бесплатные рефераты

Финансовое право РФ (шпаргалка)

Валюта Российской Федерации — это: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымае­мые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банков­ских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Феде­рации и монеты', б) средство, в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за •п.реде.'^с^.^^^1 Российской федерациитлз. Основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Феде­рации и Центральным банком Российской федерации с соответ­ствующими органами иностранного государства об использова­же на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта — это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном госу­дарстве или группе государств, а также изъятые или изымае­мые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки- б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных еди­ницах.

Валютный курс означает соотношение валют двух или более стран.

За нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, ад­министративная и гражданско-правовая ответственность.


58. Валютные операции и их участники.


Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные зна­ж иностранных государств, а также кредитные и платежные до­кументы, выраженные в иностранных денежных единицах и при­меняемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Валютные операции – это:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей.

В) осуществление международных денежных переводов. Возникающие при функционировании валюты и валютных ценностей отношения в значительной части входят в предмет финансового права. Это касается отношений, возникающих в процессе валютного регулирования и валютного контроля.

Валютные операции бывают текущие и связанные с движением капитала.

За  нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность.

Участники валютных операций: ЦБ РФ; резиденты и нерезиденты.

Резиденты – это: физические лица постоянно проживающие в РФ или временно находящиеся за её пределами; юрид. Лица созданные в соотв. с законодательством РФ и находящиеся на территории РФ; предприятия и организации не являющиеся юридическими лицами но созданные в соотв. с законодательством РФ и находящиеся на территории РФ; дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ; находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.

 Нерезиденты – это: физические лица постоянно проживающие за пределами РФ или временно находящиеся в РФ; юрид. Лица созданные в соотв. с законодательством иных государств и находящиеся за пределами территории РФ; предприятия и организации не являющиеся юридическими лицами, созданные в соотв. с законодательством иных государств и находящиеся за пределами территории РФ; находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.


                     

59. Валютные операции резидентов.

 

          Закон РФ «О банках и банковской деятельности» делит субъектов валютных правоотношений на 2 категории: резиденты – физ лица, имеющие постоянное место жительства РФ и юр лица, созданные в соответствии с законодательством РФ с местонахождением в РФ; нерезиденты – физ лица, имеющие ПМЖ за пределами РФ и юр лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных гос-в с местонахождением за пределами РФ. Обязательной принадлежностью любого юр или физ лица, осуществляющих валютные операции, является наличие счета в иностранной валюте, кот орый может быть открыт только в уполномоченном банке на территории РФ и только с разрешения ЦБ РФ и в установленном им порядке. Для открытия счета резиденту – юр лицу необходимо представить в банк: 1) заявление на открытие счета 2) нотариально заверенную копию документов о госрегистрации юр лица, копии учредительных документов 3) справку ГНИ о постановке на учет 4) нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати. В настоящее время резидентам открываются вал счета 2 категорий: а) текущий вал счет – открывается и ведется тольео в тех ино валютах, в которых могут осуществляться международные расчеты. Б) транзитный вал счет, который является распределительным, т.е. предназначен только для операций по осуществлению обязательной продажи части валютной выручки. Особый порядок открытия и режим ведения установлен для счетов нерезидентов в российской валюте и закреплен в Инструкции ЦБР «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ»: - нерезиденты открывают счета в валюте РФ только на свое имя либо от имени и по поручению своих учредителей; - расчеты по рублевым счетам нерезидентов осуществляются в соответствии с действующими правилами безнал расчетов в РФ; - все рублевые счета открываются в следующем порядке: предприятия, организации-нерезиденты для открытия счета должны представить документы: а) легализованные в посольстве РФ копии документов, определяющие юр статус нерезидента (копии учредительных документов, выписка из торгового реестра). Для представительств и филиалов – документ подтверждающий согласование вопроса о размещении;  б) нотариально-заверенную карточку с образцами подписей, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати; в) справку  нал органа о постановке на учет в качестве налогоплательщика; г) легализованную копию разрешения национального (центрального) банка. Фиц лицо-нерезидент обязано при личной явке предъявить паспорт и представить документы: справку нал органа о постановке на учет и нотариальнозаверенную карточку с образцом подписи.

