|
Финансовое право РФ (шпаргалка)
26. Бюджетное устройство РФ.
Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация
бюджетной системы и принципы ее построения. Как видно из определения,
бюджетное устройство включает в себя два составляющих элемента: а)
бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная
система любого государства определяется государственным и
административно-территориальным устройством (делением). Поэтому в
конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным.
Россия является федеративным государством. В
связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами
федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов
каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных
образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие
местных бюджетов.
БК РФ определяет бюджетную систему как основанную
на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского
(федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ,
бюджетов национально-государственных и административно-территориальных
образований Российской Федерации.
Исходя из особенностей государственного и
административно-территориального устройства (деления) Российской Федерации,
ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов:
1) федеральный бюджет (республиканский бюджет
РФ);
2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в
том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты
краев
3) местные бюджеты (городские бюджеты
городов, районные бюджеты районов в городах.)
Вторым составляющим элементом бюджетного
устройства Российской Федерации являются принципы (основные начала)
построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в
бюджетную систему РФ.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой
базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории
РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической
и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и
бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов
соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного
процесса и единством денежной системы.
Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами:
полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых
в бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота
структуры бюджетной системы показывает, насколько обоснованным является
существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном
этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует
государственному и административному устройству (делению) Российской
Федерации как основному критерию своего обоснования.
Принцип полноты обеспечивается и включением в
бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на
территории Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие
бюджетов от других денежных фондов.
Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными
поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в
законодательном порядке определяются конкретные источники доходив, включаемые
в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и заемными, но эти
источники должны реально существовать, а их поступление должно
гарантироваться государством.
Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве,
обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять
направления их использования и расходования.
Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых,
открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов
исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего
общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.
|
27.
Бюджетный процесс:
понятие, принципы, стадии.
Особенность бюджетов всех уровней — последовательное
прохождение постоянно возобновляюцц1хся одних и тех же стадий их формирования
и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт,
издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного
периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о
конкретном бюджете на следующий период времени.
Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии:
составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение.
Исполнение бюджетов — это четвертая стадия прохождения бюджетов в
их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов
является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
Основные положения формирования бюджетов
установлены Конституцией РФ, однако главными актами, регулирующими порядок
формирования и исполнения бюджетов на территории России, явл. БК. Кроме того,
этот порядок в определенной мере регулируется Законом «О Совете Министров —
Правительстве РФ», Регламентами обеих палат Федерального Собрания РФ и
некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.
На основе российского законодательства
субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты,
регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
Деятельность по формированию и исполнению
бюджетов представляет собой бюджетный процесс, понятие которого дается в БК.
Бюджетный процесс — это регламентируемая законом деятельность органов
государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению соответствующих бюджетов.
Продолжительность всех стадий бюджетного
процесса в Российской Федерации от начала составления бюджетов до утверждения
отчетов об их исполнении занимает период более трех лет. Срок действия
утвержденного бюджета называется бюджетным годом, в нашей
стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января
по 31 декабря).
В основе бюджетного процесса лежат
принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты,
реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов (см. 12).
Вместе с тем для бюджетного процесса
характерны и некоторые другие принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном
процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами
представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим
принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов
исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением
бюджетов —к функциям органов представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного
процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей.
Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а
расходов — по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных
показателей реализуется через бюджетную классификацию — систематизированную
группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная
классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны,
ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию
и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за
своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их
использованием по целевому назначению; создает условия для объединения
бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий; облегчает
экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в
бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку,
как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе
составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной
классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные
рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию
бюджетных средств.
Для бюджетного процесса характерен и принцип
ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка
и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает
принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты
принимаются в любом случае.
|
|
28. Участники
бюджетного процесса.
