Анализ финансового состояния МУП "Комитет городского хозяйства" города Златоуста
В нарушение Закона Города Златоуста от 10.01.1999 № 1-ОЗ «О
порядке сдачи в аренду государственного имущества Города Златоуста»
арендованное государственное имущество не застраховано.
Необходимо отметить, что руководством Владимирского филиала МУП
«КГХ» в нарушение действующего законодательства и действующего договора аренды
самостоятельно принято решение об отсрочке оплаты арендной платы, которая была
использована арендатором для восстановления отопительной системы арендованного
объекта, причем обязанность проведения капитального ремонта лежит на
Балансодержателе.
МУП
«КГХ» в областном бюджете предусматриваются денежные средства, которые в
соответствии с соглашением между областной администрацией и МУП «КГХ»
направляются в виде субсидий на реализацию МУП «КГХ» мероприятий по гражданской
обороне.
В ходе контрольного мероприятия были проанализированы
соглашения от 10.02.2008 № 7, от 29.04.2007 № 120, от19.02.2006 № 10. Акты
выполненных работ ежемесячно представлялись Заместителю Глава администрации
муниципального образования области Е.А. Карпову. Однако в нарушение
постановления Глава администрации муниципального образования Города Златоуста
от 28.01.2008 № 37 (ред. 03.08.2008) «О мерах по реализации Закона Города
Златоуста «Об областном бюджете на 2008 год» финансирование МУП «КГХ», должно
было осуществляться на основании представляемых в главное финансовое управление
администрации области отчетов о выполнении указанного соглашения. Данное
требование проверяемым Предприятием не выполнялось.
Необходимо также
обратить внимание на то, что МУП «КГХ» выполняет мероприятия по гражданской
обороне, например: организация и проведение мероприятий по первоочередному
обеспечению населения области, пострадавшего при ведении военных действий или
возникновении чрезвычайных ситуаций коммунально-бытовыми услугами и т.п. Вместе
с тем, согласно сметы на выполнение работ проверяемым Предприятием данными
работами занимается всего один человек, из 160 тыс.руб. безвозмездно
предоставленных Предприятию средств 151,8 тыс. руб. составляет фонд оплаты
труда специалиста с начислениями.
В
соответствии с постановлением Глава администрации муниципального образования Города
Златоуста от 06.05.2007 № 284 «Об обеспечении топливом органов местного
самоуправления на отопительный сезон 2007/2008 гг.» в целях своевременной
подготовки к отопительному сезону 2007/2008 гг. и в соответствии с топливным
балансом 2007 года по каждой территории МУП «КГХ» на основании проведенных торгов
должен приобрести топочный мазут и печное бытовое топливо для муниципальных
образований. В 2007 году Счетной палатой проводилась проверка проверки целевого
и эффективного использования средств областного бюджета, направляемых в бюджеты
муниципальных образований на приобретение топлива для отопительного сезона 2007-2008
годов. В ходе проверки нарушения по МУП «КГХ» выявлено не было. В ходе
настоящей проверки также были проанализированы договора поставки топлива,
процесс организации торгов. Нарушений не выявлено.
Муниципальное унитарное ремонтно – эксплуатационное
предприятия Города Златоуста (далее – МУП ) является правопреемником
муниципального унитарного ремонтно – эксплуатационного предприятия «Златоустьское»,
зарегистрированного Межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам РФ
№ 2 по Города Златоуста 19.08.2005 г. Действующая редакция Устава предприятия
приведена в соответствие с Федеральным законом от 14.11.2005 г. № 161-ФЗ «О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и утверждена
распоряжением Главы администрации Города Златоуста от 30.06.2006 № 594-р.
От
имени муниципального образования Камешковский район права собственника имущества
Предприятия осуществляет администрация Города Златоуста.
Предприятие
является коммерческой организацией.
Имущество
предприятия является муниципальной собственностью Города Златоуста.
Местонахождения
предприятия: Российская Федерация, Республика коми город Златоуст ул.
Пионерская 16.
