бесплатные рефераты

Разработка тренинга на командообразование

Разработка тренинга на командообразование

Московский Государственный Университет Путей Сообщения (МИИТ)

Кафедра «МЕНЕДЖМЕНТ»

Разработка тренинга

по дисциплине

«Тренинги и деловые игры в системе управления»

Выполнили: ст. гр. ТМН – 511

Аксенова Е.В.

Патрушева Е.А.

Проверил: доц. Корсакова В.В.

Москва – 2004

План:

ВВЕДЕНИЕ

1. Исходная ситуация

2. Результат исследования

3. Целевая аудитория

4. Объект тренинга

5. Критерии и стандарты

6. Структура целей

7. Программа тренинга

8. Пакет учебных материалов

9. Оценка эффективности тренинга

10. Оценка работы тренера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РОЛЕВАЯ ИГРА

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время руководители многих организаций приходят к

осознанию важности формирования команды единомышленников, слаженности

работы коллектива для достижения поставленных перед фирмой или компанией

целей, то есть к необходимости создания эффективной команды.

Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с

профессионализмом, является способность специалиста действовать в

команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является

способность каждого ее члена «работать на результат». Однако на практике

психологический акцент нередко смещается с результатов деятельности на

межличностную конкуренцию, что часто приводит к скрытой и явной

конфронтации. А это, в свою очередь, ведет к деловому и экономическому

спаду, формирует напряжение внутри коллектива, разрушительно воздействует

на личность.

Люди, составляющие команду:

— работают лучше и эффективнее; - понимают друг друга;

— рационально распределяют между собой роли;

— не тратят лишнего времени на выполнение поставленных задач;

— стабильно работают;

— не стремятся никуда уходить из компании, в которой хороший

психологический климат, и главное — они добиваются лучших результатов.

Целями нижеприведенного тренинга можно считать:

0. отработать навыки конструктивного межличностного взаимодействия в

команде;

1. отработать навыки эффективного решения проблемы в команде;

2. познакомить с приемами разрешения конфликтов;

3. отработать навыки ситуационного анализа;

4. отработать навыки оценки рисков;

5. создать ресурс положительных эмоций для эффективной работы.

Цель работы: приобрести навык в разработке и проведении тренинга на

командообразование.

1. Исходная ситуация.

При детско-юношеской школе «Орленок» открылся кружок по спортивному

ориентированию. Так как публика собралась малознакомая и разношерстная,

руководитель кружка Владимир Сергеевич Орлов посчитал необходимым

провести обучение в форме игрового тренинга, чтобы члены кружка

почувствовали себя частью дружного сплоченного коллектива и полноправным

членом команды. Тренинг решено было провести в выходные дни до начала

общего курса занятий.

Кружок располагает необходимым для этого помещением, достаточным для

проведения подобных мероприятий.

Также следует отметить, что Владимир Сергеевич преподает ОБЖ в

местной школе и часть кружковцев - его нынешние или бывшие ученики. Это

позволило ему предположить, что он может рассчитывать на их активное

участие и поддержку.

2. Результат исследования

За неделю до предполагаемого срока проведения тренинга Орлов провел

собрание с родителями своих воспитанников. По результатам собрания

выяснилось:

- большинство членов группы – яркие индивидуалисты в силу своего

переходного возраста. Многие родители отметили, что их сыновьям

свойственна своенравность, упрямство, вплоть до упертости, стремление

действовать наперекор чьим-то наставлениям.

- В глазах многих членов группы обучение в форме лекций, инструктажа,

наставлений («как в школе») выглядит нежелательным;

- При наличии высокого самомнения, свойственного для данной возрастной

категории, члены группы не обладают достаточными практическими навыками и

знаниями, а также имеют весьма скудный опыт плодотворного группового

взаимодействия.

Проанализировав полученные сведения, руководитель убедился, во-

первых, в необходимости проведения тренинга, направленного на сплочение

коллектива в команду, во-вторых, в правильности выбора игровой формы

проведения.

