой ушной
раковине[34].
При таких обстоятельствах, оценив показания Садиева, потерпевшего
Боринских и свидетелей в совокупности со всеми материалами дела, суд
обоснованно пришел к выводу об отсутствии у виновного прямого умысла на
посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и правильно
квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 318 УК РФ как применение насилия,
опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти.
3.2. Применение насилия в отношении представителя власти (статья
318)
1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза
применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи
с исполнением им своих должностных обязанностей — наказывается штрафом в
размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в
размере заработной платы ил иного дохода осужденного за период от двух до
пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до пяти лет.
2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении
лиц, указанных в части первой настоящей статьи, — наказывается лишением
свободы на срок от пяти до десяти лет.
Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях
уголовного Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или
контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении
лиц, не находящихся от него служебной зависимости.
Статья 318 является общей нормой по отношению к ст. 296 Уголовного
Кодекса РФ. Рассмотрим основные понятия и требования как к питерпевшему,
так и к лицу совершившее данное преступление.
Представитель власти — должностное лицо правоохранительного или
контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное:,
установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении.™, не
находящихся от него в служебной зависимости [примечание к ст. 318].
К представителям власти по смыслу примечания к ст. 318 уголовного
Кодекса могут быть отнесены любые должностные лица, надели: нас внешними
организационно-распорядительными полномочиями в гон дарственных и
муниципальных органах законодательной, исполнительной судебной власти
любого уровня (депутаты, главы администраций субъект Федерации, мэры
городов, префекты и супрефекты, прокуроры, работники контрольных органов
Президента Российской Федерации и глав администраций, работники органов
внутренних дел, Федеральной службы безопасности, работники органов надзора
за соблюдением правил охоты, органов; охраны, лесной охраны, санитарно-
ревизионных подразделений Министерства финансов РФ, Федеральной пограничной
службы РФ, Федеральной службы налоговой полиции, судьи всех судов общей
юрисдикции и арбитражных судов, судебные исполнители и др.), а также иные
лица, постоянно или временно наделенные такими полномочиями в соответствии
с законодательством (военнослужащие, выполняющие правоохранительные функции
члены государственных комиссий, наделенные организационно-распорядительными
функциями, и др.). См. также ст. 2 Федерального закона "О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
О понятии "близкий представителя власти" как отмечалось ранее являются
— лица, состоящие в родстве (отец, мать, дедушка, бабушка, дети, братья,
сестры) или свойстве (супруг и родственники супруга) с представителем
власти, а равно (в исключительных случаях) иные лица, поддерживающие с
последними тесное личное общение.
Насилие, не опасное для жизни или здоровья, — нанесение побоев или
совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не
Страницы: 1, 2, 3, 4
|