Анализ финансового состояния МУП "Комитет городского хозяйства" города Златоуста
В
таблице № 8 приведены данные, характеризующие структуру пассивов МУП «КГХ» за
проверяемый период.
Таблица
№ 8
на 01.01.2006
на 01.01.2007
на 01.01.2008
на 01.01.2006
Валюта баланса
100
100
100
100
Источники собственных средств
предприятия (капитал и резервы)
87,27%
97,91%
59,24%
45,27%
Долгосрочные обязательства
0,00%
0,00%
1,16%
1,59%
Краткосрочные обязательства
12,73%
2,09%
39,59%
53,14%
Источники собственных средств
предприятия (капитал и резервы)
100
100
100
100
Уставный фонд
0,16%
0,33%
1,44%
4,20%
Добавочный капитал
23,11%
9,99%
30,35%
88,68%
Целевые финансирования и
поступления
76,36%
89,16%
68,94%
1,68%
Нераспределенная прибыль прошлых
лет
0,00%
0,00%
0,00%
5,45%
Непокрытый убыток прошлых лет
0,00%
0,00%
-0,73%
0,00%
Нераспределенная прибыль
отчетного года
0,37%
0,53%
0,00%
0,00%
Долгосрочные обязательства
100
100
100
100
Отложенные налоговые
обязательства
43,50%
83,27%
Прочие долгосрочные
обязательства
56,50%
16,73%
Краткосрочные обязательства
100
100
100
100
Займы и кредиты
8,44%
15,22%
1,30%
0,00%
Кредиторская задолженность
91,56%
84,78%
98,70%
100,00%
Кредиторская задолженность
100
100
100
100
в т.ч. поставщики и подрядчики
91,14%
39,12%
76,67%
42,26%
в т.ч. перед персоналом
организации
1,62%
9,37%
2,11%
2,06%
в т.ч. задолженность перед
государственными внебюджетными фондами
0,25%
2,58%
0,77%
0,98%
в т.ч. задолженность по налогам
и сборам
1,97%
7,82%
3,54%
13,26%
в т.ч. Авансы полученные
1,46%
34,57%
11,94%
34,62%
в т.ч. прочие кредиторы
3,55%
6,53%
4,97%
6,83%
Предварительная
оценка финансового состояния рассматриваемого ГУП свидетельствует о
«неудовлетворительном» балансе с точки зрения повышения (роста) эффективности.
Валюта
баланса предприятия (с учетом фактора инфляции и переоценки основных
производственных фондов) с 2007 года сокращается, что свидетельствует, как
правило, о снижении производственных возможностей предприятия и заслуживает
отрицательной оценки.
Собственный
капитал также снижается. Наблюдаются резкие изменения в отдельных статьях
баланса.
Негативной
оценки заслуживает снижение основных средств, III раздела
бухгалтерского баланса «Капитал и резервы».
Доля
себестоимости в общем объеме выручки от реализации работ, товаров, услуг
занимает более 90%. Выручка от реализации работ, услуг ежегодно растет и за
проверяемый период она возросла в 2,8 раза. Положительным является то
обстоятельство, что себестоимость продукции растет меньшими темпами по
сравнению с прибылью и выручкой. За проверяемый период себестоимость выросла в
2,6 раза. Чистая прибыль МУП «КГХ» выросла за три года, однако отмечается
сокращение темпов роста прибыли.
Анализ
структуры актива баланса свидетельствует о снижении доли внеооборотных активов
(основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые
вложения) и об увеличении доли внеоборотных активов (запасы, дебиторская задолженность,
денежные средства). Анализ внутри указанных групп показывает, что во
внеоборотных активах увеличивается доля основных средств и резко сокращается
доля незавершенного строительства. В оборотных активах наибольшую долю имеют
запасы и денежные средства.
Анализ
пассивов МУП «КГХ» показывает сокращение доли источников собственных средств
предприятия и рост краткосрочных и долгосрочных обязательств, что
свидетельствует о зависимости Предприятия от заемных средств.
В
таблице № 9 приведены показатели, характеризующие платежеспособность,
финансовую устойчивость, деловую и инвестиционную активность.
