Приватизация промышленных предприятий
чтобы возобновился и поддерживался денежный платежный оборот в экономике.
Надо было также выплачивать заработную плату работникам, оплачивать
поставки и налоговые отчисления в надлежащие сроки.
Для восстановления денежного оборота ТК предоставила предприятиям с
государственным долевым участием возможность получать кредиты, обеспеченные
гарантиями государства, для немедленного выполнения всех платежных
обязательств. Банки, которые в первую очередь являлись кредиторами, должны
были иметь небольшие собственные долевые участия. Этим обеспечивался
достаточный контроль за целевым использованием предприятиями кредитных
средств.
Управление большим количеством предприятий и многочисленным персоналом
представляет собой сложно разрешимую проблему. ТК предложила два возможных
решения.
Первое - уменьшить число находящихся в управлении предприятий и благодаря
этому эффективнее руководить немногими оставшимися. Для этого приватизацию
следовало провести быстро.
Второе решение проблемы - передача пакета акций предприятий
приватизационным компаниям. При этом пакет мог включать акции до 20
предприятий. Задачей менеджмента этих компаний являлось как санирование и
подготовка предприятий к приватизации, так и сама приватизация.
Привлечение перспективных покупателей. Как правило, переговоры должны
были проводиться с теми заинтересованными лицами, которые сами заявили о
намерении купить госпредприятие. Кроме того, публиковались объявления о
продаже предприятия. Если речь шла о крупных объектах, рекомендовалось
включить в работу инвестиционную компанию для поиска возможных покупателей
по всему миру.
Государству (ТК) было выгодно иметь как можно больше лиц,
заинтересованных в приобретении предприятия, чтобы переговоры с ними
проходили параллельно и в условиях конкурентной борьбы. Потенциальный
покупатель, напротив, был заинтересован в эксклюзивном праве на участие в
переговорах, чтобы уменьшить риск непроизводительных расходов на подготовку
покупки в случае неудачи.
Подготовка договоров о приватизации. Для каждой отдельной
приватизационной сделки принимались во внимание установленные ТК правила
приватизации, включая контрольный перечень вопросов, и вся документация
велась в письменной форме. При этом особое внимание обращалось на:
. компетентность инвестора - покупатель предприятия должен был убедительно
доказать способность реализовать свою предпринимательскую концепцию;
. принятие инвестором жестких договорных обязательств - он был обязан
произвести предусмотренные бизнес-планом инвестиции и сохранить или
создать определенное количество рабочих мест;
. финансирование сделки - при покупке предприятия должен быть определен
способ финансирования сделки. Чтобы намерения инвестора считались
основательными, необходимо наличие у него достаточной доли собственного
капитала для финансирования покупки и, следовательно, принятие на себя
предпринимательского риска.
Договорные штрафы. С их помощью ТК пыталась обеспечить выполнение
покупателем обязательств по инвестициям и сохранению рабочих мест. Размер
штрафов определялся в приватизационных переговорах. Относительно
инвестиционных обязательств существовало правило, по которому штраф
равнялся величине нереализованных инвестиций. Штраф за каждое не
созданное или потерянное рабочее место равнялся годовой заработной плате
на этом месте. Если гарантия для договорного штрафа была предоставлена
третьим лицом, то именно оно и уплачивало соответствующую сумму.
Оценка стоимости имущества. Основой для определения цены продажи служила,
как правило, оценка стоимости предприятия. Капитализированная стоимость
будущих потенциальных доходов предприятия дает не всегда достоверные
данные, так как прогнозирование результатов в вяло (с рыночной точки
зрения) развивающейся экономике связано со значительной неопределенностью.
Реальная стоимость материальных активов (имущества) предприятия в
значительной мере определяется его собственным наличным капиталом.
Важнейшим ориентиром для определения цены продажи являлась сумма, которую
можно было бы выручить при продаже предприятия по частям. Продажа ниже этой
цены была оправдана лишь тогда, когда выведение предприятия на режим
стабильной работы было связано для покупателя со значительными убытками, за
которые ТК не предоставляла ему никакой компенсации.
Контроль за выполнением условий приватизационных договоров. Специальные
отделы ТК держали под постоянным контролем каждый приватизационный договор.
Главной задачей при этом была проверка соответствия оперативных решений
менеджмента внутренним правилам ТК и экономической целесообразности
предложенных решений.
