|
Финансовое право РФ (шпаргалка)
|
72. Субъекты налоговых правоотношений.
Налоговые
правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные
финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с
организаций и физических лиц.
В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики,
органы государственной налоговой службы и кредитные органы —
банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих
бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных
отношениях, т. Е. субъектами налогового права.
В Законе “Об основах налоговой системы в
Российской Федерации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей
участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике
налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица,
закрепляя их статус общими нормами. Конкретизируются же права и обязанности
налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому
конкретному налоговому платежу.
Налоговый Кодекс РФ уточнил состав участников
налоговый правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.
Так, помимо налогоплательщиков, названы
налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты – это
лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и
перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в
частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы
работников). Сборщики налогов – госорганы, ОМСУ, другие уполномоченные органы
и должностные лица, осуществляющие приём от налогоплательщиков средств в
уплату налогов и перечислению их в бюджет. Кроме того, кодекс ввел в круг
возможных участников налоговых правоотношений «представителя
налогоплательщика».
|
73. Права налогоплательщиков как субъектов
налоговых правоотношений.
Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы обеспечить
им возможность защиты своих прав и интересов:
— представлять документы, подтверждающие
право на льготы по налогам;
— пользоваться льготами по уплате налогов на
основании и в порядке, установленном законодательными актами;
— знакомиться с актами проверок, проведенных
налоговыми органами;
— представлять налоговым органам пояснения по
исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
— в установленном законом порядке обжаловать
решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права,
установленные законодательными актами.
Неисполнение налогоплательщиками своих
обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. В
этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а
также финансовые санкции. Помимо них используются залог денежных и
товарно-материальных ценностей, поручительство или гарантия кредиторов
налогоплательщиков.
Взыскание недоимки по налогам и другим
обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в
бесспорном порядке — с юридических лиц, в судебном — с физических лиц. Срок
исковой давности по взысканию налогов с физических лиц составляет три года,
бесспорный порядок взыскания недоимок с юридических лиц может быть применен в
течение шести лет. При этом взыскание недоимки с юридических и физических
лиц обращается на их доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество.
Анализируя предусмотренные законодательством
санкции, которые применяются к налогоплательщикам, а также вносимые в
правовые нормы изменения, можно заметить усиление материального воздействия с
помощью санкций, налагаемых на
нарушителей налогового законодательства.
Характерен также переход санкций, применяемых к должностным лицам и гражданам,
в соответствующих случаях в размерах, кратных установленной
законодательством минимальной заработной плате. Применение санкции к
налогоплательщикам — юридическим лицам сопровождается в соответствующих
случаях и ответственностью должностных лиц.
|
74. Обязанности налогоплательщиков как
субъектов налоговых правоотношений.
Налогоплательщики обязаны:
— уплачивать налоги своевременно и в полном
объеме;
— вести бухгалтерский учет, составлять отчеты
о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее
пяти лет;
— представлять налоговым органам необходимые
для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения;
— вносить исправления в бухгалтерскую
отчетность в размере суммы сокрытого дохода, выявленного проверками
налоговых органов;
— в случае несогласия с фактами, изложенными
в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные
пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
— выполнять требования налогового органа об
устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
— в случае ликвидации (реорганизации)
юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо
по решению суда сообщать налоговым органам в 10-дневный срок о принятом
решении по ликвидации (реорганизации) и др.
Обязанности налогоплательщика возникают при
наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным
законодательными актами. Закон закрепляет факты, обусловливающие прекращение
обязанностей по уплате налога. Для физических лиц это — уплата налога, отмена
налога, смерть налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога
без его личного участия, если иное не установлено законодательными актами.
Условиями прекращения таких обязанностей для
юридического лица являются: уплата налога или отмена налога. Невозможность
уплаты налога юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность,
является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке
банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по
решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на
ликвидационную комиссию.
|
75. Права и обязанности налоговых органов как
субъектов налоговых правоотношений.
Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой
службе и Законе об основах налоговой системы в Российской Федерации и
состоят в следующем:
— обеспечении поступления налогов в бюджетную
систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с
предусмотренными ставками.
— ведении учета налогоплательщиков. Банки и
другие кредитные учреждения открывают расчетные, иные счета налогоплательщикам
только при предъявлении теми документа, подтверждающего постановку на учет в
налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии
указанных счетов;
— охране коммерческой тайны, тайны сведений о
вкладах физических лиц;
— возмещении в установленном порядке ущерба
(включая упущенную выгоду), причиненного налогоплательщикам вследствие
ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных
на них обязанностей.
Для реализации возложенных на них
обязанностей налоговым органам и их должностным, лицам предоставлены соответствующие
права.
Налоговые органы вправе:
а) возбуждать ходатайства о запрещении
заниматься предпринимательской деятельностью;
б) предъявлять в суд или арбитражный суд
иски: о ликвидации предприятий; о признании сделок недействительными и
взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании
неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных
действий; о признании
регистрации предприятия недействительной в
случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия
учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов,
полученных этим предприятием, а также другие права, предусмотренные
законодательством.