Таблица № 9
Наименование
показателя
На
01.01.2007
На
01.01.2008
На
01.01 2006
Показатели
финансовой устойчивости и платежеспособности
Коэффициент соотношения заемных и
собственных средств
0,02
0,69
1,21
Показатели
ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности
3,22
1,18
1,42
Коэффициент абсолютной
ликвидности
1,05
0,10
0,19
Показатели
рентабельности хозяйственной деятельности
Общая рентабельность
0,66
1,45
0,58
Рентабельность активов
0,55
2,39
1,45
Финансовая устойчивость является отражением стабильного
превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование
денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования
способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.
Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей
производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей
устойчивости ГУП.
Финансовая устойчивость характеризуется набором показателей,
дающих полную картину финансового состояния проверяемого предприятия. К этим
показателям относятся нижеследующие коэффициенты финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности собственными средствамихарактеризует
степень обеспеченности собственными средствами ГУП, необходимую для финансовой
устойчивости. Данный коэффициент за проверяемый период имел тенденцию к
снижению и не превышает нормативный предел (он должен быть не менее 0,5).
Рост в динамике коэффициента соотношения заемных и
собственных средств свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного
капитала. Причем по итогам 2008 года значение коэффициента превышает
минимальный предел – 0,5.
Показатели ликвидности применяются для оценки способности
предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства.
Общую оценку платежеспособности дает коэффициент текущей
ликвидности. Показатель характеризует, в какой степени все краткосрочные
обязательства обеспечены текущими активами и отражает, сколько рублей текущих
активов приходится на 1 рубль краткосрочных обязательств. При значении данного
коэффициента меньше 2 структуру баланса принято считать неудовлетворительной.
Хотя более реальным является критическое значение 1,5. В рассматриваемом случае
значение коэффициента текущей ликвидности близко к нормативному, однако надо
отметить тенденцию к его снижению.
Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким
критерием платежеспособности и показывает, какую часть краткосрочной
задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Величина его должна
быть не ниже 0,2. На поверяемом предприятии значение данного коэффициента
близко к нормативному, но необходимо отметить тенденцию его снижения.
На основании спектр-балльного метода (Авторы методики: Салов
А.Н., Маслов В.Г.), который является наиболее надежным методом финансово -
экономического анализа проведен анализ финансовых коэффициентов путем сравнения
полученных значений с нормативными величинами, используя при этом систему
«разнесения» этих значений по зонам удаляемости от оптимального уровня.
Отбор
финансовых коэффициентов осуществляется с ориентацией на следующие критерии:
1)
доступность исходной информации и простота расчета оценочных показателей;
2) устранение
дублирующих коэффициентов, то есть коэффициентов, связанных очевидной линейной
зависимостью.
В результате
отбираются 16 наиболее значимых коэффициентов, дающих емкое и полное
представление о финансово-экономическом положении предприятия. Все коэффициенты
разбиты на 5 групп в соответствии с наиболее существенными характеристиками
финансово-экономического состояния.
На основе этих
данных делаются выводы о состоянии предприятия.
Производится
расчет показателей, их распределение по зонам риска дает первичное
представление о финансовом положении предприятия.
Следующим
шагом является сведение нескольких показателей каждой группы к одному
результирующему параметру.
Таким
образом, каждая сторона деятельности предприятия квалифицируется некоторой
обобщенной оценкой. На основе этих данных делаются выводы о состоянии
предприятия (для анализа были взяты данные на 01.01.2006 - до объединения с ГУП
Облтоппром» и на 01.01.2006) (таблица № 10)
Таблица № 10
Сводные показатели финансового
состояния
Показатель
Состояние предприятия
На начало года
На конец отчетного периода
Финансовой устойчивости
совершенно устойчивое
относительно устойчивое
Платежеспособности
относительно устойчивое
неустойчивое
Деловой активности
относительно устойчивое
относительно устойчивое
Оценки структуры баланса
относительно устойчивое
относительно устойчивое
Рентабельности
кризисное
неустойчивое
Таким
образом, наблюдается ухудшение сводных показателей финансового состояния после
процедуры присоединения к нему.
До
проверяемого Предприятия в соответствии с требованиями законодательства
отраслевыми органами исполнительной власти были доведены показатели экономической
эффективности (валовая выручка, чистая прибыль, чистые активы). По итогам 2007
года и 2008 года Предприятием выполнены утвержденные прогнозные показатели
экономической эффективности, за исключением показателя «стоимость чистых активов»
в 2008 году – см. таблицы № 11 и 12.