Предприятие
создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его
деятельности и получения прибыли, основными видами деятельности являются:
- организация технического обслуживания,
эксплуатации, профилактики и ремонта переданного в хозяйственное ведение жилого
фонда и нежилых помещений;
- отделка и ремонт зданий и
строительных конструкций;
- текущий ремонт зданий;
- ремонт жилья (квартир) по заявкам
населения;
- ремонт и капитальный ремонт,
строительство зданий и сооружений непроизводственного назначения;
- непроизводственные виды бытового
обслуживания населения, бани, прачечные, парикмахерские, фотографии, ритуальные
услуги, услуги населению по обработке земли, транспортные работы;
- эксплуатация инженерных сетей;
- разработка тарифов на коммунальные
услуги;
- благоустройство территорий и
дорожного хозяйства.
Уставный
капитал предприятия составляет 100 тыс.руб. Добавочный капитал предприятия
составляет 126994 тыс.руб. Уставный фонд предприятия сформирован имуществом.
Предприятием получены соответствующие лицензии,
дающие право на осуществление основных видов деятельности. В частности, на
право пользования недрами, на водопользование, на эксплуатацию взрывоопасных
производственных объектов, на эксплуатацию инженерной инфраструктуры городов и
других населенных пунктов, лицензия на осуществление деятельности по
эксплуатации тепловых сетей, включающую в себя прием, передачу и распределение
тепловой энергии.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные
счета в банковских учреждениях, печать и штампы со своим наименованием.
В настоящее
время руководство деятельностью предприятия осуществляет Гуреева Людмила
Викторовна. Срок действия трудового договора установлен с 25 января 2008 г. на
неопределенный срок. Назначение директора Предприятия осуществлено в
соответствии с Федеральным Законом «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях».
В таблице № 17 приведена динамика штатной и
фактической численности МУП Города Златоуста.
Таблица № 17
2007 год
2008 год
9 мес. 2006 года
По штату
факт
По штату
факт
По штату
Факт
Численность работников - всего
612
482
523
441
510
407
В том числе
ИТР и служащие
60
60
48
48
44
44
рабочие
552
442
475
393
466
363
Одной из
проблем эффективного функционирования объектов КГХ, приведения их в нормативное
состояние, является дефицит кадрового состава ИТР и рабочих, занятых в системе КГХ,
а также значительная текучесть кадров.
Так, на предприятии отмечается большая текучесть кадров и
дефицит специалистов рабочих профессий. Так, в 2008 году уволилось 57%
работников, вновь принято - 46%.
Основной
причиной текучести кадров, а также их неполной занятости является низкий
уровень заработной платы. Среднемесячная заработная плата по состоянию на
01.01.06 в целом по предприятию составляет 3980 руб., руководителя – 12000
руб., руководящего персонала – 6230 руб.
По состоянию на 01.01.06
на предприятии задолженность по оплате труда составляла 466 тыс. руб. На момент
проведения проверки просроченной задолженности по оплате труда нет.
В таблице № 18 приведена
структура фактически оказанных услуг без НДС МУП Города Златоуста.
Таблица № 18
Наименование
2008 год
9 мес.2006 г.
тыс. руб.
уд. вес
тыс. руб.
Уд. вес
Водоснабжение
7343,3
9,78
5986,5
12,09
Водоотведение (канализация)
10131,6
13,49
7275,7
14,69
Теплоснабжение
35522,3
47,29
22324,0
45,07
Эксплуатация жилого фонда
11842,7
15,77
7887,7
15,93
Санитарная очистка
5551,9
7,39
4210,9
8,5
Баня
583,7
0,78
392,5
0,79
Прочие
4137,5
5,5
1475,1
2,93
ИТОГО:
75113
100,0
49532,4
100,0
Анализ структуры оказываемых услуг позволяет сделать
вывод о том, что основной удельный вес занимают работы по производству и распределению
тепловой энергии. При этом основной объем оказываемых предприятием услуг
приходится на долю населения. Так, за 9 месяцев 2006 года населению оказано
услуг на сумму 35,7 тыс.руб. или 72,5 % от общего объема.
Общий объем финансирования МУП Города Златоуста за
счет средств муниципального бюджета за 2008 год составил 9834 тыс.руб.(экономически
обоснованные убытки – 5800 тыс.руб., убытки бань – 450 тыс.руб., на капитальные
вложения – 1241 тыс.руб.), за 9 месяцев 2006 года – 5895 тыс.руб., в том числе
дотации на покрытие убытков КГХ – 2844 тыс.руб.
Следует отметить, что убытки КГХ возмещаются топливом
(мазут, уголь).
В районном бюджете на 2006 год средства на подготовку
к отопительному сезону 2006-2007 г.г. отдельной строкой не предусмотрены.