Законодательство устанавливает права
должностных лиц налоговых органов, в основном контролирующего характера:
проверять документы, связанные с исчислением
и уплатой налогов; обследовать производственные, складские помещения
налогоплательщика; получать без оплаты от всех юридических лиц данные,
необходимые для исчисления налоговых платежей налогоплательщика.
Кроме того, должностные лица налоговых
органов вправе применять меры пресечения:
— приостанавливать операции
налогоплательщиков по счетам в банках и других кредитных учреждениях в
случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением
или уплатой налогов;
— изымать у налогоплательщиков документы,
свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии
иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра
документов и фиксацией их содержания.
К правам должностных лиц налоговых органов
отнесено также наложение административных штрафов на руководителей банков,
кредитных учреждений и финансовых органов в случае невыполнения указаний
налоговых органов.
|
76. Обязанности банков как субъектов
налоговых правоотношений.
В
Законе РФ об основах налоговой системы впервые на законодательном уровне
специально урегулированы обязанности и ответственность банков в
области налогообложения.
Банки, кредитные учреждения, биржи и иные
предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам
данные о финансово-хозяйственных операциях
налогоплательщиков — клиентов этих учреждений и предприятий за истекший
финансовый год. Порядок представления устанавливается Министерством финансов
Российской Федерации. В случае непредставления таких данных на руководителей
указанных учреждений налагается в административном порядке штраф в размере
пятикратного определенного законом размера минимальной месячной оплаты труда
за каждую неделю просрочки.
Законодатель уделяет особое внимание
обеспечению своевременного перечисления налоговых платежей в казну,
устанавлижен меры взыскания за правонарушения в данной области.
Банкам и кредитным учреждениям запрещено
задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в
бюджет или во внебюджетные фонды и использовать неперечисленные суммы в
качестве кредитных ресурсов. При установлении таких фактов налоговый орган
должен взыскать полученный банком доход в федеральный бюджет, а на руководителя
банка налагает в административном порядке штраф в размере пятикратного
размера минимальной месячной оплаты труда.
С банка взыскивается пеня в размере 0,2% с
неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки при неисполнении
(задержке) им поручения налогоплательщика по вине банка». Взыскание пени не
освобождает банк от других видов ответственности.
Установлена ответственность и за
несвоевременное удержание и перечисление предприятиями подоходного налога с
физических лиц с выплачиваемых им доходов. Руководители предприятий в этом
случае несут ответственность в виде штрафа в размере пятикратной минимальной
месячной оплаты труда.
Рассмотренные санкции обеспечивают интересы
государства. Интересы налогоплательщиков подлежат защите в судебном или
административном порядке.
|
77. Система налогов и сборов РФ.
Немалое число налогов установлено
законодательством Российской Федерации, принятым в 1990-х гг. Следует заметить,
что Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря
1991 г. содержит перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и
других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или
внебюджетные фонды. При этом они объединены в общем понятии «налоговая
система». Сюда вошли помимо налогов государственная и таможенная пошлины,
различные сборы — целевые, лицензионные и др.
Упомянутые платежи отличаются от налогов в
собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный
характер: они являются платой или за услуги, предоставляемые государством
(например, государственная пошлина), или платой за получение разрешения на
какую-то деятельность и т. Д. Такие платежи носят обычно разовый характер.
Надагам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у
налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения
(имущества, дохода и т. П.) налоги подлежат систематическому внесению в казну
в предусмотренныё сроки.
Учитывая общие черты рассматриваемых
платежей, законодатель условно именует налогами (помимо налогов в собственном
смысле слова) также и другие платежи, понимая, под ними «обязательный взнос в
бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами»
(ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы а Российской Федерации»
от 27 декабря 1991 г.). А совокупность данных платежей (с оговоркой
«далее — налоги») называется налоговой системой.
Объединение налоговых платежей в систему
предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность
этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.
По субъектам (плательщикам)
можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и
другой группе относятся' налоги разного территориального уровня. К первой
группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и
др. Ко второй — подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования
и дарения, и ряд других.
В зависимости от характера использования
налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения,
зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд
соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки
к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные
целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования
(как, в частности, земельный налог).
Закон «Об основах налоговой системы в Российской
Федера-ции»^ввел также подразделение налогов на три вида в зависимости от
их территориального уровня-, федеральные налоги-налоги
субъектов Российской Федерации — республик в ее составе, краев, областей,
автономной области, автономных округов; местные налоги. К федеральным
налогам отнесены: — налог на добавленную стоимость; — акцизы на
отдельные группы и виды товаров; — налог на доходы банков; и пр.
Другая часть налогов, иных платежей
(государственная пошлина, гербовый сбор, налог, переходящий в порядке
наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты.
Самая многочисленная
группа – местные налоги и сбоы Среди них: — налог на имущество физических
лиц; — земельный налог; — налог на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне; — налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техжен и персональных компьютеров; и пр.
|
78. Понятие и виды федеральных налогов и
сборов.
