бесплатные рефераты

Приватизация промышленных предприятий

Приватизация промышленных предприятий

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теория приватизации. 8

1.1. Сущность приватизации

1.2. Формы и способы приватизации

Глава 2. Модели и особенности приватизации в зарубежных странах. 20

Глава 3. Российский опыт приватизации. 32

3.1. Необходимость приватизации собственности в России

3.2. Этапы приватизации

3.3. Предварительные итоги приватизации

3.4. Перспективы приватизации

Заключение. 68

Список литературы: 73

Приложения. 75

Введение.

Актуальность темы исследования. Важнейшими направлениями формирования

рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства,

разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике,

потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее

приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования

рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать

процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности

российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая),

проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной

скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального

имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро,

последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым

проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более

важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя

причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках

различных стран изменений при переходе от административно-командной к

рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских

исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих,

использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и

вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество

дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного

характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике

появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего

развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само

понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная

собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте

приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности

приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях

приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной

справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях

приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа

приватизации, определение ее темпов, приоритетов.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике

показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный

характер. Основными негативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей,

объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых

коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку

согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами)

и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в

темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее

действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ

передачи собственности. Его организационная форма - введение системы

приватизационных чеков на предъявителя.

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам

приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление

проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок

использования и финансирования объектов социально-культурного значения,

условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и

недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются

и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения

способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции

государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к

денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным

пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации

и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего

общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная

пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как

специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ

приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации

превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную

справедливость («чековая приватизация»).

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов,

сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже

акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок

проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах,

является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций.

Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны,

однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой

«чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей.

Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в

прогнозе постприватизационного развития предприятий.

Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт

приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.

Задачи исследования:

. определить экономическое содержание процесса приватизации;

. провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления

приватизации;

. изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;

. проанализировать предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и

минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход

приватизационного процесса в России;

. рассмотреть перспективы приватизации в России.

При написании работы использовался материал из периодических изданий,

научной и научно-методической литературы, а также законодательные и

правительственные документы.

Глава 1. Теория приватизации.

1 Сущность приватизации.

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к

рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений,

возникающих в связи с изменением формы собственности на средства

производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение

методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть

экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению

формы собственности на средства производства с государственной на частную

(в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным

воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение

приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый

сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления

заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением

собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат

государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет

единого определения приватизации. В западных странах можно встретить

множество определений, такие как:

. переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного

сектора) или смена государственной собственности на частную;

. полная продажа государственных предприятий частным лицам;

. продажа части активов;

. передача функций государственной собственности частному сектору народного

хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов

осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели

приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на

определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к

следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся

совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в

реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким

образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии

затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.

Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными

чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность

подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа

на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие

акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники

указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме

того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.[7]

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её

проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или

быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в

государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за

2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным

причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность

объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил

рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо

реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы

выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые

сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных

реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого

фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из

моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к

ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической

реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом

государственного регулирования долговременного характера.[9]

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет

продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что

реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая

принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной

справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,

необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного

потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные

критерии обусловили следующие основные способы приватизации -

акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа

предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на

аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться

наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и

суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.[8]

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех

реформ - не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с

экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная

собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

. приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение

неоправданных монополий;

. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

. обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции,

совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и

социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

. каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным

народному контролю.

Основные концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий

чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация»,

«разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная

собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности.

Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в

экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая

частная собственность, основанная на собственном труде, считалась

антагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как

«трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая

собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную

трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать

«субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной

собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним

негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно

выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается

как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности

государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов,

индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования

экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она

представляет собой элемент государственного регулирования долговременного

характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов

государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в

том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как

субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании

разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и

де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на

формирование экономической структуры общества, границ приватизации,

взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.[20]

Экономическое содержание приватизации.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации

позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы

отношений по изменению формы собственности на средства производства с

государственной на частную под непосредственным воздействием

государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной

собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно

назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего

государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции

остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не

выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В

этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация

способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к

акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной

реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи

приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему

демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не

только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации

настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации

методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов

при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия

существуют между принципами социальной справедливости и экономической

эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях

ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством

приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое

одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.

Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки

при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к

«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом

деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного

процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение

приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом

объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований

несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически

отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства

значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий.

Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют

неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и

необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых

коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики,

и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической

структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы

необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей.

Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав

собственности.[20]

2 Формы и способы приватизации.

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении.

Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в

частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций

данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В

более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда

государство перестает быть основным собственником, а покупателями или

владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим

частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из

рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от

политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в

каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод

государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить

в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация

ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности

предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим

ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства

не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует

инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной

приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в

распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях

формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный

этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае,

когда государственное предприятие продается частным стратегическим

инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на

муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

. продукция - услуги, производимые государственными предприятиями,

заменяются продукцией - услугами других предприятий;

. при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец

оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые

потребляются непосредственно населению;

. при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает

гражданам платные услуги;

. в случае использования «чековой системы» государство размещает

финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно

производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого

метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе

инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут

играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может

иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене.

При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается

ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее

важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости

предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае,

когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его

руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда

предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом

случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего

руководства.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как

разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов,

изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в

социальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.

Предпродажный анализ и оценка предприятия.

. стратегический анализ и оценка предприятия;

. определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

. анализ потенциальных покупателей;

. определение методов продажи;

. определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки

поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и

«прозрачность» соответствующих процедур;

. образование комиссии по оценке поступающих предложений;

Подготовка предприятия к продаже.

. реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

. разукрупнение;

. осуществление кадровых перестановок.

Маркетинг.

. организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных

пробудить интерес потенциальных покупателей;

. проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений.

. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению

тендера;

. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными

сторонами.

Заключение договора.

. разработка текста стандартных договоров.

Глава 2. Модели и особенности приватизации в зарубежных странах.

В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое

явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного

сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического

обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на

ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели

потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.[13]

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются

политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации

должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к

реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с

различной скоростью протекают в разных странах, охватывают такие сферы, как

либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая

политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По

этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда

учитывать количественные и качественные различия между странами, где в

настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того,

в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на

различных этапах экономического и политического развития, что существенно

повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Немецкая модель приватизации и построения социально-ориентированной

экономики вызывает живой интерес. Нередко ее рассматривают как альтернативу

политике, проводимой Международным банком реконструкции и развития и

другими международными финансовыми организациями. Несправедливо, что опыт

приватизации 13 тыс. государственных предприятий бывшей ГДР, осуществленной

всего за 5 лет, исследован так слабо. Принято считать, что этот опыт мало

подходит для использования в других странах, поскольку все издержки;

связанные с приватизацией, взяла на себя ФРГ, богатая финансовыми и

кадровыми ресурсами.[13]

В 1990 г. в Германии особым законодательным решением был учрежден

Тройханд (Трастовая компания, ТК) для управления и приватизации

государственного («народно - социалистического») имущества ГДР. Это была

государственная организация, находящаяся под контролем Федерального

министерства финансов. Согласно закону о ТК, принятом в июне 1990 г., почти

вся общенародная собственность бывшей ГДР в сфере промышленности и торговли

(за небольшими исключениями) становилась государственной федеральной

собственностью и передавалась во владение ТК. Приватизация почти 13 тыс.

восточногерманских предприятий с общей численностью занятых более 5 млн.

человек была успешно проведена всего за пять лет.

Одной из важных особенностей ТК явилось то, что Министерство финансов

ФРГ, однажды приняв политическое решение - утвердить состав

Административного совета ТК, в дальнейшем не вмешивалось в оперативную

деятельность компании, сохранив за собой лишь контрольные функции. Кроме

того, политические контрольные функции в ТК имел Комитет региональных

органов, в котором были представлены все 6 новых земель, созданных на

территории бывшей ГДР.

Определенное политическое влияние на принятие решений в ТК могли

оказывать региональные советы, образованные при каждом из 15 региональных

директоратов (6 новых земель объединенной Германии еще со времен ГДР

делились на 15 административных единиц). Следует отметить, что при всей

своей важности политические аспекты никогда не играли доминирующей роли в

повседневной деятельности ТК. Безусловный приоритет отдавался

профессиональной стороне дела.

Большинство концептуальных и оперативных задач приватизации и управления

государственным имуществом выполнялось непосредственно ТК. Это предъявляло

высокие требования к ее организационной структуре. Руководящие органы ТК -

Административный совет и Совет директоров.

Обязанности Административного совета как контролирующего, совещательного

и консультативного органа была четко отделены от обязанностей Совета

директоров. Последнему предоставлялось право выносить вопросы на обсуждение

и решение Административного совета. Это означало, что без предложения со

стороны Совета директоров никаких решений Административный совет

самостоятельно принимать не мог.