Существует поговорка: «Победу надо готовить». Прежде чем команда

приступит к выполнению работы, ради которой создавалась, или перейдет к

новому этапу своей деятельности, важно дать возможность ее членам

«отыграть» разнообразные ситуации внутрикомандного взаимодействия. Именно

поэтому наш тренинг богат играми — они готовят членов команды к

эффективной работе.

Можно ли обойтись без игрового тренинга? Можно, но в этом случае

легко попасть в ситуацию, описанную А. Андреевым, который наблюдал за

тем, как артель (команда) рыбаков ловит на Волге рыбу бреднем (маленьким

неводом, который тащат вручную).

«...договариваясь с одним из артельщиков, что подойдем посмотреть,

как они ловят, я сказал, что мы вычистили все свои тони (дно, по которому

тащат бредень).

— А зачем ?! — удивился он. — Там же бродят постоянно, там все

чисто!

Мы подошли к месту их рыбалки как раз, когда они начали растягивать

бредень от берега в воду. Бредень был весь спутанный и полный полузасох

шей травы. Бросили после предыдущей рыбалки, не разобрав. Мотня, так

называется кошель, в который собирается рыба в неводе, замоталась в дель

— в саму сеть, из которой делается бредень. В воде такое трудно увидеть и

разобрать. К тому же они, еще не начав ловлю, прямо здесь умудрились

наловить коряг.

Откуда ? — возник у нас вопрос, ведь они же действительно тут

постоянно бродят!

И тут же пришел ответ. Артельщик залез в сеть, вытащил из нее

толстенную корявую ветку и швырнул в воду сзади сети.

0. На берег бы... — неуверенно предложили мы.

1. А! — махнул он рукой. — Мы там дальше не ловим никогда.

Как оказалось впоследствии, именно сегодня они решили начать ловлю

метров на 10—15 дальше, чем обычно. Очевидно, другие артели тоже ловили

«там дальше», потому что коряги попадались на протяжении всей рыбалки и

постоянно швырялись в воду же.

Победу надо готовить, а к делу хорошенько готовиться. Везет только

дуракам. Именно тебе обязательно не повезет. Хотя бы потому, что, начиная

предпринимательство, ты должен подготовиться так хорошо, чтобы везению не

оставалось места, как и невезению[1]».

Итак, основная цель приводимых игр — «подготовить победу» на

основании ключевых идей работы в команде.

Ключевыми идеями работы в команде являются:

0. ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения;

1. сотрудничество вместо конкуренции;

2. работа на общий результат вместо индивидуализма;

3. творчество вместо стереотипных действий;

4. конструктивная самореализация вместо «борьбы за выживание»,

3. Целевая аудитория

Целевая аудитория данного тренинга – группа подростков в возрасте от

12 до 15 лет численностью 18 человек. Все они имеют сходное социальное

происхождение (из семей среднего достатка), почти все учатся в одной

школе. Имеют хороший уровень физической подготовки и заинтересованы в его

дальнейшем повышении. Всех объединяет интерес к спортивному

ориентированию и возможность участия в походах и соревнованиях.

4. Объект тренинга

Умение работать в команде, создание ощущения общности, доверия,

сотрудничества вместо конкуренции и индивидуализма. Способность работать

на общий результат, действовать творчески, а не стереотипно. Кроме этого

объектом тренинга, обусловленным возрастом участников группы, с точки

зрения руководителя, является конструктивная самореализация вместо

«борьбы за выживание».

5. Критерии и стандарты

Критерием успешности проведения тренинга будет служить эффективность

командного взаимодействия в дальнейшей работе секции, умение решать

групповые задачи и цели, поставленные руководителем. В полной мере

результативность тренинга проявится во время проведения первого

совместного похода, который запланирован после получения группой

достаточных теоретических знаний по спортивному ориентированию. Итог

тренинга зависит не только от наставника, но в большей степени от самих

участников, заинтересованности в нем, ожидаемых результатов и мотивации,

от того, есть ли у них истинное желание стать командой.

Также источником информации об успешности/не успешности проведенного

тренинга могут быть родители кружковцев, которые являются постоянными и

бдительными наблюдателями социального развития собственных детей.