Налоги и сборы – это обязательные и по юридической форме
индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц,
установленные в пределах своей компетенции представительными органами
государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную
систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с
определением их размеров и сроков уплаты.
Федеральными признаются налоги с сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся: 1) Налог на
добавленную стоимость. 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и
отдельные виды минерального сырья. 3) налог на прибыль (доход) организаций.
4) налог на доходы от капитала. 5) подоходный налог с физических лиц. 6)
взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. 7) государственная
пошлина. 8) таможенная пошлина и таможенные сборы. 9) налог на пользование
недрами. 10) налог на воспроизводство минерально-сыръевой базы. 11) налог на
дополнительный доход от добычи углеводородов. 12) сбор за право пользования
объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. 13) лесной
налог. 14) водный налог. 15) экологический налог. 16) федеральные
лицензионные сборы.
Т.о. федеральные налоги отличают следующие особенности: они
устанавливаются законодательными актами РФ, взимаются на всей ее территории,
круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядки
зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами РФ. Но это
не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты
другого уровня.
|
79. Понятие и виды налогов и сборов субъектов
РФ (или региональные).
Налоги и сборы –
это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи
организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции
представительными органами государственной власти или местного самоуправления
для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и
муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом и законами Субъектов РФ вводимые в действия и обязательные
к уплате на территории соответствующих Субъектов РФ. При установлении
регионального налога законодательными органами Субъекта РФ определяются
следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, в пределах
установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, формы
отчетности по данному региональному налогу, налоговые льготы.
Не могут устанавливаться региональные налоги, не
предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
К региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на
имущество организаций. 2) налог на недвижимость. 3) дорожный налог. 4)
транспортный налог. 5) налог с продаж. 6) налог на игорный бизнес. 7)
региональные и лицензионные сборы. 8) налог с продаж. 9) единый социальный
налог.
Часть платежей данной группы, как и федеральные налоги
устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории,
однако их конкретные ставки определяются органами госвласти Субъектов РФ,
если законом не установлено иное, и они зачисляются в соответствующие
бюджеты, а так же могут быть переданы полностью или частично в местные
бюджеты.
|
80. Понятие и виды местных налогов и сборов.
Налоги и сборы – это обязательные и по юридической форме
индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц,
установленные в пределах своей компетенции представительными органами
государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную
систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с
определением их размеров и сроков уплаты.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим
Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных
органов МСУ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и актами
МСУ, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательством
РФ и подлежащие обязательному введению на всей территории Российской
Федерации:
К местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог. 2)
налог на имущество физических лиц. 3) налог на рекламу. 4) налог на
наследование или дарение. 5) местные лицензионные сборы. 6) налог на
строительство объектов в курортной зоне. 7) налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и компьютеров. 8) содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы. 9)
Во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов
местного самоуправления. (другие платежи входят во вторую группу: их более
двадцати):
1) налог на рекламу. 2) сбор с владельцев собак. 3) сбор за
выдачу ордера на квартиру. 4) сбор за парковку автотранспорта. 5)
лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями. 6) выигрыши на
бегах, тотализаторы и сбор за открытие игорного бизнеса. 7) уборка
территорий. 8) право торговли. 9) право проведение кино – и фотосъемок.
10)сделки совершаемые на биржах. 11) сбор за использование местной символики
производителями продукции. 12) проведение местных аукционов и лотерей и
многие другие налоги с сборы.
|
81. Прямые и косвенные налоги.
Налоги – это
обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи
организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции
представительными органами государственной власти или местного самоуправления
для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и
муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги
могут быть прямыми и косвенными. Этот вопрос в настоящее время относится к
числу актуальных. РФ в настоящее время переходит к активному использованию
косвенных налогов.
Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно
обращены к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам
налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают
в одном лице.
Прямые налоги: на прибыль, на имущество, на доходы, на
транспорт и т.д.
Косвенное налогообложение отличается от этой формы своей
замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к
цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с
доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую
обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие производящее или
реализующее товары, оказывающие услуги, за счет выручки. Фактически бремя
уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары по
ценам, повышенным на сумму косвенного налога.
Косвенные налоги: акцизы, налог на добавленную стоимость,
налог с продаж,
Экономисты и политики считают, что косвенные налоги
несправедливы, поскольку чем беднее человек, тем большую долю своего дохода
он отдает государству в виде этих налогов.
|
82 Общая характеристика налогов, взимаемых с
юридических лиц.
По действующему законодательству Российской
Федерации юридические лица уплачивают налоги, относящиеся к разным
территориальным уровням.
Правовой статус юридических лиц в области
налогообложения заключается в основном в следующем. Само выражение
«юридическое лицо» применяется в данном случае как обобщенже, которое
охватывает организации различных видов. В качестве налогоплательщиков могут
выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческие
организации, в отличие от некоммерческих, основной целью своей деятельности
имеют извлечение прибыли. К налогоплательщикам — юридическим лицам
относятся: 1) предприятия и организации (в том числе бюджетные), имеющие
согласно законодательству РФ статус юридического лица, включая созданные на
территории РФ предприятия с иностранными инвестициями; 2) международные
объединения и организации, осуществляющие деятельность на территории РФ; 3)
компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с
законодательством иностранных государств, которые осуществляют
предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства
(или — иностранные юридические лица).