В соотв-и со ст. 152 БК участниками
бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной власти;
органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы
МСУ, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие
уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);
органы гос. И муниц-го фин. Контроля; гос. Внебюд-е фонды; главные
распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые
законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные
полномочия. Каждый участник обладает бюд. Полном-ми и ответст-ю по обеспеч-ю
бюд. Процесса. Полномоч-я устанав-ся гл. 18 БК:ст. 153 БК-бюджетные полномочия законодательных
органов: рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;
осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов; формируют и
определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением
бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ; не имеют права
создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по
исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления,
совмещающих функции законодательных и исполнительных органов). Ст. 154
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти: составляют проект
бюджета; осущест-ют исполнение бюджета; ведомственный контроль за исполнением
бюджета; представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение
законодательных органов.Аналогичные полномочия органы исполнительной власти
осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам. Ст.155 Бюджетные
полномочия Банка России: ЦБ совместно с Правительством РФ разрабатывает и
представляет на рассмотрение Гос. Думы основные направления денежно-кредитной
политики; обслуживает счета бюджетов; осуществляет функции генерального
агента по государственным ценным бумагам РФ. Ст. 156 Кредитные организации
осуществляют: могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению
средств бюджета на возвратной основе; выполняют функции ЦБ по обслуживанию
счетов бюджета; в иск-х случаях субъекты РФ, МО вправе открывать счета в
кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с
гос-ми ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами. Ст.
157 Органы гос. И муниципального фин-го контроля: осуществляют контроль за
исполнением бюджета; проводят экспертизы проектов бюджета, фед-х и рег-х
целевых программ; осуществляют предварительный, текущий и последующий
контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных
фондов. Ст.158 Главный
распорядитель бюджетных средств – орган гос. Власти РФ, имеющий право
распределять средства фед-го бюджета по подведом-м распорядителям и
получателям бюд-х средств, определ-й ведомственной классификацией расходов
фед-го бюджета: может представлять сторону государства в договорах о предоставлении
бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных
гарантий, бюджетных инвестиций и т.д. Бюд-е учреждение – орг-я, созданная
органами гос. Власти РФ, субъектов РФ, МСУ для осуществления управ-х,
соц.-культ-х, научно-техн-х или иных функций некоммерческого характера. Они
наделены гос. Или мун-м имущ-м на праве операт-го управления; в смете д.б.
указаны доходы и расходы бюд-го учреж-я.
|
29. Составление проекта
Федерального бюджета.
Раздел 6. Ст. 172 БК Составление бюджета основывается
на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе соц.-экон-го развития
соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях
бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной
финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей
территории на очередной финансовый год; плане развития гос-го или мун-го
сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый
год.Этапы составл-я проекта бюджета: 1)разраб-ка фед. органами испол-й власти
и выбор Правит-ва РФ плана прогноза функцион-я экономики РФ на очередной фин.
Год; 2)расред-е фед. органами испол-й власти предельных объемов бюд. Финан-я
на очередной фин. Год в соот-и с функцион-й и экон-й классиф-ей расходов
бюд-ов и по получателям бюд. Средств; 3) с 15.07 по 15.08 года
предшедствующего очередному фин. Году-здесь Правит-во рассмат-ет проект
бюд-та и сопутст-е ему док-ты и мат-лы, которые предост-ся ему Минфином,
Минэкон-ки и др. органами испол-й власти, а т.ж. утверж-ет проект фед.
бюджета для внесения его в Гос. Думу, он утверж-ся в виде ФЗ« О фед.
бюджете». Начинается расс-е проекта с послания Презид-та ФС РФ, это послание
направ-ся не позднее марта года, предшеств-го очеред-иу фин. Году. Этоь
послание явл-ся основой постан-я Прав-ва по разработке проекта фед. бюджета и
прогноза соц.-экон. Развития.Составлен-ем бюд-та занимается Прав-во и соотв-й
орган исполнит-й власти субъекта и МО. Это происходит не позднее чем за 10
мес. До начала очеред-го фин. Года. Вся практич-я работа по составл-ю бюджета
осущест-ся Минфином, а Правител-во доводит до испол-х и законод-х органов
власти конструктивные письма и т.д. по порядку составления проекта.
|
|
30. Рассмотрение
и утверждение Федерального бюджета.