6. Структура целей

Конечной целью тренинга является формирование полноценной,

сплоченной команды, способной справляться с поставленными задачами, все

члены которой обладают навыками эффективных коммуникаций и группового

взаимодействия.

|Исполнение |Условия |Стандарты |

|Эффективная работа в |Работа в привычном |Правильные постановки |

|команде, совместное |составе, в знакомой |целей и способность их|

|преодоление трудностей |обстановке |достигать, теплая, |

|и выполнения задач | |дружеская атмосфера |

Поведенческая цель: умение распределять полномочия, ответственность

исполнителя за определенный участок работы, стремление к достижению

высоких командных результатов.

Вспомогательная цель: высокий уровень усвоения материала тренинга,

применение полученных знаний на практике.

7. Программа тренинга с расчасовкой

|Брифинг |15 минут |

|Лекция |15 минут |

|Тема: ОЩУЩЕНИЕ ОБЩНОСТИ И ДОВЕРИЯ ВМЕСТО ОДИНОЧЕСТВА И ОТЧУЖДЕНИЯ |

|Игра-разминка «Узнаем друг друга |30 минут |

|лучше!» | |

|Игра «Имя команды» |40 минут |

|Игра: «Енотов круг» |15 минут |

|Игра: «Невидимая связь» |15 минут |

|Тема: РАБОТА НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ВМЕСТО ИНДИВИДУАЛИЗМА |

| Игра «Древо успехов» |25 минут |

|Тема: КОНСТРУКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО «БОРЬБЫ ЗА ВЫЖИВАНИЕ» |

|Игра: «Найти общее» |30 минут |

|Дебрифинг |20 минут |

|Оценка эффективности тренинга |20 минут |

Так как для большинства участников подобная форма обучения является

новой и неизученной, логично было бы ввести их в тренинг с помощью

проведения брифинга, на котором обозначить цели обучения, порядок его и

правила его проведения. Необходимо убедиться, что вся информация

доступна, понятна и не вызывает трудностей у учеников.

На наш взгляд, наиболее приемлемой стратегией является тренер-

центрированная, при которой учебный курс структурирует непосредственно

сам тренер, который проводит учеников через серию уроков, занятий,

упражнений и опытов для достижения заявленных целей.

Он так же задает и контролирует темп обучения, определяет тактики и

устанавливает последовательность тренинговых мероприятий.

Лекция.

В качестве вводной информации Орлов предлагает ученикам следующую

информацию: «Возможность работать в команде дает каждому человеку

огромную личную поддержку и перспективы роста. Но есть и ложные команды,

в работу которых руководитель вкладывает теневой смысл глагола

«командовать». Команда — это не группа людей, которой можно командовать.

Команда — это группа специалистов, заинтересованных в достижении общего

результата. Она ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного

ее члена. Наоборот, каждый занимает в команде место, соответствующее его

способностям и возможностям, каждый ощущает себя значимым и незаменимым,

а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворенности

профессиональной деятельностью.

Сегодня «жизнь учит» человека работать в команде. Многочисленные

чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы предполагают наличие команд

спасателей. Как показали спортивные события, отсутствие «командного духа»

приводит к поражению в игре. Энергия команды позволяет начинающим фирмам

«вырываться вперед», занимая достойное место на рынке.

Можно выделить шесть ключевых принципов организации командной формы

работ:

1. Принцип коллективного исполнения работы — каждый член команды выполняет

ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он

обычно исполнял по заданию руководителя (хотя последнее не исключается и

в рамках команды).

2. Принцип коллективной ответственности — вся команда теряет в доверии,

стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по

вине любого из членов команды.

3. Принцип адекватного стимулирования команды за конечный результат.

Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем

материальная оплата.

4. Принцип автономного самоуправления команды.

5. Принцип повышенной исполнительской дисциплины, добровольно принимаемый

каждым членом команды.

6. Принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип

формирования команды: в состав ее может быть включен только тот, кто

добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и

понимания всех условий ее деятельности.