Все перечисленные субъекты несут обязанность
уплатить какой-либо налог, как и другие связанные с ней обязанности, только
при наличии у них соответствующих объектов налогообложения. Они обязаны
также, руководствуясь законодательством, исчислить суммы налоговых платежей,
подлежащие уплате в установленные сроки; своевременно перечислить со своего
расчетного счета в банке требуемую сумму; вести бухгалтерский учет,
представлять. Налоговым органам отчеты о финансово-хозяйственной деятельности
и в установленных случаях расчеты платежей.
Объектами налогообложения для юридических лиц (других категорий
налогоплательщиков данной группы) могут быть прибыль, доход, стоимость
определенных товаров и другие денежные суммы, а также имущество.
Соответственно этому юридические лица уплачивают налоги: на добавленную стоимость,
на прибыль (доход) предприятий, на доходы банков и от страховой деятельности,
на имущество предприятий. На них распространяется также ряд налогов целевого
назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам (налоги,
зачисляемые в дорожные фонды, земельный и др.).
Наиболее существенны
из них по числу плательщиков и поступаемым суммам — налог на добавленную
стоимость и налог на прибыль предприятий, акцизы.
|
83 Общая характеристика налогов, взимаемых с
физических лиц.
Налоги, взимаемые государством с населения,
выполняют все функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и
средством непосредственной связи гражданина, причем индивидуальной, с
государством, отражают его индивидуальную причастность к государственным
делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по
отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними. Разумеется, в
таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с юридическими лицами, однако
именно с гражданами эти особенности проявляются особенно четко.
В действующую с 1992 г. систему налогов с
физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог, налог на
имущество, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или
дарения. Помимо них они уплачивают целевые и общие с юридическими лицами налоги:
земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие,
зачисляемые в дорожные фонды; налог на операции с ценными бумагами; местные
налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на
рекламу, налог на перепродажу автомобилей). Кроме того, с граждан взимаются в
соответствующих случаях значительное число разнообразных сборов, пошлин и
другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему РФ.
|
|
|
|
|
84 Порядок исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость.
Налог на
добавленную стоимость (НДС) введен Законом РФ от 6 декабря 1991 г. До этого
такого налога в стране не было. В тот же день Верховный Совет РФ принял Закон
«Об акцизах».
Налог на добавленную стоимость имеет широкое
распространение в капиталистически развитых странах. Наименование его
объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая
добавляется (прирастает) на каждой стадии производства и реализации товара
(работ, услуг).
По законодательству РФ налог на
добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части
добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Эта часть
стоимости определяется как разница между стоимостью реализованных товаров,
работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства
и обращения.
Плательщиками налога являются предприятия (филиалы, отделения) независимо
от форм собственности, производящие и реализующие продукцию производственно-технического
назначения, товары народного потребления, платные работы и услуги. В круг
плательщиков НДС включены также полные товарищества, реализующие товары,
работы и услуги от своего имени. Все они в Законе об НДС условно именуются
предприятиями.
Объектами налогообложения являются обороты (то есть выручка) по
реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных
услуг. Впоследствии Законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные
законы Российской Федерации о налогах» от 22 декабря 1992 г. к объектам
налогообложения были отнесены ввозимые на тер-питорию Российской Федерации
товары в соответствии с таможения законодательством РФ.
Закон конкретизирует положения об объектах
налогообложения, определяя несколько групп оборотов, а именно:
а) обороты по реализации всех товаров как
собственного производства, так и приобретенных на стороне; б) обороты по
реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного
потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения,
а также своим работникам: в) обороты по реализации товаров (работ, услуг) без
оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги); и пр.
Сроки уплаты налога. Налог уплачивается ежемесячно, исходя из
фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший
календарный месяц, не позднее 20 числа следующего месяца.
Ставка налога на добавленную стоимость первоначально была
установлена в размере 28% с облагаемого оборота, а при реализации товаров по
регулируемым ценам – 21,88%. С января 1993 г. ставки НДС были понижены. По
продовольственным товарам (кроме подакцизных) ставка была понижена до 10%,
такая же ставка была установлена для детских товаров по перечню,
утвержденному Правительством РФ, по остальным товарам (работам, услугам),
включая подакцизные продовольственные товары,- 20%..
|
85 Порядок исчисления и уплаты налога на
имущество предприятий.
Налог на имущество предприятий установлен Законом РФ
«О налоге ни' имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. (с изменениями
и дополнениями), и относится к региональным налогам.
Плательщиками налога на имущество являются:
-предприятия;
- учреждения-(включая банки и другие кредитные организации) и орга
низации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими
лицами по законодательству Российской Федерации;
- компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества),
образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные
организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие
имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе
Российской Федерации и в исключительной экономической зоне.
Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы,
запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.
Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не
можен превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости
от видов деятельности предприятий, устанавливаются органами законодательной
(представительной) власти субъектов Российской Федерации.
При отсутствии решений органов законодательной (представительной)
власти субъектов Российской Федерации об установлении
конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная
ставка налога.
Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально
нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период
фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом
уменьшения стоимости имущества, предусмотренной законодательством, и ставки
налога.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее
начисленных платежей за отчетный период.
Ответственность плательщиков налога на имущество организаций наступает
в соответствии с разделом VI Налогового кодекса Российской Федерации и
другими нормативными правовыми актами
|
86 Порядок исчисления и уплаты налога прибыль
предприятий.
Налог на прибыль предприятий и организаций
установлен Законом от 27 декабря 1991 г^° и введен с 1992 г. взамен ранее
действовавших платежей из прибыли государственных предприятий и налогов с
колхозов и кооперативных организаций. Крупные поступления по этому налогу
позволяют использовать его в качестве регулирующего доходного источника в
отношении бюджетов субъектов Российской Федерации.
Плательщиками налога являются предприятия и организации (в том числе
бюджетные), включая созданные на территории Российской Федерации предприятия
с иностранными инвестициями, их филиалы и другие аналогичные подразделения,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения
и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Объект налогообложения — валовая прибыль предприятия, полученная от
реализации продукции (работ, услуг), имущества предприятия, в том числе
основных фондов, и доходов от внереализационных операций, В состав последних
входят доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других
предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, принадлежащим
предприятию, и другие доходы, непосредственно не связанные с производством
продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Сюда же входят суммы, полученные в
виде санкций и в возмещение ущерба.
Из валовой прибыли для определения облагаемой
прибыли Закон предусматривает ряд вычетов (рентные платежи в бюджен, доходы
по ценным бумагам, прибыль от посреднических операций и иные доходы,
подлежащие налогообложению в другом порядке). Из валовой прибыли вычитаются
также отчисления в резервный фонд до установленных размеров.
Сроки уплаты налога. Налог уплачивается поквартально с авансовыми
взносами не позднее 15 числа каждого месяца.
|
87 Порядок исчисления и уплаты акцизных
сборов.
Акцизы. Термин «акциз» происходит от латинского слова
ассейеге (обрезать). Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, имеют
широкое распространение в странах с капиталистической экономикой.
Акциз, будучи косвенным налогом, имеет
определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от
него своей индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам.
Например, в ФРГ подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус,
игральные карты. В странах Запада под акцизы подпадают обычно товары
массового внутреннего потребления.
По Закону РФ акцизы — это также
косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В
Законе дается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению акцизами.
Плательщиками акцизов выступают:
а) по товарам отечественного производства —
предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, а
также их филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, реализующие
производимые ими товары. Плательщиками акцизов по товарам, выработанным из
давальческого сырья, являются предприятия и организации, оплатившие стоимость
работы по изготовлению этих товаров и реализующие их; б) по ввозимым на
территорию РФ товарам — предприятия и другие лица, определяемые в
соответствии с таможенным законодательством. Как правило, это декларант (т. Е.
лицо, представляющее декларацию о ввозе товаров).
Объектом налогообложения по акцизам является оборот по реализации указанных товаров
собственного производства, включая их реализацию государствам СНГ», по
товарам, ввозимым на территорию РФ,— таможенная стоимость, определяемая в
соответствии с таможенным законодательством».
|
88 Порядок исчисления и уплаты налога на
доходы физических лиц.
Подоходный налог с физических лиц — наиболее значительный и по суммам поступлений, и по кругу
плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источники
доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности.
Плательщиками подоходного налога являются
граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства,
как имеющие постоянное место жительства в стране, так и не имеющие его. Все
они обобщенно именуются в законе физическими лицами.
Вместе с тем Закон различает налогообложение
лиц, имеющих постоянное место жительства (к ним относятся те из них, которые
проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году) и немеющих
такового.
Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица,
полученный им в календарном году (т. Е. с 1 января по 31 декабря), как в
денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по государственным
регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на
дату получения дохода.
При этом у физических лиц, имеющих постоянное
местожительство в РФ, учитывается доход от источников в стране и за ее
пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства,—
только от источников в РФ.
Закон устанавливает перечень доходов, не
подлежащих налогообложению. При этом в нем выделяются две
группы доходов: во-первых, не включаемые в совокупный доход, и, во-вторых,
суммы доходов (расходов), на которые производится уменьшение совокупного
дохода.
В Законе о подоходном налоге особо
регулируется порядок представления деклараций о доходах. В сравнении с ранее
действовавшим законодательством значительно расширяется круг лиц, которым
надлежит представлять декларацию налоговым органам.
От представления декларации освобождаются
лица, имеющие доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной
работы, а также те лица, совокупный облагаемый доход которых не превышает
установленную Законом сумму (т. Е. сумму дохода, исчисление налога с которой
производится по минимальной ставке).
В других случаях требуется представление
декларации налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1
апреля года, следующего за отчетным.
|
89 Порядок исчисления и уплаты налога с
имущества, переходящего в порядке наследования.