По состоянию на 01.01.06 общая стоимость основных фондов
составляла 114,1 тыс. руб. По состоянию на 01.10.06 – 124,9 тыс. руб.
Установленная мощность котельных составляет 32,1 МВт. Подключаемая
мощность составляет в 2008 году – 12,6 МВт, в 2006 году – 15,3 МВт. Средняя
рабочая мощность составляет в 2008 году – 28 МВт, в 2006 году – 30 МВт.
Коэффициент эффективности использования установленной мощности увеличился с 44,5
в 2008 году до 51 в 2006 году.
Предприятие охватывает теплоснабжением 251,8 тыс.кв.м жилого
фонда.
В структуре топливного баланса газ составляет 69,4%, уголь –
24,2% и мазут – 6,4%.
Фактические потери в сетях превышают нормативные (норматив 17%),
что связано со значительным износом тепловых сетей, низким КПД котельных – в
среднем 60%, хищением со стороны населения теплоизоляционного материала,
арматуры и пр., низким техническим состоянием внутридомовых коммуникаций в
связи со значительным износом жилого фонда (60-70%%). Общие потери выработанной
и распределенной теплоэнергии за 2008 год по данным «Отчетной калькуляции
себестоимости отпущенной тепловой энергии» форма 6-Т, утвержденной
постановлением Госстроя России от 23.02.99 № 9, составили 28%. За 9 месяцев 2006
года потери тепловой энергии увеличились на 1% и составили 29%.
Анализ
финансового состояния предприятия проведен на основании бухгалтерской
отчетности за 2007 – 2008 г.г. Оценка удовлетворительности структуры баланса
произведена в соответствии с методическими указаниями по проведению анализа
финансового состояния организаций, утвержденных приказом ФСФО РФ от 23.01.2001
№ 16.
В
таблицах № 19 приведены данные об основных экономических показателях
финансово-хозяйственной деятельности МУП Города Златоуста за проверяемый
период.
Таблица № 19
Показатель
на 01.01.2007
на 01.01.2008
на 01.01.2006
Отклонения, раз
гр 3/гр.2
гр.4/гр.3
1
2
3
4
6
7
Общая величина имущества (валюта
баланса), тыс.руб.
85609,00
99986,00
150336,00
1,17
1,50
Капитал и резервы (источники
собственных средств предприятия), тыс.руб.
68091,00
75454,00
115788,00
1,11
1,53
Выручка от реализации работ,
товаров, услуг, тыс.руб.
43013,00
55427,00
75113,00
1,29
1,36
Себестоимость реализации товаров,
продукции, услуг, тыс.руб.
53399,00
63871,00
76862,00
1,20
1,20
Прибыль (убыток), тыс.руб.
-3248,00
-8266,00
884,00
2,54
-0,11
Дебиторская задолженность,
тыс.руб.
9545,00
14938,00
26340,00
1,57
1,76
Кредиторская задолженность перед
предприятиями-кредиторами, тыс.руб.
3083,00
2145,00
5087,00
0,70
2,37
Задолженность перед бюджетом,
тыс.руб.
4035,00
8714,00
13610,00
2,16
1,56
Задолженность перед
государственными внебюджетными фондами, тыс.руб.
5162,00
10357,00
8952,00
2,01
0,86
Задолженность по оплате труда,
тыс.руб.
1913,00
880,00
466,00
0,46
0,53
Доля себестоимости в общем объеме
выручки от реализации, %
124,15%
115,23%
102,33%
Соотношение дебиторской и
кредиторской задолженности, раз
0,67
0,68
0,94
Анализ основных
показателей финансово-хозяйственной деятельности МУП Города Златоуста
показывает, что себестоимость продукции превышает общий объем выручки.
Сумма кредиторской
задолженности превышает дебиторскую задолженность.
За два года общий размер
кредиторской задолженности увеличился в 2 раза.
Сокращается доля
основных средств в активах.
Кредиторская
задолженность по состоянию на 01.01.05 г. составляет 24531 тыс.руб., по стоянию
на 01.01.06 г. – 32205 тыс.руб. (рост в 1,31 раза).
В таблице № 20 приведены
сведения о динамике кредиторской задолженности предприятия.
Таблица № 20, тыс. руб.