Эффект команды, ее общественное признание приходит после длительной

совместной работы и реально достигнутых успехов. Иными словами, каждая

команда должна завоевать в организации, в обществе «сертификат доверия»,

чтобы достойно носить общепризнанный и уважаемый имидж «команды».

Создать высокоэффективную команду нелегко. Эта работа требует

времени и упорства.

Какие стадии проходит команда в процессе формирования?

Ни одна группа людей не становится командой единомышленников

сразу. Любая команда проходит в своем развитии определенные стадии

формирования.

Заметим, однако, что существуют два основных типа команд, в процессе

формирования которых есть определенные отличия:

> Проектные группы, созданные для выполнения какой-то конкретной

задачи и существующие достаточно короткое время.

> Постоянно существующие группы, отделы, службы, которые работают

длительное время.

В проектных группах роли чаще всего уже распределены, хотя и могут

меняться в процессе работы. В своем развитии проектные команды проходят

следующие стадии:

> Узнавание и «притирка» друг к другу, выработка норм и правил

поведения внутри команды. На этой стадии возможно возникновение

конфликтов.

> Дальнейшая «притирка» и перераспределение ролей, отработка схем

взаимодействия между членами команды для решения каких-либо рабочих и

личных вопросов. На этой стадии возникновение конфликтов весьма вероятно.

> Интеграция и успешная работа команды по выполнению поставленных

перед ней задач.

> Команда «охладевает» к работе. Между участниками вновь возможны

конфликты, так как члены коллектива начинают задумываться, что им делать

дальше. Важно уметь организовывать выход коллектива из проекта, работа

над которым успешно завершена.

Какие стадии проходит постоянно существующая группа, прежде чем

стать командой?

> Стадия узнавания друг друга, «притирки», выработки групповых норм и

правил поведения. В это время состав группы может быть нестабилен — люди

могут уходить из группы или приходить в нее.

> Стадия распределения и закрепления групповых ролей, принятия групповых

норм членами команды.

> Стадия выработки, закрепления и оптимизации схем взаимодействия между

членами команды.

> Стадия интеграции и успешной работы сформированной команды,

коллектива.

На каждой стадии, особенно на первых трех, возможно возникновение

конфликтных ситуаций, которые нужно уметь конструктивно решать, и этому

нам тоже предстоит научиться.

У каждого человека есть как своя формальная и неформальная роль,

которую этот человек играет в жизни и работе группы.

Для успешного функционирования команды важны все люди и все роли,

которые они выполняют. Вы, вероятно, сталкивались в жизни с такой

ситуацией, когда в коллективе нет человека, способного взять на себя

ответственность за принятие решения и стать лидером, или когда все

предлагают хорошие идеи, но нет человека-организатора, который смог бы

претворить эти идеи в жизнь.

Часто бывает, что один человек в себе объединяет несколько ролей. Но,

как правило, он не может делать все достаточно эффективно, поэтому надо

подготавливать к выполнению каких-то ролей и других.

Выделим наиболее значимые роли:

• лидер;

• организатор (администратор);

• генератор идей;

• критик;

• эксперт;

• исполнитель («рабочая лошадка»);

• неформальный лидер;

• шутник («душа компании»).

Наверняка каждый из вас знает, какую место в коллективе он занимает

или хотел бы занять. Вы можете ознакомиться с различными типами ролей,

которые человек может играть в группе. (Приложение 1)

Тема: ОЩУЩЕНИЕ ОБЩНОСТИ И ДОВЕРИЯ ВМЕСТО ОДИНОЧЕСТВА И ОТЧУЖДЕНИЯ

1. Игра-разминка «Узнаем друг друга лучше!»

Цели:

- продолжить знакомство участников друг с другом

- помочь снять напряжение

- мотивировать участников к совместной работе

Время: 30 минут

Инструментарий:

- листы бумаги

- ручки или карандаши для участников.

Проведение игры:

Тренер просит участников разбиться на пары и взять друг у друга

интервью, задавая вопросы о том, что интервьюируемому особенно интересно,

что нравится, может быть, о его самых больших достижениях, хобби и т.п.