Налог с наследства и дарений имеет
распространение в зарубежных странах с глубокой древности, существуя в форме
единого либо двух налогов. По этому налогу в современный период действует
высокий необлагаемый минимум, большое количество льгот. Поэтому поступления
от него в бюджет незначительны.
Плательщики налога — физические лица, которые принимают имущество,
переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объекты налогообложения представляют конкретно перечисленные в
законе виды имущества. Их перечень после принятия закона был расширен. Итак,
к объектам налогообложения отнесены жилые дома, квартиры, дачи, садовые
домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки,
катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и
искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и
драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных,
га-ражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся
на вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на
именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных
долей (паев).
Закон различает налогообложение имущества,
переходящего по наследству, и имущества, переходящего в порядке дарения. Эти
различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок,
определения круга субъектов (плательщиков), льгот.
Более “мягкое” налогообложение установлено в
отношении «наследуемого имущества. Обязанность уплаты налога с наследуемого
имущества установлена при превышении им стоимости 850-кратного установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда, а имущества, переходящего
в порядке дарения,— 80-кратной минимальной заработной платы.
При налогообложении имущества,
переходящего в порядке наследования, Закон выделяет три подгруппы
налогоплательщиков: а) наследники первой очереди; б) наследники второй
очереди; в) другие наследники. В зависимости от принадлежности к какой-либо
из этих подгрупп установлены ставки налога. Они зависят также от стоимости
наследуемого имущества. Так, при наследовании имущества стоимостью от
850-кратной до 1700-кратной минимальной заработной платы наследники первой
очереди уплачивают налог в размере 5% от стоимости имущества, превышающей
850-кратную минимальную заработную плату, наследники второй очереди —
соответственно 10%, а другие наследники — 20%. С увеличением стоимости имущества
возрастают и ставки налога. Максимальные ставки установлены при наследовании
имущества стоимостью свыше 2550-кратной минимальной заработной платы: для наследников
первой очереди — в размере 127,5-кратной минимальной заработной платы + 15%
от стоимости имущества, превышающей 2550-кратную минимальную заработную
плату; для наследников второй очереди — соответственно 255-кратной минимальной
заработной платы + 30%, для других наследников — 455-кратной минимальной
заработной платы + 40%.
|
90 Порядок исчисления и уплаты налога с
имущества, переходящего в порядке дарения.
Налог с наследства и дарений имеет
распространение в зарубежных странах с глубокой древности, существуя в форме
единого либо двух налогов. По этому налогу в современный период действует
высокий необлагаемый минимум, большое количество льгот. Поэтому поступления
от него в бюджет незначительны.
Плательщики налога — физические лица, которые принимают имущество,
переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объекты налогообложения представляют конкретно перечисленные в
законе виды имущества. Их перечень после принятия закона был расширен. Итак,
к объектам налогообложения отнесены жилые дома, квартиры, дачи, садовые
домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки,
катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и
искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и
драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных,
га-ражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся
на вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на
именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных
долей (паев).
Закон различает налогообложение имущества,
переходящего по наследству, и имущества, переходящего в порядке дарения. Эти
различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок,
определения круга субъектов (плательщиков), льгот.
Подобный принцип налогообложения применен
и в отношеже имущества, переходящего в порядке дарения. Налогоплательщики
в этом случае разделены на две подгруппы: а) дети, родители и б) другие физические
лица.
Дети и родители обязаны уплатить налог в
размере 3% от стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, превышающей
80-кратную минимальную заработную плату, а другие физические лица — 10%.
Максимальные ставки установлены в отношении имущества, превышающего
2550-кратную минимальную заработную плату, а именно: для детей и
родителей — в размере 176,1-кратной минимальной заработной платы + 15% от
стоимости имущества, превышающей 2550-кратную минимальную заработную
плату, для других физических лиц — 502-кратной минимальной заработной платы +
40%.
Установлены следующие льготы. От
налога освобождаются:
имущество, переходящее в порядке наследования
или дарения супругу; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищностроительных
кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах)
совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или
оформления договора (дарения); имущество лиц, погибших при защите СССР и РФ
или в связи с выполнением долга гражданина СССР и РФ по спасению человеческой
жизни, охране государственной собственности и правопорядка.
Налогообложение производится на основании
документов, представленных в налоговые органы. Исчисление налога возложени
на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам соответствующие
извещения.
|
91 Порядок исчисления и уплаты налога с
имущества физических лиц.
Данный вид налогов был
установлен Законом РФ «О налогах с имущества физических лиц» от 9
декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, последние из
которых были внесены Федеральным законом от 17 июля1999г.
Плательщиками налога являются физические лица –
собственники имущества, отнесенного Законом к объектам налогообложения. Если
названное имущество находится в общей долевой собственности нескольких
физических лиц, налогоплательщиком считается каждое из них соразмерно своей
доле в этом имуществе. Таким же образом определяются налогоплательщиж, если
имущество находится в общей долевой собственности физических и юридических
лиц. Вместе с тем, если имущество находится в общей совместной собственности
нескольких физических лиц, на них возложена равная ответственность по
исполнению налогового обязательства.