Показатели
На 01.01.2007
На 01.01.2008
На 01.01.2006
На 01.07.2006
Рост, снижение, раз
За 2007 год
За 2008 год
За 6 мес. 2006года
Задолженность перед внебюджетными
фондами
1535
5162
8952
9088
3,36
1,73
1,02
Из нее просроченная свыше 3-х
месяцев)
1535
5162
852
9088
3,36
0,17
10,67
Задолженность перед бюджетом
1648
4035
13610
19543
2,45
3,37
1,44
В т.ч. перед областным бюджетом
989
2421
5444
7817
2,45
2,25
1,44
Из нее просроченная свыше 3-х
месяцев)
989
2421
5444
7817
2,45
2,25
1,44
Задолженность перед другими
предприятиями-кредиторами
479
3083
9177
3988
6,44
2,98
0,43
Из нее просроченная свыше 3-х
месяцев)
-
-
-
-
Данные приведенной таблицы свидетельствуют об увеличении просроченной
задолженности по платежам во все уровни бюджетной системы. Администрация Города
Златоуста как собственник никаких мер по оздоровлению МУП Города Златоуста не
предпринимало.
Предприятие сработало с
прибылью только за 2008 год.
Значительный
удельный вес в оборотных активах МУП Города Златоуста по итогам 2008-I полугодия 2006 г.г. занимает статья: «расчеты с
дебиторами». Последнее свидетельствует об отвлечении части текущих активов на
кредитование потребителей и прочих дебиторов предприятия.
Дебиторская
задолженность по состоянию на 01.01.05 г. составляет 14938 тыс.руб., по стоянию
на 01.01.06 г. – 26340 тыс.руб. (рост в 1,76 раза).
Значительный
размер (около 90%) в структуре дебиторской задолженности занимает задолженность
населения по оплате коммунальных услуг, предоставленных предприятием. По
состоянию на 01.01.05 г. размер данной задолженности составил 13047,9 тыс. руб.
Необходимо отметить, что
одной из причин роста неплатежей населения является предоставление
предприятиями КГХ некачественных услуг.
В
целом анализ бухгалтерской отчетности свидетельствует о неудовлетворительном,
по сути, банкротном финансовом состоянии МУП Города Златоуста.
Таблица №
21
Показатели
на 01.01.2007
на 01.01.2008
на 01.01.2006
Норматив
Общие показатели
Среднедневная выручка, тыс.руб.
119,48
153,96
208,65
Доля основных средств в активах
81,01%
79,67%
75,91%
Среднедневная выручка на одного
работающего, тыс.руб./чел.
0,25
0,35
0,51
Показатели рентабельности
хозяйственной деятельности
Общая рентабельность - Ро
-0,06
-0,13
0,01
Рентабельность активов - Ра
-0,04
-0,08
0,01
Рентабельность инвестиций
0,00
0,00
0,00
Рентабельность оборотного
капитала
-0,20
-0,41
0,03
Рентабельность продаж
-0,24
-0,15
-0,02
Показатели ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности -
Ктл
0,92
0,82
0,99
2
Коэффициент абсолютной
ликвидности - Кал
0,00
0,00
0,04
0,2
Показатели платежеспособности и
финансовой устойчивости
Коэффициент соотношения заемных и
собственных средств - Ксзс
0,26
0,33
0,30
0,7
Коэффициент автономии (финансовой
независимости)
0,80
0,75
0,77
Коэффициент задолженности
фискальной системе
0,21
0,34
0,30
Показатели деловой активности
Период оборота текущих активов -
Пота
79,96
97,04
133,43
Период оборота запасов и затрат -
Позз
44,53
29,62
29,91
Предприятие испытывает недостаток собственных оборотных
средств для поддержания необходимого уровня финансовой устойчивости и
независимости, о чем свидетельствует значение коэффициента обеспеченности
собственными средствами Косс.
Значения
коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности Ктл и Кал,
не соответствующие нормативным, свидетельствуют о недостаточном обеспечении
предприятия оборотными средствами в целом, необходимыми для своевременного
погашения срочных обязательств. Значения коэффициента абсолютной ликвидности Кал
показывают, что в ближайшее время кредиторская задолженность не будет погашена
из-за отсутствия у предприятия свободных денежных средств.
Снижение коэффициента
покрытия текущих обязательств оборотными активами за анализируемый период
свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов предприятия.
О неэффективной работе
предприятия свидетельствуют и отрицательные значения показателей рентабельности.