                Рублевые счета типа «Т» («текущие») открываются нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в РФ их представительств и филиалов. На эти счета могут зачисляться средства, полученные от реализации товаров-услуг, покупки их за иновалюту на внутреннем рынке, полученных кредитов; средства от неторговых операций, депозитных операций. Рублевые счета типа «И» («инвестиционные») открываются на имя предприятий, организаций, банков, междунар организаций, а также физ лиц для осуществления инвестиционной деятельности в РФ. Нерезидент вправе иметь только 1 счет типа «И» в отличии от счета типа «Т», кот может быть несколько. Источники средств, за счет кот открываются счета типа «И», связаны с инвестиционной деятельностью, приватизацией, операциями с фондовыми ценностями. Средства данных счетов не допускается использовать для кредитных операций, их нельзя переводить на все иные руьлевые счета др нерезидентов, размещать в банковские депозиты, нельзя снимать наличные деньги и %% по остатку средств не начисляются. Рублевые счета физ лиц-нерезидентов – открываются для физ лиц-нерезидентов и предназначены для зачисления личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходов.


       

60. Валютные операции нерезидентов.

 

           Закон РФ «О банках и банковской деятельности» делит субъектов валютных правоотношений на 2 категории: резиденты – физ лица, имеющие постоянное место жительства РФ и юр лица, созданные в соответствии с законодательством РФ с местонахождением в РФ; нерезиденты – физ лица, имеющие ПМЖ за пределами РФ и юр лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных гос-в с местонахождением за пределами РФ. Обязательной принадлежностью любого юр или физ лица, осуществляющих валютные операции, является наличие счета в иностранной валюте, кот орый может быть открыт только в уполномоченном банке на территории РФ и только с разрешения ЦБ РФ и в установленном им порядке. Для открытия счета резиденту – юр лицу необходимо представить в банк: 1) заявление на открытие счета 2) нотариально заверенную копию документов о госрегистрации юр лица, копии учредительных документов 3) справку ГНИ о постановке на учет 4) нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати. В настоящее время резидентам открываются вал счета 2 категорий: а) текущий вал счет – открывается и ведется тольео в тех ино валютах, в которых могут осуществляться международные расчеты. Б) транзитный вал счет, который является распределительным, т.е. предназначен только для операций по осуществлению обязательной продажи части валютной выручки. Особый порядок открытия и режим ведения установлен для счетов нерезидентов в российской валюте и закреплен в Инструкции ЦБР «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ»: - нерезиденты открывают счета в валюте РФ только на свое имя либо от имени и по поручению своих учредителей; - расчеты по рублевым счетам нерезидентов осуществляются в соответствии с действующими правилами безнал расчетов в РФ; - все рублевые счета открываются в следующем порядке: предприятия, организации-нерезиденты для открытия счета должны представить документы: а) легализованные в посольстве РФ копии документов, определяющие юр статус нерезидента (копии учредительных документов, выписка из торгового реестра). Для представительств и филиалов – документ подтверждающий согласование вопроса о размещении;  б) нотариально-заверенную карточку с образцами подписей, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати; в) справку  нал органа о постановке на учет в качестве налогоплательщика; г) легализованную копию разрешения национального (центрального) банка. Фиц лицо-нерезидент обязано при личной явке предъявить паспорт и представить документы: справку нал органа о постановке на учет и нотариальнозаверенную карточку с образцом подписи.

                Рублевые счета типа «Т» («текущие») открываются нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в РФ их представительств и филиалов. На эти счета могут зачисляться средства, полученные от реализации товаров-услуг, покупки их за иновалюту на внутреннем рынке, полученных кредитов; средства от неторговых операций, депозитных операций. Рублевые счета типа «И» («инвестиционные») открываются на имя предприятий, организаций, банков, междунар организаций, а также физ лиц для осуществления инвестиционной деятельности в РФ. Нерезидент вправе иметь только 1 счет типа «И» в отличии от счета типа «Т», кот может быть несколько. Источники средств, за счет кот открываются счета типа «И», связаны с инвестиционной деятельностью, приватизацией, операциями с фондовыми ценностями. Средства данных счетов не допускается использовать для кредитных операций, их нельзя переводить на все иные руьлевые счета др нерезидентов, размещать в банковские депозиты, нельзя снимать наличные деньги и %% по остатку средств не начисляются. Рублевые счета физ лиц-нерезидентов – открываются для физ лиц-нерезидентов и предназначены для зачисления личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходов.        



61. Понятие и содержание валютного регулирования.

          

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических за­дач государства. Для Российской Федерации с момента провоз­глашения ее суверенитета (1990 год) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отмене­на существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допуска­ется в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

Валютное правовое регулирование осуществляется ла двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что « влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Основы организации и осуществления валютного регулирова­ния определены Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»^. Более детальное регу­лирование частных вопросов, связанных с валютными отноше­ниями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» основным органом валютного регулирова­ния является Центральный банк России. В этих целях Центральный банк: а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; в) проводит все виды валютных операций; г) устанавливает правила проведения резидентами и нерези­дентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумага­ми в валюте Российской Федерации; и пр.

Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валют­ных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов. Резиденты — это: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, с местонахождением в Рос­сийской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридически­ми лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Фе­дерации; и т.п.

Нерезидентами являются: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; и т.п.


 

          

62. Валютный контроль.

   

 Валютный контроль — деятельность государства, направ­ленная на обеспечение валютного законодательства при осущес­твлении валютных операций.

Валютный контроль является частью, видом финансового кпн-пзоля. Поэтому валютному контролю присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валют­ном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются' а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; в) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. Органы валютного контроля: — Центральный банк Российской Федерации»; — Правительство Российской Федерации»; — Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю»; — агенты валютного контроля: организации, которые в соот­ветствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Рос­сийской Федерации».

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного контроля. Указанные органы: 1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидента­ми в Российской Федерации; 2) определяют порядок и формы учета, отчетности и докумен­тации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. А) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операци­ями, за соответствием этих операций законодательству, услови­ям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля, б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации» Госу­дарственный таможенный комитет — орган валютного контро­ля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подотчетные этому Государственному комитету.

          

63. Ответственность за нарушение валютного законодательства.


За  нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность.

      Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются различными правовыми нормами: финансового, административного, уголовного права.

      Так, в соответствии с нормами финансового права за нарушения может быть: 

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;
б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

       При повторном нарушении вышеуказанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход государства вышеуказанных сумм, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;
б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации

III. По действующему уголовному законодательству уголовно наказуемыми являются:

а) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем;
б) незаконное получение кредита;
в) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;
г) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии);
д) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;
е) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;
ж) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;
з) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;
и) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

 


64. Понятие и признаки налога.

 

      Налоговое право как один из разделов финансо­вого права становится крупнейшей составной частью этой отрасли права с перспективой дальнейшего развития.

Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной~йсточник_средств для содержания органов госу-дарственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Современные государства для пополнения своей казшЛ ис-пользуют и другие виды_поступлен11и_и_платежеи. Но^а первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.

Налоги — это обязательные и по юридической форме инди­видуально безвозмездные платежи юридических и физиче­ских лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с опре­делением их размеров и сроков уплаты. Какова же роль налогов в обществе и государстве? Основная роль налогов —фискальная (от лат. Fiscus —госу­дарственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны госу­дарства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. (регулирования производства, регулирование потребления, регулирования доходов населения). Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны' государ-сТВУ^проводится контроль за финансово-хозяйственной же-тельностью предприятий, организаций, учреждений, за получе-ниемдоходов_гражданами^ источниками дтиу доходов, за ис-пользованием имущества, в том числе земли. « Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны

Основные новшества в этой области заключаются в следую­щем.

1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы обставляют налоговые платежи. Примрнявшиеся ранее в отно-шений' к 'государственным предприятиям различные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) были заменены налогами.

2. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собств^ннасти, на которой они основаны. В этон-ттроявляётся ориентировка на принцип организации рыночных отношений, основанных на равенстве их субъектов.

3. Разграничение налогов по трем уровням — на федераль­ные; налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований; местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами, представляя их самостоя­тельную финансовую базу.

4. Помимо бюджета налоги могут теперь включиться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды. Которые' стали создаваться в последнее время, в 1990-х гг., в связи с необходимостью более эффективного использования средств (например, дорожные фонды^).


65. Функции налога.


Основная роль налогов — фискальная (от лат. Изсиз — госу­дарственная казна), соответственно чему они используются как

источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны госу­дарства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования произ­водства — стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономи­ческих процессов и т. П.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его разме­ры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные соци­альные явления.

Порядок налогообложения может отражать признание госу­дарством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Оте­чественной войны, Героев СССР и Российской Федерации и т. Д.).

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государ­ства проводится контроль за финансово-хозяйственной дея­тельностью предприятий, организаций, учреждений, за получе­нием доходов гражданами, источниками этих доходов, за ис­пользованием имущества, в том числе земли.

Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

  

 

 

66. Понятие сбора. Отличие сбора от налога.


        Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершений в отношении плательщиков сборов госорганами, ОМСУ юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий.


         При этом выделяется публично-правовой характер сбора.

Пошлина государственная и таможенная – сборы.

         Отличия налога от сбора:


1)        Налоги имеет индивидуально-безвозмездный характер, социальная и государственная направленность, в то время как сбор характеризуется частичной возмездностью.