Объектом
налогообложения является имущество, которое разделено на две группы. К
первой отнесены: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения,
помещения и сооружения. Ко второй группе – транспортные средства: самолеты,
вертолеты, теплоходы, катера, яхты, мотосани, моторные лодки и другие жения-воздушные
транспортные средства.
Ставки налога также делятся на две группы в
зависимости от характера объекта налога.
Поскольку данный
налог является местным, в Законе определены предельные ставки налога на
строения и сооружения в зависимости от их стоимости:
|
Стоимость
имущества
|
Ставка налога
|
До 300 тыс. руб.
|
до 0,1%
|
От 300 тыс. руб
до 500 тыс. руб.
|
от 0,1 до 0,3%
|
Свыше 500 тыс.
руб.
|
от 0,3 до 2,0%
|
Налог
на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам, установленным
представительными органами местного самоуправления. Размер налога
определяется в процентах от размера минимального размера оплаты труда,
действующего на 1 января года, за который начисляется налог, и
устанавливается в зависимости от вида транспортного средства с каждой лошадиной
силы (с каждого киловатта мощности), с каждого пассажироместа, с каждой
регистровой тонны валовой вместимости.
Льготы, предоставляемые
налогоплательщикам, делятся на несколько групп. Так, Законом предусмотрены
льготы для налогоплательщиков по всем видам объектов, к которым отнесены
Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица, награжденные орденом
Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны и др.; инвалиды I
и II групп и детства и другие лица.
Помимо этого освобождаются от налога
на строения, помещения, сооружения пенсионеры, лица, участвовавшие в боевых
действиях в мирное время и иные лица.
Исчисление налогов возложено на
налоговое органы, которое вручают налогоплательщикам платежные извещения не
позднее 1 августа.
|
92 Единый социальный налог (взнос).
ЕСН предназначен для
мобилизации средств при реализации права граждан на гос-ное пенсионное и
соц-ое обеспечение (страхование) и мед-ую помощь. Это фед-й налог. Налогоплат-ми ЕСН признаются: 1) лица,
производящие выплаты физ. Лицам: орг-ции; индивид-е предприн-ли; физ. Лица,
не признаваемые индив-ми предприн-ми; 2) Индив-е предприн-ли и приравненные к
ним лица, адвокаты.
Обьектом обложения яв-ся: 1. Для физ. Лиц, не
признаваемых индив-ми предприн-ми объектом является выплаты
и иные вознаграждения по трудовым и гражд.о-прав-ым догов-м, предметом
которых является выполнение работ, оказание услуг. 2. Для орган-й и
индивид-х предприн-й объектом является выплаты
и иные вознаграждения, начисляемые налогоплат-ми в пользу физ. Лиц по
трудовым и гражд.-прав-м договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг, а т.ж. выплаты по авторским договорам.
Ставка определ-ся для орг-ций; индивид-х
предприн-ей; физ. Лиц, не признаваемых индив-ми предприн-ми в зависим-ти от налоговой базы на каждого отдел-го
раб-ка с нарастающим итогом с начала года. Оплата идет в фед. бюджет, фонд
соц. Страх-я, фонды обяз-го мед-го страх-я. Начинается с (до 100тыс.-35,6%) и
по нарастающей + опред-й % с суммы превыш-й конечный предел.
Налоговой базой явл-ся сумма
выплат и иных вознаграждений, начисленных налогопл-ми за нал-й период в
пользу физ. Лиц. Суммы не подлеж-е налогообл-ю: Гос. Пособия, компенсационные
выплаты, материальная помощь, страховые платежи(взносы). Льготы- освобожд-ся
выплаты:
работникам-инвалидам, осуществ-е орг-ми инвалидов, иностр-ым гражданам и лицам без
гражданства, военнослуж-м, судьям,
прокурорам и др.
Налоговым
периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый
квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
|
93 Изменение сроков уплаты налогов и сборов.
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос
установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Данное изменение возможно только в порядке, установленным
Налоговым кодексом, и может быть изменен как в отношении всей суммы налога
или сбора, так и ее части с начислением процента на неуплаченную сумму
налога.
Изменение сроков уплаты налогов и сборов может осуществляться
в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового
кредита.
Изменение сроков уплаты налогов и сборов не отменяет
существующей и не создает новой обязанности по уплате налога или сбора. Изменение
сроков уплаты налогов и сборов могут принимать только органы, указанные в ст.
63 НК: Министерство финансов РФ, финансовые органы Субъектов РФ и МО, органы
осуществляющие контроль за госпошлиной и органы соответствующих внебюджетных
фондов, осуществляющие контроль по налогам и сборам.
Изменение сроков уплаты налогов и сборов может производиться
под залог имущества.
Срок уплаты не может быть изменен, если в отношении лица
возбуждено уголовное дело связанное с налоговым правонарушением, проводится
производство по делу (и администр. тоже) связанное с налоговым
правонарушением, а также можно полагать, что лицо пользуется таким изменением
для сокрытия доходов или др. правонарушений.