Таблица № 11
Стоимость чистых активов
Выручка
Чистая прибыль
План
2007 г.
Факт
2007 г.
% исп.
План
2007 г.
Факт
2007 г.
% исп.
План
2007 г.
Факт
2007 г.
% исп.
22517
69274
308%
133095
192321
144%
470
2789
593%
Таблица № 12
Стоимость чистых активов
Выручка
Чистая прибыль
План
2008 г.
Факт
2008 г.
% исп.
План
2008 г.
Факт
2008 г.
% исп.
План
2008 г.
Факт
2008 г.
% исп.
34616
23836
68,9%
172550
297655
172,5%
915
5667
619,3%
Следует указать, что
руководством МУП «КГХ» в нарушение постановления Главы администрации города
Златоуста от 03.08.2001 № 458 не предоставлялись в орган исполнительной власти
(управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации города
Златоуста), осуществляющее координацию и регулирование деятельности
предприятия, данные о фактически достигнутых величинах показателей
экономической эффективности деятельности за соответствующие отчетные периоды. Необходимо
указать, что в нарушение п.6 ст. 12 Закона Челябинской области от 06.11.2001 №
104-ОЗ «О порядке управления, распоряжения имуществом (объектами), находящимися
в государственной собственности Города Златоуста» исполнительные органы
государственной власти области, координирующие деятельность в соответствующей
отрасли (сфере управления) в отношении проверяемого Предприятия, находящегося в
их ведении, не осуществляли:
-согласование совершения сделок,
связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских
гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
-согласование осуществления
заимствований;
-утверждение бухгалтерской отчетности и
отчетов предприятия.
Согласно
постановлению Глава администрации муниципального образования Города Златоуста
от 20.11.2006 № 566 «О реорганизации государственного предприятия Города Златоуста
решено реорганизовать в МУП «КГХ» путем присоединения к нему. Принятое решение
соответствует целям управления государственным сектором экономики, изложенной в
Концепции управления государственным имуществом Города Златоуста, а именно
оптимизации количества объектов областной собственности. В экономическом
обосновании необходимости и целесообразности реорганизации МУП «КГХ» путем
присоединения было указано, что реорганизация позволит усилить контроль за
расходованием средств областного бюджета и повысить «управляемость»
предприятием.
Необходимо
отметить, что МУП «КГХ» после проведенной в 2006 году реорганизации находится в
нестабильном финансовом состоянии о чем свидетельствуют многие показатели,
характеризующие финансовое состояние МУП «КГХ» и удовлетворительность его
структуры баланса. В 2008 году ситуация начинает выправляться. Также в
экономическом обосновании необходимости и целесообразности реорганизации МУП
«КГХ» путем присоединения не прослеживалась дальнейшая судьба филиалов и
соответственно имущества, находящегося в их ведении (склады, погрузочная
техника и т.п.). Проверка подтвердила сохранность бывшего имущества.
МУП «КГХ» выдано
свидетельство о внесении его как объекта учета в реестр государственной
собственности Города Златоуста. Руководством Предприятия ежегодно подавались в
КУГИ обновленные карты имущества.
Все государственное
имущество, закрепленное за проверяемым предприятием на праве хозяйственного
ведения используется в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с постановлением главы
администрации Города Златоуста от 20.12.1999 № 785 «Об отчетности руководителей
областных государственных предприятий…» руководитель ГУП области ежеквартально
обязан представлять в КУГИ отчет по соответствующей форме, а также раз в год
доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия с предложениями по
улучшению его работы. Доклад также должен представляться и заместителю главы
администрации области, координирующему деятельность отрасли по профилю предприятия.
Руководством МУП «КГХ»
нарушалось данное постановление главы администрации Города Златоуста. В
частности, не были предоставлены в Управление жизнеобеспечения и развития
инфраструктуры администрации Города Златоуста отчеты за проверяемый период,
хотя в КУГИ данные отчеты были представлены в полном объеме. Также не
предоставлялись доклады о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
МУП «КГХ» не разрабатывались Планы
(программы деятельности) на проверяемые периоды и соответственно данные
программы не были рассмотрены ни КУГИ, ни Управлением жизнеобеспечения и
развития инфраструктуры администрации Города Златоуста.