ТК заключила с частными лицами приблизительно 40 тыс. договоров, которые
включали около 600 тыс. договорных обязательств. Выполнение этих
обязательств контролировалось, а определенная их часть контролируется еще и
теперь. Примерно 75% условий, оговоренных в приватизационных договорах,
были выполнены к концу 1998 г. Выполнение оставшихся должно завершиться до
конца 2002 г.
Наиболее показательных результатов по разгосударствлению собственности
добились развитые западные страны. Характерно, что приватизация там
базировалась на централизованном регулировании и рыночных методах. Так, в
Великобритании применялось прямое квотирование продажи акций как
индивидуальным держателям, так и иностранным инвесторам. А при приватизации
многих предприятий правительство резервировало за собой «золотую акцию»,
позволяющую контролировать структуру новой компании. Часто использовались и
непосредственные ограничения: запрет одному лицу владеть более чем 15%
голосующих акций; требование, чтобы главным исполнительным лицом в компании
был британский гражданин; установление лимитов на добровольное
расформирование или ликвидацию предприятий. Контролировалось участие в
приватизации иностранных инвесторов (для Великобритании и Франции) через
владение ими не более чем 20% акций.
Неоднозначно оцениваются мероприятия по разгосударствлению собственности
в развивающихся странах. Необходимо отметить, что народнохозяйственный
комплекс в развивающихся странах строился как единое целое. А в этих
условиях прекращение поддержки убыточных или неприбыльных производств,
составляющих основу производственного процесса, вызывает разрушительные
последствия. При выпадении одного звена из цепочки межотраслевого
взаимодействия получается такой эффект, что начинает останавливаться все
нарастающее количество производств, связанных в единый технологический
узел.
Для таких стран, как Индия, Бразилия, Турция, этот эффект наиболее
характерен. В этом кроется одна из причин отсутствия серьезных, радикальных
действий по приватизации. В этих странах применяется так называемая мягкая
приватизация, главным методом которой выступает постепенное акционирование.
Примерами стран «жесткой приватизации» выступают Чили и Мексика. Ее
успехи в этих странах базировались на сочетании государственного и частного
начал, а также скоординированности макро- и микроуровней в этом
процессе.[13]
Для стран низшего эшелона «третьего мира» эффект приватизации оказался
незначительным. Это объясняется тем, что местный предпринимательский
капитал здесь находится еще в зачаточном состоянии. Поэтому единственным
проводником экономического роста в таких странах, как Мали, Танзания,
Нигерия, может быть только государство. Здесь наиболее активно проявляется
возрождение государственного регулирующего начала, но уже на рыночной
основе.
В восточноевропейских государствах наибольшее распространение получили
три варианта приватизации. Первый предусматривает продажу государственных
предприятий по их рыночной стоимости. В качестве основного он применяется в
бывшей ГДР, Венгрии, частично в других странах.
Второй вариант заключается в распределении среди всего взрослого
населения прав на бесплатное приобретение государственной собственности в
виде приватизационных купонов. Наибольшее распространение этот вариант
получил в России, Чехии, частично использовался в Болгарии, Румынии,
Польше.
Третий вариант, или модель югославского самоуправления, предполагает
создание на базе приватизированного предприятия акционерного общества,
членами которого на льготных условиях могут стать его работники, а на общих
- все другие граждане и пенсионные фонды.[10]
«Восточноевропейский» подход отличает дифференцированное отношение к
приватизации различных объектов. «Малая приватизация» была проведена очень
быстро. Небольшие предприятия сферы услуг, общественного питания, торговли
распродавались за «живые» деньги. При этом учитывались интересы
покупателей. Причинами медленного проведения «большой приватизации»
являются недостаток денег у населения, низкая доходность приватизируемых
предприятий и минимальный приток иностранного капитала.[17]
Глава 3. Российский опыт приватизации.
3.1. Необходимость приватизации собственности в России.
Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России,
следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое
время находилась под влиянием административно-командной системы
хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее
чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же
был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что
на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве
страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта
страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути
цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться.
Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание
рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к
сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как
показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для
этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной
инфраструктуры. Эти условия следующие:
. приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;
. система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно
договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих
предложения товаров;
. устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной
деятельности и хозяйственных связей;
. система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое
судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
. право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
. развитие внешнеэкономических связей;
. формирование у людей рыночных норма поведения.
В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным
инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных
предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к.
при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае
государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в
«переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального
функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов
трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно
формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для
рационального изменения структуры производства как базовых условий
повышения эффективности производства и роста национального дохода.