1) Отсрочка или рассрочка представляет собой изменение срока
уплаты при наличии оснований на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или
поэтапной уплатой суммы задолжности. (Основания: ущерб от стихийного
бедствия, катастрофы, непреодолимой силы, задержка финансирования из фед. бюджета,
угроза банкротства, сезонный характер работы и др.).
2) Налоговый кредит: изменение срока оплаты на срок от 3
месяцев до 1 года, при наличии оснований: ущерб от стихийного бедствия,
катастрофы, непреодолимой силы, задержка финансирования из фед. бюджета,
угроза банкротства.
3) Инвестиционный налоговый кредит – предоставляется
возможность в течении определенного срока в определенных пределах уменьшать
свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и
начисленных кредитов. (Основания: проведение научно-исследовательских работ,
осуществление внедренческой или инновационной деятельности, выполнение особо
важного заказа по социально-экономическому развитию региона или особо важных
услуг населению).
|
94 Понятие налогового правонарушения.
Налоговое правонарушение — это противоправное, виновное деяние (действие или
бездействие), которое выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении
налогоплательщиком финансовых обязательств перед бюджетом либо в нарушении органом
(должностными лицами) Государственной налоговой службы прав и законных
интересов налогоплательщика и за которое установлена юридическая
ответственность.
Нарушение налогового законодательства может
проявляться в действии или бездействии, нарушении различных правовых норм,
так или иначе связанных с правильным исчислением, полным и своевременным
внесением налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. Виды их
относительно разнообразны, различны также и установленные за них меры
ответственности.
Отдельные виды правонарушений могут
одновременно повлечь и различную ответственность как юридических, так и
физических лиц. Так, за сокрытие объекта налогообложения может быть наложено
взыскание на предприятие и административный штраф на виновное в этом должностное
лицо данного предприятия, что не исключает также наложения на него
дисциплинарного взыскания за невыполнение или ненадлежащее выполнение
служебных обязанностей.
Виды нарушений налогового законодательства могут быть сгруппированы в зависимости от
конкретного объекта, на который направлены противоправные деяния:
1) сокрытие дохода (прибыли) (сокрытие
объекта налогообложения); уголовное законодательство устанавливает в
качестве состава преступления сокрытие объекта налогообложения в крупных и
особо крупных размерах;
2) занижение дохода (прибыли);
3) отсутствие учета объекта налогообложения
(неучет объекта налогообложения);
4) ведение учета объекта налогообложения с
нарушением установленного порядка;
5) непредставление или несвоевременное
представление в налоговый орган необходимых для исчисления и уплаты налогов
документов;
6) несвоевременная уплата налогов (задержка
уплаты налога);
7) непредставление или представление
искаженной декларации о доходах (уклонение от подачи декларации о доходах
или включение в нее заведомо искаженных данных);
8) нарушение установленной формы составления
бухгалтерского отчета, баланса (представление их по неустановленной форме);
9) внесение в бухгалтерский отчет заведомо
неправильных сведений (искажение бухгалтерского отчета);
10) уклонение от явки в органы
Государственной налоговой инспекции для дачи пояснений;
11) отказ от дачи органам Государственной
налоговой службы пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их
объеме;
и т.д.
Нарушение юридическими, физическими и
должностными лицами налогового законодательства является общим основанием
для привлечения нарушителей к финансовой, административной, дисциплинарной и
уголовной ответственности.
|
95 Понятие и особенности налоговых санкций.
Нарушение юридическими, физическими и
должностными лицами налогового законодательства является общим основанием
для привлечения нарушителей к финансовой, административной, дисциплинарной и
уголовной ответственности
За совершение налогового правонарушения
предусмотрены налоговые санкции, которые устанавливаются и применяются в виде
денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16
Налогового кодекса.
Налоговые санкции — это применение уполномоченными
на то государственными органами и их должностными лицами к
налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового
правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми
нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной
форме и перечисляемых в бюджет, с целью обеспечения общественных и
государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и
внебюджетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей.
Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении
налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и
морального характера.
Особенность заключается том, что санкции выражены в виде
денежных взысканий (штрафов) и при наличии смягчающих или исключающих вину
обстоятельств, указанных в главе 15 Налогового кодекса, подлежат уменьшению
или освобождению от них.
Так же особенностью является то, что налоговые санкции
взыскиваются только в судебном порядке.
Виды нарушений налогового законодательства:
1) сокрытие дохода (прибыли) (сокрытие
объекта налогообложения); уголовное законодательство устанавливает в
качестве состава преступления сокрытие объекта налогообложения в крупных и
особо крупных размерах;
2) занижение дохода (прибыли);
3) отсутствие учета объекта налогообложения
(неучет объекта налогообложения);
4) ведение учета объекта налогообложения с
нарушением установленного порядка;
5) непредставление или несвоевременное
представление в налоговый орган необходимых для исчисления и уплаты налогов
документов;
6) несвоевременная уплата налогов (задержка
уплаты налога);
и т.д.
|