В таблице № 13
приведены сведения о динамике кредиторской задолженности Предприятия, в т.ч. по
платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Таблица № 13,
тыс.руб.
Показатели
На
01.01.2006
На
01.01.2007
На
01.01.2008
На
01.10.2008
Прирост
(+), снижение (-), %
За
2006
За
2007
За
9 мес. 2008
Задолженность перед внебюджетными
фондами
32
72
352
541
125,0
388,9
53,7
Из нее просроченная (свыше 3-х
месяцев)
-
-
-
-
Задолженность перед бюджетом
248
218
2388
1772
-12,1
995,4
-25,8
В т.ч. задолженность перед
областным бюджетом
27
26
1116
674
-3,7
4192,3
-39,6
Из нее просроченная (свыше 3-х
месяцев)
-
-
-
-
Задолженность перед другими предприятиями-кредиторами
11463
1090
35034
23127
-90,5
3114,1
-34,0
Из нее просроченная (свыше 3-х
месяцев)
40,5
79,9
1064,9
38,8
97,3
1232,8
-96,4
Данные приведенной
таблицы свидетельствуют об отсутствии у предприятия просроченной (более 3-х
месяцев) перед бюджетом и внебюджетными фондами, за исключением перед
предприятиями-кредиторами, размер которой по состоянию на 01.10.2008 составил
38,8 тыс.руб., практически оставаясь неизменной за двухлетний период (с 01.01.2006).
Вместе с тем обращает на себя внимание увеличение текущей задолженности перед
внебюджетными фондами за 2 года в 11 раз, перед областным бюджетом в 41 раз.
За период с 2006
по 2008 год, в связи с полным физическим износом, с согласия КУГИ списывались
основные средства. Нарушений в списании основных средств не установлено.
Проведение
ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности в
соответствии с п.п. 8 п. 4.7 примерного Устава, утвержденного распоряжением
председателя КУГИ от 03.06.2006 № 793, является обязательной. Аудит
бухгалтерской отчетности МУП «КГХ» за 2006, 2007 г.г. проведен уполномоченной
аудиторской фирмой ООО «Гроссбух-аудит». Согласно аудиторским заключениям
бухгалтерская отчетность предприятия достоверна, т.е. подготовлена таким
образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и
пассивов предприятия и финансовых результатов его деятельности.
Законами Города
Златоуста об областном бюджете на 2006, 2007, 2008 г.г. установлены
ежеквартальные отчисления в областной бюджет от прибыли, остающейся в
распоряжении унитарных предприятий Города Златоуста. Задолженность по
отчислениям от прибыли по МУП «КГХ» на момент проведения контрольного
мероприятия отсутствует. В ходе проведения контрольных мероприятий было
обращено внимание на нарушение сроков по перечислению части прибыли, остающейся
после уплаты налогов (см. таблицу № 14). Вместе с тем, в соответствии с
законами Города Златоуста об областном бюджете перечисление должно
осуществляться в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления
квартальных бухгалтерских отчетов.
Таблица № 14 Сумма
прибыли, подлежащая перечислению в областной бюджет в соответствии с законом Города
Златоуста об областном бюджете
Период
Сумма чистой прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия, тыс. руб.
Сумма прибыли, подлежащая
перечислению в областной бюджет, тыс. руб.
Перечислено, тыс. руб.
Номер и дата подтверждающего
документа
1 кв-л 2006 г.
315,0
15,75
15,75
п/п 114 от 15.05.03г.
2 кв-л 2006 г.
232,0
11,6
11,6
п/п 289 от 24.11.03г.
3 кв-л 2006 г.
140,0
7,0
7,0
п/п 294 от 25.11.03г.
4 кв-л 2006 г.
176,0
8,8
8,8
п/п 147 от 28.04.04г.
1 кв-л 2007 г.
-147,0
-
-
-
2 кв-л 2007 г.
1,0
0,1
0,1
п/п 329 от 09.08.04г.
3 кв-л 2007 г.
-710,0
-
15,0 (за ГУП «Облтопп пром»)
п/п 308 от 30.07.04г.
4 кв-л 2007 г.
3645,0
364,5
100,0 (в т.ч. 5,72 за ГУП
«Облтоппром»; 270,22
п/п 195 от 10.06.05г; п/п 197 от
14.06.05г.
1 кв-л 2008 г.