Время на интервью 5 минут. После окончания интервью каждый человек

из пары представляет своего партнера (рассказывает о нем) всей группе по

следующей формуле: «Все знают, что Андрей…, но никто не знает, что он…»

2. Игра «Имя команды»

Цели:

- отрабатывать навыки работы в команде, командное взаимодействие

- выявить роли участников команды

- сплочение команды

- мотивация участников к совместной работе.

Время: 40 минут

Инструментарий:

- флипчарт или доска

- маркеры

- листы бумаги

- ручки или карандаши

Проведение игры:

А)Тренер просит участников разбиться на тройки и дает следующую

инструкцию: «Пожалуйста, первое, напишите и обсудите три признака,

которые характеризуют вашу команду ( в целом); второе: придумайте

название своей команде. Время на выполнение 10 минут.

Б)Группа делится пополам и дается та же инструкция. Время на

выполнение 15 минут.

Результаты работы обеих больших групп пишутся на флипчарте. Лидеры

(представители) каждой из больших групп представляют свой вариант

названия и три главных признака, аргументируя свой вариант.

В)После этого происходит обсуждение вариантов всей группой и

принимается какой-то представленный вариант, либо придумывается новое

название группы и три ее признака.

3. Игра «Енотов круг»

Тренер обращается к команде: «Закон джунглей» гласит: «Каждый сам за

себя». Сегодня этот закон действителен не только для героев сказки Р.

Киплинга, он оправдывает жесткость, агрессивность, ощущения одиночества и

отчуждения. Все связано с огромным психологическим напряжением и

энергозатратами. Подумать только, сколько человек тратит жизненных сил на

возведен «защитных барьеров», тогда как может расходовать их на

творчество!

Что порождает «защитные барьеры» недоверия? Страх. Человек боится,

что его обманут, предадут, узнают секреты, воспользуются и и т. д.

Поэтому активный идет в наступление первым, пассивный предпочитает

«спрятаться» в безопасном месте или заручиться покровительством

сильнейшего.

«Защитные барьеры» в повседневности крадут у человека радость жизни.

В команде же «защитные барьеры» разрушают командный дух. Командный дух

основан на доверии. Чтобы позволить себе доверять человеку, нужна

смелость. «Доверять людям — важно, и Воин не страшится разочарований —

ибо знает мощь своего меча и силу своей любви[2]», — учит Пауло Коэльо.

Доверие не означает перекладывание ответственности на плечи того,

кому доверяешь. Доверие основано на ощущении незримой связи, существующей

между людьми, близкими по духу. Доверие базируется на принятии

индивидуальности другого и понимании «неслучайности» совместных действий.

Все эти идеи ложатся в основу игр и упражнений, а так же становятся

темами обсуждений.

0. Люди собираются вместе не случайно: всегда есть нечто, что их

объединяет.

1. Между людьми существуют невидимые связи, среди них есть более прочные и

менее прочные.

2. Ощущение связи с другими позволяет пережить ценность Единства.

Цель: опыт переживания группового доверия.

Время: 15 минут.

Инструментарий: потребуется прочная корсажная лента длиной примерно

3,5 метра. Концы ленты крепко связываются друг с другом

Проведение игры:

Ведущий приглашает участников игры встать в круг и, показывая круг

из корсажной ленты, говорит:

0. Вы видите в моих руках обыкновенную корсажную ленту. Ее концы связаны у

меня в руках — круг из корсажной ленты. Я прошу вас взяться за него

обеими руками и потянуть на себя. Займите такое положение, чтобы вы

держались за наш круг вытянутыми руками. Расслабьтесь, чувствуете, он вас

держит? Так, все вместе, мы можем образовать круг, который поддерживает

нас. Мы можем настолько ему доверять, что даже закроем глаза... Держит?

Конечно, ведь мы привели его в состояние равновесия! Вот чудо — благодаря

тому, что мы все доверяем ему держать себя, он держит нас! Оказывается,

доверие способно поддерживать и того, кто доверяет, и того, кому

доверяют.

1. Попробуем отпустить одну руку и держаться за круг только одной рукой.