2)        Обязанность по уплате налога возникает в любом случае, но при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения, в то время как обязанность уплаты сбора наступает в результате свободного выбора плательщика непосредственно по поводу получения нужных ему услуг.

3)        Налог характеризуется строгим периодическим постоянством внесения определенной суммы, а сбор нет.

                   

67. Законодательство о налогах и сборах.


         Законодательство РФ о налогах и сборах состоит их Налогового кодекса РФ, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах с сборах.

         Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов РФ (субъектов, МСУ), права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц.

         Действие Налогового кодекса распространяются на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим кодексом.

         Законодательство Субъектов РФ и ОМСУ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов  о налогах и сборов Субъектов РФ и ОМСУ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.

         Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования действий органов и ДЛ, и ответственности за налоговые правонарушения.

            

68. Основные принципы законодательства о налогах и сборах.


         К основным принципам законодательства о налогах и сборах относятся такие как:  1) верховенство Налогового кодекса над Федеральными законами. 2) всеобщности налогообложения. 3) равного налогообложения. 4) справедливости. 5) соразмерности налогов. 6) принцип равенства налогоплательщиков. 7) принцип экономической обоснованности: а) налоги должны быть эффективны с точки зрения самоокупаемости, т.е. суммы сбора по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание; б) установление налогов не может быть произвольным. 8) единства экономического пространства в России. 9) законного установления налогов и сборов.


        Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

       Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

       Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

       


       



                       

69. Налоговое право: понятие, предмет, источники.


  Общественные отношения, возникающие в связи с установле­нием и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют один из его институтов — налоговое право.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финан­сово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физи­ческих лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются законо­дательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты пред­ставительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ отно­сит установление общих принципов налогообложения на терри­тории субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов отно­сятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления регулируют вопросы нало­гообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

Исключительно важная роль среди источников налогового права принадлежит Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Его особеннос­ти состоят в том, что он регулирует налоговые отношения комплексно, определяет общие, наиболее существенные по­ложения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, то есть перечень налогов, их классификацию, порядок установ­ления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должност­ных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения.

Закон о каждом налоге содержит следующие основные эле­менты.

1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся юридические лица, другие категории плательщиков (например, филиалы юриди­ческих лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.

2. Определение объекта налогообложения, т. Е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (при­быль), стоимость определенных товаров, отдельные виды дея­тельности, имущество и другие объекты.

3. В определенных случаях требуется указать единицу налого­обложения, т. Е. часть объекта налогообложения, при помощи ко­торой исчисляется налог.

4. Ставка, т. Е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.

5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.

6. Установление льгот, т. Е. полного или частичного освобож­дения от уплаты налогов каких-либо категорий налогоплатель­щиков.   

             

70. Элементы закона о налоге.


             Существует 7 элементов закона о налоге:


         1) Субъект. 2) объект. 3) объект налогообложения. 4) налоговая база. 5) налоговая ставка. 6) налоговый период. 7) срок оплаты.


         1) Субъект – налогоплательщик и плательщик, т.е. юридические и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

         2) Объект – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ либо иное экономически обоснованное, имеющее стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

         3) Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. Различают в зависимости от построения налогового обложения (начислений) – твёрдые (абсолютная сумма) и долевые ставки (определенные доли объекта налогообложения).

         4) Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

         5) Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

         6) Налоговая база -  физическая, стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения.

         7) Срок оплаты – установлены применительно к каждому налогу и сбору, изменение сроков допускается только в порядке, установленном Налоговым кодексом.

 

71. Налоговые правоотношения: понятие, особенности.


      Налоговые правоотношения — это урегулированные норма­ми налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

Основным содержанием налогового правоотношения являет­ся обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систе­му или внебюджетный государственный (местный) фонд денеж­ную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных орга­нов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогопла­тельщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возмож­ности по реализации функций и задач. Поэтому законодатель­ство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выпол­нение этих обязанностей.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплатель­щики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отноше­ниях, т. Е. субъектами налогового права.

В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации» впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Налогоплательщики обязаны: — уплачивать налоги своевременно и в полном объеме; — вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; — представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения; и пр.

Условиями прекращения таких обязанностей для юридиче­ского лица являются: уплата налога или отмена налога.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые на­правлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов: — представлять документы, подтверждающие право на льго­ты по налогам; — пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами; — знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; и пр.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес­печивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции.

Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой службе и Законе об основах налого­вой системы в Российской Федерации и состоят в следующем: — обеспечении поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с предусмотренными ставками.  — ведении учета налогоплательщиков, — охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах физических лиц; и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