1742,0
174,2
174,2
п/п 362 от 23.08.05г.
2 кв-л 2008 г.
-817,0
-
-
-
3 кв-л 2008 г.
1832,0
183,2
183,2
п/п 595 от 27.12.05г.
В
соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами
вследствие просрочки в их уплате подлежат уплате проценты, начисленные за
пользование этими средствами.
Размер
процентов определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения
денежного обязательства или его соответствующей части.
Таким
образом, ущерб для областного бюджета от несвоевременной оплаты установленного
для ГУП Города Златоуста платежа оценочно составил не менее 12 тыс.руб.
В таблице № 15 приведена
расшифровка направлений расходования чистой прибыли предприятия, оставшейся в
распоряжении предприятия.
Таблица № 15, тыс.руб.
Направления расходования прибыли
2006 г.
Уд.вес
2007 г.
Уд.вес
9 мес. 2008
Уд.вес
Материальная помощь и выплаты
социального характера
136,669
34,91
1144,839
51,23
906,987
37,17
Премия
81,474
20,81
906,177
40,55
808,45
33,14
Расходы, связанные с погребением
17,565
4,49
30,963
1,39
20,711
0,85
Дополнительные отпуска
20,226
5,17
4,17
0,19
25,448
1,04
Подарки сотрудникам, НДС на подарки
19,841
5,07
55,213
2,47
32,855
1,35
Пособие, по временной
нетрудоспособности свыше максимального размера, установленного
законодательством
13,684
3,50
6,289
0,28
3,826
0,16
Оплата путевок в пионерский
лагерь
6,3
1,61
2,055
0,08
Оплата за обучение
19,241
4,92
1,5
0,07
Спецодежда, не предусмотренная
типовыми нормами
0,232
0,01
0,351
0,01
Расходы по содержанию
капитального строительства
210,14
8,61
Сумма прибыли, подлежащая
перечислению в областной бюджет
34,35
8,77
23,9
1,07
370,22
15,17
Прочие расходы
39,103
9,99
61,57
2,75
58,8
2,41
ИТОГО
391,453
100,00
2234,853
100,00
2439,843
100,00
В ходе проведения
контрольных мероприятий было выявлено, что остающаяся в распоряжении
Предприятия чистая прибыль, направлялась на материальную помощь и выплаты
социального характера, премии (от 70% до 90%). МУП «КГХ» не производилось
расходование чистой прибыли на:
-
развитие и расширение производственной и иной
финансово-хозяйственной деятельности;
-
на пополнение оборотных средств;
-
внедрение и освоение новой техники и технологий.
Вместе с тем, указанные
выше направления расходования чистой прибыли являются «обязательными» в
соответствии с примерным уставом государственного унитарного предприятия Города
Златоуста, утвержденного распоряжением председателя КУГИ от 03.06.2006 № 793.
Следует
отметить, что действующим Уставом МУП «КГХ» предусмотрено создание резервного
фонда в размере не ниже 3% уставного фонда предприятия, однако данный фонд
создан не был. Ежегодные отчисления в размере 10% от доли чистой прибыли,
остающейся в распоряжении Предприятия, в резервный фонд не производились.
В таблице № 16 приведены
сведения по использованию арендованного государственного недвижимого имущества Города
Златоуста, находящегося в хозяйственном ведении МУП «КГХ».
Таблица 16 Справка
об имуществе МУП «КГХ», сданном в аренду за период 2006г. – 2008г.
Наименование имущества
Арендатор
Балансовая стоимость,
тыс. руб.
Доходы, полученные от сдачи в
аренду имущества в отчетном периоде, тыс.руб.
В т.ч. перечислено в областной
бюджет, тыс руб.
2007 год
Гаражный бокс г. Владимир, ул.
Мостостроевская,1
ЧП Волков Алексей Валерьевич
7,5
19,575
19,575
9 м-цев 2008г.
Гаражный бокс г. Владимир, ул.
Мостостроевская,1
ИП Небесная Елена Владимировна
12,6
23,589
0
Гаражный бокс г. Владимир, ул.
Мостостроевская,1
ИП Марина Иван Иванович
5,6
13,50
0
Гаражный бокс г. Владимир, ул.
Мостостроевская,1
ЧП Волков Алексей Валерьевич
7,5
23,415
0
Административное здание г.
Суздаль, ул. Ленина, 26а