Удобно? Нет? Уже чувствуете себя как будто «связанными»? Вас это

обременяет? Неудивительно! Разве можно доверять наполовину? «Половинное

доверие», как вы убедились, вызывает напряжение.

2. Давайте снова возьмемся за круг двумя руками, откинемся назад держась за

него вытянутыми руками, установим его равновесие и закроем глаза. Давайте

запомним каждой клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и

поддержки.

3. Этот круг называют «енотовым», — продолжает ведущий, пока участников

игры поддерживает круг. Зоологи заметили, что еноты решают важные для них

дела, становясь в круг. Вы чувствуете, что круг действительно объединяет

нас всех. Давайте запомним это чувство и будем вызывать его в себе всякий

раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо!

Эту игру можно не обсуждать, достаточно того, что она дает опыт

переживания группового доверия. Если на определенном этапе работы команды

возникнут разногласия, конфликт, можно использовать эту игру в качестве

приема нормализации взаимоотношений.

4. Игра «Невидимая связь»

Цели:

- ощутить причастность к общему делу;

- почувствовать единство команды.

Время: 15 минут

Инструментарий: моток прочных толстых нитей (главное, они не должны

сразу же рваться при сильном натяжении).

Проведение игры:

Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых

рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает

вводную историю.

«Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек.

У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он

стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он

молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его

мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был

обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения, а мудрец все

жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю

Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были

эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы

такое предпринять?» — размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти

добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью».

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого игры

и вкладывая ему в руки нить.

«Воистину, нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была

совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его

взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить,

стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно

относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувств; ближнего.

Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда

они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы

нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, пере.

давая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия

нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно

менялся и становился "узловатым". Но главное, у каждого появилась:

способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и

друзьями, соратниками и партнерами».

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить

от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый

круг.— Дорогие друзья! — обращается ведущий к участникам игры. — Сейчас

вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Каков она на

ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная... Давайте проверим, что

может произойти, если каждый потянет ее на себя... Она натянется и станет

«резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»...

4. А если, — продолжает ведущий, — кто-то потянет нить на себя а кто-то не

станет этого делать? Что будет, давайте попробуем... Равновесие круга

нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то

совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: "он тянет одеяло на

себя».

5. Некоторые люди, — продолжает ведущий, — предпочитают надевать эту нить

себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал

это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях

люди говорят: «посадил себе на шею».

6. Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, — продолжает ведущий,

— собственно, многие люди посвящают этому целую

жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще

отпустят. На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок?

Наверное нет...

7. Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех

будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего

тела. Спасибо!

Игра закончена, нить можно положить на время обсуждения в круг.

Потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и

талисманов команды, как символ связи между ее членами.

Вопросы для обсуждения игры «Невидимая связь»:

- Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью,

подарком мудреца?

- Что было легко, что трудно, в этой игре?

- Чему эта игра может научить команду?

Линии обсуждения игры «Невидимая связь»:

5. Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи

помогает установить доверительные отношения в команде.

6. Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии

находится нить: натянутом или свободном.

7. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные

типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов команды бывают разные

эпизоды в общении. Главное, что бы ни происходило, уметь восстанавливать

комфортное состояние нити.

Тема: «РАБОТА НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ВМЕСТО ИНДИВИДУАЛИЗМА»

Вводная речь тренера: Мудрецы говорят: «Смысл существования человека

— участвовать в замыслах Бога». В этом изречении подразумевается

глобальная работа на общий результат.

Работа на общий результат связана с пониманием собственной «зоны

ответственности» и доли участия в общем деле. Однако это не означает, что

по достижении результата происходит «сбор дивидендов». Ожидаемый

«дивиденд» в данном случае — ощущение общего успеха.

Успех команды связан с взаимодействием, которое всегда направлено на

совместную или общую цель.

Тренировка способности работать на общий результат содержит два

этапа.