До проверяемого
Предприятия в нарушение требований законодательства администрацией района не
доводились показатели экономической эффективности (валовая выручка, чистая
прибыль, чистые активы). И соответственно руководством МУП Города Златоуста не
предоставлялись данные о фактически достигнутых величинах показателей
экономической эффективности деятельности за соответствующие отчетные периоды.
Все государственное
имущество, закрепленное за проверяемым предприятием на праве хозяйственного
ведения используется в соответствии с его целевым назначением.
Руководителем МУП Города Златоуста ежеквартально
предоставляет учредителю статистическую и бухгалтерскую отчетность. Отчетность
по соответствующей форме о деятельности предприятия, а также ежегодный доклад о
финансово-хозяйственной деятельности предприятия с предложениями по улучшению
его работы в проверяемом периоде не предоставлялись.
МУП Города Златоуста в нарушение Устава
предприятия не разрабатывались Планы (программы деятельности) на проверяемые
периоды и соответственно данные программы не были рассмотрены учредителем.
В таблице №
22 приведены данные об имуществе, реализованном в течении проверяемого периода.
Таблица № 22
№п/п
Наименование имущества
Балансовая стоимость
(тыс. руб.)
Доходы, полученные от продажи
имущества
(тыс. руб.)
В т.ч. перечислено в местный
бюджет (тыс. руб.)
1
2
3
4
5
1
Экскаватор ЭО 3322-Д (11-24)
4352вк
16,5
384,3
20,0
Итого:
16,5
384,3
20,0
В
соответствии с распоряжением Главы Города Златоуста от 04.05.2006 № 521-р «О
даче согласия на продажу экскаватора ЭО – 3322д» МУП Города Златоуста был
продан ООО «МастерВест» (г. Владимир) указанный экскаватор по цене не ниже,
установленной независимым оценщиком – 384,3 тыс.руб. в т.ч. НДС 18% 58622 руб.
03 коп.
Указанным
распоряжением Главы администрации района были установлены нормативы
распределения средств от продажи экскаватора:
- 20% - в
районный бюджет;
- 80% - МУП
для приобретения автомашины АНЖ.
Результаты
контрольно-аналитического мероприятия показали наличие задолженности МУП Города
Златоуста перед местным бюджетом по уплате доходов от продажи экскаватора в
сумме 45,1 тыс. руб.
Решением
районного Совета народных депутатов от 19.12.2008 г. № 39 установлены отчисления
в местный бюджет от прибыли, остающейся в распоряжении унитарных предприятий района.
Задолженность по отчислениям от прибыли по МУП Города Златоуста на момент
проведения контрольного мероприятия составляет 88,4 тыс.руб.
Полученная предприятием
по итогам 2008 года чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия в
сумме 884 тыс.руб. была использована на прочие цели.
МУП Города
Златоуста не производилось расходование чистой прибыли на:
-
развитие и расширение производственной и иной
финансово-хозяйственной деятельности;
-
на пополнение оборотных средств;
-
внедрение и освоение новой техники и технологий.
Следует
отметить, что действующим Уставом проверяемого предприятия предусмотрено создание
резервного фонда, однако данный фонд создан не был.
В таблице № 23 приведены
сведения по использованию арендованного муниципального имущества, находящегося
в хозяйственном ведении проверяемого предприятия.
Таблица 23
Наименование имущества
Арендатор
Пилорама, г. Камешково,
оборудование пилорамы
Предприниматель Шахин И.В.
Трактор ДЗ (ДТ-75 ДРС2)
Гаврильцевская средняя
общеобразовательная школа»
Строительные мастерские
Предприниматель Шахин И.В.
Нежилое помещение под
общественное питание
Предприниматель Вуколов В.Ю.
Нежилое помещение для реализации
хозтоваров
Предприниматель Гущина В.Н.
Нежилое помещение для реализации
промтоваров
Предприниматель Гущина В.Н.
Нежилое помещение для оказания
парикмахерских услуг
Предприниматель Нестерова Е.В.
Необходимо отметить,
что руководством МУП Города Златоуста при сдаче движимого имущества –
дизельного трактора и пилорамы со станками было нарушено положения о порядке
сдачи в аренду муниципального имущества Города Златоуста, утвержденное решением
от 28.09.2007 № 302 Златоустьского районного Совета народных депутатов (глава
5), согласно которому муниципальные предприятия сдают в аренду закрепленное за
ними движимое имущество по согласованию с отделом по управлению имуществом
района в форме издания приказа отделом. Размер арендной платы должен определяться
по договоренности сторон с учетом рыночной стоимости и износа арендованного
имущества.