При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа
Российского правительства, определявшая очередность практических шагов
приватизации:[18]
. преодоление монополии государства и создание условий гражданского
общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны
реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою
жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе
заинтересованности и ответственности;
. преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и
дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
. стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения,
саморазвития экономики;
. изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным
собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом
государство берет на себя функции регулирования рынка в основном
экономическими методами.
На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии
государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном
итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия,
частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с
преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные
предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной
экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство
решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате
длительного сохранения в России командно-административ-ного механизма
управления экономикой.
3.2. Этапы приватизации.
Говоря об этапах приватизации, в России следует различать два основных:
первый - это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации в России, так
как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился
приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в
России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа
приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса
разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон [1], который определял
и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений
собственности на средства производства в Российской Федерации путем
приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания
эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
Законом определялась государственная программа приватизации (см. прилож.
№1). Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания
на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой
программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не
подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят:
недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные,
трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное
достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за
исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство
гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была
рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг,
коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный
транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К
ним относились и относятся: топливно-энергетический комплекс,
структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность,
предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой
значимости). В программе также были установлены требования к местным
программам приватизации, задания органам государственной власти и
управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные
способы приватизации (конкурс (предложение лучших условий выкупа; аукцион
(предложение более высокой цены); выкуп (чаще всего через
аренду);акционирование) и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов
приватизируемых - предприятий, условия кредитования и размеры кредитных
ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации, величину
сумму приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской
Федерации в планируемом периоде (а также размер вклада на одного
получателя), условия использования при приватизации иностранных инвестиций,
прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их
распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты
республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные
фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного
уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных
средств, и, наконец, перечень, сроки и порядок образования за счет средств,
полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее
отсталых в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации,
структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды
или другие цели.
В программе также устанавливался перечень государственных предприятий,
объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Организация
приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным
имуществом.
Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные
базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых
коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации
имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых
объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной,
рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта
была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным
способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже
было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной.[19]
Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом
этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные
фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С
помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной
формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для
того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся
предприятий. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось,
когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Часть этих акций
передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам
трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и
средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии
корпоратизации (или акционирования).
В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы
(например, в декабре 1992 г. - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72
регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО,
представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом
занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий
(номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3
млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников
чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые
инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы (см.
прилож. №2).
При рассмотрении понятия чекового аукциона, нужно уточнить саму суть чека
(или ваучера). Это понятие связано с источниками платежа при приватизации.
В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея
бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о
приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был
действующим - его цели на практике выполнил Указ о приватизационных
чеках.[5]
Приватизационный чек - это государственная ценная бумага на предъявителя,
которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при
приватизации государственного или муниципального имущества, а также при
покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Для чего нужна была именно эта
ценная бумага? Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений,
когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным
трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в
эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей
расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Вдобавок,
возможности для различных финансовых махинаций со счетами открывались бы
фантастические, как показал прежний опыт. Но, главное, это надолго
задержало бы все платежи, а с ними, и приватизацию, что, конечно, было
нежелательно и в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было
решено заменить приватизационными чеками, которые, в сущности, выполнили ту
же функцию, правда, явились при этом бумагой «на предъявителя».
Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая
приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса -
ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены.
Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество
населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала
история денационализации других стран. В этом есть своя специфика
приватизации в России на начальном этапе.
Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины
приватизационных чеков -примерно 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что
до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало
от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это
должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и
перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению
вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур
нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Чем же отличалась
новая программа? Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая,
формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы
рыночных отношений. Это предопределило преемственность ее идеологии,
главных принципов, методов реализации. Сохранены были все основные способы
приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего
варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации,
действующий механизм чековых аукционов и т.д.
Если сравнить «демократизм» двух программ, то, думается, в новой
ощущалось некоторое ухудшение - больше стало ведомственных запретов,
введены дополнительные жесткие бюрократические процедуры. Вместе с тем,
удалось отстоять в правительстве и закрепить документально все важные для
чековой приватизации процедуры, существенно расширить перечень
приватизируемого имущества.
Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном
обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной
долей имущества свыше 25 процентов. Таким образом, имущество этих
предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой
приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны
были пройти и все предприятия-банкроты.
Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения
для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как
за; деньги, так и за чеки. Другое дело, что реализация этого не была
стабильной из-за нестабильности политической ситуации в России.