Правит-во выносит проект бюд-та на рассмот-е в соотв-й представ-й
орган. По всем вопросам предт-е органы образуют комитеты и комиссии. Гл. 22.
Рассмотрение и утверждение ФЗ о фед. бюджете. Не позднее 26.08 текущего года
проект ФЗ д.б. внесен Правит-ом на рассмот-е в ГД. В ст.193 БК ЦБ до 26
августа текущего года представляет в ГД проект основных направлений единой
гос-й ден.-кред. Политики на очередной фин. Год. ГД рассмат-ет проект ФЗ в 4
чтениях: 1)ГД рассмат-ет прект ФЗ в течении 30 дней со дня его внесения
Прав-ом РФ; если здесь он будет отклонен, то ГД может передать проект в
согласител-ю комиссию, куда входят предст-ли ГД, СФ и Прав-ва, или же она
возвращает проект в Прав-во на доработку на срок до 20 дней или же ГД может
поставить вопрос о недоверии Прав-ву.2)ГД рассмат-ет законопроект в течении
15 дней со дня его принятия в 1 чтении, утверждаются расходы фед. бюджета по
разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. 3)утвер-ся
расходы фед. бюджета по подразделам функциональной классификации расходов
бюджетов РФ. Законопроект
рассмат-ся в течение 25 дней со дня принятия его во 2 чтении 4)ГД рассмат-ет
законопроект в течение 15 дней со дня принятия его в 3 чтении. Здесь идет
голосование о принятии его или нет. Не допускается внесение поправок.ФЗ д.б.
принят ГД до 1.12. текущего года. Принятый ФЗ в течение 5 дней передается на
рассмотрение в Совет Федерации, СФ рассматривает ФЗ в течение 14 дней. В
течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и
обнародования. Но СФ может не принять ФЗ, поэтому законопроект передается в
согласител-ю комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное
рассмотрение ГД согласованный ФЗ. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ
считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не
менее двух третей общего числа депутатов ГД. В случае отклонения Президентом
ФЗ, закон передается в согласительную комиссию, далее его утверж-е
осуществ-ся в таком же порядке.ФЗ не вступает в силу до начала очередного
фин. Года: случае непринятия ГД проекта ФЗ до 15 декабря текущего года, а
также в случае невступления в силу ФЗ по другим причинам до 1 января
очередного года.Ст.209- порядок рассм-я секрет-х статей фед. бюджета. Гл. 23
БК- нормы, о внесении измен-й и дополнений в ФЗ.
|
31. Исполнение Федерального бюджета.
Исполнить бюд-т- значит обеспечить полное и своеврем-е
поступление всех предусм-х по бюд-ту доходов и обеспечить финансир-е всех
запланир-х по бюд-ту расходов. Исполнение бюд-та осущ-ся на основе принципа
единства- суть его: 1) все бюд-ты испол-ся на основе принц-па единства кассы
и осуществ-е финан-я всех предус-х расходов с единого бюджетного счета;
2)исполнение бюджетов осуществ-ся уполном-ми исполн-ми органами в соотв-и с
бюджетной классиф-ей РФ на основе росписи бюд. Расходов, которая составл-ся
исходя из перечня объема и сроков финанс-я расходов, утверж-х в законе «о
бюд-те» в пределах поступления в бюджет. Прав-во по согласованию с органами
власти субъектов и ОМСУ устанав-ет порядок исполн-я бюдж-та. Устан-й порядок
обеспеч-т Минфин и вся система органов управления финансами. По расходам
бюд-т испол-ся спец-ми субъектами – участ-ми бюд-х правоот-й: гл.