. Этап первый: формирование единого понимания подхода к решению

задания всеми членами команды. Для этого важно прийти к

согласию в видении существа проблемы, найти возможные пути

решения вопроса и определить конкретный путь выполнения

задания. Все это связано с формированием навыков ситуационного

анализа. Иными словами, это этап формирования «общей силы»

команды.

. Этап второй: тренировка умения совместно и слаженно достигать

результата. Иными словами, это этап тренировки умения

согласованно и разумно расходовать «общую силу» команды.

Именно эти

качества станут основным предметом тренировки в направлении

идеи «работа на общий результат».

Чтобы согласованно достичь результата, необходимо:

- Услышать и понять задачу.

- Оперативно распределить функции между членами команды (кто

руководит, кто в чем помогает).

- Каждому подготовить свой участок работ.

Совершить общие действия.

В обсуждении игр, направленных на тренировку способности команды

достигать общего результата, важно обратить внимание на следующие

вопросы:

- Впечатления от игры.

- Что необходимо для согласованного достижения общего результата?

- Что мешает достижению общего результата?

- Как команда может противостоять тому, что мешает достижению

общего результата?

5. Игра «Древо успехов»

Цели:

- совместное творчество,

- переживание ощущения группового достижения результатов.

Время: 25-30 минут

Инструментарий:

0. небольшой горшок для цветов (без дырки в дне) или ящик;

1. песок;

2. несколько крупных камней (можно щебень);

3. сухая прочная ветка для ствола дерева;

3. сухие веточки, «зимние цветы», другие природные материалы, из

которых можно сделать ветки дерева;

4. цветная бумага или картон;

5. пластилин;

6. прозрачный скотч;

7. ножницы;

8. разноцветные короткие (не более 10 сантиметров) тесемки или нити.

Проведение игры:

Ведущий просит участников игры выложить в круг все приготовленные

материалы и рассказывает вводную историю:

— Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие

удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но

возвращались ни с чем. Тогда они объявили истории о чудесных деревьях

выдумкой и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду!

Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те

принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к

деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснялось, что многие деревья от этого

гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь

древесным сокам, то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не

справлялось с ними... Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди

пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И древо сие человек

сам делает, а питает его успехами и достижениями своими». Наверное, эта

фраза была слишком мудреной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке...

— Так или иначе, но сейчас мы сможем сделать то чудесное дерево

сами. Для этого мы возьмем ящик, наполним его песком, воткнем туда

ветвь, которая будет стволом нашего дерева, и укрепим ствол камнями.

Потом мы возьмем пластилин и скотч и будем привязывать к стволу ветви,

украшая их листочками или цветами из разноцветной бумаги, если

это необходимо. Так у нас получится общее древо.

Когда дерево будет готово, ведущий берет в руки разноцветные тесемки

и продолжает:

— Это общее древо успехов. Давайте сейчас вспомним все ваши общие

успехи и достижения. Каждая тесемка будет символизировать названную вами

общую победу. Вы вспоминаете о каком-то достижении, берете тесемку, еще

раз громко называете это достижение и завязываете тесемку на дерево.

(Т.к. команда новая и не имеет общих достижений, можно использовать

в качестве достижений предшествующий игровой опыт. Например, достижениями

команда может считать следующие:

0. Нашли точки соприкосновения друг с другом.

1. Ощутили доверие друг к другу.

2. Осознали пользу сотрудничества.

И т.п.

Мудрецы говорят, — продолжает ведущий, — что тот, кто не запоминает

своих достижений, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как

суета будней размоет у него внутри ощущение Победителя.

Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять

новыми результатами и победами. Позвольте привести отрывок из «Книги

Воина Света» уже известного нам Пауло Коэльо. Воин Света — это каждый из

нас. «Выиграв битву, воин празднует победу. Она стоила ему дорого — были

трудные минуты, ночи мучительных сомнений, дни нескончаемых ожиданий. С

древнейших времен обычай отмечать победу входил в ритуал самой жизни и

обставлялся особыми церемониями. Товарищи, глядя, как ликует Воин Света,

недоумевают: «Зачем он утраивает такое торжество? Ведь в следующем бою

его, быть может, ждет разочарование». Но Воин знает, чем объясняются его

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