Программа также предусматривала значительное укрепление роли
инвестиционных фондов. Им, наконец, разрешено было увеличить долю акций
одного предприятия в своих активах до 25 процентов, вместо прежних десяти,
что позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными
обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв,
что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции
более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов
другими была легализована Программой.
Значительное место в Программе 1994 года было уделено защите прав
акционеров. Среди главных ее постулатов - защита акционерного
«меньшинства», которому обеспечена возможность «коммулятивного»
голосования.
Государственная программа приватизации на 1994 год, Указы Президента о
новом статусе Фонда федерального имущества и мерах, активизировали механизм
действия Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Однако
нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении
банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов -
приватизации и банкротства, удалось решить. Это стало возможным, когда были
найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба
приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем
именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий-
банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в
действие процесс банкротства. Каким образом Федеральное управление решало
судьбу отдельного предприятия-банкрота? Было несколько вариантов, которые
государство как собственник могло реализовать еще в досудебной процедуре.
И, наконец, третий путь - это была обязательная (принудительная) смена
собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен, Такая
норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по
делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации.
Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом
случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при
обычной приватизации. Ведь речь шла не о перераспределении собственности, а
об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить
инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по
тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и
аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало
возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно
форсировать процесс принудительной приватизации (см. прилож. №3).
3.3. Предварительные итоги приватизации.
Необходимо рассмотреть вопрос об оценке итогов первого этапа
приватизационной компании. Однако вопрос об оценке итогов очень непрост.
Единственная черта ваучерной приватизации, признаваемая всеми, -
беспримерный темп и масштаб проходивших в ее рамках событий. Более того,
массовая приватизация, по мысли проводивших ее, а также сторонников, -
явилась ключевым элементом российских экономических, да и политических
реформ (можно без особого риска прибавить: и единственный их элемент,
планомерно осуществлявшийся и даже осуществленный практически так, как было
задумано). Беспрецедентные темпы и масштабы этой кампании сделали
необратимым весь процесс реформирования России.
Итак, каковы же негативные итоги прошедшего этапа приватизации в России?
1. Разрыв между поставленными целями и реальными результатами:
практически ни одна из поставленных целей приватизации не была достигнута.
2. Несовпадение становления комплекса рыночных механизмов и институтов,
необходимых для создания сферы эффективного функционирования
приватизированных предприятий, с темпами приватизации.
3. Не была проведена реальная оценка приватизированного имущества, в
результате чего допущено его разбазаривание.
4. Формы и способы проведения приватизации не обеспечивали учета
разнообразия конкретных условий, в которых находились приватизируемые
предприятия, и превратили широкие слои населения в пассивных участников
развивающихся процессов.
Государственная Дума приняла новый Закон [2], который призван
скорректировать законодательство о приватизации, привести его в
соответствие с интересами государства, всего населения страны.
Однако это утверждение порождает ряд вопросов, без ответа на которые не
обойтись:
. как изменилась властная структура российского общества в результате
массовой приватизации?
. как население участвовало в приватизации, и каковые ее социальные
последствия?
. каким оказалось воздействие приватизации на работу предприятий - в
частности, в ключевых отраслях промышленности России?
. какова степень проникновения иностранного капитала в российскую экономику
- и входе самой приватизации, и в пост приватизационный период?
. помогла ли (и поможет ли впредь) приватизация в решении проблемы
инвестиционного голода?
. как повлияла приватизация на развитие криминальных структур в стране?
каковы были масштабы - и какими будут последствия - приватизационного
«отмывания» денег?
Однако на все эти вопросы можно лишь дать предварительный ответ, т.к. не
всегда имеется необходимая и четкая информация при рассмотрении этих
вопросов.
Затрагивая первый вопрос, нужно сказать следующее. Заметим одно
обстоятельство то, что ведь российская приватизация на первом своем этапе
передавала собственность тем, кто ею и так владел или, во всяком случае,
ощущал себя ее владельцем - и отнюдь не без оснований. Приватизация по
видимости была не так уж страшна для тех кругов, которые реально правили
экономикой. Казалось, она сохраняет чрезвычайно выгодное для них
позднесоветское status quo под новыми псевдонимами. Напомним: 3/4
акционировавшихся предприятий избрали второй вариант льгот, то есть
получение 51% акций. Директора государственных предприятий становились
главами АО, ничего по видимости при этом не теряя.