Приоритетной задачей ТК была приватизация. Эта деятельность

осуществлялась очень интенсивно, так что к концу 1994 г. почти все

существующие предприятия были или приватизированы, или намечены для

закрытия. До приватизации руководство предприятиями, переданными ТК,

осуществлялось ею на правах владельца государственных пакетов акций.

ТК были предоставлены очень широкие полномочия в управлении

госсобственностью. Принципы управления государственными пакетами акций в

Германии, как правило, не регулируются статьями законов. Их нормативно-

правовую базу создают постановления или директивы министерств, а также

правила, разработанные в самой ТК. Благодаря этому можно было быстро

адаптироваться к требованиям практики, не изменяя законодательства.

Снижение степени вовлеченности государства. Число предприятий с

государственным участием, управляемых и контролируемых государством и

федеральными землями, имело (и имеет) тенденцию к уменьшению и до начала

приватизационной деятельности в Восточной Германии. Это тем более важно,

что инвестиционные затраты государства в среднем намного превышали приток

бюджетных доходов в форме дивидендов и отчислений от прибыли. Например,

чистые затраты Западной Германии по обслуживанию своих долевых участий

только с 1970 по 1982 г. составили 4,2 млрд. марок.

Официальная позиция в последние 20 лет состоит в том, что государственное

управление должно носить лишь временный характер. Управление

государственными предприятиями должно быть ориентировано на достижение

рентабельности и иметь целью повышение конкурентоспособности. Менеджмент

обязан действовать в духе предпринимательства и обладать максимально

возможной независимостью для осуществления практического руководства

предприятиями. Все предприятия, как частные, так и государственные, должны

действовать строго в соответствии с законодательством. Особенно это

относится к трудовому и социальному законодательству, к уплате налогов и

соблюдению экологических норм.

Защита интересов государства. Государство должно иметь достаточную

возможность реально влиять на деятельность предприятий. Для этого ему

необходимо обладать правом отдавать распоряжения менеджменту предприятия. В

Германии такое право существует по отношению к компаньону, владеющему

контрольной долей капитала в обществе с ограниченной ответственностью, в

соответствии с правовыми нормами, регулирующими деятельность этого общества

(это не распространяется на акционерные компании).

Контроль за работой государственных предприятий осуществляется

компетентными специалистами. Реализация государственных интересов не

должна, по возможности, вступать в противоречие с характером деятельности

предприятий.

Государственное управление предприятиями в ФРГ. В старых землях (без

восточной части) до сих пор сохраняется некоторое число предприятий с

государственным участием. Они являются частично федеральными, или

предприятиями с федеральным долевым участием, а частично земельными, или

предприятиями с земельным долевым участием. Управление государственными

пакетами акций находится в руках федерального правительства (а именно.

Министерства финансов) или конкретного земельного правительства.

Инструментом контроля за государственными предприятиями являлись

наблюдательные советы, которые, в частности, назначали и освобождали от

должности менеджеров предприятий. Управленческие решения принимались на

основании сведений, получаемых из базы данных о предприятиях, а также по

итогам реализации бизнес-планов.

Основой для передачи предприятий в собственность ТК и для управления ими

служил список предприятий ГДР, находящихся в социалистической

собственности. В этом списке на 1 июля 1990 г. (день вступления в силу

экономического и валютного союза между обоими немецкими государствами)

значились приблизительно 8.4 тыс. предприятий. Путем выделения и

обособления частей предприятий, способных к выживанию, особенно из крупных

комбинатов, были учтены примерно 13 тыс. предприятий, подлежащих управлению

и предназначенных к приватизации. Соответствующие юридические акты были

включены в файлы данных предприятий, передаваемых ТК.

Разработка предпринимательских концепций. Решающим инструментом

управления предприятиями ТК считала требование к правлениям компаний

изложить их предпринимательские намерения в виде концепции (бизнес-план).

Касательно характера и полноты представляемой предпринимательской концепции

была разработана инструкция, которая по мере накопления опыта многократно

дополнялась и адаптировалась. В предпринимательскую концепцию были включены

соображения о возможных шагах к последующей приватизации.

Комиссия из независимых экспертов-аудиторов и консультантов по проблемам

менеджмента тщательно проверяла предпринимательские концепции. Специально

созданный метод выявлял их возможности обеспечить выживание и стабильное

существование предприятия. Затем комиссия давала Совету директоров ТК свое

заключение, как следует поступить с предприятием с точки зрения управления

государственными пакетами акций. В случае необходимости она высказывала

рекомендации по изменению и дополнению предпринимательской концепции.

Пополнение оборотного капитала. У большинства предприятий Восточной

Германии после заключения валютного союза в июле 1990 г. не хватало

ликвидных средств для выполнения текущих платежных обязательств. Часто

вместо платежей использовались бартерные сделки. Заработная плата

сотрудникам нередко выплачивалась в виде потребительских товаров,

полученных в рамках бартерных сделок. Поэтому прежде всего было необходимо,

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