распорядитель бюдж-х средств; распоряд-ли бюдж-х сред-в и получ-ли бюд-х
сред-в. Распорядитель бюдж-х средств- орган гос. Власти или ОМСУ, имеющий
право распределять бюд. Средства по подвед-м получ-м бюд. Средств. Получ-ль
бюд-х сред-в- бюд. Учр-я или иная орган-я, которые имеют право на получение
бюд. Средств в соот-и с бюд-й росписью на соот-й год. Этапы испол-я бюд-та по
доходам: перечис-е и зачис-е доходов на единый счет бюджета; распред-е
регул-х доходов; возврат излишне женияых доходов; учет доходов и состав-е
отчетности о доходах бюд-та. Этапы испол-я бюд-та по расходам: состав-е и
утвер-е бюд. Росписи; доведение уведомлений о бюд-х ассигнов-ях до
распоряд-ей средств, утвер-е смет расходов и доходов распор-м сребств и бюд. Учреж-ем;
доведение уведом-й о лимитах бюд. Обяз-в до распоряд-ля и получат-я
бюд.средств; принятие ден. Обяз-в получ-ем бюд-х средств; подтверж-е и
выверка исполн-я ден. Обязат-в; расходов-е средств путем списания с единого
бюд-го счета в размере бюд. Обязат-ва в пользу физ. И юр. Лиц; учет и
составление отчета о расходах бюд-та. В РФ устан-но казначейское испол-е
бюд-та, через систему органов казнач-ва. Поста-е Прав-ва от 28.08.97 « О
мерах по ускорению перехода на казнач-ю систему испол-я бюд-та».
Факторы перехода от банков-й системы к казнач-й: 1)банк-е
учреж-я не были заинтер-ны в контро-ле за своев-м зачислением доходов на счет
соот-го бюд-та и устранились от контроля за испол-ем средств; 2) самомт-ть
нижестоя-х бюд-в повлекла за собой изм-е фун-й террит-х и мест-х фин. Органов,
которые были освоб-ны от обязат-го контроля за испол-ем фед. бюд-та. Фед.
казнач-во ведет сводный реестр получ-й средств из фед. бюд-та, необ-м докум-м
для испол-я бюд-та яв. Бюд-я роспись. Б.р.- док-т о покварт-м распред-и
доходов и расходов бюд-та и поступ-и из источ-в финан-я дифиц-та бюд-та,
кот-й устан-ет распред-е бюд. Ассигнований м/у получ-ми бюд. Средств. Б.р.
состав-ся в соот-и с бюд-й классиф-ей РФ. Сводная б.р. фед. бюд-та
составляется Минфином, утверж-ся министром в теч-е 15 дней со дня принятия
ФЗ « О фед. бюд-те». Утверж-я сводная б.р. передается на исполнение фед.
казнач-ву и направл-ся для сведения в ФС и Счетную палату. Все бюд. Изменения
д.б. отражены б.р. 31.12. заверш-ся работа по испол-ю бюд-та.
|
32. Отчет об исполнении Федерального бюджета.
В
целях повышения эффективности контроля за исполнением бюджета органы представительной
власти могут образовывать в своей структуре специальные органы, осуществляющие
эту контрольную функцию
Так, ст. 101 Конституции РФ предусматривает
образование Советом Федерации и Государственной Думой Счетной палаты, предназначенной
для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
В конце финансового (бюджетного) года после
заключения бюджета начинается работа по составлению отчета об исполнеже
бюджета.
Составление, рассмотрение и утверждение
отчета об исполнеже бюджета осуществляются в соответствии с установленным
порядком, который регламентируется бюджетным законодательством Российской
Федерации, а также законодательством субъектов РФ и решениями органов
местного самоуправления.
Организация составления отчета об исполнении
бюджета возлагается на соответствующее Правительство либо администрацию
территории. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджетов
занимаются, финансовые органы.
Законодательством предусмотрено, что отчеты
об исполнении бюджетов должны составляться по всем основным показателям
доходов и расходов соответствующих бюджетов с необходимым анализом их
исполнения, в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов.
Составленный финансовыми органами проект отчета об исполнении бюджета
передается соответствующим органам исполнительной власти для их рассмотрения
и представления в органы представительной власти.
|
33. Государственные
доходы: понятие, правовые основы.
Государственные доходы – это часть
национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и
перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и
распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для
выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики,
обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для
функционирования государственных органов.
Законодательством и иными правовыми актами,
основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных
доходов, их система, правовой режим.