На самом же деле нормативные акты массовой приватизации содержали - в
более или менее скрытом виде - механизмы, способные действительно передать
собственность в другие руки. И мало-помалу эти механизмы вступали в ход. По
данным ГКИ, 10% собраний акционеров приватизированных предприятий,
состоявшихся весной и летом 1994 года, привели к смене руководства
предприятий. К концу 1994 года этот процесс, по-видимому, ускорился.
Соответственно были попытки со стороны коллективов некоторых предприятий
«отыграть» приватизацию назад. Однако, на деле, все-таки, это уже не
возможно.
Итак, можно с утверждением сказать одно, то, что и в промышленности и в
сфере «малого бизнеса» (торговли, сервисе, общепите) - приватизация была
необратима. Этот ее итог неоспорим: там, где она прошла, массовый откат без
серьезного насилия практически невозможен. Да и нет сколько-нибудь
значительных политических сил, которые видели бы в нем свою задачу.
Касаясь второго из поставленных выше вопросов, следует отметить «Отчет об
основных итогах чековой приватизации» Госкомимущества. Предельно сжатый
конспект «Отчета» звучит так.[6]
«Население России получило 146064 млн. приватизационных чеков. Владелец
ваучера имел четыре возможности: использовать свой чек при закрытой
подписке на акции своего предприятия (в ходе закрытой подписки было принято
почти 26 млн. чеков); участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового
фонда (их было создано 640 штук: собрали они свыше 60,млн. приватизационных
чеков); продать чек (такая судьба постигла «ориентировочно» четверть
выданных чеков). 40 млн. граждан России стали акционерами созданных в ходе
приватизации АО или чековых фондов».
Затрагивая вопрос о влиянии приватизации на работу предприятий, а также и
на ведущие промышленные отрасли, из «Отчета» следует сказать то, что.
«В результате приватизации более половины ВНП стало производиться в
негосударственном секторе. Спад производства на приватизированных
предприятиях был на 10% меньше, чем в среднем по промышленности».[6]
Констатируется, что «привлечение в инвестиционные программы исключительно
отечественного капитала далеко не всегда обеспечивает достаточный уровень
эффективности производства и оптимальные сроки окупаемости инвестиций»; в
связи с этим выражено сожаление о недостаточной вовлеченности в
приватизацию иностранных инвесторов. Тем не менее «в 1992-1994 годах
иностранными инвесторами приобретено на аукционах и инвестторгах в общей
сложности около 10% акций приватизированных предприятий, что принесло
государству $1 млрд.». [6]
В отраслевом разрезе наиболее привлекательными для иностранных инвесторов
в третьем квартале 1994 года явились (в $ млн.):
Топливная промышленность 350,9
Строительство 22,8
Торговля и общественное питание 12,7
Другие промышленные производства 9,9
Черная металлургия 7,6
Транспорт и связь 6,9
Пищевая промышленность 5,2
Деревообрабатывающая промышленность 4,7
Услуги 4,0
Наука и научное обслуживание 4,0 *(см. прилож. №4)
* Данные приведены из «Отчета об основных итогах чековой приватизации»
ГКИ [6](см. прилож. №5,№6)
Вот те небольшие итоги первого этапа приватизации в России, как
показывает нам «Отчет об основных итогах чековой приватизации»,
представленный Госкомимуществом РФ. Однако о конечных итогах говорить еще
слишком рано.
С Указом Президента РФ [4] возникает начало действия нового этапа в
приватизационной компании (в частности, на примере Москвы) - этапа так
называемой денежной приватизации (этап при котором платежным средством при
покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные
чеки). Появился также документ, заложивший мощный юридический фундамент
«особого пути» российской столицы в приватизации. Московская городская дума
18 января приняла «Основные положения приватизации государственных и
муниципальных предприятий города Москвы».
Эти документы оказали существенное влияние на ход дальнейших
экономических событий - и сами по себе, и как прецедент.
Из Указа можно выделить следующее. Во-первых то, что Московское
правительство получило право определять при продаже по конкурсу или на
аукционе начальную цену государственных предприятий или акций АООТ,
созданных в процессе приватизации путем преобразования этих предприятий, по
данным баланса за квартал, предшествующий дате подаче документов на
приватизацию, то есть с учетом двух переоценок основных фондов.
Определенная таким образом стартовая цена может оказаться выше сложившихся
рыночных цена на аналогичные объекты. Это действие необходимо потому, что
бюллетень Российского федерального фонда имущества в последние месяцы был
полон сообщениями о несостоявшихся инвестиционных торгах из-за отсутствия
Страницы: 1, 2, 3
|