Анализ деятельности
органов местного самоуправления Города Златоуста в части тарифного
регулирования показал следующее.
МУП Города Златоуста
проводится обязательное ежегодное проведение независимой экспертизы
экономического обоснования цен и тарифов на услуги КГХ.
По
результатам анализа отмечается, что структура тарифа на тепловую энергию имеет
однородный характер и состоит из следующих видов калькуляционных статей:
топливо на технические нужды; вода; электроэнергия; вспомогательные материалы;
фонд ЗП с начислениями; амортизация; прочие расходы. Основными факторами,
влияющими на увеличение себестоимости 1 Гкал являются: рост расходов
теплообразующих предприятий на топливо; изношенность котельных и тепловых
магистральных, разводящих, внутридомовых сетей; отсутствие приборов учета
потребления воды и тепловой энергии.
Формирование
же тарифов осуществляется затратным методом, как произведение себестоимости 1
Гкал и рентабельности предприятия, рассчитанной по данному виду услуг.
В
снижении расходов на обслуживание жилищно-коммунальной сферы существенная роль
отводится руководителям муниципального хозяйства и органам местного управления.
При этом затратная методология формирования тарифов не побуждает коммунальные
предприятия повышать эффективность своей работы, что сказывается на удорожании
единицы услуги.
Сокращение же
издержек производства означает для жилищно-коммунальных организаций снижение
тарифов и прибыли, тогда как рост производственных затрат можно компенсировать
увеличением тех же самых тарифов.
Одной из причин
убыточности муниципальных предприятий КГХ является превышение фактической
себестоимости единицы оказываемой услуги над утвержденным тарифом (без НДС).
Так в
экспертном заключении Департамента государственного регулирования
топливно-энергетического комплекса администрации Города Златоуста по делу об
установлении тарифа на теплоэнергию, отпускаемую МУП Города Златоуста указано,
что в соответствии с представленной калькуляцией фактическая себестоимость 1
Гкал теплоэнергии составила 598 руб. 79 коп. (превышение установленного тарифа
на 49,6%). Статистической отчетностью фактическая себестоимость не
подтверждается. Имеют место существенные расхождения в величине затрат на
топливо, фонда оплаты труда, ремонтного фонда и прочих расходов в отчетной
калькуляции и статотчетности. Не подтверждается фактический расход мазута и
угля. Рост себестоимости произошел по причине несоблюдения МУП согласованных
нормативов расхода условного топлива и воды. Предприятие превысило
согласованные департаментом объемы ФОТ и прочих расходов. На величину тарифа
повлияло и значительное превышение (в 2 раза) согласованной величины потерь
тепловой энергии в сетях.
Необходимо отметить, что постановлением Глава
администрации муниципального образования Города Златоуста от 11.02.2007 года №
93 «О мерах по оказанию содействия в проведении добровольной сертификации в
организациях жилищно-коммунального хозяйства Города Златоуста» руководителям
организаций жилищно-коммунального хозяйства рекомендовано осуществить
мероприятия по проведению добровольной сертификации оказываемых услуг и персонала.
Однако МУП Города Златоуста данная сертификация не проведена.
Уровень платежей граждан
за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в 2006 году соответствует федеральному
стандарту (100%), однако по содержанию и ремонту жилого фонда уровень платежей граждан
составляет 89% (см. таблицу № 24).
Таблица
№ 24 Расчет (проект) стоимости услуг по эксплуатации жилищного фонда на 2006
год
№ п/п
Показатель
Ед.
изм.
Фактическая стоимость за ед.изм.,
(руб.)
Тариф для населения за ед. изм.
(руб.)
Уровень платежей населения
(гр.5/гр.4*100)
Применяемая норма расхода
Фактическая стоимость
стандартного набора ЖКУ в расчете на 1м2
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Водоснабжение
м3
8-65
8-65
100
200 л чел/сутки
2,88 (гр. 4*7*30/1000/18)
2.
Водоотведение
м3
11-98
11-98
100
200 л чел/сутки
3,99 (гр. 4*7*30/1000/18)
3.
Отопление
Гкал
765-22
765-22
100
0,035 Гкал кв. м в год
26,78 (приведенная – 21,17)
4.