В связи с преобразованием в экономике, а также
во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации,
развитием МСУ произошло обновление этого законодательства: приняты новые
нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных
доходов, так и по конкретным их видам.
К числу актов общего значения относится закон РФ
«Об основах налоговой системы в РФ», Налоговый кодекс (часть 1), Бюджетный
кодекс. Полномочия субъектов и МСУ определены в законах: «Об основах
бюджетных прав….», «Об общих принципах организации МСУ в РФ»
Наряду с этим действуют законодательные акты о
различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в
состав государственных или местных доходов.
В соответствии с названными законодательными
актами, действующая в РФ система государственных и местных доходов базируется
на принципе единства. Оно выражается в том, что в законодательстве РФ
определяются виды государственных и местных доходов, принципы их
распределения между РФ, её субъектами и МО.
|
34. Государственные расходы: понятие, правовые
основы.
Обеспечивая выполнение своих задач и функций,
государство распределяет и использует финансовые ресурсы.
Затраты государства, выражающие
урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся
при распределении и использовании централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование,
являются государственными расходами.
Экономическая роль государства проявляется в
том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям народного хозяйства,
финансирует социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону,
правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных
органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность
всех видов расходов государства составляет систему его расходов.
Поскольку расходы государства опосредствуют
его жения-«.нпрование, а основная часть их покрывается за счет бюджетных
средств, система расходов государственного бюджета (т.е. единство всех
затрат, покрываемых за счет бюджета государства) прямо зависит от
политического и социально-экономического характера деятельности государства.
Все субъекты Российской Федерации наделены
правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих
бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов
бюджетными средствами, является представляющий интересы государства,
отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который
составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным
распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет
постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.
Участником правоотношений при бюджетном
финансироваже является также кредитное учреждение, в котором
открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации,
получающей бюджетные ассигнования.
Третьим участником правоотношений при
бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов
— руководитель учреждения, предприятия, организации, которому
предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями,
переводить их нижестоящим распорядителям.
В зависимости от источников расходы бывают: централизованные и
децентрализованные.
В зависимости от характера участия в общественном производстве
расходы бывают: а) оборотных средств (текущие расходы); б) основных фондов
(капитальных вложений): в) создание резервов.
Финансово-правовые институты государственных расходов тесно
переплетаются с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных
внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий,
Государственные расходы осуществляются путем финансирования,
которое урегулировано следующими правовыми нормами:
1)
Законы о федеральном
бюджете.
2)
Постановления
Правительства
3)
Закон «об инвестиционной
деятельности в РФ,
4)
Бюджетный кодекс.
|
35. Финансирование: понятие, принципы, два
режима финансирования.
Расходы государства финансируются в основном
за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете.
Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части
амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие
расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета,
составляющих лишь часть общих расходов государства.
Расходы государственного бюджета — это прямые
затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет
бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе
принципов организации государственных расходов: целевого
направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении
(капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности
использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных
затратах; и пр.
В практику финансирования вошло выделение
денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В
значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах
безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных
ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники
финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные
средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.
Государственные расходы осуществляются путем финансирования,
которое урегулировано следующими правовыми нормами:
Существует 2 режима финансирования: а)
оборотных средств (текущие расходы); б) основных фондов (капитальных
вложений).
|
|
|
|
|
|
36. Сметно-бюджетное
финансирование. Смета как основной финансовый план бюджетного учреждения.
Сущность сметно-бюджетного финансирования
состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной
сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и
расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых
планов — смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется
в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей
и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных
ассигнований.
Сметно-бюджетное финансирование — это
безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих
принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы,
такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций
из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии
с программами и планами экономического и социального развития на каждый
бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на
основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением
технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений
(наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима
экономии.
На сметно-бюджетном финансировании
находятся учреждения социальной сферы: образовательные
учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения
культуры.
Среди социально-культурных мероприятий и
учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место чанимают
народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения,
профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения,
институты повышения квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации
«Об образовании» от 10 июля 1992 г.^ государство должно гарантировать
ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее
10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей
бюджетов всех уровней.