Горячее водоснабжение
Гкал
765-22
765-22
100
0,15 Гкал на 1 чел/месяц
6,38 (гр. 4*7/18)
5.
Содержание и текущий ремонт
жилого фонда
Кв. м
6-21
5-55
89
5-55
6.
Вывоз ТБО
м3
0,59
0,59
100
0,59
7.
Газоснабжение
м3
0,93
0,93
100
0,93
8.
Электроснабжение
КВт
2-81
2-81
100
2-81
Величина затрат на производство
жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв.м.
49 руб.91 коп.
Таким
образом, одна из причин убыточности МУП Города Златоуста заключается в том, что
жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к
оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат
материально-технических ресурсов. Нет свободных оборотных средств, которые
необходимо направлять на сокращение затрат по энергосбережению, на ликвидацию
утечек и потерь, а также обновлению основных средств. Техническое состояние
коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа (72%),
высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и
большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительный ремонт уступил
место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
В ходе контрольно-аналитического
мероприятия было обращено внимание на не включение расходов по капитальному
ремонту в тарифы на водоснабжение, на вывоз ТБО, на водоотведение.
Для расчета критериев качества ЖКУ, предоставляемых населению
приведем исходную информацию.
В течение 2008 года граждане Златоуста обращались по поводу
предоставления некачественных услуг 215 раз, за 9 месяцев 2006 года поступило
101 обращение.
Сведения о реализованных обращений граждан в органы местного
самоуправления и муниципальные жилищно-коммунальные предприятия по фактам
некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг представлены в
таблице № 25.
Таблица
№ 25
Всего
В том числе
По теплоснабжению
По водоканализационному
обслуживанию
По содержанию и ремонту жилья
Другие вопросы
Поступило обращений
2008/2006
215/101
27/31
36/18
56/52
96/-
Реализовано предложений 2008/2006
29/21
8/7
3/1
9/13
9/-
% исполнения
2008/2006
13,5/20,8
2,6/22,6
8,3/5,5
16,0/25
9,3/-
Из приведенных данных следует, что наибольшее количество
жалоб жителей поступило на некачественное предоставление услуг по содержанию и
текущему ремонту жилых домов (26% - 51,5%) и отоплению (12,6% - 30,7%).
Аварийных ситуаций, повлекших прекращение подачи тепловой
энергии, отключение горячего и холодного водоснабжения в 2008 году не было. В
2006 году произошла одна аварийная ситуация, повлекшая отключение холодного
водоснабжения на срок более 5 суток.
Плановые расходы на реализацию мероприятий к отопительному
сезону по Камешковскому району в 2008 году составили 43058,9 тыс. руб., в 2006
году - 53004,9 тыс. руб. Фактические расходы на реализацию мероприятий по
подготовке к отопительному сезону 2008 года составили 43058,9 тыс. руб., за 9
месяцев 2006 года – 26490,3 тыс. руб.
Общее количество многоквартирных (более 4-х квартир) домов -
240 ед.
Общее количество многоквартирных домов, собственники жилых
помещений в которых выбрали и реализовали свое решение по способу управления
домами за отчетный период - 16 ед.
Количество организаций КГХ в муниципальном образовании - 1 (МУП
Города Златоуста).
Количество частных и приватизированных организаций КГХ в муниципальном
образовании в отчетный период - нет.
Кредиторская задолженность организаций КГХ Города Златоуста:
на 01.01.2008-2752,4 тыс. руб.; на 01.01.2006 - 54900 тыс. руб.; на 01.10.2006
- 54810 тыс. руб.
Дебиторская задолженность организаций КГХ Города Златоуста:
на 01.01.2008 - 1779,8 тыс. руб.; на 01.01.2006 - 27230 тыс. руб.; на
01.10.2006 - 22700 тыс. руб. В 2008 году субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг в Камешковском районе получили 1788 семей, за 9 месяцев 2006
года- 1331 семья. Общее количество семей в Камешковском районе-13555.
Исходя из принятых критериев эффективности оценим
использование бюджетных средств органами местного самоуправления для выполнения
осуществляемых ими функций по обеспечению функционирования системы
жилищно-коммунального хозяйства Города Златоуста.
Так, в районев полном объеме реализуются
мероприятия по организации получения населением жилищно-коммунальных услуг в
соответствии с действующем законодательством:
Количество
обращений граждан в диспетчерские службы органов местного самоуправления в 2006
году снизилось по сравнению с 2008 годом. Вместе с тем, в районе выявлена
неэффективность системы управления жилищной отраслью в муниципальном
образовании, т.к. не все собственники жилых помещений в которых выбрали и
реализовали свое решение по способу управления домами. Не развита конкурентная
среда предоставления жилищно-коммунальных услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство
территории не имеет инвестиционной привлекательности.
Одной из
проблем эффективного функционирования объектов КГХ, приведения их в нормативное
состояние, является дефицит кадрового состава ИТР и рабочих, занятых в системе КГХ,
а также значительная текучесть кадров.
Так, на предприятии отмечается большая текучесть кадров и
дефицит специалистов рабочих профессий. Так, в 2008 году уволилось 57%
работников, вновь принято - 46%.
Основной
причиной текучести кадров, а также их неполной занятости является низкий
уровень заработной платы. Среднемесячная заработная плата по состоянию на
01.01.06 в целом по предприятию составляет 3980 руб.
Предприятие испытывает недостаток собственных оборотных
средств для поддержания необходимого уровня финансовой устойчивости и
независимости.
Значения
коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности не соответствующие нормативным,
свидетельствуют о недостаточном обеспечении предприятия оборотными средствами в
целом, необходимыми для своевременного погашения срочных обязательств. Значения
коэффициента абсолютной ликвидности показывают, что в ближайшее время
кредиторская задолженность не будет погашена из-за отсутствия у предприятия
свободных денежных средств.
О неэффективной работе
предприятия свидетельствуют и отрицательные значения показателей
рентабельности.
Анализ деятельности
органов местного самоуправления Города Златоуста в части тарифного
регулирования показал следующее.
Одной из причин убыточности
муниципальных предприятий КГХ является превышение фактической себестоимости
единицы оказываемой услуги над утвержденным тарифом (без НДС).
Необходимо отметить, что
постановлением Глава администрации муниципального образования Города Златоуста
от 11.02.2007 года № 93 «О мерах по оказанию содействия в проведении
добровольной сертификации в организациях жилищно-коммунального хозяйства Города
Златоуста» руководителям организаций жилищно-коммунального хозяйства
рекомендовано осуществить мероприятия по проведению добровольной сертификации
оказываемых услуг и персонала. Однако МУП Города Златоуста данная сертификация
не проведена.
Таким
образом, одна из причин убыточности МУП Города Златоуста заключается в том, что
жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к
оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат
материально-технических ресурсов. Нет свободных оборотных средств, которые
необходимо направлять на сокращение затрат по энергосбережению, на ликвидацию утечек
и потерь, а также обновлению основных средств. Техническое состояние
коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа (72%),
высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и
большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительный ремонт уступил
место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
1. Велихов Л.А. Основы городского
хозяйства. Москва, Ленинград, Госиздательство, 1928. 468с.
2. Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков
А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ. научн.
фонд. 1997.
3. А. Газарян. Миссия местных властей
и проблемы предоставления услуг населению. Теоретические основы гражданской
администрации. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы.
М.Б.Горного. СПб: 1997.
4. Г.Холлис, К.Плокер. На пути к
демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов
власти в новой Европе. 1995.
5. Организация и деятельность местных
и региональных властей Литвы (обзор за 1996г.). В кн.: Местное самоуправление в
Санкт-Петербурге и Литве: два пути. Под ред. М.Б.Горного. СПб. 1999.
6. Местное самоуправление в
современной России. Аналитический доклад «Реализация законодательства
Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы
развития местного самоуправления в современной России», М.: Моск. обществ.
науч. фонд, 1998, 240с.
7. Закон Санкт-Петербурга от 20.05.99
№91-18. О заказе Санкт-Петербурга.
8. Савас Э.С. Приватизация: ключ к
рынку. М.: Дело, 1992. 411с.
9. Герцик И.М. Организация местного
самоуправления в Калиниградской области. В кн.: Местное самоуправление:
проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб: 1997.
10. Древаль И.В. Местное
самоуправление в мегаполисе. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и
перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб: 1997.
11. Федеральный Закон от 08.01.98
№8-ФЗ. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации.
12. Муниципальное экономическое
развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород,
Саратов, Ярославль. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. – 383с.
МОСКОВСКАЯ
ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет Управления
права информатики
Кафедра
Государственное и муниципальное управление