В сметно-бюджетном порядке из федерального
бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную
оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной
техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской
Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая
выполнение международных обязательств.
Важным направлением использования
государственных средств являются расходы на управление. Из
федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента
Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные
органы государственного управления.
Режим сметно-бюджетного финансирования
распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности,
судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.
|
37. Финансирование
хозяйствующих субъектов. Баланс как основной финансовый план хозяйствующего
субъекта.
В соответствии со ст. 4 Закона «о конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках», хозяйствующие субъекты –
российские и иностранные коммерческие организации, их объединения, а так же
некоммерческие организации за исключением не занимающихся предпринимательской
деятельностью, в том числе С/Х, потребительских кооперативов, а также
индивидуальные предприниматели.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов,
которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому
бюджету на возвратной или возмездной основе.
Налоговый кредит – изменение срока уплаты налога на срок от 3
месяцев до1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1)
причинение ущерба в
результате стихийного бедствия;
2)
задержки финансирования
из бюджета или оплаты госзаказа.
3)
угрозы банкротства в
случае единовременной выплаты предприятием налога.
В соотв. со ст. 48 ГК РФ юридические лица должны иметь
самостоятельный баланс.
Баланс – финансовый отчет, показывающий финансовое положение
данной организации на определенную дату. Он отражает объем капитала и его
структуру: направления вложения (актив), по источникам образования (пассив).
В балансе должно присутствовать обязательное равенство
актива и пассива.
|
|
38. Понятие и содержание банковского права.
БП – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие
в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в
том числе в процессе регулирования банковской деятельности со стороны БР и др
органов гос власти, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций. Кроме
того это совокупность не только правовых норм, но и правовых идей,
институтов, понятий, а также принципов банковского права, которые,
взаимодействуя, исполняют роль системообразующего фактора, занимая
центральное место и обеспечивая связи между банковским правом в целом и его
отдельными компонентами, а также банковским правом как системой и др.
социальными системами. Объектами, в отношении которых возникают банковские
отношения, являются вещи, деньги, ценные бумаги, валютные ценности, а также
информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.
Предметом банковского права являются, общественные отношения,
возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской
системы РФ, в частности в процессе осуществления Банком Р и кредитными
организациями банковской деятельности, а также общественные отношения,
возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны
государственных органов в интересах граждан, организаций и государства.
МЕТОДЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА: Гражданско-правовой метод –
равноправие участников правоотношения, автономия этих участников, свободны
осуществлять свои права в своем интересе, свободно распоряжаются своим
имуществом. Публично-правовой метод – формирование и использование
правоотношений по принципу команда-исполнение, субъекты, выполняющие
властные, управленческие функции, действуют по своему усмотрению в пределах
предоставленных им полномочий.
Банковская деятельность является одним из видов
предпринимательской деятельности, в связи с этим право, регулирующее эту
деятельность, детерминируется принципами двух типов: Во-первых, являющимися
общими для предпринимательской деятельности в целом; Во-вторых, являющимися
специфичными для банковской деятельности.
|
39. Банковские правоотношения, их виды.
Банковские правоотношения – это урегулированные нормами банковского
права, общественные отношения, возникающие по поводу установления и регулирования
публичных отношений банков, а также частноправовых отношений кредитных организаций
с физическими и юридическими, лицами, т.е. клиентами.
Субъекты банковских правоотношений: 1) Госдума. 2) Центральны банк РФ.
3) органы государственной власти. 4) кредитные организации. 5) юридические и
физические лица.
Правовое положение ЦБ РФ и его взаимодействие с кредитными
организациями определяется на основе того, что с одной стороны он наделен
широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой
России, а с другой стороны он является юридическим лицом, вступающим в
соответствующие гражданско-правовые отношения с различными кредитными
организациями
Это конкретные отношения между:
1)
Государством и кредитными
организациями (банками).
2)
Межбанковские отношения.
3)
Отношения банков с
клиентами.
|
|